Научная статья УДК 130.2:141
https://doi.org/10.24158/fik.2024.2.7
Проблема отнесения искусственного интеллекта к числу современных феноменов культуры
Евгения Константиновна Беликова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Россия, Москва, [email protected], https://orcid.org/0009-0001-7575-024X
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос о том, является ли искусственный интеллект феноменом современной культуры. Выделены критерии отнесения к последнему: ценностно-нормативной определенности; развивающего воздействия на членов общества; соответствия творческому компоненту человеческой натуры; помощи человеку в понимании и выражении собственной индивидуальности; популярности и признания. Проанализировано соответствие искусственного интеллекта каждому из данных критериев. Выявлено, что он включён в процесс сохранения и трансляции ценностей и норм общества, способствует развитию членов общества, в том числе творческому, а также выражению человеком индивидуальности, является очень популярным в современном социуме. Делается вывод о соответствии искусственного интеллекта обозначенным критериям, вследствие чего на данном этапе развития социума его можно считать феноменом культуры.
Ключевые слова: культура, феномен культуры, компьютер, искусственный интеллект, ценностно-нормативная определённость, развивающее воздействие, творчество, индивидуальность, популярность
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Беликова Е.К. Проблема отнесения искусственного интеллекта к числу современных феноменов культуры // Общество: философия, история, культура. 2024. № 2. С. 60-65. https://doi.org/10.24158/fik.2024.2.7.
Original article
The Problem of Classifying AI as a Modern Cultural Phenomenon Evgeniya K. Belikova
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0009-0001-7575-024X
Abstract. The article examines the question of whether artificial intelligence (AI) is a phenomenon of modern culture. The criteria for the phenomenon of culture are highlighted: the criterion of value-normative certainty, the criterion of developmental impact on members of society, the criterion of compliance with the creative component of human nature, the criterion of helping a person understand and express his own individuality, the criterion of popularity and recognition. The compliance of AI with each of these criteria is analyzed. It is revealed that AI is included in the process of preserving and transmitting the values and norms of society, contributes to the development of society members, including creativity, as well as human expression of individuality, is very popular in modern society. Conclusion dwells upon the fact that AI corresponds to the specified criteria, so that at this stage of societal development it can be considered a cultural phenomenon.
Keywords: culture, cultural phenomenon, computer, artificial intelligence (AI), value-normative certainty, developmental impact, creativity, individuality, popularity
Funding: Independent work.
For citation: Belikova, E.K. (2024) The Problem of Classifying AI as a Modern Cultural Phenomenon. Society: Philosophy, History, Culture. (2), 60-65. Available from: doi:10.24158/fik.2024.2.7 (In Russian).
Искусственный интеллект (ИИ), который стал неотъемлемой частью нашей жизни, привлекает неизменное внимание философов и культурологов на протяжении всей истории своего существования, длящейся с 1940-х гг. Является он предметом исследования и философии культуры -междисциплинарной научной отрасли, которая нацелена на осмысление роли культуры в существовании и развитии человека, трансформации ее под влиянием изменений в мировоззрении людей и т. п. Впервые ИИ охарактеризовал Д. Маккарти в 1956 г. как «свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека» (McCarthy, 1960). В настоящий момент ИИ определяется «как область компьютерной науки, зани-
© Беликова Е.К., 2024
мающаяся автоматизацией разумного поведения» (Люгер, 2003: 27), его важным свойством является моделирование интеллектуальных, сенсорных, когнитивных, творческих способностей человека. Данным термином называют и область науки, и сами устройства, обладающие ИИ, и соответствующие компьютерные программы. В настоящий момент он получил широкое распространение в производстве, управлении, банковском деле, коммуникациях, быту и других сферах жизни человека, стал привычным компонентом реальности. Нет никаких сомнений в том, что ИИ является частью области техники и технологий, а вот его отнесение к феноменам культуры небесспорно и должно быть проанализировано.
Данный вопрос затрагивают различные зарубежные и российские учёные, касаясь той или иной стороны ИИ в его отношении к культуре. Н. Бостром говорит о формировании с помощью искусственного интеллекта информационной культуры (Бостром, 2016: 101). Н.В. Моргун рассматривает его влияние на ее современную форму (Моргун, 2020). С.Д. Оразгалиева останавливается на распространении ИИ в разных сферах (Оразгалиева, 2021). Культурной сущности ИИ как феномена касаются немногие исследователи. В.К. Климова отмечает, что иИ - «одно целое, состоящее в идеальных пропорциях из техники и определенной культуры» (Климова, 2018: 74510-3). Д.А. Фунтова анализирует роль данного конструкта в культуре и жизни индивида (Фунтова, 2020). Чтобы рассматривать иИ как феномен культуры, необходимо прежде всего точно установить, является ли он таковым, для чего следует произвести его анализ, опираясь на существующие критерии.
Цель данного исследования - рассмотреть вопрос о возможности причисления ИИ к феноменам культуры. Работа проводилась с помощью общенаучных методов описания, наблюдения, анализа и синтеза на основе системного, ценностного, диалектического, культурно-исторического подходов.
Культура включает в себя множество феноменов, которые составляют её структуру и содержание. Это уникальные, целостные явления, отражающие значимые стороны жизни человека. Ключевыми признаками феномена культуры можно считать самодостаточность и перспективность - наличие потенциала развития, возможность существования в будущем. Возникнув как следствие общественного развития, как результат изменений в обществе и его ценностях, каждый феномен культуры (традиции, обычаи, мифы, религиозные представления, язык, музыка, явления искусства и литературы и т. п.) затем, в свою очередь, оказывает воздействие на общество, его существование и динамику.
Подобные конструкты могут отличаться в разных культурах в зависимости от исторической, общественной религиозной специфики последних, а могут быть схожими. Например, универсальны такие культурные феномены, как язык, искусство, мифология; не универсально письмо, поскольку письменность появилась не во всех культурах. Кроме того, один и тот же феномен может иметь разную трактовку, например, феномен техники, противопоставленный феномену природы, является осуждаемым в культуре луддитов и неолуддитов. Следует отметить, что основные, важнейшие феномены культуры имеют универсальную природу.
Чем более развитой и разнообразной является культура, тем больше в её составе феноменов уже существует и появляется новых в течение её непрерывной эволюции. Последнее -признак устойчивости и стабильности культуры, поскольку «изменения представляются необходимыми и обеспечивающими существование культуры, её жизнеспособность» (Крылова, 2023: 17); без них культура перестаёт существовать, становится архаичной и постепенно утрачивается. При этом отношение к новым феноменам со стороны членов общества может быть различным: для того чтобы явление стало феноменом культуры, отнюдь не требуется, чтобы оно положительно принималось всеми представителями культурного сообщества. Различное восприятие культурного феномена, споры и разногласия по его поводу, как правило, отражают его жизненность, важность в данной культуре и перспективность.
С появлением техники и технологий культура стала обогащаться феноменами, имеющими соответствующую природу. Примерами могут послужить распространившиеся в XX в. фотография (Могилевская, Пухлова, 2016), кино (Скавка, 2021), телевидение (Кургузов, 2018) и др. В начале XXI в. взлёт технологий стимулировал формирование культурных феноменов Интернета (Алисха-нова, 2021), блогинга (Галанкина, 2017) и др. Технические новшества неизменно отражаются на функционировании традиционной духовной культуры, ценностной структуре общества и социальной действительности. Так или иначе все современные культурные явления, имеющие научно-технологическую природу, связаны с компьютерами и распространением в обществе использования сети Интернет.
Вопрос о критериях отнесения технологических инноваций, в том числе ИИ, к феноменам культуры является достаточно острым. В данном исследовании мы выделим критерии, которые, на наш взгляд, способны стать в этом процессе определяющими и помочь решить проблему отнесения ИИ к феноменам культуры.
Первым назовём критерий ценностно-нормативной определенности, который состоит в необходимости для феномена культуры соответствовать тем или иным ценностям и нормам общества. Аксиологическая система социума совмещает в себе традиционные и новационные элементы, а феномены культуры должны сохранять эти ценности, передавать их следующим поколениям, а также способствовать их трансформации в соответствии с общественной динамикой.
ИИ опирается на ценностный базис, в целом присущий культуре. Говорить, что он ориентирован только на новые приоритеты, как это может показаться на первый взгляд, неправомерно. Феномен, не основанный на традиционных ценностях, не отражающий их в своём функционировании, по сути своей является невозможным в любой культуре. ИИ предоставляет современному обществу мощный инновационный инструмент, пригодный для сохранения имеющихся в культуре ценностей и норм и передачи информации о них следующим поколениям людей. Более того, традиционные культурные ценности с помощью ИИ становятся доступны большему количеству людей, независимо от того, в какой части страны или мира они живут или находятся в настоящий момент. Например, во время пандемии коронавируса в 2020 г. в России с помощью ИИ была даже создана Виртуальная русская православная церковь (ВРПЦ) - православный храм в сети Интернет, который могут посетить все желающие1. В нем идёт служба, звучит христианское песнопение. Сейчас побывать в церкви, монастыре, храме онлайн можно уже на значительном количестве разнообразных сайтов2.
ИИ выполняет потребность человека в коммуникации, являющейся, несомненно, большой и проверенной ценностью для членов общества. Угроза утраты культурной идентичности применительно к ИИ выглядит надуманно, поскольку компьютерные системы, напротив, способствуют более широкому распространению культурных норм. Такие общечеловеческие ценности, как труд, родина, здоровье, семья, любовь, благополучие, образование и др., получают с помощью ИИ новые инструменты своей трансляции и закрепления. Например, коммуникативные системы, обслуживаемые ИИ, помогают людям сегодня найти множество своих дальних родственников, утраченных членов семьи, наладить связи с ними, укрепить контакты. Социальные сети и другие способы коммуникации позволяют членам семьи, находящимся в отлучке, проявлять свою любовь и внимание к родным и близким, в том числе с помощью видеосвязи. Дистанционное получение образования также стало реальностью для членов современного общества, оно дает возможность повышать им свой образовательный уровень и при необходимости менять траекторию обучения.
В целом, на наш взгляд, можно говорить о соответствии ИИ критерию ценностно-нормативной определенности.
Критерий развивающего воздействия предполагает, что феномен культуры должен способствовать совершенствованию человека, развитию его кругозора, личности. Под влиянием культурных феноменов, которые с детства окружают членов общества, люди глубже понимают особенности своей страны и мировую культуру, учатся быть носителями традиций, гражданами своего государства, а также воспринимать мир во всём его многообразии.
ИИ открывает людям множество необходимой для образования и развития информации, помогает добывать и анализировать её; информация благодаря хранению её в системах ИИ перестала быть дефицитом. Человек пользуется достижениями искусственного интеллекта в процессе приобщения к культуре, развития как личности и гражданина. Людям становится доступным культурное многообразие, они могут в течение всей жизни повышать свой образовательный и культурный уровень благодаря интерактивному посещению музеев, удалённому обучению в различных образовательных организациях мира и т. п.
Можно утверждать, что Ии способствует развитию человека и поэтому удовлетворяет соответствующему критерию культурного феномена.
Критерий соответствия творческому компоненту человеческой натуры также является обязательным для феноменов культуры. Человек по своей природе обладает творческим началом, занимается креативной деятельностью в самых разных сферах (и профессиональной, и бытовой, например, в процессе приготовления пищи), развивается как творческая личность в течение всей жизни. Именно благодаря креативности человека прогрессирует и общество, и технологии. Как отмечают исследователи, «реальное творчество осуществляется людьми в определённом времени и пространстве, то есть в пределах жизнедеятельности человека - от рождения до смерти» (Некрасов, 2019: 88). Для критериев культуры непреложна связь с творческим потенциалом человека и участие в его развитии.
Отношение ИИ к данной проблеме достаточно сложное. С одной стороны, способность к творчеству рассматривается применительно к самому ИИ как один из его технологических критериев.
1 ВРПЦ [Электронный ресурс]. URL: https://врпц.рф (дата обращения: 30.01.2024).
2 Валаам [Электронный ресурс]. URL: https://pano.valaam.ru (дата обращения: 30.01.2024) ; Виртуальная церковь онлайн [Электронный ресурс]. URL: https://monastir-onlain.ru (дата обращения: 30.01.2024) и др.
В настоящий момент признаётся, что компьютерный разум не способен осуществлять полноценное творчество, но может имитировать его, производя творческие продукты (живописные полотна, прозаические и поэтические произведения и др.), которые внешне похожи на создаваемые людьми, порой практически неотличимы. С другой стороны, ИИ обеспечивает условия для того, чтобы человек проявлял свою креативность и развивался как творческая личность. Он освобождает индивида от множества технических, нетворческих действий и даёт ему время для занятий творчеством. Это можно оценить только положительно - как условие для развития творческого потенциала человека, направления его сил на созидательную деятельность, саморазвитие и т. п. ИИ формирует инновационное пространство, где человек может применить себя как креативная личность в новых и обновлённых традиционных видах творчества.
Развивается цифровое искусство, продукты которого создаются с помощью компьютерных программ и существуют только в виртуальной форме. Наибольшее распространение получила цифровая живопись, понимаемая учёными как этап «художественно-эстетического феномена, динамично эволюционирующего с самых древних времён и вплоть до сегодняшнего времени» (Деревенских, Будакова, 2022: 21). Среди новых видов цифрового искусства можно также назвать трёхмерную, пиксельную и векторную графику, цифровой коллаж, цифровую фотографию, глитч-арт (искусство, использующее в качестве средств выразительности цифровые и иные ошибки, искажения) и др. Активное развитие цифрового искусства отражает способность ИИ оказывать людям помощь в выражении их творческих интенций, а также демонстрирует то, что они с готовностью обращаются к инновационным способам творчества.
Можно утверждать, что критерию соответствия творческому компоненту человеческой натуры ИИ также вполне удовлетворяет.
Ещё один критерий культурного феномена - нацеленность на помощь человеку в понимании и выражении собственной индивидуальности. Последняя трактуется как «особая форма бытия человека в мире, дающая возможность жить и действовать как автономная и неповторимая система, сохраняя целостность и тождественность в условиях непрерывных изменений благодаря способности к саморегуляции и саморазвитию» (Несына, 2019: 25). Для человека, его полноценного развития как личности обязательно самовыражение, постижение себя как индивидуальности, выработка собственного стиля жизни, развивающегося в контексте общества, соотносимого с требованиями социума и в то же время оригинального. Стремление быть не таким, как все, выделяться, обладать индивидуальностью - потребность человека, и феномен культуры должен в какой-то степени её удовлетворять.
ИИ создаёт условия для развития личностью собственной индивидуальности, для обеспечения ее автономности, осознания человеком своей неповторимости и для его непрерывного саморазвития. Вопреки опасениям некоторых учёных, человек не утрачивает индивидуальность, оказавшись вовлечённым в деятельность, связанную с компьютерами и Интернетом, а только развивает её, реализуя свои психологические потребности. Проявляется это, в том числе, и через развитие цифрового искусства, о котором было сказано выше, однако большую часть пользователей цифрового мира затрагивает деятельность в интернет-пространстве, блогосфере, социальных сетях, где ИИ даёт возможность каждому реализовать себя, продемонстрировать свою индивидуальность. На своей странице в цифровом сервисе, обслуживаемом ИИ, пользователи показывают себя другим людям, демонстрируя продукты своего труда, описывая свои взгляды, мысли и впечатления, рассказывая о путешествиях, событиях в своей жизни, о достижениях и планах, по разным поводам контактируя с другими пользователями и т. п. Критерий развития человеком индивидуальности применительно к ИИ можно считать не только реально выполняемым, но и динамическим, перспективным, поскольку ИИ постоянно создаёт для этой сферы новые возможности. Так, интересен феномен комментария, благодаря которому не только автор какого-то материала выражает свои мысли и чувства, но и любой адресат данной информации может высказать свою точку зрения на это, вступить в диалог с автором.
Несомненным критерием культурного феномена является также его широкая популярность и признание большинством членов общества. При этом речь необязательно идёт о положительном отношении к нему. Многие феномены культуры (кино, телевидение, явления массовой культуры и др.) долго вызывали (и сейчас продолжают вызывать) неоднозначное отношение к себе части членов социума. То же самое можно сказать о цифровых технологиях, сервисах и программах, управляемых с помощью ИИ. Тем не менее они очень популярны, всем известны, постоянно обсуждаемы.
Пожалуй, сложно найти ещё какое-то явление, которое получило повсеместное распространение так быстро и широко, как компьютер. ИИ сегодня стал частью бытовой сферы каждого человека и одновременно способствует интенсивному развитию мировой экономики. Постоянно увеличивается количество устройств с ИИ, которыми пользуются широкие слои населения, причём в распоряжении каждого человека, как правило, находится несколько таких объектов. ИИ в наибольшей степени распространён в сфере коммуникации, банковском деле, финансовых услугах и здравоохранении, что непосредственно касается практически каждого члена общества.
Конечно, есть общественные тенденции, основанные на технофобии и нацеленные на отказ от пользования компьютерами, системами искусственного разума, но они наблюдаются в незначительном сегменте общества. Технофобия проявляется:
- в чувстве тревоги при применении сложных технических устройств;
- в нежелании совершать определённые операции (например, покупки и другие операции в Интернете);
- в стремлении пользоваться наличными, а не электронными деньгами и т. п.
Вооружённые неприятным опытом «общения» с технологиями в течение ХХ - начала XXI вв.
(создание ядерного оружия и случаи его применения; аварии на атомных электростанциях и нанесённый ими урон (Чернобыльская АЭС, Фукусима-1 и др.); ухудшение состояния окружающей среды, экологии в связи с добычей энергоресурсов, развитием различных производств и попаданием в природу химических, токсических и иных вредных веществ; невозможность защитить свои личные данные в современном цифровом мире, уязвимость перед киберпреступниками и кибер-буллингом, распространением фейков; зависимость современного человека от социальных сетей, коммуникации в Интернете и многое другое) люди перестают ждать чего-то хорошего от применения современных технологий и ИИ как наивысшей точки их развития.
Тем не менее большинство индивидов продолжает пользоваться ИИ, дающим удобство в разнообразных сферах деятельности. Поэтому соответствие ИИ данному критерию также можно считать несомненным.
Итак, проведённый анализ показал, что ИИ вполне может быть отнесён к феноменам современной культуры. На его основе происходит сохранение и трансляция ценностей и норм общества, сам же он развивается на их базе и, несмотря на опасения некоторых исследователей, не разрушает и не нарушает аксиологическую систему. ИИ создаёт условия для развития личности всех членов общества, оперирующих системами искусственного разума, для воплощения ими собственного творческого потенциала, поиска себя и своей идентичности, саморазвития, непрерывного образования, выражения индивидуальности. Этот популярный феномен культуры делает возможным расширение коммуникативных возможностей людей, помогает им устанавливать многообразные контакты с другими членами общества. Он обладает ценностно-нормативной определённостью, нацелен на сохранение, инновационное воплощение и трансляцию культурных и духовно-нравственных ценностей, одновременно пополняя и модернизируя ценностную систему, что важно для развития культуры. Новые тенденции и приоритеты, возникающие в тесной связи с ИИ, не трансформируют культурные основы человечества, а способствуют, в сочетании с традиционными компонентами культуры, динамике ценностно-нормативного пространства, которая является одним из ключевых условий развития культуры и общества.
Данное исследование очень перспективно и должно быть продолжено, поскольку ИИ представляет собой постоянно развивающуюся систему, которая пополняется новыми содержательными и структурными составляющими. Динамика ИИ, его стремительное развитие требуют постоянного отслеживания изменений, происходящих в функционировании данного явления как компонента и феномена культуры современного общества, выявления степени его соответствия рассмотренным выше и иным критериям, среди которых - перспективность, нацеленность в будущее, самодостаточность - полноценность и достаточность одного себя для существования и др.
Список источников:
Алисханова М.Х. Интернет как феномен культуры // Известия Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. 2021. № 3 (23). С. 138-142. https://doi.org/10.36684/12-2021-23-3-138-142.
Бостром Н. Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии. М., 2016. 404 с.
Галанкина Е.Ю. Блог как феномен современной культуры // Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания : в 2 ч. М., 2017. Ч. 2. С. 180-185.
Деревенских Д.И., Будакова А.О. Связь изобразительного и цифрового искусств // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2022. № 2. С. 21-25.
Климова В.К. Искусственный интеллект как феномен современной культуры // Сборник материалов X Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием «Россия молодая». Кемерово, 2018. С. 74510-1-74510-3.
Крылова М.Н. Вопрос о соотношении традиционных и новационных элементов в культуре и его решение в современном научном пространстве // Гуманитарный вестник Донского государственного аграрного университета. 2023. № 3. С. 17-23.
Кургузов В.Л. Телевидение как феномен массовой культуры // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2018. № 2 (6). С. 62-76. https://doi.org/10.31443/2541-8874-2018-2-6-62-76.
Люгер Дж.Ф. Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем. М., 2003. 864 с.
Могилевская Г.И., Пухлова Д.А. Фотография как феномен культуры повседневности // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2016. № 4-3 (76). С. 177-178.
Моргун Н.В. Искусственный интеллект как феномен современной культуры // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2020. № 5 (32). С. 209-214.
Некрасов А.С. Становление и развитие творческого потенциала человека в онтогенезе // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2019. № 4 (24). С. 88-93. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2019-4-88-93.
Несына С.В. Структурно-содержательные характеристики индивидуальности // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 5 (110). С. 25-31. https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10518.
Оразгалиева С.Д. Искусственный интеллект как феномен современной культуры // Постулат. 2021. № 12 (74). С. 1-6. Скавка Л.Б. Социальный статус кино как феномена художественной культуры // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2021. № 1 (55). С. 94-101. https://doi.org/10.24866/1997-2857/2021-1/94-101.
Фунтова Д.А. Искусственный интеллект в контексте культурологической парадигмы // Художественное образование и наука. 2020. № 1 (22). С. 33-40. https://doi.org/10.34684/hon.202001003.
McCarthy J. Recursive Functions of Symbolic Expressions and Their Computation by Machine, Part I // Communications of the ACM. 1960. Т. 3, № 4. Р. 184-195. https://doi.org/10.1145/367177.367199.
References:
Aliskhanova, M. Kh. (2021) The Internet as a Cultural Phenomenon. Izvestija Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.A. Kadyrova. (3 (23)), 138-142. Available from: doi:10.36684/12-2021-23-3-138-142. (In Russian).
Bostrom, N. (2016) Iskusstvennyjintellekt. Jetapy. Ugrozy. Strategii [Artificialintelligence. Stages. Threats. Strategies]. Moscow. 404 p. (In Russian).
Derevenskikh, D. I. & Budakova, A.O. (2022) The Relationship between Visual Arts and Digital Arts. Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Ural'skijregion. (2), 21-25. (In Russian).
Funtova, D. A. (2020) Artificial Intelligence in the Context of Culturological Dimension. Hudozhestvennoe obrazovanie i nauka. (1 (22)), 33-40. Available from: doi:10.34684/hon.202001003. (In Russian).
Galankina, E. Yu. (2017) Blog kak fenomen sovremennoi kul'tury [Blog as a phenomenon of modern culture]. In: Vysshee obrazovanie dlja XXI veka: problemy vospitanija : v 2 vol. Vol. 2. Moscow, pp. 180-185. (In Russian).
Klimova, V. K. (2018) Iskusstvennyi intellekt kak fenomen sovremennoi kul'tury [Artificial intelligence as a phenomenon of modern culture]. In: Sbornik materialovX Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh s mezhdunarodnym uchastiem «Rossija molodaja». Kemerovo, pp. 74510-1-74510-3. (In Russian).
Krylova, M. N. (2023) The Question of the Correlation of Traditional and Innovative Elements in Culture and Its Solution in Modern Scientific Space. Humanitarian Bulletin of the Don State Agrarian University. (3), 17-23. (In Russian).
Kurguzov, V. L. (2018) Television as a Phenomenon of Mass Culture. Vestnik Vostochno-Sibirskogo gosudarstvennogo in-stituta kul'tury. (2 (6)), 62-76. Available from: doi:10.31443/2541 -8874-2018-2-6-62-76. (In Russian).
Luger, J. F. (2003) Iskusstvennyi intellekt: strategii i metody resheniia slozhnykh problem [Artificial intelligence: strategies and methods for solving complex problems]. Moscow. 864 p. (In Russian).
McCarthy, J. (1960) Recursive Functions of Symbolic Expressions and Their Computation by Machine, Part I. Communications of the ACM. 3 (4), 184-195. Available from: doi:10.1145/367177.367199.
Mogilevskaya, G. I. & Pukhlova, D. A. (2016) Fotografija kak fenomen kul'tury povsednevnosti [Photography as a phenomenon of everyday culture]. Novaja nauka: strategii i vektory razvitija. (4-3 (76)), 177-178. (In Russian).
Morgun, N. V. (2020) Artificial Intelligence as a Phenomenon of Modern Culture. Sovremennye problemy gumanitarnyh i obshhestvennyh nauk. (5 (32)), 209-214. (In Russian).
Nekrasov, A. S. (2019) Formation and Development of Human Creative Potential in Ontogeny. Economic and Social Research. 4 (24), 88-93. Available from: doi:10.24151/2409-1073-2019-4-88-93. (In Russian).
Nesyna, S. V. (2019) Structural and Substantive Characteristics of the Individuality. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. (5 (110)), 25-31. Available from: doi:10.24411/1813-145X-2019-10518. (In Russian).
Orazgaliyeva, S. D. (2021) Artificial Intelligence as a Phenomenon of Modern Culture. Postulat. (12 (74)), 1-6 (In Russian). Skavka, L. B. (2021) The Social Status of Cinema as an Artistic Phenomenon. Gumanitarnye issledovanija v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke. (1 (55)), 94-101. Available from: doi:10.24866/1997-2857/2021-1/94-101. (In Russian).
Информация об авторе Е.К. Беликова - кандидат культурологии, доцент кафедры английского языка факультета вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, Москва.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1161182
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author E.K. Belikova - PhD in Cultural Studies, Associate Professor, English Language Department, Faculty of Computational Mathematics and Cybernetics, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1161182
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 01.01.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 29.01.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 20.02.2024.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.