История и культура
УДК 37.01
ЦЕННОСТИ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВЕКОВ
Н.П. Скрынников
Аннотация. В статье предлагается попытка рассмотрения ценностного ряда отечественного военного образования на рубеже 19-20 вв. Отмечен вклад российских ученых, педагогов, общественных деятелей, известных полководцев в развитие аксиосферы военного образования. Рассмотрены и предлагаются к осмыслению в современном контексте ценностные категории, которые являлись основополагающими в контексте формирования нравственного облика, военного сознания и военной культуры российских офицеров на рубеже веков.
Ключевые слова: военное образование, российские офицеры, ценности, аксиологические категории, традиции, преемственность.
VALUES OF MILITARY EDUCATION AT THE TURN
OF THE TURN OF ХГХ-ХХ CENTURIES
N. Skrynnikov
Abstract. In the article the attempt to consider the value of a number of domestic military education at the turn of 19-20 centuries Marked the contribution of Russian scientists, teachers, public figures and famous generals, to the development of the axiosphere of military education. The value categories, which were fundamental in the context of the formation of the moral image, military consciousness and military culture of Russian officers at the turn of the century, are considered and proposed for understanding in the modern context.
Keywords: military education, Russian officers, values, axiological categories, traditions, continuity.
Традицией российского военного образования, заложенной ещё со времён Петра I, являлось рассмотрение его как универсального. В военных образовательных учреждениях обучались не только будущие офицеры, но и будущие государственные служащие, и это предопределяло особую аксиосферу военного образовательного пространства. В нём реализовывались как образовательная цель (овладение необходимыми знаниями, практическими умениями, навыками), так и личностно-развивающая, воспитательная,
связанная с образованием и воспитанием подлинного гражданина, патриота,
профессионала.
С особой силой данная идея зазвучала в период критического анализа итогов Крымской войны (1853-1856 гг.), который показал, что повышению боеспособности войск способствует не знание уставов и постоянная муштра солдат, а повышение качества образования офицерских кадров, с чем связывалось также развитие аксиосферы военного образования. Об этом свидетельствуют педагогические труды П.О. Бобровского, Н.Н. Головина, М.И. Драгомирова, Г.А. Леера, Н.И. Пирогова и других авторов, в частности издание в конце XIX века учебных пособий по военной педагогике, в которых
подчёркнуто значение военной, педагогической и духовно-нравственной подготовки российских офицеров.
По мнению А.Г. Терещенко, становлению и развитию во второй половине XIX - начале ХХ в.в. военно-педагогического образования способствовали преобразования в России и военные реформы в армии с учетом отечественного военного опыта [9, с.123-127].
Как отмечают Г.В. Зибров и А.Г. Терещенко, в контексте реформы военного образования России во второй половине XIX, цели и задачи воспитания в военно-учебных заведениях XIX века определялись, чтобы обеспечить постепенное увеличение нравственной нагрузки на весь контекст профессионального становления будущего офицера [2, с.26-35].
По наблюдениям Л.Н. Толстовой [10, с.164-167], военное образование на рубеже Х1Х-ХХ вв. было неотделимо от духовно-нравственного воспитания, о чём свидетельствует, в частности, духовное наследие вице-адмирала, участника обороны Севастополя И.Ф. Лихачева, который любую проблему в контексте военного образования и военного строительства рассматривал в тесном приближении к нравственным ценностным категориям, считая это «выше и важнее всякой политики» [6, с.25].
Важнейшим качеством в данном ценностном ряду признавалось самоотверженное общественное служение, в связи с чем российский офицер представал «истинным слугой Отечества» и признавался им только, если вкладывал в исполнение своё осмысление долга «всем своим сердцем или всей душой» [5, с.23]. Эта мысль актуальна до сегодняшнего дня; её реализация является условием сохранения и развития российской государственности.
По мнению Е.А. Комаровского, аксиосфера военного образования конца XIX - начала ХХ века нацеливала на формирование облика российского офицера, которого можно назвать «христианином, верноподданным, надежным товарищем, скромным и образованным человеком, исполнительным военным и др.» [4, с.84].
К примеру, в «Наставлениях для образования воспитанников военно-учебных заведений», утвержденном в 1848 г., подчёркивалось, что только «честный и образованный член семейства и государства, верный подданный и офицер, с развитым державным сознанием, сознательно постигающий прямые свои обязанности» есть цель военного образования и воспитания. По справедливому замечанию О.Ю. Ельчанинова и Н.В. Столярова, данная цель не потеряла актуальности и своей значимости в современных условиях и должна стать одним из ориентиров педагогического процесса в современных военно-учебных заведениях Российской Федерации [1, с.17-22].
Следует также отметить внимание к традициям и вопросам преемственности на всех ступенях процесса военного образования и воспитания в России. Так, например, в «Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов», изданной в 1886 г. отмечено требование к насыщению воспитания в кадетских корпусах нравственными началами русского государственного устройства; при этом главная цель военного образования выступала как подготовка молодых людей к будущей верной службе Отечеству и государю.[3, с. 11].
Важнейшим достижением военной реформы второй половины XIX века можно считать признание гуманитарной составляющей важнейшей частью педагогического процесса в военном вузе. Е.Н. Палий на основе рассмотрения архивов и военных документов пришёл к выводу о том, что образование в военных вузах России XIX века предполагало не
только интеллектуальное, физическое, нравственное, но и эстетическое развитие [8, с.166-180]. Это также способствовало развитию важнейших ценностных качеств гражданина и патриота - уважения своей истории, традиций, своего народа, создавшего ценности, ставшие достоянием мировой культуры, воспитание чувства личного и гражданского достоинства.
Нельзя не отметить тот факт, что анализ русско-японской кампании и итогов первой мировой войны, морального состояния офицеров и солдат выявил ряд проблем, в связи с чем с 1911 г. в российской армии начинаются военно-педагогические реформы, которые соотносятся с именами Н.П. Бирюкова, М.Д. Бонч-Бруевича, М.С. Галкина, Д.Н. Трескина и др. Данные учёные, педагоги отмечали насущную необходимость преодоления противоречий между традиционной, консервативной, системой подготовки военных кадров и новой, опиравшейся на демократические
педагогические подходы и принципы. В связи с этим в контекстный ценностный ряд военного образования включается активное
интеллектуальное развитие, приобретение офицером навыков критического и прогностического мышления и др.
В целом, несмотря на противоречивость и неоднозначность реализации педагогических идей и замыслов конца XIX - начала ХХ века следует констатировать следующие
прогрессивные тенденции в развитии аксиосферы военного образования:
- повышение требований к нравственному облику, интеллектуальному развитию, состоянию общей культуры преподавательского корпуса;
- контекст аксиосферы военного образования был самым тесным образом связан с понятием престижности военной службы, мотивацией к овладению профессией офицера.
Отмеченные тенденции развития военного образования рубежа Х1Х-ХХ веков обусловливает необходимость более глубокого рассмотрения проблемы образования и воспитания современного российского офицера как субъекта ценностно-культурной
идентичности отечественного офицерского корпуса, этот процесс будет эффективен, если в основе лежит опыт обращения к национальным традициям [7, с.140-147].
Литература:
1. Ельчанинова О.Ю. Духовно-нравственное воспитание офицерских кадров в военно-учебных заведениях России в дореволюционный период / О.Ю. Ельчанинова, Н.В. Столярова. // Вестник СЮИ ФСИН России. - 2013. - № 2. - С.17-22.
2. Зибров Г.В. Историко-педагогический опыт реформы военного образования России во второй половине XIX века/ Г.В. Зибров, А.Г. Терещенко // Мир образования - образование в мире. - 2013. - № 1. - С.26-35.
3. Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов: На основании ВЫСОЧАЙШЕ утвержденного в14-й день февраля 1886 года Положения о кадетских корпусах. СПб.: тип. М. Стасюлевича, 1886. - II. - 134 с. - С.11
4. Комаровский Е.А. Михайловский Воронежский кадетский корпус в XIX веке: дис. ...канд. ист. наук: 07.00.02 / Е.А. Комаровский. -Воронеж, 1999. - 197с.
5. Лихачев И.Ф. Дело о гибели броненосца Гангут 12 июня 1897 года, около Транзунда / И.Ф. Лихачев.- Paris: Impr. G. Maurin, 1898. - 33 с. -С.23.
6. Лихачев И.Ф. Политика и патриотизм с воспитательной точки зрения в школе / И.Ф.
Лихачев // Беседы о задачах народного просвещения.- Париж: Тип. Гейсмана и Гелиса, 1904. - Вып. 6. - 48 с.
7. Мурзина И.Я. Гражданско-патриотическое воспитание: к вопросу о формировании культурной идентичности на основе национальных традиций / И.Я. Мурзина // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 5. - С. 140-147.
8. Палий Е.Н. Гуманитарное образование и элементы салонной культуры в высших учебных заведениях России XIX века / Е.Н. Палий. // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 4. -С. 166-180.
9. Терещенко А.Г. Историческая преемственность развития военно-педагогического образования в России / А.Г. Терещенко. // Вестник Воронежского государственного университета. -2014. - № 3. - С.123-127.
10. Толстова Л.Н. Духовное наследие вице-адмирала И.Ф. Лихачева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2013. - № 7 (33): в 2-х ч. - Ч II. - С. 164-167.
Сведения об авторе:
Скрынников Николай Павлович (г. Рязань, Россия), преподаватель Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища им. генерала армии В.Ф. Маргелова, e-mail: [email protected]
Data about the author:
N. Skrynnikov (Ryazan, Russia), lecturer of the Ryazan higher guards airborne command school them. General of the army V.F. Margelov, e-mail: [email protected]