Научная статья на тему 'Типологические и полоспецифические особенности курсантов психологического факультета университета МВД России'

Типологические и полоспецифические особенности курсантов психологического факультета университета МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
123
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ДИНАМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / GENDER-SPECIFIC FEATURES / DYNAMIC STABILITY / EMOTIONAL STABILITY / DYNAMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алексеева Елена Евгеньевна

Статья содержит анализ результатов изучения типологических и полоспецифических особенностей курсантов психологического факультета университета МВД России. Особое внимание уделяется исследованию проявлений свойств нервной системы у курсантов с учётом их полоспецифических особенностей. В исследовании предложена модификация компьютерного инструментального метода, использованы психофизиологические и социально-психологические методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алексеева Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typological and Gender-Specific Features of the Students of Psychological Department of University of Ministry of the Interior of Russia

The paper presents an analysis of the study of typological and gender-specific features of the students of Psychological Department of University of Ministry of the Interior of Russia. A special attention is given to the study of manifestations of the properties of the nervous system of students according to their specific gender features. The study proposes a modification of the computer tool method. Physiological and socio-psychological methods are also used.

Текст научной работы на тему «Типологические и полоспецифические особенности курсантов психологического факультета университета МВД России»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 2 (42) 2009

Психология

УДК 159.91 Е.Е. Алексеева*

Типологические и полоспецифические особенности курсантов психологического факультета университета МВД России

Статья содержит анализ результатов изучения типологических и полоспецифических особенностей курсантов психологического факультета университета МВД России. Особое внимание уделяется исследованию проявлений свойств нервной системы у курсантов с учётом их полоспецифических особенностей. В исследовании предложена модификация компьютерного инструментального метода, использованы психофизиологические и социально-психологические методы.

Ключевые слова: психофизиологические и социально-психологические особенности, полоспецифические особенности динамическая устойчивость/неустойчивость, эмоциональная устойчивость/неустойчивость, динамическая активность.

E.E. Alexeeva. Typological and Gender-Specific Features of the Students of Psychological Department of University of Ministry of the Interior of Russia

The paper presents an analysis of the study of typological and gender-specific features of the students of Psychological Department of University of Ministry of the Interior of Russia. A special attention is given to the study of manifestations of the properties of the nervous system of students according to their specific gender features. The study proposes a modification of the computer tool method. Physiological and socio-psychological methods are also used.

Keywords: physiological and socio-psychological characteristics, gender-specific features, dynamic stability / instability, emotional stability / instability, dynamic activity.

В современной психологии проблема типологических особенностей, несмотря на свою важность, продолжает оставаться недостаточно исследованной и сложной. Основополагающим исследованием по этой проблеме является учение И.П. Павлова, который на основе многолетней экспериментальной деятельности открыл основные свойства нервной системы: сила (или слабость) процессов возбуждения и торможения; уравновешенность процессов возбуждения и торможения (или преобладание одного из них над другим); подвижность (или инертность) процессов возбуждения и торможения). Это открытие позволило ему увидеть сначала три (центральный - уравновешенный и два крайних - возбудимый и тормозимый), а позднее четыре наиболее резких, бросающихся в глаза типа нервной системы по аналогии с темпераментами (возбудимый тип - холерический темперамент; тормозимый - меланхолический; уравновешенный - флегматический; живой уравновешенный -сангвинический темперамент). По «приспособленности к окружающей среде и по стойкости в отношении болезнетворных агентов» И.П. Павлов выделял различия между этими типами [7]. Помимо этого, учёный выделил человеческие типы, исходя из использования человеком преимущественно первой или второй сигнальной системы: «художники» и «мыслители» [9].

Тип нервной системы рассматривался И.П. Павловым как сочетание наследственных свойств нервной деятельности с изменениями, обусловленными внешней средой, и приобретёнными в течение индивидуальной жизни. Для диагностики свойств нервной системы им и его учениками были разработаны специальные функциональные пробы, которые постепенно сложились в систему проб и

* Алексеева, Елена Евгеньевна, докторант кафедры психологии и психофизиологии ребёнка, доцент кафедры педагогики и психологии семьи Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, кандидат психологических наук, доцент. Адрес: Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 8C. Тел. (812) 388-21-24. E-mail: [email protected].

* Alexeeva, Elena Evgenievna, Candidate of Psychological Science Degree, Associate Professor of the Department of Family Education and Psychology, Institute of Childhood (Herzen State Pedagogical University of Russia). Moskovsky Pr. 8C. Phone number: (812)388-21-24; E-mail: [email protected]

тестов на тип нервной системы, получив название «Стандарт испытаний для определения типа нервной системы». Все эти пробы нашли успешное применение на животных. И.П. Павлов использовал в опытах над животными условный секреторный эффект (пищевая реакция на условный раздражитель) почти исключительно на слюнной железе и не предполагал повторения подобных опытов на человеке. Попытки повторения опытов И.П. Павлова на человеке были предприняты учениками учёного ещё при его жизни и получили резко негативную оценку. Учёный считал, что должны быть найдены другие методы для изучения свойств нервной системы человека. Поиском этих методов, изучением отдельных свойств нервной системы и взаимоотношений между ними, а также изучением типологических особенностей проявления свойств нервной системы занимались такие учёные как Б.М. Теплов [11], В.Д. Небылицын [5], В.М. Русалов [10], В.С. Мерлин [4], Е.П. Ильин [2] и другие. Значительная часть исследователей, используя электрофизиологические методы (ЭЭГ) получала характеристики отдельных мозговых структур, либо, занималась изучением не нервных свойств и нервных процессов, а изучением их влияния на человека, и фактически изучала проявления свойств нервной системы. В.М. Русалов отмечал, что получаемые несовпадения результатов измерений основных свойств, относящихся к разным отделам или анализаторам большого мозга, связаны с адекватностью применяемых методов [10]. В.Д. Небылицын указывал на существование общих свойств, которые могут служить основой для нейрофизиологической интерпретации целостных особенностей индивидуального поведения [7] .

Е.П. Ильиным для изучения свойств нервной системы были предложены двигательные методы [2], которые на наш взгляд являются наиболее перспективными для поиска типологических особенностей человека. Ещё И.П. Павлов, рассматривая двигательную деятельность, указывал, что «правильная деятельность складывается из соотношения двух процессов - раздражения и торможения» [6]. Он же писал о том, что «...кинэстезические клетки коры действительно связываются со всеми клетками коры, представительницами как всех внешних явлений, так и всевозможных внутренних процессов организма. Это и есть физиологическое основание для так называемой произвольности движений, т.е. обусловленности их суммарной деятельностью коры» [8]. Двигательный подход в изучении свойств нервной системы был предложен в лаборатории В.К. Красуского. При изучении двигательной активности собак В.К. Красуским и его коллегами были обнаружены определённые связи между степенью двигательной активности и отдельными свойствами нервной системы [3]. Вместе с тем сегодня требует уточнения и конкретизации вопрос о связи показателей двигательных тестов со свойствами нервной системы.

Изучение типологических особенностей нервной системы понимается нами как изучение психофизиологических особенностей (прежде всего наследственных свойств нервной системы) и социально-психологических особенностей (изменений под влиянием внешней средой в течение индивидуальной жизни). Вместе с тем, как подчёркивается во многих работах, пути и механизмы взаимосвязи физиологических и социально-психологических особенностей человека с учётом его полоспецифических особенностей всё ещё остаются недостаточно исследованными и требуют дальнейшего изучения. Остаётся неясным, какие полоспецифические особенности способствуют эмоциональному выгоранию специалистов, занятых в сфере «человек-человек». Анализ психофизиологических и социально-психологических экспериментальных результатов сегодня не является полным без учёта половых различий участников исследования. Психофизиологическое и психологическое сопровождение курсантов с учётом их полоспецифических особенностей представляется чрезвычайно значимой задачей современной системы высшего образования, поскольку позволит не только более эффективно организовать подготовку современных специалистов, но и предотвратить их эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию.

Целью исследования является изучение типологических (психофизиологических и социальнопсихологических) особенностей курсантов психологического факультета с учётом их пола.

Гипотезы исследования: 1. Проявления свойств нервной системы определяемы динамическими характеристиками двигательных актов и эмоциональных реакций. 2. Женщины по сравнению с мужчинами более эмоционально нестабильны и тревожны, что способствует быстрейшему развитию у них эмоционального выгорания.

Основные задачи исследования:

- определение достаточного блока психофизиологических и социально-психологических методик;

- изучение психофизиологических и социально-психологических особенностей курсантов;

- исследование сходства и различий между мужчинами и женщинами по психофизиологическим и социально-психологическим показателям.

Методика. В исследовании использовались два блока методов: психофизиологические и психологические. Блок психофизиологических методов включал в себя две психофизиологические пробы (проба Штанге и проба Генчи) и три двигательные методики, разработанные Е.П. Ильиным: методика изучения «внутреннего» баланса, методика изучения «внешнего» баланса и методика «Теппинг-тест» в компьютерном варианте (А.К. Дроздовский, А.Р.Носач) [1, 2]. Измерялись следующие показатели: «подвижность нервных процессов», «внутренний баланс (преобладание возбуждения/торможения)», «внешний баланс (преобладание возбуждения/торможения)», и «сила нервной системы» [2].

Нами было использовано три двигательных серии: 1 - это серия с воспроизведением движений определённой протяжённости (эталон, чуть больше/чуть меньше эталона). 2 - это серия с повторением заданного эталона. В этих двух сериях (они выполнялись и на коротких и на длинных отрезках)

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 2 (42) 2009

исключение зрительного контроля над воспроизведением движений определённой протяжённости вынуждало испытуемого переключиться только на сигналы, поступающие с проприорецепторов. 3 серия - это теппинг-тест, который основан на изменении по времени .максимального темпа движений кистью руки. В первой серии испытуемому сначала давалась возможность сделать несколько пробных попыток с открытыми и закрытыми глазами для того, чтобы почувствовать ход рычага прибора. Далее испытуемому сообщалось о том, что он по команде экспериментатора будет выбирать значение «эталон» (любую точку в середине, обозначенной на приборе зоны коротких/длинных отрезков), значение «чуть больше эталона»/«чуть меньше эталона» (оговаривалось, что это значение будет чуть больше, либо чуть меньше эталона примерно на один миллиметр). Затем по команде экспериментатора испытуемый выполнял восемь движений с закрытыми глазами. Нами (В.Г. Каменская, Е.Е. Алексеева) предложена модификация компьютерного инструментального метода Е.П. Ильина, А.К. Дроздовского. Эта модификация заключалась в следующем. Высчитывался показатель АО - абсолютное отклонение эталона отдельно на коротких и на длинных отрезках по формуле: АО = £ (Э-Э), где - значение первого эталона; Э.- значение последующих эталонов.

Мы предположили, что показатель АО может оценить динамическую устойчивость/ неустойчивость человека, в т.ч. двигательной пространственной памяти. Во второй серии компьютерного инструментального метода испытуемый с закрытыми глазами выполнял пять тренировочных движений для того, чтобы запомнить эталон и пять контрольных движений. Нами высчитывался показатель СОО - среднее относительное отклонение эталона, который описывается следующим эмпирическим соотношением:

COO = I (Э-Э;) *100%, где N* Э.

Э] - значение первого эталона;

Э - значение последующих эталонов;

N5 - количество эталонов.

Мы предположили, что показатель СОО позволит оценить эмоциональную устойчивость/ неустойчивость двигательной памяти человека.

В третьей серии компьютерного инструментального метода испытуемый выполнял «теппинг-тест». В течение 30 секунд испытуемый старался удержать максимальный для себя темп, показатели которого фиксировались через каждые 5 секунд, и по шести получаемым точкам строилась кривая работоспособности. Нами высчитывался показатель ОСУ - общая сумма количества ударов за 30 секунд. Мы предположили, что этот показатель позволяет оценить динамическую активность двигательной системы. Помимо этого высчитывался показатель РКУ — разность количества ударов при выполнении теппинг-теста по формуле: РКУ= I (У -У.), где У] - количество ударов в первые пять секунд; У - количество ударов в каждые последующие пять секунд. Мы предположили, что этот показатель оценивает динамическую равномерность/неравномерность темпа двигательной системы.

Блок социально-психологических методик включал в себя:

- опросник Г. Айзенка (форма PEN) для диагностики экстраверсии - интроверсии, нейротизма, психотизма;

- опросник В.М. Русалова для диагностики структуры темперамента (ОСТ);

- опросник Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина для диагностики личностной тревожности;

- методика Равена для диагностики невербального интеллекта;

- опросник В. В. Бойко для диагностики уровня эмоционального выгорания.

Оценка психоэмоционального состояния обследуемых студентов на момент проведения тестирования и по его окончании проводилась при помощи дополнительной методики - цветовой тест М. Люшера. В исследовании приняли участие 73 курсанта третьего, четвёртого и пятого курсов Санкт-Петербургского университета МВД (50 женщин и 23 мужчины). Средний возраст обследуемых студентов составлял 20,3 ± 0,99 лет.

Результаты. Успешность выполнения мужчинами и женщинами заданий в первой и второй серии представлена в табл. 1. В первой серии (воспроизведение движений определённой протяжённости

- эталон, чуть больше/чуть меньше эталона) успешно выполнившими считались испытуемые, не допустившие ни одной ошибки при выполнении всех движений. На коротких отрезках в первой серии с большим успехом выполняли задания мужчины, а на длинных отрезках - женщины. Успешно выполнившими задания во второй серии считались те испытуемые, у которых среднее относительное отклонение эталона (СОО) составляло менее или равнялась 10%. Во второй серии (повторение заданного эталона) мужчины были более успешными на коротких (22%) отрезках, а женщины на длинных (44%). В целом можно отметить большую успешность мужчин в выполнении заданий на коротких отрезках, а женщин на длинных. Заметим, что лучшие результаты и у мужчин и женщин в первой серии были получены на коротких отрезках, а во второй серии - на длинных.

Точность выполнения испытуемыми заданий первой серии представлена в табл. 2. Нами высчитывались средние показатели превышения и уменьшения эталона отдельно в мужской и женской выборке (неадекватные значения отдельно на коротких и на длинных отрезках суммировались и делились на количество испытуемых). В первой серии, как на коротких отрезках, так и на длинных отрезках у мужчин по сравнению с женщинами была более выражена направленность забывания протяжённости движений как в сторону превышения эталона, так и в сторону его уменьшения. Можно заметить, что женщины по сравнению с мужчинами в первой серии демонстрировали большую точность в выполнении заданий и на коротких и на длинных отрезках.

Таблица 1

Успешность выполнения курсантами заданий в первой и второй сериях

Тип задания мужчины женщины вся выборка

Короткие отрезки (1 серия) 52% 50% 51%

Длинные отрезки (1 серия) 22% 32% 29%

Короткие отрезки (2 серия) 22% 18% 19%

Длинные отрезки (2 серия) 39% 44% 43%

Таблица 2

Средние показатели превышения (уменьшения) эталона в первой серии

Показатели мужчины женщины

Превышение эталона на коротких отрезках 1,7 1,4

Превышение эталона на длинных отрезках 10 7

Уменьшение эталона на коротких отрезках 2,3 1,8

Уменьшение эталона на длинных отрезках 5 3

Средние показатели (х ) и стандартные отклонения (<у) показателей психофизиологических и психологических особенностей у мужчин и женщин представлены в табл. 3. Сопоставление результатов показало, что различия в группе мужчин и женщин статистически значимы (tMn= 2,3; tKp=2,0; р<0,05) по шкале нейротизма. Иными словами, курсанты-мужчины обладают большей эмоциональной стабильностью, по сравнению с женщинами, которым свойственны сверхчувствительные реакции, напряжённость, тревожность, недовольство собой и окружающим миром (эмоциональная неустойчивость). Статистически значимы (t3Mn = 2,5; tK = 2,0; р<0,05) были различия между показателями личностной тревожности у мужчин имженщин.Женщины в большей степени по сравнению с мужчинами склонны воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие.

В целом женщины по сравнению с мужчинами обладают большей эмоциональной нестабильностью и личностной тревожностью. Сопоставление всех психофизиологических показателей, представленных в табл. 3, статистически значимых различий не показало. По таким психофизиологическим показателям, как АО (абсолютное отклонение эталона), СОО (среднее относительное отклонение эталона), и РКУ (разность количества ударов), стандартные отклонения превышали средние значения ((7 > X )> что связано с большой вариативностью исследуемых проявлений свойств нервной системы (при проведении двигательных серий получены и большие и малые значения).

Выявлена прямая корреляционная связь показателей СОО (среднее относительное отклонение эталона) на коротких отрезках с показателями СОО на длинных отрезках в женской (г = 0,343; р < 0,05)

и в мужской (г = 0,597; р<0,01) выборке. Заметим, что двигательная память на протяжённость движений отличалась связностью на коротких и длинных отрезках как у мужчин, так и у женщин. При этом корреляция у мужчин более сильная и находится на более высоком уровне значимости. Получена прямая корреляционная связь между показателями пробы Штанге (длительность произвольной остановки внешнего дыхания на вдохе) и показателями пробы Генчи (длительность произвольной остановки внешнего дыхания на выдохе) (у мужчин г = 0,614; р<0,01, у женщин г = 0,434; р<0,01). Психоэмоциональное состояние курсантов во время проведения диагностики кардинальным образом не менялось, об этом говорят следующие прямые корреляционные взаимосвязи. В начале и в конце обследования были получены сильные статистические положительные взаимосвязи между показателями цветового теста Люшера СО (суммарное отклонение от аутогенной зоны) (у мужчин г =

0,777; р<0,001, у женщин г = 0,866; р<0,001) и между показателями ВК (вегетативный компонент) (у мужчин г = 0,662; р <0,001, у женщин г = 0,685; р <0,001).

Показатели личностной тревожности имеют прямую корреляционную связь с показателями нейротизма (у мужчин г = 0,760; р< 0,001, у женщин г = 0,632; р< 0,001). Эмоционально нестабильное состояние курсантов (и мужчин и женщин) выражается в таких проявлениях личностной тревожности, как обеспокоенность и неудовлетворенность, неуверенность и страх. Эмоциональная нестабильность способствует развитию первой фазы эмоционального выгорания (напряжение) и у мужчин (г = 0,425;

р<0,05), и у женщин (г - 0,402; р <0,01) и вызывает проявление симптома «неадекватное эмоциональное реагирование» (у женщин г = 0,319; р< 0,05, у мужчин г = 0,603; р<0,01). Вместе с тем необходимо отметить, что только у мужчин нейротизм вызывает развитие симптомов эмоционального выгорания «тревога и депрессия» (г = 0,476; р<0,05) и «психосоматические и психовегетативные нарушения» (г = 0,561; р <0,01), способствует формированию второй (г = 0,449; р<0,05) и третьей стадий его развития (г = 0,480; р<0,05). Можно заметить, что эмоциональная нестабильность (нейротизм) у курсантов МВД как у мужчин, так и у женщин служит маркером эмоционального выгорания.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 2 (42) 2009

Таблица 3

Сравнение среднегрупповых показателей психофизиологических и социально-психологических особенностей у курсантов мужчин и женщин

Показатели мужчины х =± а женщины х = ± а

АО (абсолютное отклонение эталона) на коротких отрезках 11,4 ± 14,6** 12,2 ± 14,6**

АО (абсолютное отклонение эталона) на длинных отрезках 28,5 ±43,7** 16,1 ±33,8**

СОО (среднее относительное отклонение эталона) на коротких отрезках 13,1 ±38,3** 9,0 ±33,3**

СОО (среднее относительное отклонение эталона) на длинных отрезках -6,1 ± 15,4** -0,3 ± 15,9**

ОСУ (общая сумма ударов) по теппинг-тесту 169,5 ±34,1 153,8 ±35,6

РКУ (разность количества ударов) по теппинг-тесту -16,3 ±23,8** -11,1 ±32,9**

ПШ (проба Штанге) 55,7 ± 20,6 41,2 ± 12,9

ПГ (проба Генчи) 39,9 ± 17,9 30,1 ±9,5

СО (суммарное отклонение от аутогенной нормы) по Люшеру начало обследования 8,8 ± 4,9 10,8 ±4,5

ВК (вегетативный коэффициент) по Люшеру начало 1,2 ± 0,4 1,3 ±0,7

СО (суммарное отклонение от аутогенной нормы) по Люшеру конец 8,6 ± 5,3 10,6 ±4,7

ВК (вегетативный коэффициент) по Люшеру конец обследования 1,2 ± 0,3 1,3 ±0,4

ЭИ (экстраверсия-интроверсия) по Айзенку 17,1 ±2,4 15,8 ±4,1

Н (нейротизм) по Айзенку 8,4* ± 4,8 11,0* ±4,2

ПС (психотизм) по Айзенку 5,0 ± 2,6 3,8 ±2,4

Р (методика Равена) 105,4 ± 16,4 102,0 ±20,9

ЛТ (личностная тревожность) 34,9* ± 6,9 39,3* ±7,6

НП (напряжение - 1 фаза эмоционального выгорания) 25,3 ± 16,2 26,9 ± 20,7

РЗ (резистенция - 2 фаза эмоционального выгорания) 50,5 ± 19,5 46,7 ± 20,3

ИС (истощение - 3 фаза эмоционального выгорания) 38,6 ± 20,6 32,4 ± 20,2

Эр (эргичность) 8,3 ± 3,0 6,9 ± 3,0

Сэр (социальная эргичность) 9,0 ±1,9 8,0 ± 3,6

П (пластичность) 8,2 ± 2,3 8,3 ±3,1

СП (социальная пластичность) 5,6 ± 1,7 5,9 ± 2,4

Т (темп) 10,3 ± 1,7 8,3 ± 2,7

СТ (социальный темп) 8,1 ±2,4 8,1 ±3,1

Эм (эмоциональность) 4,0 ± 3,0 4,4 ± 3,4

Сэм (социальная эмоциональность) 4,3 ± 3,1 5,9 ± 2,5

К (социальная желательность) 3,0 ± 1,9 3,3 ± 1,6

Примечание: (*) - различия между группами достоверны по ^критерию Стьюдента при р<0,05; (**) -стандартные отклонения превышают средние значения ((7 > X ).

Как у мужчин, так и у женщин получены статистически значимые связи (р<0,05) показателей экстра-интроверсии с показателями эргичность (у мужчин предметная эргичность, у женщин социальная эргичность) и с показателями темпа (предметным и социальным). Помимо этого, общительность только у женщин связана с предметной и социальной пластичностью (р <0,05). Кроме того, получена положительная связь показателя ОСУ (общая сумма ударов) у мужчин с показателем эргичности, а у женщин с показателем пластичности (р<0,05). Жажда деятельности, высокая работоспособность у мужчин нашли отражение и в большем количестве ударов при выполнении теппинг-теста. Вместе с тем для женщин значимым для этого показателя было то, насколько легко они адаптируются к изменяющимся условиям среды. '

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И у мужчин (г=0,437; р < 0,05), и у женщин (г=0,377; р < 0,01) обнаружена прямая корреляционная связь между показателями психотизма и итоговыми показателями третьей фазы эмоционального выгорания «истощение». Вероятно, такие проявления психотизма, как неадекватность эмоциональных реакций, высокая

конфликтность истощают эмоциональную составляющую психики человека. Кроме того, у женщин получена статистически значимая связь показателей психотизма с показателями личностной тревожности (г- 0,341; р<0,05). Чем более женщина чем-то обеспокоена и неудовлетворенна, тем она чаще демонстрирует неадекватность эмоциональных реакций и конфликтность.

Показатели невербального интеллекта у мужчин и женщин отрицательно связаны с симптомом эмоционального выгорания «психосоматические и психовегетативные нарушения» (г = -0,413; р< 0,05). Чем менее выражен невербальный интеллект курсанта, тем более у него были выражены психосоматические и психовегетативные нарушения, что, вероятно, связано с неумением использовать свой интеллект в целях совладения со стрессовыми ситуациями, провоцирующими возникновение этих нарушений. У женщин показатели невербального интеллекта отрицательно связаны с личностной тревожностью (г = -0,378; р<0,05), с итоговыми показателями первой (г = -0,328; р<0,05) и третьей фазы (г = -0,448; р<0,01) эмоционального выгорания, а также с пятью симптомами эмоционального выгорания («переживание психотравмирующих ситуаций», «тревога и депрессия», «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «эмоциональный дефицит», «личностная отстранённость или деперсонализация»). Наиболее сильная отрицательная связь получена с симптомом «тревогаи депрессия» (г = -0,363; р<0,01). Видимо,

состояниям тревоги и депрессии в большей степени подвержены женщины с низким невербальным интеллектом.

Были получены любопытные статистические прямые связи у мужчин (г=0,487; р <0,05) и обратные связи у женщин (г = - 0,460; р< 0,001) показателей СОО (среднее относительное отклонение эталона) на коротких отрезках с показателями нейротизма. Чем более была выражена у мужчин и менее у женщин эмоциональная нестабильность (показатели нейротизма), тем большим было среднее относительное отклонение эталона (показатель СОО) на коротких отрезках. Вероятно, это свидетельствует о том, что забывание эталона на коротких отрезках характерно для эмоционально нестабильных мужчин, а женщины склонны к забыванию эталона, находясь в эмоционально стабильном состоянии.

Вместе с общими для мужчин и женщин корреляционными связями были получены и полоспецифические соотношения. Перечислим сильные статистические взаимосвязи, полученные только в мужской выборке. Показатели СОО (среднее относительное отклонение эталона) на коротких отрезках имеют положительную связь с показателями личностной тревожности (г=0,543; р < 0,01). Видимо, это связано с тем, что тревожные мужчины проявляют меньшую точность в повторении эталона на коротких отрезках. Важно отметить, что у мужчин показатель СОО (среднее относительное отклонение эталона) на коротких отрезках может являться маркером личностной тревожности, отражающей их эмоциональную устойчивость/неустойчивость. У мужчин была обнаружена интересная положительная связь показателя РКУ (разность количества ударов) в теппинг-тесте с показателями ЭИ (экстраверсии-интроверсии) (г=0,564; р < 0,01). Вероятно, экстравертированные мужчины чаще меняют темп движений, для них характерна динамическая неравномерность темпа двигательной системы. В то же время показатель «разность количества ударов» у мужчин может служить маркером их общительности. ’

Проанализируем сильные статистические взаимосвязи, полученные только в женской выборке. Обнаружены положительные связи между характеристикой «курс обучения», показателями по пробе Штанге (г = 0,282; р<0,05) и показателями невербального интеллекта (г = 0,598; р<0,001). С повышением курса обучения у курсанток улучшается невербальный интеллект, адаптационный ресурс, уменьшаются тревога и депрессия (г = -0,287; р<0,05).

Получена достоверная положительная связь АО (абсолютное отклонение эталона) на коротких отрезках с симптомом эмоционального выгорания «эмоциональный дефицит» (г = 0,363; р<0,01).

Уменьшение или увеличение субъективного эталона как динамическая неустойчивость у женщин связана с нарушениями в эмоциональной сфере. "

Получены отрицательные связи показателя ОСУ (общая сумма ударов) с показателями, характеризующими нервно-психическую напряжённость в начале (г = -0,384; р<0,01) и в конце

обследования (г - -0,345; р <0,05) и с показателями симптома «эмоциональной отстранённости» (г

0,340; р <0,05). С меньшей интенсивностью выполняли теппинг-тест женщины, напряжённые в нервнопсихическом плане, исключившие эмоции из деятельности.

Показатели пробы Генчи (длительность произвольной остановки внешнего дыхания на выдохе) положительно связаны с показателями экстраверсии (г = -0,284; р < 0,05) и отрицательно с симптомом эмоционального выгорания «расширение сферы экономии эмоций» (г = -0,327; р< 0,05). Вероятно,

женщины с высоким волевым контролем более общительны и не пресыщены человеческими контактами. У взрослых в норме проба Генчи составляет 30-45 с. У обследованных нами женщин средние значения длительности произвольной остановки внешнего дыхания на выдохе (проба Генчи) были в пределах нижней границы нормы и составляли 30,1.

Чем менее общительны были женщины, тем более у них была выражена личностная тревожность (г=-0,343; р < 0,05) и итоговые показатели по фазам эмоционального выгорания «резистенция» (г=-0,361; р < 0,01) и «истощение» (г = -0,366; р < 0,01). Кроме того, именно для женщин с низкой общительностью

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

характерно возникновение целого букета симптомов этих фаз эмоционального выгорания. Можно говорить об особой роли общения для женщин, выбравших профессию «человек-человек», в структуре которой общению принадлежит ведущая роль средства профессиональной деятельности.

Заключение. Обобщая полученные результаты, можно выделить следующие закономерности:

- мужчины более успешны в выполнении заданий на коротких отрезках, а женщины - на длинных отрезках. Женщины по сравнению с мужчинами в первой серии (на сохранение эталона отрезка в памяти) демонстрировали большую точность в выполнении заданий и на коротких и на длинных отрезках;

- показатель «общая сумма ударов» позволяет оценить такое свойство нервной системы, как динамическая активность, что нашло подтверждение и в мужской выборке. Непродуктивная нервнопсихическая напряжённость отрицательно сказывается на динамической активности женщин;

- показатель «среднее относительное отклонение эталона» позволяет оценить такое свойство нервной системы, как эмоциональная устойчивость/неустойчивость, что нашло подтверждение в мужской выборке;

- показатель «абсолютное отклонение эталона» позволяет оценить такое свойство нервной системы, как динамическая устойчивость/неустойчивость, что нашло подтверждение в женской выборке;

- неадекватность эмоциональных реакций, высокая конфликтность (психотизм) истощают эмоциональную составляющую психики личности и мужчин, и женщин. Кроме этого, у женщин проявлениям психотизма способствует личностная тревожность. В целях предотвращения психотизма, что особо значимо для специальностей типа «человек-человек», необходимо проведение превентивных мер по профилактике личностной тревожности у женщин. В качестве таких мер для женщин могут выступать психологические тренинги, направленные на повышение уверенности в себе и уменьшение страхов, позитивное восприятие действительности и выработку активной жизненной позиции;

- низкий невербальный интеллект как у мужчин, так и у женщин способствует развитию у них психосоматических и психовегетативных нарушений. Женщины с низким невербальным интеллектом тревожны и подвержены развитию эмоционального выгорания. Развитие невербального интеллекта у курсантов может служить защитой от развития симптомов эмоционального выгорания;

- с повышением курса обучения у женщин улучшается невербальный интеллект, адаптационный ресурс, уменьшаются тревога и депрессия;

- женщины с высоким волевым контролем более общительны и не пресыщены человеческими контактами;

- женщины в большей степени, чем мужчины, отличаются эмоциональной нестабильностью, личностной тревожностью и непродуктивной нервно-психической напряжённостью. Эмоционально нестабильное состояние как у мужчин, так и у женщин проявляется в их личностной тревожности, способствуя развитию напряжения (первой фазы эмоционального выгорания) и проявляясь в виде неадекватного эмоционального реагирования на ситуации межличностного общения. У мужчин эмоционально нестабильное состояние вызывает сопротивление (проявления в виде тревоги и депрессивных состояний) и эмоциональное истощение (проявление психосоматических и психовегетативных нарушений). Можно заметить, что эмоциональная нестабильность и личностная тревожность у курсантов МВД как у мужчин, так и у женщин служат психологическим маркером эмоционального выгорания, оказывая негативное воздействие на представителей обоих полов. Однако у женщин это состояние соотносится со сниженной общительностью и выражено значительно сильнее (показатели нейротизма, личностной тревожности, суммарного отклонения от аутогенной зоны чаще достигают критических значений). При подготовке курсантов необходимо уделять внимание формированию такой компетенции, как способность к самокоррекции своего нервно-психического состояния. Профилактикой личностной тревожности и непродуктивной нервно-психической напряжённости у женщин-курсантов в связи с этим могут быть психологические тренинги общения, направленные на развитие умения эффективно взаимодействовать в различных ситуациях.

Исходя из полученных данных, можно сформулировать следующие рекомендации по внедрению результатов исследования.

1. При обучении курсантов психологического факультета Университета МВД необходимо выделить как особо важные для женщин те компетенции, которые предполагают умение эффективно общаться.

2. Развивать у курсантов умение осуществлять самокоррекцию нервно-психического состояния в целях предотвращения симптомов эмоционального выгорания.

3. Усилить внимание к физической подготовке курсантов в целях развития у них адаптационного ресурса и волевого самоконтроля.

Оценивая перспективы развития проблемы, необходимо отметить, что дальнейшее изучение выделенных нами показателей позволит уточнить их полоспецифические особенности. Данные проведённого исследования требуют подтверждения на изучении большей выборки.

Выводы

1. Оценка проявлений свойств нервной системы человека при помощи показателей «абсолютное отклонение эталона», «среднее относительное отклонение эталона» и «общая сумма ударов» как определённых маркеров эмоциональных свойств личности позволила выявить у мужчин эмоциональную устойчивость/неустойчивость и динамическую активность нервной системы, а у женщин - динамическую устойчивость/неустойчивость.

2. Личностная тревожность как мужчин, так и женщин отражает их эмоциональную нестабильность. Женщины по сравнению с мужчинами обнаруживают большую непродуктивную нервно-психическую напряжённость, личностную тревожность и эмоциональную нестабильность.

3. Достоверные и устойчивые гендерные различия проявились только в наборе социальнопсихологических особенностей курсантов.

Список литературы

1. Дроздовский, А.К. Экспресс-диагностика свойств нервной системы, прогноз психологических особенностей учащихся: Методическое пособие для педагогов-психологов образовательных учреждений. - Вып. 10. - СПб., 2005.

2. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология - СПб.: Питер, 2001. - С. 375- 392.

3. Красуский, В.К. Методика изучения типов нервной системы животных // Труды Института физиологии имени И.П. Павлова. - Т. 2. Вопросы физиологии высшей нервной деятельности. - М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1953.

4. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986.

5. Небылицын, В.Д. Проблемы психологии индивидуальности / Под ред. А.В. Брушлинского и Т.Н. Ушаковой. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательств НПО «МОДЕК», 2000.

6. Неопубликованные и малоизвестные материалы И.П. Павлова. - Л.: Наука, 1975. - С. 28.

7. Павлов, И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека // Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1950. - С. 216.

8. Павлов, И.П. Полное собрание сочинений. Физиологический механизм так называемых произвольных движений. - Том III. - Кн. 2. - М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1951. - С. 314.

9. Павловские клинические среды. - М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1954. - С. 248-249.

10. Русалов, В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий: Автореф. монографии, представленной на соискание учёной степени доктора психологических наук. - М., 1980.

11. Теплов, Б.М. Избранные труды: В 2-х т. - Т. II. - М.: Педагогика, 1985.

Literature

1. Drozdovsky, A.K. Express-Diagnostics ofthe Properties ofNervous System; Prognosis of Personal Psychological Traits of the Schoolchildren. Textbook for Psychologists of Educational Institutions. - Issue 10. - St.Petersburg, 2005.

2. Iliyn, E.P. Differential Psychology ofthe Professional Activity. - Saint Petersburg, 2008.

3. Krasusky, V.K. Methods of Research of the Types of Nervous System of Animals // Works of I.P.Pavlov Physiology Institute. - Vol. 2. Issues of Physiology of Higher Nervous Activity. - Moscow - Leningrad, 1953.

4. Merlin, V.S. Outline of Integrative Research of Personality. - Moscow, 1986.

5. Nebylitsyn, V.D. Problems of Personality Psychology / Ed. A.V. Brushlinsky, T.D. Ushakova. -Moscow - Voronezh, 2000.

6. Pavlov, I.P. Common types of Higher Nervous Activity of Animals and the Human // Selected Works on Physiology of Higher Nervous Activity. - Moscow, 1950.

7. Pavlov, I.P. Complete Works. Physiological Mechanism of So-Called Voluntary Movements. -Vol. III. - Book II. - Moscow - Leningrad, 1951. - Р. 314.

8. Pavlov’s Clinical Environments. - Moscow - Leningrad, 1954.

9. Rusalov, V.M. Biological Basics of Personal Psychological Differences: Synopsis of Doctoral Thesis. - Moscow, 1980.

10. Teplov, B.M. Selected Writing. - Vol. II. - Moscow, 1985.

11. Unpublished and Obscure Works by I.P. Pavlov. - Leningrad, 1975.

УДК: 159.7

В.В. Белов*, В.В. Карпов**

Мотивы деятельности руководителя военной организации

В статье рассматриваются мотивы деятельности руководителя военной организации в контексте успешности этой деятельности. Основанием успешной организационной деятельности, как показало исследование, является сочетание мотивации достижения успеха, потребности в аффилиации, стремления к разумному риску, мотивов самореализации, борьбы и процессуального мотива, а также низкой степени выраженности мотивации избегания неудач и стремления к манипулированию с доминированием в мотивационной структуре организационной деятельности мотива свободы.

Ключевые слова: организационная деятельность, мотивы деятельности, самодетерминация, саморазвитие.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.