объекты, которые: а) являются отношениями; б) являются отношениями в математике. При выполнении задания дети учатся относить объект к понятию, а это — познавательное УУД.
Таким образом, в процессе формирования межпредметных и подчинённых им понятий школьники осваивают познавательные УУД: учатся выделять свойства, существенные для понятия, определять понятия и относить объект к понятию.
Понятие «отношение» — не единственное межпредметное понятие, подчинённое которому изучается на математике. Таких понятий достаточно много: функция, круг, линия, координаты, корень и т. д. Систематическая работа с такими понятиями, включающая реализацию на уроках этапов формирования межпредметных и подчинённых им понятий, способствует овладению учащимися универсальными учебными действиями, в первую очередь — познавательными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Подходова Н. С., Иванова О. А. Проблемы формирования межпредметных понятий при изучении математики // Письма в Эмиссия.оффлайн, 2013.
2. Подходова Н. С. Методика формирования междисциплинарных понятий (на примере обучения математике): Уч.-метод. пособ. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 176 с.
3. Фреге Г. Логика и логическая семантика. М.: Аспект Пресс, 2000.
REFERENCES
1. Podhodova N. S., Ivanova O. A. Problemy formirovanija mezhpredmetnyh ponjatij pri izuchenii mate-matiki // Pis'ma v Jеmis-sija.offlajn, 2013.
2. Podhodova. N. S. Metodika formirovanija mezhdisciplinarnyh ponjatij (na primere obuchenija mate-matike): Uch.-metod. posob. SPb.: Izd-vo RGPU im/ A. I. Gertsena, 2006. 176 s.
3. Frege G Logika i logicheskaja semantika. M.: Aspekt Press, 2000.
Е. Е. Раша
Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Статья обращена к проблеме трансформации университетских образовательных программ, в связи с возросшей потребностью высшего образования отвечать международным требованиям. При возрастающей мобильности студентов, преподавателей и образовательных программ, транснациональные (трансграничные) и международные программы оказывают влияние на трансформацию университетского образования.
Ключевые слова: транснациональное (трансграничное) образование, международное образование, трансграничная мобильность, трансформация университетского образования.
E. Rasha
Analysis of Transnational and International Higher Education Characteristics
The article considers the problem of the transformation of university education programs due to the increased need to meet international requirements. With the increasing mobility of
students, teachers and educational programs, transnational (cross-border) and international programs have an impact on the transformation of university education.
Keywords: transnational (cross-border) education, international education, crossborder mobility, transformation of university education.
Глобализация высшего образования проявляется в различных формах, из которых транснациональное образование — один из самых заметных феноменов. В контексте образования термин «транснациональное образование» рассматривается как услуга образования, оказанная на пересечении государственных границ, с участием учебных заведений, студентов и учёных, принадлежащих к двум или более нациям [6, с. 3]. Оно способствует распространению знаний за пределами географических границ, что делает программы высшего образования доступными для учащихся вне зависимости от места получения диплома.
Транснациональное образование — явление не новое, но темпы его международной экспансии влияют на стратегии развития и реструктуризации высшего образования. Транснациональное образование характеризуется как неотъемлемая часть современной системы образования, и его следует рассматривать как позитивный набор возможностей для получения образования [6, с. 2], что вызывает глубокие и далеко идущие последствия для тех, кто участвует в системе высшего образования.
В настоящее время США, Великобритания и Австралия являются лидерами в экспорте высшего образования в мире [2, с. 5]. В целом эти страны, а также страны Европейского союза нацелены на расширение транснационального образования в Азии (Китай, Гонконг, Сингапур). Финляндия также собирается открывать там филиалы. К примеру, в Азии к 2025 году ожидается рост обучаемого населения с 17 миллионов до 87 миллионов. В Малайзии поняли, что своими силами они смогут дать образование только 6% обучающихся и пригласили зарубежные университеты открыть свои филиалы.
Исследователи транснационального образования выделяют несколько факторов, влияющих на его развитие: развитие информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих новые возможности и возможности образовательного сотрудничества и сотрудничества на международном уровне; появление корпоративных образовательных услуг; развитие высшего образования без границ.
Как показал анализ существующих программ различных университетов, наиболее быстро развивающиеся области транснационального образования: информацион-
ные технологии, менеджмент и бизнес-администрирование, бухгалтерский учет, инженерное дело, включая строительство и архитектуру. Далее идут международное право, медицина, обучение медперсонала, например, анестезиологов.
Понятие «транснациональное (трансграничное) образование» является родовым по отношению к международному образованию наряду с такими понятиями, как муль-тикультурное образование, образование без границ, кросс-культурное образование, интернет-образование. Особенностями международного образования выступают гуманистическая направленность (учет прав человека на образование; развитие в процессе взаимодействия международного взаимопонимания, способности человека оценивать явления с позиции другого человека, другой культуры; подготовка человека жить и работать как в своей стране, так и за рубежом) и прагматическая направленность (достижение высокого качества образования, привитие универсальных профессиональных и общечеловеческих норм, углубление тенденций к культурной и цивилизационной интеграции).
Международное образование определяется в энциклопедии «Американа» как академические, научные обмены среди студентов, ученых, преподавателей (International Educational Exchanges); изучение зарубежных образовательных программ (Comparative Education); помощь развивающимся государствам в модернизации систем обучения (Development Education); интернационализация вузов, т. е. создание общей системы оценок и учебных программ (Cross-Cultural Education) [5, с. 296]. Помимо развития международных академических обменов вне политического контекста, направленных на обучение зарубежных специалистов в сферах промышленности, сельского хозяйства и образования, политических и общественных лидеров, существуют программы обмена, направленные на реализацию внешнеполитических задач США. Международные академические обмены (они же международные образовательные программы), являясь каналами, через которые проходит культурное, идеологическое и, наконец, политическое взаимодействие между нациями, стали не только частью международного образования, но и международных политических отношений. Поэтому государства, занимающие активную позицию на международной арене, используют международные образовательные программы в своей внешней политике для формирования благоприятного имиджа страны за рубежом и усиления своего влияния в других государствах.
Транснационализм в 1970-е гг. разрабатывался американцами Р. Кеохеном и Дж. Найем как «поле взаимодействия не только государств, но и негосударственных акторов и организаций, развивающих трансграничное взаимодействие» [4, с. 9]. Под влиянием транснационализации происходит трансформация политических, хозяйственных, социально-общественных пространств, что бросает серьёзный вызов государству. Феномен транснационализации обусловлен глобализацией, т. е. «ростом взаимозависи-
мости между различными людьми, регионами и странами в мире» (Гидденс), катализатором которой являются стремительно развивающиеся информационные технологии. Хотя государства по-прежнему контролируют потоки информации, ресурсов и денег, проходящих через их границы, современные коммуникационные технологии делают эту задачу все более сложной, так как знания и финансы можно со скоростью света передавать по миру в виде электронных сигналов.
Долгое время высшее образование было достоянием внутренней политики государства, институтом сугубо национальным, со специфически национальными или региональными традициями, и только с XX века можно говорить об активных интеграционных процессах и интернационализации образования.
Транснациональное образование может реализовываться в самых разных формах. Гленн Р. Джонс, один из основателей Международного союза транснационального образования, приводит следующие примеры транснационального образования [1, с. 6].
• Онлайновые и дистанционные программы образования: программы дистанционного образования, представляемые через Интернет, по сети, через спутники, компьютеры, почту или с помощью других технологий — через государственные границы;
• Кампусы-филиалы: кампусы, которые открываются учебным заведением в другой стране для обучения иностранных студентов по своим программам;
• По лицензии: ситуация, когда учебное заведение А дает разрешение на открытие учебного заведения В другой стране в качестве провайдера одной или более программ учебного заведения А студентам учебного заведения В, находящегося в другой стране;
• Сочленение: признание на постоянной основе учебным заведением А особой разработки учебного заведения В в другой стране в качестве частичного зачета по программе учебного заведения А;
• Университеты-побратимы: заключение соглашения между учебными заведениями разных стран по проведению совместных программ;
• Корпоративные программы: многие большие корпорации предлагают программы с зачетными единицами, полученными в учебных заведениях; в этот процесс часто вовлекается учет зачетных единиц, полученных невзирая на государственные границы.
Генеральное соглашение по торговле услугами выделяет следующие модели транснационального образования [2, с. 93].
1. Международная поставка — соответствует нормальной форме торговли товарами: пересекает границу только сама услуга. Международная поставка образовательных услуг может в будущем быстро вырасти в объеме за счет использования новых информационных технологий для дистанционного обучения (кабельной и спутниковой связи, аудио- и видеоконференций, программного обеспечения для ПК и CD-ROM и недавно появившегося Интернета). Ряд частных компаний и университетов недавно представили свои инициативы в этой области.
2. Потребление за границей (mobility) — соответствует ситуации, когда потребитель услуг перемещается в другую страну для их получения (например, студент едет на учебу за границу). Международный поток студентов в сфере высшего образования в настоящее время, несомненно, составляет самую большую долю глобального рынка образовательных услуг.
3. Коммерческое присутствие образовательных услуг — подразумевает коммерческое учреждение провайдерами объектов за границей (Branch Campus) или партнерство с отечественными учебными заведениями.
4. Присутствие физических лиц — под-
разумевает перемещение физического лица (например, профессора, исследователя,
преподавателя и т. д.) в другую страну на временной основе для предоставления образовательных услуг.
5. Образовательные корпорации — образовательные учреждения или центры, не принадлежащие ни к одной из образовательных систем мира, работающие на транснациональные корпорации или являющиеся их частью.
6. Виртуальные институты — образовательные учреждения, предлагающие образовательные услуги одной из систем образования мира в формате электронных или информационно-коммуникационных решений (электронное обучение, интерактивные занятия через Интернет и др.).
Рассмотрев определение «транснационального образования» OECD, принятого к употреблению британским Советом по международным связям студентов UKCISA и определение «университетских программ обменов» глоссария американской Ассоциации специалистов в области международного образования NAFSA, мы остановились на определении и понимании двух видов международных программ университетского уровня, предложенных данными организациями, соответственно:
1) транснациональные образовательные программы высшей ступени обучения — это все виды программ, или учебных программ или образовательных услуг (включая программы дистанционного образования), в которых обучающиеся находятся в стране, отличной от страны, в которой располагается университет, присуждающий степень. Такие программы могут принадлежать к образовательной системе государства, отличного от государства, в котором она реализуется, или могут реализовываться независимо от какой-либо национальной системы;
2) международные образовательные программы (программы академического обмена, программы академической мобильности) высшей ступени обучения — это программы, реализуемые между университетами разных стран на основании партнерских соглашений, в рамках которых студенты, преподаватели и сотрудники могут обучаться в вузе-партнёре в другой стране с
получением диплома или без получения диплома.
Специфика транснациональных и международных образовательных программ рассматривается в контексте информационного общества, общества знаний, глобализации, мирового образовательного пространства. В этом случае эти программы влияют на подготовку к мобильности и готовность к мобильности преподавателей и студентов, участие их в международных конференциях, научных симпозиумах и других видах партнерских международных отношений.
Таким образом, мы выявили, что транснациональное образование как часть международного образования включает в себя трансграничную (или международную) мо-
бильность. Трансграничная мобильность может принимать три формы: мобильность людей на основе образования; программу мобильности на основе образования и создание кампуса за рубежом в образовательных целях. При возрастающей мобильности, университеты трансформируют образовательные программы, чтобы отвечать международным требованиям. Таким образом, транснациональные и международные программы оказывают влияние на трансформацию университетского образования: на изменение куррикулумов, которые изменяются с учетом необходимости обучать студентов новым компетенциям, на изменение инфраструктуры, на подготовку вспомогательного персонала и на другие элементы модернизации высшего образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Джонс Г. Дж. Как перебросить мост от сложных проблем транснационального образования к аккредитации // Транснациональное образование: возможность доступа или создание препятствий. 2000. № 3. С. 6.
2. Дьячкова К. А., Зуева Д.С., Фурсов К. С. Транснациональное образование: понятие и перспективы с точки зрения российских экспертов // Трансграничное образование: современные реалии и перспективы: Научные труды. М., 2008. С. 92-106.
3. Руководящие принципы для обеспечения качества в трансграничном высшем образовании: Издано ООН по вопросам образования, науки и культуры // UNESCO, 2006 // http://www.unesco.org/education.
4. Транснациональные политические пространства: явление и практика / Отв. ред. М.С. Стрежнева. М.: Весь Мир, 2011. 371 c.
5. Encyclopedia Americana. Vol. 15. Danbury, Connecticut: GROILIER Incorporated, 1992. P. 296-298.
6. Hussain I. Transnational Education: Concept and Methods. Turkish Online Journal of Distance Education-TOJDE January 2007 ISSN 1302-6488, Volume: 8 Number: 1 Article: 13.
7. Lenn M. P The right way to export higher education. // Chronicle of Higher Education. 2002. Vol. 48. Issue 25.
REFERENCES
1. Dzhons G Dzh. Kak perebrosit' most ot slozhnyh problem transnacional'nogo obrazovanija k akkreditatsii // Transnatsional'noe obrazovanie: vozmozhnost' dostupa ili sozdanie prepjatstvij. 2000. № 3. S. 6.
2. D'jachkova K. A., Zueva D. S. Fursov K. S. Transnatsional'noe obrazovanie: ponjatie i perspektivy s tochki zrenija rossijskih ekspertov / Transgranichnoe obrazovanie: sovremennye realii i perspektivy: Nauchnye trudy. M., 2008. S. 92-106.
3. Rukovodjashchie printsipy dlja obespechenija kachestva v transgranichnom vysshem obrazovanii: Izdano OON po voprosam obrazovanija, nauki i kul'tury // UNESCO, 2006 // http://www.unesco.org/education
4. Transnatsional'nye politicheskie prostranstva: javlenie i praktika / Otv. red. M. S. Strezhneva. M.: Ves' Mir, 2011. 371 c.
5. Entsyclopedia Americana. Vol. 15. Danbury, Connecticut: GROILIER Incorporated, 1992. P. 296-298.
6. Hussain I. Transnational Education: Concept and Methods. Turkish Online Journal of Distance Education-TOJDE January 2007 ISSN 1302-6488, Volume: 8 Number: 1 Article: 13.
7. Lenn M. P. The right way to export higher education. // Chronicle of Higher Education. 2002. Vol. 48. Issue 25.
О. С. Гуслова
Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)
ПОЭТАПНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ РЕШЕНИЮ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Статья отражает результаты исследования по теме «Учебно-
профессиональные задачи в структуре подготовки педагога-воспитателя». Автором раскрыты этапы обучения решению учебно-профессиональных задач педагога-вос-питателя, ориентированные на развитие у студентов профессиональных компетенций, на содержание деятельности преподавателя и студентов, на формы и ведущие технологии на каждом этапе.
Ключевые слова: учебно-профессиональная задача, этапы обучения решению учебно-профессиональных задач, умения, компетенции.
О. Єо^іоуа
Stage-by-stage Training Students to Solve Educational and professional Problems
The article presents the results of the research «The educational -professional problems in the structure ofpreparation of the teacher».
This article deals with the stages of training aimed at the solution of professional problems, focusing on the development of students ’ professional competences , the content of teachers ’ and students ’ activities ’, the forms and technologies at each of the stages.
Keywords: educational and professional educational and professional problems, abilities,
Стратегия модернизации образования Российской Федерации предполагает, что в основу обновленного образования будет положено формирование ключевых и профессиональных компетентностей. Развить их позволяет компетентностный подход. Этот подход задает принципиально иную логику организации профессионального образования, а именно — логику поэтапного развития профессиональных компетенций студента, проявляющихся в умении решать профессиональные задачи.
Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не готовое знание, а формируются умения, необходи-
problem, stages of training for the solution of competencies.
мые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский или практико-преобразо-вательный характер и сама становится предметом усвоения. Компетентностный подход не является совершенно новым для российского образования. Ориентация на освоение умений, обобщенных способов деятельности была ведущей в работах отечественных педагогов В. В. Краевского, Г. П. Щедровицкого, В. В. Давыдова и их последователей [5].
В нашем исследовании важнейшим педагогическим условием развития профессиональных компетенций студентов выступает