Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития библиотек томских гимназий и лицеев по материалам ежегодных открытых информационных докладов образовательных учреждений'

Состояние и перспективы развития библиотек томских гимназий и лицеев по материалам ежегодных открытых информационных докладов образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / БИБЛИОТЕКИ ГИМНАЗИЙ / БИБЛИОТЕКИ ЛИЦЕЕВ / ПУБЛИЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД / SCHOOL LIBRARIES / LIBRARIES OF CLASSICAL SCHOOLS / LIBRARIES OF LYCEUMS / PUBLIC INFORMATIONALANALYSIS REPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляпкова Анна Алексеевна

В статье изучается представленность информации о библиотеках гимназий и лицеев в ежегодных открытых докладах учебных заведений. Рассматриваются место библиотек в структуре учебных заведений, особенности деятельности библиотек общеобразовательных учреждений на примере библиотек гимназий и лицеев города Томска. Анализируются структура самих библиотек учебных заведений, а также их состояние и перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ляпкова Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Status and prospects of libraries in the Tomsk classical schools and lyceums based on materials of educational institution's public informational-analysis reports

The present article examines the information about classical schools and lyceums libraries in the annual public informational-analysis reports. The place of the libraries in the structure of the educational institution in the sample libraries classical schools and lyceums of Tomsk is examined. The own libraries structure as well as their state and perspectives of development are analized.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития библиотек томских гимназий и лицеев по материалам ежегодных открытых информационных докладов образовательных учреждений»

2011 Культурология и искусствоведение № 4

УДК 027.8

А.А. Ляпкова

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕК ТОМСКИХ ГИМНАЗИЙ И ЛИЦЕЕВ ПО МАТЕРИАЛАМ ЕЖЕГОДНЫХ ОТКРЫТЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ДОКЛАДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ1

В статье изучается представленность информации о библиотеках гимназий и лицеев в ежегодных открытых докладах учебных заведений. Рассматриваются место библиотек в структуре учебных заведений, особенности деятельности библиотек общеобразовательных учреждений на примере библиотек гимназий и лицеев города Томска. Анализируются структура самих библиотек учебных заведений, а также их состояние и перспективы развития.

Ключевые слова: школьные библиотеки, библиотеки гимназий, библиотеки лицеев, публичный информационно-аналитический доклад.

Библиотеки гимназий и лицеев относятся к типу школьных библиотек. Школьная библиотека - структурное подразделение учебного учреждения, призванное обеспечивать учебно-воспитательный процесс и тем самым связанное с педагогическим составом учебного учреждения, а также учащимися и их родителями. С последними связь осуществляется, прежде всего, на базе необходимости формирования культуры чтения учащихся; школьная библиотека может организовать работу с родителями в помощь формированию любви к чтению в рамках семьи.

Школьные библиотеки обеспечивают информационную поддержку всего образовательного процесса, обслуживают не только учащихся, но и педагогов, и родителей. Собственно, обеспечение учебного процесса является их основной задачей. Школьные библиотеки отличает также специфическая деятельность по формированию информационной культуры учащихся, реализующаяся в первую очередь в форме библиотечных уроков, а также выставок, конкурсов и других мероприятий, организуемых школьными библиотеками.

Следует отметить, что функции комплектования фондов и создание справочно-библиографического аппарата, осуществление информационной поддержки учебного процесса, выражающееся в информационной поддержке учащихся и педагогов, деятельность по привлечению учащихся к чтению и развитию информационной грамотности относят к базовой модели школьной библиотеки [1. С. 152-153].

На основе базовой модели исследователи формируют все другие модели школьных библиотек, обладающих расширенными функциями:

• модель школьной библиотеки как библиотечно-информационного центра;

• модель школьной библиотеки как центра чтения; модель школьной библиотеки как социокультурного комплекса;

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке совместного конкурса РГНФ и Администрации Томской области, проект № 11-11-70001а/Т.

• модель библиотеки как информационно-исследовательского и творческого центра;

• модель библиотеки как центра коррекции и социализации детей с ограниченными возможностями;

• модель библиотека как центра обеспечения и развития внутренней образовательной среды учебного учреждения и образовательной среды вне его, модель библиотеки, в которой основной деятельностью будет тематическая, отраслевая направленность работы (для образовательных учреждений с углубленным изучением одного или нескольких предметов) [1. С. 143-196; 2].

Однако на деле роль библиотеки в жизни образовательного учреждения и в обеспечении учебного процесса может быть более или менее выражена. Библиотека может оставаться на уровне материального ресурса - обеспечивать школьников учебниками или же выполнять роль информационного центра, который объединяет деятельность всех структурных звеньев учебного учреждения.

Информация о состоянии библиотек образовательных учреждений доступна на сайтах этих учреждений. Однако здесь информация может быть представлена в разных объемах: далеко не на всех сайтах библиотекам выделены отдельные страницы. Часть образовательных учреждений не включает библиотеку в схему образовательной структуры школы вообще либо связывает библиотеку в этой структуре только со звеном «Учащиеся».

Одним из источников информации о состоянии школьных библиотек являются ежегодные публичные (открытые) информационные доклады о состоянии учебных учреждений, которые в обязательном порядке присутствуют и на сайтах образовательных учреждений в открытом доступе, поскольку предназначаются для публичного ознакомления - как учащихся и их родителей, так и широкой общественности.

Публичный доклад - аналитический публичный документ в форме периодического отчета органа управления образованием или образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития системы образования или образовательного учреждения [3].

Особенностями публичного доклада являются его аналитический характер, ориентация на широкий круг читателей (представителей органов законодательной и исполнительной власти, обучающихся и их родителей, работников системы образования, СМИ, общественных организаций и других заинтересованных лиц) и регулярность предоставления [3].

Введение ежегодного составления публичных докладов является реализацией Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года. Одним из пунктов в плане подготовки актов для реализации Основных направлений еще на 2009-2010 гг. стало Внедрение системы обязательной публичной отчетности образовательных учреждений [4].

Помимо обеспечения согласования интересов всех участников образовательного процесса (в том числе и представителей общественности) и информированности о функционировании муниципальных образовательных учреждений, в цели публичного доклада входит также и информирование о планируемых мероприятиях и ожидаемых результатах деятельности. Таким об-

разом, при соблюдении обязательных условий достоверности и аналитичности публичный доклад дает информацию не только о текущем состоянии всех структурных элементов образовательного учреждения, но и о приоритетных направлениях их развития.

Публичный доклад должен быть доступен всем участникам образовательного процесса. Самым оптимальным каналом опубликования документа признан сайт образовательного учреждения, что и реализуется в настоящее время: публичные доклады представлены на сайте любого образовательного учреждения, в том числе на сайтах гимназий и лицеев [3].

По данным Департамента общего образования Администрации Томской области, в г. Томске насчитывается 70 муниципальных образовательных учреждений. Из них 10 гимназий, среди которых 1 гимназия для детей дошкольного и младшего школьного возраста и 6 лицеев.

Деятельность школьной библиотеки направлена на реализацию права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, при этом общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность информационных ресурсов, содержащихся в библиотеке, пользователям - прежде всего учащимся [5. Ст. I].

Цели библиотеки координируются с целями самого общеобразовательного учреждения:

- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;

- адаптация учащихся к жизни в обществе;

- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- формирование здорового образа жизни [5. п. 4 ст. I].

Основные данные о фондах библиотек гимназий и лицеев, приводимые в публичных докладах, представлены в табл. 1 [6-19].

Из таблицы видно, что в подавляющем большинстве открытых докладов содержится информация об объеме фонда учебников и объеме общего фонда (либо о том, сколько экземпляров учебной и справочной литературы представлено в библиотеке). Вся остальная информация представлена в различном объеме либо не представлена вообще и характеризуется разными показателями. Так, например, для библиотек могут указываться отдельно: количество экземпляров справочной литературы, содержащейся в библиотеках, количество брошюр и журналов и/или количество наименований выписываемых газет и журналов (при этом иногда указывается, сколько наименований выписывается для учащихся и сколько - для педагогов школы). Также может быть указан объем видеофонда библиотеки, однако чаще указывается объем нетрадиционных ресурсов, куда входят электронные ресурсы, материалы на СБ-дисках и видеоматериалы; количественные показатели указываются по-разному - как в экземплярах, так и в количестве наименований.

Частично статистическую информацию могут дополнять сведения, представленные на сайтах библиотек.

Состояние и перспективы развития библиотек томских гимназий и лицеев ----------------------------------------------------------------------------------- 83

Таблица 1

Оснащенность и состояние фондов библиотек гимназий и лицеев г. Томска на 2010/11 уч. г.

Название образовательного учреждения Общий фонд (экз. книг) Фонд учебников (экз.) Справочная литература (экз.) Учебно- и научно-методическая и педагогическая литература (экз.) Брошюры и журналы (экз.) Газеты (кол-во наименований) Нетрадиционные ресурсы (экз./ наименования) Видеофонд (экз.)

МАОУ гимназия N° 1 имени А. С. Пушкина 29874 6429 2210 2520 3510 103 175 экз. 123

Всего 4800 экз. журналов и газет

МОУ гимназия № 6 27502 8782 2525 250

МОУ Русская классическая гимназия № 2 Информация в докладе не представлена

МАОУ гимназия № 13 29466 530 наим.

МАОУ гимназия № 18 22998 6764 432 ед. 5726 10 ед. перио-дич. изд. 211 экз.

МАОУ гимназия № 24 им. М.В. Октябрьской 38457 17380

МАОУ гимназия № 29 24571 9946

МАОУ гимназия № 56 15555 13825** 465 экз.

МОУ Академический лицей г. Томска Информация в докладе не представлена

МОУ лицей № 7 г. Томска 36034 18675 381 экз.

Томский гуманитарный лицей 8248 2026 249 экз.

МОУ лицей № 8 им. Н.Н. Рукавишникова 22321*** 6515 1143

МОУ Сибирский лицей 8078 3329

МОУ лицей при ТПУ 6238 3675 Около 250 новейших справочников 26 названий

* В Информационном докладе представлены только данные, отражающие динамику изменений показателей количества книг, числа читателей, обращаемости книг и др. Информация представлена по данным раздела «Библиотека» на сайте МАОУ гимназия № 24 им. М.В. Октябрьской г. Томска [20].

** По данным раздела «Библиотека» на сайте МАОУ гимназия № 56 [21].

*** По данным раздела «Библиотека» на сайте МОУ лицей № 8 [22].

Также в публичных докладах могут приводиться дополнительные сведения о книговыдаче, посещаемости и читаемости книг, более или менее полные (см. табл. 2) [6-19].

Таблица 2

Показатели посещений и книговыдачи библиотек гимназий и лицеев г. Томска на 2010/11 уч. г.

Название образовательного учреждения Книговыдача (экз.) Количество читателей Количество посещений Количество книг, брошюр и журналов на 1 чел. (шт.) Среднее количество учебников в библиотеке в расчете на одного учащегося (шт.)

МАОУ гимназия № 1 имени А. С. Пушкина 4900 860 5950

МОУ гимназия № 6 680 (из них 66 учителей и других работников гимназии) 24 14,5

МАОУ гимназия № 18 809 25,1

МАОУ гимназия № 24 30,1

МАОУ гимназия № 29 28200 1300 18

МОУ лицей № 7 27135 1928 120

Структура библиотек образовательных учреждений обычно включает абонемент и читальный зал (который указывается, как правило, отдельно), но может иметь определенные отличия. Так, в структуре библиотеки гимназии № 1 выделяются два абонемента - для 1-4-х и 5-11-х классов [6]. Структура библиотеки лицея № 7 включает абонемент, читальный зал, кабинет делового чтения и книгохранилище учебников [14].

Важным направлением развития библиотек является формирование фонда электронных ресурсов, развитие информационной составляющей деятельности.

Так, в публичных докладах обычно указывается, что библиотеки оснащены компьютерами и другой техникой, которая необходима для информационного обеспечения образовательного процесса. В части докладов указывается, что техника библиотеками полученна по федеральной программе «Компьютеризация библиотек» (см., например: [7]).

Фонд нетрадиционных носителей гимназии № 56 насчитывает 465 ед. (это аудиоматериалы, видео-, мультимедийные диски). При этом говорится о наличии в гимназии мультимедиабиблиотеки, которая насчитывает более 400 экземпляров различных образовательных ресурсов, электронных справочников, словарей, мультимедиаобъектов, т.е. большая часть нетрадиционных ресурсов приходится на электронные материалы [12].

В открытом докладе гимназии № 13 также выделена медиатека, в которой содержится 530 наименований электронных ресурсов (обучающие компьютерные программы по всем предметам, программы компьютерного тестиро-

вания обучающихся, электронные версии учебных и наглядных пособий, энциклопедий, словарей, справочников). Кроме того, к библиотеке отнесен «единый информационный центр гимназии» [8].

Библиотеки оснащаются компьютерами, обеспечиваются выходом в Интернет для обслуживания образовательных потребностей.

В открытом информационно-аналитическом докладе гимназии № 29 упоминается создание электронного каталога библиотеки образовательного учреждения [10].

Более подробно о работе по созданию электронного каталога говорится в отчете томского гуманитарного лицея:

«В программе «МАРК-SQL» (электронный каталог) созданы и функционируют четыре базы данных:

Книги (электронный каталог основного фонда) - 4137.

Учебники (электронный каталог учебного фонда) - 1783.

Статьи (описание статей периодической печати лицея) - 6927.

Медиатека - 1649.

Всего 224 CD» [13].

В целом же следует отметить, что основная информация о библиотеке содержится в разделах открытых докладов, посвященных материальнотехнической базе образовательного учреждения [11].

Источники и литература

1. Громова О.К. Типичные модели школьных библиотек (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе»). М. : Чистые пруды, 2006. Вып. 5 (11). 32 с.

2. Иванова Е.В. Школьные библиотеки в информационно-образовательной среде : практ. пособие. СПб. : Профессия, 2009. 240 с.

3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2010 г. № 13-312 «О подготовке Публичных докладов» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/ products/ ipo/ prime/doc/6643909/ (дата обращения: 22.10.2011).

4. План подготовки актов по реализации в 2009-2010 годах Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2008 г. № 1996-р) (с изменениями на 8 декабря 2010 года) [Электронный ресурс]. URL: http:// law.kodeks.ru/ egov/ index?tid=0&nd=902137475&prevDoc =902157768&mark=00000000000000000000000000 000000000000000000000001Q28R5H#I0 (дата обращения: 22.10.2011).

5. Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения от 23.03.2004 № 14=51=70/13 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusla.ru/rsba/ provision/ primer_poloz_ o_bibli.pdf (дата обращения: 22.10.2011).

6. Открытый информационно-аналитический (публичный) доклад о состоянии и резуль-

татах деятельности МОУ гимназия № 1 им. А.С. Пушкина г. Томска за 2010/11 учебный год [Электронный ресурс]. URL: http://gimnazy1.tomsknet.ru/razv/anrab.html (дата обращения:

22.10.2011).

7. Открытый информационно-аналитический публичный доклад о состоянии и результатах деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения Русской классической гимназии № 2 г. Томска за 2010/11 учебный год [Электронный ресурс]. URL: http:// gim2. tomsk.ru/official/official12 (дата обращения: 22.10.2011).

8. Открытый аналитический доклад МОУ гимназия № 6 г. Томска 2011 год [Электронный ресурс]. URL: http://gim6.edu.tomsk.ru/otkryityiy-analiticheskiy-doklad-progr/ (дата обращения:

22.10.2011).

9. Открытый информационно-аналитический доклад МАОУ Гимназии № 13 за 2010/11 г. [Электронный ресурс]. URL: http://gim13.tomsk.ru/news/_read/195 (дата обращения: 22.10.2011).

10. Открытый информационно-аналитический (публичный) доклад о состоянии и результатах деятельности МАОУ гимназии № 18 г. Томска в 2010-2011 учебном году [Электронный ресурс]. URL: http://gimnaziya18.edu.tomsk.ru/inf_anal.htm (дата обращения: 22.10.2011).

11. Открытый информационно-аналитический доклад МАОУ гимназии № 24 им. М.В. Октябрьской г. Томска за 2010/11 г. [Электронный ресурс]. URL: http://gim24.tomsk.ru/ files/img/%D0%9F_%D0%94_2011%281%29.pdf (дата обращения: 22.10.2011).

12. Публичный доклад директора МАОУ гимназии № 29 за 2010/11 учебный год [Электронный ресурс]. URL: http://gim29.tomsk.ru/publ_dokl_dir (дата обращения: 22.10.2011).

13. Публичный доклад МОУ гимназии № 55 за 2010-2011 учебный год [Электронный ресурс]. URL: http://n55i.school.tomline.ru/docs/PublicReport_2010-11_rN0.pdf (дата обращения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22.10.2011).

14. Открытый информационно-аналитический доклад муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназии № 56 г. Томска 2010/11 учебный год. [Электронный ресурс]. URL: http://gimn56.tsu.ru/index.php?page=214 (дата обращения: 24.10.2011).

15. Публичный информационно-аналитический доклад Томского гуманитарного лицея 2010/11 г. [Электронный ресурс]. URL: http://lyceum-gum.tomsk.ru/new/index.php? option= com_content&task=view&id=113&Itemid=135 (дата обращения: 22.10.2011).

16. Открытый информационно-аналитический доклад МОУ лицей № 7 2011 года [Электронный ресурс]. URL: http://licey7.tomsk.ru/kpmo/ouupr.htm (дата обращения: 22.10.2011).

17. Открытый информационно-аналитический доклад МОУ лицей № 8 им. Н.Н. Рукавишникова [Электронный ресурс]. URL: http://school8.tomsk.ru/files/img/public_doc.pdf (дата обращения: 22.10.2011).

18. Публичный доклад директора МАОУ Сибирский лицей за 2010-2011 учебный год [Электронный ресурс]. URL: http://lyceum-sib.tomsk.ru/doc.php (дата обращения: 22.10.2011).

19. Открытый информационно-аналитический доклад муниципального общеобразовательного учреждения лицей при ТПУ г. Томска за 2011 год [Электронный ресурс]. URL: http://portal.tpu.ru/lyceum/kpmo/report/report2011.pdf (дата обращения: 22.10.2011).

20. Библиотека // МАОУ гимназия № 24 им. М.В. Октябрьской [Электронный ресурс]. URL: http://gim24.tomsk.ru/gimnazia/biblioteka (дата обращения: 22.10.2011).

21. Библиотека // МАОУ гимназия № 56 [Электронный ресурс]. URL: http://gimn56.tsu.ru /index.php?page=4 (дата обращения: 22.10.2011).

22.Библиотека // сайт МОУ лицей № 8 им. Н.Н. Рукавишникова [Электронный ресурс]. URL: http://school8.tomsk.ru/education/biblioteka (дата обращения: 22.10.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.