№ 3 (28), 2008
"Культурная жизнь Юга России"
С. Р. ДАМАДАНОВА
ТРАДИЦИОННЫЕ ПРОМЫСЛЫ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ДАГЕСТАНА
В данной статье рассматривается гармоничное единство функциональной целесообразности предметов традиционного обихода с самобытной художественностью промысловых изделий народных умельцев Дагестана.
Ключевые слова: традиционные промыслы, декоративно-прикладное искусство Дагестана, художественно-эстетические традиции.
Как неотъемлемая часть художественной культуры Дагестана, традиционные промыслы с древнейших времен были органически связаны с повседневной деятельностью горцев, их мировосприятием и пониманием прекрасного. Высокий талант и художественное дарование дагестанских народов наиболее ярко проявились в художественной обработке металла, искусной резьбе по дереву и камню, ковроткачестве, узорном вязании и золотошвейном деле, обработке кости и керамическом искусстве (1). В формообразующем и орнаментальном оформлении ремесленных изделий - национальной утвари, культовых реквизитов, произведений декоративно-прикладного искусства - наиболее наглядно выражены особенности бытового уклада, а также художественно-эстетические запросы горцев.
В таких известных центрах художественной культуры Дагестана, как Кубачи, Кази-Кумух, Балхар, Ругуджа, Унчукатль и многих других, определявших уровень развития всей культуры горного края, сложились и получили промышленное развитие крупнейшие промыслы художественной обработки серебра, оружейного и медночеканного дела, бронзового литья, архитектуры, камнерезного искусства и др. (2). Так, например, в кругах феодальной знати пользовались широким спросом изготовленные здесь стальные клинки, кинжалы с рукоятями из золота и серебряными ножнами, украшенными полихромной прозрачной эмалью, нефритом, слоновой костью, драгоценными камнями, декоративная утварь и ювелирные украшения (разновидности колец, перстней, браслетов, поясов, нашейных, нагрудных, налобных украшений), выполненные в технике глубокой гравировки и чернения, золотой насечки по слоновой кости, эмали и скани с использованием зерни, с применением позолоты, инкрустации, а также керамические сосуды, каменные рельефы и другие изделия, отличавшиеся изяществом и совершенством технического исполнения.
Утилитарная целесообразность традиционных художественных изделий, облик которых во многом предопределяется наличием местных природных материалов и удобством эксплуатации, гармонично сочетается с самобытным художественным образом, являющимся своеобразной формой постижения мира, информацией о философии и эстетических предпочтениях горцев. Выдающийся
деятель русской культуры второй половины XIX - начала XX века критик В. В. Стасов отмечал: «У народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Ряды орнаментики - это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также для ума и чувства» (3).
Не вызывает сомнений, что ремесленные изделия дагестанских мастеров, помимо своего функционально-утилитарного назначения, представляют собой высокохудожественные образцы декоративно-прикладного искусства. Орнамент, подчеркивающий форму предмета и выступающий в качестве первоосновы эстетической выразительности, имеет глубокое символическое значение, связанное с традиционно-культовыми, религиозно-магическими воззрениями, эстетическими суждениями о различных явлениях природы, представлениями о красоте, гармонии и т. д.
Так, например, отнюдь не бессодержательным декором служат растительные, геометрические и эпиграфические орнаментальные композиции на мемориальных стелах, являющихся древнейшей формой ремесленного творчества дагестанских мастеров. В частности, образно-аллегорическая символика широко распространенного декора, выражающегося в многократном чередовании цветов и плодов (мотив «вечного возвращения»), отображает народные представления о циклической сменяемости явлений природы, вечности мироздания.
П. М. Дебиров, исследуя искусство художественной обработки камня, наиболее ярко представленное богато декорированными трапециевидными и прямоугольными плитами, называет кладбища Дагестана своеобразными «музеями камнерезного искусства» (4). На протяжении многих столетий, начиная со времен исламизации Дагестана, в декоративном оформлении мемориальных памятников значительное место занимают орнаментально трактованные арабские надписи, содержащие имена, даты жизни и кончины погребенных, а также изречения из Корана. Арабская каллиграфия, являющаяся одним из распространенных видов узорного творчества дагестанских умельцев, расценивалась в странах Ближнего и Среднего Востока как искусство. Достигнув не-
1 "Культурная жизнь Юга России"
№ 3 (28), 2008
обычайной тонкости и изящества в применении различных усложненных почерков, каллиграфия превратилась в одну из форм орнамента, игравшего значительную роль в искусстве мусульманского средневековья (5).
Безусловное влияние как на специфику хозяйственно-экономических отношений, так и на формирование художественной культуры народа оказывают географические, природно-климатические, исторические и социально-экономические условия, в значительной степени определяющие архитектурный облик традиционного жилища. В приемах и принципах народного зодчества, рациональности конструктивных форм, продиктованных как необходимостью обороны и эффективностью эксплуатации, так и духовно-эстетическими запросами горцев, воплощается многовековой опыт поколений, определяющий самобытность архитектуры Дагестана.
Большое значение у горцев имело и изготовление одежды, особенно женской, которая отличалась многообразием материалов, цветовой гаммы, форм покроев, отделок, украшений и представляла собой важную часть самобытной культуры народов Дагестана. Функционально оправданные особенности традиционной одежды предопределены как природно-климатическими условиями проживания, спецификой хозяйственно-бытового уклада, поверьями в магическую обереговую символику орнаментальных композиций, родопле-
менными различиями, нравами и обычаями разных народностей, так и художественно-эстетическими предпочтениями мастериц. Не удивительно, что самобытные наряды горянок вызывали восторг путешественников разных времен, исследователей материальной культуры, мастеров кисти, таких как Г. Гагарин, Т. Горшельдт, Е. Лансере и др. Они оставили ценнейшие зарисовки костюмов, головных уборов женщин ряда обществ Дагестана, имеющие большое эстетическое и научное значение (6). Неповторимую самобытность горскому костюму придавали изысканные дополнения в виде всевозможных ювелирных украшений (в частности, широко распространенных серебряных браслетов). Среди них преобладали стилизованные зооморфные мотивы, разновидности витого жгута, заканчивающегося головой и хвостом змеи. Изделия с ее изображением служили своеобразным оберегом, поэтому их рекомендовалось носить больным и бездетным женщинам (7).
Высокий уровень развития зародившейся в Дагестане в глубокой древности технологии художественной обработки металла, литья и ковки медной и бронзовой утвари, отличающейся художественным совершенством, обусловлен как наличием сырьевой базы, практичностью изготовления и использования в хозяйстве медночеканных и бронзовых изделий, так и мастерством умельцев, получивших широкую известность далеко за пределами региона. Например, в вышеназванном селении Кубачи, одном из крупнейших художественных центров Дагестана, с незапамятных времен славившемся многообразием промысловых ремесел, изготовляли следующие медные и латунные изделия: большие водоносные кувшины «мучалы», кувшины-водолеи «кунне», маленькие кувшины для питья «кутки», кухонную посуду разного рода, большие настенные медные блюда, использовавшиеся как украшения, а также ведерки оригинальной формы, которые в прошлом имели обрядовое значение, - «нукнусы». Их наполняли мукой, сахаром и большим количеством ложек, воткнутых рукоятками вниз, и преподносили невесте вместе с приданым.
Ярко выраженную взаимосвязь практического назначения художественного изделия с его де-
№ 3 (28), 2008 "Культурная жизнь Юга России"
— 15
коративной отделкой и формообразующими особенностями можно рассмотреть, в частности, на примере традиционного кувшина-водолея «кун-не». Непривычный изгиб его носика, придающий изделию характерную особенность, позволяет дальше отбросить струю воды и не пролить ее, когда кувшин, подвешенный за ручку на цепь, находится в наклонном положении (8).
Подлинного совершенства достигли кубачинс-кие мастера серебряных дел в украшении холодного и огнестрельного оружия, изготовлявшегося ими совместно с амузгинцами, поставщиками клинков для шашек, кинжалов и ножей, и жителями селения Харбук, которые привозили для декоративной отделки пистолеты, ружья, копья (9). В музеях Дагестана, России, зарубежья, а также в частных коллекциях хранятся многочисленные разновидности изысканно декорированного холодного оружия, считавшегося обязательным атрибутом горского костюма вплоть до XIX века.
Как было отмечено выше, традиционное народное творчество всегда выражает определен-
ный общественный идеал, глубоко и органично связано с идеологией и философией народа. В формообразующих и орнаментальных решениях, эстетике форм и художественном совершенстве изделий ярко проявляются наиболее значимые черты менталитета, специфика национального характера, находят отражение представления предков о законах мироздания, космологических и космогонических явлениях и др. Благодаря виртуозному мастерству народных умельцев, продуманному пропорциональному и колористическому соотношению отдельных компонентов и целого, гармонии формы, декора и назначения произведения ремесленные изделия приобретали художественную ценность.
Таким образом, не вызывает сомнений, что традиционные художественные промыслы во многом определяют уникальную специфику национальной художественной культуры Дагестана, являются ее составной частью и служат свидетельством высоких художественно-эстетических принципов народа. Многовековые традиционные приемы художественного мастерства, эстетические вкусы горцев совершенствуются и обогащаются новым поколением народных умельцев.
Литература
1. Маммаев М. М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана. Истоки и становление. Махачкала, 1989. С. 6.
2. Кильчевская Э. В. Декоративное искусство аула Кубачи. М., 1962. С. 16.
3. Стасов В. В. Русский народный орнамент // Собрание сочинений. Т. 1. СПб., 1894. С. 207.
4. Дебиров П. М. Надмогильные памятники Дагестана XV-XVIII вв. // Ученые записки ИИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР. Вып. 10. Махачкала, 1962. С. 199.
5. Каптерева Т. П., ВиноградоваН. А. Искусство средневекового Востока. М., 1989. С. 14.
6. Булатова А. Г, Гаджиева С. Ш, Сергеева Г. А. Одежда народов Дагестана: историко-этнографиче-ский атлас. Пущино, 2001. С. 10.
7. Гаджиев Г. А. Верования и обряды: доисламский период. Махачкала, 1993.
8. Декоративное искусство Дагестана / авт.-сост. Д. Чирков. М., 1971. С. 96.
9. Газимагомедов М. Г. Народные художественные промыслы Дагестана. Махачкала, 1988. С. 12.
S. R. DAMADANOVA. TRADITIONAL CRAFTS IN THE SYSTEM OF NATIONAL ART CULTURE OF DAGESTAN
This article deals with the harmonious unity of functional expediency of traditional subjects with an original art image of trade products of the Dagestan craftsmen.
Key words: traditional crafts, domestic art culture, decorative-applied art of Daghestan, art-aesthetic traditions, practical function of art products, national art creativity.