ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 745
НОВАТОРСТВО И ТРАДИЦИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ДАГЕСТАНА
® 2008 Дамаданова С.Р.
Дагестанский государственный педагогический университет
В данной статье рассматриваются особенности преемственной связи многовекового декоративного искусства Дагестана, являющегося неотъемлемой частью мировой художественной культуры, с его современными художественно-эстетическими проявлениями. Рассматривается проблема освоения студентами специальных художественно-педагогических, этнографических знаний посредством приобщения молодежи к национальному своеобразию самобытных форм материальной и духовной культуры, отображающей эстетические, духовно-нравственные, этические идеалы предков.
In the given article the features of successive connection of centuries-old decorative art of Daghestan being the integral part of world art culture, with its modern art-aesthetic displays come to light. The problem of development by the students special artly-pedagogical, ethnographic knowledge by means of familiarizing youth with a national originality of the original forms of material and spiritual culture displaying aesthetic, spiritual-moral, ethical ideals of ancestors is considered.
Ключевые слова: региональное образование; традиционные промыслы; декоративноприкладное искусство Дагестана; художественные традиции.
Keywords: regional education; traditional crafts; art traditions; decorative-applied art of Daghestan; domesic art culture.
Приоритетным направлением
современной системы образования является гуманизация обучения,
формирование ценностных ориентаций молодого поколения на основе глубокого знания отечественных художественных традиций, являющихся неотъемлемой частью мировой культуры. В связи с требованиями нового времени становится очевидной необходимость использования в системе вузовского регионального образования учебных дисциплин
художественно-эстетического цикла, призванных соответствовать
гуманитарным потребностям общества, в частности, способствовать
сохранению преемственности
художественно-эстетических традиций народной духовной и материальной культуры.
Так, например, неотъемлемой составной частью художественной культуры Дагестана является многовековое декоративно-прикладное искусство, на протяжении тысячелетий
органически связанное с жизнью народа, с его бытовым укладом и повседневной деятельностью, с его мировосприятием и пониманием прекрасного. Из поколения в поколение народными умельцами передавались, совершенствовались и обогащались профессиональные навыки и приемы художественного мастерства. Искусство традиционных
художественных промыслов обогатилось новыми декоративно-техническими приемами, орнаментальными мотивами, изобразительными сюжетами и формами изделий, отвечающими эстетическим вкусам современников. Успешно развиваться и дальше это искусство может при вдумчивом освоении многовекового опыта
профессионального мастерства и при условии творческого осмысления всего ценного и прогрессивного из той богатой сокровищницы прошлого, из того наследия, что было создано в течение столетий предшествующими
поколениями народных мастеров [6. С. 143].
Не вызывает сомнений, что эстетическое воздействие различных видов художественного творчества, определяющих в своем единстве этническое своеобразие национальной культуры, в значительной степени стимулирует интерес молодежи к самореализации в творческой
деятельности, активизирует
эмоционально-эстетическое восприятие действительности. Художественная
культура как целостное системное образование призвано как обеспечить оптимально благоприятные условия творческому процессу по созданию новых произведений искусства, так и максимально содействовать
развертыванию вширь и вглубь процесса восприятия людьми имеющихся художественных ценностей. «Таким
образом, в обобщенном виде,
предназначение самой системы художественной культуры следует усмотреть в открываемых ею возможностях реализации творческих способностей каждого человека и в целом общества» [4. С. 3].
Так, например, исследуя проблемы традиций и новаторства в декоративно-
прикладном искусстве Дагестана, на художественно-графическом факультете Даггоспедуниверситета решается
актуальная проблема освоения
студентами специальных
художественно-педа-гогических, искусствоведческих, этнографических знаний, подробно рассматриваются проблемы приобщения молодежи к национальному своеобразию
материальной и духовной культуры
народов Дагестана, выявляются особенности преемственной связи
многовекового орнаментального
искусства с его современными художественно-эстетическими проявлениями. Г армоничная
взаимосвязь вековых традиций и новаторства, отвечающего современным эстетическим запросам общества, является одним из объективных законов прогрессивного художественного
развития культуры и искусства. В новых исторических условиях, выраженных как изменениями предметной среды, так и возрастающей эстетической
потребностью в обновлении и совершенствовании современного
декоративно-прикладного искусства новыми формами, изобразительными и орнаментальными мотивами, в то же время обостряется потребность в сохранении и развитии прогрессивных традиций многовековой художественной культуры Дагестана.
Ярким проявлением этого
гармоничного сочетания является
профессиональное творчество
дагестанских художников. Известно, что одним из основных факторов становления и развития профессионального изобразительного искусства Дагестана является обращение к многовековой культуре горцев, изучению самобытной сущности эстетических представлений, обусловленных влиянием всей совокупности народного художественного творчества - архитектурного облика поселений, особенностями традиционного быта, организации предметнопространственной среды, а также фольклора, ритуалов, народных празднеств и представлений. Особое место
в творческих проявлениях национальной художественной культуры и, в частности, зарождении профессиональных традиций изобразительного искусства Дагестана занимает декоративно-прикладное
творчество, развивавшееся с глубокой древности практически в каждом селении. В декоративных формах народных изделий проявляются эстетические истоки графического, скульптурного и живописного начала, свойственных многим видам традиционных промыслов. Композиционные и колористические особенности сулевкентской керамики, декорировки поливных испикских блюд, ангобной росписи Балхара, сочетания серебра с чернью в ювелирном искусстве, а также своеобразие национального костюма и, особенно, традиционных ковровых изделий (исторически выработавшаяся эстетическая привычка воспринимать настенные красочные
изображения как художественную ценность во многом обусловила популярность современной станковой
картины) лежат в основе многих произведений дагестанских художников [5. С. 77].
По мнению видных исследователей, утверждение новых монументальнодекоративных форм в искусстве Дагестана стало возможным потому, что художники, овладев законами
профессионального мастерства,
обратились к изучению традиций национального наследия. Так, например, исследуя многолетний опыт творческого труда дагестанских художников, З. А. Гейбатова-Шолохова утверждает:
«...Чуткое отношение к
художественному наследию прошлого помогло в решении многих сложных творческих проблем. Овладение законами профессионального искусства помогло художникам обобщить закономерности народного творчества, что выразилось в сознательном использовании национального
фольклора, в возрастании роли декоративного начала, в дальнейшем развитии цветового и орнаментального наследия, в высокой степени обобщения характерных особенностей
национальной художественной культуры [2. С. 177].
Произведения известных художников республики, опирающихся в своем творчестве, как на народные декоративные традиции, так и художественные течения русского и мирового искусства, являются ярким свидетельством гармоничного сочетания в национальном
изобразительном творчестве
реалистического искусства с локальными художественными традициями
самобытной культуры горцев (Пр.: рис. 1).
Рис. 1. «Песня», 1973 г. Г. Конопацкая
Что касается традиций и современных проявлений самого
декоративно-прикладного искусства Дагестана, то в процессе ознакомления с основными направлениями в его развитии, отвечающими новым
художественно-эстетическим запросам,
и в то же сохранившими уникальные традиции народных истоков, можно выделить следующие разновидности
оригинальной авторской интерпретации художественных изделий:
Украшение традиционной формы самобытными приемами декорирования и орнаментальными мотивами, нехарактерными для данной
разновидности изделий. В частности, известные унцукульские мастера, наряду с уникальными промыслами
традиционного типа, создавали и украшали мельхиоровой и серебряной насечкой не столь характерные для них предметы повседневного использования (ступки для толчения пряностей, тарелки, черпаки, музыкальные инструменты, сосуды в форме традиционных горских мерок для сыпучих продуктов, поставцы с набором столовых приборов и др.), традиционно обрабатывавшиеся в Дагестане в технике деревянной резьбы. Студентам предлагается, в частности, оценить новое звучание, органичность композиционного декора и
конструктивной формы
инкрустированной мерки «Сах» (рис. 2), в принципе, не утратившей утилитарности [1. С. 71].
Рис. 2. Мерка «Сах», 1970 г.
Газимагомедов М.-А.
Стремление дагестанских умельцев разнообразить ассортимент
произведений декоративно-прикладного искусства проявилось, в частности, и в оригинальных художественных
решениях изделий из серебра. При изготовлении и художественной обработке небольших изящных предметов - пудрениц, вазочек, флаконов для розовой воды, перечниц, сахарниц и др. - нередко используются значительно уменьшенные в масштабах, декоративно трактованные формы знаменитых кубачинских сосудов, традиционных водоносных кувшинов и так называемых «албанских котлов» (рис. 3), с древнейших времен широко распространенных по всему Дагестану. В творчески переосмысленных конструктивных особенностях и уникальной авторской технике декорирования традиционных форм значительно возрастает эстетическая
функция художественного изделия, его роль в организации предметнопространственной среды, а масштабы элементов гравированного узора и ювелирность техники подчеркивают изящество изделия [7. С. 148].
Рис. 3. «Сахарница», 1958 г. Кишев Г.-М.
Использование самобытных приемов художественной обработки изделий культурно-бытового назначения, не характерных для традиционного обихода народов Дагестана. Хорошо известен пример изготовления дагестанскими умельцами не вписывающихся в систему традиционного обихода горцев канцелярских принадлежностей,
преподнесенных в качестве подарка в 1921 г. вождю пролетариата -чернильный прибор, подсвечники, ручки, пресс-папье и др.,
декорированных самобытной
унцукульской техникой насечки. Примечательно, что по совету В. И. Ленина, по достоинству оценившего уровень художественных произведений, объединение унцукульских умельцев в артель, преобразованную позднее в фабрику, сыграло решающую роль в сохранении богатейших народных традиций уникального промысла в селении Унцукуль - художественного центра насечки и инкрустации деревянных изделий серебром, мельхиором, рогом и костью [1. С. 68].
Использование в современном орнаментальном оформлении
произведений декоративно-прикладного искусства зооморфных,
антропоморфных мотивов изображения, сюжетных композиций. На протяжении длительного исторического периода декоративно-прикладное искусство
Дагестана, развивалось в
непосредственной связи с различными формами мусульманской религии и находилось под ее громадным влиянием [3. С. 92]. Как следствие, свойственный восточному художественному
мышлению принцип декоративности нашел наиболее яркое воплощение в орнаментальном искусстве горцев, тогда как современные художники-мастера используют в авторских композициях выразительные сюжетно-
изобразительные мотивы, в то же время сохраняющие самобытное образное звучание художественного
произведения. Так, в
жизнеутверждающей композиции серии серебряных чаш «Кубачинская свадьба» (рис. 4), Р. Алиханов вводит ритмически организованные фигуры нарядных кубачинок с водоносными кувшинами, вазами, подносами, декорированными традиционным солярным орнаментом, вписывает в орнаментальное блюдо изображение перевитого традиционным растительным орнаментом «Доброго зверя» (1966), облик которого
характерен для кубачинских каменных рельефов и др.
В селении Балхар на рубеже Х1Х-ХХ вв. вырабатывается тип кувшина, широко распространенного и в наши дни. В декоративном убранстве сосуда современные мастера-художники также нередко используют лепку антропоморфного и зооморфного характера -верхнюю часть слива декорируют
Рис. 4. Чаша «Кубачинская свадьба», 1972 г. Алиханов Р.
«глазами», имитируют усы, узор нижней части горловины нередко решается в форме своеобразного
ожерелья, иногда передняя часть сосудов украшается скульптурным
изображением головы оленя, человека (рис. 5). Горельефами в форме
традиционных архитектурных и сюжетных мотивов. «Современная
керамика села Балхар насчитывает до тридцати видов изделий, каждое из которых отличается назначением,
формой, узором» [7. С. 56].
Рис. 5. «Сосуд для воды», 7 964 г.
Умалаева А.
Использование изделий
традиционного декоративно-
прикладного искусства в качестве лишенных функционального содержания художественных элементов оформления предметно-пространственной среды. М,-А. Газимагомедов является автором серии декоративных настенных панно, выполненных на отполированных деревянных пластинах с помощью традиционной техники насечки металлом по дереву «Сказочные звери и птицы», созданных на основе творческой интерпретации изобразительных
сюжетов знаменитых кубачинских каменных рельефов (рис. 6). «Контуры животных, изгибы их туловищ, сильных когтистых лап, причудливо изогнутых хвостов созданы с помощью плавного перемежевания известных мотивов орнаментов «Улица», «Птичий след», «Стрелка», с использованием линейного, и точечного узора, инкрустированного мельхиором, рогом, костью,
Кроме того, слегка выпуклая поверхность дощечки, играя на свету бликами металла, создает
дополнительный эффект» [7. С. 198].
Рис. 6. Панно «Звери», 7 960 г.
Газимагомедов М.-А.
Таким образом, предметы
декоративно-прикладного искусства свидетельствуют об уровне
Примечания
материальной и духовной культуры эпохи, эстетических суждениях, мировосприятии, обычаях и
особенностях жизненного уклада народа. Преемственная связь современного декоративно-приклад-ного искусства с традиционным формообразующим и орнаментальным творчеством мастеров-художников является естественным процессом поступательного развития художественной культуры.
Следует особо отметить, что на базе исследования преемственности
традиционного и современного декоративно-прикладного искусства студенты художественно-графического факультета наблюдают особенности
взаимопроникновения и взаимовлияния культур, в частности,
формообразующих и орнаментальных мотивов, гармонию национального и интернационального в художественном творчестве, раскрывают для себя специфическую красоту и эстетическую значимость разных по материалу, назначению, орнаментике, стилистике изделий. Главным тезисом
образовательно-воспитательного значения предметов художественноэстетического цикла является понятие, что освоение отечественной
художественной культуры развивает эстетическое восприятие уникальных художественных ценностей различных народностей, проживающих как на территории Дагестана, так и за его пределами. Вместе с тем яркое
представление об этнографических художественно-эстетических особенностях самобытного прикладного искусства Дагестана служит педагогу своеобразным эталонным образцом для сравнительных разъяснений в преподавании предметов
художественно-эстетического цикла, освоении студентами наследия мировой культуры.
кружочками, дисками, овалами и т. д.
1. Газимагомедов Г.Г. Проблема традиции и новаторства в современном декоративноприкладном искусстве: На примере унцукульской насечки по дереву // Народные традиции в современном профессиональном искусстве Дагестана. - Махачкала, 1984. 2. Гейбатова-
Шолохова З.А. Монументально-декоративные поиски в творчестве дагестанских художников 20-30-х годов // Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана и современность / Редактор Е. И. Чернигова. - Махачкала, 1979. 3. Зись А. Искусство и эстетика. - М., 1975. 4. Магомедов Д.М. Искусство в системе художественной культуры // Искусство Дагестана в контексте современной художественной культуры / Составитель М. И. Магомедова-Чалабова. -Махачкала, 1988. 5. Магомедова-Чалабова М.И. Традиции народного искусства в дагестанской живописи 1960-1970-х годов // Народные традиции в современном профессиональном искусстве Дагестана. Сборник статей / Ответственный редактор: Магомедов Д.М., составитель: Магомедов А.Д - Махачкала, 1984. 6. Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство
Дагестана: Истоки и становление. - Махачкала, 1989. 7. Чирков Д. Декоративное искусство
Дагестана. - М., 1971.
Статья поступила в редакцию 25.09.08 г.