Комплексные исследования детства, 2024, т. 6, № 2 Comprehensive Child Studies, 2024, vol. 6, no. 2 _www.kid-journal.ru
Щ Check for updates
Статьи
УДК 316.4.063 EDN WSXQXS
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-2-106-116
Медиапотребление детей и подростков как междисциплинарное исследовательское поле
Е. А. Колосова 2
1 Российская государственная детская библиотека, 119049, Россия, г. Москва, Калужская пл., д. 1, корп. 1
2 Российский государственный гуманитарный университет, 125993, Россия, г. Москва, Миусская пл., д. 6
Аннотация. Информационное общество диктует свои законы, предоставляет новые возможности и проникает во все сферы жизни современного ребенка и подростка. Возраст вхождения в информационное пространство Интернета у детей снизился за последние десятилетия. Все раньше дети и подростки используют разнообразные способы медиапотребления книг (электронные книги на специальных устройствах, чтение онлайн и слушание аудиокниг и подкастов). В статье представлены материалы ряда исследований, показывающих, как медиапотребление детей и подростков изучается в разных науках. Подробно приведены данные ряда исследований, проведенных Российской государственной детской библиотекой совместно с ведущими исследовательскими компаниями по одной методике, позволившей сравнить процессы медиапотребления у детей и подростков в 2013 и в 2021 гг.
В 2021 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу Российской государственной детской библиотеки реализовал всероссийский опрос на тему «Отношение российских детей и подростков к чтению». В основе данного исследования лежит методика, разработанная в 2013 г. социологами Российской государственной детской бибилотеки (РГДБ) для изучения чтения и медиапотребления двух возрастных групп: младших школьников, учащихся 1-4-х классов, и подростков, учащихся 5-9-х классов. Проведен сравнительный анализ двух исследований по следующим характеристикам: форматы чтения, чтение и Интернет, медиапотребление, в том числе в разрезе половозрастных особенностей. В статье приведены данные исследований по теме медиапотребления, в которых представлено мнение самих детей. Эти исследования подтверждают ряд тенденций, обнаруженных в ходе сравнительного анализа. Показаны ключевые тенденции в медиапотреблении по материалам международных мониторинговых исследований в сфере образования. Несмотря на активный переход чтения в электронную среду, дети и подростки демонстрируют большую привязанность к традиционному чтению, чем к электронному. Электронное чтение по-прежнему не угрожает традиционной книге, а скорее дополняет ее и дает возможность больше узнать о новинках, обмениваться мнениями как со сверстниками, так и со специалистами по вопросам детского и подросткового чтения (учителями, библиотекарями), активно осваивающими интернет-пространство.
Ключевые слова: медиапотребление, детское чтение, исследования, междисциплинарное поле, Интернет, книга, грамотность
Сведения об авторе
Елена Андреевна Колосова, SPIN-код: 7869-0324, ResearcherlD: Q-9001-2016, ORCID: 0000-0003-1183-0766, e-mail: the [email protected]
Для цитирования: Колосова, Е. А. (2024) Медиапотребление детей и подростков как междисциплинарное исследовательское поле. Комплексные исследования детства, т. 6, № 2, с. 106-116. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-2-106-116 EDN WSXQXS Получена 1 апреля 2024; прошла рецензирование 22 апреля 2024; принята 14 мая 2024.
Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки.
Права: © Е. А. Колосова (2024). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Media consumption by children and adolescents as an interdisciplinary research field
E. A. Kolosova 2
Author
1 Russian State Children's Library, Unit 1, 1 Kaluzhskaya Sq., Moscow 119049, Russia 2 Russian State University for the Humanities, 6 Miusskaya Sq., Moscow 125993, Russia
Abstract. The information society dictates its own laws, provides new opportunities, and penetrates into all spheres of life of modern children and adolescents. Over the recent decades, the age when children enter the Internet information space has decreased. At an increasingly younger age, children and adolescents are using a variety of media consumption methods to read books (e-books on special devices, reading online and listening to audiobooks and podcasts).
The article presents the evidence from a number of studies conducted by the Russian State Children's Library (the RSCL) in collaboration with leading research companies. The studies demonstrate how media consumption by children and adolescents is researched by various disciplines. As the studies used a single methodology, it is possible to compare the processes of media consumption by children and adolescents in 2013 and 2021. In 2021, The All-Russian Center for the Study of Public Opinion (VCTOM) was commissioned by the RSCL to conduct a national survey on the topic 'The attitude of Russian children and adolescents to reading. The survey was based on a methodology developed by the RSCL's sociologists in 2013 to study reading and media consumption in two age groups: primary school students (children in grades 1-4) and middle school students (adolescents in grades 5-9). The author carries out a comparative analysis of the two studies (2013 and 2021) on the following parameters: reading formats, reading and the Internet, media consumption, including in terms of gender and age parameters. The article presents evidence from studies of media consumption, which evidence includes the views of children themselves and confirms a number of trends identified during the comparative analysis. The author relies on the materials of international monitoring studies in the field of education to show the key trends in media consumption.
Despite the active transition of reading to the electronic environment, children and adolescents show greater attachment to traditional reading than to electronic reading. E-reading still does not threaten the traditional book, but rather complements it and provides an opportunity to learn more about new products and exchange opinions with both peers and adults (parents, teachers and librarians who are actively exploring the Internet).
Elena A. Kolosova, SPIN: 7869-0324, ResearcherID: Q-9001-2016, ORCID: 0000-0003-1183-0766, e-mail: the [email protected]
For citation: Kolosova, E. A. (2024) Media consumption by children and adolescents as an interdisciplinary research field. Comprehensive Child Studies, vol. 6, no. 2, pp. 106-116. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-2-106-116 EDN WSXQXS Received 1 April 2024; reviewed 22 April 2024; accepted 14 May 2024. Funding: The study did not receive any external funding. Copyright: © E. A. Kolosova (2024). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0
Keywords: media consumption, children's reading, studies, interdisciplinary field, internet, book, literacy
Детство в современном обществе рассматривается одновременно и как социальное, и как индивидуальное явление. Особенности взаимоотношений между детским и взрослым сообществами зависят от тех социально-экономических, политических и культурных условий, которые приняты в том или ином обществе. При этом для развития отдельного ребенка существенна особая биографическая ситуация (Майорова-Щеглова и др. 2017). Именно поэтому детство и его отдельные элементы являются в настоящий период полем междисциплинарных исследований.
Сегодня в методологии науки предполагается разделение подходов на междисциплинарные,
мультидисциплинарные и трансдисциплинарные. Три аспекта междисциплинарных исследований в социологии включают: «общенаучные проблемы современного социологического знания, возникающие в контексте междисциплинарности; междисциплинарность в свете математизации и информатизации методологии и методов социологических исследований; междисциплинарные исследования предметных сфер социальной жизни» (Романовский 2016).
По мнению А. А. Бесчасной, «междисциплинарный комплекс можно рассматривать как пересечение знаний научных дисциплин, изучающих развитие и формирование личности
ребенка, культурные, исторические особенности жизни детей» (Бесчасная 2015). Данное положение имеет четкое отражение в практике работы социологов детства, которые активно привлекают для исследовательских проектов специалистов из смежных областей (маркетологов, демографов, педагогов, психологов).
Кроме особенностей детства, есть и иные объяснения этому процессу: в «период формирования социологии детства происходило научное заимствование из социологии семьи, образования и других наук, связанных отчасти с изучением детей и детства. Именно междисциплинарные исследования детства призваны актуализировать изучение и понимание основных кентавр-проблем современного детства» (Майорова-Щеглова 2009).
Социологи, занимающиеся изучением феномена детства, стремятся включить в исследования данные различных социальных и гуманитарных наук и тяготеют к междисциплинарности. Эти традиции продолжают линию исследований известного советского социолога И. С. Кона, который в своих работах успешно сочетал данные социологии, этнографии и психологии. Он же настаивал, что «аппарат социологии наилучшим образом приспособлен для междисциплинарного синтеза различных наук о детстве» (Кон 1982, 249). Фокус эмпирических исследований детства направлен сегодня главным образом на изучение различных миров детства через призму повседневности с учетом интерсекцио-нальности в современном обществе.
Социологи, изучающие детское чтение и медиапотребление, активно опираются на данные исследований из других сфер знания, как мы установили, прежде всего на исследования чтения в сфере психологии, педагогики и маркетинговые проекты. При этом формируется общее поле междисциплинарности. Остановимся на самых значимых из проектов последнего десятилетия.
Большое значение для изучения медиапотребления современных детей и подростков имеют сравнительные страновые психолого-педагогические мониторинги, которые дают возможность увидеть динамику и зафиксировать причины ухудшения состояния читательской грамотности детей и подростков в обществе.
Для этих целей созданы и функционируют отдельные организации или структурные подразделения крупных международных ассоциаций, среди них ЮНЕСКО (UNESCO), Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA — ИФЛА), Международная ассо-
циация грамотности (The International Literacy Association).
Крупнейшие межстрановые долговременные международные проекты в сфере образования, изучающие читательскую грамотность школьников как неотъемлемого элемента медиапотребления юного поколения, — Международное исследование качества чтения и понимания текста (PIRLS) и Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS реализуется уже более двадцати лет с целью определения уровня читательской грамотности учеников начальной школы в различных странах мира. Организатором этого исследования является Международная ассоциация по оценке учебных достижений (PIRLS 2021... 2021) «На протяжении последних 4 волн исследования Россия успешно держит лидирующие позиции. В 2021 г. российские дети попали в тройку лидеров по итогам исследования, уступая Сингапуру и Гонконгу» (Чудинова, Колосова 2023, 9).
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA призвана оценить функциональную грамотность 15-летних учащихся в области математики, чтения и естествознания и проанализировать, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе, т. е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности.
В 2022 г. Россия не принимала участие в международном исследовании PISA. Однако Федеральным институтом оценки качества образования была предложена методика общероссийской «Оценки по модели PISA» по технологии импортозамещения. Исследование позволяет получать данные, сопоставимые с результатами PISA-2018, по традиционным для исследования направлениям оценки: читательской, математической и естественнонаучной грамотности. По этой методике выявлена позитивная динамика при замерах функциональной грамотности по сравнению с 2020 г. Однако при оценке естественнонаучной грамотности зафиксировано значимое отставание результатов по сравнению с традиционно высокими данными по математической и читательской грамотности (Результаты общероссийской оценки. 2022).
Однако не только картина международных исследований позволяет дополнить представление о чтении детей в нашей стране. Независимые маркетинговые исследовательские компании включают в свои опросы блок, касающийся чтения и медиапотребления подрастающего поколения.
В рамках проекта Kids&Teens компания Mediascope изучила жизненные ценности и специфику медиапотребления детей и подростков в возрасте от 4 до 17 лет, проживающих в городах России с населением больше 100 тыс. человек. Авторы исследования впервые в 2023 г. обратились к возрастной группе респондентов младше 18 лет и получили интересные результаты по целому ряду сфер современного детства.
В маркетинговом исследовании приняли участие три возрастные группы респондентов: подростки 12-17 лет, дети 9-11 лет, дошкольники 4-8 лет (совместные онлайн-интервью с родителями). Часть данных была собрана с помощью панельных измерений и анализа поискового поведения детей и подростков в интернете. «В ходе первой волны исследования было собрано свыше 2,6 тыс. взрослых онлайн-анкет и около 1,5 тыс. детских, а также более 30 глубинных интервью. Во второй — было проведено около 1,5 тыс. онлайн-интервью и около 15 глубинных интервью» (KIDS&TEENS 2023).
Исследователи пришли к выводу, что более 80 % российских детей от 4 лет пользуются Интернетом ежедневно. Подростки считают короткие видео, видеоигры и технологию «умного» дома самыми «модными» явлениями в Интернете. Кроме того, «у 35 % детей в возрасте 4-5 лет есть личные смартфоны, среди 14-17-летних этот показатель составляет 92 %. 22 % детей и подростков имеют личные ноутбуки, а 34 % — планшеты. 60 % детей в возрасте 12-17 лет используют VPN на своих либо семейных устройствах. Среди детей в возрасте 4-5 лет таких, кто использует VPN, около 11 %» (KIDS&TEENS 2023).
По данным исследования Mediascope, особой популярностью среди детской аудитории пользуются такие сервисы для чтения/слушания книг, как YouTube, «Литрес», «Яндекс.Музыка» (под-касты и книги).
Маркетинговые исследования дают представление о рынке медиауслуг в целом, показывают наиболее популярные медиапродукты, а также наиболее актуальные каналы коммуникации с потребителем.
В отличие от психолого-педагогических и маркетинговых исследований социологические мониторинги позволяют увидеть картину ме-
диапотребления детей и подростков в динамике и рассмотреть процессы, отражающие повседневные практики и предпочтения несовершеннолетних.
Покажем, как изучались процессы медиапо-требления на примере исследований детского и подросткового чтения, проведенных Российской государственной детской библиотекой. Две волны исследований были реализованы в 2013 и 2021 гг. Для проведения исследований и обеспечения репрезентативности выборки привлекались ведущие исследовательские центры, которые отвечали за сбор данных и расчет выборочной совокупности. Программы исследований, как и инструментарий, были разработаны социологами Российской государственной детской библиотеки (Армадерова и др. 2014; Колосова 2021). Отдельный блок вопросов анкеты, которая применялась и в 2013 и в 2021 гг., касался поведения детей в Интернете и их ме-диапотребления в контексте изучения различных практик детского чтения.
В исследованиях принимали участие две группы респондентов: младшие школьники, учащиеся 1-4-х классов, и подростки, учащиеся 5-9-х классов. Далее рассмотрим медиапотре-бление каждой из возрастных групп более подробно.
Среди досуговых практик чтение бумажных книг младшими школьниками занимает третье место после прогулок и общения с друзьями, о чем сообщили соответственно 81 %, 67 % и 53 % опрошенных. При этом даже у младших школьников чтение печатных книг сегодня сопровождается и другими медиапрактиками знакомства с текстом: электронные книги читают 15 %, аудиокниги слушают 14 % младших школьников. Таким образом, в совокупности о чтении в том или другом формате сказали 82 % детей.
Сегодня читательская практика прослушивания книг становится все более популярной как у детей, так и у взрослых. Дети младшего школьного возраста еще не обладают развитыми читательскими компетенциями, в связи с чем эта читательская практика получает сегодня большее распространение. Это произошло во многом благодаря периоду изоляции семей с детьми во время пандемии (вариант прослушивания книг детьми во всероссийском исследовании изучался впервые).
Другие медиа и новые электронные сервисы также борются за внимание младших школьников. Новое поколение активно включено в ме-диасреду и использует ее возможности и новые технологии. Популярны такие занятия, как игры на компьютере, телефоне (50 %), просмотр
телевизора (49 %), а также мультфильмов, кино, сериалов для детей (46 %), прослушивание музыки (41 %), для которых также используется компьютер и Интернет. Каждый пятый школьник проводит время и общается в социальных сетях. Но дети этого возраста все же довольно активны и в других, «не компьютерных» занятиях. На досуге, кроме прогулок и общения с друзьями, они занимаются спортом (50 %), посещают кружки и секции по интересам (41 %).
Иначе выглядит чтение в структуре досуга подростков. В подростковой группе, как и среди младших школьников, самыми популярными способами проведения досуга являются прогулки (79 %) и общение с друзьями (72 %). Чтение печатных книг здесь уже не на третьем месте, а на восьмом (36 %).
Чтение печатных книг подростками также сопровождается другими практиками знакомства с текстом: электронные книги подростки читают несколько более активно, чем младшие школьники (23 % против 15 %), а аудиокниги слушают 12 % подростков.
О чтении книг в том или другом формате сказал 71 % подростков, что в целом меньше, чем у младших школьников, но также занимает значительное место.
Скачивают книги из интернета 23 % подростков. Что касается выбора форматов, то 50 % используют цифровые носители. Читают электронные книги 22 % подростков. При этом блогеры не являются лидерами мнений, поскольку к их советам по чтению книг прислушиваются только 6 %.
При этом другие виды медиа используются подростками, в сравнении с младшими школьниками, еще более активно. Интернет в этом плане дает им очень большие возможности. На третьем месте у подростков прослушивание музыки (64 %), на четвертом — игры на компьютере, телефоне (53 %), далее — времяпрепровождение, общение в социальных сетях (40 %), просмотр мультфильмов, кино и сериалов (40 %), для которых также используется компьютер и Интернет.
В сравнении с младшими школьниками подростки гораздо менее активны в занятиях, не связанных с использованием медиа и новых технологий. Так, спортом они занимаются реже (38 %), кружки и секции по интересам посещает примерно каждый третий (31 %). Подростки довольно много читают, но не книги, а различные тексты в электронных СМИ, чем они также отличаются от детей более младшего возраста.
Таким образом, это поколение уже с раннего возраста активно погружено в медиасреду, и чем
старше ребенок и подросток, тем больше и сильнее это погружение.
Вместе с тем книги остаются важным источником информации и социализации, они читаются, а также слушаются большинством детей и подростков, и предпочтение по-прежнему отдается печатным книгам (что наиболее значимо для младших школьников). Вместе с тем электронное чтение и у детей, и у подростков становится более популярным.
Три четверти учеников 1-4-х классов (77 %) предпочитают читать бумажные книги. Литературу на экранах компьютеров/телефонов больше, чем печатный формат, любят читать 12 %. Вдвое выше, чем в среднем по выборке, эта доля среди детей, много читающих в интернете — 22 %.
Чем старше класс, тем меньшее значение для детей имеет формат чтения. Если среди учеников 1-х классов только 5 % неважно, будут они знакомиться с книгой в бумажном виде или в электронном, то среди четвероклассников эта доля уже составляет 19 %.
В 2013 г. 33,5 % младших школьников ответили, что они читают в Интернете, а 66,5 % — что не читают. В 2021 г. 49,3 % читали в Интернете, и среди них 15 % школьников младшего возраста сказали, что они много читают.
Чуть больше стало подростков в 2021 г. по сравнению с результатами 2013 г., которым нравится читать бумажные книги (рост с 48,4 % до 52,5 %). Примерно одинаковое количество говорит, что нравится читать электронные книги: было 23 %, стало 21 %. Почти не изменилось количество подростков, которые отмечают, что для них не имеет значения, на каком носителе книга: было 28,6 %, стало 25,2 % (табл. 1).
Первую строчку рейтинга интернет-контента, потребляемого подростковой аудиторией от 11 до 15 лет, по итогам опроса занимает юмор (54 %). В топ-5, помимо юмора, входят «блоги (40 %), ленты социальных сетей (36 %), новости (34 %), информация об известных личностях (29 %) и о музыкальных группах/исполнителях (29 %). Каждый пятый (21 %) читает в Интернете художественную литературу, еще 17 % — научно-популярные книги, 14 % — литературные сайты» (Как вырастить читателя 2022, 11). Энциклопедии, словари, справочники, а также образовательные сайты (для подготовки к урокам) используют 17 % подростков (табл. 2).
Результаты исследования показали, что подростки читают в Интернете не только электронные книги. Их интересуют различные темы, связанные с учебой, досугом, развлечениями, хобби.
Табл. 1. Предпочтения форматов чтения книг среди подростков, в % от числа ответивших
Книги в каком виде тебе больше нравится читать? 2013 2021
1. бумажные 48,4 52,5
2. электронные 23 21,3
3. не имеет значения 28,6 25,2
Примечание: Источник: Исследование РГДБ «Детское чтение в России — 2013», N = 350 подростков; Исследование РГДБ «Отношение российских детей и подростков к чтению 2021», N = 404 подростка (Колосова 2021)
Table 1. Preferences of book reading formats in adolescents, in % of the number of respondents
What kind of books do you like to read more? 2013 2021
1. paper 48.4 52.5
2. electronic 23 21.3
3. it doesn't matter 28.6 25.2
Note: Sources: The RSCL study Children's Reading in Russia 2013, N = 350 adolescents; the RSCL study The Attitude of Russian Children and Adolescents to Reading 2021, N = 404 adolescents (Kolosova 2021)
Табл. 2. Рейтинг тем, читаемых подростками в Интернете, в % от числа ответивших
Пользуешься ли ты Интернетом, если да, то о чем или что ты более или менее регулярно читаешь в Интернете? 2013 2021 2013 2021
Мальчик Девочка Мальчик Девочка
Новости 39,6 34,2 40,6 38,7 38,9 29,1
Энциклопедии (Википедия и др.), словари, справочники 31,3 17,1 31,9 30,7 19,7 14,3
Юмор 30 54,5 30,6 29,4 60 49
О музыкальных группах и исполнителях 27,9 29,0 22,5 33,1 26,9 31,1
Ленты социальных сетей (посты, комментарии, сообщения в чатах) 24,5 36,1 22,5 26,4 33,7 38,8
Информация об известных личностях 22,9 29,0 15 30,7 23,6 34,7
Литературные сайты (о книгах, о писателях, сайты современных писателей) 20,2 14,1 11,9 28,3 10,6 17,9
Тематические форумы/тексты в сообществах по интересам 16,7 11,4 15 18,4 12,5 10,2
Телепрограммы 11,8 7,4 10,6 12,9 8,7 6,1
Интернет-издания (журналы, газеты и пр.) 11,1 8,4 6,3 16 8,2 8,7
Ничего не читаю, смотрю тик-ток и другие сайты 9 1,2 11,3 6,7 1,9 0,5
Творчество, посвященное любимым героям (фанфики / fanfiction) 7,7 27,7 4,4 11 21,2 34,7
Блоги - 39,6 - - 34,6 44,9
Научно-популярные книги (нон-фикшн) - 15,8 17,8 13,8
Художественную литературу (романы, повести и др.) - 20,8 13,0 29,1
Образовательные сайты (для подготовки к урокам) - 17,8 18,8 16,8
Примечание: Источник: Исследование РГДБ «Детское чтение в России — 2013», N = 350 подростков; Исследование РГДБ «Отношение российских детей и подростков к чтению 2021», N = 404 подростка (Колосова 2021)
Table 2. Rating of topics read by adolescents on the Internet, in % of the number of respondents
Do you use the Internet? If so, what (or about what) do you read more or less regularly on the Internet? 2013 2021 2013 2021
Boys Girls Boys Girls
News 39.6 34.2 40.6 38.7 38.9 29.1
Encyclopedias (Wikipedia, etc.), dictionaries, reference books 31.3 17.1 31.9 30.7 19.7 14.3
Humor 30 54.5 30.6 29.4 60 49
Information about musical groups and performers 27.9 29.0 22.5 33.1 26.9 31.1
Social media feeds (posts, comments, chat messages) 24.5 36.1 22.5 26.4 33.7 38.8
Information about famous personalities 22.9 29.0 15 30.7 23.6 34.7
Literary websites (about books, about writers, websites of modern writers) 20.2 14.1 11.9 28.3 10.6 17.9
Thematic forums / texts in communities of interest 16.7 11.4 15 18.4 12.5 10.2
TV program 11.8 7.4 10.6 12.9 8.7 6.1
Online publications (magazines, newspapers, etc.) 11.1 8.4 6.3 16 8.2 8.7
I do not read anything, I watch tiktok and other websites 9 1.2 11.3 6.7 1.9 0.5
Texts dedicated to my favorite characters (fanfiction) 7.7 27.7 4.4 11 21.2 34.7
Blogs - 39.6 - - 34.6 44.9
Popular science books (non-fiction) - 15.8 17.8 13.8
Fiction (novels, stories, etc.) - 20.8 13.0 29.1
Educational websites (to prepare for lessons) - 17.8 18.8 16.8
Note: Sources: The RSCL study Children's Reading in Russia 2013, N = 350 adolescents; the RSCL study The Attitude of Russian Children and Adolescents to Reading 2021, N = 404 adolescents (Kolosova 2021)
Важным направлением изучения медиапо-требления детей является использование теорий и наработок гендерных исследований.
Отметим некоторые изменения в предпочтениях контента у подростков разного пола по итогам сравнения данных двух волн: если в 2013 г. новостные сообщения, энциклопедии и юмористические сайты читали почти одинаковое количество мальчиков и девочек, в 2021 г. девочки значительно меньше мальчиков выбирали новости (на 10 %), выбор энциклопедий в целом снизился в два раза у девочек, с 30 % до 14,3 %, у мальчиков также наблюдается снижение с 32 % до 20 % (очевидно преобладание данного контента у мужской аудитории Интернета). Юмор стал в два раза популярнее по сравнению с 2013 г. У мальчиков увеличение с 30,6 % до 60 %, у девочек — с 29 % до 49 % (и вновь перекос в сторону большего предпочтения у мальчиков).
Музыкальные порталы также, как в 2013 г., больше интересуют девочек (33 % — в 2013,
31 % — в 2021), чем мальчиков (22,5 % — в 2013, 27 % — в 2021). Публикации о знаменитостях в два раза интереснее для девочек: 31 % к 15 %, а сайты, посвященные компьютерной тематике, в 7 раз популярнее у мальчиков (28 % и 4 % соответственно).
Значительно возросло число тех, кто интересуется творчеством, посвященным любимым героям (фанфикиЯапАейоп): с 7,7 % до 27,7 %. Сегодня этими текстами интересуется каждый пятый мальчик (21,2 %) и каждая третья девочка (34,7 %) (табл. 3).
Каждый второй подросток (54 %) в 2021 г. обращался к социальным сетям при поиске сведений о книгах, в 2013 г. таких было 30 % (отметим серьезное преобладание девочек при выборе данного варианта (62 % девочек по сравнению с 46,6 % мальчиков)). Блогами пользовались 24 % подростков в 2021 г., при этом мальчики гораздо реже девочек (20 % и 29 % соответственно).
Табл. 3. Источники получения информации о книгах, известные подросткам, в % от числа ответивших
Интересует ли тебя в Интернете информация о книгах, литературе, если да, то откуда ты ее скорее получаешь? 2013 2021 2013 2021
Мальчик Девочка Мальчик Девочка
в социальных сетях 30 54.0 31,2 28,9 46,6 61,7
не интересует подобная информация 29,4 5,2 35,1 23,9 6,3 4,1
на сайтах книжных издательств 26,5 22,3 23,4 29,6 24,5 19,9
на специальных порталах, сайтах, сервисах о книгах, где даются рекомендации 21,4 13,1 18,4 25,7 9,1 17,3
в блогах 16 24,0 16,2 15,7 19,7 28,6
на форумах/сообществах 15 17,1 11 18,9 19,2 14,8
на сайтах школьных/городских библиотек 12,8 14,9 10,4 15,1 16,8 12,8
на сайтах писателей 11,2 16,3 8,4 13,8 16,3 16,3
на других сайтах 0,6 5,7 1,3 - 6,7 4,6
Примечание: Источник: Исследование РГДБ «Детское чтение в России — 2013», N = 350 подростков; Исследование РГДБ «Отношение российских детей и подростков к чтению 2021», N = 404 подростка (Колосова 2021)
Table 3. Sources of book-related information which are known to adolescents, in % of the number of respondents
Are you interested in information about books and literature on the Internet, and, if so, where do you most likely get it from? 2013 2021 2013 2021
Boys Girls Boys Girls
social networks 30 54.0 31.2 28.9 46.6 61.7
not interested in such information 29.4 5.2 35.1 23.9 6.3 4.1
websites of book publishers 26.5 22.3 23.4 29.6 24.5 19.9
special portals, websites and services about books, where recommendations are given 21.4 13.1 18.4 25.7 9.1 17.3
blogs 16 24.0 16.2 15.7 19.7 28.6
forums / communities 15 17.1 11 18.9 19.2 14.8
websites of school libraries / city libraries 12.8 14.9 10.4 15.1 16.8 12.8
websites of writers 11.2 16.3 8.4 13.8 16.3 16,3
other websites 0.6 5.7 1.3 - 6.7 4,6
Note: Sources: The RSCL study Children's Reading in Russia 2013, N = 350 adolescents; the RSCL study The Attitude of Russian Children and Adolescents to Reading 2021, N = 404 adolescents (Kolosova 2021)
Мальчики активнее используют сайты книжных издательств (хотя с 2013 г. эта цифра сохранилась — 24 %), а вот девочки гораздо меньше стали обращаться к этому источнику информации о книгах и чтении (снижение с 30 % до 20 %). Сайтами библиотек с целью получения информации о литературе пользуются 15 %. Эта доля вдвое выше среди пятиклассников (23 %) в сравнении с девятиклассниками (10 %).
Подведем итоги. Междисциплинарный подход к изучению детства в социологии призван синтезировать существующие подходы и методы и может быть реализован в прикладных исследованиях современных детей и подростков.
Проведенный анализ показывает, что медиа-потребление детей и подростков выступает междисциплинарным исследовательским полем, поскольку тема изучается представителями различных наук.
В этом пространстве чаще всего «работают» маркетологи, педагоги, психологи, которые стремятся решить конкретные задачи с помощью полученных в ходе количественных и качественных исследований (для разработки новых образовательных программ, анализа потребительского рынка в коммерческих целях, изучения мотивов поведения отдельных групп пользователей и классификация рисков в сфере интернет-опасностей).
В ходе анализа целого ряда исследований были выявлены следующие тенденции. Благодаря Интернету и новым технологиям подростки демонстрируют более интенсивное чтение и одновременно больше знают о том, где и что почитать (в том числе в Интернете). Данная тенденция сохранятся на протяжении последних 10 лет.
Поскольку информационная революция продолжается, то, вероятно, «цифровые дети» и подростки станут несколько иными читателями, чем предыдущие поколения.
При этом, несмотря на активный переход чтения в электронную среду, дети и подростки демонстрируют большую привязанность к традиционному чтению, чем к электронному. Электронное чтение скорее выступает помощником, дополняет традиционное чтение и благодаря своим ресурсам дает возможность больше узнать о новинках, обмениваться мнениями как со сверстниками, так и со специалистами по вопросам детского и подросткового чтения, активно осваивающими интернет-пространство.
Современные дети и подростки активно используют различные форматы чтения книг (и бумажные, и электронные). Эти форматы накладываются друг на друга и пересекаются, например, интерес к какой-либо теме или тексту из Интернета вызывает желание купить и прочитать эту книгу в печатном виде. По мере взросления пропорции в выборе форматов чтения постепенно меняются в сторону предпочтения «экранного» чтения, что особенно значимо для чтения подростков. Тогда как у детей младшего школьного возраста преобладает «бумажный» формат, благодаря усилиям родителей и школы, которые еще значимы для детей этой возрастной группы.
Объем информации о чтении и медиапотреб-лении детей продолжает расширяться и обогащаться новыми знаниями. В перспективе в тематику изучения медиапотребления детей и подростков должны включиться различные специалисты. Социолингвисты занялись бы изучением трансформации языка в связи с переходом в онлайн и общением посредством ко-
ротких информативных сообщений. Культурологи обратились бы к ценностно-регулятивным, смысловым и коммуникативным аспектам передачи социального опыта и закрепления его в современной культуре. Физиологи рассмотрели бы влияние использования цифровых устройств на здоровье человека и последствия для будущих поколений. Юристы были бы необходимы для получения обратной связи от медиапотребителей о принимаемых законодательных инициативах, ограничивающих и цензурирующих пространство Интернета для обеспечения безопасности детства в современных условиях.
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.
Conflict of Interest
The author declares that there is no conflict of interest, either existing or potential.
Соответствие принципам этики
Исследование проведено без риска для здоровья людей с соблюдением всех принципов гуманности и этических норм и соблюдением Хельсинкской декларации.
Ethics Approval
The study was conducted without risk to human health in compliance with all the principles of humanity and ethical standards and in compliance with the Helsinki Declaration.
Благодарности
Автор выражает благодарность Чудиновой Вере Петровне, главному научному сотруднику Российской государственной детской библиотеки за участие в организации и проведении всероссийских исследований по детскому чтению и медиапотреблению, которые использованы в данной публикации.
Acknowledgements
The author extends her gratitude to Vera Petrovna Chudinova, Chief Researcher of the Russian State Children's Library for participation in the organization and conduct of All-Russian research on children's reading and media consumption, which are used in this publication.
Источники
Результаты общероссийской оценки по модели PISA — 2022. (2022) [Б. м]: ФГБУ ФИОКО. [Электронный ресурс]. URL: https://aocoko.ru/omko/miko/miko-pisa/obshcheros-pisa-2022/OT4eT общероссийская%20 оценка%20по%20молели%20Р15Л-2022.ра£ (дата обращения 16.03.2024).
KIDS&TEENS 2023. (2023) RE:source. [Online]. Available at: https://6-sense.pro/resource/tproduct/654803422-122936236541-kidsampteens-2023 (accessed 16.03.2024).
PIRLS 2021 International results in reading. (2021) TIMSSandPIRLS. [Online]. Available at: https://pirls2021.org (accessed 16.03.2024).
Литература
Армадерова, Е. А., Косенко, Л. Н., Карданова, М. В. (ред.). (2014) Детское чтение в России. М.: Российская государственная детская библиотека, 115 с.
Березина, А. В., Колосова, Е. А., Малахова, Н. Г. (2022) Как вырастить читателя. Психолого-педагогические основы работы библиотекаря. М.: Библиомир, 192 с.
Бесчасная, А. А. (2015) Междисциплинарный характер социологических исследований детства. Теория и практика общественного развития, № 18, с. 16-20.
Колосова, Е. А. (2021) Детское чтение в России: сравнительное социологическое исследование 2006-2021 гг. В кн.: Изучаем чтение: форматы и практики: сборник материалов IIНаучно-практической лаборатории. М.: Российская государственная детская библиотека, с. 11-15.
Кон, И. С. (1982) Проблемы междисциплинарной кооперации общественных наук (на материалах социологии детства). В кн.: Т. В. Рябушкин, Г. В. Осипов (ред.). Советская социология: в 2 т. Т. 1. Социальная теория и социальная практика. М.: Наука, с. 237-249.
Майорова-Щеглова, С. Н. (2009) Противоречия и парадоксы воспитательной ситуации в России начала XXI века. Вопросы психического здоровья детей и подростков, № 1, с. 45-53.
Майорова-Щеглова, С. Н., Губанова, А. Ю., Колосова, Е. А. и др. (2017) ДетствоXXIвека в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия. М.: Российское общество социологов, 203 с.
Романовский, Н. В. (2016) Междисциплинарность: взаимодействие естественнонаучных и социально-гуманитарного знания. Социологические исследования, № 2, с. 155-157.
Чудинова, В., Колосова, Е. (2023) Междисциплинарный подход к изучению детского чтения: социологические, психолого-педагогические и библиотековедческие исследования. INFOLIB, № 4 (36), с. 8-16.
Sources
KIDS&TEENS 2023. (2023) RE:source. [Online]. Available at: https://6-sense.pro/resource/tproduct/654803422-122936236541-kidsampteens-2023 (accessed 16.03.2024). (In Russian)
PIRLS 2021 International results in reading. (2021) TIMSS and PIRLS. [Online]. Available at: https://pirls2021.org (accessed 16.03.2024). (In English)
Rezul'taty obshcherossijskoj otsenki po modeli PISA — 2022 [The results of the all-Russian assessment according to the PISA—2022 model]. (2022) [S. l.]: FGBU FIOKO Publ. [Online]. Available at: https://aocoko.ru/omko/ miko/miko-pisa/obshcheros-pisa-2022/( )тчет общeроссийская%20assessment%20po%20models%20PISA-2022.pdf (accessed 16.03.2024). (In Russian)
References
Armaderova, E. A., Kosenko, L. N., Kardanova, M. V. (eds.). (2014) Detskoe chtenie v Rossii [Children's reading in Russia]. Moscow: Russian State Children's Library Publ., 115 p. (In Russian)
Berezina, A. V., Kolosova, E. A., Malakhova, N. G. (2022) Kak vyrastit' chitatelya. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy raboty bibliotekarya [How to grow a reader. Psychological and pedagogical foundations of the work of a librarian]. Moscow: Bibliomir Publ., 192 p. (In Russian)
Beschasnaya, A. A. (2015) Mezhdistsiplinarnyj kharakter sotsiologicheskikh issledovanij detstva [Interdisciplinary nature of sociological research of childhood]. Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya — Theory and Practice of Social Development, no. 18, pp. 16-20. (In Russian)
Chudinova, V., Kolosova, E. (2023) Mezhdistsiplinarnyj podkhod k izucheniyu detskogo chteniya: sotsiologicheskie, psikhologo-pedagogicheskie i bibliotekovedcheskie issledovaniya [Interdisciplinary approach to the study of children's reading: Sociological, psychological, pedagogical and library studies]. INFOLIB, no. 4 (36), pp. 8-16. (In Russian)
Kolosova, E. A. (2021) Detskoe chtenie v Rossii: sravnitel'noe sotsiologicheskoe issledovanie 2006-2021 gg. [Children's reading in Russia: Comparative sociological research 2006-2021]. In: Izuchaem chtenie: formaty i praktiki: sbornik materialov II Nauchno-prakticheskoj laboratorii [Studying reading: Formats and practices:
Collection of materials of the II Scientific and practical laboratory]. Moscow: Russian State Children's Library Publ., pp. 11-15. (In Russian) Kon, I. S. (1982) Problemy mezhdistsiplinarnoj kooperatsii obshchestvennykh nauk (na materialakh sotsiologii detstva) [Problems of interdisciplinary cooperation of social sciences (based on materials from the sociology of childhood)]. In: T. V. Ryabushkin, G. V. Osipov (eds.). Sovetskaya sotsiologiya: v 21. T. 1. Sotsial'naya teoriya i sotsial'naya praktika [Soviet sociology: In 2 vols. Vol. 1. Social theory and social practice]. M.: Nauka Publ., pp. 237-249. (In Russian)
Mayorova-Shcheglova, S. N. (2009) Protivorechiya i paradoksy vospitatel'noj situatsii v Rossii nachala XXI veka [Contradictions and paradoxes of the educational situation in Russia at the beginning of the XXI century]. Voprosy psikhicheskogo zdorov'ya detej i podrostkov — Mental Health of Children and Adolescent, no. 1, pp. 45-53. (In Russian)
Mayorova-Shcheglova, S. N., Gubanova, A. Yu., Kolosova, E. A. et al. (2017) Detstvo XXI veka v sotsiogumanitarnoj perspektive: novye teorii, yavleniya i ponyatiya [Childhood of XXI century in the socio-humanistic perspective: New theories, phenomena and concepts]. Moscow: Russian Society of Sociologists Publ., 203 p. (In Russian) Romanovsky, N. V. (2016) Mezhdistsiplinarnost': vzaimodejstvie estestvennonauchnykh i sotsial'no-gumanitarnogo znaniya [Interdisciplinarity: The interaction of natural science and socio-humanitarian knowledge]. Sotsiologicheskie issledovaniya — Sociological Studies, no. 2, pp. 155-157. (In Russian)