Научная статья на тему 'Традиции и современные потребности в инновации выбора подходов к построению процесса профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием'

Традиции и современные потребности в инновации выбора подходов к построению процесса профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / СПЕЦИАЛИСТ / EXPERT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойкова М. Б., Курдюков Б. Ф.

В статье рассматривается проблема построения процесса профессиональной подготовки специалистов физической культуры, возникновение которой предопределено особенностями постперестроечного периода и реально сложившимися новыми условиями жизнедеятельности в нашем обществе. Авторы пытаются дать теоретическое описание сложившейся ситуации и определить доминирующие направления в системе профессионального образования специалистов физической культуры новой формации. С целью большего понимания изучаемых вопросов последние рассматриваются на стыке традиционных и современных потребностей, что позволяет на уровне сравнительного анализа определить перспективы дальнейшего развития системы подготовки кадров с высшим профессиональным образованием. В статье особое место отводится вопросу профессионального воспитания, который в сложившихся условиях стал чрезвычайно актуальным. При этом авторы статьи делают попытку сформировать портрет современного специалиста с высшим образованием. в то же время отмечается важность профессионального отбора, позволяющего определить задатки и способности студентов, что в последующем может способствовать более качественному построению процесса профессиональной подготовки. В заключение статьи приводится авторское представление о процессе профессиональной подготовки в условиях преобразования вузовской системы. Также сформулированы основные положения, регламентирующие его построение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бойкова М. Б., Курдюков Б. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditions and modern needs for the innovation choice of approaches to creation of professional training process of experts with higher education

In the article the problem of creation process of physical education experts' professional training which emergence is predetermined by features of the post-perestroika period and new conditions of activity in our society is considered. Authors try to give the theoretical description of current situation and to define the dominating directions in the system of physical education experts' professional education of a new formation. For the purpose of greater understanding of the studied questions, the last ones are considered at the junction of traditional and modern requirements what allows at the level of the comparative analysis to define perspectives of further training system development for staff with higher education. In the article the special place is allocated for a question of professional education which at this conjuncture became extremely actual. Thus, the article's authors do attempt to create a portrait of the modern expert with the higher education. At the same time importance of the professional selection allowing to define inclinations and students' abilities is noted what in the subsequent can promote more qualitative creation of professional training process. In conclusion, the article represents authors' understanding of professional training process in the conditions of higher educational system's transformation, as well as main positions which regulate its construction.

Текст научной работы на тему «Традиции и современные потребности в инновации выбора подходов к построению процесса профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием»

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ В ИННОВАЦИИ ВЫБОРА ПОДХОДОВ К ПОСТРОЕНИЮ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной и дошкольной педагогики М. Б. Бойкова, доктор педагогических наук, профессор Б. Ф. Курдюков,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, д. 161.

в статье рассматривается проблема построения процесса профессиональной подготовки специалистов физической культуры, возникновение которой предопределено особенностями постперестроечного периода и реально сложившимися новыми условиями жизнедеятельности в нашем обществе. Авторы пытаются дать теоретическое описание сложившейся ситуации и определить доминирующие направления в системе профессионального образования специалистов физической культуры новой формации. С целью большего понимания изучаемых вопросов последние рассматриваются на стыке традиционных и современных потребностей, что позволяет на уровне сравнительного анализа определить перспективы дальнейшего развития системы подготовки кадров с высшим профессиональным образованием.

в статье особое место отводится вопросу профессионального воспитания, который в сложившихся условиях стал чрезвычайно актуальным. При этом авторы статьи делают попытку сформировать портрет современного специалиста с высшим образованием. в то же время отмечается важность профессионального отбора, позволяющего определить задатки и способности студентов, что в последующем может способствовать более качественному построению процесса профессиональной подготовки.

в заключение статьи приводится авторское представление о процессе профессиональной подготовки в условиях преобразования вузовской системы. Также сформулированы основные положения, регламентирующие его построение.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование; профессиональное воспитание; профессиональная подготовка; специалист.

Динамизм социально-экономических преобразований в России, принципиальные изменения в общественном сознании и мировоззрении людей, возрастание роли личности в этих процессах обусловили перемены, происходящие в сфере образования. Огромную роль в свете вышеобозначенных преобразований играют существующие теоретические предпосылки и научные обоснования построения учебно-воспитательного процесса в вузе. Изучение и их анализ позволят определить перспективы дальнейшего развития высшего профессионального образования в России. В этой связи рассмотрим наиболее распространенные позиции ведущих специалистов в области педагогики высшей школы.

По мнению многих авторов [1, 4], человек не может «просто жить» и выполнять свою работу, он должен обрести цель, в которой работа и профессия, а главное, он сам и его действия в профессии занимают определенное место. Вхождение в профессию есть «врастание» в «суперроль», во многом предопределяющую стиль и образ жизни человека. В связи с этим огромную роль играет профессиональная подготовка, осуществляемая в рамках образовательного учреждения [1, 2]. Обучение в вузе кроме профессиональных знаний, умений и навыков (профессиональная компетентность) охватывает и общекультурное развитие будущего специалиста, формирование у него личностной позиции (мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности). При этом данное сочетание выглядит не как сумма свойств, а как качественно новое образование. Последнее характеризуется таким уровнем развития личности, на котором действия и поступки определяются не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренним мировоззрением, установками [3, 4].

Многие специалисты [1, 2, 4] считают, что в случае,

когда избранная профессия не противоречит сформировавшимся личностным особенностям и профессиональное становление личности соответствует основным ее ценностным представлениям, можно ожидать в будущем ценностного отношения к профессиональной деятельности. Следовательно, проблема овладения профессиональной деятельностью является частью проблемы определения смысла жизни.

Традиционно, в научной сфере проблема профессионального соответствия ассоциируется с наличием определенного потенциала задатков и способностей, которые могут обеспечить успешное формирование необходимых профессиональных знаний, умений и навыков. О профессионализации личности как о процессе, в значительной степени определяющем его развитие, речь практически не идет. Предполагается, что с личностью будет все в порядке, если она по отдельным параметрам соответствует требованиям, предъявляемым профессиональной деятельностью к субъекту. Однако в ряде случаев даже при наличии требуемых качеств человек оказывается неспособным достичь таких состояний, как плодотворность, самоактуализация, идентичность. Это как раз тот случай, когда состоялась не личность, а функционер, для которого характерна двойственная ролевая позиция: для работы и для себя [5, 6].

Идеализированные личностные и профессиональные качества, составляющие понятие профессиональной готовности человека к деятельности, обычно представляются в виде профессиограммы. Ведущее место в ней занимает позиция специалиста - система его интеллектуально-волевого и эмоционально-оценочного отношения к окружающему миру. При этом различают социальную и профессиональную позицию специалиста. Социальная складывается из системы его взглядов, убеждений и ценностных ориентаций. Профессиональная позиция - это отношение к профессии, целям и средствам профессиональной деятельности [2, 6].

В последнее время стали считать, что наиболее глубокими, фундаментальными характеристиками высококвалифицированного специалиста по праву считаются его убежденность и направленность [4]. Вокруг них компонуются основные профессионально значимые свойства - интерес к профессии, профессиональное призвание, профессиональный долг и гражданская ответственность. Профессиональная направленность личности специалиста проявляется в таких качествах, как гражданский долг и должностная ответственность.

Однако, говоря о подготовке нового поколения молодых специалистов по физической культуре, необходимо учитывать реально сложившуюся ситуацию в нашем обществе. Как известно, в последнее время большую тревогу вызывают значительные изменения социальных ценностей и нравственных ориентиров у современной молодежи. Изменения в ценностно-нормативной системе общества, к сожалению, сопровождаются снижением влияния социальных норм поведения на индивида. На данный момент в молодежной

среде на первое место в системе ценностей выходят проблемы материального и индивидуалистического характера, в то время как общественные и духовные интересы уходят на задний план. Происходит усиление потребительских интересов среди молодежи, увеличение количества людей с эгоистическими установками. Вместе с этим, в свете происходящих преобразований в нашем государстве, обществу нужны граждане, которые способны гармонично сочетать личные и общественные ценности, ориентироваться не только на потребление, но и на созидание [3].

Таким образом, на лицо противоречие между необходимостью готовить подрастающее поколение к полноценным отношениям в социальной и природной сфере и существующей постановкой воспитания подрастающего поколения, не обеспечивающей реально существующей на данный момент задачи. Это противоречие является обоснованной причиной возникновения проблемы, непосредственно касающейся профессиональной подготовки специалистов (в том числе специалистов по физической культуре) в системе высшего образования.

Обеспечение физической культуры не только интеллектуальными, профессионально эрудированными, но и честными, морально устойчивыми, нравственно воспитанными кадрами является актуальной проблемой на сегодняшний день.

Обращаясь к вопросу подготовки кадров по физической культуре в высшей школе, следует указать на необходимость повышения качества воспитательной работы со студентами специальности «Физическая культура». При этом в учебно-воспитательном процессе обязательным является реализация задачи по формированию ценностных ориентаций и профессионального мировоззрения у будущих молодых специалистов.

По мнению ученых [2, 3, 5], в настоящее время недостаточно обучать в рамках старых традиций, передавая студентам накопленный опыт, знания и ценности. Надо воспитывать у них самостоятельность, инициативу, творческий профессионализм и высокую социальную и профессиональную ответственность. Новая социально-экономическая ситуация требует от специалистов и каждого отдельно взятого гражданина полной самоотдачи, самостоятельности, умения принимать ответственные решения, быть личностью и патриотом, отвечать за качество своей деятельности. Следовательно, профессиональное образование должно своевременно и адекватно реагировать на происходящие в обществе изменения, и обеспечивать наряду с профессиональным обучением и профессиональное воспитание.

На данный момент в основу дальнейшего развития системы высшего профессионального образования положена парадигма, которая сопряжена с осмыслением философской основы современного образования. Ее особенностью является смещение акцента с примата прагматических знаний на развитие когнитивных форм мышления. Приоритетным становится развитие

№4 I 2015

113

интересов и мотивации обучения, адекватных современным ценностным установкам. Под профессиональной подготовкой предлагается понимать совокупность специальных знаний, умений и навыков, личностных качеств, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих успешность работы по определенной профессии [1, 3, 4].

В качестве основных положений построения процесса профессиональной подготовки в высшей школе предлагается определить следующие:

1. Основной задачей профессионального образования является вооружение обучаемых подлинной культурой, которая поможет им найти свое место в жизни и обеспечит возможность принимать верные, адекватные, самостоятельные решения.

2. Содержание профессиональной подготовки определяется целью, задачами, содержанием, условиями и другими особенностями будущей профессиональной деятельности.

3. Профессиональное обучение в вузе должно быть развивающим, способствующим развитию самостоятельности, инициативы и творчества, что в полной мере соответствует Законам РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании».

Основываясь на вышесказанном, можно прийти к заключению, что разработка проблем профессиональной подготовки специалистов физической культуры должна осуществляться в единстве с решением про-

блем воспитания как в рамках будущей профессии, так и общих проблем воспитания студенческой молодежи. При этом одним из наиболее приоритетных направлений профессионального воспитания в целостном процессе профессиональной подготовки специалистов физической культуры в вузе следует выделить гражданское воспитание.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бабаскин, В. С. Фрагменты дидактики высшей школы: теория, методология, практика / В. С. Бабаскин и др. -М., 2000. - С. 47-49.

2. Голуб, С. Б. Концептуальная модель активной профессиональной подготовки студентов / С. Б. Голуб // Специалист. - 1997. - № 4. - С. 20-23.

3. Зимина, О. А. Формирование ценностных ориента-ций у студентов в образовательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 2004. - 22 с.

4. Курдюков, Б. Ф. Теория и методология модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов физической культуры в системе высшего образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13. 00. 08 / Б. Ф. Курдюков; КГУФКСТ. - Краснодар, 2004. - 50 с.

5. Осипов, П. Н. Особенности профессионального развития студентов традиционных и инновационных учебных заведений / П. Н. Осипов // Специалист. -2000. - № 5. - С. 32-34.

6. Попков, В. А. Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы / В. А. Попков, А. В. Коржуев. - М., 2000. - 238 с.

TRADITIONS AND MODERN NEEDS FOR THE INNOVATION CHOICE OF APPROACHES TO CREATION OF PROFESSIONAL TRAINING PROCESS OF EXPERTS WITH HIGHER EDUCATION

M. Boykovа, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Social and Pre-school Pedagogy Department

B. Kurdyukov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar

Contact information for correspondence:

In the article the problem of creation process of physical education experts' professional training which emergence is predetermined by features of the post-perestroika period and new conditions of activity in our society is considered. Authors try to give the theoretical description of current situation and to define the dominating directions in the system of physical education experts' professional education of a new formation.

For the purpose of greater understanding of the studied questions, the last ones are considered at the junction of traditional and modern requirements what allows at the level of the comparative analysis to define perspectives of further training system development for staff with higher education.

In the article the special place is allocated for a question of professional education which at this conjuncture became extremely actual. Thus, the article's authors do attempt to create a portrait of the modern expert with the higher education. At the same time importance of the professional selection allowing to define inclinations and students' abilities is noted what in the subsequent can promote more qualitative creation of professional training process.

In conclusion, the article represents authors' understanding of professional training process in the conditions of higher educational system's transformation, as well as main positions which regulate its construction.

Keywords: higher education, professional education, professional training, expert.

Reference:

1. Babaskin V. S. Fragmenty didaktiki vysshei shkoly: teoriia, metodologiia,praktika [Fragments of didactics of higher school: theory, methodology, practice], Moscow, 2000, p. 47-49 (in Russian).

2. Golub S. B. Conceptual model of active professional training of students.

3. Spetsialist [Specialist], 1997, no. 4, p. 20-23 (in Russian).

4. Zimina O. A. Formation of valuable orientations of students in the educational process of the University. Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar, 2004, 22 p. (in Russian).

5. Kurdiukov B. F. Theory and methodology of modernization of process of professional preparation of specialists of physical culture in higher education. Extended abstract of Doctor's thesis. Krasnodar, 2004, 50 p. (in Russian).

6. Osipov P. N. Features of professional development of students of traditional and innovative educational institutions. Spetsialist [Specialist], 2000, no. 5, p. 32-34 (in Russian).

7. Popkov V. A., Korzhuev A. V. Metodologiiapedagogichesk-ogo issledovaniia i didaktika vysshei shkoly [Methodology of pedagogical research and didactics of higher school], Moscow, 2000, 238 p. (in Russian).

№4 l 2015

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.