Ценностное отношение к социальной действительности как педагогическая проблема
УДК 373.3
Смолонский Сергей Игоревич
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье раскрывается ценностное отношение к социальной действительности как педагогическая проблема. Представляются точки зрения различных исследователей, занимавшихся данной тематикой, рассматривается взаимосвязь понятий «ценностное отношение» и нравственность, а также результаты практического исследования.
Ключевые слова: краеведение, младшие школьники, начальная школа, нравственность, патриотическое воспитание, система воспитания, ценностное отношение.
Знаменитые «педагоги-классики» (Я.А. Ко-менский, Я. Корчак, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий) отводили огромное значение педагогическим традициям народа и его воспитательного опыта, которые являются основным исходным материалом для таких понятий как «ценности» и «ценностное отношение», применимо к педагогической науке. Одной из распространенных точек зрения являлось мнение о тесной взаимосвязи, народной педагогики и ценностного воспитания.
Я.А. Коменский вел свою просветительскую деятельность в эпоху зарождения и начала становления европейских наций. Исходя из культурной, этнической самоидентификации его работы носили народно-педагогический, национально-педагогический характер, в которых отражались отличительные черты национальностей, проживавших на определенной территории, что помогало выстраивать дружественные отношения в полиэтнической среде [1, с. 9].
И.Г. Песталоцци в таких произведениях, как «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Лингард и Гертруда», ссылается на педагогические традиции и ценности общества: отчий дом он называет школой нравов, делая закономерный вывод, что средства воспитания народной школы следует искать, прежде всего, в специфике жизни народа [1, с. 10].
Современные условия предполагают активацию ценностного воспитания в рамках системы образования, причем с одного из самых ранних ее этапов: начальной школы, с учетом взаимодействия школы и родителей. Так, в ст. 18 Федерального закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте» [4].
Ценностное воспитание сегодня непосредственно связано с таким понятием, как патриотическое воспитание, что выражается в привитии чувства сильной эмоциональной привязанности к родному краю, а также знакомстве с региональными и национальными особенностями. В ходе реализации данного процесса происходит разви-
тие нравственного и эстетического мировоззрения, в том числе интеллектуального потенциала, а также способности к активной творческой деятельности. Таким образом, подбор и систематизация компетенций, необходимых для развития ценностного отношения должны соответствовать, во-первых, задачам современной системы воспитания, а во-вторых, стимулировать познавательную деятельность ребенка.
Одним из базовых понятий в воспитании ценностного отношения к родному краю является «этнос». А.В. Мудрик определяет его - как «исторически сложившуюся устойчивую общность людей, обладающих общими языком и менталитетом, стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других общностей» [6, с. 80].
В то же время, все составляющие данного понятия обладают как собственной ценностью, так и взаимозависимы, а следовательно, они являются элементами, от которых зависит успешность развития ценностного отношения к родному краю, национальным и региональным традициям.
«Регион», по определению А.В. Мудрика, -часть государства, которая характеризуется наличием относительно целостной социально-экономической системы, своеобразной истории, культуры, уникальностью социального устройства, и в ряде случаев исключительной экономической, политической и духовной сферами [6, с. 102].
При этом, если понимать ценностное воспитание в более широком смысле, то перед нами возникает проблема развития ценностного отношения к общественным нормам, традициям и обычаям на уровне государства. В роли данного института выступает политолого-юридическое явление, которое представляет составную часть политической сферы общества, имеющую в распоряжении властные полномочия.
Государство - это, прежде всего, система связанных между собой учреждений и организаций (управленческий, законодательный и судебный аппараты), осуществляющих регламентирование деятельности всей общественной структуры [6, с. 94].
При этом, понятие «ценностное отношение» тесно связано с термином «нравственность», ко-
© Смолонский С.И., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
147
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
торое определяется как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами; «патриотизм» - как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу [7, с. 183].
Учитывая указанную выше взаимосвязь «ценностного отношения» и нравственности, а также свойства и характеристики последнего термина, следует упомянуть его обусловленность описанными нами региональными и национальными особенностями, что приводит нас к важности изучения краеведения младшими школьниками.
В толковом словаре русского языка понятие «краеведение» рассматривается как изучение определенных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических, этнографических особенностей [7, с. 302].
В рамках нашего исследования, мы рассматривали влияние материала, с которым знакомились младшие школьники в рамках краеведения, внеучебной деятельности, а также семейного воспитания с применением национально-регионального компонента.
Полученные результаты продемонстрировали, что большая часть родителей детей экспериментальной группы, считают формирование патриотических чувств важным аспектом воспитательного процесса собственных детей. Также отмечается актуальность таких элементов, как воспитание любви и привязанности к семье, своему дому, городу, стране; традициям, культуре своего и одновременным принятием и уважением к традициям и культуре других народов; трепетного и бережного отношения к природе. 67% опрошенных считают, что патриотическое воспитание детей и привитие ценностей своего народа следует начинать исключительно в начальной школе. Из общего числа анкетируемых - 27% отмечают, что в данном вопросе стоит учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Опрос родителей младших школьников контрольной группы показал, что актуальной проблему воспитания патриотических чувств у детей считают 65%, мотивируя это тем, что любовь и бережное отношение к своей родине, знание ее истории являются неотъемлемым элементом воспитания.
Анкетирование выявило, что родители детей контрольной группы (48%) развивают у детей представления о своей стране и отношение к ней при помощи бесед, чтения рассказов и стихов о народах, природе и культуре родной страны, посещения музеев, участия в культурной жизни города, что не показало существенных отличий в средствах привития патриотических ценностей со стороны родителей экспериментальной группы (45%). Выявлено, что 10% опрошенных обеих групп уделяют значительное внимание туристи-
ческой составляющей, как элементу ценностного воспитания своих детей. В ходе поездок они посещают культурно-исторические памятники, музеи, сопровождая рассказами и пояснениями, что оказывает положительный эффект в виде открытия для ребенка многообразия традиций своей родины, а также своего региона. В то же время, 35% родителей экспериментальной и 32% контрольной групп затруднились с выбором позиции по поводу привития ценностного отношения к родине и родному краю, а также формами и методами развития патриотических чувств как компонента ценностного воспитания.
Однако значение истории в воспитании подрастающего поколения отметили 100% опрошенных родителей, что позволяет сделать вывод о том, что они понимают цель таких ценностей как патриотизм, любовь к родине и ее культуре, но в то же время существенное количество из них испытывает трудности в трансляции данной модели воспитания применимо к своим детям.
Подавляющее большинство родителей обеих групп указали, что любимыми местами в родном городе для семейного времяпрепровождения являются парки и набережная города, в виду того, что последняя отличается живописностью и широтой пространства. В то же время, только 8% опрошенных отметило, что регулярно посещают музеи и театры. Большинство указало, что данным видом культурного отдыха имели возможность заниматься только в рамках школьных экскурсий.
Вопрос, касающийся оценкой родителями знаний своих детей о родном городе показал средний показатель в обеих группах: 45% в контрольной и 40% в экспериментальной, что однако расходится с объективным анализом результатов знаний детей: 28%: контрольная, 25% экспериментальная группы. 35% родителей контрольной и 31% экспериментальной групп затруднились с ответом на поставленный вопрос.
Основную роль в воспитании ценностного отношения к родине и родному краю большинство родителей отводит педагогам (74%), что значительно превышает аналогичные показатели в отношении роли семьи (52%). При этом, наиболее известными формами работы с детьми в данном направлении были выбраны экскурсии и массовые походы, изучение истории.
Таким образом, ценностное отношение к социальной действительности как педагогическая проблема тесно взаимосвязано с такими понятиями как нравственность, патриотизм, воспитание любви к родному краю, его особенностям, национальным традициям, что в практическом применении возможно в рамках ознакомления с краеведческим материалом и заинтересованностью родителей ребенка.
148
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Развитие творческих способностей студенческой молодежи...
Библиографический список
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 1999. - 168 с.
2. Груба Г.В., Помелова И.К. Ребенок познает мир. - Н. Новгород, 2003. - 160 с.
3. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. - М.: Просвещение, 1990. - 238 с.
4. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» с изм. от 12.11.2012 № 185-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
5. Марчук Е.Г. Педагогические условия формирования интеллектуальной компетентности
у школьников в образовательном процессе // Вектор науки ТГУ - 2011. - № 4. - С. 175-177.
6. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. - 568 с.
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999. -944 с.
8. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа / сост. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - СПб.: Акцент 1997. - 158 с.
УДК 378.09
Грушецкая Ирина Николаевна
кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
В статье проанализированы условия работы по развитию творческих способностей студентов, описана роль субъектов, влияющих на данный процесс, обозначены этапы и особенности социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей у студенческой молодежи в колледже.
Ключевые слова: творческие способности, студент, профессиональная образовательная организация.
Формирование творческой личности и ее способностей — одна из важных задач педагогической теории и практики, решаемых на современном этапе образовательными организациями, в том числе и профессиональными.
Содержание понятия «творчество» чаще всего связывается с понятием творческих способностей и рассматривается как личностная характеристика человека. Нам близка точка зрения Л.В. Мардахае-ва, что творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью [2]. Говоря о творческих способностях А.В. Петровский отмечает, что это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [3]. Д.Б. Богоявленская считает, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком [1].
Отличительные для конца XX - начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании - все более ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Образование должно обеспечивать преемственность профессиональных приемов, моделей, алгоритмов. Важнейшая функция образования - развитие личности обучающегося,
его творческого потенциала и профессиональных способностей. Современная педагогика признает различные пути обучения, но достижение целей возможно через инновационную деятельность педагога и учащегося, не прописанную в стандарте, но просвечивающую сквозь призму компетенций.
Стоит отметить, что проблема целенаправленной подготовки к творческой деятельности обучащающихся сложна. Это обусловлено тем, что творческая деятельность связана со многими сторонами учебного процесса, выступая одновременно как цель - в плане формирования личности, и как результат, обусловленный определенным способом организации учебной деятельности учащихся, а также как средство повышения эффективности процесса обучения.
Наше исследование проходило на базе Костромского автодорожного колледжа. В исследовании приняли участие 40 студентов 1 и 4 курсов. В качестве диагностического инструментария использовались опросник креативности Джонсона, опросник творческого потенциала студентов.
В рамках изучения творческого потенциала студентов было выявлено, что студенты колледжа в основном имеют средний уровень развития творческого потенциала. При сравнивании результатов исследования студентов 1 и 4 курсов выявлено, что в процессе обучения в колледже увеличивается процент студентов, обладающих творческими способностями (от 25% до 67% соответственно). Студенты к 4 курсу становятся более инициативными в творческом выборе, в основном применяя на себя
© Грушецкая И.Н., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
149