вершенствуя свою речь, они заметно приблизились к носителям литературного языка.
Чтобы сравнить изучение процесса социально-культурного развития личности старшеклассника в обычных условиях, и компетентностный подход в условиях организации досугового общения, мы выделяем высокий уровень компетентности, положительную динамику развития всех качеств личности и развитие личности в условиях социально-культурного развития учреждениий культуры.
Итак, компетентностный подход и социально-культурное развитие личности старшеклассника с учетом социально-культурного пространства достаточно эффективно обеспечивает развитие учебных, воспитательных, профессионально — значимых и личностных качеств личности подростка, позволя-
ющее успешно осуществлять его развитие и деятельность.
Литература
1. Лазарев М.А. Технология творческого развития студентов педагогических вузов на основе формирования художественной культуры // Гуманитарное пространство. Международный альманах. М., 2012. Т. 1. № 3. С. 523—532.
References
1. Lazarev M.A. Technology of creative development of students of pedagogical higher education institutions on the basis of formation of art culture // Humanitarian space. International almanac. M., 2012. T. 1. № 3. P. 523—532.
УДК 37 ББК 74.00
ЗАЧЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ПАШКОВ,
кандидат педагогических наук Московского гуманитарного университета Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования
E-mail: [email protected]
Научный консультант: Ситаров В.А., заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», доктор педагогических наук, профессор
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируется значение духовных ценностей для военнослужащих в процессе их деятельности; особое внимание уделяется наиболее важным ценностям, которые имеют особое влияние на человека. Предлагается краткая классификация ценностей.
Ключевые слова: ценности, воспитание, понимание, военнослужащий.
Annotation. The article talks about the importance of spiritual values for military personnel in the course of their activity, paid attention to the most important values that have a particular impact on people. A brief classification of values.
Keywords: values, education, understanding, a serviceman.
Человек, организуя свою деятельность, ищет в жизни правильные направления, ориентиры, ценности, пути решения своих задач, определяется с критериями правильного выбора и осмысления своего
предназначения. При этом направлений и ориентиров перед людьми имеется множество. Одни стремятся познать окружающий мир с научной точки зрения, другие стараются практически совершен-
ствоваться в общественной, технической и хозяйственной деятельности, третьи — чувством красоты выразить весь этот прекрасный мир, четвертые — философски и религиозно познать истинные духовные ценности.
Такое состояние человека выражается в его потребности реализовать себя. Если человек проявит активность и устремленность в понимании ценностей, то он может выйти на правильный путь и дойти до истинных духовных ценностей. И потребность в этом есть у каждого человека; одному удается обрести истинные духовные ценности, а у другому не удается, так как не хватает ни терпения, ни усердия, ни времени.
Потребность — это нужда человека в чем либо. Потребности человека очень многообразны. Профессор В.А. Ситаров [7, с. 143] на основе обобщения литературных материалов выделяет следующую классификацию по:
ф характеру и природе возникновения: естественные, социальные, интеллектуальные; V- сфере жизнедеятельности: материальные и духовные;
экономической количественной определенности: абсолютные, действительные и платежеспособные;
степени конкретизации: общие и конкретные;
ф степени удовлетворения: удовлетворенные, неудовлетворенные; ф степени настоятельности: насущные, менее насущные, отдаленные; ф объектам: в материальных благах, услугах и духовных ценностях; ф степени активности: активные и пассивные; ф степени рациональности: рациональные и иррациональные («псевдопотребности»); ф степени реальности: реально осуществимые и нереальные;
ф степени перспективности: социально перспективные и бесперспективные. Вышеизложенные потребности охватывают все стороны деятельности личности. Человек в своей жизни может реализовывать возникающие у него потребности довольно успешно. Это уже зависит от его личной заинтересованности, от определенных
условий, которые окружают его, от состояния здоровья и т.п.
Потребность для человека является источником его активности.
Профессор В.Д. Ситаров считает, что активность как центральная составляющая поведения человека не возникает сама по себе спонтанно, а детерминирована определенными состояниями человека как организма, социального индивида и личности, выражающими зависимость его от окружающей среды: материальной, социальной, духовной [7, с. 142].
В соответствии с вышесказанным, актуальную значимость приобретает проблема формирования духовных ценностей человека. Решение данной проблемы позволит человеку находиться в гармонии с другими людьми и с самим собой.
Ценность — это идея, конечная цель, основной стандарт действительного.
Педагог Н.Н. Голезякова [1, с. 16] ценностью называет то, что ценят, что является значимым. Ценность рассматривается как совокупность общечеловеческих значимых нравственных категорий, выступающих в виде эталонов. Под ценностями понимаются специфические социальные определения объектов окружающего мира, которые выявляют их положительные и отрицательные значения для человека и социума. Ученый Е.В. Кучеров [5, с. 33] считает, что ценность для человека делает его жизнь более привлекательной, осмысленной, что позволяет ему умело ориентироваться в мире и правильно понимать его различные явления. Педагог И.Г. Корепанова [4, с. 41] характеризует ценности как своеобразный внутренний регулятор человеческих поступков, поведения; они как бы входят во внутренний мир человека в процессе образования и при непосредственном общении с другими людьми. Личность, познавая имеющиеся в обществе ценности, с одной стороны, развивает и обогащает свою жизнь, а с другой стороны, своим опытом и своими ценностями делится с обществом.
По мнению философа И.А. Ильина [3, с. 148], ценность есть идеал, высшее, совершенное, объективное, всеобщее и необходимое достоинство.
Ученые в основном рассматривают ценности в следующей последовательности: высшие ценности, общественные ценности и личные ценности.
Высшие духовные ценности включают в себя: ф стремление к идеалу, которым явил в себе Господь Иисус Христос (В.В. Зеньковский, С.Ю. Дивногорцева, А.И. Осипов, Н.Е. Седова, О.Б. Шелыгина; ■ф связь с Богом (О.Н. Забегайло, Д.Н. Кравченко,
Шестун Евгений (игум.), Н.Л. Шеховская); v- стяжание Духа Святого (И.А. Ильин, Е.В. Номо-гаева);
v- ценность свободы (ненасилия) — одухотворенности всех трех сторон человеческой психики: эмоциональная сторона приобретает стремление к красоте, воля — приобретает стремление к бескорыстным поступкам, ум — стремление к идеальности» (В.А. Ситаров, Ю.Н. Штретер). Общечеловеческими и национальными ценностями являются:
нормы и принципы жизни, позитивное поведение, социальный статус в обществе, государстве (Е.П. Белозерцев, И.Ф. Исаев, Н.С. Катунина, И.А. Колесникова, Е.В. Кучеров, О.Н. Луш-никова, Л.В. Мардахаев, Н.Н. Никитина, Ю.Г. Носков, В.М. Пустовалов, В.А. Сластенин, М.С. Тарасиков, Е.Н. Шиянов); характер взаимоотношений в обществе (Т.А. Берсенева, Н.М. Борытко, В.Г. Горецкий, Н.А. Лазарев, Н.Н. Никитина, О.А. Платонов, Л.В. Романюк, В.С. Стрелов, В.Д. Шадриков). К личным ценностям относятся: ф познавательные, творческие, моральные — целостная личность (И.Г. Корепанова); устойчивость жизненной позиции — стремление к общечеловеческим идеалам добра, справедливости, чуткости, честности, терпимости, уважению индивидуальности каждого человека (В.И. Сло-бодчиков, И.А. Соловцова, М.С. Тарасиков). ф сознательная устремленность человека к совершенству (М.С. Боброва, В.В. Знаков, О.Л. Януш-кявичене).
постижение смысла жизни (В.А. Беляева, Ю.А. Левченко).
Ориентация на высшие духовные ценности является для человека основополагающим ориентиром духовного бытия.
Обычно ученые к видам ценности относят добро, красоту и истину (ИА. Ильин, А.П. Колпакова, В.Ю. Троицкий, Н.П. Шабалкина).
Добро как совершенное по достоинству и качеству душевное состояние есть верховный критерий и мерило всякой нравственной оценки; есть верховная цель для всякой этически-волящей воли [3, с. 338].
Красота — это категория, обозначающая совершенство объекта, который вызывает у человека эстетическое наслаждение.
Итак, что есть истина? Этот же вопрос задавал Господу Иисусу Христу Понтий Пилат при допросе (Ин. 18, 38).
Профессор А.И. Осипов [6, с. 154] приводит доводы с позиции философии, науки, мистики и религии. В философии истина — это искомый результат деятельности «чистого разума», ибо истина рациональна и может быть выражена в конкретных понятиях и суждениях. В науке истина рассматривается как адекватное постижение эмпирически рациональным путем «объективной реальности» или «полезная» модель этой реальности. Мистика объясняет истину как невыразимое «Нечто», которое переживается личностью в опыте внутреннего с ним слияния. Познание «Нечто» глубоко интимно, поэтому оно не связано, по существу, ни с каким учением, ни с какой религией, хотя и присутствует в каждом из них. В христианстве истина есть Сам Бог, непостижимый по существу, но бесконечно познаваемый в Своих действиях (энергиях), многообразно, открывающихся человеку. Полнота откровения Истины-Бога дана человеку в Господе Иисусе Христе.
В христианстве понимание истины своеобразно и заметно отличается от других религий и учений. В Священном Писании говорится, что Бог не только творец всего мироздания, Он есть само Бытие «Я есмь Сущий (Исх. 3, 14), т.е. сама Истина. Это утверждение углубляется еще той уникальностью, что христианство исповедует Истину как Богочеловечество, соединение в Господе Иисусе Христе двух природ — божественной и человеческой.
В определении IV Вселенского Собора содержится четыре термина, которыми описывается порядок соединения Божественной и человеческой природ в едином Лице Сына Божия — неслитно, неизменно (непреложно), нераздельно и неразлучно.
Сам Господь Иисус Христос говорит о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6)». Поэтому Истина есть не что, а Кто.
Итак, теперь ясно, почему на вопрос Понтия Пилата — «Что есть истина?» Господь Иисус Христос промолчал. Правильнее вопрос должен быть поставлен не что, а «Кто есть истина?».
Познание Истины человеком происходит только через богоуподобление.
Профессор А.И. Осипов [6, с. 170] утверждает, что познавая истину, человек приходит к следующему пониманию:
1) Истина есть духовное, разумное, благое, личностное Существо, а не человеческое состояние или мысль, или логический вывод, или теоретическая абстракция, или, тем более, материальный объект;
2) познание Истины осуществляется не одной какой-либо способностью человека (рассудком, чувством), но целостной человеческой личностью;
3) познание Истины осуществляется на пути правильной (праведной) христианской жизни, постепенно преображающей человека из состояния страстного, болезненного в новое, святое, богоподобное;
4) только через соединение со Христом человеку открывается правильное видение существа тварного мира как единого организма, а не как чуждому ему объекта исследований, эксперимента и потребления;
5) настоящая жизнь (земная) является преходящей формой бытия личности, необходимым условием самопознания и познания необходимости Христа;
6) познание Христа-Истины есть совершенное, вечное благо.
Итак, обращение военнослужащих к высшим ценностям позволит не только качественно решить задачи профессиональной деятельности, но и развить у них творчество, вдохновение, повлиять на позитивное включение их в военную жизнь, желание познать Истину.
Воспитываясь на высших духовных ценностях человечества, военнослужащие могут обрести индивидуальное правильное понимание мира и стать зрелыми и духовными личностями.
Литература
1. Голезякова Н.Н.(2006) Традиции кубанского казачества в военно-патриотическом воспитании защитников Отечества середины XIX — начала XX века: дис. ... канд. пед. наук. Анапа.
2. Дивногорцева С.Ю. (2008) Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М.: ПСТГУ.
3. ИльинИ.А. (2013) Философия как духовное делание. М.: ПСТГУ.
4. Корепанова И.Г. (2002) Формирование ценностей образования у студентов-первокурсников в процессе адаптации к обучению в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Киров.
5. Кучеров Е.В. (2008) Противоречия духовного мира офицера современной российской армии: дис... канд. филос. наук. Москва.
6. Осипов А.И. (2008) Путь разума в поисках Истины. М.: Даниловский благовестник.
7. Ситаров В.А. (2013) Социальная педагогика: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт.
References
1. Golezyakova N.N. (2006) Traditions of the Kuban Cossacks in military patriotic education of defenders of the Fatherland of the middle of XIX — the beginnings of the XX century: the dissertation ... of candidate of pedagogical Sciences. Anapa.
2. Divnogortseva S.Yu. (2008) Spiritual and moral education in the theory and experience of orthodox pedagogical culture. M.: PSTGU.
3. Ilyin I.A. (2013) Philosophy as spiritual making. M.: PSTGU.
4. Korepanova I.G. (2002) Formation of values of education at first-year students in the course of adaptation to training in higher education institution: the dissertation ... of candidate of pedagogical Sciences. Kirov.
5. Drivers E.V. (2008) Contradictions of an inner world of the officer of modern Russian army: yew ... edging. филос. sciences. Moscow.
6. OsipovA.I. (2008) A way of reason in search of Truth. M.: Danilovsky blagovestnik.
7. Sitarov V.A. (2013) Social pedagogics: The textbook for bachelors. M.: Urite.