УДК 159.91
Сравнительный анализ типологических особенностей будущих педагогов и будущих психологов на индивидном, темпераментальном и характерологическом уровнях
Е. Е. Алексеева
В статье представлены доказательства того, что типологические особенности будущих педагогов и будущих психологов имеют отличия на трёх уровнях: индивидном, темпераментальном и характерологическом. Составлены сравнительные портреты будущего психолога и будущего педагога.
Ключевые слова: типологические особенности; индивидный уровень; темпераментальный уровень; характерологический уровень; симптомы эмоционального выгорания.
Сегодня молодые люди при выборе профессии педагога или психолога интуитивно опираются на свои типологические особенности [Синицына, 2004, с. 8], затем на начальном этапе профессионального обучения вводится специализация. Рассмотрение индивидных особенностей как системы координат, от которой зависит темперамент и характер человека, не только позволяет прогнозировать успешность в профессиональной деятельности, но и является концептуальной основой для организации психологического сопровождения студентов в вузе. В то же время профессионально важ-
ные типологические особенности индивидного и темпераменталь-ного уровней будущих педагогов и будущих психологов изучены не в полной мере, а вопрос соотношений типологических особенностей разных уровней представляет теоретический интерес. Исследования системной типологии людей не утрачивают актуальности. Характер индивидных, темпераментальных и характерологических особенностей, на которых строятся профессиональные предпочтения будущих педагогов и будущих психологов, нуждается в изучении.
В центре нашего внимания находится проблема, возникшая в связи с тем, что при наличии огромного количества подходов к изучению типологических особенностей человека начиная с античности и до наших дней единая концепция так и не сложилась. К этой теме в разное время обращались зарубежные и российские учёные: Аристотель, Гален, Гиппократ, (гуморальный подход); Г. Врисберг, А. Галлер, И. Генле, П. Ф. Лесгафт (анатомический подход); А. Фулье, П. П. Блонский, Н. А. Белов, Б. М. Завадовский (эндокринный подход); У. Мак-Даугаллу, Т. Фурукава (химический подход); В. Вунд (энергетический подход); К. Сиго, Э. Кречмер, У. Шелдон (конституциональный подход); К. Конрад (генетический подход); В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский (философский подход); И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазур-ский, И. П. Павлов, Н. И. Красногорский (физиологический подход);
А. Г. Иванов-Смоленский (фенотипический подход); П. В. Симонов (эмоциональный подход); Г. Хейсман, Е. Вирсме, К.Юнг, Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, К. Лоуэлл, Л. Тэрстон, А. Басс, Р. Пломин, А. Томас и С. Чесс (психологический подход); Б. М. Теплов, В. Д. Небыли-цын и его последователи: Э. А. Голубева, С. А. Изюмова, Р. С. Трубникова, В. В. Печенков, В. К. Красуский, Е. П. Ильин, Э. П. Кокорина, Г. А. Образцова (психофизиологический подход); В. М. Ру-салов, М. В. Бодунов, А. И. Крупнов, В. Д. Мозговой, Н. С. Лей-
тес, Э. А. Голубева, Б. Р. Кадыров, А. Е. Ольшанская (поведенческий подход); В. С. Мерлин, Б. Г. Ананьев (интегральный подход); С. В. Горожанин, М. Каррутерс (гормональный подход) и др. Поиск типологических особенностей, которые смогли бы объяснить индивидуальные различия людей и спрогнозировать их успешность, не дал однозначных результатов. Одни учёные выдвигали в качестве типологических особенностей, способных объяснить различия между людьми, состав жидкостей, крови, темперамент отдельных частей тела, широту просвета сосудов и толщину их стенок, особенности нервной системы и тонус мышечной системы, активность процессов распада и восстановления веществ и др. Другие обращали внимание на свойства темперамента, тип телосложения, структуру тела, доминирование особых генов и др. Благодаря работам И. П. Павлова особое значение стало придаваться свойствам нервной системы, что на несколько десятилетий предопределило вектор исследований российских учёных.
Второй значимый вектор исследований типологических особенностей, получивший распространение в зарубежных исследованиях, связан с изучением характеристик темперамента. На протяжении XX века учёные так и не пришли к консенсусу в отношении того, какие черты можно отнести к темпераментальным свойствам. Поиском общеличностных свойств занимались Г. Олпорт, Г. Айзенк, Р. Кэттел, W. T. Norman, L. R. Goldberg, E. F. Borgatta, B. D. Raad и др. Среди предложенных моделей с разным количеством личностных черт (16, 7, 5, 6, 3 и 2) наиболее распространённой стала дис-позициональная модель, получившая название «большая пятёрка личностных факторов». Поиском мегафактора личности занимались J. P. Rushton, T. A. Bons , P. A. Irwing и др. Несогласованность и разночтения в понимании типологических особенностей, а также отсутствие адекватных методов для их оценки привели к трудностям в определении направлений практической работы.
Стоит отметить, что, несмотря на многообразие как отечественных, так и зарубежных работ, до сих пор нет единого представления о структуре (взаиморасположении и связи) типологических особенностей. В отечественной науке адекватной концептуальной парадигмой исследования типологических свойств человека является системный подход, одно из центральных понятий которого - принцип иерархической организации.
В то же время накопленные в науке данные о психике человека как динамической системе, способной к самоорганизации, позволяют предположить, что она может быть описана при помощи нескольких переменных - параметров порядка, которые определяют её динамику. Согласно принципу функционального инварианта [Белоус и др., 2012] деятельность любой большой системы, в том числе и психики человека, обеспечивается функционированием различных подсистем, в нее входящих, при этом каждая из подсистем большой системы должна обладать относительной самостоятельностью, автономностью и независимостью от других подсистем сложноорганизованного объекта действительности. Свойства индивидного, темпераментального и характерологического уровней представляют инвариантные, медленно меняющиеся или длительное время не изменяющиеся части системы типологических особенностей человека.
В последние годы в мировой науке происходят поистине революционные преобразования: пересматриваются устоявшиеся концепции и всё больше укрепляются позиции нелинейного и стохастического подходов к изучению явлений, процессов и человека с позиций теории слабо детерминированного хаоса. Наша позиция основывается на признании устоявшихся традиционных взглядов и на осмыслении новых концепций, которые нуждаются в конкретных доказательствах целесообразности их практического применения. Под типологическими особенностями студентов понимаются
такие инвариантные свойства нервной системы, темперамента и характера - параметры порядка, которые могут иметь эмпирически измеряемые отличия.
Методика. Сравнение типологических особенностей будущих педагогов и психологов проводилось на трёх уровнях: на индивидном уровне оценивались подвижность нервных процессов, их внутренний и внешний баланс, сила нервной системы при помощи компьютерного варианта двигательных методик, разработанных Е. П. Ильиным: методика изучения «внутреннего» баланса, методика изучения «внешнего» баланса и методика «Теппинг-тест» [Ильин, 2001]. Помимо этого, использовалась компьютерная программа рефлексометрического обследования «Исследование физиологических характеристик реакции испытуемого на потоки стимулов контролируемой временной организации» (В. Г. Каменская, В. М. Урицкий) в модификации С. В. Зверевой для оценки скорости (времени реакции в зрительной и акустической модальности), сто-хастичности (Индекс Херста в зрительной и акустической модальности). Также использовались две психофизиологические пробы: проба Штанге (задержка дыхания на вдохе) и проба Генчи (задержка дыхания на выдохе) для экспресс-оценки адаптационного ресурса. Темпераментальные свойства личности студентов исследовались с помощью опросника Г. Айзенка (форма PEN) и опросника
В. М. Русалова (ОСТ). Характерологические свойства эксперти-ровались с помощью оценивающего личностную тревожность опросника Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина; опросника В. В. Бойко для диагностики уровня эмоционального выгорания; методики Л. И. Вассермана для диагностики уровня невротизации. Прогрессивные матрицы Д. Равенна использовались для диагностики невербального интеллекта, имеющего определяющую роль в общей структуре интеллекта человека. Интеллект рассматривается как высший уровень адаптационной системы человека [Зверева, 2006],
а «интеллектуально обеспеченные» будущие педагоги и психологи уже на начальных этапах профессиональной адаптации могут использовать интеллектуальные ресурсы для успешной профессиональной деятельности [Каменская и др., 2011].
Статистическая обработка данных проводилась при помощи компьютерной программы SPSS (статистический пакет для социальных наук) (версия 11.5 пакета SPSS for Windows). Был применён критерий Колмогорова - Смирнова для одной выборки; вариант t-критерия: Independent-Samples T Test (t-критерий для независимых выборок) для сравнения средних значений двух выборок и определения статистической значимости их различия; критерий Манна - Уитни (Mann-Whitney), или ^-критерий [Наследов, 2007]. Выборка составила 434 студентки (222 будущих педагога и 212 будущих психологов) Санкт-Петербургского университета МВД России, Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и Санкт-Петербургского государственного университета. Выбор экспериментальных групп, с одной стороны, связан с изменениями в системе образования, которые невозможны без нового специалиста, от психологических характеристик которого зависит не только его профессиональное здоровье, психологическая безопасность, но и безопасность образовательной среды [Баева, 2012]. С другой стороны, важно отметить происходящее в последние десятилетия ухудшение психологического здоровья студентов, что провоцирует негативные изменения в эмоциональных характеристиках личности, отрицательные влияния которых ухудшают адаптационный ресурс и статус физического здоровья [Алексеева, 2009; Каменская и др., 2011; Синицына, 2004; Чикова, 2007, с. 16].
Результаты. На первом этапе была проведена проверка распределения выбранных параметров типологических особенностей
в выборке на нормальность, то есть соответствие показателей закону нормального распределения. Оценивались две основные характеристики: эксцесс как мера «сглаженности» распределения и асимметрия для оценки того, в какую сторону относительно среднего сдвинуто большинство значений распределения.
По всем исследуемым показателям была проведена проверка отличия распределения от нормального, равномерного с использованием критерия Колмогорова - Смирнова [Наследов, 2007].
Были получены следующие результаты.
В выборке будущих педагогов эмпирическое распределение не отличается от нормального распределения (уровень значимости > 0,05):
1) для показателей индивидного уровня: внутренний баланс на малых отрезках ^=0,071), внутренний баланс на больших отрезках ^=0,956), внешний баланс на малых отрезках ^=0,861), внешний баланс на больших отрезках ^=0,441), индекс Херста в зрительной модальности ^=0,719), индекс Херста в акустической модальности ^=0,504), время реакции на цвет ^=0,056), время реакции в акустической модальности ^=0,163), проба Штанге ^=0,092);
2) для показателей темпераментального уровня: экстраверсия-интроверсия ^=0,089), нейротизм ^=0,114), искренность ^=0,194), пластичность ^=0,059), социальная пластичность ^=0,060);
3) для показателей характерологического уровня: невербальный интеллект ^=0,823), уровень невротизации ^=0,632), личностная тревожность ^=0,208), редукция профессиональных обязанностей ^=0,089), резистенция (2-ая фаза эмоционального выгорания) ^=0,819), эмоциональный дефицит ^=0,059), истощение (3-ая фаза эмоционального выгорания) ^=0,189).
В выборке будущих психологов эмпирическое распределение не отличается от нормального распределения (уровень значимости >
0,05)
1) для показателей индивидного уровня: внутренний баланс на малых отрезках (z=0,229), внутренний баланс на больших отрезках (z=0,931), внешний баланс на больших отрезках (z=0,398), время реакции в акустической модальности (z=0,503), проба Штанге (z=0,093);
2) для показателей темпераментального уровня: нейротизм (z=0,106);
3) для показателей характерологического уровня: невербальный интеллект (z=0,611), уровень невротизации (z=0,388), резистенция (2-ая фаза эмоционального выгорания) (z=0,584).
На втором этапе для тех показателей, эмпирическое распределение которых не отличается от нормального распределения (как в выборке будущих психологов, так и в выборке будущих педагогов), для сопоставления средних значений, а также определения статистической значимости их различия был применён вариант t-критерия: Independent-Samples T Test (t-критерий для независимых выборок) [Наследов, 2007]. На индивидном уровне это показатели: внутренний баланс на малых отрезках, внутренний баланс на больших отрезках, внешний баланс на больших отрезках, время реакции в акустической модальности; на темпераментальном уровне - показатель нейротизма; на характерологическом уровне показатели: невербальный интеллект, уровень невротизации, резистенция (2-ая фаза эмоционального выгорания).
На индивидном уровне между будущими педагогами и психологами выявлены отличия по показателям: внутренний баланс на малых отрезках и время реакции в акустической модальности. Иначе говоря, будущие психологи по сравнению с будущими педагогами имеют большую потребность в двигательной активности и быстрее реагируют на словесную информацию.
На темпераментальном уровне между группой студентов, осваивающих педагогические специальности, и группой студентов,
осваивающих психологические специальности, были выявлены различия на высоком уровне значимости (р<0,001) по показателям нейротизма (табл. 1). Это означает, что будущие педагоги по сравнению с будущими психологами более эмоционально неустойчивы, им в большей степени свойственны сверчувствительные реакции, напряжённость, тревожность, недовольство собой и окружающим миром. Неустойчивость в стрессовых ситуациях, эмоциональность, импульсивность, неровность в контактах с людьми, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность и склонность к раздражительности - все эти проявления нейротизма более выражены у будущих педагогов, чем у будущих психологов.
Таблица 1
Сравнение среднегрупповых показателей
с использованием ^критерия для независимых выборок
Показатели Группа 1 -педагоги; группа 2 -психологи N Сред- нее Стан- дартное отклоне- ние Стан- дартная ошибка Двусто- ронняя значи- мость
Внутренний баланс на малых отрезках* 1 222 2,122 8,878 0,596 0,043
2 212 3,943 9,774 0,671 0,043
Время реакции в акустической модальности* 1 222 64,275 120,814 8,109 0,009
2 212 36,623 95,749 6,576 0,008
Нейротизм** 1 222 14,401 5,401 0,363 0,000
2 212 12,226 5,556 0,382 0,000
Уровень невротизации** 1 222 36,338 28,176 1,891 0,000
2 212 47,901 33,364 2,291 0,000
Резистенция* 1 222 52,446 19,431 1,304 0,003
2 212 46,906 19,277 1,324 0,003
Примечание:* р < 0,05; ** р < 0,001.
На характерологическом уровне были обнаружены различия на высоком уровне значимости между исследуемыми группа-
ми студентов по следующим показателям: уровень невротиза-ции (р < 0,001) и фаза эмоционального выгорания «резистенция» (р < 0,05) (табл. 1). Это означает, что будущие педагоги по сравнению с будущими психологами более эмоционально нестабильны, склонны к невротическим тенденциям в поведении и к восприятию большого круга ситуаций как угрожающих (в методике диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана высокие баллы означают низкий уровень невротизации, а низкие баллы свидетельствуют о высоком уровне невротизации, т. е. чем выше значения, тем ниже уровень невротизации, и наоборот). Помимо этого, у будущих педагогов более выражена по сравнению с будущими психологами вторая фаза эмоционального выгорания, когда человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В ранее выполненных исследованиях нами было показано развитие эмоционального выгорания у будущих педагогов и психологов уже во время их обучения в вузе [Алексеева, 2009].
На третьем этапе для показателей, эмпирическое распределение которых отличается от нормального распределения, был применён критерий Манна - Уитни (Mann - Whitney), или ^-критерий [Насле-дов, 2007], который по назначению аналогичен t-критерию для независимых выборок, но ориентирован на распределения, отличные от нормального распределения.
На индивидном уровне между будущими педагогами и психологами выявлены отличия по показателям: время реакции в зрительной модальности (р < 0,05) и проба Генчи (р < 0,05) (табл. 2). Будущие психологи по сравнению с будущими педагогами быстрее реагируют на зрительную информацию, при этом будущие педагоги способны дольше, чем будущие психологи, противостоять недостатку кислорода в организме испытуемых за счет волевых усилий.
На темпераментальном уровне между будущими педагогами и психологами выявлены различия по показателям «психотизм»
Таблица 2
Сравнение показателей с использованием критерия Манна Уитни для независимых выборок
Показатели Группа 1 — педагоги; группа 2 -психологи N Сред- ний ранг Величина ^-кри- терия Уровень значи- мости
Время реакции в зрительной модальности* 1 222 230,15 20723,5000 0,032
2 212 204,25
Проба Генчи* 1 222 232,29 20248,500 0,012
2 212 202,01
Психотизм* 1 222 229,37 20896,000 0,042
2 212 205,07
Личностная тревожность** 1 222 239,91 18556,500 0,000
2 212 194,03
Избегание* 1 222 229,44 20882,000 0,040
2 212 205,00
Неудовлетворённо сть собой (симптом эмоционального выгорания)* 1 222 229,21 20932,000 0,042
2 212 205,24
Загнанность в клетку (симптом эмоционального выгорания)** 1 222 238,05 18970,500 0,000
2 212 195,98
Тревога и депрессия (симптом эмоционального выгорания)* 1 222 229,27 20918,000 0,044
2 212 205,17
Напряжение (1-ая фаза эмоционального выгорания) ** 1 222 238,07 18965,000 0,000
2 212 195,96
Расширение сферы экономии эмоций* 1 222 232,59 20181,000 0,010
2 212 201,69
Психосоматические и психовегетативные нарушения (симптом эмоционального выгорания)* 1 222 234,05 19857,000 0,004
2 212 200,17
Пластичность* 1 222 204,86 20726,000 0,031
2 212 230,74
Эмоционально сть** 1 222 241,37 18232,000 0,000
2 212 192,50
Социальная эмоционально сть** 1 222 238,34 18906,000 0,000
2 212 195,68
Примечание:* р < 0,05; ** р < 0,001.
и «пластичность» с уровнем значимости р < 0,05, а также с высоким уровнем значимости (р < 0,001) выявлены различия между показателями «эмоциональность» и «социальная эмоциональность» (табл. 2). То есть будущие психологи по сравнению с будущими педагогами менее склонны к неадекватности эмоциональных реакций и высокой конфликтности, легче переключаются с одного предмета на другой. Вместе с тем будущие педагоги по сравнению с будущими психологами более чувствительны к неудачам в деятельности и в коммуникативной сфере.
На характерологическом уровне между будущими педагогами и психологами выявлены различия с уровнем значимости р < 0,05 по показателю «избегание» и по показателям симптомов эмоционального выгорания: неудовлетворённость собой, тревога и депрессия, расширение сферы экономии эмоций, психосоматические и психовегетативные нарушения (табл. 2). С высоким уровнем значимости (р < 0,001) выявлены различия между показателями: личностная тревожность, симптом эмоционального выгорания «загнанность в клетку» и фаза эмоционального выгорания «напряжение» (табл. 2). Будущие педагоги по сравнению с будущими психологами больше склонны использовать для разрешения социальных конфликтов стратегию избегания и воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие. Кроме этого, у будущих педагогов по сравнению с будущими психологами более выражены симптомы эмоционального выгорания: неудовлетворённость собой, тревога и депрессия, расширение сферы экономии эмоций, психосоматические и психовегетативные нарушения, загнанность в клетку. Нервное (тревожное) напряжение как предвестник и запускающий механизм в формировании эмоционального выгорания в большей степени характерно для будущих педагогов.
Таким образом, студенты, обучающиеся по педагогическим специальностям, имеют отличия по сравнению со студентами, обучаю-
щимися по психологическим специальностям, как на индивидном, темпераментальном, так и на характерологическом уровне.
Представим выявленный «портрет» будущего психолога в сравнении с будущим педагогом:
1) на индивидном уровне: быстрее реагирует на зрительную и словесную информацию, имеет большую потребность в двигательной активности, при этом менее способен противостоять недостатку кислорода в организме за счет волевых усилий;
2) на темпераментальном уровне: более эмоционально устойчив в стрессовых ситуациях, менее склонен к неадекватности эмоциональных реакций и высокой конфликтности, легче переключается с одного предмета на другой, менее чувствителен к неудачам в деятельности и в коммуникативной сфере;
3) на характерологическом уровне: более эмоционально стабилен, менее склонен к невротическим тенденциям в поведении и к восприятию большого круга ситуаций как угрожающих.
Будущий психолог менее склонен использовать для разрешения социальных конфликтов стратегию избегания и воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие. У него менее выражены симптомы эмоционального выгорания: неудовлетворённость собой, тревога, депрессия, расширение сферы экономии эмоций, психосоматические и психовегетативные нарушения, загнанность в клетку. Первая и вторая фазы эмоционального выгорания у будущего психолога менее выражены, чем у педагога.
Будущие педагоги по сравнению с будущими психологами, обладая чувствительностью и чуткостью к окружающим, более подвержены нарушениям в эмоциональной сфере. При подготовке педагогов необходимо большее, чем при подготовке психологов, наполнение образовательных программ дисциплинами, в содержание которых включены тренинги по профилактике нарушений
в эмоциональной сфере и по формированию навыков саморегуляции психологического состояния.
Данные, полученные в ходе проведённого исследования, свидетельствуют о том, что возможно определить предрасположенность человека к тому или иному виду деятельности, прогнозировать успешность в профессиональной деятельности и оказывать помощь молодым людям при выборе профессии педагога, психолога.
Литература
1. Алексеева Е. Е. Психофизиологические и психологические маркеры эмоционального выгорания студентов педагогических и психологических специальностей / Е. Е. Алексеева // Знание. Понимание. Умение : Научный журнал Московского гуманитарного университета. - 2009. - № 3. -
С. 211-214.
2. Баева И. А. Обеспечение психологической безопасности в контексте социализации молодёжи в современном обществе / И. А. Баева // Молодёжь в современном обществе : проблемы и решения : сборник материалов Международной научно-практической конференции 30 сентября - 2 октября 2010 г. - Псков : ПГПУ им. С. М. Кирова, 2010. - С. 12.
3. Белоус В. В. Инвариант : системная модель познания психологии человека / В. В. Белоус, И. В. Боязитова // V съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество» : материалы участников съезда. - Т. I. - Москва : Российское психологическое общество, 2012. - С. 10-11.
4. Зверева С. В. Развитие интеллекта как высшего уровня адаптации в контексте гендерных различий : автореферат диссертации ... доктора психологических наук / С. В. Зверева. - Санкт-Петербург, 2006. - 42 с.
5. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. -Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 464 с.
6. Каменская В. Г. Психологическая готовность к профессиональной деятельности студенток отделения «Начальное образование» института детства / В. Г. Каменская, Е. Е. Алексеева // Научно-практический журнал «Вестник Северо-Западного отделения Российской академии образования». - 2010. - № 1 (10). - Санкт-Петербург : Изд-во РХГА, 2010. - С. 37-40.
7. Наследов А. Д. SPSS : компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / А. Д. Наследов. - Санкт-Петербург : Питер, 2007. - 416 с.
8. Синицына Э. В. Психофизиологические характеристики учебной мотивации студентов : автореферат диссертации . кандидата психологических наук : 19.00.02 / Э. В. Синицына. - Ростов-на Дону, 2004. - 24 с.
9. Чикова С. Н. Адаптивные возможности и психофизиологический статус студентов приполярного региона : автореферат диссертации ... кандидата биологических наук : 03.00.13; 19.00.02 / С. Н. Чикова. - Архангельск, 2007. - 18 с.
© Алексеева Е. Е., 2012
Comparative Analysis of Typological Peculiarities of Would-be Teachers and Would-be Psychologists on Individual, Temperamental and Characterological Levels
E. Alekseeva
The article proves that typological peculiarities of would-be teachers and would-be psychologists differ on three -individual, temperamental and characterological - levels. Comparative portraits of a would-be psychologist and a would-be teacher are composed.
Key words: typological peculiarities; individual level; temperamental level; characterological level; symptoms of emotional burnout.
Алексеева Елена Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии семьи, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург), [email protected].
Alekseeva, E., PhD in Psychological Sciences, associate professor, Department of Pedagogy and Family Psychology, A. I. Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg), [email protected].