Научная статья на тему '(НЕ)ЗНАКОМОЕ ДЕТСТВО ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ (ОБЗОР СЕКЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ДЕТСТВА X ГРУШИНСКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)'

(НЕ)ЗНАКОМОЕ ДЕТСТВО ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ (ОБЗОР СЕКЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ДЕТСТВА X ГРУШИНСКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
123
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / CHILDHOOD / РОДИТЕЛИ / PARENTS / СОЦИОЛОГИЯ / SOCIOLOGY
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «(НЕ)ЗНАКОМОЕ ДЕТСТВО ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ (ОБЗОР СЕКЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ДЕТСТВА X ГРУШИНСКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)»

Ш Научная жизнь

Б01: 10.19181/8П8р.2020.В.4.7667

(не)зиакомое детство

глазами детей, родителей, исследователей

(обзор секции по проблемам

социологического осмысления детства

X грушинской социологической

конференции)

Работа выполнена при поддержке РФФИ. Проект № 20-013-00899.

А. А. Бесчасная1, М. Н. Яшина2

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС. 191060, Россия, Санкт-Петербург, Средний пр. В. О., 54/43

2Санкт-Петербургский государственный университет. 199178, Россия, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1/3

Для цитирования: Бесчасная А. А., Яшина М. Н. (Не)знакомое детство глазами детей, родителей, исследователей (обзор секции по проблемам социологического осмысления детства X Грушинской социологической конференции) // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8. № 4. С. 224-234. Р01: 10.19181Атр.2020.8.4.7667_

В начале 2020 г. ВЦИОМ анонсировал начало подготовки к проведению юбилейной X Грушинской социологической конференции. Подобная конференция является для ВЦИОМ традиционной, проводимой ежегодно. Но в текущем году она оказалась не традиционной по сопровождаемым её событийному контексту и способу проведения. Разразившаяся пандемия скорректировала сроки и формат проведения конференции, которая проводилась в течение полугода и стала заметным событием в научной жизни в столь непростое время. Организаторы приняли решение о проведении мероприятии в распределённом режиме с 19 мая по 14 ноября 2020 г. с финальным мероприятием в День социолога. Секции, круглые столы, мастер-классы и др. было предложено проводить в этот временной период в онлайн-формате со свободным онлайн-посещением всех секций.

Выбрав в качестве центральной темы Грушинской конференции тему «Жить в России. Жить в мире. Социология повседневности», организаторы удивительным образом предугадали, что проблема изменённой повседневности окажется центральной не только для конференции и затронет не только Россию, но и мирное течение обыденности во всём мире. Невидимый С0УГО-19 сделал очевидными ранее незаметные радости повседневной жизни, расставил акценты в ценностных ориентациях и построении «самоизолированных» будней людей разных возрастов,

уровней образования и профессий, придал новый виток развития социальным взаимодействиям и формированию новых характеристик социальности. Коронавирус увеличил физическую дистанцию между людьми, но, наоборот, сократил социальную1. Испытав проверку на прочность, настоящие человеческие отношения укрепились, а формальные — заформализировались. Экономические, образовательные, профессиональные барьеры и фильтры скорректировались (где-то ликвидировались, а где-то появились новые), переформатировав отношения между людьми и социальными группами. Поэтому обсуждение проблем повседневности человека, интегрированной в мировые события, стало особенно актуальным.

Одна из первых секций конференции была посвящена социологическим аспектам детства: «(Не)знакомое детство: что мы знаем о нём и как исследуем?». Организаторы выбрали для проведения этой секции 1 июня — День защиты детей. Сквозной характер центральной темы конференции подсказывал, что на секции будут обсуждаться проблемы детства, которые проявляются как в рутинных и традиционных, так и в новых социальных практиках, в которых происходит зарождение новых представлений о детях, их социальной роли, возможностях и системах отношений, в которые они включены. Несмотря на специфику возрастных рамок, ограничивающих детство как объект исследования, участники секции регулярно обращались в своих выступлениях к роли родителей в пространстве современного детства. Ребёнок и родитель — две неразрывные части, одна без другой не могущие существовать. Для понимания современного ребёнка нужно осмыслить роль взрослого, находящегося рядом с ним.

Жизнь современного ребёнка полна противоречий. С одной стороны, мы (как взрослые, родители) наделяем его полномочиями, правами, предоставляем возможность самостоятельно и автономно развиваться, с другой стороны — наполняем его жизнь предметами и делами, условностями, которые представляются нам, взрослым, важными, но создают ограничения и барьеры для самовыражения ребёнка. Нередко декларируемая свобода ребёнка превращается в новую технологизированную форму закрепощения и тотального контроля. Дети общаются через Интернет, выступают потребителями товаров и услуг цифровой экономики, живут в умных домах и городах, наполненных сенсорными датчиками и беспилотной робототехникой, а появление их на свет уже возможно и без участия родителей. Наблюдаемые изменения жизни детей очерчивают круг вопросов для дискуссии и позволяют отследить траектории трансформации детства, которые закладывают основы будущего общества.

Изменения в мире в целом и в мире детства побуждают к поиску новых инструментов поиска эмпирической информации о детях и от детей. Об актуальности указанной проблематики свидетельствовала программа работы секции, в которой было заявлено более 20 участников, которые представляли города России от Дальнего Востока до Санкт-Петербурга и ближнее зарубежье. Работа

Данным тезисом авторы стремятся восстановить истинный смысл понятия «социальная дистанция», который был значительно деформирован неправильным употреблением в СМИ в период пандемии 2020 г.

секции состояла из двух сессий и выстраивалась следующим образом: исследование проблем взросления ребёнка и расширения круга практик, пространств проявления активности и правовых отношений, в которые вовлечён ребёнок, а также роли родителей и близкого окружения в этих процессах.

Юбилейный характер проведения Х Грушинской конференции был подчёркнут программными директорами секции. А. А. Бесчасная (СЗИУ РАНХиГС, Санкт-Петербург) и О. Б. Савинская (НИУ ВШЭ, Москва) отметили, что в социологии изучение детства — одно из самых сложных полевых исследований, т. к. действующие правовые нормы ограничивают непосредственное обращение к ребёнку за информацией. Подчёркивая данную специфику социологических исследований, А. А. Бесчасная представила обзор 118 опросов, проведённых ВЦИОМ с 2004 по 2020 г., в которых наблюдается стабильное и приоритетное присутствие тем семьи, родительства, детства. Она отметила, что регулярные опросы ВЦИОМ позволяют провести сравнительный анализ и отследить динамику отношения респондентов к детской проблематике, но данная информация строится в основном на совокупном мнении родителей, которые принимают участие в опросах. Среди всего массива исследований ВЦИОМ, привлечённых к анализу, выявлен только один случай проведения опроса среди детей. Это опрос от 6 марта 2019 г. «Подросток в социальной сети: норма жизни — или сигнал опасности?», к которому были привлечены подростки 14—17 лет. Среди часто обследуемых выделяются темы счастья и его компонентов, ценностей и приоритетов, проблемы образования детей, досуга и отдыха, а также модели социальной роли родителей и вовлечённость детей в интернет-пространство и др. Результаты регулярных опросов ВЦИОМ позволили выделить характерные черты современного детства глазами взрослых респондентов: в системе ценностей современных взрослых, в том числе родителей, детям принадлежит место не выше второго; в вопросах воспитания детей современные родители придерживаются позиции не наказания, а ограничения удовольствия, формируя гедонистический дискомфорт; дети длительное время проводят в Интернете, что волнует взрослых по причине отсутствия возможности контроля их умонастроений, интересов, занятий, дружеских контактов; современное детство регулярно сопровождается резонансными событиями, связанными с нарушением прав детей, жестоким отношением к ним, случаями детского суицида, что указывает на скрытый дискомфорт детей в обществе; вовлечённое отцовство становится атрибутом детской жизни.

Значимое место на конференции заняло представление исследовательского проекта о событийности детства, реализованного под руководством С. Н. Майоровой-Щегловой в 2018 г. с помощь онлайн-анкетирования взрослых в возрасте от 18 лет о событиях своего детства, начиная с трёхлетнего возраста. В состав её научного коллектива вошли А. Ю. Губанова, Е. А. Колосова, С. Ю. Митрофана. С. Н. Майорова-Щеглова (МГПУ, Москва) совместно с А. Ю. Губановой (РГДБ, Москва) раскрыли онлайн- и офлайн-маршруты детей. Эти маршруты разворачиваются в жизни детей асинхронно и отражают пол, состав семьи, её социально-экономическое положение, территорию проживания.

Среди онлайн-маршрутов были выделены направления освоения интернет-пространства согласно возрасту и формирующимся задачам и возможностям: игра, «смотреть и слушать», общение, образование, девиантные маршруты, создание собственного контента. Традиционные и инновационные практики освоения культуры охарактеризованы Е. А. Колосовой (РГДБ, Москва). С. Ю. Митрофанова (Самарский университет, Самара) в раскрытии результатов исследования остановилась на вопросах взросления детей. Результаты исследования учёных подтвердили то, что взросление и сроки окончания детства сопряжены с событиями, переживаемыми детьми. А парадокс взросления проявляется в сосуществовании разнонаправленных тенденций, несогласуемых явлений и процессов, связанных с интерсекциональностью детства и ролями родителей в этом процессе. В восприятии взрослости у молодых людей просматривались факторы благополучия семей как с точки зрения состава (полные семьи, имеющие братьев/сестер), так и с точки зрения экономического фактора. По мнению докладчика, положительные характеристики семей способствуют формированию ощущения продления своего детства.

Следующие доклады можно условно сгруппировать так: дошкольное детство, школьное детство, политико-правовые аспекты детства, от детства к юности, родительские практики конструирования детства и непосредственно обогащение методологии проведения исследований детей.

Раскрытию аспектов дошкольной жизни были посвящены доклады О. Б. Савинской (НИУ ВШЭ, Москва), Л. П. Федоренко (КубГУ, филиал в г. Славянске-на-Кубани), Д. В. Щербаковой (СЗИУ РАНХиГС), В. Воробьевой, Е. Захаровой, П. Чибисковой (магистранты НИУ ВШЭ, Москва). О. Б. Савинская, используя индивидуальные интервью, фокус-группы, интервью-игры (причём информантами выступали непосредственно дети 6-7 лет), сформулировала детскую формулу благополучия дошкольников в детском саду, включающую в себя игровое пространство и игрушки, свободную игру, «свободные» от взрослых зоны, гибкость и подвижность форм игр и обучения, основанном на игре, разговоры со взрослым и со сверстником, переформатирование реализации власти в обыденных практиках.

Л. П. Федоренко напомнила участникам дискуссии о необходимости не упускать из поля зрения традиционный компонент детской жизни и агента социализации ребёнка - игрушку. По наблюдениям спикера и по результатам анализа рынка детских игрушек, в последнее время игрушка переформатировалась. Современный детоцентризм и повышенный уровень тревожности за здоровье и безопасность детей деформировали игрушку. Она стала безопасной, но потеряла социализационный потенциал.

Специфика профессионального выбора и формирования жизненного пути, которые происходят в детском возрасте у представителей цирковой династии, была описана в докладе Д. В. Щербаковой. На основе ретроспективного контент-анализа отечественных специализированных журналов, посвящённых цирковому искусству, докладчик приходит к выводу, что плотная интегрированность детей в цирковую профессию родителей формирует основания для раннего вовлечения де-

тей в движение по профессиональной лестнице, сопровождаемое формированием особого образа циркового детства, — это ограниченный круг постоянного общения, высокая пространственная мобильность, дезактуализация разнообразного и избыточного (в том числе школьного) знания и образования, социальная мобильность внутри закрытого сообщества и монополизированной профессии.

Изучая период школьного детства, внимание исследователей сосредоточилось на проблемах дистанционного обучения школьников и проведения ими каникул в условиях самоизоляции. Выступление М. Н. Яшиной (СПбГУ, Санкт-Петербург) продолжило тему маршрутов детства. К предложенным он-лайн-маршрутам детства можно добавить новый опыт дистанционного обучения в школе, актуализировавшийся в период пандемии самоизоляции у детей, а также отразившийся на степени вовлечённости родителей в учебный процесс детей. В ходе онлайн-опроса учащихся 3-9-х классов в школах Санкт-Петербурга, который был реализован в мае 2020 г., было выявлено, что данный опыт воспринимается детьми скорее как сложный в плане освоения учебной программы, соответствующей мотивации, технических проблем, коммуникативных барьеров, необходимости чаще прибегать к помощи родителей с просьбой объяснить новый материал. А значительное снижение реальных социальных контактов вызывает чувство сожаления и желание вернуться в школу, где их можно восполнить. Время жизни в период пандемии в сочетании со школьным дистанционным обучением также было в фокусе внимания А. Г. Филиповой (ДВФУ, г. Владивосток). Ею было использовано групповое интервью детей в возрасте 13—17 лет, проживающих в интернатах и в приемных семьях детских деревень SOS, которое она провела с помощью интернет-технологий с онлайн-подключе-нием участников. Данная категория детей положительно отнеслась к переходу на дистанционное обучение в школе, количество их положительных оценок увеличилось. В ходе дистанционного обучения и вынужденной самоизоляции у ребят, проживающих в интернате, появилась возможность больше времени проводить друг с другом и педагогами. Эти факторы позитивно сказались на общем климате, отношениях с воспитателями, дети нашли себе новых друзей в стенах интерната.

Сравнение представленных результатов исследований о реализации школьного обучения в дистанционном режиме показало значимость территориального и социального контекстов жизни ребёнка. Для детей, воспитывающихся в интернатах, сложившаяся ситуация сказалась более позитивно за счёт группового проживания, укрепления социальных связей, которые до этого сложно было поддерживать из-за посещения разных школ. Тогда как для детей, проживающихся в семьях, отрыв от социальной коммуникации со сверстниками, а также трудности опосредованного общения с педагогами воспринимались как негативный фактор самоизоляции. Общее, что отмечали опрошенные дети, — это ограничение количества и времени прогулок. Важно отметить, что исследования подчеркнули роль школы и её амбивалентность в жизни детей. Пандемия позволила ещё раз обратить внимание на стереотипность мнений о месте проживания ребёнка. Семья воспринимается однозначно хорошо, а интернат — однозначно негативно. Но, как показывают и исследования по проблемам насилия, данные оценки могут иметь вариативный характер.

Сбор данных, который проходил с участием детей в период пандемии, выявил методические особенности организации исследований, при которых опосредованное взаимодействие с детьми реализуется через взрослых в разных типах образовательных учреждений. Традиционно дети школьного возраста опрашиваются в образовательных учреждениях, что требует дополнительных усилий для обеспечения доступа на территорию и к самим информантам — детям, предполагающих, в том числе, получение предварительных информированных согласий родителей или опекунов. Зачастую в этих условиях исследователь сталкивается с проблемой узурпации власти взрослыми по отношению к возможности детей выступать в качестве экспертов. Способом снизить подобные сложности при анкетировании детей служат онлайн-опросы. Реализация требования формирования репрезентативной выборочной совокупности и легального доступа к детям-информантам сохраняет необходимость достижения согласований с образовательной организацией. До пандемии онлайн-анкетирование школьников вызывало значительные затруднения из-за недоступности электронных адресов и иных средств связи для третьих лиц. Просьбы к педагогам о помощи вызывали недовольства, им проще было найти время в классе для опроса тех детей, чьи родители дали согласие. В настоящее время в связи с регулярным взаимодействием педагогов с детьми и родителями через социальные сети и мессенджеры («ВКонтакте», WhatsApp) эта просьба нашла у учителей положительный отклик, т. к. контакты всех участников оказались активными и доступными. Дистанционное обучение позволило социологам «оптимизировать» доступ к детям без потери качества результатов исследования с использованием онлайн-анкетирования.

В целом последствия этой формы обучения только начинают подвергаться рефлексии. По мнению выступивших на секции докладчиков, длительные отложенные эффекты, затрагивающие не только детей и их родителей, но и более широкий социальный контекст, ещё впереди.

Школа — это основной компонент жизни и повседневности детей. Но школа - это не только обучение, это и каникулы, которые дети проводят и вспоминают по-разному. И. Н. Бухтиярова и О. Г. Зубова (МГУ, Москва) раскрыли данную сторону жизни школьников, презентовав результаты исследования на основе анализа сочинений об идеальных и реальных каникулах российских школьников. В результате сопоставления данных о фактически проведённых и желаемых каникулах исследователи пришли к выводу, что их реализация зависит от институциональных и социально-территориальных возможностей и особенностей притязаний детей.

Проблемам расширения и обеспечения реализации прав детей в ежедневных рутинных практиках посвятили свои выступления В. А. Одинокова (СИ РАН, Санкт-Петербург) совместно с М. М. Русаковой (СПбГУ, Санкт-Петербург), С. В. Радченко (ОГУ, Орёл), Н. М. Лавренюк (БашГУ, Уфа). Основной лейтмотив выступлений заключался в том, что права детей, несмотря на распространённый детоцентризм, являются часто декларируемыми, а их реализация и защита

детерминированы уровнем образования, кругозора, культуры, правовой грамотности и просто морально-нравственными качествами окружающих взрослых. Роль взрослых, родителей в формировании представлений о нормативности тех или иных форм поведения детей показана в выступлении В. А. Одиноковой и М. М. Русаковой. В основе их исследования лежали методы вторичного анализа данных, экспертный опрос об опыте оказания помощи и анализ «типичных» случаев сексуального насилия. Исследование вскрыло стереотипы в отношении ситуаций и жертв сексуального насилия и социально-психологическую неподготовленность специалистов учреждений, которые по долгу службы обязаны работать с данными случаями. Вопросы детского здоровья и необходимости участия государства в формировании у родителей здоровьесберегающих технологий в отношении детей были раскрыты в выступлении С. В. Радченко. Анализ статистических данных, проведённый учёным, показал, что в государственных стратегиях, программах, национальных проектах недостаточно внимания уделяется детям до 14 лет. В поиске ответов на вопросы, «встроены» ли здоро-вьесберегающие практики в повседневность ребёнка и насколько востребованы специалисты по профилактике заболеваний у детей, исследователь использовала наблюдение, нарративное интервью, фотографическое интервью. По результатам анализа Светлана Владимировна пришла к выводу, что родителям принадлежит роль «экспертов» в вопросах выбора и следования повседневным практикам укрепления здоровья. Н. М. Лавренюк отметила недооценивание социального капитала, которым обладают дети, его инвестиционный характер для будущего. На основе организованных и проведённых автором фокус-групп, форсайт-проектов, наблюдений и ивент-анализа секций научных мероприятий Наталья Михайловна сделала вывод, что для успешной самореализации каждому ребёнку в процессе социализации предстоит пройти апскиллинг и рескиллинг.

Сформированное течение событий в детстве имеет моделирующее значение на весь жизненный путь, но наиболее явно оно проявляется на следующем возрастном этапе — молодости. Дилеммы дифференциации детства и молодости, зависимости и автономности детей и молодёжи, формирования и сформиро-ванности, их притязания и признания, воспроизводства традиционного или генерирование нового и др. — эти вопросы нашли отражение в сообщениях докладчиков. Так, О. В. Бессчётнова (СГУ, филиал в г. Балашов) проводит ретроспективный анализ детства глазами молодых людей, студентов вуза. С этой целью ею использованы современные средства телекоммуникации — мессен-джеры и сервисы удалённой коммуникации, в которых ответы фиксировались онлайн или в записи. Среди позитивных воспоминаний о детстве респонденты называли подарки, семейные праздники, отдых и личные достижения, а среди неприятных воспоминаний — несправедливость родителей, наказания, страх одиночества, чувство отвержения, семейные конфликты, разводы родителей и др. Следовательно, ретроспективный образ детства у опрошенных О. В. Бессчётной молодых людей тесно связан с отношениями с родителями, которые воспроизводятся в отношениях уже со своими детьми: «Если в детстве были хорошие

отношения, то есть большая вероятность того, что респонденты характеризуют и настоящие взаимоотношения, уже будучи взрослыми людьми, как позитивные, понимающие, поддерживающие».

Ещё более целевой и острый характер ретроспектив детства представлен Л. С. Деточенко (ЮФУ, Ростов-на-Дону) в воспоминаниях молодых инвалидов. Их мнение было собрано с помощью нарративных интервью. Выделены знаковые участники их взаимодействий и события их особого детства, которые оказали воздействие на их социализацию. Очевидно, что большое место в детской социализации принадлежит семье — родителям и сиблинговым отношениям. В результате исследования было выделено три типа родительского поведения в семьях с детьми-инвалидами: семья — опора и поддержка, стигматизированная семья и нетипичная отстраняющаяся семья. Несмотря на имеющиеся глубокие травмирующие воспоминания о взаимодействии с семьёй, её ценность у респондентов превалировала.

Значимыми с методологической точки зрения были сообщения исследовательских групп Т. В. Бурак и Н. В. Курилович (БГУ, Минск) и Е. В. Прямиковой, М. Вандышева и Н. Веселковой (УрГПУ, Екатеринбург). Белорусские ученые подняли проблему структурирования детства через его визуальные образы в публичном пространстве. Они отметили, что визуальный образ детства, конструируемый родителями, состоит из структуры участия, действий и взаимодействий, контекста детства, повседневных практик и представлений о «нормальности» внешнего вида детей. Свои выводы исследователи строили на основе анализа и структурирования виртуальной репрезентации детских фотографий в открытом публичном пространстве.

Город как площадка презентации и благоприятная среда трансформации детства рассмотрен в докладе Е. В. Прямиковой, М. Вандышева и Н. Веселковой (УрГПУ, Екатеринбург) «Городское пространство глазами детей: возможности различных методов исследования». Оригинальность сообщения заключалось в том, что эмпирическая информация исходила непосредственно от детей-подростков, с которыми исследователи провели групповые дискуссии с целью определения их мнения о городе проживания. На фоне необходимости соблюдения жёстких правил сбора информации у детей исследователи заметили, что подростки с удовольствием участвуют в групповых обсуждениях, нежели в индивидуальных беседах.

Часть докладчиков выстраивали свои презентации о детях и про детей через призму родительского восприятия и поведения. Техническая оснащённость современного мира создаёт условия зависимости детей от родителей. Как отметила в своем выступлении Т. В. Бурак, из поколения «цифровых аборигенов» сформировались «цифровые родители», а у них появились «цифровые дети». Интернет-социализация стала неотъемлемой частью повседневности детства. Первыми проводниками в виртуальный мир чаще всего становятся сами родители. Во-первых, как держатели гаджетов и иных новомодных средств, а во-вторых, как проводники моделей поведения. Родители сначала сами, а потом через детей

демонстрируют тренд ориентации на образный, а не на реальный вещественный мир. Так, например, видеоблогинг детей кажется чисто детской презентацией, но часть родителей становятся активными участниками процесса, придумывая сценарий, помогая в съёмках, продвигая снятые сюжеты. И это не только желание сделать хороший контент вместе с ребёнком, но и стремление создать образ «хорошего» родителя. Т. В. Бурак в своём выступлении подчеркнула, что родители «стремятся решать одну очень важную для них задачу — это задача конструирования позитивной идентичности родителя, который глубоко погружён в жизненный мир и повседневность своего ребёнка». Это важный аспект в интерпретации детства. Отбирая детские фото или видео, важно помнить и видеть не только то, что в кадре, но и того, кто за кадром. Детский визуальный ряд и цифровой след — это то, что видит и конструирует родитель о ребёнке, но не сам ребёнок. Наши знания о детстве во многом опосредованные, а не прямые, идущие от ребёнка.

Современное детство демонстрирует не только собственные многочисленные характеристики, родительство также стало многоликим и противоречивым. Биологическая функция родительства, когда рождение ребёнка, его взросление вписываются в естественный ход человеческой жизни, смещается в сторону социально обусловленных факторов. В этих условиях значимыми становятся разделение ролей и функций по уходу за ребёнком, тип воспитания, осознанное родительство, обязанность родителей по обеспечению благополучия своего ребёнка и т. п. Общество формирует образ успешного взрослого человека, который непринуждённо реализует множество социальных статусов, при этом отодвигая на задний план то, что важнейшими из них, но конкурирующими за время и ресурсы, являются профессиональный и родительский. Необходимость приспосабливаться к тому и другому, не впадая в крайности конфликта, вызвана экономическими условиями, размыванием нормативности семьи, приводящим к негативным последствиям в детско-родительских отношениях.

Проблема ролевого конфликта родителей сопряжена с коммерциализацией детства. Это продемонстрировали в своём сообщении магистранты В. Воробьёва, Е. Захарова и П. Чибискова (НИУ ВШЭ, Москва) на примере изучения беби-ситтинга, когда для краткосрочного присмотра за ребёнком нанимаются незнакомые люди без специального образования и квалификации. Авторы провели анализ специализированного интернет-сайта, посредствам которого родители могут воспользоваться услугой, фиксируя информацию об исполнении социальной роли современными родителями, которые часто сталкиваются с проблемой заботы и ухода за ребёнком, необходимостью работать, что востребует и уже формирует потребность в услугах бесиситтеров. В результате этого «сакральная сфера детства и заботы о ребёнке» испытывает деформации, вызванные убери-зацией найма соответствующего персонала.

Данное исследование и выступление молодых учёных стали знаковыми в социологии детства. Детство оказывается пространством социальных противоречий, привлекающих разносторонние исследования, и появляются исследователи, пробующие делать довольно уверенные шаги в науку на этапе студенчества. Выступления

студентов-исследователей В. Воробьёвой, Е. Захаровой и П. Чибисковой стали значимыми в работе секции по двум причинам. Во-первых, молодые исследователи показали нестандартный взгляд на новые и пока необычные повседневные практики современного детства и новаторские исследовательские технологии; во-вторых, они продемонстрировали научный интерес, что позволяет утверждать о формировании преемственности в развитии социологических исследований детской жизни, об укреплении позиций социологии детства в России. Подтверждением данного утверждения явилось подведение итогов ежегодного конкурса выпускных квалификационных работ (бакалаврских и магистерских), проводимого исследовательским комитетом «Социология детства» Российского общества социологов. В награждении победителей принимал участие Президент РОС В. А. Мансуров. По инициативе председателя ИК «Социология детства» С. Н. Майоровой-Щегловой награждение с учетом дистанционного формата проведения секции приобрело новаторский характер. Среди награждённых победителей конкурса, который проводился уже одиннадцатый раз, были победители 2020 г.

Представленные результаты исследовательских проектов участников работы научной секции позволяют подвести итоги об эмпирическом потенциале социологических исследований, которые обращены к проблематике детства:

1. Основными источниками информации в социологических исследованиях детства продолжают оставаться родители или взрослые от 18 лет.

2. Методы исследования детей тяготеют к качественной методологии, адаптированной в соответствии с психофизиологическими особенностями детского возраста и с учётом индивидуального подхода к респонденту.

3. В сборе социологической информации от респондентов подросткового и молодёжного возраста (в том числе благодаря режиму самоизоляции) активно применяются современные информационные технологии: интернет-опросы, онлайн-включения на коммуникационных платформах, в мессенджерах.

4. Основной характер информации о детстве от взрослых респондентов является ретроспективным и сравнительным с собственным опытом.

5. Спектр социологических исследований детства чутко реагирует на события, происходящие в обществе и входящие в мир детства.

6. Проблематика детства как объекта исследований неотделима от роди-тельства. Изучение мнений детей и родителей по схожим методикам и тематикам значительно расширяет границы конструирования и понимания детства в современном обществе.

7. Проблемные вопросы изучения детства связаны с растущими притязаниями детей на признание себя в пространствах: городских, общественных, публичных, политико-правовом, виртуальном и т. д.

8. Знакомое детство преобразуется в незнакомое благодаря появлению объективной необходимости по освоению или подстраиванию детей под постепенно (или скачкообразно — в ситуации с СОУГО-19) изменяющуюся повседневность.

9. Прошлое, настоящее и будущее, глобальное и локальное формируют пёструю картину детства, множественность повседневных практик детей. Современный мир детства особенно показывает сочетание в повседневности детей постфигуративных, кофигуративных и префигуративных практик.

Подводя итог Х Грушинской конференции как месту обсуждения проблемных вопросов социологических исследований, можно отметить, что в вынужденном переходе дискуссионных площадок от традиционной очной формы проведения в распределённый онлайн-формат проведения проявились и положительные стороны. Работа секции в онлайн-режиме позволяет расширить географию участников, увеличить количество спикеров, что содержательно расширяет спектр обсуждаемых вопросов.

Дата поступления в редакцию: 06.07.2020. Принята к публикации: 21.09.2020 Сведения об авторах

Бесчасная Альбина Ахметовна — доктор социологических наук, доцент, профессор, Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: [email protected]

Яшина Мария Николаевна — кандидат социологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: [email protected]

DOI: 10.19181/snsp.2020.8.4.7667

(Not)Familiar Childhood Through

the Eyes of Children, Parents, Researchers

The article was submitted on July 06, 2020. Accepted on September 21, 2020. Information about the authors

Beschasnaya Albina Akhmetovna — Doctor of Sociology, Professor, North-West Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Saint Petersburg, Russia. E-mail: [email protected]

Yashina Mariya Nikolaevna — Candidate of Sociological Sciences,

Associate Professor at the Department of Applied and Industrial Sociology, Faculty of Sociology, Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.