УДК3 16.613 : 26-44 Рыженкова Татьяна Валериевна
кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии Сибирского федерального университета dom-hors@mail.ru
ЗНАЧЕНИЕ ВИДОВОЙ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРИ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЯХ В ОБЩЕСТВЕ
Ryzhenkova Tatiana Valeryevna
PhD, Assistant Professor of the Cultural Science Department, Siberian Federal University dom-hors@mail.ru
VALUE OF HUMAN SPECIES ESSENCE OF A PERSON AND MECHANISMS OF ITS FORMATION AT CRISIS SOCIAL PHENOMENA
Аннотация:
Автор статьи попытался определить видовую сущность человека и механизмы ее становления для отражения черт, характеризующих магистральное направление развития человека при кризисных явлениях в обществе.
Ключевые слова:
магистральное развитие человека, кризис, снятие, видовая сущность, механизмы становления.
Summary:
The article defines the human species essence, and procedure of its formation, in order to describe the characteristics of the main direction of the human development during crisis phenomena in the society.
Keywords:
main human development, crisis, removal, species essence, procedure of formation.
Определение сущности человека остается актуальным, хотя является «вечным вопросом», соотношение биологического и социального в человеке - постоянная тема для дискуссий.
Для определения сущности человека нужно исходить из диалектической методологии, но ее необходимо сочетать с эволюционной идеей историзма и учесть ритмические волновые изменения в истории человека и природы. Такой «конструктивизм» методов нужно применять к проблеме антропогенеза.
Детерминантами антропогенеза являются резкие изменения окружающей среды. Пред-человеки отличались природной беспомощностью, «неконкурентоспособностью» - противоречием с окружающей средой, это и определило магистральное направление его эволюции.
Эволюция «нащупала» (именно «нащупала», так как этого могло и не произойти) новый способ разрешения этого противоречия, перейти от пассивного приспособления к природе к активному приспособлению окружающего мира к своим потребностям посредством труда. Такое различие определило магистральное направление антропогенеза. Изменения, которые внесла эволюция, привели к возникновению нового биологического вида, то есть это совокупность признаков по основным функциональным и морфологическим особенностям поведенческих реакций, имеющим общее происхождение, кариотип, заселяющим определенные территории (ареал).
С момента возникновения Homo sapiens, биологическое развитие замедлилось, а социальное определило его судьбу. Но судьба эта подчинена общему ритмическому развитию самой природы как системы. Сказанное означает переход от линейного развития к нелинейному, от хаоса к порядку (выражаясь языком синергетики) и к образованию новых, надбиологических закономерностей, как к качественной новой форме движения материи, которая гармонично поддерживает систему как данность.
Рассмотрим механизмы антропогенеза. Он имеет два аспекта. Первый - это поле на котором разворачивался этот процесс. Психическое совершенствование и поэтому человек получил свою аттестацию - человек разумный. Возникло самосознание и потом мораль, нравственность и так далее. Интеллект - это поле, на котором, человек адаптировался к среде обитания. Благодаря интеллекту человек очень быстро создал так называемую «вторую природу».
Второй аспект. Каким образом он происходит? Путем накопления комплекса морфологических и психологических свойств, которые и определяют именно «человеческие свойства». Размышляя о происхождении человека, Пьер Тейяр де Шарден считал, что из целого пучка равнонаправленных ветвей человеческое ответвление представляло собой «утолщение и удачу одного стебля». Именно этот стебель как самый жизнеспособный и наименее специализированный дал начало всему человеческому виду. Прочие зоновые боковые ветви оказались тупиковыми.
Таким образом, человек выживает с помощью своей деятельности, в результате окружающая природа реконструируется под потребности человека, вплоть до ее разрушения. И человек как биологическое существо не может в ней существовать. Он ищет новые цивилизованные
способы решения все новых и новых рожденных им проблем, делая их глобальными (экологические, социальные, экономические, демографические и др.). И возникает состояние кризиса. А кризис - это состояние любой системы, которая в текущем виде существовать не может, необходимы изменения, либо исчезновение причин, вызвавших кризисные явления.
Так как человек - это часть целого, системы, то существуют регуляторы кризисных явлений.
Доказывают эту гипотезу, например, неврологи. Мозг человека работает от 3 % до 18 % и это не случайно, так как это своеобразная «защита» природы как системы. Если бы мозг человека работал на 100 %, то человек бы уже уничтожил и себя и свой мир. В природе существуют животные, мозг которых работает на 100 %, например дельфины.
Далее, природа как система имеет свои ритмы. Кризисы общества всегда сопровождаются природными катаклизмами: потопами, землетрясениями, извержениями вулканов, засухами, морозами и др., о них пишет история, но еще более ярко иллюстрирует сегодняшняя действительность (события в Японии в 2011 г., пожары в Средней полосе России в 2010 г., затопление Крым-ска, Мексики и морозы в Европе в 2012 г. и этот список можно еще долго продолжать). История человека также ритмична, когда общественная система человека противоречила каким-то биологическим законам, наступал кризис общества. Нам известны и погибшие цивилизации: ольмекская, майя, ацтеки, инков, бурное цветение древних цивилизаций Древнего Востока и Античности сменяли «темные века» Средневековья. То есть человечество «как бы» «отбрасывали» назад к биологической реальности, чтобы человек не погубил сам себя, чтобы у него была возможность выжить, найти другой путь. Эта идея отражена в эсхатологических религиозных идеях, идеи реинкарнации, легенде о ковчеге Ноя и др. Это «снятие» социального биологическим.
Система мудра, заложен резерв для человеческого совершенствования, разрушение ранее сложившихся форм биологического приспособления. Естественному отбору в эволюции принадлежит творческая роль. Исключая из размножения генотипы с малой приспособленностью, сохраняя благоприятные комбинации, он преобразует их не случайно, как это кажется на первый взгляд, а в биологически целесообразном направлении.
Основа процесса гоминизации периодическое изменение биологической эволюции социальной, и вновь изменение социальной биологической.
А как результат «снятия» биологического социальным применительно к человеку означает:
- наполнение определенных биологических свойств и черт социально-историческим содержанием (сознание - общественным сознанием, секс - любовь);
- ограничение роли инстинктов в мотивации поведения и усиления его духовных регуляторов и др.;
- ограничение роли биологических факторов жизни людей (например, естественного отбора).
Отсюда, из всего вышеперечисленного, определяется бинарная (двойная) сущность человека - социальная и биологическая.
Таким образом, показывается человеческая сущность «первого порядка», то есть видовая, которая отличает человека от других животных.
Здесь важно отметить, что атрибутивные свойства видового качества (которые выражают магистральную линию развития, но уже на уровне социального). На наш взгляд, это:
- свобода человека;
- созидательное начало;
- уникальность и самоценность человеческой личности;
- движение к высшему началу.
Итак, определение сущности человека должно сочетать и синтезировать различные методологии: диалектические категории «развитие», «отрицание», «противоречия», «снятие» и т.д. - с ритмическими волновые колебаниями систем, «кризис».
Противоречия между условиями обитания и природная неспециализированность человека привели к виду, отличному от других животных, и переходу от пассивного приспособления к природе к активному, реконструируя мир под свои потребности.
Сама природа создала человека, а не труд как писал К. Маркс, из-за противоречия между организмом и средой. Но при этом, как и в биологии, есть ритмы, так и в общественном состоянии человека ритмы тоже существуют, так же как и кризисы, на решение которых человеку природой дается возможность.
Таким образом, биологическое является результатом «снятия» социальным и наоборот, что означает бинарную сущность человека. Это отражает видовую сущность человека и отличает его от другого животного мира.
Взгляды С.С. Хоружего [1], Н.В. Исаковой [2], Р.И. Ивановой [3] подтверждают, что «видовая сущность человека» - отражение черт, характеризующих магистральное направление развития человека (уникальность, созидательное начало и т.п.), так как эволюция продолжается.
На наш взгляд, необходимо учитывать эту «видовую сущность человека» при любых подходах в социальной практике (массовой культуре, воспитании, медицине, криминологии и др.), и возможно нашелся бы выход из сложившегося мирового кризиса.
Ссылки:
1. Хоружий С.С. Человек и его три дальных удела. Новая антропология на базе древнего опыта // Вопросы философии. 2003. № 1. С. 38-62.
2. Исакова Н.В. Культура и человек в этническом пространстве. Новосибирск, 2001.
3. Иванова Р.И. Философия как вид духовного производства и потребления. Красноярск, 2001.
References (transliterated):
1. Khoruzhiy S.S. Chelovek i ego tri dal'nykh udela. Novaya antropologiya na baze drevnego opyta // Voprosy filosofii. 2003. № 1. P. 38-62.
2. Isakova N.V. Kul'tura i chelovek v etnicheskom prostranstve. Novosibirsk, 2001.
3. Ivanova R.I. Filosofiya kak vid dukhovnogo proizvodstva i potrebleniya. Krasnoyarsk, 2001.