Научная статья на тему 'Военно-профессиональная ориентация в подготовительных военно-учебных заведениях Российской империи (середина 19 века - начало 20 века, на примере Воронежской губернии)'

Военно-профессиональная ориентация в подготовительных военно-учебных заведениях Российской империи (середина 19 века - начало 20 века, на примере Воронежской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
658
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ВОЕННЫЕ ГИМНАЗИИ / ПРОГИМНАЗИИ / КАДЕТСКИЕ КОРПУСА / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / MILITARY VOCATIONAL GUIDANCE / MILITARY GYMNASIUMS / PRO-GYMNASIUMS / CADET CASES / PREPARATORY MILITARY SCHOOLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дрозд Евгений Валерьевич

В статье выявлены причины реформы военного образования середины 19 века. Дается развернутое описание превалирующих в период подготовки реформ передовых отечественных педагогических идей в области допрофессиональной подготовки к профессиональной службе в армии. Описан порядок реформ касаемо подготовительных военно-учебных заведений: упразднение кантонистских школ, создание военных гимназий и прогимназий, их дальнейшая ликвидация и т.д. Представлена периодизация развития довузовского военного образования: с 1845 до 1863 гг.; с 1863 по 1882 гг.; с 1882 по 1900 гг. и 1900 до 1917 гг. Выявлено и проанализировано влияние каждого из них на уровень военно-профессиональной ориентации воспитанников. Логически увязаны основные тенденции в военной довузовской подготовке, с примерами из историко педагогической литературы, а также руководящими документами того времени. Перечислены выдающиеся деятели воспитанники Воронежского Михайловского кадетского корпуса. Выявлены особенности военнопрофессиональной ориентации в подготовительных военно-учебных заведениях, сложившиеся в начале XXвека, большинство из которых способствовали формированию у молодых людей притягательного образа военной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military-vocational orientation in the preparatory military schools of the Russian Empire (mid 19th century - beginning of the 20th century, on the example of Voronezh province)

In article the reasons of reform of military education of the middle of the 19th eyelid are established. The developed description of the reforms of the progressive domestic pedagogical ideas prevailing during preparation in the field of preprofessional preparation for professional service in army is given. The order of reforms of regarding preparatory military schools is described: abolition kantonistskikh of schools, creation of military gymnasiums and progymnasiums, their further elimination, etc. The periodization of development of pre-university military education is presented: from 1845 to 1863; from 1863 to 1882; from 1882 to 1900 and 1900 till 1917. Influence of each of them on the level of military vocational guidance of pupils is revealed and analysed. The main tendencies in military preuniversity preparation, are logically coordinated to examples from the historian pedagogical literature, and also the leading documents of that time. Outstanding figures pupils of the Voronezh Mikhaylovsky military school are listed. The features of military vocational guidance in preparatory military schools which developed at beginning Hkhveka the majority from which promoted formation at young people of an attractive image of military service are revealed.

Текст научной работы на тему «Военно-профессиональная ориентация в подготовительных военно-учебных заведениях Российской империи (середина 19 века - начало 20 века, на примере Воронежской губернии)»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-06/ Дата публикации: 1.01.2016 № 6 (18). С. 72-80. УДК 355.37

Е. В. Дрозд

Военно-профессиональная ориентация в подготовительных военно-учебных заведениях Российской империи (середина 19 века - начало 20 века, на примере Воронежской губернии)*

В статье выявлены причины реформы военного образования середины 19 века. Дается развернутое описание превалирующих в период подготовки реформ передовых отечественных педагогических идей в области допрофессиональной подготовки к профессиональной службе в армии. Описан порядок реформ касаемо подготовительных военно-учебных заведений: упразднение кантонистских школ, создание военных гимназий и прогимназий, их дальнейшая ликвидация и т.д. Представлена периодизация развития довузовского военного образования: с 1845 до 1863 гг.; с 1863 по 1882 гг.; с 1882 по 1900 гг. и 1900 до 1917 гг. Выявлено и проанализировано влияние каждого из них на уровень военно-профессиональной ориентации воспитанников. Логически увязаны основные тенденции в военной довузовской подготовке, с примерами из историко -педагогической литературы, а также руководящими документами того времени. Перечислены выдающиеся деятели - воспитанники Воронежского Михайловского кадетского корпуса. Выявлены особенности военно-профессиональной ориентации в подготовительных военно-учебных заведениях, сложившиеся в начале ЧЧвека, большинство из которых способствовали формированию у молодых людей притягательного образа военной службы.

Ключевые слова: военно-профессиональная ориентация, военные гимназии, прогимназии, кадетские корпуса, подготовительные военно-учебные заведения

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Воронежской области в рамках научного проекта № 15-16-36001

Perspectives of Science & Education. 2015. 6 (18)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-06/ Accepted: 2 November 2015 Published: 1 January 2016 No. 6 (18). pp. 72-80.

E. V. Drozd

Military-vocational orientation in the preparatory military schools of the Russian Empire (mid 19th century - beginning of the 20th century, on the example of Voronezh province)

In article the reasons of reform of military education of the middle of the 19th eyelid are established. The developed description of the reforms of the progressive domestic pedagogical ideas prevailing during preparation in the field of preprofessional preparation for professional service in army is given. The order of reforms of regarding preparatory military schools is described: abolition kantonistskikh of schools, creation of military gymnasiums and progymnasiums, their further elimination, etc. The periodization of development of pre-university military education is presented: from 1845 to 1863; from 1863 to 1882; from 1882 to 1900 and 1900 till 1917. Influence of each of them on the level of military vocational guidance of pupils is revealed and analysed. The main tendencies in military pre-university preparation, are logically coordinated to examples from the historian - pedagogical literature, and also the leading documents of that time. Outstanding figures - pupils of the Voronezh Mikhaylovsky military school are listed. The features of military vocational guidance in preparatory military schools which developed at beginning Hkhveka the majority from which promoted formation at young people of an attractive image of military service are revealed.

Keywords: military vocational guidance, military gymnasiums, pro-gymnasiums, cadet cases, preparatory military schools

Российской империи с середины XIX века наметился курс на значительные реформы в различных сферах общественной жизни. Поражение в Крымской войне выявило множество проблем не только в подготовке войск, но и вскрыло значительное отставание в технической оснащенности. Основной причиной такого положения дел, на наш взгляд, являлось существование в России крепостного права, которое препятствовало развитию страны в сфере экономики, политики и социальных отношений. Император Александр II понимал необходимость отмены крепостной зависимости крестьян, но для осуществления подобной важнейшей реформы требовалось преодолеть сопротивление со стороны значительной части дворянства, по понятным причинам незаинтересованной в этом. В 1861 году благодаря усилиям прогрессивной части либеральной буржуазии, а также самого царя в России было отменено крепостное право путем проведения крестьянской реформы, которая ознаменовала собой начало Великих реформ. Эти реформы во многом затронули рассматриваемую нами военную сферу в целом и военно-профессиональную ориентацию в частности. Интересным в этой связи представляется тот факт, что во время Крымской войны многие крестьяне самовольно покидали помещичьи хозяйства и отправлялись на фронт для получения свободы. Массовость такого явления говорит о некоторой потере контроля со стороны властей над ситуацией и ускорило отмену крепостного права «сверху». На наш взгляд, крестьяне «сбежавшие» от своих помещиков на войну не могли принести значительной пользы армии, в первую очередь ввиду негативного видения государства в лице вооруженных сил. Моральное состояние таких «воинов» также оставляло желать лучшего, поскольку их основным мотивом в военной службе было не одержать победу над врагом «во имя Отечества», а получить свободу, находясь в армии некоторое время.

Крымская война выявила значительные недостатки в качестве обучения в военно-учебных заведениях Российской империи. «Военный сборник», давая оценку офицерам этого периода времени, отмечал: «Офицера до получения роты ценили только по наружности, по умению маршировать, а ротного командира - по тому, как рота ходила церемониальным маршем или делала ружейные приемы... Бездарность, или совершенное невежество, высказанное на маневрах, навлекали на виновного порицания только со стороны высших начальников... У многих начальников наука не только не находила покровительства, а напротив, встречала преследование, насмешку...» [1, с.12-13]. Ввиду наличия вышеуказанных серьезных недостатков в подготовке профессиональных военных, требовались также реформы в области военного образования.

Значительные общемировые успехи в военно-технической сфере такие как:создание без-

дымного пороха, автоматического оружия (пулеметов), боевой техники, новых классов военных кораблей(броненосцев, миноносцев, подводных лодок),использование в военных целях электрического телеграфа, железных дорог, появление предпосылок внедрения в войска автомобилей, способствовали усложнению воинской деятельности, появлению десятков новых профессий и специальностей, дифференциации должностной структуры и с новой остротой поставило вопрос о военно-профессиональной подготовке всех категорий военнослужащих. Старые методы подготовки офицеров и солдат уже не отвечали новым условиям боевой деятельности.[2, с.39].

Таким образом, все вышеуказанные факторы послужили стимулом к значительным изменениям в военной сфере. В области военно-профессиональной ориентации эти реформы затронули, в первую очередь, систему довузовской подготовки.

На наш взгляд, одним из основных положительных событий в области военного образования, связанным с отменой крепостного права являлась ликвидация кантонистских школ, в которых: «Программа обучения была очень ограничена (чтение, письмо, счёт и закон божий), внутренний распорядок отличался крайней жестокостью, преобладала военная муштра. По признанию А.А. Аракчеева, мальчики таяли «как свечи» - каждый 5-й был болен, каждый 10-й умирал» [3, с.157]. В рамках работы над грантом в предыдущей статье: «Военно-профессиональная ориентация в контексте развития отечественного военного довузовского образования (начало 18 века - середина 19 века, на примере Воронежской губернии)» нами описывались причины негативного видения молодыми людьми, учащимися кантонистских школ, военной службы. Этот факт также подтверждают последствия указа Сената «о прекращении обязательного приема в кантонисты солдатских сыновей, а в рекруты маленьких евреев и всех прочих вышеперечисленных мальчиков» от 25 декабря 1856 года. По этому законодательному акту родителям, родственникам, опекунам и даже знакомым находившихся в заведениях кантонистов без различия происхождения разрешалось взять назад к себе и воспитывать, кому как вздумается; тех же, которых никто не примет, повелевалось оставить в заведениях, причем с выходом впоследствии на службу, им предоставлялись права вольноопределяющихся, то есть покинуть службу во всякое (кроме военного) время, когда они того пожелают. Результатом этого указа на практике получилось то, что менее чем через год численность кантонистов не превышала третьей части штатного их комплекта[3, с.137]. Как видим, в очередной раз мы находим подтверждение тезиса о том, что для положительной военно-профессиональной ориентации на военную службу требуется система стимулов, мотивирующая молодых людей к поступлению в военные вузы, включающая целый комплекс мероприятий, призванный

обеспечить как моральную, так и материальную сторону воинскойслужбы. И чем качественнее и на более высоком уровне они будут выполняться, тем выше вероятность позитивного настроя у вос-питанниковна службу в вооруженных силах.

Основным и единственным подготовительным военно-учебным заведением в Воронежской губернии с середины XIXвека и вплоть до 1917 года был Михайловский Воронежский кадетский корпус (МВКК). Говоря об особенностях внутреннего уклада жизни кадетов в нем в дореформенный период с 1845 до 1863 года, можно сказать, что он совпадал с общим направлением воспитательного дела в кадетских корпусахтого времени: «О характере внутренней жизни корпуса можно судить по тем гуманным принципам, какие положены были в основу учебного и воспитательного дела в этом учебном заведении. Так, например, воспитателям предписывалось с начала курса обратить особое внимание на вновь поступивших и для убеждений употреблять самые кроткие, ласковые и снисходительные меры, которые без сомнения, с пользой подействуют на детей и, постепенно знакомя их с новым бытом, могут исподволь приохотить к занятиям» [4, с.197].

Как видим, в середине XIX века влияние прогрессивной педагогической мысли уже сказалось на принципах подготовки в кадетских корпусах. Гуманистический подход в обучении и воспитании способствовал развитию в кадетах таких профессионально значимых для военнослужащего качеств, как: уверенность в собственных силах, требовательность к себе и ответственность в выполнении поставленных задач, в первую очередь не из-за страха наказания, а исходя из внутренних благородных мотивов служения Отечеству, заложенных в кадетском корпусе.

Внутренний уклад жизни и быта кадет воспитывал в них привычку к военной службе с раннего детства. Нахождение в прототипе воинского коллектива особенно в таком возрасте (возраст для приема в не ранжированную роту (Тамбовский корпус) определен 9,5 летний, а в Воронежский корпус 11,5 летний) не могло не отразиться на мировоззрении детей и, на наш взгляд, даже если воспитанник не связывал свою судьбу со службой в армии, многие положительные качества, такие как любовь к Родине, дисциплинированность, пунктуальность, уважение к старшим и другие, оставались у него на всю жизнь.

Общая либерализация страны в середине XIXвека нашла отражение во взглядах на военное образование у ведущих общественных деятелей. Так, например, военный министр Д.А. Милютин, излагая свою точку зрения на необходимость ликвидации кадетских корпусов, руководствовался следующими соображениями: во-первых, тем, что воспитание, основанное на строжайшей дисциплине, дает свои плоды лишь в зрелом возрасте; военное воспитание в кадетском возрасте наносит серьезный ущерб нравственным качествам

юноши;во-вторых, ранняя специализация обрекает юношу на привязанность к военной службе, вне зависимости от его призвания. Из этих соображений вытекала мысль о том, что на данной стадии подготовки юноши необходимо, прежде всего, обеспечить всестороннее развитие его личности. Для того чтобы приобрести знания, умения и навыки, необходимые офицеру, по мнению Д.А. Милютина, нужно было всего лишь 2-3 года (кадетские корпуса готовили 8 лет и более).

В 1856 году в одном из номеров «Морского сборника» была напечатана статья Н.И.Пирогова «Вопросы жизни» со следующими словами в начале эпиграфа:- «К чему вы готовите вашего сына?» - кто-то спросил меня. - «Быть человеком» - ответил я.- Разве вы не знаете, - сказал спросивший,- что людей, собственно, нет на свете. Это одно отвлечение, вовсе ненужное для нашего общества. Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди». [5, с.38]. Н.И.Пирогов одним из первых отечественных педагогов определил задачи и цели всего образования второй половины XIX - начала XX веков. Он строго осуждает утилитарное образование «с колыбели для хлеба» [6, с.169].Выдвигая на первый план общее образование, Н.И. Пирогов ставит ему серьезные задачи - сделать воспитываемого человеком. А настоящий человек должен разрешить для себя следующие вопросы жизни: «В чем состоит цель нашей жизни? Каково наше назначение? К чему мы призваны?» [7, с.173]. Анализируя историко-педагогическую научную литературу, мы приходим к выводу, что подобные взгляды на образование, в то время, были превалирующими. Считалось, что профессиональной ориентацией детей надо заниматься только после общеобразовательной подготовки. И, что немаловажно, сам ребенок должен решать для себя какую профессию выбрать. Все это говорит о развитии в педагогической науке идей личностно-ориентированного подхода в образовании.

По мнению Н.Ф. Бунакова, преподававшего в период с 1866-1879гг. русский язык в Воронежской военной гимназии: «Народная школа не должна ограничивать свою деятельность лишь узкой целью научить детей грамоте и сообщить им известные знания. Она, главным образом, должна воспитательно влиять на учеников, приготовляя их к жизни честной, разумной, не отрывая их от родного труда и родной среды. Она должна возбудить в учениках потребность к духовному самоусовершенствованию и открыть им средства к такому самоусовершенствованию» [8, с.139].

Также, значительное влияние на развитие отечественной педагогической науки в то время, оказали такие известные ученые как: К.Д. Ушин-ский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, В.Я. Стоюнин, А. Николаи, Я.А. Коменский и др.

Как видим, основной идеей было стремление сначала дать ребенку общеобразовательную подготовку в подготовительных учебных заведениях,

а уже после, когда он сам,в определенной степени ответственно, сможет определять свои желания, стремления и осознавать свои способности, дать ему возможность выбрать дальнейшее направление профессиональной деятельности.

Таким образом, устройство военно-учебных заведений в середине XIX века претерпело значительные преобразования. Обращение руководителей военного ведомства внимания на педагогическую науку, способствовали гуманизации подготовки потенциальных военнослужащих и учету зависимости в процессе ориентации на военную службу от возрастных и индивидуальных особенностей учащихсяв педагогическом процессе. Преобладание мысли о недопустимости преждевременного помещения малолетних детей в условия военной службы наравне со взрослыми, привело к значительным изменениям в системе подготовки военных кадров. В результате проведённой реформы с 1863 года шесть кадетских корпусов были ликвидированы, другие реорганизованы в военные гимназии, и оставшиеся в военные училища, которые давали только военные знания.

Особым комитетом, возглавляемым великим князем Михаилом Николаевичем, было принято решение о преобразовании военно-учебных заведений [9, с.48-49].В результате реформы военного образования в 1863 году для довузовской подготовки были созданы военные гимназии и военные прогимназии. Их отличительной особенностью, по сравнению с кадетскими корпусами стало значительное усиление общеобразовательной подготовки и практически отсутствие военной-специальной составляющей.

Была создана многоуровневая система подготовки офицерских кадров. Благодаря этому у молодых людей после окончания военных гимназий и военных прогимназийпоявилось право выбора - либо идти по военной стезе, либо поступить в гражданское учебное заведение, благо программа военных гимназий позволяла сделать это. В свою очередь, военно-учебные заведения, готовящие офицерские кадры, получили возможность выбора в свои ряды действительно тех юношей, которые в офицерский службе видели смысл своей жизни, что отражалось на профессиональной подготовке будущих офицеров.

Военные гимназии были созданы на базе кадетских корпусов и находились в ведении Военного министерства. Целью учреждения этих учебных заведений являлась подготовка молодых людей к поступлению в военные училища.После преобразования кадетских корпусов в военные гимназии в подготовке воспитанников значительно уменьшилась военная составляющая.Было принято решение об отделении общего образования от специального. Спецклассы кадетских корпусов были преобразованы в военные училища.

В 1865 году Воронежский кадетский корпус преобразуется в военную гимназию. Вместо деления на роты были введены так называемые «воз-

расты» - старший, средний и младший. Корпус лишили знамени, а кадет оружия. Слово «кадет» было заменено новым наименованием «воспитанник» [10, с.268].

Говоря о либерализации подготовки в допро-фессиональных военно-учебных заведений, интересными нам представляются воспоминания бывшего кадета Воронежского корпуса Михаила Гришечко-Климова, учившегося в нем в период с 1863 по 1869 год: «...Так, помнится лекция естественной истории, которую преподавал в нашем первом классе Николай Степанович Тарачков. Это был добрый, симпатичный учитель, человек статский и уже пожилой. С первых же дней мы полюбили его, - он так гуманно обращался с нами и так усердно и терпеливо объяснял, показывая по нескольку раз различные предметы. Мы с удовольствием спешили в класс на его лекцию...» [10, с.266].

«.Чистописание преподавал в то время в первых классах Хованский. Преподаватель этот был из статских, человек добрый и хороший, но своей худощавой, высокой и желтовато-весноватой фигурой он напоминал нам петуха голландской породы. Мы, конечно, этим воспользовались и по детской глупости преподносили ему это во всеуслышанье; к сюртуку его пришпиливали бумажные хвосты, а так как в то время мы писали еще гусиными перьями, то некоторые из отчаянных кадет дерзали спрашивать, не из его ли хвоста эти пе-рья»[10, с.266].

«За такие дерзости Хованский высылал из класса, а высланные за дверью не успокаивались, постукивали в стекла, а то издавали в замочную скважину петушиный крик. Но храбрость мгновенно пропадала, как только в коридоре появлялся ротный командир»[10, с.266].

Мы считаем, что такое положение дел имеет как положительные, так и отрицательные моменты в степени воздействия на уровень военно-профессиональной ориентации молодых людей к военной службе. По нашему мнению, негативным здесь является общее падение уровня дисциплинированности воспитанников. Причиной этому, на наш взгляд, послужила резкая отмена командных отношений, замену которым на тот момент еще не нашли. Да и сами «бывшие кадеты», ставшие «воспитанниками», привыкшие к военному порядку, отсутствие «жесткой руки» воспринимали за слабость. В связи с тем, что воспитателями в военных гимназиях, как правило, были гражданские лица, не имеющие к военной службе никакого отношения, то естественно они не могли придать процессу обучения военно-направленного характера. Это обстоятельство, на наш взгляд, также негативно сказывалось на уровне военно-профессиональной ориентации воспитанников. Были отставлены в сторону такие важные для военного человека понятия, как чувство воинского братства и понятие «кадетской товарищеской семьи». Значительно расширился социальный состав уча-

щихся, в первую очередь из-за поступления в военные гимназии детей разночинцев, в отличие от прежнего принципа комплектования - в основном из военных дворянских семей. Что, конечно же, внесло свою лепту в общую тенденцию «ограж-данивания» подготовки в военных гимназиях. С другой стороны, несомненным плюсом, можно назвать значительную гуманизацию подготовки в военных гимназиях, что способствовало, как уже говорилось выше, формированию положительных военно-профессиональных качеств у воспитанников.

На протяжении всего курса воспитанники помимо занятийгимнастикой, плаванием, танцами, пением, музыкой, различными ремесламизани-мались также и строевыми упражнениями, что свидетельствует о сохранении некоторых элементов военного обучения.Несмотря на то, что в военных гимназиях строевое обучение практиковалось в очень скромных размерах, военные гимназисты, поступая по окончании курса в военные училища, в большинстве случаев легко осваивались с новыми для них порядками. По нашему мнению, подобное состояние дел свидетельствует об успешном выполнении своих функций военными гимназиями в качестве подготовительных военно-учебных заведений по профессиональной ориентации воспитанников на военную службу.

Уже в конце 60-х годов из имевшихся в военном министерстве сведений было видно, что выпускаемые на службу офицеры, по отзывам командиров частей «смотрят серьезно на свои обязанности, уважают свой долг, сами продолжают начатое в училищах образование и вообще обладают достаточной подготовкой, чтобы быть надежными помощниками своих начальников и разумными руководителями солдат» [11, с.293]. Во время войны с Турцией (1877-1878) по отзывам войсковых начальников, офицеры, выпущенные из военных училищ, «отлично служа в рядах армии, свято и с пониманием дела исполняют свои обязанности» [11, с.294].

Приведенные отзывы, несомненно, свидетельствуют, с одной стороны, об успешном функционирования военных училищ, а с другой - о той подготовленности к учебно-познавательной деятельности в военно-учебном заведении, какой обладали воспитанники военных гимназий.

В «Инструкции по воспитательной части для военных прогимназий» указывалось, что «...все дело воспитания должно вестись на общих педагогических основаниях, не упуская вместе с тем из виду, как при всех распоряжениях начальства каждого заведения, так и при частных мероприятиях воспитателей, то, что воспитанники готовятся преимущественно для службы в войсках, сначала в нижних званиях, а впоследствии и в офицерских чинах» [12, с.1]. Как видим, несмотря на значительные изменения в устройстве подготовительных военных учебных заведений для военного ведомства направленные на приближение их об-

разовательной деятельности к гражданским, ориентация юношей на военную службу оставалась приоритетной задачей.

С 1882 года военные прогимназии были упразднены, а Ярославская и Вольская переименованы в школы для воспитанников кадет, удаляемых из кадетских корпусов «по малоспособно-сти или нравственной испорченности» [13].

Анализ архивных материалов и исторической литературы позволяет сделать вывод, что благодаря новым, для того времени, веяниям в области военного образования, подготовка в военных гимназиях и прогимназияхпо степени военно-профессиональной направленности значительно уступала кадетским корпусам первой половины XIXвека. Несмотря, на это,как уже упоминалось, большая часть воспитанников успешно встроились в ряды офицерского корпуса Российской империи после дальнейшего обучения в юнкерских или военных училищах.

После вступления на престол Александра III вместо Д.А. Милютина пост военного министра занял генерал-адъютант П.С. Ванновский, а начальником Главного управления военно-учебных заведений стал генерал-адъютант Н.А. Махотин, что существенно сказалось на качестве преобразований в системе военно-учебных заведений. Прежде всего, приказом по военному ведомству от 22 июля 1882 года восстанавливались кадетские корпуса. Это было связано с тем, что реформы военного министра Д.А. Милютина посягнули на привилегии дворянского класса, на его монопольное право поставлять армии офицеров и воспитывать их за счет государства. Поэтому кадетские корпуса восстанавливались как закрытые (дворянские) учебные заведения, резко ограничивая доступ другим сословиям в военные училища и академии.

В процессе воссоздания кадетских корпусов военным ведомством было решено придерживаться следующего основного принципа: «Сохранив установившийся в этих заведениях общеобразовательный учебный курс и общие основы воспитания, уравнять их в средствах содержания и придать всему строю их внутренней жизни такой характер, который бы в большей степени соответствовал военно-учебным заведениям» [14, с.28]. Таким образом, функции подготовительных военно-учебных заведений взамен военных гимназий и военных прогимназий взяли на себя кадетские корпуса. Произошла резкая «военизация» жизни и быта учащихся. Педагогические начала, царившие в период милютинских реформ в области военного образования стали «сходить на нет».

Учреждение строевых рот и унтер-офицерских должностей имело целью «под ближайшим руководством и наблюдением офицеров-воспитателей ознакомить кадет с тем внутренним порядком, при котором они сперва будут находиться в военном училище, а впоследствии - и на службе в офицерском звании и в то же время постоянно

приучать старших кадет к ответственному исполнению обязанностей» [15, с.157].

Целевое же назначение кадетских корпусов определялось следующим образом: «...заведения эти имеет целью доставить молодым людям в возрасте от 10 до 18 лет, предназначенным для военной службы, общее образование и соответствующее их предназначению военное, подготовив тем самым к поступлению в военные училища» [16, с.9].

На наш взгляд, подобные преобразования в учебно-воспитательном процессе в кадетских корпусах способствовали повышениюготовности,прежде всего психологической, будущих офицеров к военной службе, формируя ощущение военно-профессиональ-нойпричастности к ней. Конечно же, при такой подготовке,основанной на собственном опыте службы в прототипе военной организации, молодым людям будет легче принять осознанное решение о поступлении или не поступлении в военное или юнкерское училище для построения военной карьеры.

Была предпринята попытка привнесения в преподавание некоторых предметов специального военного элемента. Например, в 1885 году Главный начальник военно-учебных заведений Н.А. Махотин в своем циркулярном предписании заявил о «необходимости при изложении курса географии и истории обращать внимание на такие обстоятельства, которые необходимы кадетам в их будущей деятельности на поприще военном» [17, с.13]. Что, несомненно, способствовало некоторому усилению военно-профессиональной направленности подготовки.

Следует отметить, что история преобразованных в 1882 году кадетских корпусов распадается на два резко отличающихся между собой периода: с 1882 года по 1900 год и с 1900 года и далее.

В течение первого периода педагогические требования, первенствовавшие в военных гимназиях, были заменены в кадетских корпусах командными отношениями и требованиями внешней дисциплины, причем основная цель - военное воспитание - достигалась не больше, чем в военных гимназиях. Новый дух кадетских корпусов выразился и в новых назначениях, совершенно прежде невозможных: на должности директоров стали назначать из батальонных командиров. Хорошего строевика или надежного командира стали предпочитать педагогам [18]. Попытка введения жесткого военного режима без учета особенностей детской психики и пренебрежение рекомендациями педагогов привела к обратному эффекту, в кадетских корпусах периодически происходили происшествия связанные с грубыми нарушениями дисциплины.

Нельзя сказать, что основная масса военных педагогов не замечала негативныхтенденций, проявляющихся в военном образовании того времени. В статье «Мысли старого педагога» отмеча-

лось: «Причину такого мрачного положения учебного дела в кадетских корпусах видят, во-первых, в противоречии между задачами воспитывающего обучения и требованиями военной субординации, в преждевременной специализации учащихся на почве военной выправки, которая якобы стремится всех обезличить и нивелировать» [19, с.453]. Именно это мнение было общераспространенным в это время. Очевидно, что все эти негативные тенденции в значительной степени снижали динамику педагогической направленности в функционировании подготовительных военно-учебных заведений. По нашему мнению, вышеуказанные недостатки в подготовке кадетов отрицательно сказывались на видении ими военной службы в целом. Принцип службы «не за страх, а на совесть» был практически отброшен. Как показала практика, ориентация на военную службу без учета передового в военно-педагогической науке, возрастных и индивидуальных особенностей кадетов, формирует в детском сознании, стойкие негативные ассоциации, по меньшей мере, по отношению к требованиям воинской дисциплины и субординации.

Второй период преобразования кадетских корпусов связан с назначением в марте 1900 года великого князя Константина Константиновича Главным начальником военно-учебных заведений, что знаменовало для военной школы переход к тому гуманному режиму, который позволял, несмотря на все недостатки закрытых заведений, значительно индивидуализировать воспитание и обучение.

Новый начальник военно-учебных заведений 24 февраля 1901 года издал приказ № 30, в котором особое внимание было обращено на следующее: «Поддерживая все свои требования с принципиальной строгостью и устраивая над вновь поступающими самый бдительный надзор, закрытое заведение обязано по мере нравственного роста своих воспитанников, постепенно поднимать в них сознание и человеческое достоинство и бережно устранять все то, что может унизить или оскорбить это достоинство.» [15, с.175]. Этим приказом определялось главное направление деятельности военных педагогов, и конкретизировалась система воспитания воспитанников военно-учебных заведений.

Для великого князя Константина было характерно частое посещение военно-учебных заведений. При этом он, как главный начальник ГУВУЗов (Главного управления военно-учебных заведений) вникал во все подробности и мелочи их жизни и быта. С целью развития и подъема воинского духа в кадетах, 14 февраля 1901 года в приказе по военно-учебным заведениям говорилось: «В церквах 10 старейших кадетских корпусов... хранятся знамена, всемилостивейше пожалованные в прежнее время, когда кадетские корпуса имели строевой распорядок и выводились на смотры, парады и учения в батальонном составе... Госу-

дарь император... повелел... в особо торжественных случаях выносить в строй... знамя корпуса, которое выносится в строй в дни храмовых праздников, в день празднования Военного Ордена..., при молебствиях для прощающихся с корпусом кадет...» [15, с.176].

Как видим, в этот период жизнедеятельности кадетских корпусов, августейшими особами уделялось значительное внимание, что говорит о понимании верховной властью той важности, которуюподготовительные военно-учебные заведения имеют для ориентации молодежи на военную службу. Причем, руководство государства, в частности в лице ГУВУЗа, принимало активное участие в разработке мероприятий, призванных пробуждать у кадетов желание после окончания кадетского корпуса продолжить обучение в военном или юнкерском училище, то есть поступить на действительную военную службу.

Таким образом, передовые педагогические принципы в подготовкекадетов в этот период деятельности кадетских корпусовснова стали играть основную роль в военно-профессиональной ориентации, что положительно сказалось на качестве воспитанников готовившихся стать военнослужащими. Грамотное, основанное на научно-педагогических принципах,отучение от вредных и привитие полезных качеств, профессионально важных для кадетов как будущих военных,играло важную роль в качественной подготовке высокомотивированных, профессионально-ориентро-ванных потенциальных защитников Отечества.

Командованием военно-учебных заведений предпринимались шаги к развитию любви к героическому прошлому своей Родины, пробуждению любви к военному делу. Этому способствовали экскурсии на места былых сражений, встречи с бывшими воспитанниками - участниками боевых сражений [20]. По нашему мнению, такие мероприятия позволяли кадетам почувствовать свою сопричастность к вооруженным силам России, и пробуждали в них желание быть достойными сынами своего Отечества. А основным, если не единственным, на наш взгляд, способом реализации подобного стремления им в первую очередь представлялся в профессиональной службе в вооруженных силах.

В программу физического развития вошли обязательные экскурсии и военные прогулки осенью и весной, продолжительностью около суток и числом не менее 8 в год.

Заслуживает внимания организация выходов в поля после окончания годовых занятий сроком на 7 суток для каждого класса, начиная с 3-го. Во время этих выходов кадеты знакомились с требованиями, предъявляемыми к военным разведчикам.С утра каждому выдавался однодневный паек в сыром виде. Сапоги полагались походные, для заправки брюк в голенища. Шинель сворачивалась в скатку, к тренчику, связывающему ее концы, прикреплялся котелок. Вин-

товка, подсумок, вещевой ранец для продуктов за спиной, завершали экипировку. Выходили из здания корпуса строевой колонной с песнями, по пути разделяясь навзвода, отделения. Место для бивака выбиралось подальше за чертой города. Палатки раскидывались по надобности, распределяли обязанности: кто разводит костры, кто готовит пишу, кто идет в охранение. Под руководством офицеров-воспитателей решались разные военные задачи. По завершении всех встречал корпусной оркестр и играл любимые марши [21, с.103].Все вышеуказанные мероприятия придавали подготовке кадетов практический характер, позволяли им на собственном опыте почувствовать себя настоящими военнослужащими в условиях военного лагеря. Кадеты учились разделять обязанности для успешного нахождения в отрыве от пунктов постоянной дислокации, что по нашему мнению, немаловажно для будущих профессиональных военных. На наш взгляд, такие походы вносили определенный вклад в развитие военно-профессиональной ориентации у кадетов, в том числе благодаря тому, что, как известно,люд ямсвойственножеланиепринадлежатьктойсоци-альной группе,которая обладаетчем-товажным для них самих. А воинский коллектив на момент нахождения в лагере являлся жизненно важным для каждого из них, поскольку только вместе они были в состоянии преодолеть все трудности, возникающие во время нахождения в походных условиях. Практическое нахождение в воинском коллективе, где все подчинены общей цели и от действий каждого зависит общий успех, позволяет воспитанникам проникнуться мыслью, что они являются частью целого организма - воинской единицы, что, несомненно, сплачивало их.

Напряженная учеба сочеталась с разнообразным досугом. На первом месте стоял спорт. Точнее физкультура в современном ее понимании: катание на лыжах и коньках, купание, бег, длительные прогулки, верховая езда, подвижные игры. Постепенно обязательным дисциплинам: гимнастике, фехтованию, стрельбе, стали придавать спортивный характер [21, с.104]. Все это, естественно, способствовало формированию необходимых для каждого военного человека физических качеств.

Как видим, процесс военно-профессиональной ориентациив кадетских корпусах того времени был многогранным и всеобъемлющим, и предназначался для формирования и развитияу воспитанников всего спектра профессионально важных качеств как для будущих военнослужащих.

Анализируя учебно-воспитательную деятельность, необходимо отметить большой вклад кадетских корпусов в отечественную военно-профессиональную ориентацию молодежи. За время их существования кадетские корпуса окончили свыше 100 тысяч человек, подавляющая часть которых пополнила офицерский корпус Российской империи (более 80%). Несмотря на неоднократно меняю-

щуюся организацию подготовительных военно-учебных заведений (роты заменялись возрастами и наоборот, изменялось их количество, сроки обучения, происходила корректировка учебных программ) основные принципы внутреннего уклада оставались незыблемыми. Они заключались в строгой регламентации жизни кадет, привитии им навыков к соблюдению требований воинской дисциплины, постоянном надзоре и контроле за их учебой, привитии любви к Отечеству.

История Воронежского Михайловского кадетского корпуса закончилась в 1917-1918 гг. Свидетельством беззаветного служения Отечеству, на наш взгляд, можно привести фамилии воспитанников Воронежского Михайловского кадетского корпуса, погибших во славу русского оружия: Ромуальд Родзевич, Михаил Данилевский, Алексей Грамотин, Николай Мусхилев, Николай Пороженко, Митрофан Экскузович, Александр Ти-машев, Евграф Пржевальский, Николай Стерлингов, Александр Сиверский и др. Бывшие кадеты корпуса генералы Н.В. Черемисинов и Н.М. Иванов, полковники В.Н. Никитин, В.И. Жигалин, Д.Е. Дукмасов, И.В. Полковников, капитаны А.В. Данилевский, А.И. Голлузевский, В.Н. Чикалин оказали в сражениях с неприятелем выдающуюся храбрость и самоотверждение, за что и награждены высшею наградою - орденом Св. Георгия [4, с.8-9]. Многие выпускники корпуса стали замечательными офицерами и генералами русской армии, многие отличились на гражданском поприще, а большинство бесследно растворилось во времени. Но можно с уверенностью сказать, что все они были людьми образованными, честными, до конца верными выбранной идее. Современникам наиболее известны имена таких выпускников корпуса, как С.И. Мосин (1849-1902) - русский конструктор-оружейник, создатель винтовки, принятой в 1891 г. на вооружение в русской армии; А.Н. Лодыгин (1847-1923) - русский инженер-электрик, изобретатель лампы накаливания; Г.В. Плеханов (18561918) - видный деятель российского и международного социалистического движения, философ, теоретик и пропагандист марксизма; А.В. Суворин (1834-1912) - литератор, известный русский издатель; В.А. Антонов-Овсеенко (1883-1939) - государственный и военный деятель советской эпохи; А.М. Каледин (1861-1918) - генерал от кавалерии, руководитель казачьего белого движения на Дону в 1917 г.; И.В. Шпажинский (1845-1917) -популярный русский драматург 80-90-х гг. XIX в.; Н.П. Барсуков (1838-1906) - историк; Н.Ф. Бажин (1843-1908) и С.Н. Кривенко (1847-1906) - литера-торы[10, с.269].

Как видим, подготовка в кадетском корпусе служила своеобразным «трамплином» в профессиональном плане для большинства ее воспитанников. Благодаря высокому уровню подготовки втакого рода учебных заведениях происходило становление не только военных профессионалов, но и достойных граждан своего Отечества, решив-

ших найти себя на гражданском поприще.

Как видно из нашего историко-педагогиче-ского исследования, отечественная довузовская подготовка сыграла значительную роль в военно-профессиональной ориентации детей на военную службу.

На основе структурно-функционального анализа организации допрофессиональной подготовки в военно-учебных заведениях России в период со И-ой половины XIX - начала XX веков можно сделать вывод о том, что основными особенностями подготовки, положительно влияющими на уровень военно-профессиональной ориентации в подготовительных военно-учебных заведениях Российской империи, являлись:

- обеспечение доступа к получению офицерского звания не только дворян, но и представителей других сословий;

- многообразие форм патриотического, воинского, эстетического и нравственного воспитания обучаемых;

- военная направленность обучения;

- многоуровневая подготовка офицерских кадров;

- организация практических и развивающих занятий военно-профессиональной направленности во внеучебное время под руководством преподавателей и офицеров-воспитателей;

- развитие педагогической науки и внедрение ее достижений в учебно-воспитательный процесс;

- гуманизация подготовки;

- принцип в профессиональной ориентации «не заставлять, а направлять»,стремление пробудить внутреннее желание стать военным;

- формирование у воспитанников необходимых профессиональных качеств: патриотизма, любви к Родине, соблюдения требований субординации, пунктуальности, ответственности, дисциплинированности, основанной на самосознании, привычке к порядку, опрятности, бережливости, учтивости, вежливости и др.;

- значительное внимание физическому развитию;

- выработка привычки нахождения в прототипе воинского коллектива;

- военно-полевые выходы;

- внесение в учебные дисциплины элементов военной подготовки;

- постепенное поднятие в воспитанниках сознательности и чувства человеческого достоинства;

- проведение воинских ритуалов с выносом знамени во время торжественных построений, парадов, дней храмовых праздников, а также перед учениями;

- экскурсии на места былых сражений, встречи с бывшими воспитанниками - участниками боевых сражений.

На наш взгляд, «вершиной» довузовской военно-профессиональной ориентации в Российской империи, по праву можно считать прототип кадет-

ского корпуса образца начала XXвека. Именно в таких учебных заведениях, после всех реформ военного образования, начиная с середины XIXвека, образовалась наиболее благоприятная среда для ориентации молодых людей на военную службу.

Кадеты - высокомотивированные, настроенные на беззаветное служение Отечеству, в подавляющем большинстве продолжали двигаться по «военной» карьерной лестнице, поступая, в военные или юнкерские училища.

ЛИТЕРАТУРА

1. Взгляд на состояние русских войск : военный сборник. СПб., 1859. Т. 1. 215 с.

2. Зибров Г.В. Основы профориентологии / Г.В. Зибров, Л.А. Колосова, Т.В. Кисилева. Воронеж, ВВВАИУ, 2007. 152 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кадеты и юнкера. Кантонисты. А. Марков. Кадеты и юнкера; В.Н. Никитин. Многострадальные. М.: Воениздат, 2001. 262 с.

4. Зверев С.Е. Юбилейный сборник Михайловского Воронежского кадетского корпуса, 1845-1895. Историческая записка о корпусе. Воронеж, 1898. 340 с.

5. Пирогов Н.И. Сочинения. Т.1. Киев, 1910. 965 с.

6. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогика, ее главнейшая идея, направления и деятели. СПб., 1914. 214 с.

7. Пирогов Н.И. Сочинения. СПб., 1887. 681 с.

8. Ельницкий К. В. Русские педагоги второй половины XIX века. СПб., 1911. 311 с.

9. Струтинский В.Ф. Подготовка офицерских кадров в России во второй половине XIX - начале XX веков: историографическое исследование: дис. ... канд. ист. наук. М., 1994. 198 с.

10. Пыльнев Ю.В. История народного образования Воронежского края: (конец XVII - начало XX века) : монография / Ю.В. Пыльнев. Калининград: Аксиос, 2012. 728 с.

11. Военная энциклопедия. Т. 1. СПб., 1911. 336 с.

12. Инструкция по воспитательной части для военных прогимназий. СПб., 1879. 36 с.

13. Инструкция по воспитательной части для военных гимназий. СПб., 1882. 40 с.

14. Греков Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. 1700-1910. СПб., 1910. - 190 с.

15. Столетие Военного министерства. 1802-1892. ГУВУЗ. Исторический очерк. СПб., 1914. 314 с.

16. Общая программа и инструкция для преподавания учебных предметов в кадетских корпусах. СПб., 1899. 104 с.

17. Педагогический сборник. 1885. № 4. С. 442-447.

18. Бооль В.Г. Воспоминания педагога/ В.Г. Бооль // Русская старина. 1904. март. С. 156-160.

19. Педагогический сборник. 1903. № 7. С. 265-268.

20. Отзыв об офицерах, выходящих из военных училищ // Педагогический сборник. 1868. № 1. С. 47-50.

21. Свиридов В.А. Становление и развитие военного образования в России во второй половине XIX - начале XX века: дис. ... д-ра пед. наук. Воронеж, 2006. 361 с.

REFERENCES

1. A look at the state of the Russian army : military collection. Saint-Petersburg, 1859. Vol. 1. 215 p.

2. Zibrov G. V. Fundamentals of professional orientology / G. V. Zibrov, L. A. Kolosova, T. V. Kisilev. Voronezh, VVVAIU, 2007. 152 p.

3. Cadets and cadets. The cantonments. A. Markov. Cadets and cadets; V. N. Nikitin. The long-suffering. Moscow, Voenizdat Publ., 2001. 262 p.

4. Zverev S. E. Anniversary collection of the Mikhailovsky Voronezh cadet corps, 1845-1895. Historical note on the building. Voronezh, 1898. 340 p.

5. Pirogov N. I. Works. Vol. 1. Kiev, 1910. 965 p.

6. Kapterev P. F. New Russian pedagogy, its main idea, directions and figures. Saint-Petersburg, 1914. 214 p.

7. Pirogov N. I. Works. Saint-Petersburg, 1887. 681 p.

8. Elnickiy K. V. Russian educationalists of the second half of the nineteenth century. Saint-Petersburg, 1911. 311 p.

9. Strutinsky V. F. Training of officers in Russia in the second half of XIX - early XX centuries: historical research: Diss. ... PhD in Historical Sciences. Moscow, 1994. 198 p.

10. Pylnev Yu.V. History of national education of the Voronezh region (the end of XVII - beginning of XX century) : monograph / Y. V. Pylnev. Kaliningrad, Axios Publ., 2012. 728 p.

11. Military encyclopedia. Vol. 1. Saint-Petersburg, 1911. 336 p.

12. Manual for educational Affairs for military progimnazii. Saint-Petersburg, 1879. 36 p.

13. Manual for educational Affairs for the military gymnasiums. Saint-Petersburg, 1882. 40 p.

14. Grekov F.V. Brief historical essay of the military schools. 1700-1910. Saint-Petersburg, 1910. 190 p.

15. The centenary of the war Ministry. 1802-1892. GUVUZ. Historical essay. Saint-Petersburg, 1914. 314 p.

16. General curriculum and instruction for teaching academic subjects in the cadet corps. Saint-Petersburg, 1899. 104 p.

17. Pedagogical collection. 1885. No. 4. pp. 442-447.

18. Bool V. G. Memories of a teacher/ Bool V. G. // Russian olden time, 1904. March. pp. 156-160.

19. Pedagogical collection, 1903. No. 7. pp. 265-268.

20. A review about the officers coming from military schools // Teacher collection, 1868. No. 1. pp. 47-50.

21. Sviridov V. A. Formation and development of military education in Russia in second half XIX - beginning of XX centuries: Diss. ... Dr. of Ped. Sciences. Voronezh, 2006. 361 p.

Информация об авторе Information about the author

Дрозд Евгений Валерьевич Drozd Evgenii Valer'evich

(Россия, Воронеж) (Russia, Voronezh)

Кандидат педагогических наук, PhD in Pedagogy

старший научный сотрудник Senior Researcher

Военный учебно-научный центр военно-воздушных Military educational and scientific center of the air

сил «Военно-воздушная академия им. профессора force "Air Force Academy Prof N E Zhukovsky and Yuri

Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) Gagarin" (Voronezh)

E-mail: tdutif.80@mail.ru E-mail: tdutif.80@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.