Инновации в школе
Данная статья посвящена развитию библиотеки учебно-воспитательного комплекса начальной школы - детского сада как структурного подразделения образовательного учреждения. В статье раскрывается вопрос о трансформации библиотеки в интегральный библиотечно-информационный центр - медиатеку, объединяющий в себе функции и сервисы традиционной библиотеки с предоставлением всем пользователям информации на всех существующих видах носителей: бумажном, магнитном, цифровом.
Запольская Елена Леонидовна
директор
МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа детский сад №43 Тюменская область, ХМАО-Югра, город Сургут sc43@admsurgut.ru
Трансформация библиотеки в интегральный библиотечноинформационный центр - медиатеку
Как превратить обычную библиотеку в информационно-образовательный центр учебно-воспитательного комплекса начальной школы - детского сада?
Ключевые слова: начальная школа - детский сад, преемственность, учебно-воспитательный комплекс начальная школа - детский сад, библиотечно-информационные услуги, услуги дополнительного образования для школьников, библиотека/медиатека, качественный образовательный процесс, информационно-образовательный центр, информатизация образовательного процесса
Человек читающий - человек информационно грамотный - подготовленный для жизни в развивающемся информационном обществе.
В.П. Чудинова -«Русская Ассоциация Чтения», Межвузовский центр исследования чтения и информационной культуры, РГДБ
Проект под названием «Кабинет№1» разработан директором МОУ НШ-ДС №43 г. Сургута в 2010 году в соответствии с Законом РФ «Об образовании», стратегией развития образования ХМАО-Югры до 2020г., стратегией развития муниципальной системы образования в городе Сургуте до 2020гг., федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения для начальной школы, национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Концепцией национальной программы развития
чтения в России (2006г.), Программой «Библиотечно-информационные знания младшим школьникам», Концепцией модели библиотеки образовательного учреждения, Концепцией духовно-нравственного воспитания детей, Манифестом ИФЛА/ЮНЕСКО о школьной библиотеке, материалами съезда школьных библиотекарей УрФО, Программой развития МОУ НШ-ДС №43 на 2009-2014 гг. «Реализация идеи непрерывного образования в условиях учебно-воспитательного комплекса «начальная школа - детский сад».
Начиная с 2007 года в обществе складывается новое понимание необходимости преобразования библиотечного дела в Российской Федерации и усиления его первичного звена - школьных библиотек. Изменения в обществе, исследования в педагогике оказывают влияние на содержание образовательной функции библиотеки. Однако в большинстве школ образовательная функция реализуется по-прежнему в рамках уроков формирования библиотечно-библиографической грамотности, не включенных в расписание.
В МОУ НШ-ДС №43 в прошедшие годы библиотека лишь обслуживала читателей по старинке, не пополнялся библиотечный фонд. Библиотека так и не стала местом информационно-образовательной среды учреждения. Компьютер полностью заменил старшим дошкольникам и младшим школьникам книгу (в то время как в библиотеке ни одного компьютера не было), в то время как именно дошкольный и младший школьный возраст наиболее благоприятен для знакомства с книгой, развития читательской культуры, духовно-нравственного воспитания.
Одним словом, библиотека не участвовала в создании комфортной информационно-образовательной среды, в то время как в современном образовательном учреждении библиотека, по нашему мнению, должна:
• оказывать библиотечно-информационные услуги и услуги дополнительного образования для старших дошкольников, младших школьников и членов педагогического коллектива;
• интегрировать усилия членов педагогического коллектива в области приобщения к чтению и руководства чтением старших дошкольников и младших школьников, а также, реализовывать Национальную программу поддержки чтения, организовывать в различных формах пропаганду книги и чтения, в том числе, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий;
• координировать деятельность с широким кругом социальных партнеров, в первую очередь с детскими библиотеками;
• приобщать родительскую общественность к ценностям семейного чтения.
Под информационной средой собственно библи-отеки/медиатеки учебно-воспитательного комплекса начальной школы - детского сада мы понимаем среду,
36
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
Инновации в школе
в которой действуют библиотечные процессы, непосредственно связанные с научно-информационной, педагогической и культурно-просветительской деятельностью данной библиотеки и комплекса в целом. Мы полагаем, что среда библиотеки выходит за ее физические рамки и должна ощущаться, быть видимой в группах дошкольного отделения, классах школьного отделения, холлах, в учительской. Такая «видимая» библиотека/медиатека требует организации своей правильной инфраструктуры. В свою очередь на построение правильной инфраструктуры библиотеки начальной школы - детского сада оказывают влияние:
• характер и объем деятельности библиотеки; ее место и роль в учреждении;
• степень использования информационно-коммуникационных технологий, набор программного обеспечения, необходимого современной библиотеке;
• особенности размещения и дизайн помещения библиотеки;
• подготовка и квалификация кадров;
• расширение видового состава фондов документальных и других источников, разнообразие информационных услуг библиотеки;
• изменение технологии работы библиотеки.
Миссия библиотеки современного ОУ быть не
только хранилищем книг, но и реальными информационными, культурными и досуговыми центрами. Сегодня школьная библиотека должна способствовать созданию оптимальных условий для решения образовательных и воспитательных задач начальной школы - детского сада, достижению требований государственного образовательного стандарта общего и дополнительного образования, программам воспитания личности. Библиотекарь должен стать организатором приобретения знаний читателем, быть способным в условиях информационно насыщенного общества «создать условия, организовать среду библиотеки».
Поэтому приоритетными направлениями деятельности и развития библиотек образовательных учреждений в настоящее время являются:
- функционирование библиотеки как информационно-образовательного центра для дошкольников, обучающихся, педагогов, родителей;
- становление библиотеки образовательного учреждения как компонента педагогической системы.
Цель проекта - создание библиотеки/медиатеки учебно-воспитательного комплекса начальной школы - детского сада, интегрирующей функции информационного, культурного и досугового центров в интересах повышения качества образовательного процесса.
Задачи Проекта:
1. Создать команды единомышленников.
2. Привлечь дополнительные ресурсы (материально-технические, финансовые, инновационные) для становления библиотеки учреждения как кабинета №1.
3. Обеспечить доступ к информации всем участникам образовательного процесса - старшим дошкольникам, обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся - к знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов образовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (CD-диски); коммуникативном и иных носителях;
4. Совершенствовать предоставляемые библиотекой услуги на основе внедрения новых информационных технологий.
5. Создавать комфортную среду для развития профессиональных и личностных коммуникаций педагогов, родителей, воспитанников и обучающихся.
Новизна Проекта заключается в том, что в условиях учебно-воспитательного комплекса начальной школы - детского сада спроектирована модель деятельности школьной библиотеки как ресурсного центра собственно образовательного учреждения с целью повышения качества и доступности дошкольного и начального общего образования воспитанников и обучающихся, успешного развития дошкольников и младших школьников, выявления, поддержки и сопровождения способных и талантливых детей.
Тип и вид образовательного учреждения предъявляет особые требования к режиму работы в течение рабочего дня и недели. Такой подход к реализации социального заказа возможен при апробировании технологий проведения всех режимных моментов, дополнительных ресурсов для расширения материально-технической базы учреждения, что планируется реализовать в ходе внедрения данного Проекта.
Библиотека/медиатека учебно-воспитательного комплекса начальной школы - детского сада, реализующая принципы современного образования - обязательное структурное подразделение образовательного учреждения.
В связи с внедрением элементов электронного, в том числе дистанционного образования, библиотека комплекса должна не только сохранить качество и полноту традиционных функций и направлений деятельности, но предложить всем группам читателей комплекс новых сервисов и услуг, в том числе:
• удаленный доступ к электронным учебно-методическим комплексам;
• справочное обслуживание он-лайн;
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
37
Инновации в школе
• консалтинговое (консультационное) сопровождение в части использования информационно-образовательной и обучающей среды.
В условиях увеличивающейся доли самостоятельной работы обучающихся в общем объеме учебной нагрузки возрастает необходимость в перерастании библиотеки школы в информационнобиблиотечный центр-медиатеку, обеспечивающий поддержку читателей в традиционной деятельности и в самостоятельной образовательной деятельности в электронной среде. Библиотека комплекса должна трансформироваться в интегральный библиотечно-информационный центр - медиатеку, объединяющий в себе функции и сервисы традиционной библиотеки с предоставлением всем пользователям информации на всех существующих видах носителей: бумажном, магнитном, цифровом. В таком центре может быть предоставлен свободный доступ в Интернет для обучения и развития всем участникам учебного процесса, здесь накапливаются и систематизируются все возможные виды информации. Подобный подход изменяет основной принцип развития библиотеки: от накопления информации к предоставлению информации, распределенной по удаленным местам хранения, в том числе, в сети Интернет. Основной характеристикой библиотеки становится не количество книг в фонде, а количество и разнообразие источников информации, доступ к которым может предоставить библиотека. Программа развития библиотеки начальной школы - детского сада - это программа «перерастания» традиционной библиотеки школы в современную библиотеку/медиатеку начальной школы - детского сада. Программу развития библиотеки комплекса следует рассматривать как составную часть Программы развития ОУ «Реализация идеи непрерывного образования в условиях учебно-воспитательного комплекса начальная школа - детский сад» (на 2009-2014гг.) и строить с учетом приоритетов последней.
В основе программы развития библиотеки будут учтены следующие принципы:
• принцип системности;
• принцип инновационного подхода;
• принцип научной обоснованности функциональных решений;
• принцип социального партнерства;
• принцип открытости.
Библиотека открыта не только для получения поддержки и помощи, но и сама может осуществлять выход в открытое культурное, информационное, образовательное пространство (например, создание собственных сайтов, или может располагать свою информацию на сайте ОУ). Все направления PR-деятельности библиотека связаны и логически
вытекают из задач и направлений деятельности начальной школы - детского сада. В библиотеке оптимально сочетаются традиционные ресурсы, Интернет, электронные носители информации, и именно такое объединение всех ресурсов даст школе возможность реально модернизировать школьное образование.
Программы современного материально-технического оснащения библиотеки/медиатеки учебновоспитательного комплекса начальной школы - детского сада, предусматривают не только увеличение парка компьютеров, увеличение средств на формирование фонда, но и новое отношение к помещению библиотеки/медиатеки, площади, освещенности, оформлению. Современная библиотека/медиатека, являющаяся по уровню задач и сути своей деятельности - не вспомогательным, а образовательным, социокультурным многофункциональным структурным подразделением - будет иметь абонемент, читальный зал, книгохранилище, соответствующее современным санитарным требованиям, а также -зону для рекреации, предназначенную для релаксации воспитанников и обучающихся, зону для работы читателей с аудио - и теле-видеоаппаратурой, компьютеры, обеспечивающие возможность выхода в Интернет.
На первом этапе проекта (организационный) -апрель - май 2010 г. - предусмотрено выявление образовательных потребностей старших дошкольников и младших школьников в чтении, увлечении книгой, опросы их родителей о роли библиотеки в образовательной среде учреждения и семейного чтения.
Комплектование фонда библиотеки не только учебной литературой, научно-познавательной, справочной, энциклопедической, художественной, обеспечивающей технологический цикл учебно-воспитательного процесса комплекса, но литературой, привлекательной для ребенка, хорошо иллюстрированной, с интересным содержанием, при чтении которой ребенок испытывает удовольствие просто от процесса чтения. Особенно это важно для детей младшего возраста, когда решается вопрос, будет ли книга спутником его жизни.
Комплектование библиотеки продуктами информационных технологий: программами для компьютеров, CD-ROM и т.д. Комплектование фонда осуществляется не только за счет бюджета, но и на средства социальных партнеров, передачи в дар, внебюджетных средств. Сотрудничество (социальное партнерство) происходит через предоставление консультационных услуг; информационной поддержки семинаров, конференций, проходящих на базе комплекса начальная школа - детский сад.
На практическом этапе (2010-2011 уч.г.) - «Успешный старт» - приобщение старших дошкольников к посещению библиотеки, книге, пользованию фондом.
38
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
Инновации в школе
Сохранение и развитие традиционных форм работы библиотеки Специфические формы работы библиотеки/медиатеки
1. Комплектование фондов библиотеки: учебной и учебно-методической литературой; справочной, энциклопедической и словарной литературой; научно и научнопопулярной литературой; художественной литературой и литературой для внеклассного чтения; периодическими изданиями. 2. Создание справочно-библиографического аппарата, в котором отражается весь фонд библиотеки: традиционные алфавитный и систематический каталоги. 3. Регулярное информирование педагогов и обучающихся о новых поступлениях. 1. Информационное и учебно-методическое сопровождение дидактического цикла учебно-воспитательного комплекса: формирование ресурсного пакета методических и дидактических материалов, разработанных педагогами; тематические подборки литературы для расширенного и/или углубленного изучения учебных предметов начальной школы; формирование информационных пакетов по проблематике проектной деятельности младших школьников. 2. Создание электронных каталогов и картотек, обеспечивающих возможность оперативного поиска необходимой информации. 3. Помощь в поиске и обработке информации, необходимой для участия в турнирах, конкурсах, смотрах, викторинах. 4. Установление и расширение партнерских отношений с учреждениями и организациями, выступающими социальными партнерами ОУ и библиотеки
На протяжении всего этапа обучения старшие дошкольники развивают полученные навыки. Для усиления эмоционального воздействия используются наглядный, аудио, видеоматериалы.
В целях приобретения соревновательного навыка, создания психологической устойчивости будут проводиться конкурсы, викторины, игры и т.д.
На практическом этапе «Успешный ученик» (20102011 уч.г.) младшие школьники расширяют кругозор, становятся активными читателями, получают возможность пользоваться различными ресурсами би-блиотеки/медиатеки.
На протяжении всего периода функционирования библиотеки/медиатеки предусмотрены совместные организационные формы работы с родителями обучающихся, учителями-предметниками, классными руководителями.
Проект состоит из взаимосвязанных блоков:
I блок. Нормативно-методическое обеспечение деятельности библиотеки/медиатеки учебно-воспитательного комплекса начальной школы - детского сада включает разработку и апробацию следующих документов:
1. Концепция библиотеки/медиатеки начальной школы - детского сада.
2. Положение о библиотеке/медиатеке (с приложениями).
3. Критерии оценки эффективности деятельности библиотеки/медиатеки.
4. Примерные «Правила пользования».
5. Проект памятки читателя.
6. (Сайт библиотеки/медиатеки). Методические рекомендации по разработке и наполнению сайта библиотеки.
II блок. Методическое сопровождение содержания деятельности библиотеки/медиатеки.
III блок. Ресурсное обеспечение деятельности би-блиотеки/медиатеки.
В таблице представлено содержательное наполнение специфических форм работы библиотеки/ медиатеки учебно-воспитательного комплекса и их развитие от традиционных форм работы библиотеки образовательного учреждения.
Все преобразования, связанные с изменением места и роли библиотеки в жизнедеятельности начальной школы - детского сада призваны способствовать созданию условий для достижения качественно новых образовательных результатов. Поэтому миссию библиотеки мы видим в воспитании «человека читающего» (homo legens).
Достижение цели и решение задач Проекта обеспечиваются путем реализации системы мероприятий, сгруппированных по основным направлениям деятельности, которые становятся основой для формирования прогностической модели организации библиотеки как кабинета №1 в условиях учебно-воспитательного комплекса начальной школы - детского сада. Механизм реализации Проекта учитывает сложившиеся к настоящему времени тенденции, связанные с переходом образовательных учреждений (начальной школы) на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.
Координацию деятельности по реализации Проекта осуществляет Научно-методический совет МОУ НШ-ДС № 43. Головными исполнителями мероприятий Проекта являются администрация, заведующий библиотекой, классные руководители, Управляющий совет. Они обеспечивают реализацию запланированных мероприятий, предусмотренных в проекте.
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
39
Инновации в школе
Основные мероприятия проекта
Практический этап
Успешный старт» (дошкольное отделение) (2010-2011 учебный год)
«Успешный ученик» (школьное отделение) (2010-2011 учебный год)
Ожидаемые результаты:
Качественные:
- библиотека - центр, предоставляющий свои ресурсы учителям, обучающимся и родителям в целях поддержки учебной деятельности и расширения их возможностей;
- библиотека - ресурсный центр, содействующий в развитии у воспитанников и обучающихся навыков непрерывного образования и способности эффективно использовать информацию;
- приобщение старших дошкольников и младших школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности и одной из форм проведения досуга;
Содержание Сроки
Открытие библиотеки. Сентябрь
Всемирный день животных. Интересные факты из жизни животных. «Удивительный мир природы» (4кл.). Викторина. Октябрь
День Матери России. Есть на Руси святое слово «мама». Литературно-музыкальная композиция (3кл.) Ноябрь
«Знаешь ли ты свои права?» Библиотечный урок. Структура книги. Кто создает книги. Из чего состоит книга. Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрация. (2кл.). Библиотечный урок.
Обобщающий этап (III) (август-сентябрь 2011 года)
Оценка эффективности внедрения иннова- Август
ционного проекта (педагогиче-
«Кабинет №1» ский совет)
Содержание Сроки
«Книжкин Дом». Экскурсия в библиотеку школьного отделения Декабрь
«В стране сказочных героев». Театрализованное представление для дошкольников силами младших школьников. Март
«Мои любимые сказки». Игра по сказкам А.С.Пушкина Апрель
Подготовительный этап (апрель - сентябрь 2010 г.)
Организационные формы работы Сроки
Анализ образовательных возможностей МОУ НШ-ДС №43. Выявление образовательных потребностей старших дошкольников и младших школьников, их родителей (анкетирование, опросы) Апрель
Разработка проекта. Ведение широкой PR- деятельности, направленной на привлечение внимания к проблемам библиотеки родителей воспитанников и обучающихся Апрель
Изучение и обсуждение в педагогическом коллективе концептуальных и нормативно-правовых документов по внедрению модели деятельности библиотеки/медиатеки разработку и апробацию следующих документов: 1. Концепция библиотеки/медиатеки начальной школы - детского сада. 2. Положение о библиотеке/медиатеке (с приложениями). 3. Критерии оценки эффективности деятельности библиотеки/медиатеки. 4. Примерные «Правила пользования». 5. Проект памятки читателя. Сентябрь -октябрь
«Новый год шагает по планете» (новогодний КВН) 2кл. Выставка-беседа «Как встречают Новый год люди всех земных широт?» (3 кл.) Декабрь
Великий Устюг - родина Деда Мороза (фильм для 1-4 кл.)
Основные правила пользования библиотекой как самому записаться в библиотеку. Как можно выбрать книгу. (1кл.). Библиотечный урок. Январь
Конкурс эрудитов. Кто внимательно читает А.С.Пушкина? (3-4 кл.).
День воинской славы России. Снятие блокады Ленинграда. Беседа с 4кл. Неделя военно-патриотической книги. Выставка» «Дорогами Великой Отечественной» (1-4 кл.) Февраль
«Все на свете интересно» (справочная и научно-познавательная литература). Библиотечный урок в 4 кл.
«Где, когда и как появилась бумага?». Библиотечный урок (3кл.) «Азбука вежливости». Игровой тренинг (2 кл.) Март
День космонавтики.50 лет со дня запуска первого человека в космос. «Путь к звездам» (беседа об интересных фактах освоения космоса, 3-4 кл.) Апрель
Международный день детской книги «Золотой карнавал сказок» (викторина для 1-2 кл.) Газеты и журналы для детей. Понятие о газете и журнале: статья, заметка, журналист, корреспондент. Выставка детских журналов. Библиотечный урок (2 кл.) День Победы. «Эхо войны» (викторина для 4кл.). Книжная выставка «Никто не забыт, ничто не забыто» Май
40
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
Инновации в школе
- насыщенная библиотечно-информационная среда учебно-воспитательного комплекса начальной школы - детского сада;
- содействие получению навыков непрерывного самообразования и повышению уровня информационной культуры всех групп читателей;
- участие в адаптации старших дошкольников и младших школьников к условиям жизни в современном обществе, ориентированном на информацию и знания.
Библиотека/медиатека учебно-воспитательного комплекса начальная школа - детский сад будет, строит свою деятельность в соответствии требованиями международного стандарта ИСО 9001:2000. Политика библиотеки в области менеджмента качества будет направлена на постоянное обеспечение всех групп учащихся, воспитателей, учителей, а также других пользователей информационными ресурсами в их образовательной, методической, проектной деятельности, на совершенствование информационно-библиотечных услуг, непрерывное улучшение их качества на основе эффективной обратной связи со своими группами читателей.
Качество информационного сопровождения образовательного процесса библиотекой образовательного учреждения тесно связано со следующими показателями:
-совершенствование состава и эффективность использования основного фонда;
- содействие реализации компетентностного подхода в образовательном процессе через обучение школьников различным приемам и способам работы с информацией;
- оптимизация количественного и качественного состава учебного фонда;
- внедрение информационно-коммуникационных технологий, нацеленное на расширение доступа к удаленным ресурсам образования и стимулирования использования Интернет-технологий в интересах повышения качества образования, в том числе и его дистанционных форм.
Количественные результаты:
- привлечение воспитанников и обучающихся к чтению (не менее 70% в каждом отделении); рост познавательного интереса к книге как источнику информации;
- рост качественной успеваемости обучающихся (не менее 70%);
- призовые места младших школьников в олимпиадах, викторинах, конкурсах различных уровней, в.т.ч. дистанционных (не менее 25% от количества участвовавших);
- увеличение числа старших дошкольников и младших школьников (не менее 45%), реализовавших свои образовательные запросы;
- увеличение числа родителей старших дошкольников и младших школьников (не менее 85%) удовлетворенных качеством образовательных услуг.
Модель организации библиотеки/медиатеки как кабинета №1 в условиях учебно-воспитательного комплекса начальной школы - детского сада охватывает круг вопросов, связанных с активизацией работы со способными и одаренными детьми, развития практики дополнительного образования. Данная работа носит характер социального заказа. Следовательно, Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов, в т.ч. реализующими инновационные программы, проекты.
Литература
1. Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения (письмо Департамента общего и дошкольного образования от 23.03.04 № 14-51-70/13) // Вестник образования. - 2004. - № 9. - С.7.
2. БарышниковаМ.Ю. Единая образовательная коллекция, или первый шаг в общество знаний (ДОР, ИКТ) / М.Ю. Барышникова // Школьная библиотека. - 2009. - № 1. -С. 65.
3. Борисенко Л.А. Инновационные формы работы библиотеки образовательного учреждения / Л.А. Борисенко // Дополнительное образование и воспитание. - 2009. -№ 5. - С. 24.
4. Дети и книга: Простые приёмы привлечения к чтению: сборник // под ред. О.Громовой. - М.: Чистые пруды, -2007. - (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе». Вып. 6 (18).
5. Информационный портал школьных библиотек России. www.rusla.ru // Школьная библиотека. - 2009. - № 2. -С. 55.
6. Матлина С.Г. Книжные выставки - обычные и необычные // С.Г. Матлина. - М.: Чистые пруды, - 2008. - (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе». Вып. 19).
7. Олифер С.В. Мониторинг читательской активности: методические рекомендации // С.В. Олифер. - М.: Чистые пруды, - 2008. - (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе» Вып.21).
8. Селиванова Т.В. От книги до компьютера: художественная коммуникация: программа. Метод. Рекомендации // Т.В.Селиванова; под ред. Л.В.Школяр. - М.: Просвещение, - 2009. - 64 с. - (Серия «Элективный курс»).
9. Толмачёва Л.П. Конкурс «Читать престижно»! / Л.П. Толмачёва // Школьная библиотека. - 2005. - №8. - С. 30.
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
41