УДК 159.9.07
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
СТУДЕНТОВ
Елена Евгеньевна Алексеева, кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
(РГПУ им. А.И. Герцена),
Санкт-Петербург
Аннотация
Статья содержит анализ результатов изучения типологических особенностей студентов психологических и педагогических специальностей. Представлены доказательства того, что типологические особенности студентов имеют три уровня: генотипический, темпераментальный и фенотипический. В исследовании использованы психофизиологические и социальнопсихологические методы.
Ключевые слова: типологические особенности, адаптационный ресурс, эмоциональное выгорание, генотипический темпераментальный и фенотипический уровень.
COMPARATIVE ANALYSES OF THE STUDENTS' TYPOLOGICAL CHARACTERISTICS
Elena Evgenievna Alexeeva, the candidate of psychological science, senior lecturer,
The Herzen State Pedagogical University of Russia St.-Petersburg
Annotation
The article presents the study analysis covering the typological features of students with psychological and pedagogical specialization. The proofs presented confirm that the typological features of students have three levels: genotypic, temperamental and phenotypical. Physiological and socio-psychological methods are also applied in the research.
Keywords: typological characteristics, adaptation resource, emotional burnout, genotypic, temperamental and phenotypical levels.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня для успешной модернизации системы высшего образования важным является изучение типологических особенностей молодых людей с целью выстраивания эффективной программы психологического сопровождения студентов в вузе. В современных научных исследованиях обнаружены связи между разными уровнями типологических особенностей, кроме этого выявлен так называемый «генетический каркас» личностного уровня [2]. Характер генотипических, темпераментальных и фенотипических особенностей, на которых строятся профессиональные предпочтения студентов, остаётся недостаточно изученным, хотя уже на первом этапе профессионального обучения происходит специализация этих особенностей в зависимости от направленности образовательной программы и от специфики профессиональной деятельности.
Цель исследования: изучение типологических особенностей студентов педагогических и психологических специальностей на первом этапе профессионального обучения.
Задачи исследования: подобрать методики для изучения типологических особенностей студентов на разных уровнях; провести сравнительный анализ типологических особенностей студентов факультета физической культуры и студентов психологопедагогического факультета.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании, проведённом в 2010 году, приняли участие 39 студентов первого курса РГПУ им. А.И. Герцена: 15 студентов факультета физической культуры (5 юношей
и 10 девушек) и 24 студента психолого-педагогического факультета (4 юноши и 20 девушек). Средний возраст обследуемых студентов составил 17,7±0, 9 лет.
Было использовано два блока методов. Блок психофизиологических методов включал в себя две психофизиологические пробы (проба Штанге и проба Генчи) и компьютерную программу рефлексометрического обследования «Исследование физиологических характеристик реакции испытуемого на потоки стимулов контролируемой временной организации» (авторы В.Г. Каменская, В.М. Урицкий, модификация Зверевой С. В.). В рамках данной модификации использовались 2 серии программы (зрительная и акустическая), представленные в виде сенсорных цепей с короткой, но не одинаковой экспозицией зрительного и акустического стимулов (число стимулов в сериях было равно 80). В первой серии предъявлялись зрительные стимулы в виде круга зелёного цвета с выровненной яркостью. Во второй серии в качестве акустических стимулов использовались гудки с частотой заполнения приблизительно в 900 Гц, громкостью 60 дБ и длительностью 100 мс. В каждой серии поток стимулов был разделён на четыре сегмента по 20 стимулов в каждом: 1 сегмент с интервалом 1000 мс, 2 сегмент с интервалом 800 мс, 3 сегмент с интервалом 1000 мс и 4 сегмент с интервалом 1200 мс.
Блок социально-психологических методов включал в себя: опросник Г. Айзенка для оценки экстраверсии - интроверсии, нейротизма, психотизма; опросник В.М. Руса-лова для диагностики структуры темперамента, с помощью которых исследовались тем-пераментально-характерологические свойства личности студентов. Личностные черты определялись с помощью опросника опросника В.В. Бойко для диагностики уровня эмоционального выгорания, опросника В.И. Гарбузова для диагностики доминирующего инстинкта (типа) и методики диагностики уровня невротизации Л.И. Вассермана. Использовались прогрессивные матрицы Д. Равена для диагностики невербального интеллекта. Оценка психоэмоционального состояния обследуемых студентов на момент проведения тестирования и по его окончанию проводилась при помощи дополнительной методики - цветовой тест М. Люшера. Статистическая обработка данных проводилась при помощи компьютерной программы 8Р88 (статистический пакет для социальных наук) [3]. Был выполнен однофакторный дисперсионный анализ для сравнения средних значений выборок и определения уровня значимости различий.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На первом этапе изучалось влияние специфики обучения на комплексные свойства нервной системы (зрительные и слуховые реакции), которые оценивались показателями: время реакции и индекс Херста. Величина индекса Херста, отражающая способность взрослых испытуемых улавливать динамическую закономерность во временных рядах и осуществлять точные моторные реакции в ответ на динамическую структуру сенсорных цепей, а также особенности отражения времени могут являться ключевым звеном в оценке профессионально значимых качеств специалистов психолого-педагогической направленности.
Для показателя «среднее время реакции без учёта знака реакции на зрительный стимул» критерий однородности дисперсии Левина со значимостью 0,460 показал, что дисперсии для каждой из групп статистически достоверно не различаются, результаты дисперсионного анализа могут быть признаны корректными для этого показателя. Уровень значимости р<0,01 указывает на то, что специфика обучения статистически достоверно влияет на среднее время реакции на зрительный стимул (без учёта знака реакции), то есть профессиональная подготовка на разных факультетах в педагогическом вузе находит отражение в изменении времени реакции на зрительный стимул (без учёта знака реакции). Время реакции (без учёта знака реакции) на зрительный стимул у студентов факультета физической культуры (150,2±55,7) было значимо меньше по сравнению со студентами психолого-педагогического факультета (200,1±47,3).
Для показателя «индекс Херста» в акустической серии критерий однородности дисперсии Левина со значимостью 0,957 показал, что дисперсии для каждой из групп статистически достоверно не различаются. Следовательно, результаты дисперсионного анализа могут быть признаны корректными для показателя «индекс Херста». Уровень значимости p<0,01 указывает на то, что специфика обучения статистически достоверно влияет на степень связности и организованности во времени отдельных сенсомоторных реакций в процессе восприятия динамически упорядоченных акустических потоков. Профессиональная подготовка на разных факультетах в педагогическом вузе находит отражение в изменении индекса Херста - показателя организованности моторных реакций. Индекс Херста в акустической серии у студентов психолого-педагогического факультета (-0,72±0,07) был значимо выше по сравнению со студентами факультета физической культуры (-0,66±0,07). Высокие значения индекса Херста у студентов психологопедагогического факультета соотносятся с высокой точностью моторных реакций в ответ на организованную динамическую структуру [1], что свидетельствует о сенсомоторной реактивности здорового организма. Данный факт может свидетельствовать о более низкой прочности запоминания словесной информации (оперативной памяти) у студентов факультета физической культуры и сужении у них психофизиологического диапазона адекватно воспринимаемых временных масштабов, возможную физическую и ментальную перегрузки [4].
На втором этапе изучалось влияние специализации обучения на психологические характеристики студентов. Были обнаружены те показатели, различия между которыми у студентов разных факультетов статистически достоверны. Для показателя «уровень нев-ротизации» критерий однородности дисперсии Левина со значимостью 0,483 показал, что дисперсии для каждой из групп статистически достоверно не различаются, результаты являются корректными для показателя «уровень невротизации». Уровень значимости p<0,05 указывает на то, что специфика обучения статистически достоверно влияет на уровень невротизации, то есть профессиональная подготовка на разных факультетах в педагогическом вузе находит отражение в изменении невротического состояния личности. Созданию более здоровой атмосферы, препятствующей возникновению невротических тенденций, у студентов факультета физической культуры по сравнению со студентами психолого-педагогического факультета способствуют занятия спортом, что само по себе является фактором, способствующим психическому оздоровлению.
Для показателя «социальная пластичность» критерий однородности дисперсии Левина со значимостью 0,693 показал, что дисперсии для каждой из групп статистически достоверно не различаются. Результаты дисперсионного анализа корректны для показателя «социальная пластичность»: уровень значимости p<0,01 указывает на то, что специфика обучения статистически достоверно влияет на показатель «социальная пластичность», то есть профессиональная подготовка на разных факультетах в педагогическом вузе находит отражение в изменении социальной пластичности. Для студентов психоло-го-педагогического факультета по сравнению со студентами факультета физической культуры характерны большие трудности вступления в новые социальные контакты, более медленное переключение с одного содержания на другое, от одного собеседника к другому, более однообразные и стереотипные формы взаимодействия.
Был составлен психологический портрет студента факультета физической культуры. На генотипическом уровне: быстрое восприятие зрительной информации и сложности при запоминании словесной информации; адаптационный ресурс ниже возрастной нормы (показатель по пробе Штанге - 43,0±13,8 сек., при возрастной норме 45 сек). На темпераментальном уровне: высокая общительность (17,4±4,2) и склонность к расширению контактов, стремление занять в группе лидерские позиции (высокие значения по шкале «социальная эргичность») и высокая скорость выполнения какой-либо деятельности (высокие показатели по шкале «темп»). На фенотипическом уровне: социальная не-
адекватность в поведении (показатели по шкале искренности превышали допустимую норму (10,1±4,8)), доминирование инстинкта сохранения достоинства и формирование симптома эмоционального выгорания «эмоциональный дефицит». У студентов факультета физической культуры был выявлен средний (нормативный) невербальный интеллект (103,6±21,5 балла), вместе с тем у 27% студентов обнаружен сниженный невербальный интеллект, недостаточный для профессиональной реализации.
Психологический портрет студента психолого-педагогического факультета представлен следующими особенностями. На генотипическом уровне: адаптационный ресурс находится в пределах возрастной нормы (45,5±14,8 сек); на темпераментальном уровне: общительность чуть выше средних показателей (15,8±4,2). На фенотипическом уровне: средний (нормативный) невербальный интеллект (112,3±22,3 балла) достаточный для профессиональной реализации (сниженный невербальный интеллект обнаружен у 14% первокурсников психолого-педагогического факультета) и доминирование инстинкта продолжения рода. Кроме этого в обеих обследованных группах сложился симптом эмоционального выгорания «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», при котором происходит ограничение эмоциональной отдачи за счёт выборочного реагирования. В стадии формирования находятся симптомы эмоционального выгорания «эмоционально-нравственная дезориентация», «редукция профессиональных обязанностей» и вторая фаза эмоционального выгорания «резистенция», при которой студенты стараются оградить себя от неприятных впечатлений.
ВЫВОДЫ
1. На генотипическом уровне различия меду обследуемыми группами студентов обнаружены во времени реакции (без учёта знака реакции) на зрительный стимул и в степени организованности моторных реакций в процессе восприятия динамически упорядоченных акустических стимулов.
2. На темпераментальном уровне студенты факультета физической культуры и психолого-педагогического факультета имеют различия в социальной пластичности, на фенотипическом уровне различия выявлены в уровне невротизации.
3. Обнаруженные различия в типологических особенностях студентов необходимо учитывать при построении программы психологического сопровождения студентов в высшем учебном заведении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Викторова, И.Г. Личностные и индивидные особенности студентов, осваивающих различные образовательные программы : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Викторова И.Г. - СПб., 2003. - 22 с.
2. Корниенко, Д.С. Психогенетическое исследование свойств личности в теории интегральной индивидуальности / Д.С. Корниенко // Вопросы психологии. - 2010. - № 4. - С. 94-102.
3. Наследов, А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / А.Д. Наследов. - СПб. : Питер, 2005. - 416 с.
4. Урицкий, В.М. Стохастические методы функциональной диагностики и коррекции в медицине / В.М. Урицкий, Н.И. Музалевская // Телемедицина : новые информационные технологии на пороге 21 века. - СПб. : Анатолия, 1998. - С. 209-243.
Контактная информация: [email protected]