Научная статья УДК 130.2
https://doi.org/10.24158/fik.2024.10.4
Культура искусственного интеллекта как динамичный инструмент современной ценностной системы
Евгения Константиновна Беликова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0009-0001-7575-024X
Аннотация. В статье рассмотрено выполнение искусственным интеллектом (ИИ) функции инструмента современной ценностной системы. Материалом для исследования стала реализация в современном общественном пространстве субстанциональных гуманистических ценностей, таких как человек, жизнь, ее продолжительность и качество, здоровье, безопасность, свобода, возможность самореализации и саморазвития, индивидуализация, персонализация, коллективизм, милосердие и др. Выявлено, что культура ИИ успешно соотносится с этими ценностями. Отмечается эффективность искусственного интеллекта как инструмента актуализации, развития, закрепления и трансляции следующим поколениям гуманистических ценностей, очень важных для позитивного развития современного общества. Подчеркивается, что ИИ выступает именно как инструмент (инновационный и эффективный), с помощью которого реализуются ценности, отвечающие потребностям всего общества и его конкретных членов. Развитие Ии как динамичного инструмента современной ценностной системы отражает процесс гуманизации общества и обеспечивает потребности людей в осознании собственной субъектности и значимости.
Ключевые слова: искусственный интеллект, культура, система ценностей, традиционные ценности, инновационные ценности, гуманистические ценности, человек, личность, общество Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Беликова Е.К. Культура искусственного интеллекта как динамичный инструмент современной ценностной системы // Общество: философия, история, культура. 2024. № 10. С. 43-48. https://doi.org/10.24158/fik.2024.10.4.
Original article
The Culture of Artificial Intelligence as a Dynamic Tool of the Modern Value System
Evgeniya K. Belikova
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0009-0001-7575-024X
Abstract. The article examines the performance of artificial intelligence (AI) as a tool of the modern value system. The research material comprises the implementation of substantial humanistic values in the modern public sphere, including the concepts of humanity, life, its duration and quality, health, security, freedom, opportunities for self-realization and self-development, individualization, personalization, collectivism, compassion, and others. The analysis reveals that the culture of AI aligns effectively with these values. It is emphasized that AI serves as a tool for the actualization, development, reinforcement, and transmission of humanistic values to future generations - values that are crucial for the positive evolution of modern society. The paper highlights that AI operates specifically as a tool (both innovative and effective) through which values are realized in response to the needs of the entire society and its individual members. The advancement of AI as a dynamic tool within the modern value system reflects the process of societal humanization and satisfies the human need for the recognition of one's subjectivity and significance. This study thus contributes to the understanding of Al's role as not merely a technological advancement, but as an integral facet of the ethical and moral framework shaping modern human interactions and societal structures.
Keywords: artificial intelligence, culture, value system, traditional values, innovative values, humanistic values, man, personality, society
Funding: Independent work.
For citation: Belikova, E.K. (2024) The Culture of Artificial Intelligence as a Dynamic Tool of the Modern Value System. Society: Philosophy, History, Culture. (10), 43-48. Available from: doi:10.24158/fik.2024.10.4 (In Russian).
Введение. Система ценностей, являющаяся основой любой культуры, обладает такой значимой эволюционной характеристикой, как динамичность. Это обусловлено тем, что «культура не может транслироваться от поколения к поколению в неизменном виде; каждое поколение добавляет в культурное поле что-то свое, исходя из особенностей развития общества» (Крылова,
© Беликова Е.К., 2024
2023: 21), и именно такая динамичность является гарантией нормального развития культуры, обеспечивает ее жизненность и трансляцию основ следующим поколениям. В системе ценностей на базе ее традиционных, проверенных веками существования культуры компонентов постоянно возникают новые явления, которые некоторое время функционируют как инновационные, а затем переходят в состав традиционных. В отдельные периоды истории процесс дополнения ценностной системы инновационными элементами начинает ускоряться, и сегодня, несомненно, - именно такой период. Еще в 1974 г. Б.Ф. Поршнев предвидел: «Предстоящие технические, научные и социальные изменения будут все уплотняться и ускоряться на протяжении жизни человека» (Поршнев, 2006: 21). Эти прогнозы сбылись, причем ускорение отражается на различных общественных сферах, в том числе на системе ценностей. Трансформации последних, появление новых тенденций в их развитии нередко связываются исследователями с технологическими новшествами, в том числе с искусственным интеллектом (ИИ) как «совокупностью технологических решений, способных имитировать когнитивные функции человека и достигать результатов, как минимум сопоставимых с человеческим интеллектом, что также включает в себя способность к самообучению и поиску решений без заранее заданных алгоритмов»1. ИИ успешно используется современными людьми в самых разных сферах их жизни и деятельности (быту, домашней жизни, коммуникации, на производстве, в медицине, на транспорте, в процессе покупок и т. п.). В то же время беспокойство по поводу негативного воздействия цифровых технологий и ИИ на систему ценностей современного общества регулярно выражают представители науки и общественности (Емельянова и др., 2024; Котова, 2022; Осинцева, Муратова, 2020; Свидерский, 2014). Исследователи с тревогой говорят «об экологии человека, культуры, духовной жизни, о крушении системы ценностей»2, связывая данные негативные явления в том числе и с развитием современных технологий. Поскольку ИИ прочно вошел в науку, производство, медиа и повседневные практики современного человека, изучение его соотношения с системой ценностей становится все более актуальным.
Цель данного исследования - выявить ценностные основы культуры искусственного интеллекта, описать ее как динамичный инструмент современной ценностной системы. Для достижения этой цели использовались культурно-исторический и ценностный методы, междисциплинарный, системный и синергетический подходы. Базовую методологию составили общенаучные методы наблюдения за социальной действительностью, ее описания, анализа (в том числе интер-претативного) и синтеза, сопоставления. В силу невозможности охватить в одном исследовании все компоненты системы ценностей в аспекте культуры ИИ рассматриваются только те из них, которые можно охарактеризовать как гуманистические.
ИИ как инструмент сохранения и трансляции традиционных и инновационных ценностей. ИИ используется сегодня в закреплении и трансляции самых разных ценностей, важных для современного человека: как традиционных (патриотизм, семейные ценности, милосердие, коллективизм, историческая память и др.), так и инновационных (информация, знания, интеллектуальный капитал, виртуальная реальность, инициатива и др.), выступая при этом как связующее звено между данными, только на первый взгляд противоречащими друг другу подсистемами ценностей. Существует целый ряд ценностей, которые одновременно относятся и к традиционной, и к новационной составляющим ценностной системы (человек, его жизнь, достоинство, права и свободы, его личность, гуманизм, справедливость). Они провозглашены как традиционные в Указе Президента Российской Федерации3, однако в настоящий момент выступают в такой же степени инновационными, как и традиционными, что проявляется в первую очередь в культуре ИИ. Список гуманистических ценностей, которые фиксируются в процитированном документе, в целом совпадает с перечнями, представленными в научной литературе. К примеру, О.А. Шубиной выделены такие ценности, как доброта, порядочность, терпимость, милосердие, сострадание, отзывчивость, честность, человечность, справедливость, инициативность, независимость, свобода, ответственность4. Их можно в целом назвать гуманистическими и рассматривать в комплексе. Они являются субстанциональными, то есть отражающими природу человека и представляющимися наиболее важными для его полноценного развития.
1 О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») : Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 (ред. от 15.02.2024) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Шубина О.А. Гуманистические ценности в структуре жизненных ориентаций студенческой молодежи : автореф. дис. ... канд. социол. н. Екатеринбург, 2008. 19 с.
3 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : Указ Президента РФ от 9.11.2022 № 809 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 Шубина О.А. Указ. соч. С. 8.
Несмотря на то, что гуманистические ценности признаются всеми современными государствами, в том числе и Россией, что отражено в высших государственных документах1, их реализация в современном общественном пространстве не перестает вызывать дискуссии. Связано это, на наш взгляд, с наблюдениями исследователей за тем, как гуманистические ценности преломляются в культуре ИИ, как на их усиление работают многочисленные сервисы и платформы, управляемые ИИ. Увеличение значимости человека посредством интеллектуальных систем, воспринимаемых многими как его соперники, выглядит в восприятии исследователей как противоречие.
Показательно, что даже противники ИИ и связанных с ним изменений, например, трансгуманизма, признают положительные стороны внедрения новых технологий, к примеру, пользу, которую они приносят человеку в медицинской сфере, в таких областях, как «создание и выращивание искусственных органов, электронное имплантирование, пластическая хирургия, <...> технологии нейрокомпьютерного интерфейса, экзоскелета, которые уже сегодня помогают полноценно социализоваться людям с ограниченными возможностями здоровья» (Емельянова и др., 2024: 152). А вот претензии противников ИИ к нейросетям не содержат ничего конкретного, это просто предположение о том, что вскоре будет сформирован сильный ИИ и компьютеры захватят власть, что «саморазвивающийся интеллект может неожиданно провозгласить собственное главенство над людьми» (Емельянова и др., 2024: 152). При этом влияние ИИ на человека парадоксальным образом характеризуется исследователями как «дегуманизация», хотя даже приведенные ими факты свидетельствуют о том, что дело обстоит, скорее, наоборот.
Отсутствие реальных доказательств того, что на современном этапе существует дегуманизация общества, стимулируемая технологиями, подтверждается предположительным, прогностическим характером соответствующих утверждений, встречающихся в научной литературе. При этом ученые могут дойти даже до мысли об опасности информации: «Доступность информации о трагедиях и катастрофах меняет уровень терпения человека к жестокости, что в свою очередь может привести к хладнокровию, черствости, утрате способности сопереживания» (Осинцева, Муратова, 2020: 174). То есть получается, что чем больше человек слышит о жестокостях, тем более жестоким становится сам. Во-первых, данные утверждения голословны, предположительны (обратим внимание на глагол «может», использованный в высказывании); во-вторых, они отражают технофобию и неверие в человеческую духовность; в-третьих, не соответствуют знаниям о психологии человека. Почему бы не предположить обратное: чем больше человек слышит о трагедиях и катастрофах, тем больше он ценит собственную жизнь и жизнь своих близких, свое благополучие, тем больше он стремится помогать попавшим в беду людям? Это утверждение ничем не хуже, чем процитированное предположение авторов статьи, а значит, оба они должны быть рассмотрены, сопоставлены, проанализированы.
Гуманистические ценности в аспекте культуры ИИ. Абсолютной гуманистической ценностью выступает жизнь человека. Ее продолжительность жизни, качество, здоровье в настоящий момент становятся все более зависимыми от устройств, работающих на основе ИИ. Медицинские услуги, в области которых применяется искусственный интеллект, касаются диагностики и лечения, в том числе оперативного, различных заболеваний. ИИ используется при МРТ-, рентген- и УЗИ-об-следованиях, помогает расшифровывать результаты анализов, способен распознать рак кожи по фотографии, рак груди и многие другие заболевания на ранних стадиях, помогает определять дозировки лекарств, используется в микрохирургии, в малоинвазивных операциях, в организации работы клиники и приема пациентов, в работе с документами и т. п. На основе полученных данных, при условии их точности, ИИ ставит правильные диагнозы. Он делает лечение более индивидуализированным, «учитывая уникальные особенности пациента и его заболевания при разработке лечебного плана» (Келлониеми, 2023: 203).
Забота о здоровье человека, в том числе с его собственной стороны, также осуществляется с помощью ИИ. Люди, страдающие хроническими заболеваниями и негативными состояниями (диабетом, гипертонией, тахикардией, проблемами со сном и др.), могут постоянно, ежеминутно мони-торить собственное самочувствие. Цифровые устройства не только отследят уровень сахара в крови, пульс или давление, но и сигнализируют, если показатели не соответствуют норме, дадут рекомендации по исправлению ситуации, напомнят о необходимости принять лекарство. Подобные системы мониторинга становятся с каждым годом все доступнее, дешевле, получают все большее распространение. Яркий пример - фитнес-браслет, с помощью которого можно измерять артериальное давление и который имеет доступную цену. Данные измерений передаются с устройства на мобильное приложение, которое фиксирует динамику состояния человека.
Применение ИИ в медицине и здравоохранении, несомненно, можно соотнести с повышением значимости гуманистических ценностей в современном обществе. Ведь ИИ выступает как
1 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : Указ Президента РФ от 9.11.2022 № 809 ...
инструмент, с помощью которого общество реализует сформированную потребность в сохранении жизни и здоровья своих членов.
Для человека очень важна безопасность, и для ее обеспечения также широко применяются новейшие технологические системы. ИИ защищает предприятия от угроз, распознает лица преступников и помогает предупредить совершение ими преступлений, опасных для жизни и здоровья людей. Системы видеонаблюдения обеспечивают безопасность людей в общественных местах, что особенно важно при большом стечении народа, контролируют превышение скоростных ограничений и другие нарушения на дорогах, помогает найти преступников по отпечаткам пальцев, ДНК, финансовой активности и др. Каждый человек может установить системы видеонаблюдения в собственном доме и дворе, делая свое приватное пространство более безопасным.
ИИ в этом отношении выступает как неоднозначное явление, поскольку он же способствует снижению уровня безопасности человека. В мире, контролируемом цифровыми системами, в опасности могут оказаться (и оказываются) личные данные человека, информация о его местожительстве и передвижениях, о членах его семьи, о финансах и т. п. ИИ, таким образом, способен и вредить безопасности, и помогать ей. При этом с помощью него отслеживают злоумышленников, которые на основе ИИ вредят информационной безопасности человека, то есть обеспечивают кибер-безопасность. Такая ситуация парадоксальна и не может не вызывать тревогу, однако не отменяет того, что ИИ - эффективный инструмент обеспечения безопасности каждого конкретного человека, а значит, и гуманизации общественного пространства.
Амбивалентна в условиях использования цифровых технологий реализация такой гуманистической ценности, как свобода. С одной стороны, ИИ делает человека более свободным (к примеру, от рутинной, механической, неинтересной трудовой деятельности). С другой - может пострадать свобода человека от наблюдения, от постоянного контроля.
Качество жизни индивида повышается с помощью систем онлайн-заказов, вызова такси, службы поддержки клиентов, логистики, транспорта, банковской сферы и др. Для человека очень важны комфорт, соответствие среды ежедневным требованиям, освобождение от рутинной, нетворческой работы (например, от регулярной уборки дома - при помощи использования робота-пылесоса). Особенно эффективна для обеспечения качества жизни человека система «Умный дом», которая с помощью Ии полностью автоматизирует и оптимизирует все домашние процессы.
Такая гуманистическая ценность, как возможность самореализации, проявления себя, очень важна для современного человека. В эпоху ИИ люди получили больше способов для самореализации, развития своего интеллектуального, творческого, духовного потенциала. С помощью цифровых сервисов люди любого возраста могут изучать иностранные языки, психологию, учиться программированию и дизайну. Назовем несколько инструментов на основе ИИ, которые способствуют саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации пользователей: приложение для общения с историческими личностями HeyMind1, генератор кулинарных рецептов Bad Cook Club2, персонализированный инструмент для тренировки речи с ИИ Yoodli3, советы родителям на основе ИИ Parentivity Bot4, инструмент поддержки для беременных Happy Mama5 и др. Как видим, сервисы с ИИ касаются самых разных сторон личности, помогая каждому найти то, что актуально именно для него в данный момент. Информационное пространство становится все более персонализированным, что также способствует его гуманизации.
Индивидуальность человека, особенности личности каждого оказываются очень ценными в культуре ИИ. Внимание к ним начало проявляться сервисами ИИ на основе экономических резонов. Классический пример - персонализированная реклама в Интернете, социальных сетях, на маркет-плейсах. ИИ изучает каждого конкретного пользователя и, исходя из его личных характеристик (пола, места жительства, возраста, семейного положения, предыдущих запросов), предлагает те или иные товары, рекламу. Такая маркетинговая стратегия делает продажи более успешными. Однако, зародившись в коммерческой сфере, персонализация вышла за ее пределы, во многом благодаря запросу на гуманизацию интернет-пространства, сформировавшемуся в обществе.
Более персонализированным становится медицинское обслуживание (о чем уже сказано выше) и образование. Основные направления применения ИИ в сфере последнего - «реализация идеи персонализированного обучения, повышение эффективности деятельности преподавателей, создание благоприятных условий для обучения и развития учащихся» (Гамбеева, Глотова, 2021:
1 A New Kind of Design Lab [Электронный ресурс] // HeyMind. URL: https://heymind.co (дата обращения: 19.09.2024).
2 Bad at Cooking? Join the Club [Электронный ресурс] // Bad Cook Club. URL: https://www.badcook.club (дата обращения: 19.09.2024).
3 Ace Your Next ... [Электронный ресурс] // Yoodli. URL: https://yoodli.ai (дата обращения: 19.09.2024).
4 Parentivity Bot [Электронный ресурс] // Nextool. URL: https://www.nextool.ai/tools/parentivity-bot (дата обращения: 19.09.2024).
5 HappyMama. Get instant answers to your pregnancy questions! [Электронный ресурс] // HappyMama. URL: https://happy-mama.vercel.app (дата обращения: 19.09.2024).
10). ИИ позволяет выстроить для каждого обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей адресную, индивидуальную образовательную траекторию, обеспечивая «рост успеваемости, повышение вовлеченности, уровня удовлетворенности и благополучия» (Гамбеева, Глотова, 2021: 12). Персонализируются коммуникации: в социальных сетях пользователям предлагают связаться с людьми, которые могут именно им быть знакомыми и близкими. В интернет-библиотеке предоставляют те книги, которые могут быть интересными читателям с учетом их предыдущих запросов, в медиа - индивидуальную подборку публикаций. В мобильном приложении по фитнесу ИИ подбирает систему упражнений на основе анализа запросов, интересов человека, а также уровня его здоровья. Каждый субъект в мире ИИ может почувствовать себя особенным, ведь полученные предложения нацелены только на него и будут хоть немного, но отличаться от предложений для других пользователей.
Персонализация и индивидуализация в то же время не приводят к тому, что люди в мире, управляемом ИИ, становятся индивидуалистами, одиночками, не желающими действовать в коллективе. Исследования поведения представителей поколения Ъ показывают, что для них очень важны: «сотрудничество (коллаборация), экономика совместного потребления, стремление к диалогу» (Лапидус и др., 2020: 288), то есть коллективные ценности. Мы наблюдаем, как люди стремятся объединиться друг с другом для совместной коммуникации и решения общих личных и производственных задач. Интернет-сервисы, предоставляющие такую возможность (чаты, мессен-джеры, социальные сети) пользуются огромной популярностью; каждый человек сегодня входит с их помощью во множество различных групп. Такие коллективы, расположенные в виртуальном пространстве, являются вполне реальными и способны на оперативную организацию различных совместных дел, в том числе и гуманитарного характера.
Объединения людей благодаря интернет-сервисам и ИИ нередко занимаются благотворительной деятельностью, оказывая помощь нуждающимся в ней, проявляя сочувствие и милосердие. У людей не стало меньше потребности в совершении добрых дел, но в то же время появилось больше возможностей это сделать, в том числе благодаря ИИ. Краудфандинговые платформы, подписки на регулярные пожертвования в благотворительные фонды и многие другие сервисы действуют на технологиях ИИ. Боты сообщают жертвователям о предстоящем платеже, уведомляют о возможности его отменить, благодарят за него, присылают чек, электронная система осуществляет сам платеж и др. В эпоху ИИ люди не стали менее добрыми и более черствыми, напротив, возможность помогать понемногу стала очень важной, показала значимость каждого, даже минимального пожертвования, а не только больших сумм со стороны богатых людей. По результатам опроса ВЦИОМ, проведенного в 2022 г., около 88 % россиян включены в практики взаимопомощи1. Люди испытывают сострадание, проявляют отзывчивость и человечность. Данные гуманистические ценности развиваются благодаря технологиям ИИ и становятся частью новой культуры.
Заключение. Искусственный интеллект в современной культуре выступает как динамичный инструмент ценностной системы. Он соответствует актуальным для общества одновременно традиционным и инновационным гуманистическим ценностям (человек, жизнь, ее продолжительность и качество, здоровье, безопасность, свобода, возможность самореализации и саморазвития, индивидуализация, персонализация, коллективизм, милосердие и др.) и участвует в их актуализации, распространении, закреплении, усилении, трансляции в современном мире. ИИ, который может на первый взгляд показаться противостоящим человеку, стремящимся его вытеснить, оказывается удобным и эффективным инновационным инструментом, способствующим повышению субъектности человека, увеличению значимости личности в мире, помощи человеку в понимании себя и развитии своих лучших качеств. Общество, в котором функционируют системы и сервисы, построенные на основе ИИ, становится более гуманным; в нем каждый получает возможность чувствовать себя значимым. Говорить в связи с ИИ о дегуманизации общества представляется нам на современном этапе его развития нецелесообразным, поскольку это утверждение было бы далеким от действительности, не поддерживаемым фактами развития технологий и общества. ИИ, таким образом, выступает как инструмент, вполне соответствующий гуманистическим запросам общества, готовый выполнять позитивную гуманистическую программу, задаваемую человеком. Именно от человека, его представлений о развитии общества зависит, будет ли такая тенденция сохраняться в дальнейшем.
Перспективы настоящего исследования состоят в дальнейшем отслеживании функционирования ИИ как динамичного инструмента современной ценностной системы. Стремительное развитие культуры ИИ, отражающее динамику технологического прогресса, требует внимания к соотношению инновационных феноменов, таких как ИИ, с действующими в обществе культурно-динамическими процессами.
1 Что мотивирует людей помогать - исследование ВЦИОМ [Электронный ресурс] // Агентство социальной информации. Ш1_: https://asi.org.ru/2022/09/12/chto-motiviruet-lyudej-pomogat-issledovanie-vcziom/ (дата обращения: 19.09.2024).
Список источников:
Гамбеева Ю.Н., Глотова А.В. Искусственный интеллект как часть концепции современного образования: вызовы и перспективы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 10 (163). С. 10-16.
Емельянова О.Б., Маслова Е.С., Растворов А.И. Трансформация идентичности в контексте трансгуманистических технологий // Общество: философия, история, культура. 2024. № 8 (124). С. 147-155. https://doi.org/10.24158/fik.2024.8.20. Келлониеми А.Р. Искусственный интеллект и его роль в медицине // Вестник науки. 2023. Т. 5, № 7 (64). С. 202-205. Котова С.А. К вопросу о трансформации ценностей на современном этапе // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 8 (122). С. 1-4. https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.122.2.
Крылова М.Н. Вопрос о соотношении традиционных и новационных элементов в культуре и его решение в современном научном пространстве // Гуманитарный вестник Донского государственного аграрного университета. 2023. № 3. С. 17-23.
Лапидус Л.В., Гостилович А.О., Омарова Ш.А. Особенности проникновения цифровых технологий в жизнь поколения Z: ценности, поведенческие паттерны и потребительские привычки интернет-поколения // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 83. С. 271-293. https://doi.org/10.24411/2070-1381-2020-10119.
Осинцева Н.В., Муратова И.А. Трансформация этических ценностей в условиях развития цифровых технологий // Манускрипт. 2020. Т. 13, № 1. С. 171-175. https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.1.35.
Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). М., 2006. 640 с.
Свидерский А.А. Трансформация ценностей техногенного общества // Вестник Брянской ГСХА. 2014. № 6. С. 9-13.
References:
Emelyanova, O.B., Maslova, E.S., Rastvorov, A.I. (2024) Transformation of Identity in the Context of Transhumanist Technologies. Society: Philosophy, History, Culture. (8 (124)), 147-155. Available from: doi:10.24158/fik.2024.8.20. (In Russian).
Gambeeva, Yu. N. & Glotova, A. V. (2021) Artificial Intelligence as a Part of the Concept of the Modern Education: Challenges and Prospects. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 10 (163), 10-16. (In Russian). Kelloniemi, A.R. (2023) Artificial Intelligence and Its Role in Medicine. Vestnik nauki. 5 (7 (64)), 202-205. (In Russian). Kotova, S.A. (2022) On the Transformation of Values at the Present Stage. International Research Journal. (8 (122)), 1-4. Available from: doi:10.23670/IRJ.2022.122.2. (In Russian).
Krylova, M.N. (2023) The Question of the Correlation of Traditional and Innovative Elements in Culture and Its Solution in Modern Scientific Space. Humanitarian Bulletin of the Don State Agrarian University. (3), 17-23. (In Russian).
Lapidus, L. V., Gostilovich, A. O. & Omarova, Sh. A. (2020) Features of Digital Technologies Penetration into Generation Z Life: Values, Behavioral Patterns and Consumer Habits of the Internet Generation. E-Journal Public Administration. 83, 271-293. Available from: doi:10.24411/2070-1381-2020-10119. (In Russian).
Osintseva, N. V. & Muratova, I. A. (2020) Transformation of Ethical Values under the Conditions of Digital Technologies Development. Manuscript. 13 (1), 171-175. Available from: doi:10.30853/manuscript.2020.1.35. (In Russian).
Porshnev, B. F. (2006) O nachale chelovecheskoi istorii (problemy paleopsikhologii) [On the beginning of human history (problems of paleopsychology)]. Moscow. 640 p. (In Russian).
Sviderskii, A. A. (2014) Transformatsiya tsennostei tekhnogennogo obshchestva [Transformation of the values of a techno-genic society]. Vestnik Bryanskoi GSKhA. (6), 9-13. (In Russian).
Информация об авторе Е.К. Беликова - кандидат культурологии, доцент кафедры английского языка Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1161182
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author E.K. Belikova - PhD in Culturology, Associate Professor of the English Language Department, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1161182
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 21.08.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 18.09.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 22.10.2024.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.