УДК 378:796.01
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Доктор педагогических наук, профессор Б. Ф. Курдюков, кандидат педагогических наук, доцент Н. В. Иванова, кандидат педагогических наук, и. о. доцента М. Б. Бойкова,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, [email protected]
Основываясь на определении приоритетности педагогической функции в профессиональной деятельности специалистов физической культуры, в статье рассматриваются возможности формирования педагогического мышления у студентов вузов физической культуры в рамках учебного процесса в условиях перехода высшей профессиональной школы на подготовку бакалавров.
Ключевые слова: подготовка бакалавров по направлению «Физическая культура»; педагогическое мышление; профессиональная подготовка; методика формирования педагогического мышления.
Современное осмысление ценности здоровья человека, признание высокой социальной значимости физической культуры, потребность в расширении услуг, оказываемых средствами физической культуры, условия рыночной экономики создали ситуацию, в которой совершенно очевидна необходимость внесения изменений в требования, предъявляемые к содержанию профессиональной подготовленности выпускников вузов физической культуры (Б. Ф. Курдюков, 2010).
На этом фоне абсолютно понятным становятся предпринимаемые государством шаги по преобразованию высшей профессиональной школы. Переход на уровневую структуру высшего образования, введение новых образовательных стандартов, повышение требовательности к эффективности функционирования высших учебных заведений и многое другое указывают на активное участие государства в решении возникших проблем. При этом главной задачей является достижение результата обучения на уровне международных
стандартов (Б. Ф. Курдюков, 2010).
В условиях перехода на уровневую систему высшего образования, в процессе подготовки бакалавров, одним из важнейших требований к содержанию профессионального обучения в вузах физической культуры становится обеспечение разумного сочетания компетенций фундаментального образования со специфическими компетенциями профессионального образования. Необходимо учитывать, что специфика профессиональной деятельности бакалавра по направлению «Физическая культура» состоит из двух составляющих - собственно профессиональной и педагогической, каждая из которых имеет свои особенности, но, в то же время, они находятся в тесной взаимосвязи, представляя единое целое (профессионально-педагогическая деятельность) (Б. Ф. Курдюков, 2011).
Исходя из этого, можно определить, что предметом педагогической деятельности является воспитание средствами физической культуры.
Содержание собственно профессиональной деятельности определяется целями, задачами, объектом, условиями профессии в рамках сферы деятельности - физическая культура. Кроме этого, содержание педагогической деятельности обусловлено способами реализации физической культуры в профессиональной деятельности. Если рассмотреть способы реализации физической культуры в различных сферах профессиональной деятельности, то можно с уверенностью сказать, что это происходит в педагогическом процессе (Б. Ф. Курдюков, М. Б. Бойкова, 2012).
Таким образом, одной из главных целевых установок профессионального обучения в вузе является обеспечение готовности выпускников к работе с чело-
веком, являющимся объектом воздействия, представляющим собой уникальную и самую сложную биосоциальную систему. Одной из главных задач обучения в вузе, в этом случае, выступает формирование личности педагога, в роли которого представлен бакалавр по направлению «Физическая культура».
Важнейшей характеристикой личности педагога является её направленность, наиболее существенным показателем, которым выступают осознанность своей деятельности в процессе решения педагогических задач с целью развития личности воспитуемого, иными словами, степень сформированности педагогического мышления (Б. Ф. Курдюков, Н. В. Иванова, И. И. Небото-ва, 2010).
Под педагогическим мышлением принято понимать особенности мыслительной деятельности, обусловленные характером педагогического труда и общей стратегией педагогической работы. Профессиональное мышление педагога - явление многогранное и вариативное, так как в нём отражаются этические установки, общественно-политические, психолого-педагогические и социально-профессиональные знания, профессионально-личностные качества, навыки и способы выполнения умственных и педагогических действий (Б. Ф. Курдюков, М. Б. Бойкова, 2012).
Специфика профессионально-педагогического мышления педагога состоит в том, что это не только образовательно-познавательный процесс, но и конструктивно-преобразовательный. Важнейшей его чертой является умение осмысливать педагогом каждую учебно-воспитательную ситуацию, оперативно осуществлять оптимальный выбор варианта решения возникающих педагогических проблем. Наряду с развитием таких качеств, как целенаправленность, концентри-рованность, гибкость, объективность, решительность, научность, диалектичность, логичность, особую роль играет формирование умений и навыков творческого подхода к решению мыслительных задач. Необходимо отметить, что понятие «педагогическое мышление» отражает не только особенности мыслительной деятельности педагога, но и профессионально-педагогическую специфику его восприятия, внимания, воображения, памяти, а также особенности его эмоционально-волевой сферы (Б. Ф. Курдюков, М. Б. Бойкова, И. И. Небото-ва, 2010).
Определить степень готовности к учебно-воспитательной деятельности можно с помощью уровня сфор-мированности педагогического мышления.
В связи с вышеизложенным были разработаны характеристики уровня сформированности педагогического мышления (табл.), которые в дальнейшем являлись показателем оценки результатов экспериментальных исследований, посвящённых поиску способов развития педагогического мышления у студентов вузов физической культуры.
Исследования проводились с участием студентов выпускных курсов (п=126) при изучении учебной дисциплины «Педагогические основы воспитательной де-
ятельности» (Курдюков Б. Ф., Иванова Н. В., Неботова И. И., 2010).
Основываясь на том, что первоочередным необходимым условием развития педагогического мышления является наличие достаточного запаса психолого-педагогических знаний у студентов, на начальном этапе проводимых исследований была изучена самооценка студентов собственных знаний, полученных в процессе изучения педагогической теории обучения и методики воспитания.
В результате было установлено, что студенты оценивают свои знания на уровне 3,4 балла по пятибалльной шкале оценки. При этом отмечается, что основными трудностями при изучении педагогики и учебных дисциплин, относящихся к ней, являются: усвоение основных педагогических понятий и идей (89,0%), умение проиллюстрировать теоретические положения педагогики примерами из педагогической практики (81,0%), умение при анализе педагогических ситуаций использовать знания из области возрастной физиологии, психологии, педагогики, философии (92,0%).
Полученные данные указывают на то, что целенаправленное формирование педагогического мышления у будущих специалистов физической культуры требует коренной перестройки содержания, форм и методов изучения педагогических дисциплин. Одним из решений данного вопроса является рациональное внедрение в учебно-познавательный процесс активных методов, обеспечивающих развитие творческого потенциала у будущих педагогов и формирующих у них устойчивые навыки выполнения самостоятельной работы.
С целью подтверждения данного предположения был организован естественный эксперимент, суть которого заключалась в широком использовании следующих методов: лекции-диалоги, семинары-конференции, деловые игры, учебные дискуссии, решение учебно-педагогических задач, способствующих эффективному развитию педагогического мышления у студентов.
Обучение студентов контрольной группы по дисциплине «Педагогические основы воспитательной деятельности» осуществлялось в соответствии с рабочей программой, разработанной на основе познания теоретических основ процесса воспитания. В экспериментальной группе использовалась экспериментальная программа, предусматривающая изучение основных теоретических положений воспитания в процессе решения педагогических задач, определяемых учебно-педагогическими условиями и ситуациями. Также была изменена структура экзаменационных билетов, которые включали: вопрос по теоретико-методологическим проблемам современного воспитания; второй вопрос по частным методикам; третий практический, связан с решением воспитательной задачи.
На исходном этапе эксперимента студенты экспериментальной и контрольной групп имели одинаковые показатели развития педагогического мышления,
Таблица
Оценочные характеристики уровня сформированности педагогического мышления
Уровень педагогического мышления
высокий (4,6 и выше баллов) средний (3.6-4,5 балла) низкий (3,5 и ниже баллов)
Творческий нестандартный подход к анализу педагогических ситуаций, выбор оптимального решения задачи на основе диагностирования особенностей конкретных условий. Системность использования категориального аппарата. Моделирование педагогической деятельности на основе психолого-педагогических знаний основных категорий, принципов, методов, средств, критериев. В конкретных ситуациях опирается не только на теоретические знания, но и на педагогическую интуицию, эмоциональное восприятие. Показательна высокая сформированность важнейших общепедагогических умений: диагностировать состояние объекта педагогического воздействия; прогнозировать, планировать и предвидеть результаты с прогнозом и проектом; определять новые педагогические задачи. Отмечаются первоначальные умения синтезировать полученные теоретические знания и использовать их на практике. При решении учебно-воспитательных задач используются знания, которые получены в процессе теоретической и практической подготовки. Изменяется осознанная личная педагогическая позиция, основанная на современных концепциях развития педагогики. Необходимо отметить, что она ещё не устойчива и может меняться под влиянием реальной практики. Для педагогического мышления характерны отдельные творческие элементы. Отсутствует умение применять теоретические знания для анализа практической педагогической деятельности. Как правило, затрудняется самостоятельное вычление и формирование педагогических задач дидактического и воспитательного характера. Предложенные педагогические ситуации решаются шаблонно, в основном ориентируясь на внешние обстоятельства, на сам факт, не связывая процесс решения задач с диагностикой состояния и выявления особенностей объекта и субъекта педагогической деятельности.
которые определялись с помощью карты оценки педагогической подготовки. В качестве итоговой оценки выступала средняя арифметическая, которая являлась основным показателем для определения уровня развития педагогического мышления. По завершении эксперимента были проведены повторные исследования по той же методике.
В результате установлено, что традиционно используемые методы обучения педагогическим дисциплинам в недостаточной степени способствуют развитию педагогического мышления. Даже после истечения четырёх лет обучения в вузе у подавляющего большинства студентов наблюдался низкий уровень его развития (средний уровень - у 30,5%). Студентов с высоким уровнем развития в ходе исследований установлено не было.
Предполагая, что педагогическая деятельность - это один из видов искусства, которое требует от педагога высокоразвитого творческого мышления для эффективного решения мыслительных задач, было решено определить уровень его развития у обучающихся студентов.
Уровень творческого потенциала определялся с помощью отобранных психологических тестов, разработанных П. Торонс и А. Э. Антоновой. В качестве критериев оценки использовались наиболее информативные компоненты креативности (О. В. Голубов, 2000):
беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, направленность на творчество, критичность, чувство новизны.
Полученные данные позволили установить, что показатели творческого потенциала у студентов, имеющих низкий уровень развития педагогического мышления, по отношению к группе студентов, имеющих средний уровень, значительно ниже. Достоверность различий в данном случае не проверялась, так как показатели представлены в относительных единицах. Однако можно предположить, что отсутствие целенаправленного развития творческих способностей в процессе обучения в вузе является одной из основных причин наличия низкого уровня развития педагогического мышления у большинства студентов.
Реализация экспериментальной программы, нацеленной на развитие педагогического мышления в процессе решения профессиональных задач, имеющих целостный, многосторонний комплексный характер, позволила существенно изменить сложившееся положение.
По завершении эксперимента в экспериментальной группе обозначились студенты с высоким уровнем развития педагогического мышления (32,0%), группа со средним уровнем увеличилась до 60 % и только небольшая часть студентов осталась на низком уровне (8,0%)
В то же время в контрольной группе наблюдались незначительные позитивные изменения, что достаточно наглядно указывает на недостатки традиционно используемых подходов к педагогической подготовке студентов вузов физической культуры (Б. Ф. Курдюков, Н. В. Иванова, И. И. Неботова, 2010).
Консерватизм в обучении приводит к тому, что многие выпускники не могут на основе полученных в вузе знаний формировать собственное отношение к педагогическим проблемам. В их деятельности преобладает так называемый мероприятийный подход. Они не решают задачи по развитию личности воспитуемых, а планируют и проводят различные мероприятия. Такой подход - форма проявления авторитарности педагога, свидетельство того, что он отождествляет обучение и воспитание с принудительным воздействием взрослых на ребенка.
В то же время переход на формирование осознанности социальных и профессионально-педагогических функций у студента в процессе обучения, его будущего педагога, позволяет добиться высокого уровня готовности к адаптации и реализации себя в учебно-воспитательном процессе.
Кроме этого, установлено, что экспериментальные условия позитивно отразились на творческой направленности студентов, показатель которого вырос почти в два раза в сравнении с результатами студентов контрольной группы.
Таким образом, использование в образовательном процессе активных методов обучения, ориентированных на познание теоретических основ педагогики посредством решения учебно-педагогических задач, обеспечивает высокий уровень готовности выпускников к выполнению профессионально-педагогических функций. Воспитание и обучение студентов в этом случае осуществляется на основе моделирования будущей профессионально-педагогической деятельности с целью развития у них педагогического мышления.
Заключение. Широкое использование педагогических задач в процессе обучения студентов вузов физической культуры способствует формированию умений интегрировать знания, полученные при изучении различных наук согласно учебному плану. В системе категорий, регулируемых решение педагогических задач в качестве основных мыслительных единиц, выступают:
- ведущие идеи, которые определяют педагогическую направленность деятельности специалиста физической культуры и должны быть его личными убеждениями;
- конструктивно-методические схемы, конкретизирующие общие идеи и принципы;
- приемы педагогической деятельности, адекватность выбора которых обеспечивает достижение планируемого результата при решении оперативных учебно-воспитательных задач.
Формирование педагогического мышления позволяет студентам осознать сущность педагогической деятельности; соотнести принципы, формы и методы обучения и воспитания с реальными педагогическими условиями; выработать умение творчески подходить к решению любых образовательно-воспитательных задач и оперативно реагировать на изменяющиеся педагогические ситуации.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Курдюков, Б. Ф. Эффективность интеграции непрофильных образовательных программ в системе профессиональной подготовки специалистов адаптивной физической культуры [Текст] / Б. Ф. Курдюков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2010. - Вып. 2. - С. 5-8.
2. Курдюков, Б. Ф. Интегративный подход к обучению по непрофильным специальностям: педагогический потенциал [Текст] / Б. Ф. Курдюков // Образование и общество: педагогика, психология, социология, экономика, юриспруденция, история. - 2010. - Вып. 3. - С. 3-4.
3. Курдюков, Б. Ф. Интеграция компетенций физкультурного и медицинского профиля в содержании профессиональной подготовки кадров по адаптивной физической культуре [Текст] / Б. Ф. Курдюков // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2011. - Вып. 1. - С. 65-68.
4. Курдюков, Б. Ф., Бойкова М. Б. Современные концептуальные взгляды на процесс формирования профессиональ-но-компетентностной личности в условиях преобразования высшей школы [Текст] / Б. Ф. Курдюков, М. Б. Бойкова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - Вып. 2. - С. 2
5. Курдюков, Б. Ф. Эффективность процесса физического воспитания студентов в условиях использования повышенной учебной нагрузки [Текст] / Б. Ф. Курдюков // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - Вып. 4. - С. 32-35.
6. Курдюков, Б. Ф., Иванова, Н. В., Неботова, И. И. Анализ тенденций преобразования системы профессиональной подготовки специалистов адаптивной физической культуры // Здоровьеобеспечение учащихся в образовательном процессе современной школы: материалы региональной научно-практической конференции (9 апреля 2010 г., г. Краснодар). - Краснодар: Кубанский гос. университет; КРО АПСН, 2010.
7. Курдюков, Б. Ф., Бойкова, М. Б., Неботова, И. И. Интеграция содержания обучения по непрофильным специальностям в рамках совмещения учебных планов // Материалы международной научно-практической конференции «Современные аспекты подготовки кадров для Олимпийских и Паралимпийских игр: Ванкувер - Лондон - Сочи» (Краснодар, 14-18.10.2010). - Краснодар, 2010.
METHODS OF PEDAGOGICAL THINKING FORMATION DURING THE PROCESS OF BACHELORS' OF PHYSICAL EDUCATION PROFESSIONAL TRAINING
B. Kurdyukov, Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, N. Ivanova, Assistant Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, M. Boykova, acting as Assistant Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information: 350015, Krasnodar city, Budyennogo str., 161, [email protected]
The authors describe the possibilities of pedagogical thinking formation of students of high educational institutions of Physical Education during the educational process conditioned by transition from high professional school to Bachelor's degree, because pedagogical function of professional activity of Physical Education specialists is considered a priority.
Key words: training of Bachelors in the specialty Physical Education; pedagogical thinking; professional training; methods of pedagogical thinking formation.