УДК 74.200 ББК П22
ЦЕННОСТЬ ТРАДИЦИИ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ПАШКОВ,
Московский гуманитарный университет, кандидат педагогических наук Научная специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
E-mail: [email protected] Научный консультант: заведующий кафедрой педагогики ипсихологии высшей школы АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», доктор педагогических наук, профессор В.А. Ситаров
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается значение традиций духовно-нравственного воспитания военнослужащих в процессе их деятельности; особое внимание уделяется духовным ценностям, которые оказывают непосредственное влияние на воина и воинские подразделения. Предлагается краткая классификация традиций.
Ключевые слова: традиции, ценности, воспитание, военнослужащий.
Annotation. Considered the importance of spiritual values for military personnel in the course of their activity, paid attention to the most important values that have a particular impact on people. A brief classification of values.
Keywords: values, education, understanding, serviceman.
Традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих охватывают все стороны их жизни. Это касается, прежде всего, духовно-нравственного развития военнослужащего, а также эстетической, профессиональной и физической его деятельности.
Сами традиции имеют свой особенный внутренний содержательный смысл. Чтобы понять значение какой-либо традиции необходимо вникнуть в историю ее зарождения. Далее проследить основные моменты утверждения данной традиции в коллективе, усвоение и закрепление ее не только в сознании людей, но подтверждение в различных документах, что придает ей особенную значимость и дает основания полагаться на ее существование в дальнейшем.
Профессор Л.В. Романюк [5, с. 5] отмечает, что путем познавания традиций можно углубить лично-ориентированное осмысление как самого себя, так и самобытности своего народа, укрепить национальную идентификацию российского общества путем уникальности его педагогических традиций.
Армия в процессе своего существования впитала в себя огромное наследие великих побед наших воинов. Это наследие охватывает знания и умения взащищать свою страну; владение технологиями войн, а самое главное - величие духа русского народа. И весь этот богатый запас военного наследия необходимо передать современным военнослужащим для изучения и реализации его на практике.
Возрождение традиций в армии очень насущно для духовно-нравственного воспитания военнослужащих, в этом ощущается потребность современного общества.
Профессор В.А. Ситаров [6, с. 143] подчеркивает важность для человека удовлетворения его духовных и нравственных потребностей. Стремясь удовлетворить свои потребности, человек начинает проявлять активность и настойчивость.
Активность человека в жизни зависит как от него самого, так и от окружающей его среды [6, с. 142].
Необходимо заметить, что одни традиции способствуют совершенствованию личности духовно и нравственно, другие физически и технически (профессионально). Все это помогает человеку раскрыть заложенные в его природу способности, ощутить окружающий мир как удивительное творение Божие, познать духовные ценности, осознать промысел Божий по нему и реализоваться здесь, на земле, как личность, достойная Царствия Небесного.
В связи с этим, одной из задач традиций является формирование духовных ценностей человека, что поможет человеку находиться в гармоничном общении с самим собой и с другими людьми.
Ценность - это идеал человеческого стремления, радостное достижение цели, постижение смысла жизни и обретение истины.
Профессор Ю.Н. Солонин [9, с. 134] считает, что ценность - это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение и т.п.
Для человека ценностью могут быть как материальные предметы (дома, машины и т.д.), так и духовные явления (знания, идеи, принципы и т.д.).
Педагог Н.Н. Голезякова [1, с. 16] ценность рассматривает как совокупность нравственных эталонов. Ученый Е.В. Кучеров [3, с. 33] считает, что благодаря обретению ценности, человек может умело ориентироваться в жизни и понимать происходящие вокруг явления, а педагог И.Г. Корепанова [2, с. 41] добавляет, что ценность входит во внутренний мир человека в процессе общения с людьми. Личность познает истину и затем делится ею с другими.
Ценностями обладают как отдельный конкретный человек, так у группы людей. Различные ценности имеют дети и у взрослые. Ю.Н. Солонин [9, с. 139] приводит систему ценностных ориентаций у студентов в 2001 г.:
1) семейное счастье;
2) дружба;
3) материальное благополучие;
4) любовь;
5) успешная карьера;
6) порядочность, чистая совесть;
7) процветание и безопасность страны;
8) рождение и воспитание детей.
В процессе взросления и старения эти ценности в процессе приобретение жизненного опыта, конечно, будут изменяться и совершенствоваться.
Апостол Павел пишет, что истина в Иисусе (Еф. 4, 21).
Ученые к высшим духовным ценностям относят:
• стремление к идеалу, которым является Господь Иисус Христос (В.В. Зеньковский, С.Ю. Дивногорце-ва);
• связь с Богом (Шестун Евгений (игум.), Н.Л. Ше-ховская);
• стяжание Духа Святого (И.А. Ильин);
• ценность свободы (ненасилия) - одухотворенности всех трех сторон человеческой психики: эмоциональная сторона приобретает стремление к красоте, воля - приобретает стремление к бескорыстным поступкам, ум - стремление к идеальности (В.А. Ситаров, Ю.Н. Штретер);
• ценность традиции [4, с. 305].
Для человека Господь Иисус Христос является идеальным примером святости, так как Он есть истинный Бог и истинный человек. Его любовь, Его милосердие и сострадание к людям есть идеал взаимоотношения между ними. Его пример мужества, терпения, стойкости, честности и чистоты - есть пример противодействия лукавству, разврату, трусости и предательству.
Человек всячески стремится к совершенству, чтобы реализоваться как личность, чтобы обогатиться необходимыми знаниями, опытом и стать мудрым. Для этого ему необходимо учиться для получения образования, далее пройти школу жизни общения с людьми и выйти на путь к Богу и соединиться с ним. Ему могут в этом помочь какая-то уникальная личность или школа, или другое какое-либо учебное заведение, а самое главное -ему поможет в этом Святая Православная Церковь с ее таинствами и богослужениями.
Пребывание в Святом Духе приносит особую неземную радость. Об этом апостол Павел пишет: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога» ((1 Кор. 6, 19).
Стяжание Святого Духа способствует раскрытию лучших человеческих качеств и способностей. В этой связи профессор В.А. Ситаров [7, с. 36] пишет о возможности благополучного формирования духовно-творческого потенциала молодых людей.
Ценность свободы заключается в свободе от рабства греха, от порабощения какой-либо страстью, которая держит человека насильно во власти и мучает его. Например, привычка курения, ничем не опасная на первый взгляд, но со временем человек начинает понимать, что она приносит его здоровью большой вред и даже может сократить ему жизнь. А любое насилие над человеком [8, с. 136] приносит ему боль и беспокойство.
Профессор Ю.Н. Солонин [9, с. 22] отмечает, что свобода есть целенаправленный, сознательный и свободно ориентированный процесс, предполагающий столь же свободный выбор средств своего существования.
Апостол Павел говорит о твердом «стоянии» человека в свободе «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5, 1). Это значит, что человек может почувствовать себя свободным от какого-то внешнего или внутреннего насилия, и у него будут силы умело противостоять этому насилию, однако с течением времени, при невнимательной жизни, может снова произойти падение.
Высшие духовные ценности становятся основой для человека; во времени эти ценности передаются от поколения к поколению. В этом и заключается ценность традиций, так как они передают и сохраняют не только знания группы людей, их привычки и обычаи, но передают целую культуру народа.
Уникальность и значимость традиций для военнослужащих заключается в том, что они хранят в себе весь богатейший опыт великих сражений, славных побед, мужество и самоотверженность воинов, бесстрашие перед угрозой смерти, гениальные решения и доброе отношение к солдатам великих полководцев, таких, как св. Александр Невский, св. Дмитрий Донской, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов и многие другие.
Литература
1. Голезякова Н.Н. Традиции кубанского казачества в военно-патриотическом воспитании защитников Отечества середины XIX - начала XX века: Дисс. ... канд. пед. наук. Анапа, 2006.
2. Корепанова И.Г. Формирование ценностей образования у студентов-первокурсников в процессе адаптации к обучению в вузе: Дисс. ... канд. пед. наук. Киров, 2002.
3. Кучеров Е.В. Противоречия духовного мира офицера современной российской армии: Дисс... канд. филос. наук. М., 2008.
4. Романюк Л.В. Гуманистическая педагогика // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 304-307.
5. Романюк Л.В. Гуманистические традиции отечественной педагогики второй половины XIX-XX вв. Монограф. М.: Национальный институт бизнеса, 2008.
6. Ситаров В.А. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт. 2013.
7. Ситаров В.А. Формирование духовно-творческого потенциала студенческой молодежи // Alma mater (Вестник высшей школы). 2008. № 11. С. 35-37.
8. Ситаров В.А. Насилие и ненасилие // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 1. С. 135-139.
9. Солонин Ю.Н. Культурология. М.: Высшее образование, 2007.
References
1. Kolesarova N.N. The tradition of the Kuban Cossacks in the military-Patriotic education of Fatherland defenders of the middle of XIX - early XX century: dis...
cand. ped. sciences. Anapa, 2006.
2. Korepanova I.G. Formation of values education among first-year students in the process of adapting to higher education: dis... cand. ped. sciences. Kirov, 2002.
3. KucherovE.V. Contradictions spiritual peace officer modern Russian army: dis... cand. philos. sciences. Moscow, 2008.
4. RomaniukL.V. Humanistic pedagogy // Knowledge. Understanding. Ability. 2012. No. 2. P. 304-307.
5. Romaniuk L.V. The humanistic traditions of the national pedagogy in the second half of the XIX-XX centuries Monograph. M: national business Institute, 2008.
6. Sitarov V.A. Social pedagogy: a Textbook for undergraduate students. M: Writ. 2013.
7. Sitarov V.A. the Formation of spiritual and creative potential of students // Alma mater (the journal of higher education). 2008. No. 11. P. 35-37.
8. Sitarov V.A. Violence and nonviolence // Knowledge. Understanding. Ability. 2005. No. 1. P. 135-139.
9. Solonin Yu.N. Cultural studies. M: Higher education, 2007.
УДК 37 ББК 74
ВЛИЯНИЕ СЕЛЬСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛНОЦЕННОЙ ВСЕСТОРОННЕ
РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
ЕЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА СЕМЕНОВА,
учитель начальных классов МБОУ «Фрязевская» СОШ№ 41 им. Б.А. Воробьева, аспирантка кафедры технологий и профессионального образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» E-mail: [email protected]
Научная специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Ю.В. Шаронин
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Раскрываются особенности влияния сельской образовательной среды на формирование личности в России с начала рыночных реформ по настоящее время. Рассматриваются изменения в жизни сельчан, их укладе и образе жизни и влияние этих изменений на воспитание детей; влияние социальных и экономических инфраструктурных факторов на образовательную среду российских сельских территорий.
Ключевые слова: педагогика, образовательная среда, сельское образование, детское неблагополучие, социальная педагогика.
Annotation. Speak about specific influence of rural educational environment on personality growth in Russia as from market reforms to present time. Considered changes in rural life and way of conducting rural household influence of these changes on childrens'education, influence of infrastructural factors on educational environment of Russian rural territories.
Keywords: pedagogics, educational environment, rural education, child ill-being, social pedagogics.