Р01: 10.25586/RNU.HET.19.10.P.76 УДК 159.9
В.И. Орехова,
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Ценностно-нормативный подход к изучению мотивации научно-исследовательской деятельности аспирантов
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Проблематика, связанная с оценкой мотивации обучающихся, в том числе студентов и аспирантов вузов, неизменно привлекает особое внимание психологов. Дело в том, что мотивация обучения, а применительно к теме нашей статьи также и научно-исследовательской работы аспирантов выступает решающим психологическим фактором выбора эффективных, рациональных, научно обоснованных способов учебной, учебно-профессиональной и педагогической деятельности, обуславливающих ее результативность.
Комплекс вопросов, связанных с определением целей, предмета и методов диагностики мотивации научно-исследовательской работы аспирантов, остается дискуссионными [11, 12, 13, 15]. Используемые для ре© Орехова В.И., 2019
76
шения этих вопросов диагностические методы (опрос [2, 5], ранжирование суждений [9, 10], наблюдение [6, 14]) не позволяют дифференцировать знаемые мотивы и мотивы реально действующие. Остается открытым вопрос, каким образом доминирование определенной мотивационной направленности связано с эффективностью научно-исследовательской деятельности обучающихся [1].
В этой связи особое значение приобретают возможности цен-ностно-деятельностного подхода, разработанного Г.Е. Залесским [7] и развиваемого в работах А.С. Герасимовой [3], которого мы придерживаемся в качестве своей методологической позиции.
Мы выделяем пять уровней мотивации научно-исследовательской ра-
боты аспирантов (высокий, средний, ниже среднего, низкий и начальный уровни), характеризующих ситуативную направленность личности [4].
Нами используются два критерия выделения уровней мотивации. Это, во-первых, тип направленности аспирантов при занятии научной работой (либо широкая внутренняя -и на результат, и на саморазвитие личности в процессе деятельности, либо узкая внешняя - только на результат, позволяющий получить материальные и социальные блага) [8]. Во-вторых, в качестве критерия используется мера действенности ситуативной направленности личности аспиранта (только знаемая или к тому же реально действующая).
Рассмотрим подробнее каждый из указанных выше уровней.
Итак, высокий уровень мотивации характеризуется широкой действующей направленностью аспиранта не только на результат научно-исследовательской работы, материальные и социальные блага, которые он дает, но также на саморазвитие в процессе деятельности. Для аспирантов с высоким уровнем мотивации важно не только получить диплом, статус профессионала, уважение окружающих, но и научиться новому, удовлетворить личные познавательные потребности, принести пользу окружающим. Их внутренняя позиция согласована с действиями, они не просто имеют определенные представления о системе личных ценностей (как внешних -
ВИКТОРИЯ ИВАНОВНА ОРЕХОВА
аспирант Белгородского государственного национального исследовательского университета. Сфера научных интересов: психология, мотивация, мотивация научно-исследовательской деятельности, профессиональная идентичность. Автор 14 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]
Рассматривается методология построения и содержание диагностической методики, позволяющей оценить уровень развития мотивации аспирантов и прогнозировать эффективность и удовлетворенность процессом и результатами научно-исследовательской деятельности.
Ключевые слова: мотивация научно-исследовательской деятельности аспирантов, ценностно-деятельностный подход к диагностике, ценностно-нормативная методика.
The article discusses the methodology of construction and content of the diagnostic methodology, which allows to assess the level of development of the motivation of graduate students and to predict the effectiveness and satisfaction with the process and results of research activities.
Key words: motivation of research activities of graduate students, value-activity approach to diagnostics, value-normative methods.
материальных и социальных, так и внутренних - самопознание, саморазвитие, общественная польза), но и поступают в соответствии с этими ценностями. Внутренний стержень позволяет выстраивать дела по степени важности, придерживаться определенной стратегии поведения.
Средний уровень мотивации характеризуется узкой действующей направленностью обучающегося только на результат научно-исследовательской деятельности, материальные и социальные блага, которые он дает. Научно-исследовательская работа аспирантам со средним уровнем мотивации нужна исключительно для того, чтобы получить диплом, статус профессионала, уважение окружающих, избежать неприятностей, связанных с невыполнением научно-исследовательской работы. Их внутренняя позиция согласована с их действиями, они не просто имеют определенные представления о личных материальных и социальных ценностях, но и придерживаются конкретной стратегии поведения, ориентированной на достижение этих благ. Да, эта позиция имеет ограничения, но аспирантов со средним уровнем мотивации она вполне устраивает.
Что касается аспирантов с уровнем мотивации ниже среднего, то они прекрасно понимают широкое значение научно-исследователь-
ской деятельности не только для достижения материальных и социальных благ (получения диплома, уважения окружающих, статуса профессионала), но и для самопознания, саморазвития, общественного развития и благополучия. Но когда дело доходит до самой деятельности и выполнения научной работы, то их поведение не соответствует широкому значению научно-исследовательской деятельности, а является сугубо конъюнктурным.
Аспиранты с низким уровнем мотивации характеризуются узкой направленностью на результат научно-исследовательской работы и связанные с ним материальные и социальные блага. Они считают, что научно-исследовательская деятельность нужна им только для того, чтобы получить диплом, статус профессионала, уважение окружающих, избежать неприятностей, связанных с невыполнением научно-исследовательской работы. Но когда дело доходит до самой деятельности и выполнения научной работы, то их поведение не соответствует этой позиции и определяется ситуативными решениями.
Начальный уровень мотивации научно-исследовательской деятельности характеризуется неосознаваемой, ситуативной направленностью личности при занятиях научно-исследовательской работой.
Аспирантов с начальным уровнем мотивации недостаточно привлекает научно-исследовательская деятельность, если же они ею и занимаются, то, скорее всего, не по своему желанию. Этим аспирантам необходимо понять, что для них действительно важно, и поставить перед собой личные цели, ради достижения которых стоит заниматься научно-исследовательской работой.
Перейдем теперь к описанию структуры ценностно-нормативной методики, которая позволяет отнести конкретного испытуемого к той или иной группе по уровню развития исследовательской мотивации.
По своему содержанию ценностно-нормативная методика представляет собой вариант экспериментальной методики и состоит из текста «А» и двух диагностических серий «К» и «Д». Эти диагностические серии включают описание типовых ситуаций, возникающих в процессе научно-исследовательской работы аспирантов. Ценностно-нормативная методика построена по принципу логической развертки. Стимульный материал предъявляется испытуемому в определенном порядке, где каждая последующая ситуация является продолжением предыдущей, что позволяет полностью погрузить аспиранта в проблему и вызвать соответствующие чувства и переживания.
Текст «А» является вводным. Он позволяет погрузить аспиранта в актуальную жизненную проблему, пробудить у него соответствующие переживания и получить от испытуемого ответы на последующие задания исходя из его собственного опыта и представлений.
Задания серии «К» направлены на оценку поведения обучающегося: совпадает ли она с общественно одобряемыми поступками применительно к данной ситуации или не совпадает. После оценивания поведения, выбранного аспирантом в типовой ситуации деятельности, его можно отнести к одной из трех групп.
В первую группу попадают испытуемые, поведение которых соответствует широкой направленности
личности, то есть во всех типовых ситуациях деятельности испытуемый проявляет познавательную и социальную активность, выбирает более сложную и значимую для общественного развития и благополучия проблему, в процессе исследования он активно взаимодействует со своим научным руководителем, пытается прояснить непонятные ему вопросы, стремится овладеть научно обоснованной методикой научной работы. В ситуации, когда ему нужно выбирать между привычными, но неэффективными и новыми эффективными методами работы, он отдает предпочтение последним. Когда в работе возникают сложности и тупиковые ситуации, он не боится признаться в своих трудностях и обсудить их со своим научным руководителем, пусть и в ущерб самолюбию.
Во второй группе окажутся те аспиранты, поведение которых соответствует узкой направленности личности, то есть они поступают в типовых ситуациях деятельности обратным образом по сравнению с аспирантами с широкой направленностью личности: занимают пассивную познавательную и социальную позицию, стремятся исследовать более простую научно-исследовательскую проблему, имеющую намного меньшее общественное значение. В ситуации затруднений они придерживаются привычных для них методов работы, не стремятся менять и развивать эти методы. Ориентируются на методы работы своих одногруппни-ков, хотя они могут являться ошибочными и менее эффективными, в их деятельности все подчинено узкой направленности на получение диплома, тех материальных и социальных благ, которые дает сам документ об окончании аспиранту-
ры и текст выпускной квалификационной работы.
Всех остальных испытуемых, поведение которых является ситуативным, то есть подверженным изменениям под влиянием каких-либо внешних фактов, мы будем относить к третьей группе.
Задания серии «Д» направлены на оценку содержания и степени устойчивости направленности личности при занятии научной работой и позволяют выделить три категории испытуемых.
К первой группе испытуемых, проявляющих узкую внешнюю направленность, мы отнесем тех аспирантов, которые поддерживают узкую внешнюю позицию в части мотивов подготовки выпускной квалификационной работы, а также воздерживаются либо выступают против широкой направленности личности при ее написании.
Ко второй группе испытуемых с широкой направленностью мы отнесем тех респондентов, которые поступают обратным образом. Они поддерживают широкую направленность при подготовке выпускной квалификационной работы и выступают в ее поддержку. А когда выражается позиция, связанная с узкой внешней направленностью, они либо воздерживаются от выступления, либо оспаривают позицию, связанную с узкой внешней направленностью (говорят, что выпускная квалификационная работа нужна только ради получения диплома), либо отмалчиваются в этой ситуации, не желая вступать в оппозицию с большинством или с каким-то референтным лицом.
Все остальные сочетания ответов испытуемых мы будем относить к ситуативной либо неосознаваемой направленности, в частности, если
респондент воздерживается от собственного выступления либо выступает с опровержением в отношении всех пяти позиций, указанных в тестах, мы не имеем возможности выявить его мнение и говорим о том, что его позиция недостаточно осознанна.
Сам уровень сформированности мотивации к научно-исследовательской деятельности мы можем определить только по результатам сопоставления данных, полученных в итоге выполнения испытуемыми заданий серий «К» и «Д».
Таким образом, ценностно-нормативная методика позволяет получить необходимые и, на наш взгляд, достаточные данные о содержании основных характеристик мотивации научно-исследовательской деятельности аспирантов, включая ее предметную направленность, устойчивость и меру действенности, и определить уровень мотивации конкретного обучающегося.
Более глубокое и разностороннее понимание мотивации аспирантов к научной работе, как представляется, открывает новые возможности для повышения эффективности аспирантуры, что является в современных условиях исключительно актуальной задачей. В условиях научно-технологической революции настоятельно необходимо повысить научный уровень и практическое значение выполняемых аспирантами диссертационных исследований и одновременно поднять результативность аспирантуры, добиться увеличения доли ее выпускников, завершаюших обучение с защитой диссертации. А для этого надо более целенаправленно формировать мотивацию аспирантов к научно-исследовательской работе, добиваясь, чтобы именно познавательные интересы лежали в основе жизненных целей и ценностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакшаева Н.А. Психология мотивации студентов: учеб. пособие. М.: Логос, 2006. С. 184.
2. Богданов Ю.В. Мотивация студента к обучению: теория и практика // Terra Economicus. 2013. № 4-3 (11). С. 253-257.
3. Герасимова А.С. Ценностно-нормативная методика оценки учебной мотивации студентов // Экспериментальная психология. 2013. Т. 6, № 4. С. 96-104.
4. Герасимова А.С. Ценностно-деятельностный подход к психодиагностике учебной мотивации студентов // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 4. С. 116-121.
5. Долганов Д.Н., Законнова Л.И., Седовских М.Е. Мотивационная готовность и отношение студентов технического вуза к осуществлению научно-исследовательской деятельности // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2015. № 3 (109). С. 172-180.
6. Долгова Н.В. Мотивация научно-исследовательской деятельности студентов // Вестник молодых ученых. 2004. № 1. С. 45-47.
7. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: МГУ, 1994. С. 138.
8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. С. 512.
9. Мазалецкая А.Л. Мотивационные особенности научно-исследовательской деятельности студентов вузов // Ананьев-ские чтения. СПб.: Изд-во СПГУ, 2011. С. 309-311.
10. Мартюшев Н.В. Синогина Е.С., Шереметьева У.М. Система мотивации студентов высших учебных заведений к выполнению научной работы // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 1 (129). С. 48-52.
11. МатероваА.В. Мотивация научно-исследовательской деятельности студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Психология и педагогика. 2012. № 1. 132-137.
12. Медведева Ю.С. Мотивация ученого на довузовском и вузовском этапах профессионализации: сходства и различия // Материалы Междунар. молодеж. науч. форума «Ломоносов-2015». М.: МАКС Пресс, 2015. URL: https://lomonosov-msu. ru/archive/Lomonosov_2015/data/6933/uid47984_report.pdf (дата обращения: 15.09.2019).
13. Огородова Т.В., Медведева Ю.С. Мотивационные структуры субъектов научной деятельности // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2013. № 26 (317). С. 77-80.
14. Степанова С.Н. Мотивация студентов вуза к научно-исследовательской деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 6-2. С. 49-53.
15. Яценко Д.А. Методология психологии, ее предмет и связь с другими отраслями научной психологии // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. 2013. № 1 (19). С. 34-39.
LITERATURA
1. Bakshaeva N.A. PsixoLogiya motivacii studentov: ucheb. posobie. M.: Logos, 2006. S. 184.
2. Bogdanov Yu.V. Motivaciya studenta k obucheniyu: teoriya i praktika // Terra Economicus. 2013. № 4-3 (11). S. 253-257.
3. Gerasimova A.S. Cennostno-normativnaya metodika ocenki uchebnoj motivacii studentov // E*ksperimentaL*naya psixoLogiya. 2013. T. 6, № 4. S. 96-104.
4. Gerasimova A.S. Cennostno-deyateL*nostny*j podxod k psixodiagnostike uchebnoj motivacii studentov // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2009. № 4. S. 116-121.
5. Dolganov D.N., Zakonnova L.I., Sedovskix M.E. Motivacionnaya gotovnost* i otnoshenie studentov texnicheskogo vuza k osushhestvLeniyu nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti // Vestnik Kuzbasskogo gosudarstvennogo texnicheskogo universiteta. 2015. № 3 (109). S. 172-180.
6. Dolgova N.V. Motivaciya nauchno-issLedovateL*skoj deyateL*nosti studentov // Vestnik moLody*x ucheny*x. 2004. № 1. S. 45-47.
7. Zalesskij G.E. PsixoLogiya mirovozzreniya i ubezhdenij Lichnosti. M.: MGU, 1994. S. 138.
8. Win E.P. Motivaciya i motivy*. SPb.: Piter, 2000. S. 512.
9. Mazaleczkaya A.L. Motivacionny*e osobennosti nauchno-issLedovateL*skoj deyateL*nosti studentov vuzov // Anan*evskie chteniya. SPb.: Izd-vo SPGU, 2011. S. 309-311.
10. Martyushev N.V. Sinogina E.S., Sheremet'eva U.M. Sistema motivacii studentov vy*sshix uchebny*x zavedenij k vy*poLneniyu nauchnoj raboty* // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013. № 1 (129). S. 48-52.
11. Materova A.V. Motivaciya nauchno-issLedovateL'skoj deyateL'nosti studentov // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby* narodov. Ser.: PsixoLogiya i pedagogika. 2012. № 1. 132-137.
12. Medvedeva Yu.S. Motivaciya uchenogo na dovuzovskom i vuzovskom e'tapax professionaLizacii: sxodstva i razLichiya // MateriaLy* Mezhdunar. moLodezh. nauch. foruma «Lomonosov-2015». M.: MAKS Press, 2015. URL: https://Lomonosov-msu. ru/archive/Lomonosov_2015/data/6933/uid47984_report.pdf (data obrashheniya: 15.09.2019).
13. Ogorodova T.V., Medvedeva Yu.S. Motivacionny'e struktury* sub**ektov nauchnoj deyateL'nosti // Vestnik CheLyabinskogo gos. un-ta. 2013. № 26 (317). S. 77-80.
14. Stepanova S.N. Motivaciya studentov vuza k nauchno-issLedovateL*skoj deyateL*nosti // PsixoLogiya i pedagogika: metodika i probLemy* prakticheskogo primeneniya. 2009. № 6-2. S. 49-53.
15. Yacenko D.A. MetodoLogiya psixoLogii, ee predmet i svyaz* s drugimi otrasLyami nauchnoj psixoLogii // Vestnik Kostromskogo gos. un-ta im. N.A. Nekrasova. Ser.: Pedagogika. PsixoLogiya. SociaL*naya rabota. YuvenoLogiya. Sociokinetika. 2013. № 1 (19). S. 34-39.