Научная статья на тему 'Модель формирования культуры профессионального общения у бакалавров адаптивной физической культуры с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья'

Модель формирования культуры профессионального общения у бакалавров адаптивной физической культуры с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / БАКАЛАВР АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ОБЩЕНИЕ С ЛЮДЬМИ С ОВЗ / CULTURE OF PROFESSIONAL COMMUNICATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / PEDAGOGICAL MODEL / BACHELOR OF ADAPTIVE PHYSICAL TRAINING / COMMUNICATION WITH DISABLED PEOPLE / ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ / TARGET COMPONENT / СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / CONTENT-PROCESS COMPONENT / ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ОЦЕНОЧНО-ИТОГОВЫЙ КОМПОНЕНТ / EVALUATIVE AND FINAL COMPONENT / PREDICTIVE COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шлемина С. А.

Статья посвящена проблеме формирования культуры профессионального общения у бакалавров адаптивной физической культуры. При разработке модели формирования культуры профессионального общения у будущих специалистов автор уделяет особое внимание не только культуре поведения, но и изучению специальных средств общения при работе с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Рассматриваются компоненты реализованной в 2012-2015 гг. экспериментальной модели формирования культуры профессионального общения у бакалавров адаптивной физической культуры с людьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье сформулированы цель, задачи, педагогические условия реализации модели, представлены структуры и межкомпонентные связи. Модель понимается как взаимосвязанный и взаимообусловленный комплекс, объединяющий несколько компонентов: целевой, содержательно-процессуальный, прогностический и оценочно-итоговый. При разработке модели учитывались: квалификационные требования к современному специалисту сферы адаптивной физической культуры, обусловленные социальным заказом; содержание Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 032102.65 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (квалификация бакалавр по адаптивной физической культуре); учебный план по направлению подготовки 032102.65 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (квалификация бакалавр по адаптивной физической культуре). Совокупность полученных факторов позволяет утверждать, что созданная в условиях учебного заведения высшего профессионального образования среда позволяет эффективно формировать культуру профессионального общения у бакалавров адаптивной физической культуры с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шлемина С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of professional communication formation for bachelors of adaptive physical education with physically disabled people

The article is devoted to the problem of professional communication formation for bachelors of adaptive physical training. The author pays particular attention not only to the behavior during development of the professional communication model for future specialists, but also to the study of special communication means when working with people with disabilities. The components of the implemented in 2012-2015 years experimental model of adaptive physical training bachelor's professional communication with disabled people are considered. The model is understood as an interconnected and interdependent complex, which includes several components: target, substantial and procedural, prognostic, evaluative and final ones. The qualification requirements to the modern professionals of adaptive physical training determined by a social order are taken into account; the content of the educational standard for the direction 032102.65 Physical education for persons with disabilities (adaptive physical education) (qualification Bachelor of adaptive physical education); academic plan for the direction 032102.65 Physical education for persons with disabilities (adaptive physical education) (qualification Bachelor of adaptive physical education). The totality of the obtained factors suggests that the established conditions in the institutions of higher education can effectively form professional communication for bachelor's of adaptive physical training with disabled people.

Текст научной работы на тему «Модель формирования культуры профессионального общения у бакалавров адаптивной физической культуры с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья»

УДК 796.035-056.2

модель формирования культуры

профессионального общения у бакалавров

адаптивной физической культуры с людьми,

имеющими ограниченные возможности здоровья

Аспирант С. А. Шлемина,

Набережночелнинский филиал ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма».

Контактная информация для переписки: kzm_diss@mail.ru

Статья посвящена проблеме формирования культуры профессионального общения у бакалавров адаптивной физической культуры. При разработке модели формирования культуры профессионального общения у будущих специалистов автор уделяет особое внимание не только культуре поведения, но и изучению специальных средств общения при работе с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Рассматриваются компоненты реализованной в 2012-2015 гг. экспериментальной модели формирования культуры профессионального общения у бакалавров адаптивной физической культуры с людьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье сформулированы цель, задачи, педагогические условия реализации модели, представлены структуры и межкомпонентные связи. Модель понимается как взаимосвязанный и взаимообусловленный комплекс, объединяющий несколько компонентов: целевой, содержательно-процессуальный, прогностический и оценочно-итоговый.

При разработке модели учитывались: квалификационные требования к современному специалисту сферы адаптивной физической культуры, обусловленные социальным заказом; - содержание Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 032102.65 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (квалификация - бакалавр по адаптивной физической культуре); - учебный план по направлению подготовки 032102.65 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная

физическая культура) (квалификация - бакалавр по адаптивной физической культуре).

Совокупность полученных факторов позволяет утверждать, что созданная в условиях учебного заведения высшего профессионального образования среда позволяет эффективно формировать культуру профессионального общения у бакалавров адаптивной физической культуры с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: культура профессионального общения; педагогическая модель; бакалавр адаптивной физической культуры; общение с людьми с ОВЗ; целевой компонент; содержательно-процессуальный компонент; прогностический компонент; оценочно-итоговый компонент.

Моделирование широко применяется в различных сферах профессиональной деятельности человека и представляет собой одну из ключевых категорий современной теории познания и исследовательской практики. Моделирование - это целостная, взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупность приемов, логических операций познания и практических действий моделирования, сосредоточенных на решении традиционных проблем нетрадиционным способом, а также учебное средство для организации занятий со студентами, слушателями курсов повышения квалификации и т. д.

Существующее противоречие между недостаточной подготовкой у бакалавров адаптивной физической культуры в общении с людьми с ограниченными возможностями здоровья, с одной стороны, а с другой, недостаточное методическое обеспечение этого процесса, натолкнуло нас на необходимость его моделирования.

В таблице представлена последовательность этапов формирования культуры профессионального общения у будущих специалистов адаптивной физической культуры в вузе физической культуры и спорта, совокупность модулей каждого из этапов и содержательное наполнение модулей.

При разработке модели мы руководствовались:

- квалификационными требованиями к современному специалисту сферы адаптивной физической культуры, обусловленными социальным заказом;

- содержанием Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 032102.65 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (квалификация - бакалавр по адаптивной физической культуре);

- учебным планом по направлению подготовки 032102.65 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (квалификация - бакалавр по адаптивной физической культуре).

Модель формирования культуры профессионального общения у бакалавров адаптивной физической культуры с людьми с ограниченными возможностями здоровья понимается нами как взаимосвязанный и взаимообусловленный комплекс, объединяющий несколько компонентов: целевой, содержательно-процессуальный, прогностический и оценочно-итоговый.

Целевой модуль - включает цель, группы решаемых задач.

Цель - формирование культуры профессионального общения у бакалавров адаптивной физической культуры с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Целевой компонент включает комплекс задач, решение которых подразумевает:

1. Формирование представлений об этике поведения и общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

2. Формирование навыков общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

3. Формирование качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности, такие как эм-патия, милосердие, доброта и т. д.

4. Удовлетворение образовательных потребностей личности в понимании социальных явлений и процессов, возможностей влияния на них как основы самоуправления, самовоспитания, самосовершенствования.

Содержательно-процессуальный компонент состоит из двух блоков: содержательный и процессуальный.

Содержательный компонент, который включает необходимые знания, умения и навыки, дает установку на реализацию намеченной преобразующим экспериментом цели. Содержательный компонент объединяет в себе принципы, функции и содержание. Формирование культуры профессионального общения у бакалавров адаптивной физической культуры с людьми с огра-

ниченными возможностями здоровья опирается на принципы системности, преемственности и деятельности. Системность подразумевает логическую связь всех элементов процесса формирования. Преемственность характеризует диалектический характер обучения, каждый содержательный этап открывает возможность для постижения нового. Последний принцип указывает на характер формирования культуры общения в процессе деятельности.

Функциями формирования культуры общения являются адаптация, социализация и регуляция поведения и общения в различных сферах.

Адаптация - направлена на установление отношений между системой действий и её окружением. Суть её заключается в получении от окружения необходимых ресурсов, их усвоение, изменение в соответствии с потребностями и в отдаче в обмен своих собственных продуктов. Это начальный этап процесса включения и интеграции бакалавров в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Бакалавр адаптируется к своему окружению и приспосабливает его к своим потребностям.

Социализация. Приобщаясь к совместной деятельности и общению, бакалавры осваивают коммуникативные умения и навыки, что позволяет им эффективно взаимодействовать с другими людьми. Умение быстро оценить собеседника, ориентироваться в ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить играют важную роль в межличностной адаптации человека, еще большее значение имеет умение действовать в интересах группы, доброжелательное, заинтересованное и терпеливое отношение к другим членам группы.

Регулятивная функция - заключается в регуляции поведения. Благодаря общению бакалавр осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий. Регуляция поведения и деятельности является целью межличностной коммуникации как компонента предметной деятельности и конечным ее результатом. Именно осуществление этой важной функции общения позволяет оценить эффект общения, его производительность или непроизводительность.

Содержание отображает структуру заранее спроектированной познавательной деятельности, которая включает несколько основных разделов, которые достаточно полно отражают основные аспекты анализируемой проблемы:

1) понятие «инвалидность» и её категории;

2) этику общения с глухими и слабослышащими людьми;

3) основные способы общения с глухими и слабослышащими людьми;

4) исторический аспект возникновения жестово-го языка и лингвистическую характеристику языка.

Процессуальный компонент модели определяет выбор форм и методов воздействия на бакалавра, а также

Таблица

Модель форми рования культуры профессионального общения у бакалаЕзров адаптивной физической

культуры

_ЦЕЛЕВОЙ МОДУЛЬ_

Цель: формирование культуры профессионального общения у бакалавров адаптивной физической культуры с людьми с ОВЗ_

Задачи:

1. Сформировать представление об этике поведения и общения с людьми с ОВЗ.

2. Сформировать навыки общения с людьми с ОВЗ.

3. Сформировать качества, необходимые для будущей профессиональной деятельности (эмпатия, милосердие, доброта и т. д.).

4. Обеспечить удовлетворение образовательных потребностей личности в понимании социальных явлений и процессов, возможностей влияния на них как основы самоуправления, самовоспитания, самосовершенствования.

_СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Содержательный

Г...............................................................................

! Принципы:

■ 1. Системность

| 2. Преемственность

■ 3. Деятельность

г...............................................................................

■ Функции:

| 1. Адаптация

■ 2. Социализация

| 3. Регуляция поведения и общения в разных сферах

г...............................................................................

■ Содержание:

| 1. Понятие «инвалидность» и её категории.

■ 2. Этика общения с глухими и слабослышащими людьми.

■ 3. Основные способы общения с глухими и слабослышащими людьми.

■ 4. Исторический аспект возникновения жестового языка и лингвистическая характеристика языка.

Процессуальный

Методы и формы:

1. Объяснительно-иллюстрационный (лекции)

2. Совместная деятельность (семинары)

3. Проблемное обучение (деловые игры)

4. Репродуктивный (тесты, контрольные работы)

Условия:

1. Содержательно-регулятивные

2. Социально-педагогические

_ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ_

Ожидаемые результаты:

1. Сформированная психолого-педагогическая готовность к позитивному общению.

2. Коммуникационная компетентность и качества личности, позволяющие бакалавру адаптивной физической культуры проектировать и реализовывать профессиональную деятельность.

ОЦЕНОЧНО-ИТОГОВЫЙ МОДУЛЬ

Методы:

1. Т естовый опрос

2. Ранжиров ание

3. Наблюдение

4. Опрос

Критерии и показатели:

Познавателоно-гностический (объем, системность знаний культуры профессионального общения с людьми ь ограниченными возможностями, устойчивость здьний, готовность к дальнейшему утяоению новых знаний).

Поведенческий [диагностика жизненных целей (терминалннек цвнностей) человека].

Рефналсивная (впоьтбнчеть к эмпатии и доверию, толеранткость, культура ьоведения, отражающая отношение к нормам, ценностям, традициям общества, гражданская ответственность и инициативность).

условия реализации формирования культуры профессионального общения у бакалавров физической культуры и адаптивной физической культуры с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

В качестве оптимальной системы методов мы избрали:

1) объяснительно-иллюстративный метод (лекции) - для передачи основного объема информации, в количестве 20 часов согласно учебному плану по направлению подготовки 032102.65 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура);

2) методы совместной деятельности (учебные дискуссии и обсуждения, моделирование ситуаций), позволяющие студентам самостоятельно, но под контролем преподавателя решать коммуникативные задачи и получать комплекс необходимых этикетных умений;

3) методы проблемного обучения (деловые игры и коммуникативные тренинги), моделирующие конкретные ситуации общения и позволяющие получить различный спектр коммуникативных навыков, необходимых как для делового, так и для межличностного общения;

4) репродуктивный метод (тестирование, выполнение контрольных и итоговых заданий) - для контроля процесса усвоения знаний, умений и навыков. Тестирование направлено на проверку знаний по этике поведения и общения с глухими и слабослышащими людьми, а также на умение определить элементы дак-тильной азбуки, состоящее из 40 вопросов с 3-4 вариантами ответа. В качестве контрольной работы обучающийся должен снять видеоролик/клип, в котором используется русская калькулирующая жестовая речь в количестве не менее 70 % от письменного текста песни. Задания итогового контроля включают две части: билеты и опрос. Билет будет состоять из двух частей: дактильной азбуки и жестовой речи. Опрос проходит в виде перевода с жестового языка на разговорную речь.

Условия реализации процесса, формирования культуры профессионального общения у бакалавров адаптивной физической культуры представлены двумя компонентами: содержательно-регулятивным, социально-педагогическим.

Для обеспечения формирования информационной подсистемы культуры общения необходимо соблюдение содержательно-регулятивных условий, подразумевающих овладение комплексом знаний, включающим:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) историю вопроса, дающую представление об историческом развитии культуры общения, позволяющую осознать смысл и назначение общественного воспитания в данной сфере;

2) этикетную составляющую, позволяющую получить конкретные представления о правилах поведения и общения с людьми с ограниченными возможностями в стандартных жизненных ситуациях;

3) этическую составляющую, задающую настрой для освоения культуры общения.

Социально-педагогические условия:

1) мотивированность и активность бакалавров в овладении культуры профессионального общения с людьми с органиченными возможностями здоровья;

2) практико-ориентированная компетентность преподавателей вуза, их готовность к междисциплинарной интеграции в процессе подготовки бакалавров сферы адаптивной физической культуры;

3) осознанная самообразовательная деятельность бакалавров в сфере культуры профессионального общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Прогностический модуль - осуществляет получение преподавателем опережающей информации об адаптации педагогической технологии формирования культуры профессионального общения у бакалавров адаптивной физической культуры на основе педагогического контроля и мониторинга.

Ожидаемые результаты:

• сформированная психолого-педагогическая готовность к позитивному общению;

• коммуникационная компетентность и качества личности, позволяющие бакалавру адаптивной физической культуры проектировать и реализовывать профессиональную деятельность.

Оценочно-итоговый модуль включает в себя два компонента: диагностический и результативный:

• диагностический - выявление уровня сформи-рованности культуры профессионального общения у бакалавров адаптивной физической культуры с людьми с ограниченными возможностями здоровья;

• результативный - конкретный уровень сфор-мированности культуры профессионального общения у бакалавров адаптивной физической культуры с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Для диагностического обследования использовался комплекс исследовательских методов:

• познавательно-гностический (объем, системность знаний культуры профессионального общения с людьми с ограниченными возможностями, устойчивость знаний, готовность к дальнейшему усвоению новых знаний) - тестовый опрос, состоящий из 40 вопросов с 3-4 вариантами ответа;

• поведенческий [диагностика жизненных целей (терминальных ценностей) человека] - опросник терминальных ценностей, по И. Г. Сенину;

• рефлексивный (способность к эмпатии и доверию, толерантность, культура поведения, отражающая отношение к нормам, ценностям, традициям общества, гражданская ответственность и инициативность) - исследование эмпатических особенностей личности, по В. В. Бойко. До проведения эксперимента у бакалавров адаптивной физической культуры уровень эмпатии был заниженным (К= 18,55), после наблюдается повышение среднего уровня эмпатии до среднего значения 0"= 20,31).

Реализация на практике модели формирования культуры профессионального общения у бакалавров адаптивной физической культуры приводит к доста-

точно глубоким и устойчивым изменениям в структуре личности бакалавров. В связи с этим управление, коррекция и диагностирование должны осуществляться систематически и в течение всего учебного процесса.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Афтимичук, О. Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О. Е. Афтимичук, З. М. Кузнецова // Педа-гогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 2 (35). - С. 28-38. РО! 10.14526/01_1111_04.

2. Байденко, В. И. Выявление состава компетенции выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие / В. И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.

3. Банько, Н. А., Формирование профессионально-педагогической компетентности как компонента профессиональной подготовки менеджеров: монография / Н. А. Банько. - Волгоград, 2004. - 75 с.

4. Бахарев, Ю. А. Моделирование профессиональной подготовки специалистов по адаптивной физической культуре в системе высшего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю. А. Бахарев. - Нижний Новгород, 2011. - 173 с.

5. Бешенков, С. А. Моделирование и формализация : метод. пособие / С. А. Бешенков. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. - 336 с.

6. Борытко, Н. М. Профессиональное воспитание студентов вуза: учеб.-методич. пособие / Н. М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. - 120 с.

7. Гришанова, Н. А. Развитие компетентности специалистов как важнейшее направление реформирования профессионального образования / Н. А. Гришанова // Квалиметрия в образовании: методология и практика: материалы Х симпозиума. Кн. 6. - М.: Изд-во Исслед. центра проблем качества подготовки специалистов, 2002. - С. 68-74.

8. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. - 2004. - № 3 (27). - С. 16-26.

9. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 146 с.

10. Исаев, В. А. Образование взрослых: компетентностный подход: монография / В. А. Исаев. - Великий Новгород, 2005. - 290 с.

11. Курдюков, Б. Ф. Теория и методология модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов физической культуры в системе высшего образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Б. Ф. Курдюков. - Краснодар, 2004. - 303 с.

12. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004.

- № 5. - С. 3-12.

13. Мартынюк, О. И. Опыт формирования компетент-ностной модели выпускника педагогического вуза как нормы качества и базы оценки результатов образования (на примере физико-математического факультета) / О. И. Мартынюк, И. Н. Медведев, С. В. Панькова, О. И. Соловьева. - М., 2006. - 50 с.

14. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №48.

15. Остапчук, Н. В. Педагогический анализ процесса становления психолого-педагогической компетентности педагога (на примере вузовской подготовки специалистов дошкольного образования) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Н. В. Остапчук. - Екатеринбург, 1999. - 171 с.

16. Сенин, И. Г. Психодиагностика ценностно-ориента-ционной сферы личности как метод социально-психологического исследования : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / И. Г. Сенин. - Ярославль, 2000.

- 23 с. - Библиогр.: с. 23.

17. Столяренко, А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / А. М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ-ДА-НА, 2004. - 423 с.

18. Фадеева, К. В. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 / К. В. Фадеева. - Чебоксары, 2010. - 23 с.

19. Хазова, С. А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту / С. А. Хазова. - М.: Изд-во «Академия Естествознания», 2010. - 216 с.

20. Чичикин, В. Т. Проблемы содержания физкультурного образования / В. Т. Чичикин // Теория и практика физической культуры. - 1994. - №12. - С. 25-27.

21. Шадриков, В. Д. Принципы построения программ высшего профессионального образования / В. Д. Шадриков // Проблемы качества образования : Мат-лы XIX Всерос. науч.-метод. конф. - Уфа; М., 2009. -С. 16-19.

model of professional communication formation for bachelors of adaptive physical education with physically disabled people

S. Shlemina, Postgraduate student

Volga region State Academy of Physical Education, Sports and Tourism Contact information for correspondence: kzm_diss@mail.ru

The article is devoted to the problem of professional communication formation for bachelors of adaptive physical training. The author pays particular attention not only to the behavior during development of the professional communication model for future specialists, but also to the study of special communication means when working with people with disabilities.

The components of the implemented in 2012-2015 years experimental model of adaptive physical training bachelor's professional communication with disabled people are considered.

The model is understood as an interconnected and interdependent complex, which includes several components: target, substantial and procedural, prognostic, evaluative and final ones.

The qualification requirements to the modern professionals of adaptive physical training determined by a social order are taken into account; the content of the educational standard for the direction 032102.65 Physical education for persons with disabilities (adaptive physical education) (qualification - Bachelor of adaptive physical education); academic plan for the direction 032102.65 Physical education for persons with disabilities (adaptive physical education) (qualification - Bachelor of adaptive physical education).

The totality of the obtained factors suggests that the established conditions in the institutions of higher education can effectively form professional communication for bachelor's of adaptive physical training with disabled people.

Keywords: culture of professional communication, pedagogical model, Bachelor of adaptive physical training, communication with disabled people, the target component, content-process component, predictive component, evaluative and final component.

References:

1. AftiAftimichuk O. E., Kuznetsova Z. M. The importance of a rhythm in system of vocational pedagogical and sports training. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Ped-agogiko-psikhologichesky and medicobiological problems of physical culture and sport], 2015, no. 2(35), pp. 28-38. DOI 10.14526/01_1111_04. (in Russian).

2. Baidenko V. I. Vyiavlenie sostava kompetentsii vypusknikov vuzov kak neobkhodimyi etap proektirovaniia GOS VPO novogo pokoleniia: metodicheskoe posobie [Identifica-

tion of structure of competence of university graduates as necessary design stage of STATE VPO of new generation]. Moscow, 2006, 72 p. (in Russian).

3. Ban'ko N. A. Formirovanie professional'no-pedagogiches-koi kompetentnosti kak komponenta professional'noi pod-gotovkimenedzherov:monografiia [Formation of professional and pedagogical competence as component of vocational training of managers]. Volgograd, 2004, 75 p. (in Russian).

4. Bakharev lu. A. Modeling of vocational training of experts in adaptive physical culture in system of higher education. Candidate's thesis. Nizhnii Novgorod, 2011, 173 p. (in Russian).

5. Beshenkov S. A. Modelirovanie i formalizatsiia [Modeling and formalization]. Moscow, BINOM. Laboratriia znanii, 2002, 336 p. (in Russian).

6. Borytko N. M. Professional'noe vospitanie studentov vuza [Professional education of students of higher education institution]. - Volgograd, lzd-vo VGIPK RO, 2004, 120 p. (in Russian).

7. Grishanova N. A. Development of competence of experts as the most important direction of reforming of professional education. Kvalimetriia v obrazovanii: metodolo-giia ipraktika: materialy Kh Simpoziuma [Kvalimetriya in education: methodology and practice: Symposium materials X]. Moscow, 2002, pp. 68-74 (in Russian).

8. Zeer E. F. Modernization of professional education: competence-based approach. Obrazovanie i nauka [Science and education]. 2004, no. 3 (27), pp. 16-26 (in Russian).

9. Zimniaia I. A. Kliuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaia osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. Avtorskaia versiia [Klyuchevye of competence as a productive and target basis of competence-based approach in education. Author's version]. Moscow, 2004, 146 p. (in Russian).

10. Isaev V. A. Obrazovanie vzroslykh: kompetentnostnyipod-khod: monografiia [Education of adults: competence-based approach]. Velikii Novgorod, 2005, 290 p. (in Russian).

11. Kurdiukov B. F. The theory and methodology of modernization of process of vocational training of experts of physical culture in system of the higher education. Doctor's thesis. Krasnodar, 2004, 303 p. (in Russian).

12. Lebedev O. E. Competence approach in education. Shkol'nye tekhnologii [School technologies]. 2004, no. 5, pp. 3-12 (in Russian).

13. Martyniuk O. I., Medvedev I. N., Pan'kova S. V., Solov'eva O. I. Opyt formirovaniia kompetentnostnoi modeli vy-pusknika pedagogicheskogo vuza kak normy kachestva i bazy otsenki rezul'tatov obrazovaniia (na primere fiziko-matematicheskogo fakul'teta) [Experience of formation of competence-based model of the graduate of peda-

gogical higher education institution as standards of quality and base of an assessment of results of education (on the example of physical and mathematical faculty)]. Moscow, 2006, 50 p. (in Russian).

14. About social protection of disabled people in the Russian Federation: The federal law of November 24, 1995 N 181-FZ. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [The Russian Federation Code]. 1995, no. 48 (in Russian).

15. Ostapchuk N. V. Pedagogichesky the analysis of process of formation of psychology and pedagogical competence of the teacher (on the example of high school training of specialists of preschool education). Candidate's thesis. Ekateriburg, 1999, 171 p. (in Russian).

16. Senin I. G. Psikhodiagnostika of the valuable and orientation sphere of the personality as method of social and psychological research. Extended abstract of candidate's this. laroslavl', 2000, 23 p. (in Russian).

17. Stoliarenko A. M. Psikhologiia i pedagogika [Psikhology and pedagogic]. Moscow, luNITI-DANA, 2004, 423 p. (in Russian).

18. Fadeeva K. V. Formation of professional communicative competence of students of technical college. Extended abstract of candidate's this. Cheboksary, 2010, 23 p. (in Russian).

19. Khazova S. A. Kompetentnost konkurentosposobnogo spetsialista po fizicheskoi kul'ture i sportu [Kompetent-nost of the competitive specialist in physical culture and sport]. Moscow, Academy of Natural Sciences, 2010, 216 p. (in Russian).

20. Chichikin V. T. Problems of the content of sports education. Teoriia i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 1994, no. 12, pp. 25-27 (in Russian).

21. Shadrikov V. D. Principles of creation of programs of higher education of. Problemy kachestva obrazovaniia: Mat-lyXIX Vseros. nauch.-metod. konf. [Problems of quality of education: Mat-ly XIX Vseros. scientific and methodical conference]. Ufa, Moscow, 2009, pp. 16-19 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.