1. Учебную (компановка различных информационных ресурсов, развитие межпредметной интеграции и междисциплинарных связей, аккумулирование фактов данных, материалов, разработка специальных программ, систематизация ресурсов электронной библиотеки, использование wi-fi-ресурсов).
2. Научную (проведение общероссийских и международных конференций и семинаров, круглых столов, недель науки, конкурсов студенческих работ, студенческих общеуниверситетских и общеинститутских конференций, публичных лекций и психологических тренингов зарубежными учеными; открытый доступ к залу редкой книги, электронной библиотеке, диссертациям и авторефератам, выполненным на базе КГУ имени Н.А. Некрасова).
3. Досуговую (включение студентов в художественно-эстетическое (поэзия, музыка, хореография, рукоделие и пр.), обрядово-ритуальное (гимн ИПП, форма, знаки отличия, символы и т.п.), игровое взаимодействие).
4. Социальную практику (осуществление студентами социальных и профессиональных проб, разработка и реализация проектов, социальных акций).
Следовательно, в деле формирования социальной компетентности у студентов вуза его информа-
ционная среда обладает следующими возможностями, связанными со спецификой ее содержания: инициирует коммуникацию, расширяет пространство для самообразования, самовоспитания и самореализации, индивидуализирует обучение, интегрирует учебную и внеучебную деятельность, научное исследование и социальную практику, активизирует социальный и профессиональный выбор.
Библиографический список
1. Ардеев А.Х. Образовательная информационная среда как средство повышения эффективности обучения в университете: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2004. - 24 с.
2. Атанасян С.Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2009. - 50 с.
3. Зуева Е.Г. Формирование универсальных компетенций у студентов в информационно-образовательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008. - 26 с.
4. Юрченко Т. В. Организация учебно-познавательной деятельности студентов в информационно-образовательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2011. - 23 с.
УДК 37.013
Смолонский Сергей Игоревич
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье раскрываются педагогические условия, необходимые для разностороннего и комплексного духовно-нравственного воспитания. Проводится мысль о важности целенаправленного привития моральных качеств.
Ключевые слова: воспитание гражданина, духовно-нравственное воспитание, младшие школьники, начальная школа, педагогические условия.
Современный мир направлен на то, чтобы предоставить человеку максимальный комфорт. Взрослые нацелены на получение материальных благ и занимаются удовлетворением своих потребностей, в то время как зачастую ребенок остается без нравственного примера для подражания. Общество построено на принципах жесточайшей конкуренции. В школе ребенок уже начинает быть элементом системы, соревнуясь со своими сверстниками за максимальную оценку результатов своих знаний. При этом теряется атмосфера товарищества, доброжелательности и взаимопомощи в детских коллективах.
В «Примерной основной образовательной программе начального общего образования» (2010 г.) содержится программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. В данном документе утверждается, что целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступе-
ни начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [8].
В соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», современный национальный воспитательный идеал определяется:
- в соответствии с национальным приоритетом;
- исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
- согласно Конституции Российской Федерации;
- согласно Закона Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содер-
© Смолонский С.И., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2
117
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
жанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6) [7].
В данном документе современный национальный воспитательный идеал представлен как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из поставленных приоритетов духовно-нравственного воспитания, необходимо уделить особое внимание проблеме привития нравственных ценностей подрастающему поколению. Особую роль стоит отвести педагогическим условиям, способствующим развитию моральных ценностей.
Педагогические условия - это те составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся. Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания человека. В ней можно выделить подсистемы биологических, психологических и социальных условий. Условия развития делятся на необходимые и достаточные. Необходимые условия - внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности развития учащихся. Они обуславливают развивающее обучение и воспитание. Достаточные условия связаны с причинами, основаниями, противоречиями развития. Появление каждого новообразования подготовлено своей причиной, своими условиями. Отсутствие или недостаточность необходимых и достаточных условий приводит к прекращению или замедлению развития учащихся (в том числе в воспитании, обучении и социализации) [5, с. 83].
Согласно Н.М. Борытко, под педагогическими условиями понимаются внешние обстоятельства, факторы, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированные педагогом, интенци-онально предполагающие, но не гарантирующие определенный результат процесса [3, с. 114].
С точки зрения аксиологического подхода, В.В. Ильин указывает, что ценности взаимосвязаны с такими понятиями, как «диспозиция», «санкции» и «условия действия». Эти механизмы общественного контроля закладывают в личность и отслеживают выполнение основных представлений о морали, нравственных началах, нормах и правилах, а также эталоны регуляции.
Ценностное сознание как душевное качество по природе своей благоприобретено и комплексно, инспирируется, с одной стороны, конденсацией в культуре гуманитарного потенциала, а с другой стороны, упрочнением, усиливаемым естественным отбором, альтруистического добронравия [4, с. 33]
Исследователи сходятся во мнении, что нравственное воспитание не может существовать в от-
рыве от образовательного процесса. В то же время, одним из ведущих элементов является внеурочная деятельность педагога и детей. Для более успешного результата она должна быть систематизирована и практико-ориентирована.
В.Н. Банников выделяет следующие задачи, которые стоят в обеспечении успешного функционирования внеурочной деятельности:
- соблюдение преемственности в системе урочной и внеурочной деятельности, направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
- обеспечение устойчивого развития и прирас-тания воспитательных результатов;
- объединение разных видов внеурочной деятельности, направленное на достижение единства трех уровней результатов (социальный опыт, ценностный опыт, коллективный опыт) [1, с. 41].
Исследователи отмечают, что ребенку именно в начальной школе необходимо прививать такие чувства, как любовь к малой родине. Испытывая глубокие личные переживания от осознания эмоциональной связи со своим родным домом, он, в процессе взросления, сможет развить в себе чувство патриотизма к своей стране. Главная задача педагога - помочь ребенку развить ценностное отношение ко всему родному.
Важнейшим условием развития чувства привязанности к малой родине является знакомство с культурой своего региона. Посещение музеев, выставок, театров, исторических достопримечательностей формирует у ребенка привязанность к ним. При этом наглядность имеет большое значение в связи с возрастными особенностями младших школьников, создавая условия для более прочного закрепления учебного и воспитательного материала.
Каждый регион неповторим, зачастую в одном из них может быть большое разнообразие особенностей народной культуры. Знакомство с ними не должно быть скучным для ребенка или шаблонным, в виде обычной экскурсии. Наиболее приемлемым вариантом будут небольшие представления. Педагогу необходимо построить их в интерактивной форме, чтобы каждый ребенок мог, в прямом смысле, прикоснуться к культурным артефактам. Через осознание хрупкости, уникальности и неповторимости народной культуры формируется трепетное, бережное отношение к ней, и, следовательно, любовь к ней.
Г.М. Шипицына полагает, что необходимым элементом педагогического процесса является привитие ценностного отношения к природе. На основе народной культуры и традиций, демонстрирующих бережное отношение к окружающей среде, педагог может следовать экологической сообразности воспитания. В том числе, обычаи различных народов в отношении природы позволят выстроить положительную атмосферу взаимопонимания
118
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
и диалога в межнациональных отношениях муль-тикультурных классах и школах.
Ознакомление с этими традициями окажет положительное влияние на развитие межкультурного диалога между разными народами страны, усилит их интерес к традициям и ментальности друг друга, позволит представителям разных народов увидеть замечательные особенности других культур, способствующие сохранению нашего общего дома, сохранению в чистоте и порядке той земли, на которой мы все живем [6, с. 19].
Данная позиция исследователей находит свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где в содержательном разделе образовательной программы определяется общее содержание начального общего образования и включаются следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и межпредметных результатов:
- программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
- программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
- программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- программу коррекционной работы [9].
Духовно-нравственное воспитание и привитие
экологической культуры выделяются отдельными пунктами, что говорит о большом внимании общественности к данным вопросам в сфере патриотического воспитания в целом.
Сущность и содержание патриотического воспитания с педагогической точки зрения можно представить как процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения [3, с. 171].
Таким образом, педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей младшего
школьного возраста находят свое отражение в создании необходимых условий и факторов, воздействующих на ребенка с целью привития ему качеств, необходимых для выработки ценностного отношения, прежде всего, к родному краю и его природе, путем личного примера и межкультурного взаимодействия.
Библиографический список
1. Банников В.Н. Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся во внеурочной деятельности // Начальная школа. - 2012. - № 8. -С. 41-46.
2. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. - Волгоград: Перемена, 2001. -181 с.
3. Вятлев Д.Н. К вопросу о реализации педагогических условий формирования патриотизма у юношей в объединениях спортивной направленности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювеноло-гия. Социокинетика. - 2014. - Т. 20. - № 1. - С. 171174.
4. Ильин В.В. Аксиология. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 216 с.
5. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. -М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
6. Шипицына Г.М. Экологическое воспитание школьников и их родителей в аспекте диалога культур // Начальная школа. - 2012. - № 6.- С. 18-20.
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: standart.edu.ru / catalog.aspx?CatalogId=985.
8. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р:минобрнауки.рф/документы/922/файл/227/ 10.07.20-Примерная_программа_Н00. pdf
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р:минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ ФГОС_НОО^.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
119