Научная статья УДК 130.2
https://doi.org/10.24158/fik.2025.2.10
Традиционные и инновационные ценности в контексте культуры искусственного интеллекта
Евгения Константиновна Беликова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0009-0001-7575-024X
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос о соотношении культуры искусственного интеллекта с традиционными и инновационными ценностями современного общества. Отмечается, что развитие его возможно лишь при наличии и тех, и других. Как традиционные ценности (патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, нравственные идеалы, семейные ценности, созидательный труд, милосердие и взаимопомощь, коллективизм, сохранение исторической памяти, единение народов России и др.), так и инновационные (информация, знания, интеллектуальный капитал, виртуальная реальность, образование, наука, идеи, творчество, инициатива) опираются на системы искусственного интеллекта. Цифровые механизмы, сами не обладая ценностной природой, выступают как инструменты для сохранения, развития и трансляции традиций, которые важны для социального большинства. Инновационные ценности отражают актуальные тенденции общественного развития; в их распространении и трансляции также задействованы инструменты искусственного интеллекта. Информационное пространство представляет большие возможности для развития любых ценностей, если они отражают менталитет народа и соответствуют тенденциям развития общества. Заключается, что искусственный интеллект является в современном социуме связующим звеном между традиционными и инновационными ценностями.
Ключевые слова: искусственный интеллект (ИИ), культура, система ценностей, традиционные ценности, инновационные ценности
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Беликова Е.К. Традиционные и инновационные ценности в контексте культуры искусственного интеллекта // Общество: философия, история, культура. 2025. № 2. С. 82-87. https://doi.org/10.24158/fik.2025.2.10.
Original article
Traditional and Innovative Values in the Context of Artificial Intelligence Culture Evgeniya K. Belikova
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0009-0001-7575-024X
Abstract. The article considers the relationship between the culture of artificial intelligence (AI) and traditional and innovative values of modern society. It is noted that the division of values into traditional and innovative is conditional, since innovations develop on the basis of traditions, rely on them, and innovative values eventually acquire the status of traditional. Attention is focused on the fact that without the emergence of innovative values, only on the basis of traditional ones, the development of society and its culture is impossible. It is concluded that both traditional (patriotism, citizenship, service to the Fatherland, moral ideals, family values, creative work, mercy and mutual assistance, collectivism, preservation of historical memory, unity of the peoples of Russia, etc.) and innovative (information, knowledge, intellectual capital, virtual reality, education, science, ideas, creativity, initiative) values are based on AI systems. Digital mechanisms, AI, not having a value nature themselves, act as tools for the preservation, development and transmission of traditional values that are important for the social majority. Innovative values reflect new trends in social development; AI tools are also actively involved in their dissemination and transmission. The modern information space, an integral component of which is AI, presents great opportunities for the development of any values if they reflect the mentality of the people and correspond to the trends of social development. AI becomes a link between traditional and innovative values.
Keywords: artificial intelligence (AI), culture, value system, traditional values, innovative values
Funding: Independent work.
For citation: Belikova, E.K. (2025) Traditional and Innovative Values in the Context of Artificial Intelligence Culture. Society: Philosophy, History, Culture. (2), 82-87. Available from: doi:10.24158/fik.2025.2.10 (In Russian).
Введение. Соотношение в культуре традиционных и инновационных ценностей является одним из сложных явлений, постоянно привлекающих внимание исследователей. С одной стороны, ученые понимают, что ценностная система динамична, она не может существовать в неиз-
© Беликова Е.К., 2025
менном виде, что в культуре «отслеживается цикл появления и принятия инноваций на определенной традиционной основе с их постепенным превращением в традиции, создающие почву для появления последующих инноваций» (Улинова, 2019: 123), и только такая последовательность обеспечивает культуре стабильность, препятствует ее стагнации, разрушению и утрате. С другой стороны, несомненно, что «культура формирует универсалии, которые передаются от поколения к поколению практически в неизменном виде», что «составляет важный механизм обеспечения духовной безопасности» (Попов, 2017 а: 203), поэтому сохранение данных универсалий, особенно в ценностном плане, есть условие стабильности общества и культуры. Значит, необходимо найти баланс, при котором традиции будут пополняться инновациями, но при этом сохранится, не будет утрачено главное, архетипичное, что есть в культуре.
Появление искусственного интеллекта (ИИ) сделало вопрос соприкосновения и взаимопроникновения традиции и новации болезненным для многих представителей общественности и научного мира. В современном информационном и культурном пространстве на основе взаимодействия человека с цифровыми системами возникает культура ИИ. Этот динамичный инструмент современной ценностной парадигмы только начинает разрабатываться в современной науке. ИИ трактуется как элемент, имеющий культурную основу, способствующий сохранению и трансляции традиционных и инновационных ценностей (Беликова, 2024: 45). По нашему мнению, ИИ составляет слой современной культуры, в рамках которого он определяется как субъект ценностного пространства, значимый функциональный элемент, вступающий в тесные взаимодействия с культурными смыслами и ценностями, субъектами и объектами. Окружающее пространство под влиянием ИИ стремительно меняется, повседневность человека дополняется множеством цифровых инструментов, и у наблюдателя может создаться впечатление, что мир в эпоху ИИ меняется не только в области формы, но и с точки зрения ценностного содержания, что трансформируется сам человек, его картина мира, его система приоритетов и что ИИ выступает катализатором или даже причиной таких трансформаций.
Вопрос о соотношении традиционных и инновационных ценностей в современном общественном и культурном пространстве поднимают многие исследователи: О.Н. Ордина (2020), Е.А. Попов (2017 а, б) и др. Традиционные и инновационные ценности в условиях культуры ИИ, ставшей неотъемлемой частью нашей жизни, рассматриваются исследователями нечасто (Якушев, 2019).
Цель данного исследования - выявить особенности влияния ИИ на традиционные и инновационные ценности, существующие в современном обществе. Научная новизна нашей работы заключается в обращении к сфере культурно-динамической обусловленности традиционных и инновационных ценностей и в попытке обнаружить специфику их преломления в культуре ИИ.
Исследования процессов, связанных с системой ценностей и ее динамикой на современном этапе развития общества, культуры и технологий, в обязательном порядке несут на себе отпечаток субъективизма, а одним из основных методов культурфилософского изыскания становится интерпретация фактов окружающей действительности, общественных явлений и процессов. Субъективны также методы наблюдения и описания, предшествующие интерпретации и дающие для нее материал. Это связано с тем, что наблюдатели могут по-разному интерпретировать одинаковые факты. Объективизации исследования служат другие научные методы и подходы - как общенаучные, так и специальные: методы анализа и синтеза, с помощью которых у интерпретации появляются научные основания; культурно-исторический метод, позволяющий рассматривать явления в динамике, в сопоставлении с происходившими в культуре ранее; системный и междисциплинарный подходы, репрезентирующие явления в системе их составляющих с привлечением приемов различных гуманитарных дисциплин.
Понятие и виды традиционных и инновационных ценностей. Система ценностей понимается в науке как «важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.)»1. Эта психологическая трактовка может быть рассмотрена как общенаучная, поскольку для аксиологической системы действительно важна закрепленность ценностей в мировоззрении личности или группы.
Данная система включает различные элементы, которые очень условно можно разделить на традиционные и инновационные. По сути, существует только дихотомия «ценность - неценность», в пределах которой те или иные аксиологические элементы могут казаться носителям разных культурных норм традиционными или инновационными.
Состав ценностей первой группы как «специфических, характерных для конкретной общественно-исторической формы социальной организации»2 определить проще. Их существование в
1 Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М. ; СПб., 2009. С. 702.
2 Анашвили В.В., Павлов А.В. Традиционные ценности [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия. 2024. URL: https://bigenc.ru/c/traditsionnye-tsennosti-34c7a2 (дата обращения: 08.09.2024).
течение длительного времени способствовало формированию устойчивой аксиологической системы. Приведем перечень актуальных для России традиционных ценностей: «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России»1.
Состав инновационных ценностей как недавно вошедших в систему или получивших в ней актуализацию вызывает больше вопросов. Анализ исследовательской литературы позволяет отнести к ним информацию, знания, идеи, интеллектуальный капитал, виртуальную реальность, образование, науку, творчество, инициативу (Овчаренко, 2018; Петровская, 2019; Тупичкина и др., 2022; Шашло, Петрук, 2017). Как видим, перечень не включает каких-то ценностей, которые выглядели бы совершенно новыми в аксиологической системе любого государства или противоречили бы каким-то основополагающим гуманистическим или духовным принципам. Скорее, речь идет именно о повышении роли определенных ценностей в системе, о приобретении ими большей актуальности. Кроме того, несложно заметить, что современные инновационные приоритеты имеют интеллектуальную природу.
Рассмотрим, как названные традиционные и инновационные ценности функционируют и развиваются в условиях закрепления ИИ как значимого компонента общественной жизни.
Соотношение ИИ с традиционными и инновационными ценностями. В современном исследовательском поле нередко звучит мысль о том, что ИИ реально и потенциально опасен для человечества (Якушев, 20019). Такие опасения, по мнению М.Н. Крыловой, объясняются вполне понятными в психологическом плане причинами: несомненным для человека негативным воздействием технологий на природу, реальной угрозой ИИ индивидуальной безопасности человека и личным данным, медленным принятием всего нового, неверием в прогресс и т. п. (Крылова, 2024). Касаются опасения и того, что ИИ может негативно отразиться на традиционных ценностях, трансформировать их, тем самым изменив устои современного общества и даже угрожая российской цивилизационной идентичности (Тихонова, 2024). Рассмотрим, действительно ли есть основания для подобных утверждений.
Традиционные и инновационные ценности в реальности, как видим, оказываются тесно связанными. Иначе не может быть, поскольку первые создают почву для появления вторых, а, закрепляясь в общественном сознании, инновационные ценности постепенно приобретают статус традиционных. ИИ в современном общественном пространстве отвечает требованиям и тех, и других.
Такие значимые для российского государства традиционные ценности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, развиваются сегодня во многом благодаря технологиям, основанным на ИИ. Воспитанию патриотизма и гражданственности способствует широкий доступ к информации о России, ее традициях, географии, истории, предоставляемый интернет-ресурсами, в разработке и функционировании которых задействован ИИ. Чем больше человек знает о своей стране, ее богатстве, древней истории, тем больше он ею гордится. Кроме того, в Интернете функционируют различные обучающие и воспитательные платформы, благодаря которым можно погрузиться в патриотический контент. Гордость молодежи вызывает и само активное развитие технологий в России, быстрое внедрение их в производство, маркетинг и жизнь обычных людей, стремительность цифровизации страны и развития сервисов, управляемых ИИ.
Высокие нравственные идеалы (любовь, красота, истина, добро, честь, совесть, милосердие и др.) в современной России во многом поддерживаются с помощью технологий ИИ. В настоящий момент наблюдается переход от гедонизма и индивидуализма к нравственным ценностям. То лучшее, что было сформировано веками в моральных устоях различных народов, начинает транслироваться в массы посредством ИИ. Человек проявляет в виртуальных системах собственную моральность, демонстрируя, что сам по себе ИИ не является нравственным или безнравственным, он всего лишь передает тот моральный посыл, который дает человек.
Так, семейные ценности укрепляются с помощью сервисов коммуникации, предоставляемых социальными сетями и мессенджерами и функционирующих с использованием алгоритмов, например, Naïve Bayes и SVM, а также нейронные сети. Члены семьи, живущие рядом и далеко друг от друга, с их помощью общаются одинаково активно, обмениваются фотографиями и видеофрагментами, поздравляют друг друга с праздниками и значимыми событиями, дарят подарки с помощью маркетплейсов и т. д. Их отношения становятся более близкими, а семьи - более крепкими.
На основе систем ИИ осуществляется автоматизация многих производств и сферы услуг. Труд человека становится более созидательным и творческим, поскольку системы, основанные на
1 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».
ИИ, берут на себя выполнение рутинной, неинтересной, утомительной работы. Повышается ценность труда, люди стараются найти близкий им способ занятости, тяготея к творческой и индивидуальной работе. Избавление от забот о рутинном и материальном дает человеку время на обращение к духовному, на движение к интеллектуальному и нравственному совершенствованию.
ИИ также помогает сохранять историческую память и обеспечивать преемственность поколений. Обработка естественного языка (Natural Language Processing, NLP) используется для интерпретации текстовых произведений. Методы машинного обучения, такие как языковые модели и алгоритмы распознавания именованных сущностей (NER), позволяют нейронным сетям понимать и интерпретировать тексты, определять их авторство. ИИ может быть применен также для реставрации и сохранения артефактов. Например, генеративные модели используются для воссоздания утраченных или поврежденных предметов при помощи анализа еще существующих данных. Это позволяет увеличить точность реставрации и восстановить артефакты в соответствии с их первоначальным внешним видом. Посредством ИИ-сервисов исследователи и простые граждане могут обращаться к различным историческим источникам, глубже понимать протекавшие в прошлом процессы. ИИ способствует также единению народов России, поскольку с его помощью сохраняется культура различных этносов, информация о ней передается всем гражданам страны, отслеживается деятельность экстремистов, стремящихся разрушить народное единство, разжечь национальную рознь, настроить друг против друга представителей разных этносов, проживающих на одной территории.
Программы ИИ разрабатываются для обеспечения личной безопасности человека, в частности, на дорогах или в отношении здоровья. ИИ способен оперативно обнаружить угрозы во многих сферах и дать на них первичный автоматизированный ответ. Также он противостоит ки-бермошенникам, предотвращая и предупреждая их атаки. Безопасность - традиционно одна из самых актуальных ценностей.
Хочется, чтобы представленная выше картинка благотворного влияния ИИ на развитие традиционных ценностей не была воспринята как нереалистичная и излишне оптимистичная. Мы описываем наблюдаемые общественные тенденции, демонстрирующие, каким образом развивается современная ценностная система. ИИ в данном процессе выполняет инструментальную роль, то есть общество просто использует его как удобное средство для реализации собственной потребности в развитии вечных, общечеловеческих ценностей. Для нас важно то, что ИИ не противоречит традиционному стремлению человека к патриотизму, духовности, нравственности, а помогает практически реализовать это стремление.
Под воздействием ИИ находятся также и инновационные ценности, что наиболее очевидно для наблюдателя, поскольку сам ИИ является именно инновационным инструментом. Однако если для него это свойство технологическое, то ценности, которые транслируются в числе прочего с помощью инновационных технологий, преимущественно гуманитарные, они касаются человека, его интеллектуальной деятельности.
Многие сервисы, функционирующие на основе ИИ, предназначены для хранения, добывания, умножения и трансляции информации. Она всегда была важна для человечества, поскольку ее запасы обеспечивают полноценное и поступательное развитие общества. Информация - это то, что узнали люди за историю существования человечества - от древности до нашего времени. Сохранение информации - наш долг перед предыдущими поколениями, а ее приумножение -перед будущими. Сейчас, когда информации стало особенно много, сохранить ее, а затем найти в этом массиве искомые сведения может только ИИ.
Информация как инновационная ценность связана с такими аксиологическими категориями, как знания и интеллектуальный капитал. ИИ способен хранить информацию и извлекать ее в нужный момент, но знать может только человек. Интеллектуальный капитал, помимо знаний, включает навыки и опыт людей, а также нематериальные объекты, в том числе программное обеспечение. Это значит, что ИИ сам входит в интеллектуальный капитал современного человечества, одновременно создавая условия для того, чтобы этот капитал приумножался.
С информацией и знаниями связаны такие ценности, как образование и наука. Они всегда были важны для человечества, но сейчас их значимость возрастает. Наука обеспечивает приток знаний, развитие интеллектуального капитала, а образование - передачу их следующим поколениям и, тем самым, дальнейшее развитие. Системы ИИ включены в данные процессы, что несколько видоизменяет и образование, и науку, но не делает их при этом менее эффективными, скорее, наоборот.
Наиболее инновационной и даже не до конца освоенной человечеством ценностью выступает виртуальная реальность. Это синтезированный с помощью компьютера и ИИ особый мир, существование в котором схоже с действительным. Полноценная виртуальная реальность (полное погружение в цифровое пространство) пока только создается, однако сам Интернет, доступ-
ный большинству жителей Земного шара, уже можно назвать виртуальным пространством. Людей привлекает в нем возможность мгновенного перемещения в любую точку мира, доступность получения разнообразной информации, возможность найти как интересную работу, так и развлечения. Мы оцениваем доступность для человека этой новой реальности положительно, потому что считаем необходимым расширение для него пространства пребывания. Чем больше возможностей открывается перед человеком, тем более активно он развивается.
Неотъемлемыми компонентами нового реального и виртуального мира, который формируется в современном обществе, являются такие ценности, как творчество, идеи, инициатива. Они побуждают человека развивать свои традиции, впитывать и продуцировать инновации, искать и создавать новое, быть достойными гражданами своей страны. Творчество - это то, что сегодня отличает человека от ИИ; как бы не был развит последний, какими бы знаниями он не оперировал, творчество доступно только человеку. И разнообразный интересный мир, построенный с участием ИИ во многом благодаря человеческому творчеству, идеям и инициативе, побуждает человека развивать эти ценности и далее.
В целом, положительно оценивая то влияние, которое ИИ оказывает на систему ценностей, мы не можем не коснуться вопроса о возможных негативных процессах в данной сфере. Интересно, что опасение исследователей в связи с инновациями и ИИ вызывают в первую очередь ценности, формирующие российскую цивилизационную идентичность (Тихонова, 2024), то есть традиционные, под которыми понимают нравственные. Мы не можем не разделять опасения относительно того, что устройства с ИИ отрывают человека от духовности, ведут к богоборчеству. Тем не менее несомненно, что сам ИИ в его современной «слабой» разновидности не может быть духовным или бездуховным; он нейтрален по отношению к моральным постулатам. Делает его нравственным или безнравственным человек, закладывающий в ИИ алгоритмы логики и поведения. Если в обществе наблюдаются духовные, этические трансформации, то они являются закономерным отражением различных происходящих в нем процессов, а далеко не только одного появления ИИ.
Заключение. Культура ИИ стала неотъемлемой частью современности, а сам он постепенно превратился в органичную часть жизни человека. Такой важный ее компонент не может не быть связанным с системой ценностей, а значит, с менталитетом людей, их мировосприятием, с дальнейшим развитием культуры. Человеку свойственно опасаться за сохранность своих традиций, бояться нового, остерегаться утраты своих основ, того, что составляет базу цивилизации. ИИ стал таким феноменом, который подстегнул эти страхи, тем более что многие общественные деятели, обыватели, политики, ученые ассоциируют его с отрицательными явлениями действительности, с ним напрямую не связанными (тем, что люди стали меньше читать, больше воспринимать визуальный контент в Интернете, не спешат создавать семьи, разводятся, покупают много вещей, ведут блоги и социальные сети, следуют за модой, не хотят трудиться на производстве и т. п.). Данные изменения отражают современные социально-культурные тенденции. Кроме того, их специфика еще ждет своей оценки, которая в будущем может оказаться как отрицательной, так и положительной.
Анализ явлений современной действительности показывает, что ИИ, напротив, чаще всего оказывает позитивное влияние на развитие ценностей, в том числе на реализацию традиционных ценностей в современном мире. С его помощью (на основе управляемых им сервисов, ресурсов, систем, платформ и др.) развиваются такие из них, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, семейные ценности, созидательный труд, обращение к духовному, милосердие и взаимопомощь, коллективизм, сохранение исторической памяти, обеспечение преемственности поколений и единения народов России. Инновационные ценности, которые появились под влиянием ИИ (информация, знания, интеллектуальный капитал, виртуальная реальность, образование, наука, идеи, творчество, инициатива), также имеют позитивную окраску, направлены на улучшение общества, отражают процессы, которые в нем сегодня объективно происходят. ИИ способствует закреплению традиционных и развитию инновационных ценностей, выступая действенным инструментом, на появление которого живо реагируют эти две разновидности ценностей, совместно формирующие сложную аксиологическую систему современного мира и находящиеся в постоянном развитии.
Список источников:
Беликова Е.К. Культура искусственного интеллекта как динамичный инструмент современной ценностной системы // Общество: философия, история, культура. 2024. № 10 (126). С. 43-48. https://doi.org/10.24158/fik.2024.10.4.
Крылова М.Н. Социальные угрозы, которые вызывает искусственный интеллект, и реакция на них общества // Studia НитапКа^. 2024. № 1. С. 1-10.
Овчаренко Г.В. Наука и образование - особая ценность инновационной культуры в развитии современного неообщества // Общество, экономика и право: современное состояние и вопросы развития. Ростов н/Д., 2018. С. 373-381.
Ордина О.Н. Современное российское общество в фокусе традиционных и инновационных ценностей // Инновации и цифровизация российской экономики. Саратов, 2020. С. 84-87.
Петровская Ю.А. Образование как ценность молодежи в контексте инновационного развития Российской Федерации // Проблемы развития территории. 2019. № 3 (101). С. 107-122. https://doi.org/10.15838/ptd.2019.3.101.7.
Попов Е.А. Культура как фактор обеспечения духовной безопасности человека // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2017 а. № 5-1. С. 203-207.
Попов Е.А. Культура традиционная и инновационная: грани соотношения ценностно-смысловых систем // Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений. Барнаул, 2017 б. С. 66-68.
Тихонова С.В. Ценности, формирующие российскую цивилизационную идентичность: риски и угрозы в области традиционных ценностей // Социально-гуманитарные знания. 2024. № 3. С. 37-40.
Тупичкина Е.А., Андриенко Н.К., Семенака С.И. Традиционные и инновационные ценности в информационном обществе: проблема интерференции // Научно-педагогическое обозрение. 2022. № 5 (45). С. 20-29. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-5-20-29.
Улинова И.Х. Динамика традиций в культуре: общая характеристика и фактор взаимодействия с инновациями // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 4 (41). С. 123-130. https://doi.org/10.30725/2619-0303-2019-4-123-130.
Шашло Н.В., Петрук Г.В. Потребительская ценность знаний в инновационной экосистеме Дальнего Востока России // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 5 (111). С. 93-102.
Якушев П.А. Проблемы использования систем искусственного интеллекта в семейных отношениях в контексте традиционных ценностей // Право интеллектуальной собственности. 2019. № 1. С. 33-37.
References:
Belikova, E. K. (2024) The Culture of Artificial Intelligence as a Dynamic Tool of the Modern Value System. Society: Philosophy, History, Culture. (10 (126)), 43-48. Available from: doi:10.24158/fik.2024.10.4. (In Russian)
Krylova, M. N. (2024) Social Threats Caused by Artificial Intelligence and Society's Response to Them. Studia Humanitatis. (1), 1-10. (In Russian)
Ordina, O. N. (2020) Sovremennoe rossiiskoe obshchestvo v fokuse traditsionnykh i innovatsionnykh tsennostei [Modern Russian society in the focus of traditional and innovative values]. In: Innovatsii i tsifrovizatsiya rossiiskoi ekonomiki. Saratov, pp. 84-87. (In Russian)
Ovcharenko, G. V. (2018) Nauka i obrazovanie - osobaya tsennost' innovatsionnoi kul'tury v razvitii sovremennogo neoob-shchestva [Science and education - the special value of innovative culture in the development of modern neo-society]. In: Obshchestvo, ekonomika i pravo: sovremennoe sostoyanie i voprosy razvitiya. Rostov-on-Don, pp. 373-381. (In Russian)
Petrovskaya, Yu. A. (2019) Education as Young People's Value in the Context of Innovative Development of the Russian Federation. Problems of Territory's Development. (3 (101)), 107-122. Available from: doi:10.15838/ptd.2019.3.101.7. (In Russian) Popov, E. A. (2017) Kul'tura kak faktor obespecheniya dukhovnoi bezopasnosti cheloveka [Culture as a factor of ensuring human spiritual security]. Sotsial'naya integratsiya i razvitie etnokul'tur v evraziiskom prostranstve. (5-1), 203-207. (In Russian)
Popov, E. A. (2017) Kul'tura traditsionnaya i innovatsionnaya: grani sootnosheniya tsennostno-smyslovykh sistem [Traditional and innovative culture: the facets of the correlation of value and semantic systems]. In: Traditsionnaya narodnaya kul'tura kak de-istvennoe sredstvo patrioticheskogo vospitaniya i formirovaniya mezhnatsional'nykh otnoshenii. Barnaul, рр. 66-68. (In Russian)
Shashlo, N. V. & Petruk, G. G. (2017) The Consumer Value of Knowledge in the Innovative Ecosystem of the Far East of Russia. Journal University Management: Practice and Analysis. 21 (5 (111)), 93-102. (In Russian)
Tikhonova, S. V. (2024) Values Forming the Russian Civilizational Identity. Risks and Threats in the Field of Traditional Values. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. (3), 37-40. (In Russian)
Tupichkina, E. A., Andriyenko, N. K., Semenaka, S. I. (2022) Traditional and Innovative Values in the Information Society: the Problem of Interference. Pedagogical Review. (5 (45)), 20-29. Available from: doi:10.23951/2307-6127-2022-5-20-29. (In Russian) Ulinova, I. Kh. (2019) Dynamics of Traditions in Culture: General Characteristics and Factor of Interaction with Innovations. Vestnik of Saint Petersburg State University of Culture. (4 (41)), 123-130. Available from: doi:10.30725/2619-0303-2019-4-123-130. (In Russian)
Yakushev, P. A. (2019) Issues of the Use of Artificial Intelligence Systems in Family Relationships within the Framework of Traditional Values. Pravo intellektual'noi sobstvennosti. (1), 33-37. (In Russian)
Информация об авторе Е.К. Беликова - кандидат культурологии, доцент кафедры английского языка факультета вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1161182
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author E.K. Belikova - PhD in Cultural Studies, Associate Professor at the Department of English, Faculty of Computational Mathematics and Cybernetics, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1161182
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 13.01.2025; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 10.02.2025; Принята к публикации / Accepted for publication 18.02.2025.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.