Известия ДГПУ, №1, 200!
УДК 745
ФУНКЦИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ДАГЕСТАНА: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
© 2008 Дамаданова С.Р. Дагестанский государственный педагогический университет
В статье рассматриваются особенности преемственной связи многовекового декоративного искусства Дагестана, являющегося неотъемлемой частью мировой художественной культуры, с его современными художественно-эстетическими проявлениями. Рассматривается проблема освоения студентами специальных художественнопедагогических, этнографических знаний посредством приобщения молодежи к национальному своеобразию самобытных форм материальной и духовной культуры, отображающей эстетические, духовно-нравственные, этические идеалы предков.
In the article the features of successive connection of centuries-old decorative art of Daghestan, the integral part of world art culture with its modern art-aesthetic displays have been brought to light. The problem of development of students’ special artistic-pedagogical, ethnographic knowledge by means of youth’s acquaintance with national originality of the unique forms of material and spiritual culture, displaying the ancestors’ aesthetic, spiritual-moral, ethical ideals has been considered.
Ключевые слова: традиционные промыслы, декоративно-прикладное искусство, преемственные традиции, функция художественных изделий, художественная культура.
Keywords: traditional handicrafts, decorative-applied art, successive traditions, function of artistic products, artistic culture.
В современных условиях повышенного интереса к локальным особенностям материальной и духовной культуры различных народов и народностей обостряется потребность в сохранении самобытного звучания художественных промыслов, произведений традиционного декоративно-прикладного искусства. Успешное решение этой проблемы возможно при условии глубокого осмысления культурного наследия предков, сохранении преемственности отечественных художественно-эстетических традиций как неотъемлемой составной части мировой культуры.
В качестве эффективной формы решения проблемы следует рассматривать развитие интереса современной молодежи, и особенно студентов специализированных учебных заведений, к эстетике произведений декоративно-прикладного искусства Дагестана, «...на протяжении тысячелетий органически связанного с бытовым укладом и повседневной деятельностью народов горного края, с их мировосприятием и пониманием пре-
красного» [3. С.5]. Не вызывает сомнений, что эстетическое воздействие различных видов художественного творчества, определяющих в своем единстве этническое своеобразие национальной культуры, в значительной степени стимулирует интерес молодого поколения к самореализации в творческой деятельности, активизирует эмоциональноэстетическое восприятие действительности, является важным фактором этнической самоидентификации, питая патриотические чувства, основанные на сознании сопричастности к наследию предков. Вместе с тем познавательноисследовательский опыт позволяет проследить гармонию национального и интернационального в художественной культуре Дагестана, выявить специфическую красоту и эстетическую значимость разных по материалу, назначению, орнаментике, стилистике произведений декоративно-прикладного искусства, воспринимать его этнографические, художественно-эстетические особенности в качестве своеобразного эталонного образца
для освоения ценностей мировой культуры.
В процессе приобщения студентов к национальному своеобразию эстетических принципов художественной культуры горцев следует рассмотреть эволюцию взаимосвязи различных функций декоративно-прикладного искусства, основными из которых являются: утилитарная, познавательная, преобразовательная, коммуникативная, дидактическая.
Из поколения в поколение народные умельцы передавали профессиональные приемы художественного мастерства, обогащая древнее искусство художественных промыслов новыми декоративнотехническими приемами, орнаментальными мотивами и сюжетами. Дагестанские мастера создавали высокохудожественные изделия, использовавшиеся в быту в качестве предметов, предназначавшихся для праздников, обрядовых действий и одновременно служивших декоративным оформлением традиционного интерьера. Утилитарная функциональность практически всех изделий повседневного использования находилась в гармоничной взаимосвязи с их высокими эстетическими качествами. Как следствие общение с прекрасным было для жителей Дагестана делом обыденным, что оказывало плодотворное влияние на эстетический уровень всей материальной культуры горцев. «Не увлечение красивостью, а создание истинно красивых и, в то же время, нужных вещей - главная задача мастеров... Работа в области искусства не была уделом избранных художников, а являлась гранью общественной деятельности по созданию материальных ценностей, формированию традиционной материальной среды» [2. С.32].
Известно, что смена системы социальных и эстетических ценностей непременно сказывается на обновлении традиционных форм бытования народного прикладного искусства. С формированием профессионального искусства в Дагестане возрастает интерес народных умельцев к выставочной деятельности. Поэтому в изделиях, предназначенных для экспозиции, доминирует художественно-эстетическая функция, что, тем не менее, не означает окончательной утраты утилитарности. Так, например, художественно обработанные винные рога, коньячные сервизы, вазы и другие разновидности сувенирных изделий служат декоративным украшением ин-
терьера и по необходимости могут быть использованы по назначению. И в современном творчестве дагестанских ху-дожников-приклад-ников декор и самобытные формы традиционных изделий находятся в определенной взаимосвязи с их функциональностью. «Эстетическое воздействие прикладного искусства повседневно, ежечасно, ежеминутно. Вещи, окружающие нас, создающие наш уют, наш быт, обслуживающие нас в нашей повседневной жизни, могут подниматься до вершин искусства» [1. С.270].
На примере оформления интерьера традиционного жилища горцев можно рассмотреть преобразовательную функцию капителей опорных столбов, являвшихся как конструктивной, так и идейно-смысловой частью дома. Они, как правило, украшались солярными знаками, призванными освещать полумрак помещений. Изысканный орнамент ковров, узоры медночеканных изделий, расставленных и развешенных в определенном порядке, делали среду обитания горцев эстетически содержательной. Преобразовательная функция произведений декоративно-приклад-ного искусства востребована и в наши дни: она придает культуре современного быта национальное своеобразие.
Не менее значительна и познавательная функция традиционного декоративно-прикладного искусства. Космологические и космогонические представления предков передавались из поколения в поколение посредством орнаментальных композиций и художественного совершенства форм изделий. Декоративное убранство традиционного жилища, самобытные орнаменты ковровых изделий, посуды, ювелирных украшений являются отражением представления дагестанских мастеров о мироздании, его строении, своеобразной формой постижения мира посредством художественных образов.
Познавательная функция декоративно-прикладного искусства позволяет получить современной молодежи наиболее полные знания о народной эстетике, богатстве и многообразии национальной культуры. «Конечно, сегодняшнему человеку трудно прочесть истинный смысл этих изображений, но постоянно растущий интерес к их семантике позволяет уже сейчас говорить о том, что в традиционных образах народного искусства запечатлелись важнейшие представления наших предков о Земле и Солнце, о те-
чении жизни и сельскохозяйственном труде, об общепринятых сельскохозяйственных нормах» [2. С.21].
Естественным продолжением познавательной функции является коммуникативность декоративно-прикладного искусства, выступающего в качестве своеобразного способа передачи информации о вековых духовно-нравственных представлениях предков, а также эстетических суждений самого художника-мастера, являющегося выразителем эстетических предпочтений определенного сообщества, социальной среды.
Не вызывает сомнения органичное единство искусства и нравственности. «Всякий отрыв от нравственных требований, как и отрыв от требований отражения в художественных произведениях объективной истины, для искусства губителен» [5. С.19]. Приобщая молодежь к многовековой культуре Дагестана, декоративно-прикладное творчество выполняло дидактическую функцию, способствуя формированию традиционной системы ценностей. Глубокий философский смысл орнаментально трактованных назидательных надписей, напутствий, добрых пожеланий, обереговых заклинаний тесно связан с духовной стороной бытовых предметов. На этом же принципе основано воспитательное значение современных высокохудожественных изделий. «Вещи, окружающие нас в быту, воздействуют на эстетическую культуру народа значительно больше и интенсивнее, чем произведения, собранные в музеях и на выставках» [6. С.540].
Ярким примером современного прикладного искусства, ориентированного на традиционные художественные формы при создании нового ассортимента изделий, служит творчество кубачин-ских умельцев. «Кубачинские мастера создают вазы, сахарницы, кувшины в виде традиционных котлов, мучал, нук-нусов, и эти произведения неизменно вызывают восхищение, хотя по назначению, размерам, декоративному оформлению они существенно отличаются от своих прототипов. Эти вещи сохраняют правдивость и своеобразие, которое не может не покорять потребителя» [2. С.38].
В наши дни наблюдается значительное взаимопроникновение различных функций декоративно-прикладного искусства Дагестана, в большой степени определяющего специфику художественно-эстетических и высоких нравст-
венных принципов народов республики. «На протяжении многих веков создавалось прикладное искусство Дагестана, обретая своеобразные национальные черты и традиции, вырабатывавшиеся многими поколениями мастеров, которые передавали свое искусство непосредственно из рук в руки... Мы получили сегодня в наследство от предков из глубокой древности многогранное, самобытное национальное искусство, которое должны бережно хранить, развивать, учитывая и экономическую сторону наших народных промыслов, и их громадную художественную значимость» [4. С.30].
Примечания
1. Борев Ю. Эстетика. - М., 1981. 2. Газимагомедов Г.Г. Современное декоративно-
прикладное искусство Дагестана. Художественно-эстетические проблемы. - Махачкала, 1992. 3. Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: Истоки и становление. - Махачкала, 1989. 4. Микаилова Р.Ш. Декоративно-прикладное искусство
Дагестана // Искусство Дагестана. - М., 1981. 5. Недошивин Г. Очерки теории искусства. - М., 1953. 6. Стасов В.В. Русский народный орнамент // Собр. соч. Т.1. - СПб., 1894.