Научная статья на тему 'THE POTENTIAL OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN TEACHING PHYSICAL EDUCATION TO NON-CORE UNIVERSITY STUDENTS'

THE POTENTIAL OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN TEACHING PHYSICAL EDUCATION TO NON-CORE UNIVERSITY STUDENTS Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
higher education / physical culture and sports at the university / physical culture and sports at non-core university / digital educational technologies / digital educational technologies in physical education of university students / высшее образование / физическая культура и спорт в вузе / физическая культура и спорт в непрофильном вузе / цифровые образовательные технологии / цифровые образовательные технологии в физическом воспитании студентов вуза

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т П. Высоцкая

Based on the analysis of a wide specialized literature range, as well as the data obtained during the author’s own pedagogical activities implementation, the ways inherent in modern digital educational technologies in improving the teaching physical education to non-core university students are established. The work highlights the need to intensify their use in connection with a number of objective trends accompanying the development of Russia at the present stage. The article analyzes the main content of the term “digital technologies”, taking into account the most characteristic students’ physical education process features at the current higher education system existence stage. The influence of these technologies on the students’ activity in the relevant field intensification is analyzed. The researcher identifies the most serious obstacles to integrate digital technologies into physical education of future specialists. The possibilities for overcoming them are being identified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТАМ НЕПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ

На основании анализа широкого круга специальной литературы, а также привлечения данных, полученных в ходе реализации автором собственной профессионально-педагогической деятельности, устанавливаются возможности, присущие современным цифровым образовательным технологиям в плане повышения эффективности преподавания физической культуры студентам непрофильных вузов. Во Введении к статье доказывается необходимость интенсификации их использования в связи с рядом объективных тенденций, сопровождающих развитие нашей страны на современной стадии. Далее в статье анализируется основные особенности содержательной стороны термина «цифровые технологии» с учётом наиболее характерных черт процесса физического воспитания учащихся на текущем этапе существования системы высшего образования. Анализируется влияние этих технологий на интенсификацию активности студентов в соответствующей области. Определяются наиболее серьёзные препятствия, фиксирующиеся на пути интеграции цифровых технологий в систему физического воспитания будущих специалистов. Выявляются возможности для их преодоления.

Текст научной работы на тему «THE POTENTIAL OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN TEACHING PHYSICAL EDUCATION TO NON-CORE UNIVERSITY STUDENTS»

УДК 378

Vysotskaya T.P., senior teacher, Department of Physical Education, Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

THE POTENTIAL OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN TEACHING PHYSICAL EDUCATION TO NON-CORE UNIVERSITY STUDENTS. Based on the analysis of a wide specialized literature range, as well as the data obtained during the author's own pedagogical activities implementation, the ways inherent in modern digital educational technologies in improving the teaching physical education to non-core university students are established. The work highlights the need to intensify their use in connection with a number of objective trends accompanying the development of Russia at the present stage. The article analyzes the main content of the term "digital technologies", taking into account the most characteristic students' physical education process features at the current higher education system existence stage. The influence of these technologies on the students' activity in the relevant field intensification is analyzed. The researcher identifies the most serious obstacles to integrate digital technologies into physical education of future specialists. The possibilities for overcoming them are being identified.

Key words: higher education, physical culture and sports at the university, physical culture and sports at non-core university, digital educational technologies, digital educational technologies in physical education of university students

Т.П. Высоцкая, ст. преп., ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва, E-mail: [email protected]

ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТАМ НЕПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ

На основании анализа широкого круга специальной литературы, а также привлечения данных, полученных в ходе реализации автором собственной профессионально-педагогической деятельности, устанавливаются возможности, присущие современным цифровым образовательным технологиям в плане повышения эффективности преподавания физической культуры студентам непрофильных вузов. Во Введении к статье доказывается необходимость интенсификации их использования в связи с рядом объективных тенденций, сопровождающих развитие нашей страны на современной стадии. Далее в статье анализируется основные особенности содержательной стороны термина «цифровые технологии» с учётом наиболее характерных черт процесса физического воспитания учащихся на текущем этапе существования системы высшего образования. Анализируется влияние этих технологий на интенсификацию активности студентов в соответствующей области. Определяются наиболее серьёзные препятствия, фиксирующиеся на пути интеграции цифровых технологий в систему физического воспитания будущих специалистов. Выявляются возможности для их преодоления.

Ключевые слова: высшее образование, физическая культура и спорт в вузе, физическая культура и спорт в непрофильном вузе, цифровые образовательные технологии, цифровые образовательные технологии в физическом воспитании студентов вуза

Актуальность темы, раскрываемой на страницах настоящей статьи, объясняется некоторыми особенностями той стадии развития, на которой сегодня находятся Россия и мир. Действительно, современное человечество живёт в реальности, где цифровые технологии, постоянно совершенствуясь, становятся все более важными средствами технического обеспечения большинства сфер деятельности. Высшее образование исключения не составляет [1].

С другой стороны, рост напряжённости на международной арене связан с необходимостью подготовки молодых людей, способных эффективно отстаивать интересы своей Родины. Помимо прочего это означает интенсификацию обучения основам физической культуры и спорта даже тех студентов, что осваивают не имеющие к ним прямого отношения направления подготовки [2].

В создавшихся условиях естественным образом обостряются проблемы, связанные с реализацией присущих информационным и телекоммуникационным технологиям (ИКТ) возможностей при обучении студентов непрофильных вузов соответствующей академической дисциплине (Н.В. Замятина, В.Б. Мандриков, А.А. Сомкин, И.А. Ушакова). Попытка частичного решения тех из них, что представляются автору наиболее важными, предпринята в рамках данного исследования.

Его цель, таким образом, состоит в демонстрации основных возможностей цифровых технологий в преподавании физической культуры студентам непрофильных вузов.

С поставленной целью коррелируют следующие задачи:

- раскрыть содержание термина «цифровые технологии» с учётом наиболее характерных особенностей процесса физического воспитания учащихся на современной стадии развития системы высшего образования в нашей стране;

- проанализировать влияние этих технологий на интенсификацию активности студентов в соответствующей области;

- определить наиболее существенные препятствия, существующие на пути интеграции цифровых технологий в систему физического воспитания будущих специалистов;

- выявить возможности, существующие для их преодоления.

Методы исследования, применявшиеся при решении перечисленных выше задач, включали анализ затрагивающей интересующую нас проблематику специальной литературы, а равно и рефлексию собственного педагогического опыта автора.

Научная новизна статьи заключается в исследовании влияния современных цифровых технологий на интенсификацию активности студентов в области физкультуры и спорта.

Её теоретическая значимость состоит в определении наиболее существенных препятствий, встающих на пути интеграции средств ИКТ в систему физического воспитания будущих профессионалов непрофильных направлений подготовки.

Практическая значимость - в изучении возможностей, существующих сегодня для преодоления таковых.

Согласно представлениям современных педагогов, цифровые образовательные технологии представляют собой систему инновационных способов организации учебной и воспитательной деятельности, в том числе в области

физической культуры и спорта. Объединяющим признаком для них служит использование аппаратных и программных средств, правильное применение которых позволяет реализовывать следующие преимущества: повышение наглядности транслируемой обучающимся информации; расширение возможностей для практической апробации формируемых знаний, умений и навыков; оперативный обмен необходимыми данными между участниками образовательного процесса; расширение возможностей для использования инновационных форм его организации (Н.З. Мунгиева, Я.Е. Рупасова, А.Х. Чупанов).

Учёные и практики отмечают, что основными целями использования таких технологий является оптимизация хода и результатов учебно-воспитательного процесса (В.И. Власова, Н.Ю. Демченко, Н.В. Замятина, Н.З. Мунгиева, О.Е. Никуленкова, И.А. Ушакова, А.Х. Чупанов). Например, в ходе изучения физической культуры преподаватели и студенты зачастую сталкиваются с различными травмами и заболеваниями вследствие неправильного подхода к подготовке и организации учебных занятий. Одной из основных причин возникновения подобной ситуации является устаревание многих, поныне бытующих в академической среде представлений о том, как правильно делать упражнения и организовывать тренировочный процесс. В свою очередь, не вполне корректная техника выполнения упражнений может привести к травмам суставов, мышц и связок. Сохраняется и риск переутомления, в современном мире также являющегося весьма распространённой причиной травм и заболеваний (В.И. Власова, Н.Ю. Демченко, Н.З. Мунгиева, И.В. Солнцев, А.А. Сомкин). Минимизации негативных последствий подобной ситуации может в значительной степени поспособствовать грамотное использование цифровых технологий.

Во введении к нашей статье уже отмечалось, что сегодня они проникают во все сферы жизни, не исключая спорт и физическую культуру. Широкое применение в данной сфере современных инструментов и приложений может значительно улучшить результаты занятий, помочь в мониторинге здоровья и достижении новых спортивных высот [3]. При этом важнейшими преимуществами их интеграции в соответствующий процесс являются удобство и доступность. Действительно, абсолютное большинство представителей современной студенческой молодёжи имеют в своём распоряжении смартфоны и другие устройства с возможностью доступа практически к любому цифровому образовательному ресурсу. Это облегчает применение учащимися необходимых приложений в любое время и в любом месте, в том числе по ходу проведения учебных занятий.

Особенно важным это представляется применительно к студентам, осваивающим непрофильные направления подготовки [4]. Практика показывает, что они, как правило, не очень хорошо осведомлены касательно существующих нормативных показателей в области физической культуры, о правилах их сдачи и выполнения упражнений, которые могут помочь в развитии необходимых для этого физических и нравственных качеств [3]. Использование же соответствующих аппаратных и программных средств позволит им во взаимодействии с преподавателем и другими обучающимися составлять, воплощать на практике и осуществлять контроль над усвоением индивидуальных программ тренировок, максимально учитывающих индивидуальные особенности и склонности каждого обучающегося. В структуру таких программ могут быть включены:

- основные и промежуточные этапы реализации физической подготовки;

- инструкции по выполнению тех или иных упражнений, распределению физических нагрузок.

Таким образом, реализация подобных программ позволит характеризующимся различными уровнями физической подготовленности, зачастую неопытным в деле их повышения студентам более эффективно использовать учебное время [2]. Риск травматизма при этом также снизится. С другой стороны, в текущих обстоятельствах широкое использование ИКТ на занятиях физической культурой сопряжено с рядом проблем. Рассмотрим их более подробно.

Для понимания сути данных проблем и их влияния на эффективность использования цифровых технологий при обучении физической культуре обратимся к данным статистики, приводимым некоторыми отечественными авторами. Они наглядно демонстрируют ряд весьма характерных с точки зрения нашего исследования моментов. Например, хотя большинство лиц, обучающихся в вузах, имеют базовые представления о существовании и целях использования цифровых технологий в образовании, на вопрос, знают ли они существовании и целях таких технологий в системе физической культуры и спорта, большинство студентов (65%) ответили «нет» (В.Б. Мандриков, О.Е. Никуленкова, Я.Е. Рупасо-ва, И.В. Солнцев, И.А. Ушакова, А.Х. Чупанов).

Исследования показывают, что если принять меры к формированию у обучающихся начальных представлений о цифровых технологиях, могущих быть с успехом использованными при изучении физической культуры и спорта, а затем спросить, насколько эти технологии могли бы быть полезны для них, ответы будут выглядеть следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Ответы студентов российских вузов на вопрос «Насколько вы считаете цифровые образовательные технологии полезными для вас в системе физической культуры и спорта?»

Варианты ответов Процент учащихся

Очень полезны 38

Полезны в некоторых учебных ситуациях 41

Бесполезны 21

Таким образом, почти 80% лиц, осваивающих программы организаций высшего образования, действующих на территории Российской Федерации, считают, что рассматриваемые технологии могли бы им помочь при решении вопросов, связанных с изучением основ физической культуры и спорта (Я.Е. Рупасова, И.А. Ушакова, А.Х. Чупанов). Подобные результаты заставляют говорить о наличии у массы современной учащейся молодёжи осознанного стремления к содействию интеграции ИКТ в рассматриваемый процесс.

Тем более интересными представляются их ответы на вопрос «каковы основные препятствия, сдерживающие вас от широкого применения цифровых образовательных технологий при занятиях физической культурой и спортом?» (табл. 2).

Приведённые выше результаты опроса позволяют с определённой долей уверенности заявить что, во-первых, несмотря на то, что большинство студентов не знают о существовании и целях цифровых образовательных технологий в системе физической культуры и спорта, после осведомления молодые люди оценивают данную категорию ИКТ как, скорее, полезную в указанной сфере. Это указывает на серьёзный потенциал подобных технологий в смысле повышения мотивации и эффективности подготовки студентов. При этом главными препятствиями в ходе их интеграции являются нехватка у обучающихся свободного времени и недостаток соответствующих знаний, умений, навыков (Н.В. Замяти-

Библиографический список

Таблица 2

Ответы представителей студенческой молодёжи, обучающихся в непрофильных вузах, на вопрос о препятствиях для широкого использования цифровых технологий при обучении физкультуре и спорту

Варианты ответов Процент учащихся

Недостаточная сформированность компетенций, касающихся основных принципов эффективной работы с такими технологиями 21

Отсутствие интереса 19

Дефицит свободного времени, в том числе из-за большой нагрузки по соответствующей дисциплине 60

на, Н.З. Мунгиева, О.Е. Никуленкова, Я.Е. Рупасова, И.В. Солнцев, А.А. Сомкин, А.Х. Чупанов).

Из вышеизложенного следует, что сегодня активность педагогов-исследователей и практиков, занимающихся вопросами оптимизации хода и результатов обучения физической культуре студентов непрофильных вузов, должна быть в значительной степени направлена на создание комплекса организационно-педагогических условий. Реализация таковых в повседневной образовательной практике связана с предоставлением будущим профессионалам возможностей для более широкого и эффективного использования цифровых технологий в рассматриваемой области [5].

Одно из таких условий - организация партнёрства между ОО с одной стороны, производителями и разработчиками цифровых образовательных технологий - с другой. Его соблюдение позволит обеспечить доступность и актуальность предлагаемых технологических решений [4].

В качестве другого значимого условия можно назвать проведение систематических исследований эффективности, степени интеграции таких технологий в образовательный процесс и их влияния на физическую подготовку обучающихся. Это позволит достигнуть приемлемой степени объективности в выборе наиболее эффективных стратегий и подходов к использованию ИКТ. Кроме того, соответствующие исследования могут стать действенным инструментом выявления возможных препятствий и проблем на соответствующем пути [5].

Бесспорно, необходимым организационно-педагогическим условием является обучение и поддержка не только студентов, но и преподавателей. Это позволит обеспечить успешное использование цифровых и других инновационных технологий и методик обучения физической культуре за счёт ликвидации одного из главных, если верить результатам социологического опроса, препятствий на данном пути [1].

С третьим связано четвёртое условие. Оно заключается в рационализации учебного времени. Достаточное развитие у субъектов образовательных отношений системы компетенций, связанных с применением ИКТ в сфере физической культуры и спорта, позволит эффективнее использовать соответствующий ресурс, высвобождая существенную его часть для полномасштабной реализации возможностей цифровых образовательных технологий [2].

Завершая анализ возможностей, присущих цифровым технологиям в плане преподавания физической культуры студентам непрофильных вузов, отметим, что рост их важности в данном сегменте подготовки будущих специалистов обусловлен объективными особенностями развития России и мира на протяжении трёх последних десятилетий. Широкое внедрение таких технологий позволит существенно оптимизировать ход и результаты соответствующей деятельности. Могущие возникнуть при этом затруднения поддаются коррекции в случае соблюдения описанных выше организационно-педагогических условий.

1. Солнцев И.В. Применение инновационных цифровых продуктов в индустрии спорта. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2021; № 12 (2): 184-189.

2. Замятина Н.В., Ушакова И.А., Мандриков В.Б. Медиа-компетентность преподавателя физической культуры в условиях цифровизации обучения. Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021; № 3 (193): 121-127.

3. Сомкин А.А. Дистанционные образовательные технологии по дисциплине «Физическая культура и спорт» в творческом вузе. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2022; № 10: 32-43.

4. Рупасова Я.Е. Системные педагогические задачи подготовки управленческих кадров в перспективе инновационных стратегий и цифровизации образовательного пространства. Мир науки, культуры, образования. 2024; № 1 (104): 94-98.

5. Мунгиева Н.З., Чупанов А.Х. Особенности организации педагогического процесса в условиях цифровизации образовательной среды вуза. Мир науки, культуры, образования. 2024; № 2 (105): 247-249.

References

1. Solncev I.V. Primenenie innovacionnyh cifrovyh produktov v industrii sporta. Strategicheskie resheniya irisk-menedzhment. 2021; № 12 (2): 184-189.

2. Zamyatina N.V., Ushakova I.A., Mandrikov V.B. Media-kompetentnost' prepodavatelya fizicheskoj kul'tury v usloviyah cifrovizacii obucheniya. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2021; № 3 (193): 121-127.

3. Somkin A.A. Distancionnye obrazovatel'nye tehnologii po discipline «Fizicheskaya kul'tura i sport» v tvorcheskom vuze. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2022; № 10: 32-43.

4. Rupasova Ya.E. Sistemnye pedagogicheskie zadachi podgotovki upravlencheskih kadrov v perspektive innovacionnyh strategij i cifrovizacii obrazovatel'nogo prostranstva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; № 1 (104): 94-98.

5. Mungieva N.Z., Chupanov A.H. Osobennosti organizacii pedagogicheskogo processa v usloviyah cifrovizacii obrazovatel'noj sredy vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; № 2 (105): 247-249.

Статья поступила в редакцию 24.09.24

УДК 371; 37.012; 37.01

Gagiev T.A., senior teacher, North Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]

Kokaeva I.Yu., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogical Education, North Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov; Professor,

Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

Saidov Z.A, Doctor of Sciences (Law), Professor, Rector, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

WAYS TO ENSURE STUDENT CYBERSECURITY IN THE MODERN EDUCATIONAL SPACE. The paper examines the conceptual category of "cybersecurity" and analyzes changes that occur in the educational space due to the increasing digitalization of human activity. Based on empirical observations, the main problems and threats that arise when modern students are immersed in the virtual world are identified. According to the authors, students from school should be introduced to the basics of cybersecurity, taught methods of recognizing and preventing cyberattacks. The authors identify groups of factors that can be dangerous for the psyche (consciousness) of students. Much attention is paid to the social aspect of cybersecurity, conditions for the formation of a culture of information security for children and adolescents in the modern information educational space are identified. Based on mental and social risk factors, practical recommendations are substantiated and developed to ensure the safe stay of children and adolescents in the information educational space. The researchers conclude that teachers need to pay more attention to ensuring security in the digital reality, in particular when students use social networks, computer games and mobile phones. Key words: cybersecurity, modern educational space, digitalization, media literacy of students

Т.А. Гагиев, ст. преп., ФГБОУВО «Северо-Осетинский госуниверситет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ, E-mail: [email protected] И.Ю. Кокаева, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ, проф. ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, Е-mail: [email protected] З.А. Саидов, д-р юрид. наук, проф., ректор, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: [email protected]

СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В работе рассматривается понятийная категория «кибербезопасность обучающихся», проанализированы факторы риска, которые могут быть опасны в образовательной среде в связи с нарастающей цифровизацией человеческой деятельности. Авторами выделены группы факторов, которые могут быть опасными для психики (сознания) обучающихся. Большое внимание уделяется социальному аспекту кибербезопасности, выявлены условия формирования культуры информационной безопасности детей и подростков в современном информационном образовательном пространстве. На основе психических и социальных факторов риска обоснованы и разработаны практические рекомендации обеспечения безопасного пребывания детей и подростков в информационном образовательном пространстве. На основе эмпирических наблюдений выявлены основные проблемы и угрозы, которые возникают при «погружении современных обучающихся в «виртуальный мир». По мнению авторов, обучающихся со школьной скамьи необходимо знакомить с основами кибербезопасности, обучать их методам распознавания и предотвращения кибератак. Авторы делают вывод о том, что педагогам необходимо больше внимания уделять обеспечению безопасности в условиях цифровой реальности, в частности при использовании обучающимся социальных сетей, компьютерных игр и мобильных телефонов.

Ключевые слова: кибербезопасность, современное образовательное пространство, цифровизация, медиаграмотность обучающихся

Глобализация, цифровизация всех сфер деятельности человеческого общества, нарастающий поток информации и способов работы с ней - сегодня уже сложно провести чёткую границу между реальным и виртуальным миром, национальным и глобальным.

Проблемным вопросам обеспечения информационной безопасности обучающихся посвящён ряд научных трудов отечественных исследователей, таких как Е.С. Полат, ГУ. Солдатова, С.Н. Ильюхина, С.В. Олефир, А.В. Фёдоров и др. [6; 7; 8].

При этом, несмотря на повсеместное активное внедрение процессов информатизации и цифровизации в образовательную среду, до сих пор отсутствуют фундаментальные научные исследования в данной области, в частности в области исследования влияния информатизации образования на формирование психических процессов обучающихся и мировоззренческих взглядов подрастающего поколения.

Количество киберугроз растёт в геометрической прогрессии, с каждым днём дополняясь новыми видами информационного вмешательства в личную жизнь человека: вымогательством денег распространением персональных данных и иной информации, с кражами с взлом сайтов и личных кабинетов.

Анализ исследований в области кибербезопасности затрагивает уже не только социальный аспект информационной безопасности взрослых, но и обучающихся детей и подростков, в то время как педагогический аспект остается малоизученным. В связи с этим поиск условий по обеспечению информационной безопасности обучающихся, сохранению их психического здоровья в современном образовательном пространстве становится крайне актуальным.

Цель исследования - проанализировать педагогические и методологические аспекты информационной безопасности современных обучающихся и определить эффективные способы обеспечения их кибербезопасности в образовательном пространстве.

Чтобы определить способы обеспечения кибербезопасности образовательной среды, нужно решить следующие задачи:

- оценить уровень существующей кибербезопасности, определить новые угрозы и риски, которые возникают в условиях цифровизации;

- разработать стратегию и план обеспечения кибербезопасности обучающихся на основе законодательных документов и возрастных особенностей;

- обучить педагогов и обучающихся основам кибербезопасности, правилам поведения в Интернете и мерам предосторожности.

Для решения поставленных задач использовались методы анализа специальной литературы по проблеме исследования, а также онлайн-опрос обучающихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научных и методологических представлений, посвящённых вопросу обеспечения информационной безопасности обучающихся в современном информационном пространстве, уточнении понятия «кибербезопасность обучающихся в современном образовательном пространстве».

Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных способов обеспечения безопасности младших школьников в условиях образовательной среды.

В настоящее время большинство представителей подрастающего поколения имеют устойчиво сформированную зависимость от современных мультимедийных устройств, таких как смартфоны, планшеты, ноутбуки и иные гаджеты. Многие исследователи называют нынешних детей и подростков «цифровой личностью», или «Аватар» [1, с. 18]. Современные дети и подростки, как никакая другая возрастная категория, значительную часть своего времени проводят в информационном пространстве, получая оттуда значительный объём информации об окружающем мире. В 2020 году Федеральное агентство по делам молодёжи провело анкетирование подростков в возрасте от 9 до 19 лет, в результате которого обнаружило, что 49% респондентов в будние дни проводят в Интернете более 7 часов, а в выходные дни - более 10 часов (38%) [2, с. 7]. Репрезентативность выборки составила более 1000 человек.

Не только студенческая молодежь, но и дети младшего школьного возраста свободно используют смартфоны не только для игр, общения, но и как средство обучения [3, с. 107]. Современное поколение детей и подростков - это обучающиеся, у которых виртуальная реальность соединилось с реальностью настоящей. Цифровое пространство и Интернет становятся не только пространством новых образовательных возможностей, социализации обучающихся, но и серьезным «культурным орудием». Высокие темпы внедрения цифровых технологий в образовательное пространство на фоне низкой информационной культуры обучающихся делают их наиболее уязвимыми к киберугрозам [4, с. 64], опосредующим всю структуру офлайн- и онлайн-взаимоотношений обучающихся.

В нормативно-правовой документации [5], регламентирующей создание безопасной информационной среды, кибербезопасность образовательной среды представлена комплексом мер, направленных на защиту информационных ресурсов, персональных данных и непрерывность образовательного процесса от киберугроз. К способам обеспечения кибербезопасности обучающихся в образовательном пространстве мы относим использование антивирусного ПО, айерволов, шифрование данных, многофакторной аутентификации и обучение студентов - будущих учителей, самих обучающихся основам кибербезопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.