УДК 378.4
С.Ю. Седунова
ТРАНСГРАНИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА, ВОЗМОЖНОСТЬ И РЕАЛЬНОСТЬ*
Статья посвящена развитию трансграничного образования, являющемуся обязательным элементом глобализации и интернационализации всех сфер жизни. В статье раскрывается понятие и виды транснационального (трансграничного) образования, рассматриваются основные документы, обеспечивающие развитие трансграничного образования в Европе.
Ключевые слова: трансграничное образование, транснациональное образование, глобализация, франчайзинг, валидированные программы, качество образования.
S. Sedunova
CROSS-BORDER EDUCATION: THEORYAND PRACTICE, THE POS-SIBILITYAND REALITY
The article deals with the development of cross-border education that is an indispensable element of globalization and internationalization in all spheres of life. The article reveals the concept and forms of transnational (trans-boundary) education, the basic documents that ensure the development of trans-boundary education in Europe.
Key words: cross-border education, transnational education, globalization, fran-chising, validation programs, the quality of education.
Реформы образования в России и Европе протекают сегодня на фоне растущей глобализации и интернационализации всех видов деятельности людей, куда, несомненно, попадает и образование, в особенности, высшее образование, когда люди уже не так зависимы от места проживания, от семьи, от некоторой предопределенности, связанной с местом рождения.
Основной предпосылкой становления и развития трансграничного образования является интернационализация услуг в сфере образования, которая, в свою очередь, является следствием интернационализации и глобализации бизнеса и экономики. Ориентация сегодняшнего мира на строительство экономики знаний и высоких технологий, несомненно, требует изменений не только в содержании предоставляемых знаний, но и в форме их получения. Проявляющаяся в последние годы активизация деятельности институтов трансграничного образования является показателем сдвига от предложения к спросу именно на новые формы организации передачи и получения знаний.
Глобализация является одной из существенных характеристик и тенденций развития современной системы образования. Это обусловлено многими предпосылками. В первую очередь следует учесть глобализацию мировой экономики, которая приводит к существенным изменениям в организации труда, производстве товаров и услуг, включая образовательные услуги, отношениям между странами, затрагивая даже культуру отдельных народов. В результате формируется единый глобальный рынок труда со схожими требованиями к знаниям и компетенциям работников, что не может не приводить к формированию схожих требований и к уровню образования, формированию глобального мышления для управления глобальными процессами во всех сферах жизни.
• Статья печатается в рамках научного проекта АВЦП "Маркетинговое исследование и мониторинг рынка труда приграничных областей".
Следует также отметить, что, наряду с глобализацией, в сфере образования отмечаются и тенденции к регионализации. В качестве примера можно привести единое европейское образовательное пространство, объединенное Болонским процессом, конкурирующее с Североамериканским образовательным пространством, формирование приобретающих все большую популярность на рынке систем образования Австралии и Новой Зеландии, а также создание набирающих потенциал систем образования стран Юго-Восточной Азии.
Специалисты, работающие в системе высшего образования должны знать, что страны, не рассматривавшие ранее интернационализацию образования как часть своей стратегии развития, в условиях глобализации в настоящий момент вынуждены определяться и находить себя в формирующемся общемировом образовательном пространстве. Однако, несмотря на объективность и очевидную необратимость процесса глобализации образования, он далеко не во всех странах приводит к активному и эффективному межгосударственному сотрудничеству с целью взаимообогащения и обмена опытом в сфере образования. Многие страны до сих пор не выработали собственную стратегию интернационализации образования. Чаще всего исследователи объясняют это существующим межгосударственным разрывом в уровне образования и качестве механизмов управления им.
Одним из следствий вышеуказанных процессов становится появление такого нового понятия, как транснациональное или трансграничное образование; здесь предлагается использовать для этих понятий общее сокращение - ТГО ("трансграничное образование" - от английского "transborder education"). Под трансграничным образованием подразумеваются все виды программ высшего образования, или курсов обучения, или образовательных услуг, включая дистанционное образование, при осуществлении которых обучаемые находятся в другой стране, нежели та, где расположен вуз, присваивающий квалификацию.
В Кодексе образцовой практики для транснационального образования (принят на третьем заседании Рабочей группы по транснациональному образованию в 1999 г., в г. Иерусалим) и одобрен сетью Европейских национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности (ENIC) на 7-м заседании сетей ENIC и NARIC (2000 г., Брюссель) дается следующее описание "транснационального образования": "Все виды учебных программ высшего образования, или комплектов курсов обучения, или образовательных услуг (включая программы дистанционного образования), при предоставлении которых обучающиеся находятся в стране, отличной от той, в которой расположено учебное заведение, присуждающее квалификации. Такие программы могут либо принадлежать образовательной системе другого государства, а не того, в котором эта программа реализуется, либо они могут функционировать независимо от любой национальной образовательной системы" [1].
Транснациональное образование может реализовываться в самых разных формах. Гленн Р. Джонса, один из основателей Международного союза транснационального образования, приводит следующие образцы транснационального образования:
• Онлайновые и дистанционные программы образования: программы дистанционного образования, представляемые через Интернет, по сети, через спутники, компьютеры, почту или с помощью других технологий - через государственные границы;
• Кампусы - филиалы: кампусы, которые открываются учебным заведением в другой стране для обучения иностранных студентов по своим учебным программам;
• По лицензии: ситуация, когда учебное заведение А дает разрешение на открытие учебного заведения В в другой стране в качестве провайдера одной или более программ учебного заведения А студентам учебного заведения В, находящегося в другой стране;
• Сочленение: признание на постоянной основе учебным заведением А особой разработки учебного заведения учебного заведения В в другой стране в качестве частичного зачета по программе учебного заведения А;
• Учебные заведения - побратимы: заключение соглашения между учебными заведениями разных стран по проведению совместных программ;
• Корпоративные программы: многие большие корпорации предлагают программы с зачетными единицами, полученными в учебных заведениях; в этот процесс часто вовлекается учет зачетных единиц, полученных, невзирая на государственные границы [2].
Генеральное соглашение по торговле услугами выделяет следующие модели транснационального образования:
1. Международная поставка - соответствует нормальной форме торговли товарами: пересекает границу только сама услуга. Международная поставка образовательных услуг может в будущем быстро возрасти за счет использования новых информационных технологий для дистанционного обучения (кабельной и спутниковой связи, аудио- и видеоконференций, программного обеспечения для ПК и CD-ROM и недавно появившегося Интернета). Ряд частных компаний и университетов недавно представили свои инициативы в этой области.
2. Потребление за границей (поддержка mobility) - соответствует ситуации, когда потребитель услуг перемещается в другую страну для их получения (например, студент едет на учебу за границу). Международный поток студентов в сфере высшего образования в настоящее время, несомненно, составляет самую большую долю глобального рынка образовательных услуг.
3. Коммерческое присутствие образовательных услуг - подразумевает коммерческое учреждение провайдерами объектов за границей (Branch Campus) или партнерство с отечественными учебными заведениями.
4. Присутствие физических лиц - подразумевает перемещение физического лица (например, профессора, исследователя, преподавателя и т. д.) в другую страну на временной основе для предоставления образовательных услуг.
Данное определение кажется довольно общим, а приведенные виды транснационального образования его не исчерпывают. Поэтому некоторые авторы добавляют к вышеназванным, такие виды транснационального образования, как:
5. Образовательные корпорации - образовательные учреждения или центры, не принадлежащие ни к одной из образовательных систем мира, работающие на транснациональные корпорации или являющиеся их частью.
6. Виртуальные институты - образовательные учреждения, предлагающие образовательные услуги одной из систем образования мира в формате электронных или информационнокоммуникационных решений (электронное обучение, интерактивные занятия через Интернет и др.) [3, с. 92-106].
Что касается видов трансграничного образования, сегодня считается, что не менее 75% экспорта посредством ТГО осуществляется в форме условного франчайзинга (в чистом виде франчайзинг в образовательной среде встречается довольно редко) образовательных программ зарубежными филиалами вузов и представительствами институтов дистанционного образования. Валидированные (аккредитованные) программы, зарубежный кампус и корпоративные образовательные подразделения - другие наиболее часто используемые организационно-правовые формы предоставления транснационального образования. Образовательные программы ТГО осуществляются и в традиционной форме, и виртуально, и в комбинированных вариантах. В последнее время ТГО начало проникать в университетский сектор, связанный с фундаментальным образованием, прежде всего посредством развития магистерских программ второго цикла, меньше востребованы его возможности в предоставлении программ высшего образования первого цикла (бакалавриат).
На рынке ТГО наиболее развитые страны играют ключевые роли, что вполне понятно. Самые сильные позиции в экспорте образовательных услуг в Европу посредством ТНО занимают Великобритания и США. Именно Великобритания добилась наибольших успехов в глобальном продвижении своих образовательных программ. В последние годы заметно повышается активность в сфере транснационального образования и в других европейских странах. Франция и Германия развивают трансграничное образование прежде всего в целях продвижения своих языков и культуры, а также создания перспективного источника доходов. Так, например, в 2000 году Федеральный департамент исследований Германии анонсировал проект по экспорту образовательных
программ и выделению значительных средств на создание для их реализации независимых центров за рубежом. Совет по финансированию высшего образования Великобритании в 2002 году инициировал широкую программу обучения зарубежных граждан через Интернет.
На территории самой России программы ТГО, представленные в самых разных формах -от Открытого университета до условно франчайзинговых, совместных и валидированных программ - также начали пользоваться все возрастающим спросом.
Трансграничное образование постоянно расширяется. Если еще два десятилетия назад количество студентов, обучающихся за рубежом, было статистически незначительным, то в 2010 году оно будет составлять более трех миллионов человек, приближаясь к 3% от общего 100 млн. корпуса студентов всего мира [5, с.9].
Однако сегодня существует ряд факторов, которые препятствуют развитию ТГО.
Многочисленные дискуссии вокруг развития ТГО в Европе, и в меньшей степени в России, сводятся сегодня к вопросам сохранения качества образования в случае его интернационализации, сохранения национальных традиций и культуры, а также развития процедур аккредитации на международном уровне. Но если в Европе уже появились определенные разработки и документы в области ТГО (Лиссабонская декларация, Кодекс образцовой практики для транснационального образования), на уровне ЮНЕСКО принято решение о разработке соответствующих принципов развития образования, то в России к решению данных вопросов на национальном уровне еще даже не приступали.
Руководящие принципы "Обеспечение качества в трансграничном высшем образовании" разработаны во исполнение резолюции, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (29 сентября - 17 октября 2003 г.) и предлагающей Генеральному директору "развивать практическую деятельность и разрабатывать принципы, которые послужат руководством в деле обеспечения трансграничного высшего образования, с использованием знаний, накопленных ЮНЕСКО и другими международными учреждениями, в сотрудничестве с учреждениями по обеспечению качества и поставщиками образовательных услуг" [4].
Руководящие принципы касаются шести сторон, имеющих отношение к высшему образованию (правительств, высших учебных заведений, поставщиков услуг в области высшего образования, включая профессорско-преподавательский состав, студенческих организаций, учреждений по обеспечению качества и аккредитации, учреждений, занимающихся признанием академических квалификаций, и профессиональных организаций), содержат набор рекомендаций практического характера и имеют целью укрепление взаимного доверия и международного сотрудничества между поставщиками и получателями трансграничных услуг в области высшего образования.
В документе сказано, что "Руководящие принципы направлены на поддержку и развитие международного сотрудничества и содействие пониманию важности обеспечения качества в трансграничном высшем образовании.
Их цель - обеспечить защиту учащихся и других заинтересованных сторон от низкого качества услуг и недобросовестных поставщиков, а также способствовать развитию качественного трансграничного высшего образования в соответствии с гуманитарными, социальными, экономическими и культурными потребностями" [4].
Далее отмечается, что в "отдельных странах национальные механизмы обеспечения качества, аккредитации и признания квалификаций учитывают существование трансграничных способов получения высшего образования, то во многих странах они не предусматривают решения возникающих в этой области проблем. Кроме того, отсутствие всеобъемлющих механизмов координации различных инициатив на международном уровне наряду с разнообразием и неравномерным развитием систем обеспечения качества и аккредитации на национальном уровне обусловливает серьезные пробелы в обеспечении качества трансграничного высшего образования, оставляя некоторые формы трансграничного высшего образования вне сферы действия механизмов обеспечения качества и аккредитации. В результате студенты и другие заинтересованные стороны оказываются менее защищенными
от некачественных услуг трансграничного высшего образования и их недобросовестных поставщиков. Перед современными системами обеспечения качества и аккредитации стоит трудная задача разработать соответствующие процедуры и системы, которые распространялись бы на иностранных поставщиков и программы (наряду с национальными поставщиками и программами), в целях извлечения максимальной пользы и ограничения потенциальных недостатков интернационализации высшего образования. В то же время в результате роста трансграничной мобильности студентов, преподавателей, исследователей и специалистов тема признания учебных и профессиональных квалификаций становится одной из приоритетных в повестке дня международного сотрудничества" [4].
В связи с этим появляется необходимость в дополнительных инициативах на национальном уровне, в более активном международном сотрудничестве и сетевом взаимодействии, а также в более транспарентной информации о процедурах и системах обеспечения качества, аккредитации и признания квалификаций. Усилия в этой сфере должны носить глобальный характер, причем особое внимание следует уделить потребностям развивающихся стран, с тем чтобы создать устойчивые системы высшего образования. В связи с отсутствием в некоторых странах всеобъемлющих механизмов обеспечения качества, аккредитации и признания квалификаций важным элементом общего процесса расширения и координации национальных и международных инициатив должно стать создание соответствующего потенциала.
Нельзя не согласиться с мнением составителей данного документа, что "Качество высшего образования в стране, его оценка и мониторинг не только имеют решающее значение для ее социально - экономического благосостояния, но и являются фактором, определяющим международный статус данной системы высшего образования. Создание систем обеспечения качества приобретает актуальность с точки зрения не только контроля за качеством высшего образования в стране, но и предоставления услуг высшего образования на международном уровне" [4].
Сегодня в России вопросы трансграничного образования отданы на откуп небольшому количеству вузов, которые по различным аспектам могут себе позволить самостоятельно осваивать этот рынок: наличие необходимых финансовых ресурсов, кадрового, технического потенциала и др. К сожалению, количество этих вузов в России незначительно, а значит, и количество студентов, вовлеченных в систему академических обменов еще очень недостаточно, чтобы можно было говорить о едином образовательном пространстве, о широком развитии болонских принципов на территории страны.
В вышеназванном документе, разработанном ЮНЕСКО, как уже говорилось ранее, к реализации трансграничного образования предполагается привлекать органы государственного управления, поставщиков услуг, студенческие организации, учреждения по обеспечении качества и аккредитации, учреждения, занимающиеся признанием квалификаций, профессиональные организации.
На современном этапе возникает острая необходимость выработки основных принципов и нормативно-правовых документов, регулирующих обеспечение качества трансграничного высшего образования на национальном уровне. Эти принципы должны быть направлены на поддержку международного сотрудничества и содействие пониманию важности обеспечения качества в трансграничном образовании. Возникает необходимость в дополнительных мероприятиях, поддерживающих развитие ТГО на Российском уровне, в более активном международном сотрудничестве, расширения информации о процедурах международной аккредитации и признания квалификаций. Необходимо помнить, что развитие трансграничного образования может значительно повысить конкурентоспособность высшего образования, предоставить вузам определенную финансовую самостоятельность в решении собственных проблем, облегчить вхождение России в Болонское пространство, предоставить вузам доступ к ограниченным ресурсам. Все это соотносится со стратегией развития образования в стране, а значит, требует повышенного внимания со стороны государственных органов управления образования и скорейшего решения вышеназванных проблем.
Литература
1. Аветисян П.С. Влияние основных факторов глобализации на сферу образования. Трансграничное образование. Проблемы университетского образования.// www.rau.am/downloads/Vestnik/1 07.
2. Джонс Г.Р. Как перебросить мост от сложных проблем транснационального образования к аккредитации. Транснациональное образование: возможность доступа или создание препятствий. 2000. № 3. Т. XXV. // http.: www.aha.ru.
3. Дьячкова К.А., Зуева Д.С.. Фурсов К.С. Транснациональное образование: понятие и перспективы с точки зрения российских экспертов. / Трансграничное образование: современные реалии и перспективы. Научные труды. М., 2008. С.92-106.
4. Руководящие принципы для обеспечения качества в трансграничном высшем образовании: Издано ООН по вопросам образования, науки и культуры// UNESCO, 2006// http://www.unesco.org/education.
5. Филиппов В.М., Краснова Г.А., Гришкун В.В. Учебный курс "Тенденции и формы использования информационных и коммуникационных технологий в трансграничном образовании" в системе повышения квалификации работников образовательных учреждений. (РУДН)// http://cis.rudn.ru.