УДК [355.233.232:271.2](470+571)(091)"18/19"
РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ ВОЕННОССЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ АРМИИ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX В.В.
ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСЕЕВИЧ СИТАРОВ,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы
Московского гуманитарного университета E-mail: [email protected] ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ПАШКОВ, кандидат педагогических наук, Московского гуманитарного университета
E-mail: v...pashkov@maiLru
Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования Научный консультант: Ситаров В.А., заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», доктор педагогических наук, профессор
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются религиозно-православные традиции военнослужащих, которые выражаются по определенным направлениям: 1) посещение богослужений; крещение; освящение; участие в исповеди и причастии; проведение молебнов и панихид; личная и коллективная молитва воинов; соблюдение постов; организация воскресных чтений; 2) участие в крестных ходах и в паломничестве по святым местам; 3) участие в религиозных церемониях при победах, в праздники; 4) возведение религиозных сооружений. Дается краткая характеристика религиозно-православным традициям, уделяется внимание воспитанию военнослужащих в российской армии.
Ключевые слова: традиции, воспитание, военнослужащий, православная вера, Отечество.
Annotation. The article refers to the religious-Orthodox traditions of military personnel, which are expressed in specific areas: 1) attendance at religious services; baptism; sanctification; participation in confession and communion; prayers and mourning; personal and collective prayer warriors; fasting; organization Sunday readings; 2) participation in religious processions and pilgrimages to Holy places; 3) participation in religious ceremonies for victories, celebrations; 4) the construction of religious buildings. A brief description of the religious-Orthodox traditions, attention is paid to the education of soldiers in the Russian army.
Keywords: tradition, education, military, the Orthodox faith, Fatherland.
На рубеже XIX—XX вв. в российской армии сложились религиозно-православные традиции, охватывающие духовную и нравственную сторону жизни военнослужащих как защитников Веры, Царя и Отечества.
Религиозно-православные традиции основаны на христианской религии и служат основой духовного формирования личности [5, с. 119]. Данные традиции характеризуются взаимоотношениями между Русской Православной Церковью и Российской армией. Российские воины имели крепкую
веру в Бога, в силу Его поддержки при молитве о помощи в войнах и всех возникающих трудностях в военной жизни. Благодаря воспитанию у военнослужащих любви к Богу и ближнему, российские воины очень любили свой народ, своего Царя и свое Отечество.
В качестве религиозно-православных традиций могут выступать предания в виде определенных общественных установлений, норм поведения, ценностей и т.д. Игумен Георгий (Шестун) пишет: «Церковное Предание есть способ Истины. Пре-
дание дает возможность христианину познавать Истину. Предание - это данная Церкви сила передачи. Жизнь в Предании есть жизнь по церковному. С помощью традиции человек живет с Богом» [15, с. 77]. Игумен Илларион (Алфеев) утверждает, что Предание имеет начало от Христа и сохраняется в Его Церкви. В православном понимании Предание включает в себя Библию, книги богословов, передаваемое из поколения в поколение, богослужение, таинства, обряды и т.д. [16, с. 16].
Первостепенная роль в формировании религиозно-православных традиций военнослужащих в российской армии принадлежит православной вере. Православие - это, прежде всего, доброто-любие, которое идет из глубин русского самосознания. В древнерусских воззрениях четко прослеживаются нравственные основы бытия - добро, благо и лад [10, с. 36]. Православие на протяжении нескольких веков являлось источником и стержнем внутреннего стояния российского воинства, задавало высокий уровень святого служения на благо России. Духовно-нравственное воспитание воинов способствовало развитию и совершенству духовных и нравственных качеств. Исключительное внимание уделялось развитию у воинов любви к Богу, Царю и Отечеству, поддержанию у них твердой воинской дисциплины, исполнительности, ответственного отношения к своему воинскому долгу.
Религиозно-православные традиции военнослужащих в российской армии выражались по следующим направлениям:
1) посещение богослужений; крещение; освящение; участие в исповеди и причастии; проведение молебнов и панихид; личная и коллективная молитва воинов; соблюдение постов; организация воскресных чтений;
2) участие в крестных ходах и в паломничестве по святым местам;
3) участие в религиозных церемониях при победах, в праздники;
4) возведение религиозных сооружений.
Рассмотрим более подробно религиозно-православные традиции военнослужащих в российской армии конца XIX — начала XX в.в.
В ходе церковных служб проводились Таинства, например, крещение, исповедь, причастие.
При крещении крещаемый человек «сочетается», т.е. соединяется со Христом и приобретает ангела-хранителя. Так, по сложившейся традиции, крещеные воины в Русской Православной Церкви назывались «воинами Христовыми» [4, с. 64].
Слова христолюбивый и победоносный в сознании офицера и солдата были однозначными, поскольку христолюбие предполагало сочетание тех качеств, которые обозначали «во Христа верующий» и «со Христом пребывающий» [17, с. 19]. Русские дружины назывались христолюбимым воинством потому, что шли в бой с благословения Православной Церкви. В речи священнослужителя иерея М. Омелюстого говорится, что нашим общенародным идеалом и в народных стихотворениях, и в летописях, и литературных произведениях, например Ф.М. Достоевского, Тургенева и др., всегда была и остается «Святая Русь». Жить свято перед Богом — вот к чему стремился человек в своей жизни, вот чего требует душа русского человека. «Божий человек», «святой муж» — самые теплые слова нашего народа о тех людях, которых он особенно почитает и считает достойными добрых слов. Вот эту цель — воспитать в солдате христолюбивого воина, борца за святую Русь, и должны иметь духовные пастыри и военные начальники
[4, с. 13].
Профессор Л.В. Романюк пишет, что православная вера во многом способствовала научению человека делать добро, умению приносить радость другим. Церковные службы приносили пользу для души и тела [10, с. 164]. Молитвы в дальнейшем помогали крещеным людям учиться жить и действовать в особом духовном настроении [11, с. 100].
Также религиозно-православной традицией было освящение русского воинства. Перед походами все воины исповедовались и причащались, священнослужители их окропляли святой водой, что помогало им смело идти на смерть. Вера в Бога способствовала воинам стойко переносить трудности военной службы и смело атаковать противника в бою, не щадя своей жизни.
В каждой воинской части, на каждом корабле имелся свой почитаемый образ одного из святых Русской Православной Церкви. Почитание образов
также стало религиозно-православной традицией. Если такового еще не было, то руководством полка совместно со священнослужителями готовилось мероприятие по освящению образа. Сначала совершалась божественная литургия, потом из полковой церкви выходили прихожане крестным ходом. На площади перед храмом исполнялся гимн. Образ несли почетные офицеры. Далее происходил чин освящения иконы полковым священником. После освящения образа священник обращался к воинам с проповедью, объясняя историю употребления и почитания иконы, призывая всех христолюбивых воинов молиться перед освященной иконой. Далее совершалось молебствие, заканчивающееся многолетием и провозглашением вечной памяти умершим императорам, православным воинам и всем «за Веру, Царя и Отечество на поле брани живот свой положившим». По окончании многолетия пели «Спаси, Господи, люди Твоя...», молитву святому, изображенному на иконе, прикладывались к кресту и вновь освященному образу.
В русской армии сложилась такая религиозно-православная традиция, как личная (коллективная) молитва воинов. В ст. 297 Устава внутренней службы 1910 г. говорится, что после окончания осмотра всех взводов фельдфебель командует: «На молитву». Читали молитву Господню и молитву за Царя [13, с. 116].
Воины молились утром и вечером, перед едой и после, осеняя при этом себя крестом. Они постоянно осеняли себя крестным знамением - крестились, так как Крест — это самая главная основа для христиан, орудие всемирного спасения, на котором был распят Христос. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»» (Мк. 8,34).
Великие российские полководцы также любили молиться лично и вместе с солдатами, так, например, адмирал Павел Степанович Нахимов (1802— 1855 гг.) стремился развивать у моряков веру в Бога. Он следил за церковными богослужениями, всегда сам старался присутствовать на них и не любил, когда кто-либо уходил из храма до окончания богослужения. Особое значение П.С. Нахимов придавал коллективной молитве. По праздничным дням приказывал всем быть на литургии. По окончании литургии вместе с духовенством служили
молебны и совместно участвовали в крестных ходах [1, с. 324].
Для военнослужащих российской армии и флота было вменено в обязанность участие в богослужениях и таинствах. Священники были обязаны искоренять у воинов суеверия, исправлять у них нравственные недостатки, ограждать от вредных учений, заботиться об их благочестии и чистоте.
У воинов была уверенность, что все церковные таинства благодатны и помогают бороться им с грехами [10, с. 100]. Л.В. Романюк отмечает, что исповедью приучали к самоанализу, посты, епитимьи, телесные наказания помогали обуздать плоть, смирить гордыню, вырабатывать стойкость. Педагогическая мысль на Руси устремлялась к глубинам мудрости христианского смирения и любви к Богу [11, с. 100].
В Уставе Воинском о должности генералов-фельдмаршалов и всего генералитета и прочих чинов говорится, что все офицеры, так и солдаты, должны в воскресные же дни и великие праздники вечерни, а в господские праздники вечерни и утрени посещать [14, с. 78].
Также для воинов устраивались молебны, которые состояли из чтения Евангелия, сугубой и малой ектений, т.е. кратких молитв. Кроме общих молебнов, были также и благодарственные молебны за удачную победу над противником.
Во время празднования 175-й годовщины Первым кадетским корпусом в 1907 г. в Санкт-Петербурге протопресвитер военного и морского духовенства о. Желобовский соборно с духовенством корпуса и протоиереем Лейб-гвардии Гусарского полка о. Сперанским служил молебен. В конце молебна были возглашены царское многолетие и вечная память императорам, императрицам и бывшим кадетам, на поле брани за Веру, Царя и Отечество живот свой положившим, а в заключение многолетие российскому победоносному воинству, начальствующим, учащим и учащимся [9, с. 10].
В Уставе внутренней службы 1910 г. говорится о мерах, применяемых командирами в процессе служебной деятельности в отношении подчиненных: а) развитие и утверждение религиозности, для чего обратить внимание на: улучшение церковных
певчих, служение в двунадесятые праздники обедниц для нижних чинов, не бывших в храме, в помещении казарм, служение в тех же помещениях в табельные дни молебнов для всех нижних чинов, служение в походное время обеден перед фронтом полка во все праздники... в) организация воскресных чтений и школ грамоты для желающих при участии священника [13, с. 450]. Все эти нормы и правила соблюдались до 1917 г.
Религиозно-православной традицией военнослужащих русской армии конца XIX — начала XX в.в. была традиция участия воинов в крестных ходах. Крестные ходы проходили за пределами храма, когда священнослужители и прихожане в определенном порядке обходили храм или церковную территорию вокруг, или двигались от одного храма к другому. Это шествие называлось крестным ходом от того, что в начале процессии несли большой крест, который брали из алтаря. Крестный ход - торжественное шествие священнослужителей и мирян с хоругвями, иконами и другими святынями к какому-либо месту. Впереди крестного хода несут фонарь — символ Божественного света, разрывающий мрак греховности.
Крестный ход в основном совершается после Божественной литургии и проходит с остановками-молебнами у храмов, часовен и особо чтимых мест, встречающихся на его пути. Велика помощь и значение крестного хода. Многие отцы Церкви подчеркивали эту важность и великую духовную силу. Святой Симеон Солунский вот как об этом пишет: «На путях и перекрестках творим молитвы для того, чтобы очистить все пути и распутия, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей и все, что потребно им для жизни, — то есть дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемый град и вся страна соделались причастными Божественной благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное; молимся, да будет милостив нам Тот, Кто воплотился для нас и принял зрак раба, Кого представляют Божественные иконы и образы святых Его, чисто жительствовавших на земле, Кто будучи Бог во плоти, ходил некогда
для нас по земле и распялся для нашего спасения». Святитель Московский Филарет предупреждает: «Когда вступаешь в Крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу, поскольку немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает Святыню Небесную».
Крестные ходы проводились еще с древних времен. В Священном Писании говорится, что в древнем Израиле устраивались народные процессии с несением Ковчега Господня.
В Новом Завете говорится об установлении крестного хода, когда Господь Иисус Христос вошел в Иерусалим при общем восклицании народа: «Осанна Сыну Давидову...» (Мф. 21, 9; Мк. 11, 10).
Торжественные шествия верующего народа во главе с крестом устраивались при всеобщем распространении христианства. Император Константин Великий перед сражениями совершал крестный ход. Император Юстиниан законодательно утвердил время и порядок проведения крестных ходов, обращая внимание на проведение их перед строительством монастырей и церквей. Крестные ходы должны были совершаться во главе с епископом или священником.
В дальнейшем крестные ходы применялись при освящении церквей; при перенесении мощей и церковных святынь (например, торжественно переносили мощи первых русских святых страстотерпцев Бориса и Глеба); во время встречи народом и духовенством архипастырей и царей; при проведении торжественных и государственных празднеств (например, торжественный крестный ход был проведен 30 августа 1743 г. из собора Рождества Богородицы (Казанского) в Александро-Невский монастырь, который проходил ежегодно вплоть до 1917 г.
В России всегда любили и ценили крестные ходы, их духовную и очистительную силу. У народа была крепкая вера в послание помощи небесных заступников, почитаемых во время крестного хода. Москва много раз была спасаема от вражеского нашествия покаянными крестными ходами. Так, с иконой Божией Матери Владимирской Москва обносилась в 1395 г. при нашествии Тамерлана и в 1480 г. при нашествии Ахмата.
Во время Великой Отечественной войны крестным ходом обносили Казанской иконой Божией Матери город Ленинград.
К 2000-летию Рождества Христова по России прошел многомесячный крестный ход.
Крестные ходы бывают: 1) обыкновенные, которые проводятся вокруг храмов в Пасхальную утреню и каждый день в Пасхальную неделю после литургии; в праздник Богоявления при освящении воды в источниках; 2) поместные крестные ходы проводятся в честь святых и церковных праздников; 3) чрезвычайные крестные ходы совершаются с разрешения церковного начальства в исключительных случаях. Чрезвычайный крестный ход может проводиться во время голода, засухи, болезней и войн.
Еще одной знаменательной религиозно-православной традицией военнослужащих русской армии конца XIX — начала XX в.в. была традиция участия воинов в религиозных церемониях при победах и в праздники.
Е.Е. Дьяченко пишет, что к традициям военнослужащих российской армии относились: «проведение торжественных религиозных церемоний при победах, в праздники, при закладке храмов, кораблей, спуска их на воду и т.п.» [2, с. 59]. Ю.Л. Ждодиков приводит факт, что в 1882 г. император Александр III наблюдал за церковным парадом в манеже Инженерного замка. После служения молебна полк, одетый в красивые мундиры нового образца, прошел церемониальным маршем [3, с. 16]. В.Е. Морихин рассматривает символичность церковных и полковых праздников. Он пишет, что на традициях ежегодно повторяющихся праздников, органично связанных с церковным, народным календарем, воспитывался российский воин. Так, первым в нашем перечне стоит имя народного героя святого Ильи Муромца (1 января Русская Православная Церковь чтит его память). 16 февраля, в день «всех Святых преподобных в подвиге просиявших и памяти Анны Праведной», отмечался Кавалерский праздник ордена Святой Анны. Самым почитаемым праздником у русских людей был Юрьев день, отмечавшийся 6 мая. Это день памяти великомученника Гергия Победоносца — покровителя российского воинства [6, с. 283].
В.М. Москвина, описывая проведение парадов воинских частей, указывает на престиж и значимость проведения их в Санкт-Петербурге. В этих парадах участвовали военнослужащие воинских частей гарнизона и курсанты военно-учебных заведений. Так, в 1897 г. в «День Богоявления» принимали участие первые полуроты Павловского военного училища, Морского корпуса, полков 1-й и 2-й гвардейских дивизий, лейб-гвардии стрелкового батальона, 145-го Новочеркасского полка и музыкальные хоры этих частей
[7, с. 47].
Другой древней традицией было возведение религиозных сооружений, строительство храмов в честь побед русской армии. История нашего Отечества свидетельствует строительство множества храмов и часовен:
ф храм Покрова на Нерли (1165 г.) в память победы над волжскими булгарами; ф храм во имя Всех Святых на Кулишках в Москве (1380 г.) после победы над татарами на Куликовом поле князем Дмитрием Донским; ф Сампсоновская церковь (1709 г.) в честь победы над шведами в Полтавской битве и в память о погибших воинах в Петербурге в 1709 г.; ф Пантелеймоновская церковь (1735—1739) в честь победы русского флота при Гангуте (1714 г.) и Гренгаме (1720 г.); ф Казанский собор в Петербурге (1736 г.); ф храм Христа Спасителя (1883 г.) в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.;
собор святого Александра Невского в Софии (1890 г.) в честь подвига русских воинов-освободителей Болгарии;
Преображенский храм для гвардейцев в Москве (1750 г.);
Троицкий Измайловский собор для Измайловского полка в Петербурге (1835 г.); Никольский собор для военных моряков в Петербурге (1762 г.); ф Военно-морской собор в Кронштадте (1913 г.), посвященный русскому флоту и погибшим его членам;
храм-памятник во имя Ватопедской иконы Божьей Матери на Ходынском поле (1909 г.) в память жертв революции 1905 года.
ф храм Преображения Господня на Братском кладбище в районе Сокола Москвы (1915 г.) в память
погибших в германскую войну.
Ведущая роль в формировании религиозно-православных традиций военнослужащих российской армии конца XIX — начала XX в.в. принадлежит Русской Православной Церкви. Православная Церковь всегда содействовала государству в духовно-нравственном воспитании воинов. Деятельность военного духовенства имела большое значение в деле укрепления традиций воинов в российской армии. Воинам рекомендовалось относиться к священникам с любовью и уважением. Так, в Уставе Воинском о должности генералов — фельдмаршалов и всего генералитета и прочих чинов (Артикул 13) говорится: «Всем офицерам и рядовым надлежит священников любить и почитать, и никто да не дерзает оным как словом, так и делом досаду чинить, презирать и ругаться. А кто против того погрешит, имеет по изобретении его преступления - вдвое так, как бы то над престолюдином (над другим) учинил, наказан быть» [14, с. 92].
Л.В. Романюк, отмечая положительное влияние традиций на духовное состояние человека, пишет, что слияние внешней и внутренней стороны традиции — это не регламентированные юридическими установлениями формы передачи новым поколениям способов реализации, сложившихся в данном обществе идеологических отношений (политических, нравственных, эстетических, религиозных), причем традиции прямо обращены к духовному миру человека [10, с. 100].
Религиозно-православные традиции российской армии отражали религиозность российских воинов, национальный менталитет и воинских дух (Христов дух). Знакомство с жизнью святых подвижников земли Российской, посещение богослужений в православных храмах и монастырях, паломничество по святым местам, обращение за помощью к святым, жившим в разные времена истории, как к духовным заступникам и помощникам, позволяет современному воину понять единство прошлого, настоящего и будущего своего народа и глубже осознать свою роль на земле как воина Христова, как надежного защитника Отечества.
Таким образом, религиозно-православные традиции духовно-нравственного воспитания воинов
в российской армии — это сформированные и передающиеся из поколения в поколение ценности, установления, предания на основе православной веры.
Применение данных традиций на практике в жизнедеятельности современных военнослужащих будет способствовать развитию у них твердости веры, мужества и надежности, а также духа ненасилия [12, с. 367], миролюбия, уважения прав и достоинств других людей, бережного отношения к природе и ко всему живому.
Литература
1. Григорьев А.Б. (2005) Вера и верность. Очерки из истории отношений Русской Православной Церкви и Российской армии. М.: Кучково поле.
2. Дьяченко Е.Е. (2004) Социально-культурная деятельность в воинской части на основе православных традиций: дис... канд. пед. наук. Тамбов.
3. Ждодиков Ю.Л. (2003) Петербургские парады. Праздники и церемонии с участием войск в XVIII — начале XX века. СПб: Белл.
4. Ильин И.А. (1993) Путь духовного обновления: собрание сочинений в 10 т. Т. 1. Москва.
5. Митькина А.В. (2007) Православные традиции и обычаи и их роль в профилактике правонарушений несовершеннолетних // Философско-педа-гогические и религиозные основания образования в России: история и современность: Пятые Покровские образовательные чтения, 14—16 ноября 2006 г. // Под редакцией В.А. Беляевой, Ю.В. Орловой. Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. Рязань.
6. Морихин В.Е. (2010) Традиции офицерского корпуса русской армии. М.: Кучково поле.
7. Москвина В.М. (2008) Культурно-досуговая работа в армии и на флоте России и ее роль в воспитании военнослужащих: 1855—1914 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Москва.
8. Омелюстый М. (1907) Слово военного священника. // Военный вестник. 1907. № 1.
9. Празднование 175-й годовщины Первым кадетским корпусом (1907). СПб.: Типография М.М. Стасюлевича.
10. Романюк Л.В. (2002) Гуманистическая традиция как феномен отечественного педагогического
наследия второй половины XIX века: дис... докт. пед. наук. Киров.
11. Романюк Л.В. (2008) Гуманистические традиции отечественной педагогики второй половины XIX — начала XX в.в. Монография. М.: Национальный институт бизнеса.
12. Ситаров В.А. (2014) Теория обучения. Теория и практика: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт.
13. Устав внутренней службы (1916) Петроград: Типография Б.Д. Брунера.
14. Устав Воинский о должности генералов-фельдмаршалов и всего генералитета и прочих чинов (1808). М.: Сенатская Типография у Селиван-ского.
15. Фомин М.С. (2010) Система духовно-нравственного воспитания военнослужащих российской армии, проходящих службу по призыву: дис. ... канд. пед. наук. СПб.
16. Шестун Евгений, прот. (2002) Православные традиции духовно-нравственного становления человека. Православная традиция как культурно-историческая традиция и как церковное предание // Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий: (Научо-методиче-ский сборник). Тольятти.
17. Язынина Т.Ю. (2010) Православные традиции офицерского состава Российской армии: культурологический анализ: дис. канд. культурологи. Краснодар.
References
1. Grigoriev A.B. (2005) Faith and faithfulness. Essays on the history of relations between the Russian Orthodox Church and the Russian army. M: Cuckoo field.
2. Dyachenko E.E. (2004) Socio-cultural activities in a military unit on the basis of Orthodox traditions: dis... cand. ped. sciences. Tambov.
3. Zhdodikov Y.L. (2003) St. Petersburg parades. Holidays and ceremonies with the participation of troops in the XVIII — early XX century. St. Petersburg: Bell.
4. Ilyin I.A. (1993) the Path of spiritual renewal: the collected works in 10 v. V. 1. Moscow.
5. Mitkina A.V. (2007) Orthodox traditions and customs and their role in the prevention of juve-
nile delinquency//Philosophical-pedagogical and religious foundations of education in Russia: history and modernity: the Fifth Pokrovsky educational read, 14—16 November 2006 // edited by V.A. Belyaeva, Y.V. Orlova. Ryazan state University named after S.A. Esenin. Ryazan.
6. Morihin V.E. (2010) the Tradition of the officer corps of the Russian army. M: Cuckoo field.
7. Moskvina V.M. (2008) Cultural and leisure work in the army and Navy of Russia and its role in education military: 1855—1914: dis. ... candles. East. Sciences. Moscow.
8. Omelustiy M. (1907) the Word of the military priest. // Military journal. 1907. No. 1.
9. The celebration of the 175 th anniversary of the First cadet corps (1907). SPb.: Printing M. M. Stasyule-vich.
10. Romaniuk L.V. (2002) the Humanist tradition as a phenomenon of Russian pedagogical heritage of the second half of the nineteenth century: dis... prof. ped. sciences. Kirov.
11. Romaniuk L.V. (2008) the Humanistic traditions of the national pedagogy in the second half of XIX — early XX centuries Monograph. M.: National Institute of business.
12. Sitarov V.A. (2014) learning Theory. Theory and practice: a Textbook for undergraduate students. M: Yurayt.
13. The Statute of the internal service (1916) St. Petersburg: Typography B.D. Bruner.
14. Military regulations about the position of the generals, field marshals and generals and other officials (1808). M: Senate Printing at Seliverstova.
15. Fomin M.S. (2010) the System of spiritual and moral education of servicemen of the Russian army, serving on the call: dis. ... cand. ped. sciences. SPb.
16. Shestun Evgeniy (2002) Orthodox traditions of spiritual and moral formation of the person. The Orthodox tradition as a cultural-historical tradition and as Church tradition // the Spiritual and moral meanings of national education at the turn of the centuries: His collection of methods). Togliatti.
17. Yasinina T.Y. (2010) Orthodox traditions officers of the Russian army: cultural analysis: dis. ... cult. studies. Krasnodar.