Научная статья на тему 'Треки образования, взросления, развития в цифровом пространстве'

Треки образования, взросления, развития в цифровом пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Губанова Александра Юрьевна, Колосова Eлена Андреевна, Филипова Александра Геннадьевна, Майорова-щеглова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Треки образования, взросления, развития в цифровом пространстве»

Треки образования, взросления, развития в цифровом пространстве

Специальный выпуск журнала «Комплексные исследования детства» мы решили посвятить рассмотрению новых трендов взросления, образования, развития детей и подростков в цифровом мире. Редакторы пригласили авторов к обсуждению некоторых особо актуальных вопросов.

Старшее поколение на границе между XX и XXI вв. испытало на себе мощную культурную диффузию ценностной системы в связи с автоматизацией и интернетизацией бизнес-процессов, цифровизацией административных процедур.

Когда только появились практики использования цифровых технологий в повседневности, многие специалисты торопились называть юных «цифровым поколением», а всю совокупность детей, родившихся и растущих в это время, аналогично — «цифровыми детьми». Сегодня многие инновации превращаются в рутину, и поколение, для которого эта реальность не новая, а обычная, интериоризованная (присвоенная в процессе социализации) действительность, уже достигло совершеннолетия и социальной зрелости. Исследователи постепенно переходят от описания охвата детской аудитории и ее мотивации применения информационно-коммуникационных технологий к более глубоким вопросам формирования ценностей, возможной трансформации процессов взросления, прогнозирования будущего коллективных биографий этого поколения, пытаясь соединить методологию, методику и техники разных наук, фокусирующихся на детстве.

Объединение под одной обложкой журнала работ представителей разных наук, молодых и именитых ученых, убедительно доказывает, что пока нет единого портрета нового детства. Оно мозаично состоит из разных по глубине погруженности в цифровую среду групп, сочетающих традиционные/меняющиеся характеристики детства.

Е. А. Колосова, обосновывая взгляд на медиапотребление детей как междисциплинарное поле разных наук, подробно останавливается на примерах компаративных страновых психолого-педагогических, маркетинговых и социологических исследований. Плодотворны тезисы автора о необходимости перехода к подлинно междисциплинарному подходу и идеи перспективных проектов социологии и иных наук.

В статье «Компьютерные игры-шутеры как пространство социализации: какие паттерны социального поведения усваивают дети-геймеры» молодая исследовательница К. О. Соломатина обосновывает определение компьютерной игры как механизма социализации для современного подростка-мальчика. Применение авторского прямого интервьюирования детей-игроков и включенность молодой исследовательницы в игровую субкультуру позволили описать некоторые положительные эффекты от игр-шутеров, в то время как часто они интерпретируются только негативно.

Статья А. Ю. Губановой посвящена роли новых технологий в жизни подрастающего поколения начала XXI в. Исследования последних лет доказывают, что именно юными пользователями активнее всего осваивается новое интернет-пространство, уже можно говорить, что дети буквально «рождаются со смартфоном в руке», однако автор задается вопросом, можно ли с уверенностью говорить о «цифровом детстве» поколения начала 2000-х гг.? Для выяснения особенностей взросления этого поколения и определения возраста возникновения различных жизненных событий было проведено исследование молодежи 17-23 лет «События вашего детства 2023». Данное исследование является повторным, первое было проведено в 2018 г., что позволило автору отследить динамику в изменениях, происходящих в событийности детства.

В последние годы отмечаются тенденции все большего погружения детей и подростков в интернет-среду, исчезновения из их повседневной жизни практик, привычных их родителям. Именно проблеме поиска новых форматов взаимодействия с детско-подростковой аудиторией посвящена статья Е. А. Колосовой и К. А. Семенюк «Книжный блогинг как механизм приобщения подростков и молодежи к чтению книг». Блогосфера активно развивается, в данную деятельности включаются дети с раннего возраста, поэтому понимание происходящих в ней изменений

особенно важно, в том числе и для продвижения чтения в детской и подростковой среде. Книжные блогерские сообщества собирают вокруг себя лояльных читателей с различных социальных площадок. Интернет для подростковой и молодежной аудитории такая же важная часть жизни и социализации, как семья, школа и другие социальные институты, отмечают авторы.

В статье Л. С. Науменко «Педагогический блогинг как средство развития обучающихся: новое прочтение устоявшейся темы» рассмотрен процесс ведения педагогами блогов с точки зрения эффективности, безопасности и долголетия. Подробно рассмотрен цикл педагогического блогинга, состоящий из трех этапов: подготовительного (направлен на сбор информации и планирование), деятельностного (непосредственное ведение блога и создание практико-ориентированных материалов) и результативного (оценка педагогом блога). Даны практические рекомендации с учетом потребностей потенциальных потребителей онлайн-контента, для развития и совершенствования блога педагогической направленности в современных социокультурных условиях.

В статье «Цифровое детство. Междисциплинарная дискуссия» представлен обзор мнений представителей социологии, психологии, педагогики, культурологии, социолингвистики о циф-ровизации пространства детства, о том, какие проблемы этот процесс влечет за собой, и прогнозах развития ситуации. В рамках дискуссии В. Т. Кудрявцевым, С. Н. Майоровой-Щегловой, Т. А. Милехиной, М. И. Рожковым и Т. Д. Попковой представлена парадоксально несовпадающая оценка ряда выявленных с помощью эмпирики и научных наблюдений элементов цифрового детства, а также подходов к его определению. Участниками дискуссии зафиксированы близкие к полярным мнения представителей различных наук относительно сужения и/или расширения пространства общения современного ребенка, всеобщности охвата цифровизацией разных групп детей, в том числе в зависимости от доходов семей, места проживания и др. Авторами предложены некоторые перспективные темы научных изысканий в рамках мультидисциплинарных проектов, такие как ареалы «нецифрового детства», соотношение нового и цифрового детства, роль взрослых, специалистов, работающих с детьми, в передаче цифровых навыков, и др. В завершении дискуссии делается вывод о мозаичности научно-аналитической картины цифрового ребенка и цифрового детства и важности взаимодействия между учеными, занимающимися исследованиями современного детства.

В статье В. А. Рубцовой, Г. Э. Даниленко приведены результаты эмпирического исследования использования интернет-источников в школьном обучении. Авторы провели анкетный опрос школьников (N = 2155) и три экспертных интервью и пришли к выводам, что поиск информации и ее проверка вызывают трудности в образовательном процессе. Школьные учителя, как правило, не учат детей фактчекингу, ориентируя ребят на традиционные источники информации: книги, учебники, статьи, а также сайты официальных органов.

В рубрику «Новости научной жизни» вошла информация о двух научных мероприятиях, прошедших онлайн и связанных с видеоблогингом. Первое мероприятие — это II Международная конференция «Популяризация науки среди школьников», посвященная блогингу как инструменту популяризации науки. Конференция была организована членами сетевого педагогического сообщества «Клуб любителей химии» — Екатериной Костенко и Марией Литра — и состоялась 7 апреля 2024 г. Участники мероприятия — образовательные блогеры — делились советами по работе с целевой аудиторией, продвижению блога, использованию технических средств и программ и др.

Второе мероприятие — круглый стол «Учителя-блогеры:pro et contra», который прошел в рамках образовательного интенсива «Большая IT-учительская», организованного специалистами IT-колледжа Владивостокского государственного университета, 20 апреля 2023 г. В круглом столе приняли участие пять учителей, ведущих образовательные блоги, из Новосибирска и Владивостока. К обсуждению были предложены три похода к педагогическому видеоблогингу: видеоблогинг как средство обучения, как способ коммуникации и инструмент продвижения педагогической профессии. Участники подчеркнули важность изменения общественного мнения в сторону позитивного образа учителя как профессионала, умело использующего цифровые средства и технологии обучения, разносторонне развитого человека, имеющего хобби и не замыкающегося исключительно на педагогической деятельности.

Мы уверены, что социальные «фотографии» «племени цифровых аборигенов» 20-х гг. нашего столетия крайне важны. Возможно, после знакомства с материалами номера читатели не получат четких разъяснений, наоборот, у них возникнут открытые вопросы и гипотезы, так как выводы

Комплексные исследования детства, 2024, т. 6, № 2

71

статей этого выпуска фиксируют новые сигналы и запросы детских групп. Последние послужат стимулами исследовательских проектов и программ в образовательной, воспитательной, социальной работе с этой аудиторией.

Губанова Александра Юрьевна, кандидат социологических наук, заместитель председателя

ИК «Социология детства» Российского общества социологов

Колосова Eлена Андреевна, кандидат социологических наук, доцент, заведующая отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, доцент Российского государственного гуманитарного университета

Филипова Александра Геннадьевна, доктор социологических наук, профессор, заведующая лабораторией комплексных исследований детства Владивостокского государственного университета; старший научный сотрудник Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Майорова-Щеглова Светлана Николаевна, доктор социологических наук, профессор, председатель ИК «Социология детства» Российского общества социологов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.