УДК 37.013
Смолонский Сергей Игоревич
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В.А. СУХОМЛИНСКОГО
В статье раскрываются педагогические подходы В.А. Сухомлинского в вопросах ценностного, духовно-нравственного воспитания детей в условиях начальной школы. Проводится мысль о необходимости духовно-нравственной составляющей в этом процессе.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, младшие школьники, начальная школа, ценности, ценностное воспитание.
Современное общество выдвигает перед школой требования, связанные не только с высоким качеством образования, но и воспитанием моральных качеств, а также привития ценностных ориентиров. В дореволюционной России существовал патриархальный строй с консервативным укладом жизни. Советская модель сумела накопить большой опыт воспитания подрастающего поколения, но при этом имела сильный идеологический уклон. Однако, на сегодняшний день ведутся различные дискуссии, связанные с выбором пути духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. При этом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривает принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в предметной области отражены основы духовно-нравственной культуры народов России:
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- осознание ценности человеческой жизни [6].
Рассматривая проблему духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, полезно обратиться к богатому наследию Василия Александровича Сухомлинского. В своих работах он всесторонне проанализировал проблемы привития ценностных ориентиров подрастающему поколению.
Данный аспект в своих исследованиях рассматривали И.Д. Бех, А.М. Богуш, Л.С. Бондарь,
А.С. Бык, Н.П. Дичек, В.С. Курило, А.Г Кучерявый, С.Н. Лобода, О.Б. Петренко, Т.И. Пониманс-кая, Е.В. Проскура, А.Я. Савченко, Н.И. Сметанс-кий, О.В. Сухомлинская, Т.П. Тоцкая, В.Н. Хайру-лина.
Условия развития общества в начале XX в.: создание светского государства, основанного на нерелигиозной морали, предполагали поиск новых педагогических концепций воспитания детей в школе.
Светская мораль, основанная на принципе гуманизма, потребовала от педагогов усилий, направленных, прежде всего, на демонстрацию личного примера воспитанникам. Так, В.А. Сухомлинский утверждал, что ребенка необходимо включать в мир своей интеллектуальной жизни. Созерцание, непосредственное восприятие духовных богатств, переживание величия того, что создал человек, - все это помогает воспитать зрелость мысли, сознательное суждение о том, что уже сейчас, сегодня надо начинать ту огромную работу, которую предстоит делать всю жизнь.
Чувство привязанности к родине, долга перед ней является одним из ведущих в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Убеждения, четкая позиция гражданина - вот, что необходимо стремиться формировать у ребенка. Однако, в силу особенностей возраста младших школьников, педагог не может оперировать абстрактными понятиями о родине, долге, чести. Необходимо подавать материал в доступном, наглядном для ребенка виде.
Основы патриотизма закладываются через любовь к родному краю. Педагогу следует уделять большое внимание воспитанию ценностного отношения к малой родине. Краеведение занимает большое место в педагогическом творчестве В.А. Сухом-линского. Совместные походы в музей, походы,
© Смолонский С.И., 2013
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4
179
прогулки позволяют сформировать у ребенка чувство привязанности к родному краю, привить ценностное отношение к истории, традициям, культуре своего региона, развить жажду к знаниям об окружающем мире.
Становление внутренней установки личности ребенка младшего школьного возраста поступать согласно своей совести, воспитание нравственности основано на заботе о совершенстве каждой грани, стороны, черты человека, педагог в то же время никогда не упускает из виду то обстоятельство, что гармония всех человеческих граней, сторон, черт определяется чем-то ведущим, основополагающим. Ведущим, определяющим компонентом в этой гармонии является нравственность [4, с. 138].
Как полагал В.А. Сухомлинский, ребенок должен самостоятельно справляться с затруднениями, но при этом педагог не должен отстраняться от проблем ребенка. Поскольку, только преодоление препятствий позволит воспитать сильную, выносливую, стойкую к жизненным трудностям личность. Больше всего исследователь стремился, чтобы воспитанники преодолели жалость к себе.
В.А. Сухомлинский утверждал, что жалость к себе - чувство слабовольных, оно способно даже сильного сделать тщедушным существом. Быть тщедушным - незавидный удел. У тщедушного -мелкие, убогие радости, он не знает подлинного счастья бытия, для него непостижим и недостижим идеал: тщедушие вырождается в эгоизм и трусость. Чем труднее тебе, тем ярче должна быть твоя мысль о том, что ты человек, тем сильнее должен заговорить в тебе тот уголок твоего сердца, где положено жить человеческой гордости; этот уголок может навсегда остаться молчаливым, если ты будешь развивать жалость к себе. Будь непримиримым и нетерпимым, безжалостным к нытью и унынию, расслабленности и безнадежности. Следует помнить, что человек иногда оказывается на таком рубеже, когда у него уже нет физических сил, но силы духовные рождают в нем новые физические силы, и он продолжает жить борцом [2, с. 25].
Начинать воспитывать силу духа, полагал В.А. Сухомлинский, необходимо в младшем возрасте. Основой для преодоления жалости к себе является сила духа. Она формируется благодаря физической силе, через преодоление самого себя в сочетании с развитием чувственной сферы, способностями быть добрым, чутким к переживаниям других людей. Ребенок учится самостоятельно справляться со своими трудностями и помогать окружающим. Он испытывает презрение к тщедушию и эмоциональный подъем от того, что сам справился с проблемой.
Чувства совести, долга, ответственности, стыда - главные показатели того, что необходимо воспитывать нравственную личность, осознающую личную ответственность и свой долг перед обще-
ством. Принятие того, что нельзя совершать асоциальные поступки, поскольку они несут вред другим, а не потому, что за них последует наказание -это цель педагога в воспитании гражданина. Совесть рождается в способности к сопереживанию. Если ребенок понимает чувства окружающих, примеряет их на себя, то он никогда не будет совершать поступки, которые могут нанести вред.
Отличительной особенностью подходов В.А. Сухомлинского к вопросам нравственного воспитания было то, что их основой является повседневная практика работы школы [1, с. 71].
В.А. Сухомлинский отмечал, что недостаточно развить интеллектуальные способности у ребенка. Не менее важной задачей является формирование чувства добра и зла, где граница проводится чувством человеческой совести. Начальная школа - это именно тот период, когда ребенок наиболее восприимчив к развитию нравственных чувств. Исследователь полагал, что если упустить воспитание в этом возрасте, то после уже будет проблематично компенсировать недостаток ценностей у ребенка. Поэтому нельзя внушать младшему школьнику мысль о том, что ему непосильно задание из-за того, что он невзрослый. Ребенку необходимо осознать, что он самостоятельно может постичь то, что казалось ему непостижимым. Естественно, педагог должен осознавать возраст детей, их возможности и руководствоваться этим в своей работе, но не демонстрировать это восприятие ребенку [2, с. 26].
Кроме того, согласно В.А. Сухомлинскому, в начальной школе в ребенке закладывается багаж знаний и умений для продолжения образования. Однако, нельзя воспринимать воспитание младших школьников только как подготовку к взрослой жизни. Педагогу необходимо помочь ребенку наполнить его жизнь яркими моментами уже сейчас. При этом требуется, чтобы материал, излагаемый воспитанникам, не был поверхностным или двусмысленным. В особенности, это касается вопросов духовно-нравственного и ценностного воспитания: у ребенка должна выстраиваться четкая картина ценностей, при этом, как указывал автор, недопустимо их навязывание.
Исследователь отмечал, что в школьном коллективе не должно быть безнадежных детей. Неуспеваемость отстающего ученика не должна вызывать равнодушие остальных. Если ребенок не останется аутсайдером, а будет видеть поддержку, сочувствие, помощь со стороны одноклассников, то ему будет проще справиться с овладением материала.
В.А. Сухомлинский полагал, что человеческое счастье заключается в служении обществу. Помощь окружающим в их потребностях, нуждах должна, по мнению исследователя, стать нравственной склонностью каждого ребенка, будущего гражданина. Только благодаря этому можно оставить память о себе в будущем.
180
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
В.А. Сухомлинский не уставал подчеркивать, что воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач общества. Изначально ценности начинают закладываться в семье. Сотрудничество педагога и родителей ребенка - необходимое условие нравственного воспитания.
Семья выступает транслятором духовного наследия предыдущих поколений. Через передачу жизненного опыта, семейных историй и легенд ребенок чувствует себя «звеном в вечной цепи поколений» [2, с. 52]. Он принимает наследие предков и осознает свою ответственность за будущее.
«Корень духовного благородства человека - это убеждение в том, что за право на личное счастье надо платить - платить, прежде всего, трудом, усилиями, напряжением духовных сил, заботой об общем благе. В годы детства человек на собственном опыте должен убедиться в том, что, если он будет только потребителем материальных и духовных благ, вскоре станет духовно нищим» [2, с. 31].
Бескорыстная помощь ближнему - одна из основных составляющих в ценностном воспитании. Демонстрируя ребенку на личном примере важность взаимопомощи, педагог транслирует важнейший общечеловеческий принцип гуманизма, поскольку именно любовь к человеку и признание его высшей ценностью позволяет предостеречь от асоциальных поступков.
Человеколюбие В.А. Сухомлинский рассматривает не как абстрактное идеалистическое понятие, а постоянную работу, прежде всего над собой. Это предполагает, что нужно стремиться делиться внутренней красотой с окружающим миром и людьми. В этом, по мнению исследователя, заключается собственная борьба за нравственные идеалы, воз-
вышение над обыденностью и переход от объектного восприятия мира к субъектному, деятельностному.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста является важнейшей составляющей в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Основными компонентами выступают: становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, бескорыстная помощь ближнему, привитие любви к родному краю, а также совместные усилия семьи и педагога по формированию основ духовно-нравственной культуры.
Библиографический список
1. В.А. Сухомлинский в размышлениях современных украинских педагогов / сост.: О.В. Сухом-линская, А.Я. Савченко. - Луганск: Изд-во ГУ «ЛНУ имени Тараса Шевченко», 2012. - 536 с.
2. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / сост. О.В. Сухом-линская. - М.: Педагогика, 1990. - 288 с.
3. Сухомлинский В.А. Письма к сыну: кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1987. - 120 с.
4. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // Сухомлин-ский В.А. Избранные произведения: в 5-ти т. -Киев: Рад. шк., 1979. - Т. 1. - 1979. - 686 с.
5. Сухомлинский В.А. / сост. Г. Д. Глейзер. - М.: ИД Шалвы Амонашвили, 1997. - 224 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// standart ^и. ru/catalog. aspx? Са!а^Ы=959.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4
181