УДК 327.7:378
Интернационализация образования в контексте формирования единого общеевропейского образовательного пространства
А. И. Пирогов, Т. В. Растимешина
Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
Рассматриваются проблемы интернационализации образования как условия и генерального направления формирования единого общеевропейского образовательного пространства. Обсуждаются подходы к анализу глобализации и универсализации образования и предлагаются дефиниции ключевых понятий. Анализируются генезис, эволюция и причины основных тенденций, сложившихся в европейском образовании и обусловливающих необходимость интегрировать национальные образовательные системы в общеевропейское образовательное пространство.
Ключевые слова: образование; интернационализация; глобализация; транснациональное образование; мобильность; общеевропейское образовательное пространство.
Интернационализация образования как исторический процесс имеет глубокие и разветвленные корни, поэтому образовательная политика каждого отдельного государства в области интернационализации, с одной стороны, является важнейшим фактором интеграции, с другой — характеризуется чертами, отличающими ее от интернационализации в другой образовательной системе. Начался этот процесс в Средние века в Европе, с появлением первых университетов. Широта охвата в университетском познании явлений объективной и научной реальности позволяет говорить о том, что с этого времени изменился подход к образовательному процессу и самой категории знания. С основанием первого университета Европа вновь открыла для себя пайдейю — категорию древнегреческой философии, характеризующуюся ценностным, качественным подходом к образовательному процессу.
Следующим этапом развития интернационализации стала организация университетов в колониях империй (экспорт учреждений). Первые африканские университеты — колледж Фура-Бей (Сьерра-Леоне), Дакарский университет Шейха Анта Диоп (Сенегал) и национальный университет Макерере (Уганда) — были основаны в колониальный период [1]. С начала 1960-х гг. в создании национальных систем образования государств третьего мира и подготовке профессиональных кадров для стран Азии, Африки и Латинской Америки, добившихся независимости в результате национально-освободительного движения и антиколониальных революций, активно участвовал Советский Союз. Так, в 1961—1963 гг. в советских вузах обучались студенты из 29 стран Африки, 21 государства Азии и 19 стран Латинской Америки [2]. Большую часть студентов из развивающихся стран принимал учрежденный в 1960 г. в Москве Университет дружбы народов.
Исторической вехой на пути интернационализации образования стал 1953 г., когда в рамках Совета Европы была заключена Европейская конвенция об эквивалентности дипломов в целях обеспечения свободного доступа граждан Европы в университеты. Можно считать, что подписание этого документа положило начало формированию единого общеевропейского образовательного пространства.
© Пирогов А. И., Растимешина Т. В.
76 Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015
__________________________Пирогов А. И., Растимешина Т. В.___________________
Концепция интернационализации оформилась на институциональном уровне только в середине 1990-х гг., когда были сформулированы ее желаемые или ожидаемые результаты. Этому предшествовали исследования и дискуссии на национальном и международном уровне (подробнее см.: [3]), вызванные, с одной стороны, сложностью и многогранностью понятия «интернационализация», с другой — некоторой полисемией и синонимией в терминологии (в частности, обсуждалось определение отношений между понятиями «интернационализация» и «мобильность», поскольку последнюю длительное время считали основным признаком первой). Кроме того, нелинейность процесса интернационализации образования связана с его многоаспект-ностью, породившей такие понятия, как международное образование, мультикультурное образование, экспорт образовательных услуг, интеграция образовательных систем, европеизация образования и образовательные услуги. Они являются базовыми, и их разграничение по уровням социотехнической деятельности — одна из важнейших методологических проблем.
Выработан ряд «общепринятых» определений интернационализации. В частности, классической признана формулировка Джейн Найт: интернационализация — это «процесс внедрения международного измерения в такие функции учебного заведения, как преподавание, исследование и оказание услуг» [4]. В начале XX в. эта дефиниция была доработана автором [5]: в новой редакции интернационализация определена как процесс внедрения международного аспекта в исследовательскую, образовательную и обслуживающую функции высшего образования.
Особенность трактовок, данных Дж. Найт, в том, что отмечены неразрывная взаимосвязь всех функций высшего образования в процессе интернационализации и его комплексное влияние на них. При этом, однако, рассматривается только внешняя сторона интернационализации, ее педагогическая составляющая. На наш взгляд, большей глубиной проникновения в суть данного процесса, соотнесением его с сущностью знания и познания отличается определение, предложенное Б. Дж. Эллингбоу (B. J. Ellingboe) в магистерской диссертации «Ведомственные стратегии интернационализации программы обучения: сравнительно-ситуационное исследование пяти колледжей Миннесотского университета» (Divisional Strategies on Internationalizing the Curriculum: a Comparative Five-College Case Study of Deans and Faculty Perspectives at the University of Minnesota, 1996). Здесь процесс интернационализации образования предстает как стремление организовать мышление в международном контексте, используя сравнительные подходы и реагируя на разносторонние изменения на мировой политической, социальной и культурной арене.
Важнейшим аспектом в понимании интернационализации является ее отделение в сущностном плане от глобализации. В частности, по мнению известного отечественного исследователя А. И. Галагана, с интернационализацией связан порядок мироустройства, характеризующийся доминирующей ролью национальных государств с четкими политическими границами, через которые можно вести традиционную деятельность по интернационализации образования — перемещать студентов, обмениваться персоналом, налаживать сотрудничество университетов и совместную исследовательскую работу. Глобализация же подразумевает более фундаментальное изменение мирового порядка, при котором национальные границы утрачивают значение, т. е. она отрицает их существование и, логично предположить, саму жизнеспособность университета как общественного института [6].
Исходя из этого положения, можно развести данные понятия: если глобализация означает возникновение гибридной мировой культуры и смешение национальных традиций и даже может нивелировать национальный образовательный суверенитет, Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015 77
___________________Проблемы общественного развития и образования__________
то интернационализация оставляет за ним право на существование с учетом включенности в общемировую образовательную систему, поскольку основана на кросскоммуникации и объективно возрастающей необходимости всестороннего международного обмена. Вместе с тем глобализация и интернационализация образования — два взаимосвязанных и взаимообусловленных, а не разнонаправленных или антагонистичных процесса, ведущих к приданию образовательным учреждениям новых форм.
Анализ причин интернационализации в разные эпохи показывает, что первоначально она была детерминирована в большей степени культурными факторами, в эпоху колониализма — политическими, в середине XX в. — носящими экономический характер. Сегодня интернационализация образования является сложнообусловленным процессом. Среди ее причин Р. Эланд [7] выделяет:
1) политические (рассматривается как «орудие» внешней политики);
2) экономическо-финансовые (вызвана потребностью повысить конкурентоспособность в экономике или доходы учебных заведений);
3) академические (служит вкладом в качество и разнообразие преподавания и обучения);
4) культурно-идеологические (обусловливается необходимостью поощрять уважение к культурному и этническому многообразию, а также содействовать взаимопониманию народов).
Российские специалисты, анализируя причины интернационализации на рубеже XX — XXI вв., отмечали, что геополитические и экономические интересы государства неразрывно связаны с экономическими интересами на институциональном уровне. При этом университеты могут быть заинтересованы:
— в получении устойчивого источника внебюджетного финансирования в случаях, когда образовательная деятельность приобретает форму коммерческой (по реализации образовательных услуг);
— в улучшении своего международного и внутреннего рейтинга и, как следствие, получении дополнительного бюджетного финансирования или грантов;
— в привлечении квалифицированных научных кадров;
— в повышении квалификации сотрудников и преподавателей [8].
Вне зависимости от нюансов теоретической интерпретации понятия, сегодня специалисты-практики всех субъектов образования во всем мире признают интернационализацию образования важнейшей стратегией деятельности университетов. Об этом, в частности, свидетельствуют тезисы доклада Международной ассоциации ректоров университетов (IAUP) о стратегии интернационализации (1995). В них Ассоциация решительно настаивала на том, чтобы все учреждения системы высшего образования активно содействовали процессу интернационализации своих учебных заведений, а также повышению компетентности и грамотности своих студентов, что является необходимым для пожизненного стремления к более дружественной обстановке в мире, в которой понимание межнациональных проблем и сотрудничество в их решении будут важным условием обеспечения качества жизни и поддержания экономического, социального и культурного развития (приводится по: [9]).
Кроме того, в интернационализации заинтересованы и государства, в том числе на пространстве СНГ. Интересы большинства из них в отношении интернационализации в краткосрочной перспективе состоят:
— в экономии бюджетных средств на реализацию программ высшего образования путем частичного замещения их привлекаемыми средствами от платного обучения иностранных граждан;
78 Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015
__________________________Пирогов А. И., Растимешина Т. В.___________________
— в притоке иностранного капитала за счет продажи не только образовательных, но и сопутствующих услуг;
— в компенсации негативных последствий снижения темпов роста населения и восполнения квалифицированных трудовых ресурсов [8].
Помимо названных выше экономических государственные интересы геополитического и социокультурного характера в не меньшей степени обусловливают заинтересованность в процессе интернационализации.
Таким образом, интернационализация образования есть организация образовательного процесса, предполагающая сотрудничество национальных образовательных учреждений посредством совместной образовательной и исследовательской деятельности в целях свободного и всестороннего развития личности.
Специалисты выделяют четыре основных подхода к осуществлению процесса интернационализации. Первый, «основанный на деятельности», подразумевает традиционные мероприятия по обеспечению академической мобильности студентов и преподавателей, международному трудоустройству студентов, технической поддержке и передаче знаний, совместной исследовательской деятельности и изменению учебных планов. Второй, основанный на «компетентности», сосредоточен на целях и результатах, измеряемых прибавочной стоимостью, создаваемой интернационализацией, формированием человека как профессионала и как личности. В основе третьего лежит понятие мультикультурного образования, которое студент должен получить в стенах университета. Четвертый, «стратегический», сочетает в себе все предыдущие подходы с целью вывести учебное заведение на международный уровень (подробнее см.: [10, с. 24]).
В соответствии с этим, сегодня принято выделять три формы интернационализации (мобильности): студентов, программ и учреждений. Проанализируем каждую из них с точки зрения воздействия на процесс интеграции образовательных систем в единое образовательное пространство.
«Внутренняя интернационализация» (internationalisation at home), или мобильность студентов, является одним из наиболее быстрорастущих экспортных секторов во всем мире: всемирный рынок образования оценивается в 1,5 трлн долларов, при этом глобальный спрос на высшее образование составляет 97 млн мест, а на международное — 1,8 млн мест. По прогнозам транснациональной образовательной корпорации IDP Education Australia, к 2025 г. спрос на международное образование стремительно увеличится и составит 262 млн мест, при этом доля высшего образования будет составлять не менее 7,2 млн мест [11].
Кроме того, неблагоприятная демографическая ситуация в странах — экспортерах образовательных услуг повлекла за собой изменения в миграционной политике. Так, в Германии с 1 января 2005 г. вступил в действие «Закон об иммиграции», дающий право иностранцам, получившим высшее образование в этой стране, оставаться в ней еще на год после выпуска для поиска работы. До его принятия иностранные выпускники обязаны были покинуть Германию сразу после окончания учебы [12]. Напротив, в США и Великобритании, традиционно более всего привлекавших иностранных студентов, в последние годы усложнились визовые правила. Воспользовавшись этим, лидеров серьезно потеснила Австралия. По прогнозам специалистов, к 2025 г. образование принесет в австралийскую казну не менее 38 млрд австралийских долларов и займет первое место по доходности среди индустрии сервиса, превзойдя туризм [13].
Студенческая мобильность последние 10 лет развивается и во многих странах СНГ. В начале десятилетия, в 2004 г., в вузах различных его государств обучалось более 78 тыс. студентов — граждан других стран СНГ [14]. Граждане Республики Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015 79
___________________Проблемы общественного развития и образования_________
Казахстан составляли почти 50 % студентов из других стран, обучавшихся в российских вузах, Республики Беларусь, Республики Узбекистан и Украины — 8—14, подданные других государств — по 3 %. В вузы Азербайджана и Армении из стран Содружества приезжали учиться в основном граждане Грузии и России; Республики Беларусь — России (77 %), Литвы (7) и Украины (6); Республики Казахстан — граждане России (49), Туркменистана (11) и Республики Узбекистан (31); Киргизской Республики — в основном граждане Республик Узбекистан (73) и Казахстан (20); Республики Молдова — преимущественно Украины (72) и России (24); Республики Таджикистан — главным образом Республики Узбекистан (45) и Туркменистана (30); в вузы Украины — граждане России (65), а также Республики Молдова (20) и Туркменистана (15 %) [14].
Однако государства СНГ, активно приглашая иностранных студентов, не поддерживают на государственном уровне своих граждан, выезжающих для обучения за границу. Среди стран — членов СНГ только в Республике Казахстан обучение за рубежом выделено в качестве одного из приоритетов государственной образовательной политики. Такой подход к студенческой мобильности во многом свидетельствует о том, что эта республика стратегически заинтересована в формировании отечественной интеллектуальной элиты и следует по европейскому пути решения поставленной задачи.
Мобильность программ не требует от студентов выезда из страны. При этой форме интернационализации иностранный вуз ведет учебный процесс, используя ор-ганизацию-провайдера (вуз-партнер) или информационные технологии и Интернет. Возможно комбинирование обоих подходов в самых различных формах. Гленн Джонс, один из основателей Международного союза транснационального образования, приводит следующие примеры транснационального образования:
— онлайновые и дистанционные программы образования (представляемые через Интернет, по сети, через спутники, компьютеры, почту или с помощью других технологий — через государственные границы);
— кампусы-филиалы (открываемые учебным заведением в другой стране для обучения иностранных студентов по своим программам);
— учебные заведения — побратимы (заключение соглашений между учебными заведениями разных стран для реализации совместных программ);
— корпоративные программы (предложение многими большими корпорациями программ с зачетными единицами, полученными в учебных заведениях; при этом часто учитываются и те, что получены студентами в национальных университетах) (подробнее см.: [15]).
Таким образом, транснациональное образование включает в себя все виды программ высшего образования, курсов обучения или образовательных услуг (в том числе дистанционного образования), при реализации которых обучаемые находятся не в той стране, где расположен вуз, присваивающий дипломы / квалификации. Программы транснационального образования могут принадлежать образовательной системе зарубежного государства либо предоставляться независимо от какой-либо национальной системы образования [16].
Форма и степень интернационализации образования в разных государствах зависит от этапа развития страны. Если национальные вузы плохо оснащены и страдают от нехватки квалифицированных специалистов, импорт высококачественных образовательных услуг может стать частичным решением образовательной проблемы. Полезным может оказаться и сотрудничество в сфере высшего образования
80
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015
________________________Пирогов А. И., Растимешина Т. В._________________
между странами, находящимися в одинаковом положении. Справедливость этого подтверждают исследования, проведенные специалистами Центральной и Восточной Европы, по мнению которых, в их регионе действуют следующие благоприятные факторы для развития транснационального образования:
1) потребность в иностранных инвестициях в экономику стран Центральной и Восточной Европы, стимулирующая подготовку квалифицированных специалистов, способных работать в условиях глобализации торговли и промышленности;
2) необходимость расширять доступ молодежи к образованию в условиях растущего спроса на образовательные услуги и невозможности его удовлетворить в странах со слабо развитым частным сектором высшего образования;
3) недостаточность государственного финансирования высшего образования;
4) бурное развитие Интернета [17].
Вместе с тем ряд объективных факторов препятствует транснациональному образованию или замедляет его распространение. Это «культурные барьеры» [17], связанные с различными историческими традициями университетского образования в Европе и на пространстве СНГ, а также фактическое отсутствие законодательной базы для работы организаций — провайдеров транснациональных программ.
Нейтрализовать факторы противодействия призваны Руководящие принципы «Обеспечение качества в трансграничном высшем образовании» (UNESCO/OECD Guidelines for Quality Provision in Cross-border Higher Education) [18]. Решение об их разработке было принято в октябре 2003 г. на 32-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО и встрече правления Центра исследований и инноваций в образовании (ЦИИО) ОЭСР в целях:
— защиты преподавателей и студентов от рисков получения низкокачественного образования и квалификаций, не признаваемых на широком международном уровне, а также недостоверной информации о предоставляемых образовательных услугах;
— повышения сопоставимости и конвертируемости присваиваемых степеней и квалификаций, обеспечивающих их международное признание;
— большей прозрачности, связанности и открытости процедур признания квалификаций и распознавания дипломов, в максимальной степени облегчающих академическую мобильность;
— усиления международного сотрудничества национальных агентств, участвующих в разработке образовательных стандартов, аккредитации и сертификации образовательных учреждений и услуг.
Университетам, успешно участвующим в программах транснационального образования и соблюдающих основные принципы обеспечения качества, предложено присваивать статус международно признанных образовательных учреждений (Internationally Recognized Higher Education Institution). Создание единой всемирной базы таких университетов (International Database on Internationally Recognized Higher Education Institutions) [19] определено ОЭСР как важный шаг в направлении обеспечения системы качества трансграничного образования и распространения информации среди заинтересованных лиц. В дальнейшем планируется широкое внедрение разработанных принципов на международном, региональном и национальном уровне.
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015
81
___________________Проблемы общественного развития и образования__________
Мобильность учреждений связана с открытием новых учебных заведений за пределами государства: филиалов, представительств, совместных образовательных центров и др. Сегодня эта форма мобильности менее распространена, чем мобильность студентов, поскольку требует непростых политических решений и крупных финансовых вложений. Межгосударственное сотрудничество в этом случае основывается на принципе субсидиарности, предполагающем достижение интеграции на уровне заинтересованных государств и реализуемом путем заключения заинтересованными государствами двусторонних соглашений об открытии филиалов, с учетом законодательной базы обеих стран. Зарубежные филиалы вузов существуют за счет средств вузов-учредителей, а также на условиях самофинансирования.
Одним из примеров успешной реализации принципа субсидиарности служит проводимая Российской Федерацией государственная политика создания филиалов российских вузов на территории государств — членов СНГ. Результатом межгосударственного сотрудничества в области мобильности учреждений стало принятие Соглашения о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в государствах — участниках Содружества Независимых Государств [20] (вступило в силу для РФ 21.03.2002). Под филиалом в данном документе понимается филиал высшего учебного заведения, созданный как структурное подразделение вуза государства одной стороны, расположенное на территории государства другой стороны и реализующее образовательные программы в полном объеме.
Развитие мобильности учреждений сопряжено с трудностями, не только препятствующими расширению филиальной сети вузов, но и негативно воздействующими на весь процесс формирования единого образовательного пространства. Так, в докладе Министерства образования и науки РФ на заседании Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом по вопросу о приеме соотечественников в вузы РФ и работе филиалов российских вузов в государствах — участниках СНГ и странах Балтии в 2006 г. отмечалось, что создание российскими вузами своих филиалов в государствах СНГ и Балтии и обеспечение их деятельности наталкивается на противодействие со стороны национальных государственных органов управления образованием. К примеру, Азербайджан принял решение лишить студентов российских филиалов отсрочки от службы в армии. В Армении не теряет остроты проблема трудоустройства русскоязычных выпускников филиалов российских вузов, поскольку обучение на русском языке по российским образовательным стандартам идет вразрез с ограничительными мерами закона Республики Армения «О языке», принятого в 1993 г. и действующего в XXI в. [21].
Итак, интернационализация образования остается актуальной мировой тенденцией последнего десятилетия. Она углубляет базу знаний институтов-участни-ков, раздвигает рамки научного поиска, обогащает учебные программы, расширяет культурные горизонты студентов и преподавательского состава и качественно меняет парадигму личностного социокультурного развития. Именно в этом процессе формируется позиция не только (и не столько) нового качества образования, сколько «нового качества человека». Причем в данном случае не только студент, но и преподаватель, и каждый, кто так или иначе участвует в международных образовательных программах, обретает качественные характеристики, во многом являющиеся атрибутивными признаками «человека будущего».
82
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015
Пирогов А. И., Растимешина Т. В.
Литература
1. Седдо К. Ф. Развитие высшего образования в Африке // Высшее образование в Европе. 2003. Т. XXVIII. № 1. С. 34-35.
2. Марчук Н. Н., Волосюк О. В. РУДН и Латинская Америка — 50 лет сотрудничества. М.: РУДН,
2009. 157 с.
3. Келлен Х. Концепция дальнейшего развития интернационализации на практике: десятилетие эволюции // Высшее образование в Европе. 2000. Т. XXV. № 1. С. 1—9.
4. Knight J. Internationalization of Higher Education: a Conceptual Framework // Internationalization of Higher Education in Asia Pacific Countries / Ed. by J. Knight, H. de Wit. Amsterdam: European Association for International Education, 1997. P. 5—19.
5. Knight J. Updated Definition of Internationalization // International Higher Education. 2003. № 33. P. 2—3.
6. Галаган А. И. Интеграционные процессы в области образования: анализ мировых тенденций // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 5. С. 72—85.
7. Эланд Р. Национальные организации и транснациональное образование // Высшее образование в Европе. 2000. Т. XXV. № 33. С. 19.
8. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы / В. М. Филиппов, И. В. Аржанова, В. Н. Васильев, А. С. Востриков и др. Изд. 2-е. М.: Логос, 2006. 487 с.
9. Исаева О. Н. Интеграционные процессы в области образования как фактор формирования мировой образовательной системы: анализ мировых тенденций // Российский научный журнал. 2008. № 3 (4). С. 161—169.
10. Глобализация и образование: Сб. обзоров / Отв. ред. и авт. вступ. ст. С. Л. Зарецкая. М.: ИНИОН РАН, 2001. 143 с.
11. Краснова Г. А. И снова об экспорте российского образования // Независимая газета [Электронный ресурс]. 2014. 23 апреля. URL: http://www.ng.ru/science/2014-04-23/12_education.html (дата обращения: 19.03.2015).
12. Новый закон об иммиграции: кого хотят видеть в Германии? // Deutsche Welle (DW): Germany’s international broadcaster [Электронный ресурс]. 2004. 10 июля. URL: http://dw.de/p/5IWb (дата обращения: 18.03.2015).
13. Варданян С. Экономика нуждается в новых образовательных технологиях [Интервью с директором Ереванского филиала МЭСИ С. Варданяном] / Беседу вел Л. Оганесян // Деловой Экспресс: Экономическая газета Армении [Электронный ресурс]. 2013. № 17 (1016). URL: http://www. express.am/article/17_1016/view/jekonomika-nuzhdaetsja-v-novyh-obrazovatelnyh-tehnologijah.html (дата обращения: 18.03.2015).
14. Образование в СНГ. Высшее профессиональное образование (2004/2005 уч. год) // Совет по сотрудничеству в области образования государств — участников СНГ [Электронный ресурс]. Cop.
2010. URL: http://www.cis.unibel.by/print.aspx?guid=34263/ (дата обращения: 18.03.2015).
15. Джонс Г. Как перебросить мост от сложных проблем транснационального образования к аккредитации // Транснациональное образование: возможность доступа или создание препятствий? 2000. № 3. С. 6.
16. Лукичев Г. Трансграничное образование // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2002. № 1. С. 71—75.
17. The Recognition, Treatment, Experience and Implications of Transnational Education in Central and Eastern Europe 2002—2003 / Report undertaken by S. Adam. Stockholm: Hogskoleverket, National Agency for Higher Education, 2003. 86 p.
18. Руководящие принципы для обеспечения качества в трансграничном высшем образовании. Париж: ЮНЕСКО, 2006 // База данных ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc. unesco.org/images/0014/001433/143349r.pdf (дата обращения: 19.03.2015).
19. UNESCO Portal to Recognized Higher Education Institutions // UNESCO: Official site [English version]. Cop. 2009—2014. URL: http://www.unesco.org/new/en/education/resources/unesco-portal-to-recognized-higher-education-institutions/ (accessed: 18.03.2015).
20. Соглашение о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в государствах — участниках Содружества Независимых Государств (Москва, 28 сентября 2001 года) // Российское образование для иностранных граждан [Портал] / Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/sng/ (дата обращения: 19.03.2015).
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015
83
__________________________Проблемы общественного развития и образования____________________________
21. Закон Республики Армения от 30.03.1993 № ЗР-52 «О языке» // Законодательство стран СНГ: Web-версия / СоюзПравоИнформ. Cop. 2003—2015. URL: http://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=2942 (дата обращения: 18.03.2015).
Пирогов Александр Иванович — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и социологии (ФиС), декан факультета (института) экономики, управления и права (ИнЭУП) МИЭТ. E-mail: [email protected]
Растимешина Татьяна Владимировна — доктор политических наук, профессор кафедры ФиС МИЭТ. E-mail: [email protected]
84
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015