Комплексные исследования детства, 2024, т. 6, № 2 Comprehensive Child Studies, 2024, vol. 6, no. 2 _www.kid-journal.ru
Щ Check for updates
УДК 316.4
Статьи
EDN LXTJOS
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-2-85-95
Тенденции использования цифровых технологий детьми в начале XXI века: новые данные о событийности
А. Ю. Губанова
Н1
1 Российское общество социологов, 117218, Россия, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5
Аннотация. В жизнь человека входят новые технологии, становятся ее неотъемлемой частью. Детей, родившихся в начале XXI в., сегодня называют «цифровыми аборигенами», поскольку они выросли среди компьютерной техники, интернет-технологий и потому легко осваивают их. Исследования последних 20 лет показывают, что именно юные пользователи активнее всего осваивают интернет-пространство, и сегодня дети буквально «рождаются со смартфоном в руке». Однако можно ли с уверенностью говорить о «цифровом детстве» поколения начала 2000-х гг.? С целью выяснения особенностей взросления детей этого периода, определения возраста, в который возникали различные жизненные события, и изучения изменений, происходящих в событийности детства, для сравнения с аналогичным исследованием 2018 г. было проведено повторное исследование молодежи 17-23 лет «События вашего детства 2023». Анкета 2018 г. была доработана в соответствии с изменениями, произошедшими в обществе в течение последних пяти лет. Был добавлен блок вопросов о субкультурах, расширен список вопросов, касающихся потребительского поведения, интернет-практик и др. Результаты исследования показали, что в интернет-событийности наблюдается тенденция к снижению среднего возраста начала использования мобильных устройств и онлайн-практик. Самым «ранним» событием среди интернет-практик стало появление собственного мобильного телефона — оно происходило в 8,7 лет. Самым «поздним» — учеба на онлайн-курсах — в 15,7 лет у респондентов 2023 г. Все события, связанные с ИКТ, по-прежнему начинались в школьном возрасте. Полученные данные не подтверждают гипотезу о раннем начале использования информационных технологий детьми начала XXI в.
Сведения об авторе
Александра Юрьевна Губанова, SPIN-код: 5029-4195, ORCID: 00000002-5875-4070, e-mail: alexandra. [email protected] Для цитирования: Губанова, А. Ю. (2024) Тенденции использования цифровых технологий детьми в начале XXI века: новые данные о событийности. Комплексные исследования детства, т. 6, № 2, с. 85-95. https://doi.org/10.33910/ 2687-0223-2024-6-2-85-95 EDN LXTJOS
Получена 8 апреля 2024; прошла рецензирование 8 мая 2024; принята 11 мая 2024. Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки.
Права: © А. Ю. Губанова (2024). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Ключевые слова: социология детства, цифровизация, цифровые аборигены, Интернет, онлайн-практики, цифровые технологии
Trends in the use of digital technology by children in early 21st century: New data on digital events in childhood
A. Yu. Gubanova ™
1 Russian Society of Sociologists, Unit 5, 24/35 Krzhizhanovskogo Str., Moscow 117218, Russia
Abstract. New technologies enter human life and become an integral part of it. Children born at the beginning of the 21st century are called digital natives because they grew up surrounded by computers and Internet technologies and easily master them. Research from the past 20 years shows that it is young users who most actively explore the Internet and that today children are literally 'born with a mobile phone in their hand. However, is it possible to say with confidence that the early 2000s generation had a 'digital childhood'? The author conducted the second study Your Childhood Events 2023 involving the youth aged 17-23 years in order to clarify the specifics of the childhood of children born in the 2000s, determine the age of occurrence of various life events, and analyze the dynamics of changes in childhood events in comparison with the first study in 2018. The 2018 questionnaire was revised to reflect the changes that have occurred in society over the past five years. A separate block of questions about subcultures was added, and the list of questions related to consumer behavior, Internet practices, etc. was expanded. The study showed that there is a downward trend in the average age in which children begin to use mobile devices and online practices. However, all digital events still occurred for the first time at school age. The data obtained do not support the hypothesis about the early start of the use of information technologies by children at the beginning of the 21st century.
Keywords: sociology of childhood, digitalization, digital natives, Internet, online practices, digital technologies
Author
Alexandra Yu. Gubanova, SPIN: 5029-4195, ORCID: 0000-0002-5875-4070, e-mail: [email protected]
For citation: Gubanova, A. Yu. (2024) Trends in the use of digital technology by children in early 21st century: New data on digital events in childhood. Comprehensive Child Studies, vol. 6, no. 2, pp. 85-95. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-2-85-95 EDN LXTJOS
Received 8 April 2024; reviewed 8 May 2024; accepted 11 May 2024. Funding: The study did not receive any external funding. Copyright: © A. Yu. Gubanova (2024). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0
В жизнь современного человека входят новые технологии, становятся ее неотъемлемой частью и оказывают непосредственное влияние на все повседневные практики. В конце 1990-х гг. Интернет появился в России, и с тех пор его роль в повседневной жизни людей постоянно возрастает. Только за 2021 г. на 4,7 % увеличилось количество пользователей Интернета. В 2022 г. уровень проникновения Интернета в России составлял 89 %, среди них 21,8 % тех, кому еще не было 18 лет (Digital 2022... 2022).
Некоторые специалисты бьют тревогу: дети буквально «рождаются со смартфоном в руке» и активно пользуются Интернетом (Технологии защиты детей в Интернете 2022). При этом именно юные пользователи определяются наиболее уязвимой категорией — когнитивные способности, мировоззрение и навыки критического мышления еще только формируются, а значит, дети чаще подвергаются онлайн-рискам. Семья формирует цифровые привычки детей и призвана быть главным защитником и помощником детей в использовании Интернета, но 29 % родителей, например, не знают, какая информация об их ребенке присутствует в открытом доступе в сети (Опрос Kaspersky Safe Kids. 2023).
Родителями начинают становиться те, кто родился в конце 1990-х — начале 2000-х гг., так называемое поколение Z, или «цифровые аборигены» (Prensky 2001).
Термин «цифровой абориген» был введен в 2001 г. и впоследствии стал активно использоваться учеными для обозначения людей, которыми легко осваиваются информационные технологии, поскольку эти люди росли среди них и технологии привычны для них с самого рождения. Именно на период взросления таких людей выпали появление первого сайта в доменной зоне RU, в 1996 году первой российской поисковой системы «Rambler», а в 1997 году «Яндекс» и другие предопределившие становление цифрового пространства ситуации, явления, факты. В 2006 г. об использовании Интернета детьми заявлял каждый пятый из опрошенных родителей детей-школьников 7-17 лет (21 %) (Дети и подростки. 2006), два года спустя пользователями Интернета были уже три четверти подростков (75,5 %) (Галицкий 2008).
Исследования современных ученых показывают: различные тренды, в том числе глобализация, влияют на детство неоднозначно и разнонаправленно (Митрофанова 2020;
Поливанова 2016). К проявлениям глобализации детства социологи относят, помимо информатизации, виртуализацию детства, увеличение роли потребления в детстве, распространение идеи прав ребенка, в том числе права на участие в решении вопросов, касающихся его жизни, затрагивающих его интересы, и др. Психологи отмечают некоторые изменения на уровне когнитивных особенностей восприятия информации подростками, в том числе в онлайн-и офлайн-общении, связывая эти тенденции с погруженностью в цифровые технологии (Micheli 2015; Salajan et al. 2010; van Volkom et al. 2013).
В современных исследованиях часто ставится знак равенства между новым хронологическим поколением и «цифровым поколением» (Сол-датова 2018). Однако, на наш взгляд, чтобы определить точные перспективы развития цифровизации детства, недостаточно данных об изменении доли детей, использующих новые технологии. Согласно исследованию «Цифровая трансформация в жизни студенчества», молодежь в большинстве не считает свое детство цифровым. При ответе на вопрос «Согласны ли Вы с утверждением, что у Вас было цифровое детство?» 19,7 % указали, что не согласны полностью, еще 41 % ответили, что скорее нет (Цифровая трансформация... 2023). Для определения тенденций использования цифровых технологий детьми в начале XXI в. мы обратимся к данным о возрасте, в котором происходили события детства, связанные с информатизацией. Для этого сравним две волны социологического исследования с разницей в 5 лет.
Под событиями жизни в цифровой сфере мы будем понимать эпизоды реальной жизни, связанные с использованием впервые современных информационных технологий, компьютерной техники и Интернета, выделяемые в повседневности ребенка и наделяемые им смыслом, значением, ставшие причиной важных перемен в дальнейшей жизни.
Единая методология исследований предполагала, что респонденты, молодые люди 18-20 лет, отвечали на анкету, состоящую из перечисления событий (78 — в 2018 г. и 102 — в 2023 г.) (табл. 1). Для каждого события респонденты должны были отметить возраст от 3 до 18 лет, когда в их жизни произошли перечисленные события или выбрать альтернативу «не было», если событие не произошло до 18 лет включительно (Ы = 774 (2018) / 1210 (2023); метод онлайн-анкетирова-ния, ВНИК под руководством С. Н. Майоровой-Щегловой).
В 2018 г. выделено две группы респондентов: первая — те, кто перешагнул законодательную границу детства в 2018 г., т. е. на момент опроса им было 18 лет, и вторая равновеликая группа — 19 + 2 года. Благодаря этому появилась возможность сравнения событийности двух граничащих поколений У и Z. Результаты показали, что в событийности этих поколений одновременно наблюдаются одни и те же практики. Наиболее существенные различия отмечались именно в цифровой сфере, а также в телесных практиках (пирсинге и татуировках), социальной активности. Также полученные результаты показали, что детство нового поколения, несмотря на то что имеет некоторые тенденции к глобализации,
Табл. 1. Основные характеристики респондентов, сравнение двух волн исследования,
в % к общему массиву
Характеристики 2023, N = 1210 2018, N = 774
Пол
Мужской 24 27
Женский 76 73
Место проживания в детстве
Город-миллионник 40,1 32
Крупный город (от 200 тыс. до 1 миллиона жителей) 31 44
Небольшой город (до 200 тыс. жителей) 23,1 21
Сельская местность 5,8 3
Материально-экономическое состояние родительской семьи
Высокое 28 18,2
Среднее 57,3 61,8
Низкое 14,7 20,0
Table 1. Comparison of the main characteristics of respondents involved in the 2018 and the 2023 studies,
in percentage of the total sample
Characteristics 2023, N = 1210 2018, N = 774
Gender
Male 24 27
Female 76 73
Place of residence in childhood
Million-plus city 40.1 32
Large city (from 200 000 to 1 million inhabitants) 31 44
Small town (up to 200 000 inhabitants) 23.1 21
Countryside 5.8 3
Economic status of the family
High 28.0 18.2
Average 57.3 61.8
Low 14.7 20.0
не является полностью унифицированным, единым (Майорова-Щеглова и др. 2020).
Результаты, полученные в ходе исследования в 2018-2019 гг., подтвердили, что по использованию всех информационных технологий поколение Ъ опережает поколение У: разница среднего возраста начала использования составляет от 0,5 до 1,6 года по некоторым видам практик. Свободное время детей поколения Ъ наполнено гаджетами, и, действительно, в их коммуникации преобладает виртуальность.
В 2023 г. анкета была дополнена в том числе несколькими событиями, связанными с новыми интернет-практиками (появление онлайн-дру-зей, ведение блогов, покупки в Интернете, онлайн-обучение).
Остановимся подробнее на вопросах, касающихся поведения респондентов в Интернете в детстве. Для сравнения были отобраны респонденты, отнесенные к поколению Ъ в 2018 г. и все участники опроса 2023 г.
Говоря о среднем возрасте начала использования различной техники и гаджетов, можно отметить, что он снизился не менее чем на год. Так, мобильный телефон у респондентов, опрошенных в 2018 г., появлялся в среднем в возрасте 9,4 лет, тогда как при ответе на этот вопрос в 2023 г. указывался возраст 8,7 лет. В то же время гаджеты, такие как планшеты, начали появляться у респондентов 2023 г. на 2,6 года раньше: 12,9 и 10,3 лет соответственно. Это может объясняться не только ростом интереса детей к гаджетам, но и снижением цены на них — с каждым годом планшеты становились все доступнее. Одновременно с этим использование стационарных компьютеров и ноутбуков,
превышающих размеры планшетов, становится ограниченным: освоение в среднем на 1,2 года позже у опрошенных в 2023 г. — 12,2 и 11 лет соответственно. Минимальный разрыв наблюдается в отношении своих фотографий с друзьями — в 2023 г. они появлялись в среднем в 10,3 года, тогда как в 2018 г. — в 9,7. Также важно отметить рост данного показателя. Это может говорить о том, что данная практика постепенно теряет свою ценность. Мобильные телефоны оснащены фотокамерами, не требующими специальных навыков работы с ними и позволяющими делать снимки в любое время и в любом месте, таким образом, вместе с одновременным снижением среднего возраста появления первого мобильного телефона раньше появляются собственные фотографии с друзьями. Эта гипотеза подтверждается также расчетом коэффициента корреляции Пирсона, который равен 0,386, что указывает на наличие взаимосвязи двух этих событий.
В то же время средний возраст первого опыта различных онлайн-практик постепенно снижается: почти на 2 года раньше у опрошенных в 2023 г. наступал возраст первого опыта просмотра мультфильмов, фильмов и роликов на электронном носителе (8,8 в 2023 г. и 10,7 лет в 2018 г.), на 0,8 раньше стали появляться собственные аккаунты в сети Интернет (10,7 и 11,5 лет соответственно).
Наименьший разрыв наблюдается в начале самостоятельного поиска информации в Интернете. У респондентов 2018 г. средний возраст по этому показателю составлял 11,3 года, в 2023 г. он снизился до 10,8 лет. Практически неизменным остался средний возраст начала участия
в разного рода интернет-испытаниях: тестирования, олимпиады, экзамены — 13,4 года для респондентов 2018 г. и 13 лет в 2023 г., и для компьютерных игр — 9,2 и 9,1 года.
Интересны данные по новым событиям, которые стали распространяться лишь в последнее пятилетие. Результаты 2023 г. показали, что в среднем друзья по Интернету и первые блоги/каналы появляются в подростковом возрасте: в 12,9 и 13,2 года соответственно. Покупать что-то онлайн респонденты начинали почти в 15 лет. Это может быть связано с тем, что в начале 2000-х гг. еще не были широко распространены онлайн-магазины, покупка в них была сложнее технически, также у большинства детей не было собственных банковских карт (Малыш и карта 2010).
Позже всего у опрошенных случился опыт занятий на онлайн-курсах — почти в 16 лет. Это объясняется ограниченным присутствием подобной образовательной услуги для детско-под-ростковой аудитории на отечественном рынке (Губанова 2018). И сегодня такая тенденция продолжается: внедрение технологии дистанционного обучения проходит в высших учебных заведениях и ориентировано на студентов и переобучение работающих специалистов, а не на детей и подростков (Джабраилова и др. 2023). В 2020 г. началась пандемия СОУГО-19, что потребовало от российского образования быстрого реагирования на новые вызовы — школы и вузы должны были полностью перевести
обучение в онлайн-формат. Однако оказалось, что перевести все образовательные системы на онлайн-технологии непростая задача (Краснова, Полушкина 2021). Тем не менее тенденция к росту разного рода онлайн-курсов и школ, ориентированных в первую очередь на детей и подростков, сохраняется и в настоящее время, а значит, возраст начала обучения на таких дистанционных занятиях у детей будет снижаться.
Одной из гипотез исследования стало предположение, что чем выше достаток семьи, тем раньше ребенок начинает осваивать Интернет. Результаты двух проведенных в 2018 и 2023 гг. исследований показывают, что значительный разрыв наблюдается между теми респондентами, чьи родительские семьи находились на высоком и низком уровне достатка, в то же время между высоким и средним, средним и низким отличия могут быть минимальными (менее полугода).
Так, в исследовании 2023 г. в среднем первый компьютер или ноутбук появлялся в возрасте 12,4 лет у тех респондентов, чья семья относилась к среднему классу, и позже — в 12,9 года — у тех, у кого было низкое материально-экономическое состояние семьи. При этом разрыв между появлением компьютера у богатых и бедных составляет даже более года (11,6 и 12,9 лет). В 2018 г. наблюдалась иная ситуация: разрыв между теми респондентами, кто вырос в семьях с высоким и средним достатком, меньше, чем между средним и низким (табл. 2).
Табл. 2. Материально-экономическое состояние родительской семьи, средний возраст, лет
Событие Высокое Среднее Низкое
2023 2018 2023 2018 2023 2018
У меня появился свой мобильный телефон 8,4 8,8 8,7 9,4 9,2 10
Я начал(а) смотреть на электронном носителе мультики, фильмы, ролики 8,5 10,8 8,8 11,1 9,1 11,5
Я начал(а) играть в компьютерные игры (в том числе на телефоне, планшете, игровой приставке и т. п.) 8,9 9,1 9,1 9,7 9,2 10,2
У меня появился планшет (или другой собственный гаджет) для выхода в Интернет 9,8 13,1 10,3 13,4 11 14,2
У меня появились свои фотографии со своими друзьями 10,1 9,5 10,3 10,2 10,5 10,9
У меня появился свой аккаунт в сети Интернет 10,5 11,8 10,7 12 11 12,5
Я начал(а) искать в Интернете нужную мне информацию сам(а) 10,7 11,1 10,9 11,7 10,9 12,2
У меня появился свой компьютер, ноутбук 11,6 11,1 12,4 11,4 12,9 12
Я проходил(а) испытания (тестирование, экзамен, олимпиаду) по Интернету 12,7 13,4 13 13,7 13,5 14,2
У меня появились интернет-друзья 12,8 13 12,9
Я стал(а) вести свой блог, страницу, канал в сети 13,2 13,1 13,5
Я купил(а) что-то онлайн 14,6 14,5 15
Я занимался/занималась впервые на онлайн-курсах 15,5 15,7 15,8
Table 2. The average age (in years) of occurrence of childhood digital events in subgroups of children with different economic status of the family (comparison between the 2018 and 2023 studies)
Digital event High Average Low
2023 2018 2023 2018 2023 2018
I got my first own mobile phone 8.4 8.8 8.7 9.4 9.2 10
I started watching cartoons/films/videos on a digital device 8.5 10.8 8.8 11.1 9.1 11.5
I started playing computer games (including on a mobile phone, tablet, game console, etc.) 8.9 9.1 9.1 9.7 9.2 10.2
I got my first own tablet (or another own gadget) to access the Internet 9.8 13.1 10.3 13.4 11 14.2
I took photos of myself with my friends for the first time 10.1 9.5 10.3 10.2 10.5 10.9
I got my first own account on the Internet 10.5 11.8 10.7 12 11 12.5
I started searching the Internet by myself for the information I needed 10.7 11.1 10.9 11.7 10.9 12.2
I got my first own PC/laptop 11.6 11.1 12.4 11.4 12.9 12
I took part in testing/exams/Olympiad on the Internet 12.7 13.4 13 13.7 13.5 14.2
I got my first online friends 12.8 13 12.9
I started my first blog/page/channel on the Internet 13.2 13.1 13.5
I bought something online for the first time 14.6 14.5 15
I took online courses for the first time 15.5 15.7 15.8
Отметим тренд на общее снижение среднего возраста появления первого мобильного телефона, самостоятельного поиска информации и личного аккаунта в Интернете, прохождения разного рода онлайн-испытаний во всех группах по материально-экономическому состоянию семьи в 2023 г. по сравнению с 2018 г. В то же время на 2 года в среднем снизился возраст начала просмотра мультфильмов, фильмов, роликов на электронном носителе и появления личного гаджета с доступом в Интернет (табл. 2).
Материально-экономическое состояние родительской семьи оказывало незначительное влияние на такие интернет-практики, как обучение на онлайн-курсах и появление собственного блога. С онлайн-покупками ситуация обстоит похожим образом: позже всех их начали совершать респонденты, отнесшие свою родительскую семью к низшему классу (15 лет), тогда как средний класс и богатые сделали первые покупки в Интернете практически в одном возрасте (14,5 и 14,6 лет). Друзья по Интернету также появляются практически в одном возрасте у всех трех групп, чуть позже только у представителей среднего класса (табл. 2).
Роль гендера в использовании различных технических устройств и интернет-практик значима в отношении мобильных устройств (телефонов, планшетов): как в 2018 г., так и в 2023 г. опрошенные девушки заявляли, что
у них гаджеты появились раньше, чем у юношей (табл. 3). Отметим, что в целом сохраняется динамика более раннего начала использования ИКТ детьми: поиск информации в Интернете, просмотр мультфильмов и видео на электронных носителях (разница достигает 2 лет), регистрация собственных интернет-аккаунтов и прохождение испытания по Интернету происходили у респондентов, опрошенных в 2023 г. раньше, чем в 2018 г. Отмечается рост появления собственной компьютерной техники: если у девочек в 2018 г. собственный компьютер появлялся в среднем в возрасте 11,1 лет, а у мальчиков — в 10,5 лет, то в 2023 г. оба показателя выросли на 1-1,4 года (табл. 3). Как уже было отмечено, данная тенденция может объясняться распространением мобильных устройств: у родителей не было такой острой необходимости в покупке компьютеров для своих детей, как в 2000-е годы. Практически неизменным остался средний возраст для начала игр на компьютере: для девочек 9,4 года в 2018 г. и 9,2 года в 2023 г., для мальчиков 8,7 и 8,8 лет соответственно (табл. 3).
Особо стоит отметить повышение среднего возраста появления собственных фотографий с друзьями и для мальчиков, и для девочек. У девочек фотографии стали появляться на 0,5 года позже, у мальчиков — на 0,7 (табл. 3). Расчет коэффициента корреляции Пирсона (равен 0,325) показывает, что между самостоятельным
Табл. 3. Средний возраст событий в зависимости от гендера респондента, связанных с ИКТ и интернет-практиками, средний возраст, лет
Событие Мужской Женский
2023 2018 2023 2018
Я начал(а) смотреть на электронном носителе мультики, фильмы, ролики 8,6 10,3 8,8 10,8
Я начал(а) играть в компьютерные игры (в том числе на телефоне, планшете, игровой приставке и т. п.) 8,8 8,7 9,2 9,4
У меня появился свой мобильный телефон 9,2 9,4 8,6 8,7
У меня появился планшет (или другой собственный гаджет) для выхода в Интернет 10,4 12,8 10,2 12,9
Я начал(а) искать в Интернете нужную мне информацию сам(а) 10,8 11,2 10,8 11,3
У меня появился свой аккаунт в сети Интернет 10,8 11,9 10,7 11,4
У меня появились свои фотографии со своими друзьями 11,1 10,4 10 9,5
У меня появился свой компьютер, ноутбук 11,4 10,5 12,5 11,1
У меня появились интернет-друзья 12,8 13
Я проходил(а) испытания (тестирование, экзамен, олимпиаду) по Интернету 13 13,6 13 13,3
Я стал(а) вести свой блог, страницу, канал в сети 13,2 13,2
Я купил(а) что-то онлайн 14,6 14,6
Я занимался/занималась впервые на онлайн-курсах 15,2 15,8
Table 3. The average age (in years) of occurrence of digital and Internet-related events depending on the respondents' gender (comparison between the 2018 and 2023 studies)
Digital event Male Female
2023 2018 2023 2018
I started watching cartoons/films/videos on a digital device 8.6 10.3 8.8 10.8
I started playing computer games (including on a mobile phone, tablet, game console, etc.) 8.8 8.7 9.2 9.4
I got my first own mobile phone 9.2 9.4 8.6 8.7
I got my first own tablet (or another own gadget) to access the Internet 10.4 12.8 10.2 12.9
I started searching the Internet by myself for the information I needed 10.8 11.2 10.8 11.3
I've got my first own account on the Internet 10.8 11.9 10.7 11.4
I took photos of myself with my friends for the first time 11.1 10.4 10 9.5
I got my first own PC/laptop 11.4 10.5 12.5 11.1
I got my first online friends 12.8 13
I took part in testing/exams/Olympiad on the Internet 13 13.6 13 13.3
I started my first blog/page/channel on the Internet 13.2 13.2
I bought something online for the first time 14.6 14.6
I took online courses for the first time 15.2 15.8
выбором ребенком друзей, который стал происходить позже (в среднем в 6,8 лет — в 2018 г. и в 7,5 лет — в 2023 г.), и появлением фотографий с ними существует связь.
Интересным является то, что мальчики начинали заниматься на онлайн-курсах раньше девочек: в 15,2 и 15,8 лет соответственно, в то время как блоги, каналы и онлайн-покупки происходили одновременно и не имеют отличий в зависимости от гендера. Однако у мальчиков
чуть раньше, чем у девочек, появлялись интернет-друзья: 12,8 и 13 лет (табл. 3).
Основные выводы исследования
Результаты исследования 2023 г. в целом показали, что в интернет-событийности наблюдается тенденция к снижению среднего возраста начала использования мобильных устройств, однако стационарная компьютерная техника
появлялась у опрошенных позже, чем у респондентов в 2018 г. Онлайн-практики, такие как поиск в Интернете, появление собственного аккаунта и первых друзей, ведение блогов и каналов, первый опыт прохождения онлайн-ис-пытаний, случались в жизни опрошенных в 2023 г. раньше, чем у респондентов 2018 г. В то же время была зафиксирована тенденция более позднего появления собственных фотографий с друзьями. Объяснением этого может быть увеличение контроля родителей в выборе детьми круга общения и открытости в Сети — на 0,7 лет вырос данный показатель в 2023 г., то есть респонденты заявляли, что позже начали самостоятельно выбирать себе друзей.
Таким образом, полученные в 2023 г. данные не подтверждают гипотезу о более раннем начале массового использования интернет-технологий детьми. Все события, связанные с ИКТ, по-прежнему начинались в школьном возрасте — самое «раннее» событие (появление мобильного телефона) происходило в 8,7 лет, самое «позднее» (учеба на онлайн-курсах) — в 15,7 лет.
Как мы выяснили, материально-экономическое состояние родительской семьи влияет на освоение ИКТ в детском возрасте, а значит, возможно, и тенденции развития цифровых практик детства будут напрямую зависеть от изменения социально-экономической поддержки семей.
Современные дети «живут в виртуальной реальности» и не отделяют «реальный» мир от «виртуального», однако утверждать, что данный процесс начался в последнее десятилетие, кажется преждевременным. Сравнение ответов двух групп респондентов, рожденных до 2010-х гг. показывает, что пользоваться информационными технологиями они начали также в школьном возрасте. Говорить о существовании особого «цифрового детства» преждевременно, нужно учитывать, что рост взрослой аудитории Интернета также демонстрировал положительную динамику на протяжении последних 25 лет (Ежедневная интернет-аудитория. 2023).
Ряд психологов предлагает взвешенную оценку поколенческих отличий: «При использовании стратегии „среза" (cross-sectional) выделенные параметры респондентов могут быть интерпретированы двояко: как черты поколения и как особенности определенного этапа жизненного пути личности (life-span development) или исторической ситуации всех генераций» (Поколенческий подход. 2016). Для определения четкого перечня конкретных черт изучаемого поколения необходимо получение данных
о событийности старшего поколения, поскольку представители взрослых когорт могут также менять паттерны поведения, личностные черты и потребности в рассматриваемый в исследовании временной период, в который проходило детство респондентов. Например, можно предположить, что средний возраст освоения онлайн-покупок у подростков может указывать на конкретный исторический период (2020— 2021 гг.) и связан в том числе с пандемией COVID-19, поскольку именно в эти годы население стало массово пользоваться сервисами онлайн-покупок.
В анализе мы сконцентрировались только на среднем возрасте наступления событий в детстве, дополнительные данные о тенденциях использования различных интернет-технологий могут дать пролонгированные исследования о том, какое влияния оказывает ИКТ на жизнь человека в зависимости от возраста начала использования компьютерной техники, мобильных устройств и Интернета. Это в будущем позволит выработать нормы взаимодействия и этапы внедрения информационных технологий в жизнь ребенка для наиболее эффективного их использования без вреда здоровью и развитию.
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.
Conflict of Interest
The author declares that there is no conflict of interest, either existing or potential.
Соответствие принципам этики
Исследование проведено без риска для здоровья людей с соблюдением всех принципов гуманности и этических норм и соблюдением Хельсинкской декларации.
Ethics Approval
The study was conducted without risk to human health in compliance with all the principles of humanity and ethical standards and in compliance with the Helsinki Declaration.
Благодарности
Автор выражает благодарность Емузо-вой Нине Гузеровне (Кабардино-Балкарский
государственный университет им. Х. М. Бербе-кова, г. Нальчик), Тетерскому Сергею Владимировичу (Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, г. Астрахань), Замараевой Зинаиде Петровне (Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь); Самарскому национальному исследовательскому университету им. акад. С. П. Королева (г. Самара).
Acknowledgements
The author extends her gratitude to Nina Gu-zerovna Emuzova (Kabardino-Balkarian State University named after H. M. Berbekov, City of Nalchik), Sergej Vladimirovich Teterskij (Astrakhan Tatishchev State University, City of Astrakhan) and Zinaida Petrovna Zamaraeva (Perm State University, City of Perm; Samara National Research University, City of Samara).
Источники
Галицкий, Е. (2008) Подростки и Интернет. База данных ФОМ. [Электронный ресурс]. URL: http://bd.fom. ru/pdf/podinte0801.pdf (дата обращения 11.03.2024).
Дети и подростки — пользователи интернета. (2006) База данных ФОМ. [Электронный ресурс]. URL: https:// bd.fom.ru/report/map/dd065027 (дата обращения 11.03.2024).
Ежедневная интернет-аудитория в России выросла до почти 100 млн человек. (2023) Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/news/2023/09/30/998068-ezhednevnaya-internet-auditoriya-rossii-virosla (дата обращения 01.03.2024).
Малыш и карта. (2010) Коммерсантъ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/1498615 (дата обращения 12.03.2024).
Опрос Kaspersky Safe Kids. (2023) Лаборатория Касперского. [Электронный ресурс]. URL: https://www. kaspersky.ru/about/press-releases/2023 29-roditelei-ne-znayut-kakaya-informaciya-ob-ih-detyah-est-v-otkrytom-dostupe-v-internete (дата обращения 04.03.2024).
Технологии защиты детей в Интернете. (2022) Альянс по защите детей в цифровой среде. [Электронный ресурс]. URL: https://sc44-surgut.gosuslugi.ru/netcat files/94/2941/Issledovanie Al yansa po zaschite detey. pdf (дата обращения 04.03.2024).
Цифровая трансформация в жизни студенчества. (2023) Российское общество социологов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ssa-rss.ru/files/File/Conference/Tsifrovoeübschestvo/Issledovanie%20Tsifrovaya% 20transformatsiya%20v%20zhizni%20studenchestva-Rezultaty.pdf (дата обращения 11.03.2024).
Digital 2022: Global overview report. (2022) DataReportal. [Online]. Available at: https://datareportal.com/reports/ digital-2022-global-overview-report (accessed 04.03.2024).
Литература
Губанова, А. Ю. (2018) Интернет для детей: специфика аудитории и требования к контенту. М.: Российская государственная детская библиотека, 95 с.
Джабраилова, Л. Х., Эльбиева, Л. Р., Гусейнова, С. А. (2023) История развития массовых открытых онлайн-курсов и перспективы их использования. Журнал прикладных исследований, № 5, с. 126-131.
Краснова, Г. А., Полушкина, А. О. (2021) Состояние и перспективы дистанционного обучения в период пандемии COVID-19. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования, т. 18, № 1, с. 36-44. http://dx.doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-1-36-44 '
Майорова-Щеглова, С. Н., Колосова, Е. А., Губанова, А. Ю. (2020) Событийность детства: к вопросу об эмпирических доказательствах новой теории генераций. Социологические исследования, № 3, с. 3-15. https://doi.org/10.31857/S013216250008796-8
Митрофанова, С. Ю. (2020) Макдональдизация детства как последствие глобализации и тип рациональности в современном обществе. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология», № 1 (254), с. 110-117. [Электронный ресурс]. URL: http://vestni^c.adygnet.ru/files/2020.1/Region%20Studie%20%B9%201-2020.pdf (дата обращения 28.02.2024).
Поколенческий подход в гуманитарных науках. (2016) Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», № 4 (6), с. 139-150. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rsuh.ru/upload/main/vestnik/ ppo/Vestnik ppo4(6)-16.pdf (дата обращения 28.02.2024).
Поливанова, К. Н. (2016) Детство в меняющемся мире. Современная зарубежная психология, т. 5, № 2, с. 5-10. https://doi.org/10.17759/imfp.2016050201
Солдатова, Г. У. (2018) Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире. Социальная психология и общество, т. 9, № 3, с. 71-80. https://doi. org/10.17759/sps.2018090308
Micheli, M. (2015) What is new in the digital divide? Understanding Internet use by teenagers from different social backgrounds. Communication and Information Technologies Annual, vol. 10, pp. 55-87. https://doi.org/10.1108/ S2050-206020150000010003 Prensky, M. (2001) Digital natives, digital immigrants. On the Horizon, vol. 9, no. 5. [Online]. Available at: https:// marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part1.pdf (accessed 08.03.2024).
Salajan, F. D., Schonwetter, D. J., Cleghorn, B. M. (2010) Student and faculty inter-generational digital divide: Fact or fiction? Computers and Education, vol. 55, no. 3, pp. 1393-1403. https://doi.org/10.1016/ixompedu.2010.06.017 Van Volkom, M., Stapley, J., Malter, J. (2013) Use and perception of technology: Sex and generational differences in a community sample. Educational Gerontology, vol. 39, no. 10, pp. 729-740. https://doi.org/10.1080/03601277. 2012.756322
Sources
Deti i podrostki — pol'zovateli Interneta [Children and teenagers are Internet users]. (2006) Baza dannykh FOM [Database "Public opinion fund"]. [Online]. Available at: https://bd.fom.ru/report/map/dd065027 (accessed 11.03.2024). (In Russian)
Digital 2022: Global overview report. (2022) DataReportal. [Online]. Available at: https://datareportal.com/reports/
digital-2022-global-overview-report (accessed 04.03.2024). (In English) Ezhednevnaya internet-auditoriya v Rossii vyrosla do pochti 100 mln chelovek [The daily Internet audience in Russia has grown to almost 100 million people]. (2023) Vedomosti. [Online]. Available at: https://www.vedomosti.ru/ technology/news/2023/09/30/998068-ezhednevnaya-internet-auditoriya-rossii-virosla (accessed 01.03.2024). (In Russian)
Galitskij, E. (2008) Podrostki i Internet [Teenagers and Internet]. Baza dannykh FOM [Database "Public opinion
fund"]. [Online]. Available at: http://bd.fom.ru/pdf/podinte0801.pdf (accessed 11.03.2024). (In Russian) Malysh i karta [Baby and a bank card]. (2010) Kommersant'. [Online]. Available at: https://www.kommersant.ru/
doc/1498615 (accessed 12.03.2024). (In Russian) Opros Kaspersky Safe Kids [Kaspersky Safe Kids survey]. (2023) LaboratoriyaKasperskogo[KasperskyLab]. [Online]. Available at: https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2023 29-roditelei-ne-znayut-kakaya-informaciya-ob-ih-detyah-est-v-otkrytom-dostupe-v-internete (accessed 04.03.2024). (In Russian) Tekhnologii zashchity detej v Internete [Technologies for protecting children on the Internet]. (2022) Al'yans po zashchite detej v tsifrovoj srede [Alliance for children's online protection]. [Online]. Available at: https://sc44-surgut.gosuslugi.ru/netcat files/94/2941/Issledovanie Al yansa po zaschite detey.pdf (accessed 04.03.2024). (In Russian)
Tsifrovaya transformatsiya v zhizni studenchestva [Digital transformation in the life of students]. (2023) Rossijskoe obshchestvo sotsiologov [Russian Society of Sociologists]. [Online]. Available at: https://www.ssa-rss.ru/files/File/ Conference/TsifrovoeObschestvo/Issledovanie%20Tsifrovaya%20transformatsiya%20v%20zhizni%20studenchestva-Rezultaty.pdf (accessed 11.03.2024). (In Russian)
References
Dzhabrailova, L. Kh., Elbieva, L. R., Huseynova, S. A. (2023) Istoriya razvitiya massovykh otkrytykh onlajn-kursov i perspektivy ikh ispol'zovaniya [The history of the development of massive open online courses and the prospects for their use]. Zhurnal prikladnykh issledovanij — Journal of Applied Research, no. 5, pp. 126-131. (In Russian) Gubanova, A. Yu. (2018) Internet dlya detej: spetsifika auditorii i trebovaniya k kontentu [Internet for children: Audience specifics and content requirements]. Moscow: Russian State Children's Library Publ., 95 p. (In Russian) Krasnova, G. A., Polushkina, A. O. (2021) Sostoyanie i perspektivy distantsionnogo obucheniya v period pandemii COVID-19 [State and prospects of distance learning during the COVID-19 pandemic]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya — RUDN Journal of Informatization in Education, no. 18, no. 1, pp. 36-44. http://dx.doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-1-36-44 (In Russian) Mayorova-Shcheglova, S. N., Kolosova, E. A., Gubanova, A. Yu. (2020) Sobytijnost' detstva: k voprosu ob empiricheskikh dokazatel'stvakh novoj teorii generatsij [The eventfulness of childhood: The question of empirical evidence of the generations theory]. Sotsiologicheskie issledovaniya, no. 3, pp. 3-15. https://doi.org/10.31857/S013216250008796-8 (In Russian)
Micheli, M. (2015) What is new in the digital divide? Understanding Internet use by teenagers from different social backgrounds. Communication and Information Technologies Annual, vol. 10, pp. 55-87. https://doi.org/10.1108/ S2050-206020150000010003 (In English) Mitrofanova, S. Yu. (2020) Makdonal'dizatsiya detstva kak posledstvie globalizatsii i tip ratsional'nosti v sovremennom obshchestve [The McDonaldisation of childhood as a consequence of globalisation and the type of rationality in modern society]. VestnikAdygejskogogosudarstvennogo universiteta Seriya "Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul'turologiya" — The Bulletin of the Adyghe State University. Series
A. K. ry6anosa
"Region Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences and Culturology", no. 1 (254). [Online]. Available at: http://vestnU<.adygnet.ru/ffles/2020.1/Region%20Studie%200/oB90/o201-2020.pdf (accessed 28.02.2024). (In Russian)
Pokolencheskij podkhod v gumanitarnykh naukakh [The generation approach in the humanities]. (2016) Vestnik RGGU. Seriya "Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovanie" — RSUH/RGGUBulletin. Series Psychology. Pedagogics. Education, no. 4 (6). [Online]. Available at: https://www.rsuh.ru/upload/main/vestnik/ppo/Vestnik ppo4(6)-16. pdf (accessed 28.02.2024). (In Russian) Polivanova, K. N. (2016) Detstvo v menyayushchemsya mire [Childhood in a changing world]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya — Journal of Modern Foreign Psychology, vol. 5, no. 2, pp. 5-10. https://doi. org/10.17759/jmfp.2016050201 (In Russian) Prensky, M. (2001) Digital natives, digital immigrants. On the Horizon, vol. 9, no. 5. [Online]. Available at: https:// marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part1.pdf (accessed 08.03.2024). (In English) Salajan, F. D., Schonwetter, D. J., Cleghorn, B. M. (2010) Student and faculty inter-generational digital divide: Fact or fiction? Computers and Education, vol. 55, no. 3, pp. 1393-1403. https://doi.org/10.1016/ixompedu.2010.06.017 (In English)
Soldatova, G. U. (2018) Tsifrovaya sotsializatsiya v kul'turno-istoricheskoj paradigme: izmenyayushchijsya rebenok v izmenyayushchemsya mire [Digital socialization in the cultural-historical paradigm: A changing child in a changing world]. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo — Social Psychology and Society, vol. 9, no. 3, pp. 71-80. https://doi.org/10.17759/sps.2018090308 (In Russian) Van Volkom, M., Stapley, J., Malter, J. (2013) Use and perception of technology: Sex and generational differences in a community sample. Educational Gerontology, vol. 39, no. 10, pp. 729-740. https://doi.org/10.1080/03601277. 2012.756322 (In English)