УДК 377:378
НАУЧНОЕ СЛОВО ГУЗЕЛ ВАЛЕЕВНЫ МУХАМЕТЗЯНОВОЙ
И.Ш. Мухаметзянов, Г.А. Шайхутдинова
Аннотация. Статья посвящена анализу некоторых аспектов научно-педагогической деятельности одной из талантливейших женщин-ученых современности - академику РАО, доктору педагогических наук профессору Мухаметзяновой Гузел Валеевне. В статье представлен обзор ее трудов, посвященных эстетическому воспитанию школьников, формированию мировоззрения у молодежи, а также, развитию профессионального образования с учетом международного опыта и в условиях его регионализации. Идеи и научные достижения Г.В. Мухаметзяновой, опередив свое время, подтверждают их актуальность и востребованность сегодня. В помощь педагогам и исследователям в статье приведен список ее наиболее известных научных публикаций.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, мировоззрение, профессиональное образование, инновационное развитие, регионализация.
HE SCIENTIFIC WORD OF THE ACADEMICIAN G.V. MUKHAMETZYANOVA
I. Mukhametzyanov, G. Shaykhutdinova
Abstract. The article is devoted to the analysis of some aspects of scientific and pedagogical activity of one of the most talented women scientists of our time-academician of RAO, doctor of pedagogical Sciences Professor Guzel Mukhametzyanova. The article presents an overview of her works devoted to the aesthetic education of schoolchildren, the formation of the worldview of young people, as well as the development of vocational education, taking into account international experience and in the conditions of its regionalization. Ideas and scientific achievements of G.V. Mukhametzyanova, ahead of their time, confirm their relevance and relevance today. To help teachers and researchers in the article is a list of its most famous scientific publications.
Keywords: aesthetic education, worldview, professional education, innovation development, regionalization.
Гузел Валеевна Мухаметзянова - крупный ученый-педагог, известный в России и за рубежом. Широта и разносторонность научных интересов, огромный творческий потенциал и практический опыт, талант организатора научных исследований - вот неполный список ее достоинств. Она прошла путь от учителя общеобразовательной школы, методиста Татарского института усовершенствования учителей, заведующего лабораторией и кафедрой до руководителя одного из ведущих учреждений Российской Академии образования - Института педагогики и психологии профессионального образования, ректора Академии социального образования - Казанского социально-юридического института.
Гузел Валеевна внесла существенный вклад в развитие образования России и Республики Татарстан. Щедро делилась своими идеями, знаниями и опытом с научными сотрудниками, аспирантами, преподавателями.
Круг проблем, решением которых занималась Мухаметзянова Г.В. крайне разносторонен. Многие ее исследования уже хорошо известно, благодаря собственным публикациям, а также публикациям ее учеников и последователей. Однако, некоторые проблемы, решаемые Гузел Валеевной в процессе научной и педагогической деятельности остались «за кадром».
Будучи методистом Татарского института усовершенствования учителей (ныне Институт развития образования при МОиН РТ), Гузел Валеевна создала систему повышения квалификации учителей музыки и рисования, которая заключалась не только в проведении трехгодичных курсов, семинаров и круглых столов, но и во внедрении передовых педагогических идей в практику. В этот период она вела передачу на телевидении «Мир в красках и тонах», в Доме актера проводила круглые столы для учителей эстетики, организовала две Всероссийские конференции по проблемам преподавания уроков рисования и музыки в школах, вывозила учителей в Москву и Ленинград, где они посещали лучшие музеи и театры. Данный опыт нашел отражение в монографии «Эстетическое воспитание в школах Татарии», в которой помимо обобщения лучшей практики учителей, было представлено исследование по выявлению уровня культуры преподавателей и старшеклассников, на основании которого впоследствии были созданы образовательные программы, методики, В исследованиях по воспитанию учащихся Г.В. отмечала: «Нельзя
рекомендации. эстетическому Мухаметзянова
эстетически воспитывать, не установив уровня воспитанности ребят, их художественного кругозора... В значительной мере недостатки в
эстетическом воспитании учащихся являются результатом отсутствия внимания к тем влияниям, которые испытывает на себе каждая конкретная личность. Основным условием успешного эстетического воспитания представляется многообразие духовных потребностей личности, и прежде всего широких гуманитарных интересов, которые необходимо в каждом ребенке взращивать» [2].
Следующая крупная проблема, которую решала Мухаметзянова Г.В. - формирование мировоззрения у старшеклассников, которая послужила основой докторской диссертации. В этот период была создана общественная научная лаборатория по формированию мировоззрения учащихся в процессе эстетического воспитания при Казанском государственном университете, которой с 1973 г. руководила Гузел Валеевна. На этом этапе были апробированы и реализованы идеи по гражданскому воспитанию молодежи, формированию мировоззрения в процессе усвоения национальной культуры. Вопросы, которые освещались ею в научной литературе, показывали насколько глубоко и всесторонне прорабатывалась данная проблема: теоретическая и методологическая подготовка учителей к работе по формированию мировоззрения, управление эстетическим воспитанием в вузе, использование искусства в преподавании общественных наук, способности учащихся к самоуправлению как условие формирования мировоззрения, роль эмоций в формировании мировоззрения и др. В процессе работы над этой сложной проблемой были созданы - политический клуб при одной из школ Казани, клуб старшеклассников «На перекрестке мнений» при Казанском университете, двухгодичный университет по подготовке учителей по предмету «Татарская национальная культура», проводились конференции, круглые столы и т.д. Мухаметзянова Г.В. считала, что степень развития личности школьника как носителя национальной культуры определяется на интеллектуальном уровне - его системой знаний о национальной культуре; на эмоциональном-ценностным отношением к культуре, умением идентифицировать явления национальной культуры; на поведенческом - умением использовать элементы национальной культуры в своей деятельности, в том числе и педагогической. Г.В. Мухаметзянова считала, что методическую основу концепции национального образования составляет соответствие структуры содержания образования и воспитания этнофилософским традициям и особенностям, национально-специфическим характеристикам
гармонического единства физической стороны, психоэмоциональной сферы и духовно-интеллектуальных сил представителей нации. Особую роль в формировании мировоззрения принадлежит учителю. «Успех воспитания во многом зависит от слова учителя. Именно личность учителя, его нравственная, эстетическая позиция определяют направленность его практической профессиональной деятельности, цель которой - формирование у школьников мировоззрения. Учитель как субъект педагогической деятельности призван управлять процессом воспитания подрастающего поколения» [2]. Многие ее идеи были пионерские и нашли воплощение в работах других исследователей.
Большое внимание в своих исследованиях Мухаметзянова Г.В. уделяла развитию профессионального образования. Одна из первых книг «Основные стратегии развития среднего профессионального образования», которую Академик Мухаметзянова написала, будучи уже директором Института среднего специального образования РАО, была посвящена проблеме реформирования отечественной системы профессионального образования. Гузел Валеевна считала, что развитие системы невозможно без учета международных тенденций в этой области, и в своей монографии отразила ведущие тенденции - непрерывность, интегративность, регионализацию, стандартизацию,
демократизацию и плюрализацию образования и др., которые актуальны и востребованы сегодня. Она считала, что важно учесть, что все названные выше тенденции обладают свойством взаимосвязи и взаимопроникновения. При этом доминирование каждой из них обусловлено конкретными задачами, стоящими перед каждым из звеньев системы образования, их уровнем развития и адаптации к процессу непрерывного развития социально-экономической структуры общества, включая и кризисные периоды. «Средняя профессиональная школа является гибким типом образовательного учреждения, наиболее адаптированным к потребностям экономики, запросам и возможностям определенного и весьма значительного слоя населения России и свойственного ему типа семьи с ограниченными социально-экономическими возможностями. Это система, формирующая средний класс, его закрепления, развития. Все страны, выходящие из кризиса, прошли через конституирование среднего класса, поэтому в развитии СПО видится залог развития страны» [1].
Еще один круг проблем ее исследований связан с экономическими аспектами развития образования. В своих трудах она четко показывает, что процесс развития системы образования происходит на глобальном уровне: образование тесно взаимосвязано с экономикой. Однако, между структурами образования и проблемой занятости на рубеже 20 и 21 веков традиционно сложилось неопределенное положение. Предлагаемый путь решения этой проблемы в ее исследованиях опирается на глубокий анализ опыта стран, в которых больше внимания уделяют именно вопросам занятости и, в особенности, потребностям работодателей; а также накопленного в процессе исторического развития опыта в данной области нашей страны. Зарубежный опыт не может быть использован в полной мере, так как он опирается на наличие высокоорганизованной структуры
промышленности, на базе которой устанавливается связь между учебными заведениями и работодателями. Исторический опыт также нуждается в творческом переосмыслении, соответственно современному этапу развития общества и образования.
Гузел Валеевной Мухаметзяновой был предложен механизм трансформации
имеющегося опыта, который заключается в ориентации не столько на существующую инфраструктуру промышленности, сколько на опережающие потребности рыночной экономики в нашей стране. В рамках этого механизма подготовка специалистов стала пониматься как ориентация на изучение новых технологий, необходимых в промышленности и одновременное применение новой технологии в образовательной системе.
Мухаметзянова Гузел Валеевна осуществляла плодотворную деятельность по сближению и взаимообогащению культур, которая связана с развитием идей гуманизации, демократизации, глобализации, интернационализации,
плюрализации. В условиях многокультурности нашей страны академику Мухаметзяновой удалось построить научно-обоснованный прогноз дальнейшего развития образования, в рамках которого демократизация и плюрализация образования должны способствовать
возрождению культурных традиций, специфично синтезированных в ходе исторического развития, воспитывать поколение людей с новым мировоззрением. «В этом меняющемся мире образование не может ограничиваться сохранением и передачей культурного наследства: ему необходимо представить другие функции. Современное образование основано на
балансе между индивидуальной свободой и членством в этнической группе. Но оно не сможет сохранить этого баланса, если отождествит себя всецело и единственно с современностью или же напротив полностью порвет с традицией, вместо того, чтобы задуматься о способности общества совмещать рационалистическое мышление, свободу индивидуума и реинтерпретацию культурных традиций» [3]. Данная позиция и сегодня актуальна и востребована.
Еще в начале 2000-х годов Мухаметзянова Г.В. призывала к адаптации научных и образовательных учреждений к условиям рыночной экономики и к условиям обновляющегося производства регионов, необходимости интеграции научного потенциала для нужд социально-экономического развития территории; формированию единой региональной и общероссийской инфраструктуры
образовательного процесса и научных исследований. И можно констатировать, что вопросы управления инновационными изменениями в региональных системах профессионального образования приобрели в настоящее время высокую научную и практическую значимость. Органы
государственной власти, учебные заведения, объединения работодателей, профессиональное сообщество заинтересованы в поиске новых перспективных форм взаимодействия, направленных на решение проблем в сфере гарантий качества профессионального образования и востребованности выпускников. Эта деятельность и сегодня требует научно-методологического сопровождения, поскольку связана с анализом большого числа воздействующих факторов. «В условиях общего кризиса общества важным инструментом выхода из него остается продуцирование и внедрение нового научного результата. Смысл связи науки и образования заключается в опоре образования на науку. Всякие действия современного педагога должны быть в конечном итоге основаны на научном знании. Именно поэтому накопленный в науке потенциал необходимо постоянно транслировать в сознание педагогов, ставя их перед выбором наиболее предпочтительных идей и разработок. Говоря об эффективности научных исследований, нам необходимо систематически просчитывать, каков эффект нашей продукции, как он меняет лицо нашей школы и других звеньев системы образования. Только в этом случае, можно говорить о нормальном, взаимно полезном взаимодействии нашей науки и образования!» [1].
Научные труды академика Мухаметзяновой Г.В. (более 400), в числе которых фундаментальные монографии «Управление средним профессиональным образованием в новых социально-экономических условиях», «Стратегии реформирования системы среднего профессионального образования», «Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы», «Вопросы общей и
профессиональной педагогики»: избранные педагогические труды: в 3-х томах, «Профессиональное образование: системный взгляд на проблему», «Социальный педагог: пути становления в средней профессиональной школе», «История и развитие татарского гимназического образования» актуальны и востребованы специалистами и сегодня [4].
Литература:
1. Мухаметзянова Г.В. Вопросы общей и профессиональной педагогики: избранные педагогические труды: в 3-х томах / Г.В. Мухаметзянова. - Казань: Магариф, 2005. - Т. 1.
2. Мухаметзянова Г.В. Вопросы общей и профессиональной педагогики. Избранные педагогические труды: в 3-х томах / Г.В. Мухаметзянова. - Казань: Магариф, 2005. - Т. 2.
3. Мухаметзянова Г.В. Вопросы общей и профессиональной педагогики. Избранные педагогические труды: в 3-х томах / Г.В. Мухаметзянова. - Казань: Магариф, 2005. - Т. 3.
4. Жизнь для науки / Подарочное издание к 70-летию Г.В. Мухаметзяновой; под ред. Н.Б. Пугачевой. -Казань, ИПППО РАО, 2008. - 304 с.
Сведения об авторах:
Мухаметзянов Искандар Шамилевич (г. Москва, Россия), доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории теории и методики подготовки кадров информатизации образования ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», email: ishm@inbox.ru
Шайхутдинова Галия Айратовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, ученый секретарь ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: us-ipppo-rao @mail. ru
Data about the authors:
I. Mukhametzyanov (Moscow, Russia), doctor of medical Sciences, Professor, chief research scientist of the laboratory of theory and methodology of training of the personnel responsible for informatization of education at the Federal state scientific institution "Institute of education management, Russian Academy of education", e-mail: ishm@inbox.ru
G. Shaikhutdinova (Kazan, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, scientific researcher FSBSI "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems" e-mail: us-ipppo-rao@mail.ru