УДК 37.0
Е. В. Косолапова
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАГРАМОТНОСТИ
И ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА БАЗЕ ДЕТСКИХ И ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК
Рассматриваются проблемы формирования медиаграмотности библиотечными работниками у детей младшего школьного возраста. Описывается эксперимент по внедрению курса «Основы информационной культуры личности» в виде внеурочных занятий в начальной школе.
Ключевые слова: информационная культура личности, медиаграмотность, младший школьный возраст, начальная общеобразовательная школа, школьная библиотека, детская библиотека
The problems offorming of media literacy ofprimary school pupils in libraries are considered. The experiment to introduce the course "Basics of Personal Information Culture" in the form of extra-curricular activities in primary school is described.
Keywords: Personal Information Culture, media literacy, primary school pupils, primary schools, extra-curricular activities, children library, school library
На современном этапе развития общества лавинообразное увеличение объемов информации, оказывающей наиболее сильное влияние на подрастающее поколение, потребовало изменения модели образования, побуждая специалистов этой области разрабатывать новые подходы и методологии. В связи с этим становится актуальным и своевременным формирование медиаграмотности и информационной культуры начиная с младшего школьного возраста.
Библиотеки традиционно были и остаются хранилищами информации. Современная библиотека располагает информационными ресурсами, высококвалифицированными кадрами, готовыми на уровне современных требований заниматься подготовкой грамотных пользователей информации.
Целью нашей работы является оценка возможностей детских и школьных библиотек как базы для разработки и внедрения методик формирования медиаграмотности в рамках становления информационной культуры детей младшего школьного возраста.
Данная цель обусловливает следующие задачи:
1) изучить документальный поток, включающий авторефераты диссертаций, монографии, статьи и электронные ресурсы по работе детских и школьных библиотек с детьми младшего школьного возраста, в том числе в области медиаподготовки;
2) обосновать проведение педагогического эксперимента по внедрению курса «Основы информационной культуры личности» у детей младшего школьного возраста.
Нами был выделен микропоток авторефератов диссертаций по заданной тематике, защищенных с 1990 по 2011 г. Общий объем данного микропотока составил 20 наименований. Информационный поиск проводился по этапам: вначале по ключевым словам детская библиотека, школьная библиотека, а затем в выявленном массиве - по ключевым
словам младшие школьники, начальная школа, дети младшего школьного возраста, медиа.
Объектом анализа явились библиографические описания авторефератов диссертаций. В результате выявлено преобладание диссертационных работ по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение».
Далее был проведен углубленный анализ содержания авторефератов диссертаций, целью которого явилось выяснение направленности деятельности библиотек по работе с детьми младшего школьного возраста, а также степень использования библиотеками в своей работе «медиа». Из проанализированных авторефератов диссертаций по интересующей нас тематике была выделена работа
Н. В. Крук [5], характеризующаяся комплексным подходом к рассмотрению функций, роли, структуры и места школьной библиотеки в информационно-образовательном пространстве. Диссертационных работ, посвященных участию библиотек и библиотечных работников в процессе медиаобразования, выявлено не было.
Затем перед нами встала задача изучить опыт работы детских и школьных библиотек по формированию информационной культуры и медиаграмотности юных пользователей информации. Для этого был проведен анализ отечественных монографий, научных статей, электронных ресурсов за 2000-2011 гг.
Рассматриваемые публикации позволили определить тенденцию к реорганизации школьных и детских библиотек и созданию медиатек в рамках инновационных направлений [2; 3; 6; 8]. В исследуемых работах также нашло отражение осознание библиотекарями актуальности проблемы формирования информационной культуры у детей младшего школьного возраста [1; 4; 7]. Однако среди данных источников нами не было выявлено каких-либо методических разработок, предложенных
27
сотрудниками библиотек, которые отражали бы опыт реальной работы по развитию медиаграмотности у детей младшего школьного возраста.
С учетом вышеперечисленных проблем в 2011/2012 учебном году на базе детской библиотеки им. А. М. Береснева и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Кемерово нами был начат педагогический эксперимент по проведению внеурочных занятий у учащихся 4 класса. Отправной точкой разработки тематического плана стала учебная программа курса «Основы информационной культуры личности» для учащихся начальных классов, подготовленная сотрудниками Научноисследовательского института информационных технологий социальной сферы под руководством профессора Н. И. Гендиной [9].
Нами были изучены примерные программы по учебным предметам начальной школы, чтобы
определить, отражены ли в них компоненты информационной и медиаграмотности. Затем было проведено сопоставление предлагаемого нами тематического плана занятий с содержанием примерных программ и выявлено, что информационная грамотность, представленная в плане, в полной мере отвечает программам.
Программа курса «Основы информационной культуры личности» была расширена, в тематический план занятий введена медийная составляющая, которая не нашла отражения в примерных программах, а также разработаны дополнительно темы по формированию медиаграмотности и критического мышления. Каждая тема предусматривает 1 академический час занятий. Всего на изучение курса отводится 21 час внеурочных занятий.
Разработанный тематический план представлен в таблице.
Тематический план внеурочных занятий по курсу «Основы информационной культуры личности» для обучающихся 4 классов
№ п/п Тема внеурочных занятий Количество часов
1 Понятие «информация» и виды информации по способу восприятия органами чувств 1
2 Источники информации 1
3 Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества 1
4 Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации 1
5 Библиотеки как источник информационных ресурсов общества 1
6 Интернет как источник информационных ресурсов общества. Информационная безопасность 1
7 Адресный поиск и алгоритм его выполнения 1
8 Фактографический поиск и алгоритм его выполнения 1
9 Тематический поиск и алгоритм его выполнения 1
10 Справочно-поисковый аппарат книги 1
11 Текст как объект аналитико-синтетической переработки 1
12 Основные приемы интеллектуальной работы с текстами 1
13 Критический анализ текста 1
14 Медиатекст как объект аналитико-синтетической переработки 1
15 Технология подготовки планов 1
16 Технология подготовки рефератов 1
17 Технология подготовки писем (традиционных и электронных) 1
18 Технология подготовки отзывов (на книгу, на мультфильм, на телевизионную передачу) 1
19 Технология подготовки автобиографий и биографий 1
20 Технология подготовки медийного продукта. Основные принципы создания электронной презентации 1
21 Создание электронной презентации по заданной теме 1
28
Таким образом, в ходе проведенного нами исследования было выявлено отсутствие в отечественных публикациях теоретической базы, методических разработок, по формированию медиа- и информационной грамотности детскими и школьными библиотеками. Результаты педагогического
эксперимента по усилению медийной составляющей курса «Основы информационной культуры личности» позволят получить научно обоснованные методические рекомендации для детских и школьных библиотек, осуществляющих информационную подготовку младших школьников.
1. Быкадорова, Н. К. Аз, Буки, Веди... О формировании языковой культуры школьников / Н. К. Быкадорова. - Библ. дело. - 2011. - № 4. - С. 7-10.
2. Галимова, Ю. А. Школьные библиотеки в проекте «Информатизация системы образования» / Ю. А. Галимова // Шк. б-ка. - 2008. - № 5. - С. 66-69.
3. Дмитриева, С. Г. Медиатека гимназии / С. Г. Дмитриева // Медиатека и мир. - 2010. - № 2. - С. 24-26.
4. Караваева, Е. А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности» / Е. А. Караваева // Шк. б-ка. -
2005. - № 8. - С. 40-46.
5. Крук, Н. В. Модель современной школьной библиотеки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 05.25.03 / Н. В. Крук. -Новосибирск, 2007. - 18 с.
6. Лесных, Л. Г. Медиатека открывает двери / Л. Г. Лесных // Медиатека и мир. - 2008. - № 3. - С. 17-21.
7. Понтюхова, Т. В. Школьная библиотека в образовательной системе. Этапы и модели развития / Т. В. Понтюхова //
Библ. дело. - 2011. - № 4. - С. 26-31.
8. Шаманаева, О. С. Экспериментальная работа СОШ № 24 по внедрению технологии медиаобразования в учебновоспитательный процесс [Электронный ресурс] / О. С. Шаманаева. - ЦКЪ: http://www.mediaeducation.ru/publ/vsp/vsp-ner3.htm (дата обращения 26.02.2012).
9. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности: учеб.-метод. пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. - М.: Рус. шк. библ. ассоциация, 2008. - 352 с.
Сдано 04.06.2012
29