________ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА__________
2011 Культурология и искусствоведение № 2
УДК 027.8 (571.16)
Е. А. Масяйкина БИБЛИОТЕКА В ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЕРХНЕКЕТСКОГО, ТЕГУЛЬДЕТСКОГО И ЧАИНСКОГО РАЙОНОВ)1
Анализируется деятельность школьных библиотек Верхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов Томской области на основе изучения материалов сайтов соответствующих школ. Акцентируется роль библиотеки в информационно-образовательной среде школы и учебно-воспитательном процессе. Изучается представленная информация о структуре и составе фондов школьных библиотек, в том числе и медиатек. Рассматривается кадровый состав библиотек школ. На примере школьных библиотек села Клюквинка Верхнекетского района и села Леботер Чаинского района показывается разнообразие форм массовой и справочно-библиографической работы с читателями.
Ключевые слова: библиотечное дело, школьные сайты, школьные библиотеки, библиотечные фонды, медиатеки, библиотечные кадры, работа с читателями, Томская область.
Школьная библиотека является информационным, культурным и образовательным учреждением. Она представляет собой важнейший элемент учебно-воспитательного процесса и содействует духовному и интеллектуальному развитию своих читателей, выполнению учебных планов школы, осуществлению внеклассной и внеурочной работы, а также самообразованию учащихся. Задачи школьных библиотек определены современным библиотечным законодательством и связаны с информационным обеспечением учебного и научного процессов, с повышением общекультурного и профессионального уровня читателей. Деятельность всех библиотек, в том числе и школьных, также строится в соответствии со структурой информационных запросов читателей.
Целью нашего исследования является изучение деятельности библиотек школ Томской области. В Томской области действуют 412 школьных библиотек с общим фондом свыше 7 млн томов [1. С. 70]. В соответствии с планом работы нам представляется целесообразным начать исследование с Верхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов Томской области. Данные районы находятся на достаточном удалении к северу от Томска и переживают экономический застой вследствие частичного падения уровня производства. В данных условиях деятельность образовательных и культурно-просветительских учреждений, в том числе и школьных библиотек, имеет немаловажное значение для формирования нового поколения жителей Томской области.
Источниками исследования для нас явились сайты школ, отражающие деятельность библиотеки данного образовательного учреждения. В процессе
1 Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 11-11-70001а/Т.
работы были изучены 10 школьных сайтов Верхнекетского района, 10 - Тегульдетского района, 15 - Чаинского района. Школьный сайт является неотъемлемым элементом информационно-образовательной среды учебного заведения, представляющей собой комплекс современных традиционных и электронных ресурсов. Данные ресурсы обеспечиваются необходимой методической и технологической базой и предназначены для обучения, воспитания и управления качеством образования.
Сайты школ Томской области имеют типовую структуру. Они созданы на основе шаблонной системы управления сайтами и поддерживаются отделом дистанционного образования Томского областного института повышения квалификации работников образования.
Школьный сайт отражает работу образовательного учреждения по различным направлениям: образование, воспитание, внеурочная работа, участие в проектах и конкурсах, общественно-гражданская деятельность. Стандартными разделами школьных сайтов являются такие, как Визитная карточка, Новости, История школы, Комплексная программа модернизации образования, Официальные документы, Администрация, Учителя, Методическая деятельность, Советы родителям и ученикам, Внеурочная деятельность.
Школьные библиотеки, обладая разнообразными информационными ресурсами, традиционно находятся в центре информационно-образовательной среды, поэтому информация о них непременно отражается на сайте данной школы.
Как выяснилось в процессе исследования, на сайтах школ указанных районов не выделяется специального раздела, посвященного деятельности библиотеки. Вместе с тем информация о библиотеках присутствует в разделах школьных сайтов Документы, Визитная карточка, Учителя и представляет собой, как правило, разрозненный и несистематизированный набор сведений.
Это прежде всего сведения об объеме, структуре и составе библиотечного фонда, а также о количестве имеющихся периодических изданий. Достаточно часто присутствуют сведения о наличии в школе медиатеки, которая представляет собой систему фондов, содержащих самые разнообразные виды документов: печатные, электронные, мультимедийные, а также оборудование для их просмотра и обеспечения доступа к удаленной информации. Для максимально эффективного использования библиотечного фонда необходим справочно-библиографический аппарат, сведения о наличии которого мы также можем видеть на сайтах немногих школ. В некоторых случаях представлена информация о порядке финансирования, сведения о площадях и материально-технической базе библиотеки. Значительный интерес представляют планы и отчеты школьных библиотек о массовой работе, о выставках, мероприятиях, клубах по интересам, а также информация о библиотекарях, их образовательном уровне, участии в конкурсах, имеющихся наградах и поощрениях. Также на сайтах школ представлены частичные сведения о формах взаимодействия с сельскими и районными библиотеками.
Тем не менее из общего правила существует исключение - это школьный сайт села Клюквинка Верхнекетского района Томской области [2]. Деятельность библиотеки представлена на сайте специальным разделом и включает самую разнообразную информацию.
Прежде всего, заслуживает внимания подробная статистическая информация о библиотечном фонде (15165 экз.), включающем медиатеку (более 170 экз.). Также представлены планы работы библиотеки и библиотечного совета школы. Подробно обозначены направления справочно-библиографической, выставочной и информационной деятельности, рассмотрены возможности культурно-просветительской и воспитательной работы библиотеки. В данном разделе помещены и графики библиотечно-библиографических и информационных занятий для учащихся различных возрастов. Темы данных занятий варьируются от «Правил знакомства с книгой» для первоклассников до «Формирования навыков независимого библиотечного пользователя» для старшеклассников. Заслуживает внимания перечень «100 книг, которые должен прочитать каждый в разные возрастные периоды». Данный перечень включает как отечественную, так и зарубежную литературу, начиная с периода Античности и Средних веков и заканчивая современностью. Документ структурирован в соответствии с психологическими особенностями и читательскими интересами младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Безусловно, такая постановка работы зависит от личности библиотекаря, его активной жизненной позиции и профессионального опыта. Библиотекарем Клюквинской школы работает Т. А. Ивохина, закончившая Томский областной колледж культуры и искусства по специальности «библиотековедение». В 2010 г. она награждена благодарственным письмом главы администрации Верхнекетского района. Многие школьные мероприятия проводятся ею в сотрудничестве с классными руководителями (проект «С чего начинается Родина»), преподавателями-предметниками («Неделя физической культуры»), а также в тесном содружестве с руководителем краеведческого кружка школы (комплекс мероприятий к 80-летию поселка).
Правовые основания деятельности школьных библиотек в обязательном порядке отражаются в Уставе школы практически на всех рассмотренных нами сайтах: «.. .ученики имеют право на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами...». Положениями Устава также обусловливаются цели и задачи школьных библиотек в контексте модернизации развития школы и применения основных положений компетентностного подхода.
Значительная роль школьной библиотеки в образовательном процессе проявляется также и в том, что библиотекарь зачастую входит в управленческую структуру школы наряду с администрацией, председателями учебнометодических объединений, социальными педагогами и психологами, вожатыми. Таким образом построено управление, например, в Леботерской [3] школе Чаинского района, Катайгинской [4], Сайгинской [5] школах Верхне-кетского района. Данная информация присутствует в таких разделах сайта, как Администрация, Управление школой, и зачастую представлена в виде схемы.
Состав читателей школьных библиотек, как правило, стандартен: это ученики и их родители, учителя, сотрудники и администрация школы, представители местного населения. Тем не менее содержание деятельности библиотек весьма разнообразно, что связано с видовым разнообразием и условиями работы образовательных учреждений.
С целью изучения социально-демографических особенностей контингента читателей школьных библиотек нами были проанализированы сайты раз-
личных видов школ. Так, например, обучение с 1-го по 5-й класс осуществляют начальные общеобразовательные школы. В частности, это Бундюрская [6] школа Чаинского района, Покровоярская [7] школа Тегульдетского района. Обучение с 1-го по 9-й классы осуществляют основные общеобразовательные школы, такие как Красногорская школа [8] Тегульдетского района, Гришкин-ская [9] школа Чаинского района, Палочкинская, Нибегинская [10, 11] школы Верхнекетского района. И наконец, с 1-го по 11-й классы обучают ребят средние общеобразовательные школы, такие как Белоярская школа № 1 [12] Верхнекетского района, Подгорнская [13] школа Чаинского района, Тегульдетская [14] школа. Прежде всего данные школы различаются по количеству учеников, которое определяет уровень финансирования, что, несомненно, влияет на уровень материально-технического обеспечения школьной библиотеки.
В зависимости от социально-демографической ситуации в сельских поселениях некоторые школы принимают весьма небольшое количество учеников. Так, в Чаинском районе Обская начальная школа имеет 12 учеников, Бундюрская - 8; в Тегульдетском районе Покровоярская начальная школа -3 человека, Ново-Шумиловская - 4 ученика. В данных школах дети проходят предшкольный период, учатся с 1-го по 5-й класс и переводятся в основные или средние школы соседних населенных пунктов. Тем не менее в каждой малокомплектной школе существует библиотека с необходимым минимумом учебной и художественной литературы и периодики, выдающейся бесплатно. Так, например, в Бундюрской начальной школе библиотека, находясь в здании школы (в этом здании также находятся местная администрация и клуб), выполняет одновременно и функции сельской библиотеки, что позволяет как школьникам, так и остальным жителям села пользоваться фондами и получать доступ к информации. Но в силу сложной кадровой, социальной и материальной обстановки работа библиотеки ограничивается книговыда-чей имеющихся (не самых новых) документов.
Заслуживает внимания тот факт, что количество потраченных на школьную библиотеку средств зависит от количества учащихся. Так, в Ча-инском районе Усть-Бакчарская школа, где учится 156 человек, потратила в 2008/09 уч. г. на учебники 448 тыс. руб., Варгатерская (90 чел.) - 75 тыс. руб., Нижнетигинская (61 чел.) закупила учебную и справочную литературу на сумму 30 тыс. руб., Гореловская (62 чел.) - 48 тыс. руб., наконец, Чаин-ская ( 26 чел.) закупила учебники на сумму 42 тыс. руб. В этом же году в Верхнекетском районе Степановская школа (234 чел.) потратила библиотечный фонд 105 тыс. руб., Катайгинская (208 чел.) - 118 тыс. руб., Палочкинская (34 чел.) - 14 тыс. руб.
Не следует забывать и о таком источнике финансирования, как спонсорская помощь. В библиотеке Леботерской школы Чаинского района в 2008 г. за счет спонсорской помощи был сделан косметический ремонт. От представителей партии «Единая Россия» был получен в подарок компьютер с принтером и оформлена подписка на 2 журнала («Семейное чтение», «Уроки игры и чтения»). Библиотека Клюквинской школы Верхнекетского района получила в дар от читателей 125 экземпляров книг.
Ключевой информацией, используемой для изучения и характеристики библиотеки, являются сведения о библиотечном фонде, его объеме, структу-
ре и профиле, наличии как традиционных, так и электронных документов. Практически все школьные сайты предоставляют информацию такого рода о своих библиотеках. В силу ограниченных условий финансирования при комплектовании школьных библиотек не всегда имеется возможность соблюдать существующие нормативы по книгообеспеченности учащихся основной и дополнительной учебной литературой, по актуализации и обновлению фонда. Тем не менее прослеживается явная взаимосвязь между количеством учеников в школе и объемом библиотечного фонда. Так, например, в Те-гульдетском районе Белоярская школа № 1 обучает 737 учеников и имеет библиотечный фонд 31417 экз. В то же время в Катайгинской школе учатся 208 учеников, а библиотечный фонд составляет 8015 экз. Наконец, в Нибе-гинской школе насчитывается 21 ученик и библиотечный фонд в 2175 экз.
В результате изучения материалов школьных сайтов мы видим, что многие библиотеки выделяют в структуре своих фондов учебную, художественную, методическую и справочную литературу, а также периодические издания, подразделяемые, в свою очередь, на журналы и газеты. Неотъемлемыми элементами фондов являются электронные документы (на CD и DVD носителях), видеоматериалы, аудиоматериалы. Тематический охват фондов школьных библиотек весьма широк, он обусловлен в первую очередь учебными планами и включает в основном направления всех изучаемых предметов. Данный подход отвечает современным требованиям структурирования и формирования библиотечного фонда.
Современную библиотеку трудно представить без компьютеров, позволяющих рационализировать и качественно улучшить информационную деятельность. К сожалению, немногие библиотеки из числа изученных имеют собственную технику - это библиотеки Леботерской, Подгорнской школ в Чаинском районе, Тегульдетской школы, Клюквинской и Катайгинской школ в Верхнекетском районе (по 1-2 компьютера).
Гораздо большее количество библиотек, имея в фондах электронные и мультимедийные документы, использует для их воспроизведения технику общешкольной принадлежности. Так, практически в каждой школе имеются компьютерные классы в достаточном количестве, доступ как к сети Интернет, так и к локальной школьной сети, а также всевозможная оргтехника: принтеры, факсы, сканеры, цифровые видеокамеры и фотоаппараты, ноутбуки, DVD-проигрыватели, видеомагнитофоны.
В Публичных информационно-аналитических докладах школ по итогам работы отражаются как наличие техники, так и информационно-технологическая компетентность библиотекарей. Так, например, в Публичном докладе за 2009/10 уч. г. школы села Подгорное Чаинского района говорится: «.. .библиотекари владеют компьютерной грамотностью на хорошем пользовательском уровне, используют в работе компьютерные обучающие программы. Для всех школьников доступны электронные учебники.» [13].
Формы работы школьных библиотек определяются учебными и информационными потребностями читателей, а также возможностями библиотеки и профессиональным опытом библиотекаря. Сведения о множестве различных библиотечных мероприятий мы видим на сайтах школ села Клюквинка Верхнекетского района и села Леботер Чаинского района. Так, например,
отражаются постоянные и временные тематические выставки: «Уголок читателя», «Готовимся к экзаменам», «К 115-й годовщине со дня рождения С. А. Есенина», «Унылая пора, очей очарованье.», «Дорога к звездам» и др. Выпускаются тематические стенгазеты: «И помнит мир спасенный...», «Молодая гвардия». Также проводятся совместные с учителями мероприятия, такие как выставки детского творчества, недели детской книги, литературные викторины (например, «Знакомые незнакомцы»), тематические олимпиады (например, «Герои нашей страны»). Большой любовью читателей пользуются конкурсы чтецов и тематические праздничные театрализованные мероприятия, такие как «Экологическое поле чудес», «Коляда», «Декада русского языка», «Самовар вскипел!». Заслуживает самого пристального внимания информация о занятиях читательских клубов по интересам: «Книжкина больница», «Сударушка». Несомненно, данные библиотеки могут являться положительным примером и источником бесценного опыта в организации массовой работы с читателями.
Потребность в подобной деятельности школьной библиотеки достаточно высока, это проявляется также и в пожеланиях к библиотекарям, представленных на сайте Красногорской школы Тегульдетского района: «.учителям начальных классов необходимо усилить работу по улучшению качества чтения, использовать более действенные приемы работы, привлечь библиотечных работников. В настоящее время библиотекарь мало работает над заинтересованностью учащихся в чтении, в школе не проводятся библиотечные мероприятия.» [8].
Ключевой фигурой в деятельности школьной библиотеки является ее сотрудник, библиотекарь. От его профессиональных и личностных качеств, от уровня и качества образования, от заинтересованности в работе зависит не только качество и количество библиотечной работы, но и привлекательность образа библиотеки в глазах читателей.
Так, можно отметить опыт работы библиотекаря школы села Леботер Верхнекетского района И. А. Башагуровой, которая является победителем районного конкурса библиотекарей в 2008 г., а также награждена Почетной грамотой департамента образования Томской области. И. А. Башагурова, имея среднее специальное образование, является вдохновителем и организатором многих детских проектов и библиотечных конкурсов. Также ею осуществляется руководство проектами: «Живая история села Леботер», «Культурное наследие».
Вместе с тем в процессе исследования выяснилось, что в качестве сотрудников школьных библиотек преимущественно работают совместители -учителя экономики, религиозной культуры, дошкольного образования. Как правило, в этих случаях деятельность библиотеки на сайте школы представлена только минимально необходимыми статистическими данными и не располагает подробным описанием направлений, форм и методов работы. Отсюда можно предположить, что должностные обязанности библиотекаря достаточно обширны и для поддержания должного качества и объема работы в библиотеке необходима отдельная квалифицированная штатная единица.
Отрадно также, что в процессе работы большинство библиотекарей активно взаимодействуют с районными и сельскими библиотеками, что позволяет расширить границы возможностей даже небольшой школьной библиотеки.
Таким образом, в результате изучения сайтов школ Верхнекетского, Те-гульдетского и Чаинского районов Томской области мы выявили значительный массив информации о школьных библиотеках. Количество и качество данной информации находится в прямой зависимости не только от материально-технического уровня школы, но и от профессионального мастерства библиотекаря. Это лишний раз указывает на то, что у библиотекарей Томской области должна быть возможность не только краткосрочного повышения квалификации, но и получения качественного профессионального образования.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что наличие на сайте школы информации о библиотеке, а также структура и содержание данной информации показывают не только высокую значимость школьных библиотек в процессе образования и воспитания молодого поколения, но и подтверждают, что библиотека школы занимает одно из ведущих мест в информационно-образовательной среде учебного заведения.
Литература
1. Никиенко О. Г. Библиотечное дело // Энциклопедия Томской области. Томск, 2008. Т. 1. С. 69-70.
2. МОУ «Клюквинская СОШ» Верхнекетского района : официальный сайт.- URL : http : // ver-klschool.edu.tomsk.ru / (дата обращения 14.05.2011).
3. МОУ «Леботёрская ООШ» Чаинского района : официальный сайт. URL : http : // chain-lebschool.edu.tomsk.ru / (дата обращения 14.05.2011).
4. МОУ «Катайгинская СОШ» Верхнекетского района: официальный сайт. URL : http : // ver-katschool.edu.tomsk.ru / (дата обращения 14.05.2011).
5. МОУ «Сайгинская СОШ» Верхнекетского района : официальный сайт. URL : http : // ver-saigschool.edu.tomsk.ru / (дата обращения 14.05.2011).
6. МОУ «Бундюрская НОШ» Чаинского района : официальный сайт. URL : http : // chain-bunschool.edu.tomsk.ru / (дата обращения 14.05.2011).
7. МОУ «Покровоярская НОШ» Тегульдетского района : официальный сайт. URL : http : // teg-pyaschool.edu.tomsk.ru / (дата обращения 14.05.2011).
8. МОУ «Красногорская ООШ» Тегульдетского района : официальный сайт. URL : http : // teg-kgschool.edu.tomsk.ru / (дата обращения 14.05.2011).
9. МОУ «Гришкинская ООШ» Чаинского района : официальный сайт. URL : http : // chain-grschool.edu.tomsk.ru / (дата обращения 14.05.2011).
10. МОУ «Палочкинская ООШ» Верхнекетского района : официальный сайт. URL : http : // ver-palschool.edu.tomsk.ru / (дата обращения 14.05.2011).
11. МОУ «Нибегинская ООШ» Верхнекетского района : официальный сайт. URL : http : // ver-nibschool.edu.tomsk.ru / (дата обращения 14.05.2011).
12. МОУ «Белоярская СОШ№1» Верхнекетского района : официальный сайт. URL : http : // ver-belschool1.edu.tomsk.ru / (дата обращения 14.05.2011).
13. МОУ «Подгорнская СОШ» Чаинского района : официальный сайт. URL : http : // chain-podschool.edu.tomsk.ru / (дата обращения 14.05.2011).
14. МОУ «Тегульдетская СОШ» Тегульдетского района : официальный сайт. URL : http : // teg-tgsschool.edu.tomsk.ru / (дата обращения 14.05.2011).