Научная статья на тему 'Условия реализации трансграничного обучения в вузе'

Условия реализации трансграничного обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лоренц В. В.

В статье рассматриваются культурно-исторические предпосылки формирования трансграничного образования в России: глобализация образовательных рынков, актуальность и цели трансграничного высшего образования, перспективы формирования информационного образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF REALIZATION OF THE CROSS-BORDER HIGHER EDUCATION

The article considers cultural and historical background of the development of cross-border education in Russia, globalization of the educational markets, relevance and purposes of the cross-border higher education, prospects of the information educational space development.

Текст научной работы на тему «Условия реализации трансграничного обучения в вузе»

циях / М. З. Гамзатова, Х. Г. Махачева, Т. М. Меджидова и др. Махачкала: Эко-пресс, 2012. 62 с.

3. Степанова-Быкова А. С. Методика профессионального обучения. URL: http://www.blockpostgroup.ru/Tiles/Bib-lio/Master_driving/stepanova.pdf.

4. Элементы реализации учебно-методического комплекса как документа в управлении достижением качества

УДК 378.1

условия реализации трансграничного обучения в вузе

В статье рассматриваются культурно-исторические предпосылки формирования трансграничного образования в России: глобализация образовательных рынков, актуальность и цели трансграничного высшего образования, перспективы формирования информационного образовательного пространства.

Ключевые слова: трансграничное образование, интернационализация, международное сотрудничество, непрерывное образование, интеграция, глобализация, единое образовательное пространство.

Современное инновационное образование предполагает создание оптимальной и устойчивой учебно-организационной, научно-методической и нормативно-административной среды, обеспечивающей поддержку инновационных подходов к образовательному процессу, которые ориентированы на интеграцию научно-образовательного потенциала, использование возможностей международного сотрудничества в плане создания единого образовательного пространства.

Согласно образовательному законодательству Российской Федерации (Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») одним из принципов государственной образовательной политики является «интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации, при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы, в мировую систему высшего образования» [1].

Среди факторов, определяющих развитие систем высшего образования в мире, значительное место занимают процессы глобализации и интернационализации. Глобализация и становление трансграничного образования не обходит стороной и Россию. В условиях глобализации мировой экономики, мощной конкуренции на международных рынках товаров и услуг экономика нашей страны не может устойчиво расти без развития ряда направлений внешнеэкономической деятельности. Одним из важнейших, является подготовка зарубежных специалистов как в отечественных учебных заведениях, так и за рубежом в филиалах российских вузов. Это обстоятельство обусловливает необходимость выработки в России государ-

преподавания. URL: http://www.cyberleninka.ru/article/n/ elementy-realizatsii-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-kak-dokumenta-v-upravlenii-dostizheniem-kachestva-prepodavaniya#ixzz2sw9i9jyh

© Кривогина Д.Н., Хаматнурова Е.Н., 2014

В. В. Лоренц V. V. Lorents

conditions of REALizATioN of the cross-border higher education

The article considers cultural and historical background of the development of cross-border education in Russia, globalization of the educational markets, relevance and purposes of the cross-border higher education, prospects of the information educational space development.

Key words: cross-border education, internationalization, international cooperation, continuous education, integration, globalization, common educational space.

ственной политики в отношении экспорта национальных образовательных услуг.

В этой связи немаловажным является факт присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО). Начиная с 2012 г., после ратификации Государственной Думой протокола о вступлении России в ВТО и подписания указа Президентом РФ, Россия стала полноправным участником международного рынка по торговле образовательными услугами. Данный указ, как и подписание Болонской декларации странами ЕС в 2001 г., предопределяют необходимость вовлечения Российской высшей школы в международные интеграционные процессы с целью создания единого образовательного пространства.

В. С. Сенашенко, профессор Российского университета дружбы народов, в своих работах подчеркивает как положительные стороны и возможности развития системы высшего образования в контексте глобализации, так и определяет возможные негативные последствия для отечественной системы образования в условия присоединения России к ВТО [2, с. 48]. Мы согласны с тем, что процессы глобализации могут оказать заметное воздействие на формирование образовательной среды современной высшей школы и ведут к существенным изменениям как в плане управления, организации, так и в определении содержания образования, форм, методов, технологий взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Международный рынок и новые технологии содействуют глобализации образования. Повышение квалификации, высшее образование и обучение более не ограничиваются границами государств. Сегодня становится все более

актуальным трансграничное непрерывное образование в разных формах, включая обучение, проводимое с использованием Интернета, а также традиционное обучение на месте с помощью обучающих программ, доступное как через образовательные учреждения, так и через предпринимательские структуры.

В связи с этим образование становится сегодня трансграничным благодаря применению образовательными учреждениями разнообразных способов продвижения за рубежом собственных учебных программ в традиционной форме, в первую очередь путем создания представительств, филиалов. Трансграничное, или транснациональное, образование (ТГО) обозначает любую образовательную или обучающую деятельность, в процессе которой обучаемый находится в одной стране, в то время как учебное заведение, предоставляющее ему образование, находится в другой стране. Возможно, что учебные материалы пересекают государственные границы при помощи сервисов Интернета, электронной почты, радио, телевидения или иным способом.

Будучи прямым результатом интернационализации, трансграничное образование тесно связано с применением новых информационных технологий. Оно знаменует собой реальный переход к этапу глобализации образовательных рынков. Спрос на высшее образование в мире ежегодно растет на 6 % со значительным опережением услуг ТГО. Если в 2003 г. зарубежное образование во всех его формах получали чуть более 2,0 млн студентов, то в 2025 г. таковых ожидается 7,2-7,3 млн человек, существенная часть которых будет обучаться по программам ТГО.

Актуальность и цели трансграничного образования в системе образования России отражены в Проекте Постановления Правительства России о проведении эксперимента по распределенному и трансграничному образованию (опубликован 19 апреля 2011 г.) [3]. Необходимость проведения данного эксперимента для высшего профессионального и дополнительного профессионального образования обусловлена их взаимосвязью, а также тем, что высшее профессиональное образование наравне с дополнительным профессиональным образованием нуждается в инновационном подходе реализации образовательных программ, в повышении доступности образования. Кроме того, в настоящее время не полностью используются возможности информационных и коммуникационных технологий, которые особенно необходимы с учетом географии России и возможности осуществления экспорта российского образования в его наиболее эффективной форме - трансграничное образование по месту проживания обучающегося. Поэтому эксперимент направлен на создание, совершенствование и внедрение в образовательную практику новых видов образовательных организаций (распределенных учебных заведений), объединений образовательных, научных и иных организаций (инновационных альянсов, рекомендованных итоговым документом саммита «Группы восьми» - «Образование для инновационных обществ в XXI веке»). Эксперимент направлен на формирование технологического и организационного обеспечения экспорта российского

трансграничного образования, выработку предложений по совершенствованию законодательства в области образования, что позволит решить проблему непрерывного образования и реализовать принцип «образование через всю жизнь».

Предусматривается, что в число участников эксперимента будут включены образовательные организации, являющиеся распределенными учебными заведениями, независимо от их организационно-правовой формы, прошедшие отбор в порядке, определяемом Министерством образования и науки Российской Федерации. Под распределенным учебным заведением (далее - РУЗ) понимается образовательная организация, имеющая свидетельство о государственной аккредитации, реализующая образовательные программы высшего профессионального и (или) дополнительного профессионального образования на основе единой информатизационной образовательной среды с использованием единого контента, библиотечных ресурсов, единого профессорско-преподавательского состава, единого администрирования, а также имеющая в качестве структурных подразделений территориально удаленные центры доступа к информационно-образовательным ресурсам в Российской Федерации и (или) за рубежом, объединенные посредством телекоммуникаций пункты доступа, и прошедшая отбор для участия в эксперименте.

Развитие систем образования направлено не только на повышение качества подготовки специалистов, но и на расширение круга людей, получающих возможность обучаться. Во многом этому способствует повсеместное распространение и проникновение в систему образования современных информационных и коммуникационных технологий. Благодаря их использованию многие люди приобрели возможность получать образовательные услуги не только у себя в стране, но и использовать для получения образования огромный опыт, накопленный многими странами мира. Использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда педагогов, а также на эффективность подготовки обучаемых в различных системах образования.

Неслучайно современное образование становится межгосударственным, межнациональным, трансграничным. С появлением компьютерных сетей обучаемые и педагоги приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов и т. д.) С помощью коммуникационных средств становится возможным организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий в реальном режиме времени.

Глобализация и непрерывность образования являются тенденциями развития современной системы образования. Это обусловлено многими предпосылками. В первую очередь следует учесть глобализацию мировой экономики, ставшую возможной благодаря совершенствованию телекоммуникационных и информационных

систем, включая развитие Интернета. Глобализация приводит к существенным изменениям в организации труда, производстве товаров и услуг, включая образовательные услуги, отношениям между странами, затрагивая даже культуру отдельных народов. Глобализация образования тесно связана с процессами интернационализации систем образования разных стран мира.

Специалисты, работающие в системе высшего образования, должны знать, что страны, не рассматривавшие ранее интернационализацию образования как часть своей стратегии развития, в условиях глобализации в настоящий момент вынуждены определяться и находить себя в формирующемся общемировом образовательном пространстве. Однако, несмотря на объективность и очевидную необратимость процесса глобализации образования, он далеко не во всех странах приводит к активному и эффективному межгосударственному сотрудничеству с целью взаимообогащения и обмена опытом в сфере образования. Многие страны до сих пор не выработали собственную стратегию интернационализации образования. Чаще всего это объясняется существующим межгосударственным разрывом в уровне образования и качестве механизмов управления им.

По мнению ряда Санкт-Петербургских ученых, при внедрении информационных технологий и стирания границ между участниками образовательного процесса системы образования все большего числа стран ориентируются на «международный формат образования», который призван способствовать национальному развитию в направлении общества, основанного на знаниях, в русле модели, основанной на экспорте [4]. Ориентация на международный рынок становится жизненно необходимой. Поэтому интернационализация образования представляет собой результат государственной политики стран, успешно реализующих программы информатизации образования, вошедших в международный рынок образовательных услуг и воспользовавшихся преимуществами участия в нем. Немаловажно, что рынок трансграничного образования имеет тенденцию к постоянному росту, что укрепляет его как весьма выгодное место вложения инвестиций. Интернационализация образования и участие систем образования в международных интеграционных процессах повышают национальный образовательный потенциал, а значит и конкурентоспособность государств на данном рынке.

Сейчас уже можно уверенно говорить о перспективах формирования информационного образовательного пространства системы образования отдельных стран, выстраиваемого на идеях непрерывности и многоуровнево-сти образования. Нельзя не отметить необходимость его интеграции с формируемым в настоящее время мировым информационным образовательным пространством. Об этом свидетельствует все большее количество появляющихся информационных образовательных ресурсов, предназначенных для использования не только в стенах организаций-разработчиков, но и вне таких организаций [5].

Постоянный прогресс в области создания и внедрения в систему образования средств информационных и ком-

муникационных технологий является основным толчком для развития и интенсификации открытого образования, идеи и специфика которого продолжают оказывать влияние на развитие концепции дистанционного образования. Благодаря внедрению новых информационных и коммуникационных технологий расширяется доступ к образованию людям, живущим в разных странах мира, а расширение образовательного использования средств информационных и коммуникационных технологий облегчает взаимодействие между различными типами образовательных учреждений, а также между различными источниками учебных материалов. Дистанционное обучение является важнейшей формой трансграничного образовательного процесса, появившейся благодаря внедрению в вузы современных средств электронных коммуникаций.

Круг людей из разных стран мира, желающих получить качественное и доступное образование, постоянно расширяется. Кроме этого, в условиях рыночных отношений возрастает спрос на образовательные услуги различных уровней со стороны всех слоев населения. Дистанционное обучение позволяет получить основное или дополнительное образование параллельно с основной деятельностью человека или же дает возможность получить профессию лицам, которые по состоянию здоровья или по причине удаленности места проживания от интересующего учебного заведения не могут обучаться по дневной очной системе. Такие формы обучения стирают границы между учебными заведениями и участниками образовательного процесса, способствуя развитию трансграничного непрерывного образования. В свою очередь, становление и совершенствование дистанционного непрерывного образования влечет за собой появление новых подходов к разработке учебно-методических материалов и комплексов средств обучения, таких как учебники, практикумы, сборники заданий и тестов. Разрабатываются различные тренажеры и самоучители, а с развитием телекоммуникационных технологий важнейшими педагогическими средствами, используемыми в рамках трансграничного образования, становятся образовательные ресурсы Интернета.

Процессы информатизации трансграничного образования и внедрения новых высокоэффективных методов и средств обучения выдвигают на первый план ценность индивидуальности личности и утверждают приоритет ее активности на протяжении всего процесса обучения, открывают возможность наиболее эффективного использования всей полноты функций средств информатизации образования как посредников становления открытых способов непрерывной познавательной деятельности.

В рамках трансграничного образования создается возможность многомерного движения специалиста в образовательно-профессиональном пространстве нескольких стран, его развитие через обучение, а также постоянный образовательный и профессиональный консалтинг.

Сегодня именно высшее образование формирует международный рынок образовательных услуг, на котором, несмотря на большое количество участников, экспортерами являются в основном развитые страны, в которых сформировалась национальная школа высшего образования.

Интернационализация и информатизация системы высшего образования способствуют развитию навыков студентов и повышению качества национальных систем образования. Поэтому в последние десятилетия количество различных международных образовательных программ резко выросло под влиянием отдельных государств и международных организаций, а также самих студентов, желающих учиться за рубежом.

В заключение следует подчеркнуть, что система трансграничного образования, основанная на повсеместном использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, должна стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставить человеку разноуровневые образовательные услуги, позволяющие учиться непрерывно и обеспечить возможность приобретения современных профессиональных компетенций. Подобная система должна дать возможность каждому обучаемому, вне зависимости от того, в каком государстве он живет или находится, выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям.

УДК 378.1

развитие дидактического знания об образовательном процессе в высшей школе

В статье рассматривается развитие дидактического знания об образовательном процессе в высшей школе. Основная цель работы заключается в обосновании актуальных направлений исследований в дидактике высшей школы. Отмечается, что развитие научно-дидактического знания представляет собой поэтапный процесс его концептуализации, дана характеристика внешних и внутренних факторов, определяющих его современное состояние.

Ключевые слова: дидактическое знание, образовательный процесс в вузе, дидактика высшей школы.

Теоретические основы обучения в высшей школе, которые разрабатывались в эпоху индустриального общества, достигли критической фазы своего развития. Это связано с тем, что практика обучения в высшей школе подверглась серьезным изменениям, связанным с Болон-ским процессом, переходом на уровневое образование, развитием информатизации образовательного процесса и т. д. Симптомом возникновения критической фазы развития вузовской дидактики является разрыв между большим фактическим материалом, накопленным практикой обучения в ведущих вузах страны, и исходными принципами теории обучения в высшей школе, сформулированными еще в период ее зарождения. В этой связи становится актуальной проблема развития дидактического знания

1. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». URL: http://www.ed.gov. ru/ofinf/nd_fao/6656/ (статья 2.1.).

2. Сенашенко В. С. Образование и процессы глобализации // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 48-53.

3. Проект Постановления Правительства России о проведении эксперимента по распределенному и трансграничному образованию (опубликован 19 апреля 2011 г.). URL: http://www.mon.gov.ru/

4. Заир-Бек Е. С., Тряпицына А. П. Подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования для всех: национальное видение. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 214 с.

5. Жарикова Л. И. Ценностное отношение будущих учителей к непрерывному педагогическому образованию: проблемы и перспективы. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2008. 208 с.

© Лоренц В. В., 2014

Н. С. Макарова N. S. Makarova

the development of didactic knowledge of educational process in higher educational institute

The article considers the development of didactic knowledge of educational process in higher educational institution. The main objective of the article is to give reasons for the development of certain research trends in higher education didactics. The author underlines that the development of scientific and didactic knowledge is a step-by-step process towards its conceptualization. The author gives characteristics of internal and external factors that determine a current state of scientific and didactic knowledge.

Key words: didactic knowledge, educational process in higher educational institution, higher education didactics.

и обоснования перспективных направлений исследований в дидактике высшей школы. В философии науки развитие научного знания рассматривается как перманентное возрастание его содержательного потенциала - инструментального, категориального, фактологического, «что отражает и выражает ориентацию науки на совершенно фундаментальную цель: адекватное проникновение в природу вещей, доказательное освоение истины» [1, с. 309]. «Развитие» предполагает качественные изменения; переход на новый этап развития происходит по мере накопления противоречий между фактуальным и концептуальным базисом научного знания. Дидактика, являясь частью педагогики, не развивается изолированно, в современных условиях процесс развития педагогического знания связан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.