Научная статья на тему 'Проблема сущности человека и кризисные явления в обществе'

Проблема сущности человека и кризисные явления в обществе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
351
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДОВАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ВОЛНОВЫЕ РИТМЫ / СНЯТИЕ / ДИАЛЕКТИКА / СОЗИДАТЕЛЬНОЕ НАЧАЛО КРИЗИС / SPECIFIC HUMAN BEING NATURE / WAVE RHYTHMS / DIALECTICS / CREATIVE PRINCIPLE / CRISIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Счастливая Татьяна Валериевна

В статье анализируется освещенность проблемы «вечного» философского вопроса о сущности человека. Автор пытается найти причину кризисов общества и предлагает учесть видовую сущность человека в социальной практике и найти выход из сегодняшнего кризиса общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF HUMAN BEING NATURE AND CRISIS PHENOMENA IN THE SOCIETY

The article analyzes how well the timeless philosophic question of human being nature is studied. The author discusses reasons of the modern society crises and suggests considering such a specific feature of the human being as labour in social practices.

Текст научной работы на тему «Проблема сущности человека и кризисные явления в обществе»

УДК 316.613 : 26-44

Счастливая Татьяна Валериевна

Schastlivaya Tatiana Valerievna

кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии Сибирского федерального университета [email protected]

PhD, Assistant Professor of the Cultural Science Department, Siberian Federal University [email protected]

ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ

PROBLEM OF HUMAN BEING NATURE AND CRISIS PHENOMENA IN THE SOCIETY

Аннотация:

Summary:

В статье анализируется освещенность проблемы «вечного» философского вопроса о сущности человека. Автор пытается найти причину кризисов общества и предлагает учесть видовую сущность человека в социальной практике и найти выход из сегодняшнего кризиса общества.

The article analyzes how well the timeless philosophic question of human being nature is studied. The author discusses reasons of the modern society crises and suggests considering such a specific feature of the human being as labour in social practices.

Ключевые слова:

видовая сущность человека, волновые ритмы, снятие, диалектика, созидательное начало кризис.

Keywords:

specific human being nature, wave rhythms, dialectics, creative principle, crisis.

Сегодня, как ни когда, актуальны вопросы, связанные с кризисными состояниями в обществе, глобальными проблемами. Причинами этих проблем является рассогласованность системы «человек - мир». В решении таких проблем, слабость философии как составляющей социальной практики есть одна из таких причин, то есть не учитывается закономерность связи человека с миром и нарушение человекомерного подхода в жизнеустройстве общества. Здесь конкретно выявляется необходимость философского учения для решения определенной практической потребности.

При определении сущности человека нужно исходить не только из диалектикоматериалистической методологии, но и тонко сочетать с идеей о ритмичных циклах в природе. А такие категории диалектики, как: необходимость и случайность, возможность и действительность, сущность и явления, снятие - необходимо сочетать с такими категориями, как система, волновые колебания, ритмы, подъемы, спады, кризисы, и реализовать их в проблеме антропогенеза.

Так как человек - часть целого, системы, значит, существуют регуляторы этой системы. Природа - система, и она имеет свои ритмы всюду: солнечная активность, лунные циклы, смена времен года, время суток, приливы, заливы и многое, многое другое. И человек и человечество в системе существует тоже ритмично, теоретики в ХХ в. сопоставили это. Интересны в этом смысле биосферные концепции, которые рассматривают антропогенез как закономерный этап развития биосферы Земли и Вселенной в целом.

Согласно, учению о ноосфере В.И. Вернадского, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетарное действие, которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе.... Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного».

Связь биосферы, космоса и человека легли в теорию пассионарности Л.Н. Гумилева. Гумилев объясняет в своей гипотезе происхождение этносов через естествознание. Примерно раз в тысячу лет происходящие вспышки на Солнце, выбрасывают поток энергии. В тех регионах Земли, которые облучаются, у людей происходят мутации, появляются люди, способные к высокой активности - пассионарности. И появляется новый этнос, который существует 1 500 лет и неизбежно погибает, проходя определенные фазы. Так как облучение происходит периодически, человечество не исчезает.

Идеи о социокультурных волновых изменениях, соединяющих в себе обратимые и необратимые циклы, придерживались, например, Д. Вико, П.А. Сорокин. Интересными являются идеи экономиста Н.Д. Кондратьева, который предложил, что экономика и все сферы человека развиваются на основе сочетания малых циклов (3-5 лет) со среднесрочными (7-11 лет) и большими (50 лет) [1]. Ученый не успел доработать свою гипотезу, в 1938 году был расстрелян, ее проверил и развил американский экономист Й. Шумпетер. Основной фактор таких измене-

ний, по его мнению, является инноватика в любых сферах, которая приводит к подъему, после чего следует спад, он приводит к кризису, и далее снова подъем, спад, кризис.

Ю.В. Яковец современный отечественный ученый, так же поддерживает идеи волновой цикличности человеческого общества. В его концепции исторический цикл выглядит в виде спирали. Каждый виток спирали время революционного переворота, который определяет совершенно новую систему. И этот виток имеет пять фаз. Первая фаза - зарождение новой цивилизации. Вторая фаза - стремительный рост. Третья фаза - стадия зрелости цивилизации. Четвертая фаза - упадок и время зарождения новой общественной системы. Пятый период - это окраинные обломки старой системы в новой, не влияющие на ход событий. Но при этом ученый утверждает, что развитие общества идет путем сочетания необратимой эволюции, линейноспирального движения с чередованием: подъема, кризиса и нового подъема и так далее [2].

Далее, следует отметить, что человек и природа едины, это доказывает природа, она вторит кризисным явлениям в обществе. Например, переход от феодальной экономической формации к капиталистической сопровождался катастрофическими природными явлениями в Европе -засухи (1791, 1792, 1796, 1798, 1811 и другие годы), проливные дожди (1816), разливы рек (Дунай в 1803 г., Сены в 1807 г., Эльбы и Рейна в 1809 г.), небывалые для Европы морозные зимы (зима 1794-1795 гг., 1798, 1801, 1801, 1803, 1808-1814 гг.) пандемии чумы (1792-1795 гг.), землетрясение на Балканах (1802 год), многочисленные неурожайные годы, приводившие к голоду. Еще более ярко кризис в обществе иллюстрирует современность. Пожары и засуха в Средней полосе России (2010год), трагические события в Японии в 2011 г. (где цунами, разрушила АЭС, и возникла опасность заражения водных ресурсов планеты радиацией), затопления в Крымске, Мексике в 2012 г., небывалые морозы в Европе в 2012 г. и многие другие беды.

Человеческая история тоже как часть целой природной системы имеет свои ритмы. Вот тут и обостряются соотношение биологического и социального в человеке. Когда сам человек нарушает баланс, теряет тонкую грань равновесия, противоречит каким-то биологическим законам или утрачивает социальные законы жизни - наступает кризис. Кризис - это факт того, что какая-либо система в прежнем виде существовать не может, должна либо измениться, либо погибнуть. Например, погибли же цивилизации ацтеков, инков, майя, также эпоху древнего Рима сменили «темные» века Средневековья. То есть человечество было самой системой «как бы» отброшено назад, дана возможность преодолеть ошибки, найти иные формы существования, гармонично сочетающие с системой. Идея эта отражена в религиозном мировоззрении. Реинкарнация дает возможность прожить столько жизней, сколько понадобиться для правильных форм, легенда о Ное и его ковчеге, начать новую праведную жизнь, уничтожив все плохое, неправильное, эсхатологическая идея и др.

Эту гипотезу доказывают неврологи. Есть животные, мозг которых, работает на сто процентов, дельфины, например. У человека же он работает только от трех до восемнадцати процентов и это не случайно, если бы он работал на все сто процентов, человечество давно уничтожило земной шар. Природа сделала себе своеобразную «защиту». Это «снятие» социального биологическим.

Система гармонична, заложен резерв для человеческого совершенствования, разрушения ранее сложившихся форм биологического приспособления. Естественному отбору принадлежит творческая роль в эволюции. Исключая из размножения генотипы с малой приспособленностью, сохраняя благоприятные комбинации, он преобразует их не случайно, а в биологически целесообразном направлении.

Далее, как и биологическое в человеке является результатом диалектического «снятия» социальным, что выражается в:

- ограничении роли биологических факторов в жизни людей (например, естественного отбора);

- наполнении определенных биологических свойств и черт социально-историческим содержанием (сознание - общественное сознание, секс - любовь);

- ограничении роли инстинктов в мотивации поведения, в усилении его духовных регуляторов т.д.

Если социальность, ее проявление есть способ преодоления противоречий между физической ограниченностью человека и природой в антропогенезе, то в плане онтогенезе, то есть адаптации отдельного индивида к условиям, этим средством выступает социализация, в ходе которой возникает личность.

Из всего вышеперечисленного определяется двойная, то есть бинарная сущность человека. В этом смысле биосоциальную сущность человека означает отличие его от животных и не таит никакой оценочной характеристики, означая просто принадлежность к социуму, его содержательную наполненность им (также социальность и культура, означающие лишь альтернативу

природе). Сюда относятся черты, приобретенные в прежнем животном состоянии, - агрессивность, способность убивать и т.д., то есть выражающие не созидательную, а разрушительную форму. Дело в том, что Homo sapiens - относительно молодой вид, и за такой короткий срок люди продолжают убивать, красть и т.п. Таким образом, видовая сущность характеризуется совокупностью черт, присущих всем людям и означающие отличие от животного мира.

Но здесь важно сказать, что представители этого вида имеют разную степень выражения этих характерных черт: у одних преобладают черты, отражающие магистральную линию развития (то есть те, которые привели к возникновению этого вида), у других преобладание противоположных, негативных свойств, также присущих этому виду (агрессивность, разрушительное начало, склонность к убийству и др.).

С этой точки зрения нужно определить родовые свойства, то есть выделить атрибутивные признаки родового качества:

- созидательное начало (само возникновение человека есть последствие его созидательной деятельности);

- свобода человека (ибо свойством человека является его выбор, принятие решений, ответственность и т.д.);

- уникальность и самоценность человеческой личности, вытекающей из того, что каждый человек имеет свой неповторимый способ «вхождения» в социальную среду, свой способ решения жизненных проблем;

- движения к высшему началу. «Непреложная данность человека, хочет он того или нет, -пишет Х. Ортега-и-Гассет, - состоит в том, самой природой своей он предназначен к поискам высшего начала... Кто находит его сам, тот избранный, кто не находит, тот получает его из чужих рук и становится массой».

Итак, сама природа создала человека из-за противоречия между организмом и средой. Но при этом, как и в биологии, есть ритмы, так же как и кризисы, на решение которых человеку природой дается возможность, биологическое снимается социальным и наоборот, что означает бинарную сущность человека. Магистральное направление развития человека - это его духовное совершенствование.

На наш взгляд, необходимо учитывать эту «видовую сущность человека» при любых подходах в социальной практике (культуре, экономике, педагогике, медицине и др.) и возможно нашелся бы выход из мирового кризиса.

Ссылки:

1. Кондратьев Н.Д. Суздальские письма. М., 2004.

2. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.