КОНЦЕПТ
Касимова Ж. Г. Использование ресурсов краеведения в программе воспитания и развития классного руководителя для формирования личностных результатов // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 02. -ART 75057. - 0,2 п. л. - URL: http://e-kon-
научно-методический электронный журнал Ceptru/2oi5/75057.'htm/ - Гос- рег. Эл №ФС 77-ART 75057 УДК 371 49965. - issn h304-ih0X.
Касимова Жанна Георгиевна,
учитель русского языка и литературы МОАУ «Гимназия имени Александра Гоина», г. Киров
Использование ресурсов краеведения в программе воспитания и развития
классного руководителя для формирования личностных результатов
Аннотация. Задача формирования личностных результатов школьников рассматривается как одна из ключевых в процессе образования. В статье обобщается опыт работы классного руководителя по проектированию программы воспитания учеников на основе краеведческого материала, обеспечивающей осознание ими собственной значимости, формирование эмоционально-ценностного отношения к малой родине, к истории предков, их традициям, семье. Ключевые слова: воспитание, краеведение, личностные результаты, внеурочная деятельность, воспитательная программа.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней.
Д. С. Лихачёв
В период модернизации системы образования возникает множество вопросов, связанных с современными проблемами воспитания подрастающего поколения. Задача школы - воспитание человека - остаётся во все времена актуальной.
В настоящее время термин «воспитание» имеет у разных авторов различные значения. На наш взгляд, определение «воспитание», данное известным ростовским ученым, академиком Е. В. Бондаревской, является наиболее полным: «...процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении» [1].
Опираясь на мнение Е. В. Бондаревской «Воспитание ребенка как человека культуры» [2], воспитание рассматривается, с одной стороны, как целенаправленная деятельность педагогов по созданию условий для саморазвития личности, с другой -как восхождение личности к ценностям, смыслам, обретение ею ранее отсутствующих свойств, качеств, жизненных позиций. Поэтому главным субъектом воспитательного процесса является личность ребенка, сам же процесс предстает в форме последовательных позитивных изменений, результатом которых является личностный рост ребенка.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, возрождение духовности, обращение к национально-нравственным и культурно-эстетическим традициям являются первостепенными задачами современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей стра-
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Касимова Ж. Г. Использование ресурсов краеведения в программе воспитания и развития классного руководителя для формирования личностных результатов // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 02. -ART 75057. - 0,2 п. л. - URL: http://e-kon-
научно-методический электронный журнал Ceptru/2oi5/75057.'htm/ - Гос- рег. Эл №ФС 77-ART 75057 УДК 371 49965. - issn h304-ih0X.
ны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из социального заказа, была разработана программа работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию «Ступени духовного роста» (57-е классы), способствующая формированию целостной картины культурной, исторической, экономической и литературной жизни региона и помогающая осуществить цели, поставленные в Стандарте нового поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Воспитательная программа «Ступени духовного роста» решает две проблемы:
- недостаточного уровня знаний учащихся о своем регионе;
- отсутствия научно обоснованной региональной программы по разным направлениям краеведения, создающей условия для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с учётом культурно - исторических, этнических, социально - экономических, демографических и иных особенностей региона.
Таким образом, новшество данной программы заключается в том, что формирование гражданственности и региональной идентичности, духовно-нравственного развития личности ученика осуществляется ресурсами краеведения. Осуществляется интеграционно, не только в рамках воспитательной системы Гимназии, но и в рамках воспитательной программы класса. Это делает процесс воспитания оптимальным, дает возможность конкретно учесть персонифицированность каждого ребенка для роста и развития его личности.
Цель программы «Ступени духовного роста» - создание условий для гармонично-духовной ориентации ребёнка в окружающем мире, привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций региона и России.
Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов; осуществление связи с образовательные учреждения дополнительного образования.
В программе четыре основных раздела непосредственно связаны с Вятским краем. Это «Истоки», «Вятский характер», «Культура Вятского народа» и «Ценности Вятского народа». Содержание программы - это «погружение» в историю и культуру вятского народа. Это обращение к событиям, явлениям, проблемам через знакомство с выдающимися личностями Вятского края: писателями, поэтами, художниками, учеными, спортсменами. Такой «персонифицированный» подход позволяет усилить эмоционально-образную составляющую воспитания.
Конечным результатом реализации программы для классного руководителя является создание системы работы, направленной на развитие конкретного ученика.
Планируемые результаты внедрения программы - формирование личностных результатов, которые направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, выработку своей жизненной позиции в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего, формирование основ гражданской и региональной идентичности личности.
Творческая деятельность учеников создает возможность для самореализации природных задатков и коррекции определенных видов деятельности, что не только повышает самооценку ученика, но и влияет на его успешность в учебе. В течение трех лет в рамках реализации содержания программы ребята не просто получали
~ 2 ~
КОНЦЕПТ
Касимова Ж. Г. Использование ресурсов краеведения в программе воспитания и развития классного руководителя для формирования личностных результатов // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 02. -ART 75057. - 0,2 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75057.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 75057 УДК 371
определенный багаж знаний, но и были этнографами, исследователями, экологами, писателями, художниками. Каждый реализовал свои интересы и способности в том или ином виде деятельности, получив при этом общественное признание.
Качественным показателем служит участие ребят класса в конкурсах и проектах духовно-нравственного направления. Наиболее интересными являются следующие исследования: «Истоки. История фамилий учащихся 6В класса», «Национальные имена. Возрождение», «Феномен юродства на Руси и в Вятке», « Староверы на Руси и в наше время», «Тряпичная кукла как духовное наследие народа», «Концепт «Семья» в языковом сознании человека», «Святой Илья Муромец».
Таким образом, программа классного руководителя «Ступени духовного роста» помогает каждому участнику воспитательного процесса осознать свое место в мире людей, собственную значимость, выработать эмоционально-ценностное отношение к малой родине, к истории предков, их традициям, семье. Данная программа способствует также формированию универсальных учебных действий во внеурочной классной деятельности под руководством классного руководителя в содружестве с родителями.
Ссылки на источники
1. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. пед. ун-та, 2000. - С. 58-74.
2. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - С. 51-61.
Jeanne Kasimova,
Teacher of Russian and Literature, Alexander Grin gymnasium, Kirov [email protected]
Using the Resources of Local History in the Programme of Tutors Education for the Formation of Personal Results
Abstract. Formation of students' personal results is regarded as one of the key problems in the process of education. The article summarizes the tutor's experience in designing the educational programme based on the local history material which provides students with awareness of self-importance, and forms emotional and value attitude to their native land, the history of their ancestors, their traditions and families.
Key words: education, local history, personal results, extracurricular activities, educational programme. Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Бажиным К. С., кандидатом педагогических наук, директором института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «(Вятский государственный гуманитарный университет»
ru Q м
977230412015914