Научная статья на тему 'Современные концептуальные взгляды на процесс формирования профессионально-компетентностной личности в условиях преобразования высшей школы'

Современные концептуальные взгляды на процесс формирования профессионально-компетентностной личности в условиях преобразования высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курдюков Б. Ф., Бойкова М. Б.

Вниманию читателей предлагаются на рассмотрение формирующиеся в обществе концептуальные взгляды, определяющие содержание и состав профессионально значимых личностных качеств современного специалиста. Представлены результаты логических заключений, основанных на анализе сложившейся ситуации в сфере профессионального образования и в обществе в целом. Изложены основные положения построения процесса профессиональной подготовки специалистов в современной высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курдюков Б. Ф., Бойкова М. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CONCEPTUAL VIEWS TO THE PROCESS OF FORMING THE PROFESSIONALLY COMPETENCE PERSONALITY ACCORDING TO CONDITIONS OF HIGH SCHOOL TRANSFORMATION

Modern conceptual views of our society determining contents and structure of professionally important personally qualities of contemporary specialist are offered to the readers consideration. There are results of logical conclusions, based on the analysis of established situation in the sphere of professional education and in society as a whole. Main points of constructing of professional education process of specialists in modern high school are explained.

Текст научной работы на тему «Современные концептуальные взгляды на процесс формирования профессионально-компетентностной личности в условиях преобразования высшей школы»

УДК 378.1

современные концептуальные взгляды на процесс формирования профессионально-компетентностной личности в условиях преобразования высшей школы

Доктор педагогических наук, профессор Б. Ф. Курдюков, кандидат педагогических наук М. Б. Бойкова,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

вниманию читателей предлагаются на рассмотрение формирующиеся в обществе концептуальные взгляды, определяющие содержание и состав профессионально значимых личностных качеств современного специалиста. Представлены результаты логических заключений, основанных на анализе сложившейся ситуации в сфере профессионального образования и в обществе в целом. Изложены основные положения построения процесса профессиональной подготовки специалистов в современной высшей школе.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессио-нально-компетентностная личность, профессионализация личности, личностные и профессиональные качества, профессиональное воспитание.

Существенное влияние на состояние, эффективность и качество профессионального образования оказывает совокупность внешних и внутренних факторов. Их наличие и соотношение между собой формируют тенденции дальнейшего развития системы в постоянно изменяющихся условиях. К числу основных факторов, обусловливающих нынешние преобразования системы профессионального образования, относятся: смена социальной и экономической государственной политики, изменение отношения к духовным и материальным ценностям, возникновение потребности в дальнейшем развитии общества на перспективу. В связи с этим одним из приоритетных направлений образовательной политики в России определено создание условий для повышения качества профессионального образования [2, 3, 5].

В концепции модернизации российского образо-

вания говорится, что основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Динамизм социально-

экономических преобразований в России, принципиальные изменения в общественном сознании и мировоззрении людей, возрастание роли личности в этих процессах обусловили перемены, происходящие в сфере образования. Огромную роль, в свете выше-обозначенных преобразований, играют существующие теоретические предпосылки и научные обоснования построения учебно-воспитательного процесса в вузе. Изучение и анализ позволят определить перспективы дальнейшего развития высшего профессионального образования в России. В этой связи рассмотрим наиболее распространенные позиции ведущих специалистов в области педагогики высшей школы.

По мнению многих авторов [1, 4, 5], человек не может «просто жить» и выполнять свою работу, он должен обрести цель, в которой работа и профессия, а главное, он сам и его действия в профессии занимают определенное место. Вхождение в профессию есть «врастание» в «суперроль», во многом предопределяющую стиль и образ жизни человека. В связи с этим огромное значение приобретает профессиональная подготовка, осуществляемая в рамках образовательного учрежде-

30

№2 ! 2012

ния [1, 2]. Обучение в вузе, кроме профессиональных знаний, умений и навыков (профессиональная компетентность), предполагает и общекультурное развитие будущего специалиста, формирование у него личностной позиции (мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности). При этом данное сочетание выглядит не как сумма свойств, а как качественно новое образование. Последнее характеризуется таким уровнем развития личности, на котором действия и поступки определяются не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренним мировоззрением, установками [3, 4].

Многие специалисты [1, 3, 4] считают, что в случае, когда избранная профессия не противоречит сформировавшимся личностным особенностям и профессиональное становление личности соответствует основным ее ценностным представлениям, можно ожидать в будущем ценностного отношения к профессиональной деятельности. Следовательно, проблема овладения профессиональной деятельностью является частью проблемы определения смысла жизни.

Традиционно, в научной сфере проблема профессионального соответствия ассоциируется с наличием определенного потенциала задатков и способностей, которые могут обеспечить успешное формирование необходимых профессиональных знаний, умений и навыков. О профессионализации личности как процессе, в значительной степени определяющем его развитие, речь практически не идет. Предполагается, что с личностью будет все в порядке, если она по отдельным параметрам соответствует требованиям, предъявляемым профессиональной деятельностью к субъекту. Однако в ряде случаев, даже при наличии требуемых качеств, человек оказывается неспособным достичь таких состояний, как плодотворность, самоактуализация, идентичность. Это как раз та ситуация, когда состоялась не личность, а функционер, для которого характерна двойственная ролевая позиция: для работы и для себя.

Идеализированные личностные и профессиональные качества, составляющие понятие профессиональной готовности человека к деятельности, обычно представляются в виде профессиограммы. Ведущее место в ней занимает позиция специалиста - система его интеллектуально-волевых и эмоционально-оценочных отношений к окружающему миру. При этом различают социальную и профессиональную позицию специалиста. Социальная позиция складывается из системы его взглядов, убеждений и ценностных ориентаций. Профессиональная позиция - это отношение к профессии, целям и средствам профессиональной деятельности [2, 4].

В последнее время стали считать, что наиболее глубокими, фундаментальными характеристиками высококвалифицированного специалиста по праву считаются его убежденность и направленность [2, 3]. Вокруг них компонуются основные профессионально значимые свойства - интерес к профессии, профессиональное призвание, профессиональный долг и гражданская ответственность. Профессиональная направленность личности специалиста проявляется в таких качествах,

как гражданский долг и должностная ответственность.

Однако, говоря о подготовке нового поколения молодых специалистов по физической культуре, необходимо учитывать реально сложившуюся ситуацию в нашем обществе. Как известно, в последнее время большую тревогу вызывают значительные изменения социальных ценностей и нравственных ориентиров у современной молодежи. Изменения в ценностно-нормативной системе общества, к сожалению, сопровождаются снижением влияния социальных норм поведения на индивида. На данный момент в молодежной среде на первое место в системе ценностей выходят проблемы материального и индивидуалистического характера, в то время как общественные и духовные интересы уходят на задний план. Происходит усиление потребительских интересов среди молодежи, увеличение количества людей с эгоистическими установками. Вместе с этим, в свете происходящих преобразований в нашем государстве, обществу нужны граждане, которые способны гармонично сочетать личные и общественные ценности, ориентироваться не только на потребление, но и на созидание.

Таким образом, на лицо противоречие между необходимостью готовить подрастающее поколение к полноценным отношениям в социальной и природной сфере и существующей постановкой воспитания подрастающего поколения, не обеспечивающей реализацию реально существующей на данный момент задачи. Это противоречие является обоснованной причиной возникновения проблемы, непосредственно касающейся профессиональной подготовки специалистов (в том числе специалистов по физической культуре) в системе высшего образования.

Обеспечение физической культуры не только интеллектуальными, профессионально эрудированными, но и честными, морально устойчивыми, нравственно воспитанными кадрами является актуальной проблемой на сегодняшний день.

Обращаясь к вопросу подготовки кадров по физической культуре в высшей школе, следует указать на необходимость повышения качества воспитательной работы со студентами, обучающимися по направлению «Физическая культура». При этом в учебно-воспитательном процессе обязательным является реализация задачи по формированию ценностных ориентаций и профессионального мировоззрения у будущих молодых специалистов.

По мнению ученых [2, 3, 5], в настоящее время недостаточно обучать в рамках старых традиций, передавая студентам накопленный опыт, знания и ценности. Надо воспитывать у них самостоятельность, инициативу, творческий профессионализм и высокую социальную и профессиональную ответственность. Новая социально-экономическая ситуация требует от специалистов и каждого отдельно взятого гражданина полной самоотдачи, самостоятельности, умения принимать ответственные решения, быть личностью и патриотом, отвечать за качество своей деятельности. Следовательно, профессиональное образование должно своевременно и адекватно реагировать на происходящие в обществе изменения и обеспечивать, наряду

№2 I 2012

31

с профессиональным обучением, и профессиональное воспитание.

На данный момент в основу дальнейшего развития системы высшего профессионального образования положена парадигма, которая сопряжена с осмыслением философской основы современного образования. Ее особенностью является смещение акцента с примата прагматических знаний на развитие когнитивных форм мышления. Приоритетным становится развитие интересов и мотивации обучения, адекватных современным ценностным установкам. Под профессиональной подготовкой предлагается понимать совокупность специальных знаний, умений и навыков, личностных качеств, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих успешность работы по определенной профессии [1, 3, 4].

В качестве основных положений построения процесса профессиональной подготовки в высшей школе предлагаются следующие:

1. Основной задачей профессионального образования является вооружение обучаемых подлинной культурой, которая поможет им найти свое место в жизни и обеспечит возможность принимать верные, адекватные, самостоятельные решения.

2. Содержание профессиональной подготовки определяется целью, задачами, содержанием, условиями и другими особенностями будущей профессиональной деятельности.

3. Профессиональное обучение в вузе должно быть развивающим, способствующим развитию самостоятельности, инициативы и творчества, что в полной мере соответствует Законам РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании».

Основываясь на вышесказанном, можно констатировать, что разработка проблем профессиональной подготовки специалистов физической культуры долж-

на осуществляться в единстве с решением проблем воспитания как в рамках будущей профессии, так и общих проблем воспитания студенческой молодежи. При этом одним из наиболее приоритетных направлений профессионального воспитания в целостном процессе профессиональной подготовки специалистов физической культуры в вузе следует выделить гражданское воспитание.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бабаскин, В. С. и др. Фрагменты дидактики высшей школы: теория, методология, практика / В. С. Бабаскин. - М., 2000.

- С. 47-49.

2. Бикмухамедов, Р. К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 7. - С. 45-50.

3. Вербицкий, А. А. Особенности реформирования образования в России и зарубежных странах / А. А. Вербицкий // Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика: тез. междунар. конф. - М., 1994. - С. 8-11.

4. Голуб, С. Б. Концептуальная модель активной профессиональной подготовки студентов / С. Б. Голуб // Специалист.

- 1997. - № 4. - С. 20-23.

5. Днепров, Э. Д. Современная реформа образования в России: исторические предпосылки, теоретические основания, этапы подготовки и реализации: автореф. дис. ... д-ра пед. наук в виде научного доклада: 13.00.08 / Э. Д. Днепров. - СПб., 1994. - 40 с.

6. Зимина, О. А. Формирование ценностных ориентаций у студентов в образовательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 2004. - 22 с.

7. Осипов, П. Н. Особенности профессионального развития студентов традиционных и инновационных учебных заведений / П. Н. Осипов // Специалист. - 2000. - № 5. - С. 32-34.

8. Попков, В. А. Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы / В. А. Попков, А. В. Коржуев.

- М., 2000. - 238 с.

modern conceptual views to the process of forming the professionally competence personality according to conditions of high school transformation

B. Kurdyukov, Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, M. Bojkova, Candidate of Pedagogical Sciences,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information: 350015, Krasnodar city, Budyennogo str., 161.

Modern conceptual views of our society determining contents and structure of professionally important personally qualities of contemporary specialist are offered to the readers' consideration. There are results of logical conclusions, based on the analysis of established situation in the sphere of professional education and in society as a whole. Main points of constructing of professional

education process of specialists in modern high school are explained.

Key words: professional training, professionally competence personality, professionalization of personality, personally and professionally qualities, professional education.

32

№2 l 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.