УДК 316.613 : 26-44
Счастливая Татьяна Валериевна
Schastlivaya Tatiana Valerievna
кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии Сибирского федерального университета [email protected]
PhD, Assistant Professor of the Cultural Science Department, Siberian Federal University [email protected]
ТРУД И ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
LABOUR AND HUMAN BEING NATURE
Аннотация:
Summary:
В статье анализируется освещенность проблемы «вечного» философского вопроса о сущности человека. Автор раскрывает проблему кризиса современного общества и предлагает учесть одну из видовых особенностей человека, такую как труд в социальной практике.
The article deals with the timeless philosophic question of the human being nature. The author discusses problem of the modern society crisis and suggests consideration of such a specific feature of the human being as labour in social practices.
Ключевые слова:
видовая сущность человека, труд, созидательное начало кризис.
Keywords:
specific nature of the human being, work, creative principle, crisis.
В современном мире острота глобальных проблем требует определять их причины. Сущность этих проблем является рассогласованность системы «человек - мир» не только с природой, наукой, техникой, но и с самим собой. Таким образом, существенной причиной этой рассогласованности является нарушение человекомерного подхода в жизнеустройстве общества, то есть речь идет об усилении именно философской составляющей человеческой деятельности.
Сущность человека, соотношение биологического и социального, и влияние труда на бытие человека - эти проблемы уже давно будоражат умы философов. Деятельностный подход в философии имеет свой «тернистый» путь. Статья Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и идеи К. Маркса были основополагающими для теоретиков, поддерживающих и развивших их идеи: С.Л. Рубенштейна, Л.С. Выготского, М.М. Бахтина, Г.Г. Гадамера и др. Но после перестройки этот подход подвергся критике, так как все, что связано с К. Марксом, это уже не правильно и должно быть опровергнуто. Но, к счастью, не все ученые отвергают очевидное (например, В.А. Лекторский и др.). Вот какое определение деятельности дает С.Л. Рубенштейн. Деятельность - это совокупность действий, направленных на достижение целей.
А также интересной для этой работы стала идея, сформулированная философами-антропологами ХХ в.: А. Геленом, М. Шелером, П.Т. Шарденом и др. По их мнению, человек отличается от животных не только тем, что он физически слаб и беспомощен, но еще и неспе-циализированностью как в смысле способов выживания, так и более широком смысле, особенностей личности. Природа «позаботилась» о человеке, дав ему уникальный мозг, который «компенсирует» ему физическую слабость, способность приспосабливать мир к своим потребностям, то есть трудиться, так человек и становиться именно человеком, он эволюционирует. Такое различие определило магистральное направление антропогенеза. Трудовая деятельность представляет собой использование орудий, посредством которых как бы раздвигаются природные возможности предка.
Что касается датирования начала процесса антропогенеза, то мнения по этому вопросу расходятся. Одни считают, что оно относится к периоду перехода от собирательства к земледелию и скотоводству, то есть при переходе от непосредственного использования того, что самым главным здесь был переход от кровнородственных отношений к социальным. Так или иначе, новым способом преодоления противоречия со средой явился труд, использование и изготовление орудий труда. С появлением человека и первых сделанных им предметов-артефактов до сегодняшних дней можно проследить эволюцию человеческих навыков. Использование, а особенно изготовление, орудий сопровождалось развитием психики: развивалось внимание, воображение, воля, интеллект (последнее в большей степени).
Второй особенностью нового способа преодоления противоречий со средой был коллективный характер труда. Элементы коллективности (стая, рой, прайд и др.) присутствуют, конечно, и в животных, но это лишь зачатки. По-настоящему коллективность - атрибут трудовой деятельности.
Эволюция внесла изменения, возник новый биологический вид, то есть совокупность особенностей по основным морфологическим и функциональным признакам, кариотипу, поведенче-
ским реакциям, имеющим общее происхождение, заселяющим определенные территории (ареал). В этом смысле современный человек представляет собой тип - хордовые; подтип - позвоночные; класс - млекопитающие; подкласс - живородящие; инфракласс - плацентарные; отряд - приматы.
Отсюда можно сделать вывод, что человек живет, пока трудиться. Но деятельность человека должна быть такой тонко выверенной, чтобы не нарушать баланс между биологической составляющей и социальной в человеке.
Дисбаланс можно показать на примерах истории человечества.
В высокоразвитом древнеримском обществе сложилась нездоровая ситуация, когда мораль утратила свое значение и общество разложилось изнутри, одной из причин гибели этой культуры является пренебрежение к труду. Цицерон, говоря о народе в своем определении государства, имел в виду исключительно землевладельцев и крупных торговцев. Об этом красноречиво свидетельствует приводимый в трактате «Об обязанностях» перечень занятий и профессий, не достойных свободного человека. Цицерон относит к числу презренных людей ростовщиков, мелких торговцев, владельцев ремесленных мастерских, а также всех трудящихся. С такими людьми, занятыми «грязным делом», у достойных граждан не может быть никаких общих интересов. Получается труд для плебеев, а для благородных патрициев не осталось ни каких целей. И такое общество было обречено на гибель.
Такая же участь постигнет или уже постигла любые виды аристократии: когда человек перестает трудиться, стагнируется механизм выживаемости. Их обреченность обусловлена бессмысленностью существования, не нужно прилагать ни каких усилий.
В уголовной среде существует негативное отношение к труду, а преступники - это те, кто переступил черту «нормы», и таких людей изолируют.
В народном творчестве всех культур труд прославляется.
И, к сожалению, современное мировое сообщество, вставшее на рельсы «потребления», направило человечество на «скользкий» путь. В этом и есть одна из основных причин сегодняшнего мирового кризиса. Потребляя без меры, нам нужен бесконечный комфорт, который обеспечивает техника, которая освобождает нас от труда. Машины все сделают за нас, не нужно прилагать усилия: пахать поля, следить за детьми, добывать пищу, готовить ее, думать... И вот результат - кризис. «Dolce vita» (сладкая жизнь) сменилась проблемами, утратила свою сладость. Изменилась система воспитания, часто дети «оберегаются» от труда (проявление родительской псевдо заботы). Чтобы не мешали родителям ни чего не делать, включают компьютер, телевизор, приставку - и все, не нужно прилагать усилия, уделять внимание детям. А потомки успешно нажимают клавиши и кнопки, но плохо читают, пишут, говорят (искусственная дислексия с 15 % повысилась до 70 % за последнее время), а также утрачивают моторику, память, мышление, воображение, физическое и психическое здоровье, дети менее развиты, чем родители, то есть деградируют. Это тоже симптомы кризиса. А что есть кризис? Это состояние системы, которая не может существовать, либо должна разрушиться, либо измениться. Система, в которой мы существуем, мудра, дает нам возможность найти новые способы приспособления и выживания, но необходимо понять их смысл.
Таким образом, определяется бинарная (двойная) сущность человека - биологическая и социальная. Чтобы произошли позитивные изменения, необходимо прибегнуть к человекомерному подходу в социальной практике. При создании социальных программ нужно учитывать, что труд - это источник продолжения жизни и развития человека. Найти тонкий баланс между биологическим и социальным в человеке. Например, в педагогике (и не только, в ней) не отрицать все советское как не правильное, а взять за основу воспитания позитивное отношение ко всякому труду (например, не заменять «советские» уроки труда на уроки информатики, где мальчиков учили молоток в руках держать, а девочек шить и готовить). Через СМИ сформировать «моду» на труд, а не «моду» на «шопинг» и др.
Природа создала человека, а не труд, как писал К. Маркс, но то, что труд - это способ выживания человека, бесспорно. Получается это наша видовая сущность - созидательное начало. Этот факт демонстрирует нам история (эмпирическим путем).
На наш взгляд, необходимо учитывать эту «видовую сущность человека» при любых подходах в социальной практике - массовой культуре, воспитании, медицине, криминологии, педагогике и др., и возможно нашелся бы выход из сложившегося мирового кризиса.
Вот тут и возникает еще одна проблема - методологическая, а именно философское учение о человеке и конкретной реализации его в социальной практике. Здесь проявляется недоработка более общей проблемы: методологической функции философии, механизмов ее реализации и специфике в социальной практике. Над этой проблемой необходимо работать, так как жизнь ее сейчас резко обострила - мы находимся в глобальном кризисе.