Психология
УДК 159.91 Е.Е. Алексеева*
Типологические особенности студентов психологических и педагогических специальностей
Статья содержит анализ результатов изучения типологических особенностей студентов психологических и педагогических специальностей. В исследовании предложена модификация компьютерного инструментального метода, использованы психофизиологические и социальнопсихологические методы.
Ключевые слова: типологические особенности, эмоциональная устойчивость, личностная тревожность, эмоциональное выгорание, свойства темперамента.
E.E. Alexeeva*. Typological Characteristics of the Students of Psychological and Pedagogical Professions
The paper presents an analysis of the study of typological features of students of psychological and pedagogical professions. The study proposes a modification ofthe computer tool method. Physiological and socio-psychological methods are also used.
Keywords: typological characteristics, emotional stability, trait anxiety, emotional burnout, the properties of the temperament.
Изменения типологических особенностей, происходящие со студентами в процессе профессионального обучения, зависят и от характера образовательной программы, и от социальной среды высшего учебного заведения. В структуре профессионально важных типологических особенностей студентов психологических и педагогических специальностей особо значимыми и приемлемыми являются те особенности и их сочетания, которые способствуют профессиональной адаптации и успешности профессиональной деятельности. В тоже время важно знать, какие типологические особенности студентов предопределяют развитие у них эмоционального выгорания и профессиональной деформации.
Проблема изучения типологических особенностей человека, несмотря на открытие И.П. Павловым свойств нервной системы [4] и достижения основных представителей психофизиологического подхода [2, 3, 5], сегодня продолжает оставаться актуальной и трудной научной проблемой. Отсутствие, как общепризнанной концепции типологических особенностей человека, так и простых адекватных методов для их изучения затрудняет решение таких актуальных задач системы образования как предупреждение эмоционального выгорания и профессиональной деформации специалистов. На основе анализа основных подходов к проблеме типологических особенностей человека нами была разработана трехуровневая концепция типологических особенностей человека, включающая психофизиологический уровень природных предпосылок, который определяется комплексом свойств нервной системы; индивидуально-типологический уровень (свойства темперамента) и общеличностный уровень (личностные свойства). Рассмотрение свойств нервной системы как системы координат, от которой зависит темперамент и характер человека, позволяет не только прогнозировать успешность в профессиональной деятельности (к примеру, при подготовке специалистов для работы в экстремальных условиях), но и является концептуальной основой для проведения психологического консультирования и психотерапии.
* Алексеева, Елена Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент, докторант кафедры психологии и психофизиологии ребенка, доцент кафедры педагогики и психологии семьи Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Россия, г. Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 8C. Тел. (812) 388-2124. E-mail: [email protected].
* Alexeeva, Elena Evgenievna. Candidate of Psychological Science Degree, Associate Professor of the Department of Family Education and Psychology, Institute of Childhood (Herzen State Pedagogical University of Russia). Russia, Saint-Petersburg, Moskovsky Pr., 80. Ph. (812)388-21-24. E-mail: [email protected].
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 4 (44) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009
Цель исследования: изучение типологических особенностей студентов психологических и педагогических специальностей. Гипотеза исследования: студенты, осваивающие психологические специальности, имеют большую эмоциональную устойчивость и общительность по сравнению со студентами педагогических специальностей.
Задачи исследования: 1. Подобрать методики для изучения типологических особенностей студентов на трех уровнях (психофизиологический, индивидуально-типологический и общеличностный). 2. Провести сравнительный анализ типологических особенностей студентов психологических и педагогических специальностей.
Методика. В исследовании использовались два блока методов: психофизиологические и психологические. Блок психофизиологических методов включал в себя две психофизиологические пробы (проба Штанге и проба Генчи) и три двигательные методики, разработанные Е.П. Ильиным: методика изучения «внутреннего» баланса, методика изучения «внешнего» баланса и методика «Теппинг-тест» в компьютерном варианте А.К. Дроздовского, А.Р. Носач (модификация В.Г. Каменская, Е.Е. Алексеева) [1]. По результатам трех серий компьютерного инструментального метода нами высчитывались следующие показатели: показатель АО - абсолютное отклонение эталона для оценки динамической устойчивости/неустойчивости человека, в т.ч. двигательной пространственной памяти; показатель СОО - среднее относительное отклонение эталона для оценки эмоциональной устойчивости/неустойчивости двигательной памяти человека. Помимо этого высчитывался показатель РКУ - разность количества ударов при выполнении теппинг-теста и показатель ОСУ - общая сумма количества ударов за 30 секунд.
Блок социально-психологических методик включал в себя: опросник Г. Айзенка (форма PEN) для диагностики экстраверсии - интроверсии, нейротизма, психотизма, опросник Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина для диагностики личностной тревожности, опросник В.М. Русалова для диагностики структуры темперамента (ОСТ), методику Равена для диагностики невербального интеллекта, опросник В.В. Бойко для диагностики уровня эмоционального выгорания и опросник В.И. Гарбузова для диагностики доминирующего инстинкта (типа). Оценка психоэмоционального состояния обследуемых студентов на момент проведения тестирования и по его окончанию проводилась при помощи дополнительной методики - цветовой тест М. Люшера. В исследовании приняли участие 169 студентов (женщины): 103 студента, обучающиеся в РГПУ им. А.И. Герцена по педагогическим специальностям, и 65 студентов, обучающиеся в Санкт-Петербургском университете МВД по психологическим специальностям. Средний возраст обследуемых студентов составлял 24,2 ± 6,9 лет.
Результаты. Средние показатели (х) и стандартные отклонения (сг) показателей психофизиологических и психологических особенностей у студентов, осваивающих психологические и педагогические специальности, представлены в табл 1.
Представим результаты психофизиологического уровня типологических особенностей студентов психологических и педагогических специальностей. Сопоставление результатов показало, что различия в группе женщин, осваивающих психологические специальности, и в группе женщин, осваивающих педагогические специальности, статистически значимы (t = 2,3; t. = 2,0; p < 0,05) по показателю СОО (среднее относительное отклонение эталона на коротких отрезках). Курсанты психологического факультета Университета МВД России отличались большей точностью в повторении эталона, двигательная память у них была более эмоционально устойчива, чем у студентов РГПУ им. А.И. Герцена.
Инстинкты оказывают сильное влияние на сознание человека, особенно в экстремальных условиях, являясь первой составляющей натуры человека, обеспечивающей адаптивность. У студентов психологического факультета сильнее всего проявляются следующие инстинкты: продолжения рода, сохранения достоинства и инстинкт самосохранения, в тоже время у студентов, осваивающих педагогические специальности, первые места занимают инстинкт продолжения рода, альтруистический инстинкт и инстинкт свободы. В целом для студентов психологических специальностей характерны инстинкты, обеспечивающие физическое выживание и самоутверждение в психосоциальном аспекте, а для студентов психологических специальностей физическое выживание обеспечивает инстинкт продолжения рода, инстинкт свободы обеспечивает первичную специализацию. При этом у будущих педагогов инстинкт альтруизма социализирует их личностные тенденции и ориентации в целом на опеку слабых и детей. Можно отметить у студентов психологического факультета Университета МВД России выраженную амбивалентность инстинктов, когда, с одной стороны, для них важной является семья, а, с другой стороны, присутствует готовность поступиться ею во имя сохранения чести и достоинства. Сопоставление результатов показало, что различия по инстинкту сохранения достоинства в группе женщин, осваивающих психологические и в группе женщин, осваивающих педагогические специальности, статистически значимы (t = 3,09; t =1,98; p < 0,05). У студентов педагогических специальностей склонность к опеке над детьми, служение идеалам гуманизма и общественным интересам (альтруистический инстинкт) вместе с выраженным инстинктом продолжения рода создают направленность личности на педагогическую деятельность.
Были получены статистически значимые различия между двумя группами студентов по шкале инстинкт продолжения рода (t = 3,08; t. =1,98; p < 0,05). Иными словами, женщины, овладевающие педагогическими специальностями, в большей степени ориентированы на создание и поддержание семьи, чем женщины, овладевающие психологическими специальностями в университете МВД
Таблица 1
Сравнение среднегрупповых показателей психофизиологических и социально-психологических особенностей у студентов, овладевающих педагогическими, и у студентов, овладевающих психологическими специальностями
Показатели Курсанты психологического факультета МВД России X = ± а Студенты Института детства РГПУ им. А.И. Герцена X = ± а
АО (абсолютное отклонение эталона) на коротких отрезках 12,2 ± 14,6** 10,7 ± 13,2**
АО (абсолютное отклонение эталона) на длинных отрезках 16,1 ± 33,8** 11,5 ± 33,2**
СОО (среднее относительное отклонение эталона) на коротких отрезках 9,0* ± 33,3** 24,4 ± 37,2
СОО (среднее относительное отклонение эталона) на длинных отрезках -0,3 ± 15,9** 0,9 ± 13,5**
ОСУ (общая сумма ударов) по теппинг-тесту 153,8 ± 35,6 165,4 ± 33,7
РКУ (разность количества ударов) по теппинг-тесту -11,1 ± 32,9** -11,8 ± 26,0**
ПШ (проба Штанге) 41,9 ± 13,5 43,9 ± 16,2
ПГ (проба Генчи) 30,4 ± 9,4 29 ± 11,7
Эр (эргичность) 6,9 ± 3,0 6,3 ± 2,7
Сэр (социальная эргичность) 8,0 ± 3,6 8,6 ± 3,0
П (пластичность) 8,3 ± 3,1 7,7 ± 3,2
СП (социальная пластичность) 5,9 ± 2,4 6,3 ± 2,5
Т (темп) 8,3 ± 2,7 7,4 ± 3,0
СТ (социальный темп) 8,1 ± 3,1 8,5 ± 2,5
Эм (эмоциональность) 4,4 ± 3,4 5,4 ± 3,4
Сэм (социальная эмоциональность) 5,9 ± 2,5 6,8 ± 2,5
К (социальная желательность) 3,3* ± 1,6 2,0 ± 1,5
ЭИ (экстраверсия-интроверсия) по Айзенку 16,0* ± 3,9 14,6 ± 4,5
Н (нейротизм) по Айзенку 11,0* ± 4,1 14,2 ± 4,8
ПС (психотизм) по Айзенку 3,9 ± 2,5 4,0 ± 2,6
И (искренность) по Айзенку 10,5 ± 3,8 11,7 ± 4,5
Р (методика Равена) 105,3* ± 21,2 115,9 ± 23,1
Инстинкт самосохранения (по В.И. Гарбузову) 2,7 ± 1,4 2,4 ± 1,4
Инстинкт продолжения рода (по В.И. Г арбузову) 3,1* ± 1,6 3,9 ± 1,5
Альтруистический инстинкт (по В.И. Гарбузову) 2,3 ± 1,2 2,6 ± 1,3
Исследовательский инстинкт (по В.И. Гарбузову) 1,8 ± 1,3 1,9 ± 1,4
Инстинкт доминирования (по В.И. Г арбузову) 2,3* ± 1,6 1,8 ± 1,5
Инстинкт свободы (по В.И. Гарбузову) 2,4 ± 1,4 2,5 ± 1,5
Инстинкт сохранения достоинства (по В.И. Г арбузову) 3,1* ± 1,6 2,3 ± 1,5
Соперничество 5,2* ± 3,3 3,3 ± 2,3
Сотрудничество 6,3 ± 1,8 6,1 ± 1,7
Компромисс 7,6 ± 1,8 8,0 ± 2,0
Избегание 6,0* ± 2,0 7,0 ± 2,0
Примечания: * различия между группами достоверны по 1-критерию Стьюдента при р <
0,05; ** стандартные отклонения превышают средние значения (сг>х).
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009
России. Нами были получены статистически значимые различия между студентами университета МВД России и студентами РП1У им. А.И. Герцена по показателям инстинкта доминирования (1 = 2,16; г =1,98; р < 0 ,05). Женщины, обучающиеся в университете МВД России, в большей степени, по сравнению с будущими педагогами, обладают склонностью к организаторской деятельности, руководству, борьбе за лидерство и власть.
Низкие значения получены в обеих группах студентов по исследовательскому инстинкту, что характеризует обследуемых женщин как менее всего расположенных к творческому поиску и научным исследованиям.
Диаграмма 1
Доминирующие инстинкты (по опроснику В.И. Гарбузова) у студентов, осваивающих психологические и педагогические специальности
4.0
3.0
2.0
1,0 0,0
Самое. Прод. Альтр. Исслед. Домин. Своб. Сох.дост.
Родл
□ МВД ИРГПУ
На индивидуально-типологическом уровне (свойства темперамента) типологических особенностей студентов психологических и педагогических специальностей были получены следующие результаты. Средние оценки студентов обеих групп по остальным шкалам опросника В.М. Русалова ОСТ находились в интервале, не позволяющем говорить о степени выраженности свойств. Различия между сопоставляемыми группами студентов получены только по контрольной шкале опросника ОСТ. Курсанты психологического факультета университета МВД по сравнению со студентами, осваивающими педагогические специальности, демонстрировали большую социальную желательность поведения (различия статистически значимы: Хэмп = 2,61; Хк =1,99; р < 0,05).
По шкале экстраверсии были получены высокие средние значения у студентов психологических специальностей (больше 15 баллов) и обнаружены статистически значимые различия между двумя группами студентов по шкале экстраверсии (г = 2,2; X = 1,97; р < 0,05) и нейротизма (г = 4,42; * =1,97; р < 0,05). В целом будущие педагоги менее эмоционально неустойчивы и общительны,
выказывают меньшую социальную желательность поведения по сравнению со студентами психологических специальностей.
На общеличностном уровне (личностные свойства) типологических особенностей студентов психологических и педагогических специальностей были получены следующие результаты. Статистически значимые различия между студентами психологических и педагогических специальностей получены по показателям невербального интеллекта (Хэмп. = 2,97; 1кр. =1,97; р < 0,05). Будущие педагоги по сравнению с будущими психологами обладают более высоким невербальным интеллектом.
Кроме этого сопоставление результатов показало, что различия в группе студентов, осваивающих психологические специальности, и в группе студентов, осваивающих педагогические специальности, статистически значимы (1эмп = 4,01; 1к = 1,98; р < 0,05) по показателю личностная тревожность. Будущие педагоги по сравнению с будущими психологами характеризуются склонностью воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, обеспокоенностью, неудовлетворенностью и неуверенностью.
Мы сравнили предпочитаемые формы социального поведения студентов двух групп в ситуации конфликта. Важными для нас являлись тенденции взаимоотношений будущих педагогов и психологов в сложных условиях. Как для будущих психологов, так и для будущих педагогов наиболее характерными стратегиями поведения в конфликте оказались компромисс, избегание и сотрудничество. Однако были получены статистически значимые различия между студентами психологических и педагогических специальностей по стратегии поведения в конфликте соперничество (1эмп = 4,4; X =1,97; р < 0,05) и избегание (1эмп = 3,17; 1кр =1,98; р < 0,05). Для будущих педагогов более, чем для будущих психологов, характерно отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. В то же время для будущих психологов более, чем для будущих педагогов, характерно стремление путем соперничества добиваться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Отметим, что при соперничестве важен результат, однако такой способ регулирования конфликта неизбежно способствует разрушению отношений, истощению ресурсов и вызывает напряжение.
По опроснику В.В. Бойко «Эмоциональное выгорание» между двумя группами студентов были обнаружены статистически значимые различия по третьей фазе «Истощение» (1эмп = 2,11; X =1,98; р < 0,05). Студенты психологических специальностей по сравнению со студентами педагогических специальностей чаще отмечали у себя падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы.
Статистически значимые различия были обнаружены между двумя группами студентов по показателям СО (суммарное отклонение от аутогенной нормы) по Люшеру, как в начале обследования
Диаграмма 2
Характерные стратегии поведения в конфликте у студентов, осваивающих психологические и педагогические специальности
8,0
6,0
4.0
2.0
0,0
Соперн. Сотрудн. Компромисс Избегание Приспособ.
□ МВД ИРГПУ
(1эмп = 2,31; X =1,98; р < 0,05), так и в конце обследования (1эмп = 3,25; X =1,98; р < 0,05). Во время проведения диагностики у студентов педагогических специальностей в большей степени, чем у студентов психологических специальностей, была выражена непродуктивная нервно-психическая напряженность.
Заключение. Сравнительный анализ типологических особенностей студентов, осваивающих психологические и педагогические специальности, позволил составить типологические портреты этих студентов. У будущих психологов по сравнению с будущими педагогами эмоциональная устойчивость проявляется на психофизиологическом уровне эмоциональной устойчивостью двигательной памяти, на индивидуально-типологическом уровне меньшими значениями нейротизма, а на общеличностном уровне меньшими значениями личностной тревожности и непродуктивной нервно-психической напряженности.
В целом студенты, осваивающие педагогические специальности, по сравнению со студентами, осваивающими психологические специальности, менее общительны и менее эмоционально устойчивы, что выражается в большей нервно-психической напряженности, личностной тревожности и большем использовании в ситуации конфликта стратегии избегания. В то же время у будущих педагогов большая направленность на создание семьи, альтруистический инстинкт и более высокий невербальный интеллект являются теми типологическими особенностями, которые способствуют успешности педагогической деятельности, что вероятно и отражается в меньшей выраженности у будущих педагогов фазы истощения в синдроме эмоциональное выгорание. Исходя из полученных данных, можно сформулировать следующие рекомендации по внедрению результатов исследования.
1. При обучении студентов педагогическим специальностям необходимо акцентировать внимание на технологиях эффективного общения; развивать потребность в общении, инициативность, легкость вступления в контакт.
2. Развивать у будущих педагогов умение осуществлять самокоррекцию нервно-психического состояния.
3. Обучать будущих педагогов способам повышения эмоциональной устойчивости и уверенности в себе, конструктивным способам регулирования конфликтных ситуаций.
Студенты, осваивающие психологические специальности, в целом более общительны, эмоционально устойчивы и уверены в себе, что позволяет им регулировать конфликтные ситуации при помощи соперничества и в меньшей мере использовать избегание. Внутреннюю амбивалентность личности создают у будущих психологов большая склонность к борьбе за лидерство и власть и меньшая склонность к созданию семьи вместе с большей готовностью поступиться интересами семьи, социальным статусом, профессиональными интересами, свободой и самой жизнью во имя сохранения чести и достоинства. Вероятно, что эти типологические особенности будущих психологов и более низкий невербальный интеллект, чем у будущих педагогов, оказывая сильное влияние на сознание женщин, особенно в экстремальных условиях, способствуют падению у них общего энергетического тонуса и ослаблению нервной системы. Исходя из полученных данных, можно сформулировать следующие рекомендации по внедрению результатов исследования.
1. Обучать будущих психологов конструктивным способам регулирования конфликтных ситуаций.
2. Развивать у студентов психологических специальностей невербальный интеллект.
3. Обучать будущих психологов способам укрепления нервной системы и общего энергетического тонуса.
Проведение самодиагностики типологических особенностей студентами педагогических специальностей рассматривается нами как эффективное средство профилактики у них эмоционального выгорания и профессиональной деформации. Профессиограмма педагога (психолога) включает типологические особенности, позволяющие ему быть профессионально успешным без нанесения вреда своему здоровью и здоровью окружающих людей. Изучение типологических особенностей представляет для студентов, осваивающих педагогические и психологические специальности, первый этап на пути укрепления психологического здоровья. Вторым этапом будет построение индивидуального типологического профиля и составление программы самокоррекции. Третий этап предполагает проведение самокоррекции, как не только осознание и понимание своих недостатков и слабостей, но и знание, умение применения средств по усилению своих хороших черт и устранению нежелательных черт характера. Исходя из полученных экспериментальных данных, особое внимание при проведении мероприятий по укреплению психологического
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 4 (44) 2009
здоровья студентов (женщин), осваивающих педагогические и психологические специальности, следует уделять развитию навыков эффективного общения, обучению конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций и умению осуществлять самокоррекцию своего нервно-психического состояния.
Таким образом, большая эмоциональная устойчивость студентов, осваивающих психологические специальности, по сравнению со студентами, осваивающими педагогические специальности, проявляется на психофизиологическом, индивидуально-типологическом и общеличностном уровнях. Студенты, осваивающие психологические специальности, более эмоционально устойчивы, общительны и менее тревожны по сравнению со студентами педагогических специальностей.
Список литературы
1. Алексеева, Е. Е. Типологические и полоспецифические особенности курсантов психологического факультета университета МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2009. - № 2 (42) 2009. - С. 200-207.
2. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология - СПб.: Питер, 2001. - С. 375-392.
3. Небылицын, В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. -Москва: Наука, 1976. - 336 с.
4. Павлов, И. П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. - Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1950. - 264 с.
5. Теплов, Б. М. Избранные труды : В 2 т. - Т. II. - М.: Педагогика, 1985. - 360 с.
Literature
1. Alexeeva, E. E. Typological and gender-specific features of the students of psychological department of University of Ministry of the interior of Russia // Ambassador Saint Petersburg of University of Ministry of the interior of Russia. - № 2 (42) 2009.
2. Iliyn, E. P Differential psychophysiology. - Saint Petersburg, 2001.
3. Nebylitsyn, V. D. Psycho-physiological study ofindividual differences ofpeople. - Moscow, 1976. - 336 р.
4. Pavlov, I. P. Selected works on physiology of higher nervous activity. - Moscow, 1950. - 264 p.
5. Teplov, B. M. Selected writing, in 2 volumes. - Volume II. - Moscow, 1985. - 360 р.
УДК: 159.7
B.B. Белое*, В.В. Карпов**
Мотивы деятельности руководителя военной организации
В статье рассматриваются мотивы деятельности руководителя военной организации в контексте успешности этой деятельности. Основанием успешной организационной деятельности, как показало исследование, является сочетание мотивации достижения успеха, потребности в аффилиации, стремления к разумному риску, мотивов самореализации, борьбы и процессуального мотива, а также низкой степени выраженности мотивации избегания неудач и стремления к манипулированию с доминированием в мотивационной структуре организационной деятельности мотива свободы.
Ключевые слова: организационная деятельность, мотивы деятельности, самодетерминация, саморазвитие.
V.V. Belov*, V.V. Karpov**. Motives of the activity of the leader of the military organization
In this article motives of activity of the head of the military organization in a context of success of this activity are being considered. The basis of successful organizational activity as has shown research, the combination of motivation of achievement of success, requirement in affiliating, aspiration to reasonable risk, motives of self-realization, struggle and remedial motive, and as low degree of expressiveness of motivation of avoiding of failures and aspiration to a manipulation with domination in motivational structure of organizational activity of motive of freedom.
Keywords: organizational activity; motives of activity; self-determination; self-development.
* Белов, Василий Васильевич, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, заведующий кафедрой психологии. Санкт-Петербургская академия управления и экономики. Россия, 198329 г. Санкт-Петербург, ул. Чекистов, д. 20, кв. 69, E-mail: [email protected].
** Карпов, Владимир Васильевич, профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии. Санкт-Петербургская академия управления и экономики. Россия, 191002, Санкт-Петербург, Социалистическая ул., д. 10 кв. 6. Тел. 575-03-21, E-mail: [email protected].
* Belov, Vasiliy Vasilievich, the candidate of medical sciences, senior scientific worker, chief department of psychology, Sankt-Petersburg academy of management and economics.
** Karpov, Vladimir Vasilievich, professor, the doctor of the pedagogical sciences, professor department of psychology, Sankt-Petersburg academy of management and economics.