Научная статья на тему 'Влияние сельской образовательной среды на формирование полноценной всесторонне развитой личности'

Влияние сельской образовательной среды на формирование полноценной всесторонне развитой личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
88
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGICS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / СЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / RURAL EDUCATION / ДЕТСКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / SOCIAL PEDAGOGICS / CHILD ILL-BEING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Семенова Елена Витальевна

Раскрываются особенности влияния сельской образовательной среды на формирование личности в России с начала рыночных реформ по настоящее время. Рассматриваются изменения в жизни сельчан, их укладе и образе жизни и влияние этих изменений на воспитание детей; влияние социальных и экономических инфраструктурных факторов на образовательную среду российских сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of rural educational environment on forming personality and well-developed personal growth

Speak about specific influence of rural educational environment on personality growth in Russia as from market reforms to present time. Considered changes in rural life and way of conducting rural household influence of these changes on childrens’education, influence of infrastructural factors on educational environment of Russian rural territories.

Текст научной работы на тему «Влияние сельской образовательной среды на формирование полноценной всесторонне развитой личности»



3. Кучеров Е.В. Противоречия духовного мира офицера современной российской армии: Дисс... канд. филос. наук. М., 2008.

4. Романюк Л.В. Гуманистическая педагогика // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 304-307.

5. Романюк Л.В. Гуманистические традиции отечественной педагогики второй половины XIX-XX вв. Монограф. М.: Национальный институт бизнеса, 2008.

6. Ситаров В.А. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт. 2013.

7. Ситаров В.А. Формирование духовно-творческого потенциала студенческой молодежи // Alma mater (Вестник высшей школы). 2008. № 11. С. 35-37.

8. Ситаров В.А. Насилие и ненасилие // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 1. С. 135-139.

9. Солонин Ю.Н. Культурология. М.: Высшее образование, 2007.

References

1. Kolesarova N.N. The tradition of the Kuban Cossacks in the military-Patriotic education of Fatherland defenders of the middle of XIX - early XX century: dis...

cand. ped. sciences. Anapa, 2006.

2. Korepanova I.G. Formation of values education among first-year students in the process of adapting to higher education: dis... cand. ped. sciences. Kirov, 2002.

3. KucherovE.V. Contradictions spiritual peace officer modern Russian army: dis... cand. philos. sciences. Moscow, 2008.

4. RomaniukL.V. Humanistic pedagogy // Knowledge. Understanding. Ability. 2012. No. 2. P. 304-307.

5. Romaniuk L.V. The humanistic traditions of the national pedagogy in the second half of the XIX-XX centuries Monograph. M: national business Institute, 2008.

6. Sitarov V.A. Social pedagogy: a Textbook for undergraduate students. M: Writ. 2013.

7. Sitarov V.A. the Formation of spiritual and creative potential of students // Alma mater (the journal of higher education). 2008. No. 11. P. 35-37.

8. Sitarov V.A. Violence and nonviolence // Knowledge. Understanding. Ability. 2005. No. 1. P. 135-139.

9. Solonin Yu.N. Cultural studies. M: Higher education, 2007.

УДК 37 ББК 74

ВЛИЯНИЕ СЕЛЬСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛНОЦЕННОЙ ВСЕСТОРОННЕ

РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ

ЕЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА СЕМЕНОВА,

учитель начальных классов МБОУ «Фрязевская» СОШ№ 41 им. Б.А. Воробьева, аспирантка кафедры технологий и профессионального образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» E-mail: [email protected]

Научная специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Ю.В. Шаронин

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Раскрываются особенности влияния сельской образовательной среды на формирование личности в России с начала рыночных реформ по настоящее время. Рассматриваются изменения в жизни сельчан, их укладе и образе жизни и влияние этих изменений на воспитание детей; влияние социальных и экономических инфраструктурных факторов на образовательную среду российских сельских территорий.

Ключевые слова: педагогика, образовательная среда, сельское образование, детское неблагополучие, социальная педагогика.

Annotation. Speak about specific influence of rural educational environment on personality growth in Russia as from market reforms to present time. Considered changes in rural life and way of conducting rural household influence of these changes on childrens'education, influence of infrastructural factors on educational environment of Russian rural territories.

Keywords: pedagogics, educational environment, rural education, child ill-being, social pedagogics.

Прошла уже почти четверть века с начала перестройки и распада Советского Союза. За это время жизнь россиян сильно изменилась. Особенно резко это отразилось на жизни сельского населения России. Реформы экономики страны потянули за собой изменения всех сторон жизни. Реформы на селе привели к тому, что производственная и социальная инфраструктура сельских территорий развивалась в сторону усложнения и многообразия. В отличие от дореформенного периода, многоукладность сельской жизни сегодня стала реальностью.

Правда, структура социальной сферы села была неоднородной и в дореформенный период. Она включала государственную собственность (крупные объекты культуры, санатории, дома отдыха, линии электропередач, связи, газопроводы и другие инженерные сооружения, которые находились в ведении федеральной власти, отдельных министерств и ведомств, объекты инфраструктуры, состоявшие на балансе совхозов), муниципальную (школы, детские дошкольные учреждения, больницы, амбулатории, предприятия торговли и бытового обслуживания, культуры, физкультуры и спорта), кооперативно-колхозную (объекты, состоявшие на балансе колхозов), кооперативную (предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, принадлежащие потребительской кооперации), общественную (профсоюзные клубы, пионерские лагеря и другие лечебно-оздоровительные учреждения) собственность.

Услуги населению предоставлялись предприятиями и на основе частной собственности, но она практически полностью относилась к сфере теневой экономики. Объем услуг, оказываемых частными лицами, был особенно значителен в сельском жилищном строительстве, транспортном обслуживании. Характерной чертой социально-культурных отраслей сферы обслуживания была практически полная бесплатность или льготная оплата населением оказываемых ему услуг.

В настоящее время речь идет о принципиальных трансформациях в структуре собственности и организационно-правовых формах деятельности в сфере обслуживания сельского населения, связанных с включением ее в общее экономическое пространство, функционирующее по законам рыночной экономики. За годы реформ ситуация в социальной сфере села крайне обострилась. В результате передислокации функций финансирования с федерального на территориальный уровень, дефицита территориальных бюджетов и кризисного положения сельскохозяйственных производителей резко сократилась инвестиционная деятельность, под угрозой физического разрушения находится имеющейся материально-технический потенциал отраслей обслуживания населения.

Важным фактором возрождения и развития социальной сферы села является модификация ее социально-экономической структуры. Задача этих преобразований - формирование новых, более эффективных с точки зрения удовлетворения потребностей сельского

населения и учитывающих изменения в отношениях собственности в производственной сфере организационно-правовых форм услуговой деятельности и структуры мощностей социальной сферы по формам собственности.

До последнего времени этот процесс не имел достаточных научных обоснований и протекал во многом стихийно, что привело к отрицательным последствиям. В частности, бесконтрольный процесс приватизации и коммерциализации, достаточно широко развернувшийся в сфере бытового обслуживания, послужил важной причиной практически полного отлучения сельских жителей от бытовых услуг. Основы современной государственной политики в области реформирования социальной сферы определены Программой Правительства Российской Федерации по структурной перестройке и экономическому росту села. В основу реформирования социальной сферы положены следующие основные принципы:

• ослабление функций государства в реализации конституционных прав граждан на образование, медицинскую помощь, услуги культуры, жилище;

• перенесение центра тяжести в бюджетном финансировании социально-культурных отраслей с федерального на региональный уровень;

• расширение платности образования, здравоохранения, учреждений культуры, переход к самоокупаемости жилищно-коммунального хозяйства и транспорта;

• структурная перестройка форм собственности в социально-культурных отраслях в пользу частного сектора.

Таким образом, можно сказать, что роль социальной инфраструктуры на селе очень велика. Именно социальная инфраструктура помогает людям удовлетворять свои потребности. Она воспитывает сельских жителей. При помощи социальной инфраструктуры государство реализует свою политику среди сельского населения.

В связи с выше изложенным, интересно посмотреть, с какими проблемами сегодня сталкивается система образования на селе. Как отмечают некоторые ученые1, сегодня Россия, вступившая в эпоху капитализма, породила многообразие типов семей. Это происходит и в городе, и на селе. Речь идет, во-первых, о росте семей, которые не состоят в юридически оформленных отношениях. Во-вторых, помимо гражданских браков, появились, так называемые, гостевые и замещающие семьи, где отцы или матери растят не только своих, но и чужих детей, а также на лицо рост интернациональных семей. Разделились семьи и по экономическому критерию. Часть семей занялись фермерством, т.е. развивают свой семейный бизнес на земле. Эти люди предпочитают не продавать свою рабочую силу, а живут за счет личного труда на земле.

Однако, не во всех семьях дела идут гладко. Резко ухудшившиеся социальные и экономические условия жизни подавляющего большинства селян в результате

затянувшегося кризиса сельскохозяйственного производства и социальной сферы привели одни семьи к вынужденной миграции в город, другие - к простым, примитивным формам труда на личном участке, т.е. в сфере вторичной занятости. Немалая часть сельского населения сегодня живет в бедности и даже нищете. Кроме того, разрушающее действие на сельский социум оказывают такие негативные факторы, как: безработица, наркомания и алкоголизм, разгул безнравственности и кризис семейных ценностей. Очевидно, что подобные явления в жизни села порождают одну из самых острых социальных проблем - детское неблагополучие, которое является критическим фактором торможения инновационного развития сельских регионов России.

Детское неблагополучие проявляется в росте социального сиротства, в неухоженности, беспризорности, бесконтрольности и безнадзорности детей. Это приводит к тому, что дети недоедают, не посещают школу, взрослые не заботятся об их отдыхе, здоровье и полноценном развитии. Конечно, российские педагоги на селе пытаются сглаживать и хоть как-то решать эти проблемы. Однако, усилия школьных учителей и социальных работников не могут разрешить весь клубок накопившихся проблем, для решения которых требуются усилия всего общества. Нужна реальная, во много раз большая, государственная поддержки образования на селе.

Одним из факторов, который усугубляет проблему детского неблагополучия на селе, является низкий уровень родительской компетентности и часто встречающаяся полная безответственность родителей-сельчан по отношению к своим детям. Зачастую такие родители с трудом обеспечивают собственное выживание, не говоря уже о детях. Неблагополучие родителей проявляется в нежелании выполнять свои родительские обязанности, в неумении строить отношения с детьми, с супругом или супругой, с родственниками, с коллегами и односельчанами, а также в неумении организовать адекватный современным цивилизованным нормам домашний быт, досуг и уют. Все это неблагоприятным образом сказывается на детях и формирует в их сознании соответствующую модель их собственной дальнейшей жизни, которая очень далека от принятой общечеловеческой, гражданской (если хотите, христианской) модели семьи и семейного благоденствия и процветания.

В борьбе с вышеописанными негативными явлениями на селе можно выделить несколько направлений социально-экономической и социально-педагогической деятельности, касающихся, прежде всего, социальных институтов села. Известно, что к социальным институтам относятся учреждения, объединения и организации, выполняющие социально значимые функции, направленные на укрепление семей, повышение родительской компетенции, улучшение условий жизни сельчан. Основные направления педагогической работы и социально-экономические мероприятия, которые необходимо осуществлять на селе, можно свести к следующим.

1. Ориентация семейной политики государства на ценности семьи, рода, воссоздание лучших традиций семейного воспитания, популяризацию позитивного опыта семей, правильно воспитавших и воспитывающих своих детей.

2. Подготовка учащейся молодежи в системе школьного и внешкольного дополнительного образования к семейной жизни.

3. Социальное партнерство семьи и школы в воспитании и образовании, в освоении детьми знаний, необходимых для жизни, в том числе семейной.

4. Формирование у родителей интереса к повышению культуры родительского труда, уровня родительской компетентности, к овладению психолого-педагогическими знаниями в области воспитания и развития ребенка; психолого-педагогическое просвещение родителей через доступные мобильные формы общения со специалистами.

5. Обучение профессиональных педагогов и благополучных родителей приемам, методам воспитания детей, популяризация этого опыта.

6. Социальная помощь различным категориям семьей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

7. Развитие комплекса консультационных услуг на селе в психологической, педагогической, медицинской и социальной сферах.

Результатом вышеперечисленных мероприятий будет формирование у детей в школьные годы позитивного отношения к семье, домашнему очагу и воспроизводству достойного потомства, следующих поколений.

Вышеизложенное предполагает корректировку целей и задач образовательных учреждений на селе. Как правильно отмечают специалисты-педагоги «за 20 лет построения в России социально ориентированного государства с рыночной экономикой село не стало приоритетной сферой государственной поддержки. Оно не только не набирает темпов развития, но и стагнирует, а глубинка регионов - однозначно деградирует»2. Подобная ситуация обязывает власти обратить внимание на такой ресурс поддержки людей, как социальная педагогика.

Известно, что реализация принципов социальной педагогики - это сложная задача, которая встает перед учителями, педагогами и другими работниками образования. Эти люди, по сути, представляют собой единственную социальную прослойку грамотных, хорошо развитых, интеллигентных и мыслящих людей на селе. В связи с этим, на педагогов села ложится не легкая задача: не просто передавать знания детям, но каждодневно заниматься их эстетическим, нравственно-культурным и интеллектуальным развитием. К сожалению, не редки случаи, когда подобная работа вызывает протест и возражение со стороны плохо образованных, замученных тяжелыми условиями жизни родителей учеников. В этом случае сельским учителям приходится проводить специальную работу и с родителями школьников. Практика показала, что зачастую простое родительское собрание в сельской

школе превращается в просветительскую лекцию для родителей о том, как надо заниматься воспитанием детей, как организовывать дома не только процесс обучения и получения знаний, но просто нормальный семейный быт и досуг.

Не так давно вышла в свет книга доктора педагогических наук, профессора М.П. Гурьяновой, которая является заместителем директора Института социальной педагогики РАО и уже много лет занимается исследованием социально-экономических и педагогических проблем на селе3. Эта книга представляет собой сборник научных статей на тему социальной педагогики. Книга написана прекрасным литературным языком и большинство статей носят не только научный, но и научно-публицистический характер. Этот сборник статей нацелен на то, чтобы заинтересовать представителей муниципальной и местной власти, общественников, специалистов социальной сферы вникнуть в суть социальной педагогики, осознать активно-созидательную миссию социально-педагогических идей, наконец, понять подходы к решению социально-педагогических проблем села и включиться в их решение на практике. Идеи, заложенные в этих публикациях, могут стать хорошим подспорьем для специалистов социальной сферы в постижении научных основ российской социальной педагогики.

Следует отметить, что, опираясь на идеи социальной педагогики, можно и нужно преодолевать кризисные явления в социально-экономической и социокультурной жизни села, строить отношения между родителями и детьми, соседями и родственниками, представителями разных культур и поколений. Социальная педагогика помогает также решать крупные социально-педагогические проблемы человека и сельского социума, создавать систему социально-воспитательной работы с жителями сельских поселений. Современная социальная педагогика должна стать одним из инструментов представителей территориальных органов власти в работе с сельским населением.

Согласно Конституции Российской Федерации, российское государство строится на идее народовластия. Это значит, что органы местного самоуправления должны быть не просто административной единицей управления. Они должны превратиться в органы ответственного народовластия, стать первичным звеном

защиты сельчан и работать в интересах людей, а не вышестоящих органов власти. Только тогда можно будет говорить о местном самоуправлении. А социальная педагогика поможет местному самоуправлению развивать инновации, поддерживать социальные инициативы, которые имманентны данному территориальному образованию, которые действительно будут направлены на благоустройство села и повышение качества жизни сельчан.

Литература

1. Бурзанова Л.А. Модернизация муниципальной методической службы в контексте современного образования: критерии эффективности // Педагогическая диагностика. 2013. № 2. С. 106-113.

2. Шашлова Н.М. Сельское образование в России и пути его модернизации // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2009. № 2-1, С. 176-181.

3. Хачетлов С.М. Управление качеством образования учащихся в условиях сельского социального комплекса // Вестник Адыгейского государственного университета. 2007. № 3, С. 44.

References

1. Burzanova L.A. Modernization of municipal methodological services in the context of modern education: performance criteria // Pedagogical diagnostics. 2013. No. 2. P. 106-113.

2. Shashlova N.M. Rural education in Russia and ways of its modernization // Proceedings of Tula state University. Economic and legal science. 2009, No. 2-1, P. 176-181.

3. Khachetlov S.M. Quality management education to students in rural social complex // Bulletin of the Adyghe state University. 2007. No. 3, Р. 44.

1 Гурьянова М.П. Кризис сельской семьи и социально-педагогические подходы к его преодолению // Педагогика. № 5, 2012, С. 44-49.

2 Филонов Г.Н. Активно-созидательная миссия социальной педагогики в сельских поселениях // Педагогика. № 8, 2012, С. 121.

3 Гурьянова М.П. Активно-созидательная миссия социальной педагогики в сельских поселениях/ Монография. М.: Курган, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.