УДК 371
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВОИНСКОМУ ДОЛГУ У УЧАЩИХСЯ КА ДЕТСКИХ КЛАССОВ КАК НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ
Жукова Е.Ю.
Аннотация. В статье обсуждаются вопросы формирования ценностного отношения к воинскому долгу у учащихся кадетских классов. Сделана попытка определить ценностное отношение к воинскому долгу как научное понятие, а также выявить педагогические условия формирования у учащихся кадетских классов данного ценностного отношения.
The article discusses the formation of value attitude towards military duty in cadet classes’ students. An attempt was made to determine the value attitude to military duty as a scientific concept, and to identify the pedagogical conditions for the formation of value attitude towards military duty in cadet classes’ students.
Ключевые слова: ценностное отношение, воинский долг, учащийся кадетского класса, педагогические условия, формирование ценностного отношения к воинскому долгу.
Value attitude, military duty, cadet class’ student, teaching conditions, the formation of value attitude to military duty.
Человек как личность в большей степени определяется системой его отношений с миром. Ключевая роль в этой системе принадлежит ценностным отношениям, которые имеют социально-историческую, культурную обусловленность и связаны с деятельностью человека по осознанию значения определенных явлений действительности для себя как субъекта. Необратимые изменения, произошедшие в конце XX
- начале XXI века в России во всех областях жизни, привели к существенным изменениям аксиологической сферы российского общества и его граждан.
Многие исследователи фиксируют тенденции ослабления российской идентичности, постепенного отказа общества от приоритета духовных ценностей в пользу ценностей, ориентирующих на индивидуализм, экономический расчет и потребление.
Сложившуюся ситуацию ученые обозначили как духовный кризис, опасность которого
видят в том, что лишенное духовности общество теряет способность поддерживать себя как целостность. Единство образования и духовных ценностей, соответствующее традиционной для российского общества культурной модели, которой всегда был характерен пристальный интерес к идеалам и духовным проблемам личности, уступило место их взаимному отчуждению. Между тем вызовы современной цивилизации предполагают активное духовное развитие тех, кому предстоит жить и работать в условиях информационного общества.
В условиях глобализации и «открытости» общества иным системам ценностей актуализируется проблема воспитания человека, способного нести ответственность за собственный ценностный выбор. Система ценностей, определяющая действия западного мира и имеющая тенденцию к распространению в России, при возрастающей мощи цивилизации становится крайне опасной. В связи с этим «формирование совокупности ценностных основ жизни вырастает в основную проблему современности, которую предстоит решать в первую очередь системе образования.
Разработанный российскими учеными (А.Г. Асмолов, М.В. Богуславский, А.Я. Данилюк,
В.П. Дронов, Л.С. Илюшин, В.В. Козлов, А.М. Кондаков, А.А. Кузнецов, В.Р. Кучма, Н.Д. Ни-кандров, М.В. Рыжаков, Л.Н. Феденко) Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (2009 г.), который включает в себя «Концепцию духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков), открывает перспективы решения данной проблемы.
Воспитание школьников обозначено в этом документе как приоритетная задача и рассматривается как воспитание ценностей, воспитание отношения человека к миру, себе, другим.
Реформирование содержания образования и включение в стандарт концепции воспитания школьников тем более значимо, что в послед-
ние десятилетия наметился существенный разрыв аксиологического и когнитивного компонентов содержания образования, школа стала рассматриваться, прежде всего, как транслятор знаний. Такая диспропорция системы образования есть отклик на формирующийся рыночный менталитет, тотальную коммерциализацию и прагматизацию социокультурного контекста, что влечет за собой сокращение воспитательных функций образования, снижение значимости воспитательной деятельности учителя. К сожалению, сегодня педагоги становятся все более «предметно ориентированными», что означает установку на формирование у школьников преимущественно познавательного отношения к миру. Вместе с тем согласно культурологическому подходу к формированию сод ер -жания образования, принятому при разработке Федерального государственного образовательного стандарта, содержание образования в школе должно включать (помимо знаний, выработанных культурой, опыта осуществления известных культуре способов деятельности и опыта творческой деятельности) опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности. В новых стандартах школьного образования это концептуальное положение нашло отражение в установке на достижение «личностных результатов образования», которые связываются с формированием системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.
Одна из основных задач системы образования состоит в том, чтобы наряду с развитием у школьников познавательного отношения к миру и содействием оптимальному развитию витальных и прагматических отношений способствовать развитию ценностного отношения к важнейшим сторонам действительности. В педагогической науке на сегодняшний день нет исчерпывающего ответа на вопрос об эффективных путях воспитания ценностных отношений школьников в изменившихся социокультурных условиях, однако сложились необходимые научные предпосылки для разработки теоретических основ данного процесса.
Исследования российских ученых (М.В. Богуславский, Б.С. Гершунский, Б.Т. Лихачев,
Н.Д. Никандров и др.) в конце XX века позволили определить главное направление развития
системы воспитания - воспитание на основе наиболее значимых ценностей. Полученный вывод во многом был обусловлен закономерностями, вскрытыми исследователями в области аксиологии (С.Ф. Анисимов, М.С. Каган, Н.С. Розов, В.П. Тугаринов и др.). Развитие аксиологии способствовало активизации исследований в области педагогической аксиологии (Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, В.А. Караков-ский, А.В. Кирьякова, И.А. Колесникова, Б.Т. Лихачев, Н.Е. Щуркова и др.), росту числа педагогических исследований, направленных на изучение ценностных ориентаций учащихся и педагогов, осмыслению приоритетных направлений в воспитательной работе. Развитие педагогической аксиологии осуществляется с учетом традиций отечественной педагогики, на основе трудов П.П. Блонского, С.И. Гессена, П.Ф. Каптерева, В.М. Коротова, М.М. Рубинштейна и др.
Базисное понятие нашего исследования -ценностное отношение личности - стало активно использоваться в педагогической литературе с начала 1990-х годов. С развитием аксиологии данное понятие «потеснило» понятие «ценностные ориентации», поскольку, по мнению философов (М.С. Каган и др.), оно точнее отражает суть описываемого феномена. Особенность периода 1990-х годов состояла в том, что в педагогических исследованиях изучалось формирование ценностного отношения к какому-то отдельному объекту (природе, труду, искусству, здоровью, семье, учению воинскому долгу).
Анализ современных работ по теории воспитания показывает, что наряду с понятием «ценностные отношения» используется (часто как синоним) понятие «ценностные ориентации». В нашем исследовании отстаивается позиция, согласно которой ценностные ориентации личности формируются на основе выработанных ценностных отношений и являются их актуальным выражением. Понятие «ценностные ориентации» впервые было использовано классиком социологической науки М. Вебером (20-е годы XX века). В отечественной социологии данный термин впервые использовал социолог В.А. Ядов, проводя изучение мотивации поведения личности. Сегодня это понятие широко используется в различных областях знания отечественной науки (социологии, психологии, педагогике и др.), однако в англоязыч-
ной литературе чаще всего используется тер -мин personal value (персональные ценности).
Проведенный анализ показал, что воспитание ценностных отношений школьников определяется следующими факторами:
— социальными (аксиосфера эпохи и общества, аксиосфера поселения, социальной и этнической группы, аксиосфера семьи и ближайшего окружения ребенка (школы, класса и др.), аксиосфера личности педагога);
— деятельностными (целенаправленная деятельность педагогов и собственная ценностно-ориентационная деятельность воспитанников; биологическими (пол, возраст, состояние здоровья).
Игнорирование или недостаточный учет названных факторов существенно понижает результативность работы педагога по воспитанию ценностных отношений школьников. Наиболее значимым фактором становления аксио-сферы личности является собственная ценностно-ориентационная деятельность воспитанников. Содействие педагога данному процессу связано с организацией деятельности, способствующей повышению у школьников уровня осмысленности жизни, формированию позитивной «Я-концепции», воспитанию ответственности за собственный ценностный выбор.
Решение задачи по выявлению возрастных особенностей формирования ценностных отношений школьников обусловило проведение сопоставительного анализа: основные возрастные периоды развития школьников соотносились с преобладающим типом идеала, особенностями ценностной сферы и ведущими психологическими механизмами. Сопоставительный анализ показал, что у дошкольников и младших школьников идеалы носят персонифицированный характер, ценности являются синкретическими; в подростковом возрасте наиболее характерными являются собирательные идеалы, активно идет процесс дифференциации ценностей; старшеклассникам свойственно формирование программных идеалов и процесс ценностного самоопределения. Оптимальным для воспитания ценностных отношений школьников, по результатам исследований Д.А. Леонтьева, является возрастной период до 14 — 16 лет. Ученый установил, что к данному возрастному периоду «смысловая структура мировоззрения личности в основном складывается и в даль-
ЧИППКРО
нейшем не претерпевает радикальных транс -формаций». Для педагогов данный вывод означает, что работа по воспитанию ценностных отношений школьников должна быть наиболее интенсивной в подростковых группах.
Социально-образовательные институты играют важную роль в процессе становления ценностных отношений человека. В современных условиях они представлены различными учебными заведениями, среди которых особую группу составляют кадетские корпуса - учебные заведения среднего (полного) общего образования для подготовки юношей к государственной (преимущественно военной) службе, а также средние общеобразовательные учрежде -ния с кадетскими классами.
Процесс развития современной России характеризуется потребностью в качественном совершенствовании армии, которая является важнейшим инструментом становления российского государства и орудием международной политики. Армия (совокупность вооруженных сил государства) в современных условиях глобальной коммуникации и развития информатизации общества нуждается в хорошо подготовленных кадрах. Это повышает требования к личностным и профессиональным качествам офицеров, их физическому и психическому здоровью. В сложный период реформирования Вооруженных Сил новой России даже при неудовлетворенности большей части офицерского состава своим материальным положением, низким уровнем социальной защищенности возрастает необходимость подготовки и воспитания нового поколения защитников Отечества, которым присуще чувство гордости за свою принадлежность к армии России.
Одна из актуальных проблем современного общества, - воспитание личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и быть патриотом, сознательно посвятить свою жизнь защите Отечества, выполнить воинский долг. Изменения; произошедшие в социально-экономической жизни Российской Федерации повлекли за собой изменение общественной морали, оказали влияние на отношение гражданского населения к военнослужащим. В современных условиях армия комплектуется по смешанному принципу (по призыву и по контракту). Но в российской армии никогда не было распро-
странено наемничество, поскольку профессионал, служащий только за материальное вознаграждение, не обязан быть, патриотом, готовым выполнять приказ ценной собственной жизни, служить своему Отечеству «верой и правдой», выполнять свой воинский долг.
Воспитанию офицерского корпуса российской армии много внимания уделяют педагоги высших военных учебных заведений, между тем, известно, что наибольшая сензитивность к развитию профессионально важных качеств (например таких, как преданность долгу, верность своим убеждениям) проявляется в подростковом возрасте и ранней юности.
Здесь закладывается фундамент личности; интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения; привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера, складываются многообразные отношения с окружающим миром. Поэтому воспитанники кадетских корпусов, учащиеся кадетских классов представляют собой уникальную группу резерва российской армии.
Современные кадетские корпуса и школы с кадетскими классами используют успешный исторический опыт закрытых учебных заведений по воспитанию «государственных людей» с детства. Но, тем не менее, вся деятельность данных современных образовательных учреждений не упорядочена относительно единой цели - становлениям ценностного отношения подростка к выполнению воинского долга. С одной стороны, подготовка подростков в этих учебных заведениях к самоопределению в пользу профессии военнослужащего игнорируется при формировании образовательных стандартов, учебных программ и планов. С другой стороны, жизненный опыт, полученный подростком в кадетском корпусе или кадетском классе недостаточен для успешной социализации в современном мире и становлению его ценностных отношений.
Таким образом, возникают противоречия между:
— потребностью общества в создании контрактной армии и необходимостью воспитания будущих защитников Отечества, проникнувшихся чувством любви к своему Отечеству, готовых подчинять свои личные интересы общим интересам страны, выполнять свой воин-
ский долг, верно служить ей и защищать свою Родину;
— возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом, к профессиональной подготовке выпускников кадетских корпусов и учащихся кадетских классов и отсутствием системы педагогического сопровождения профессионального самоопределении учащихся и становления их ценностного отношения к армии в условиях кадетского корпуса или кадетского класса;
— необходимостью развития творческой, активной, социально ответственной, самостоятельной, внутренне свободной, гуманной личности учащихся кадетских классов и возможностями традиционной организации образовательного процесса в этих учебных заведениях;
— ожиданиями родителей и реальной педагогической практикой в кадетских корпусах.
Проведенное нами опытно-экспериментальное исследование позволяет прийти к следующим выводам:
1. Ценностное отношение учащихся кадет -ских классов и воспитанников кадетских корпусов к воинскому долгу — это субъективное отражение их взаимодействия с военной действительностью, которое складывается как единство трёх компонентов его структуры.
Когнитивно-мотивационный компонент отношения проявляется как степень потребности в познании, как представление об идеальном профессиональном образе и ценностях военнослужащих.
Показателем оценочно-ориентационного компонента ценностного отношения служит субъективная оценка учащимся-кадетом его межличностных отношений.
Рефлексивно-результативный компонент ценностного отношения проявляется в самоактуализации подростка в кадетском корпусе или кадетском классе.
2. Результатом становления ценностного отношения учащихся кадетских классов к воинскому долгу выступает уровень его развития: сформированность личностных идеалов подростка, учащегося кадетского класса представления об идеальном профессиональном образе солдата и офицера и значимых для него ценно -стях, осознанность социального поведения, гармоничность межличностных отношений,
социальная адаптация, восприятие временной перспективы, межличностная чувствительность. Исследование выявило у учащихся кадетских классов (юноши 13-14 лет) преобладание низкого уровня развития ценностного отношения к воинскому долгу. Процесс становления ценностного отношения к воинскому долгу интенсивен в период обучения в кадетском корпусе или кадетском классе, когда выбор будущей профессии и социальной роли для учащихся являются средствами жизненного самоопределения, выбора образа жизни.
3. Показано, что педагогическое сопровождение становления ценностного отношения учащихся кадетских классов и кадетских корпусов к воинскому долгу представляет собой совокупность целей педагогической деятельности кадетского корпуса или школы с кадетскими классами по преобразованию воспитательной среды. Упорядочение жизнедеятельности образовательного учреждения (интеграция многочисленных целей различных видов деятельности, определенных разнообразными руководящими документами) относительно единой цели - становления ценностного учащихся к воинскому долгу, способствует организации и освоению ценностно-направленного воспитательного пространства.
4. Определено, что становлению стабильно положительного ценностного отношения учащихся кадетских классов к представителям специфической профессиональной группы военнослужащих способствует открытость образовательного пространства кадетского корпуса или школы с кадетскими классами. Расширение системы межличностных отношений и включение в образовательный процесс малого социума подростка открывает дополнительные возможности для формирования представлений подростка о своей социальной ценности.
5. Особую роль в становлении ценностного отношения учащихся кадетских классов к воинскому долгу играет система их межличностных отношений в малом социуме. Дисгармоничность системы межличностных отношений выпускников кадетских корпусов и кадетских классов определяется противоречием между осознанием подростком своей принадлежности к специфической профессиональной группе военнослужащих, овладением ценностями и стереотипами поведения и мышления, харак-
ЧИППКРО
терными для этой группы (что выделяет его в социальном пространстве), и фактическим отсутствием статуса военнослужащего. Это противоречие служит стимулом для самоопределения в пользу выбора профессии офицера или в пользу службы в вооруженных силах Российской Федерации.
В рамках гуманистической концепции воспитания ведущей целью современных педагогических поисков становится воспитание активного, нравственно зрелого, психически и физически здорового человека, стремящегося приумножать благополучие человечества. При рассмотрении горизонтали ценностей «человек
— человечество» понятие «Отечество» понимается как принадлежность к обществу, к определенной культуре, восприятие себя как звена в исторической цепочке культуры и государства, начало диалога с более широкой общностью (человечеством). Воспитательные традиции отечественной педагогической мысли неразрывно связывают любовь к Родине, семье, друзьям, с готовностью к защите Отечества, выполнению воинского долга.
Ценностное отношение к воинскому долгу является субъективной стороной взаимодействия человека с силовыми структурами своего государства. Становление ценностного отношения к воинскому долгу обеспечивает юношам — учащимся кадетских корпусов и кадетских классов возможность проявления патриотических, гражданских, нравственных качеств в соответствии с системой устойчивых отношений к окружающему миру и самому себе.
Становление ценностного отношения учащихся кадетских классов к воинскому долгу происходит в процессе их социализации и воспитания. Для образования и подготовки учащихся кадетских классов к государственной (преимущественно военной) службе в России сложилась система кадетских корпусов, кадетских школ и школ с кадетскими классами, которая сегодня ориентирована на личностный подход.
Изучение состояния проблемы становления ценностного отношения учащихся к воинскому долгу в условиях кадетского корпуса или ка -детского класса доказало актуальность её исследования и необходимость организации в образовательном процессе современных образовательных учреждений с элементами кадетско -го образования целенаправленной работы по
формированию ценностного отношения воспитанников к армии, к выполнению воинского долга.
Полагаем, что дальнейший научный поиск приведет к совершенствованию системы фор -мирования ценностного отношения к воинскому долгу в общеобразовательных учреждениях с кадетскими классами, что, в свою очередь, будет способствовать укреплению и развитию нашего государства.
Литература
1. Агапова, И. Патриотическое воспитание в школе / И. Агапова, М. Давыдова. — М., Ай-рис-пресс, 2002. — 224 с.
2. Адаменко, С. Воспитываем патриотов России / С. Адаменко // Народное образование
— 2005. — № 4 — С. 23.
3. Бабурова, И.В. Основные положения концепции воспитания ценностных отношений современных школьников / И.В. Бабурова // Научное наследие Г.И. Щукиной и современность. — СПб.: Астерион, 2008. — С. 38 — 45.
4. Бароненко, А.С. Педагогическая культура и ее формирование в условиях практической работы учителя в общеобразовательном учреж -дении / А.С. Бароненко, Е.А. Бароненко // Научное обеспечение системы повышения квали-
фикации кадров. — Челябинск: ООО «Пронто», 2010.— № 2(4). — С. 48.
5. Гасанов, З.Т. Патриотическое воспитание граждан / З.Т. Гасанов. — 2005. — № 6 — С. 59.
6. Елькина, В.А. Концептуальная модель гуманистической воспитательной системы школы-комплекса / В.А. Елькина, Г.А. Красюн,
С.Н. Трошков // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — Челябинск: ООО «Пронто», 2010.— № 2(4). — С. 41.
7. Ефремова, Г. Патриотическое воспитание школьников / Г. Ефремова // Воспитание школьников. — 2005. — № 8 — С. 17.
8. Жукова, Е.Ю. Проблемы подготовки и
переподготовки кадров для кадетских образо-вательных учреждений в России / Е.Ю. Жукова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — Челябинск: ООО
«Пронто», 2010. — № 3(5). — С. 44.
9. Ильясов, Д.Ф. Школа как самообучающаяся организация / Д.Ф. Ильясов, В.В. Кудинов, А.Х. Зарипов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — Челябинск: ООО «Пронто», 2011. — № 1(6). — С. 37.
10. Кобылянский, В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма / В.А. Кобылянская // Педагогика. — 1998 — № 5 — С. 52.