11. Vlasova V.V., Gohberg L.M., Ditkovskii K.A. i dr. Rossijskaya nauka v cifrah: 2023. Moskva: NIU VSh'E, 2023.
12. Ditkovskii K.A., Kocemir M.N. i dr. Indikatory nauki: 2024: statisticheskij sbornik. Gohberg L.M. Moskva: ISI'EZ VSh'E, 2024.
13. Morozova N., Makarikhina I. Professionalism Formation of Master's Students at Higher Educational Institution. II International Scientific Forum on Sustainable Development of Socio-Economic Systems (WFSDS 2022): LLC Institute of Digital Economics and Law. 2022.
14. Morozova N.M., Zolotareva S.D. The Formation of Foreign Language Professional Communication Competence of Future Engineers. "Scientific research of the SCO countries: synergy and integration". Proceedings of the International Conference. Beijing, China, 2022; Part 1.
Статья поступила в редакцию 18.09.24
УДК 378
Kurbanova A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Informatics and Information and Communication Technologies, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Ismailova Z.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Methods of Teaching Mathematics and Computer Science, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Gadzhieva Z.D., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Higher Mathematics, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF THE USE OF VIRTUAL AND AUGMENTED REALITY TECHNOLOGIES BY FUTURE BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THEIR PROFESSIONAL ACTIVITIES. The relevance of the use of virtual and augmented reality technology in higher professional education is due to the use of a variety of modern information and technical devices in the educational process, which makes the learning process not only brighter and clearer, but also more informative. Increasing the number of students who possess new digital technologies and improving the quality of training of future bachelors of pedagogical education is one of the urgent tasks designed to transform the labor market and the field of education according to the new needs of society. The purpose of the article is to study the possibility of using virtual and augmented reality technologies in the professional activities of future bachelors of pedagogical education. The concepts of virtual and augmented reality technologies and their inherent types of technologies are considered. The specifics of virtual and augmented reality technologies are determined. The areas and possibilities of their application are noted. The article describes the difference between augmented reality and virtual reality. The degree of implementation of virtual and augmented reality in the educational process of higher professional education has been studied. Examples of their use are given. As a result of the conducted research, the trends in the use of technologies in education are identified, the possibilities of their development and prospects for application are identified, the factors constraining their development and the functioning of these technologies in the educational environment. Research methods include an analysis of scientific literature on the problem of scientific research and a survey. The authors describe the use of virtual and augmented reality technologies in the learning process, which are practice-oriented in nature. The presented possibilities of using these technologies help to increase the degree of conscious, motivated attitude to the learning process and self-improvement in professional activity.
Key words: bachelor, student, pedagogical education, professional activity, virtual and augmented reality technologies, training program, educational process, educational process, digital technologies, competencies
А.М. Курбаноеа, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
З.Н. Исмаилоеа. канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
З.Д. Гаджиееа, канд. физ.-мат. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ БУДУЩИМИ БАКАЛАВРАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Актуальность использования технологии виртуальной и дополненной реальности в высшем профессиональном образовании обусловлена использованием в образовательном процессе многообразия современных информационных и технических устройств, что позволяет сделать процесс обучения не только ярче и нагляднее, но и информативнее. Увеличение количества обучающихся, владеющих новыми цифровыми технологиями, и повышение качества подготовки будущих бакалавров педагогического образования является одной из актуальных задач, призванных трансформировать рынок труда и сферу образования согласно новым потребностям общества. Целью статьи является изучение возможности применения технологий виртуальной и дополненной реальности в профессиональной деятельности будущих бакалавров педагогического образования. Рассмотрены понятия технологий виртуальной и дополненной реальности и присущие им виды технологий. Определяется специфика технологий виртуальной и дополненной реальности. Отмечаются области и возможности их применения. В статье описывается различие между дополненной реальностью и виртуальной реальностью. Изучена степень внедрения виртуальной и дополненной реальности в учебный процесс высшего профессионального образования. Приведены примеры их использования. В результате проведенного исследования обозначены тенденции использования технологий в образовании, выявлены возможности их развития и перспективы применения, факторы, сдерживающие их развитие, и функционирования этих технологий в образовательной среде.
Ключевые слова: бакалавр, обучающийся, педагогическое образование, профессиональная деятельность, технологии виртуальной и дополненной реальность, программа обучения, образовательный процесс, учебный процесс, цифровые технологии, компетенции
Развитие социализации и образования в сложившихся экономических условиях приводит к появлению новых информационных технологий в обыденной и деловой жизни. В современном социуме необходимо всё время обучатся чему-то новому в разных сферах коммуникативных процессов, для этого требуются новые навыки в коммуникации. К примеру, совсем недавно понятия «виртуальная реальность» и «дополненная реальность» в сознании человека ассоциировались с чем-то необычным и сверхъестественным, недосягаемым, из области фантастики. На сегодняшний день технологиями виртуальной и дополненной реальности пользуются в сфере развлечений, досуга, образования, в медицины и т. д.
Особые опасения при распространении технологий виртуальной и дополненной реальности вызывает автоматический сбор данных - отпечаток пальца, распознавание лица и т. д., поэтому необходимо ограничивать сбор биометрических и геоданных учащихся.
Актуальность исследования определена высоким спросом внедрения новых технологий в сферу высшего профессионального образования, связанным с усовершенствованием организации учебных и образовательных процессов.
Одними из таких новых технологий является виртуальная и дополненная реальность.
В настоящее время технологии виртуальной и дополненной реальности проходят этап бурного развития, меняя каждый аспект нашей жизни.
Прошедшие несколько лет показали, что технологии виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR) могут помочь пользователям получать новые данные о мире, посещать удаленные мероприятия, а также улучшать жизнь людей с ограниченными возможностями [1; 2; 3].
Различные аспекты проблемы внедрения технологий виртуальной и дополненной реальности рассмотрены в трудах как зарубежных, так и российских авторов: Kelly D., Vetere F. Herron J., и др.; С.А. Ефремова, В.В. Леткова, И.И. Полеводы, А.П, Иваницкого, А.С. Микановича, С.М. Пастухова, А.В Грачули-на, В.Н. Рябцева, О.Д. Навроцкого, А.О. Лихоманова, Г.В. Винярского, И.С Гусарова и др. [1-15].
На сегодняшний день, возможно, не найти человека, который не слышал о виртуальной и дополненной реальности. В новостях по телевидению, в социаль-
ных сетях, в Интернете предоставляется много информации о внедрении современных технологий виртуальной и дополненной реальности.
Но все же иметь полное представление, что такое виртуальная и дополненная реальность и как можно на практике применить эти технологии в целом в обществе, может не каждый.
Возможность внедрения технологий виртуальной и дополненной реальности в любую сферу деятельности позволяет улучшить стратегическое развитие страны. Сегодня крайне актуальными являются вопросы внедрении данных технологий в образование.
Несмотря на то, что существует довольно большое количество работ по применению технологий виртуальной и дополненной реальности, они все же носят чисто теоретический характер, слабо интегрируя научные выводы в практику учебного процесса.
Все педагогические технологии, которые имеют расширение в реальности через цифровые объекты, делятся на два полярных варианта возможных реальностей: реальность (reality), где мы с вами живем, и виртуальная реальность (virtual reality, VR). Реальность - это абсолютное отсутствие дополнительных объектов в физическом пространстве, т. е. само физическое пространство.
Есть два классических подмножества [12; 13] (рис.1):
Основные подмножества виртуальной реальности
Дoполненная виртуальность (augmented virtuality, AV), Дoполненная реальность (augmented reality, AR),
дополняет виртуальную реальность реальными объектами совокупность технологий, дополняющих реальность разными объектами
Рис. 1. Основные подмножества виртуальной реальности
Все вышеперечисленные технологии направлены на совершенствование технических и творческих способностей будущих бакалавров и их организации научно-исследовательской деятельности в профессиональной деятельности.
Научная новизна исследования заключается в расширении представления при показе возможностей использования виртуальной и дополненной реальности, где применяют мультимедийные материалы, которые иллюстрируют течение разного рода физические процессы, что активизирует интерес бакалавров при освоении не только естественно-научных, но, и гуманитарных предметов.
Целью исследования является изучить особенности использования технологий виртуальной и дополненной реальности в профессиональной деятельности бакалаврами педагогического образования.
Для выполнения поставленной цели будут решаться следующие задачи:
- прояснить понятия виртуальной и дополненной реальности;
- дать анализ аспектов использования технологий виртуальной и дополненной реальности.
В качестве методологии, используемой в эксперименте, выступает сравнительный анализ.
В качестве материала для исследования помимо литературных источников использовались отзывы и мнения обучающихся.
Теоретическая значимость материалов состоит в расширении представлений о применении в образовательном и учебном процессе технологий виртуальной и дополненной реальности.
Практическая значимость подразумевает применение технологий виртуальной и дополненной реальности в организации образовательной и учебной деятельности для повышения интереса бакалавров к образовательной активности и формирования профессиональных компетенций.
Ознакомившись с научным потенциалом работ по теме исследования (Григорьев С.Г, Родионов М.А., Кочеткова О.А. Славин О.А., Гринь Е.С. [13; 14; 15]), было выявлено, что в образовательном процессе данные технологии применяются недостаточно и крайне мало опубликованы методические разработки, направленные на изучения возможностей их успешной апробации.
Использование виртуальной и дополненной реальности в сфере образования охватывает практически все области, в том числе военную и медицины.
Применение этих технологий способствует более наглядно видеть и ощущать привычные процессы, что способствует значительно освоить знания и получить соответствующие навыки. К примеру, в военном образовании можно имитировать ситуацию захвата заложников, в которой проходят действия, максимально приближенные к реальности. Обучающийся полностью погружается в смоделированную ситуацию и проходит обучение.
Для полного погружения в виртуальную реальность и взаимодействия с искусственным миром необходимо использовать набор специальных устройств -системы виртуальной реальности. Эти устройства дают возможность полностью погрузиться в виртуальную реальность и имитировать взаимодействие человека с искусственным миром, при этом задействуя все органов чувств.
Дополнительная реальность, в отличие виртуальной реальности, вносит виртуальные элементы в реальную окружающую среду, используя специальные гарнитуры и устройства (дисплей телефона, планшет и т. д.).
Дополнительная реальность также имеет связь с технологией искусственного интеллекта (ИИ), к примеру, программное обеспечение анализирует содержание цифровых изображений и делает компьютерный анализ. Дополненная
реальность чаще используется в повседневной и профессиональной деятельности, чем виртуальная реальность, так как ее проще применить, она имеет более широкий спектр использования.
Дополнительная реальность отображает наложение виртуальных элементов на реальный мир, к примеру, с помощью приложения «Поиск по картинке» можно использовать камеру своего телефона и получить информацию о предмете, при этом просто необходимо навести камеру на предмет и сфотографировать, а встроенная программа в приложении проанализирует и выведет на экран имеющуюся информацию.
Когда цифровые устройства и программы, имеющие характер изображения, создают объекты и расширяют физическое пространство пользователя, то это технологии виртуальной реальности. А если пользователь, одев специальные очки виртуальной реальности, двигается сам или поворачивает голову, то специальная программа перестраивается, и изображение создает образ реального физического присутствия. Используя джойстик, пользователь передвигается из одного помещения в другое и может передвигать в нем объекты.
Существенное отличие между дополненной и виртуальной реальностью заключается в том, что виртуальная реальность, преображая физическое пространство вокруг пользователя, моделирует цифровой мир, где полностью ограничивают путь пользователя к реальному миру, в то время как дополненная реальность исключительно включает элементы цифрового мира в реальный, преображая физическое пространство вокруг пользователя.
Исследователи, изучая технологии виртуальной и дополненной реальности, получают не меньше эмоциональных впечатлений, чем обучающиеся. Одни рассматривают в них основу будущего усовершенствования человечества, где человек будет находиться больше всего, обретая новые познания и возможность взаимодействовать с окружением и самим собой. А другие все же опасаются хода развития разработки приспособлений погружения в виртуальную среду, основанные на тревоге перед отчуждением человека от подлинной реальности со всеми возможными последствиями.
При освоении предмета «Цифровизация образования» бакалавры педагогического образования изучают тему «Использование технологий виртуальной и дополненной реальности», которая ориентируется на формирование практических знаний для работы с устройствами виртуальной и дополненной реальности.
Во время изучения этой темы обучающиеся вначале знакомятся с инструкцией работы с техникой и санитарно-гигиеническими нормами при работе с электрооборудованием и учебно-методическими комплексами; изучают, как обращаться с очками и шлемом; обучаются настраивать и работать с VR устройствами.
Особенностью при изучении темы «Технологии виртуальной и дополненной реальности» для обучающихся является то, что приобретенные знания и навыки могут применить при изучении других дисциплин в профессиональном образовании.
К примеру, при прохождении дисциплины «История России» будущие бакалавры исторического факультета с помощью технологий виртуальной и дополненной реальности погружаются в исторический музей. Используя интерактивные технологии в историческом музее, обучающиеся имеют возможность увидеть, как выглядели разные местоположения в древние времена, могут преобразовать культурные и исторические достопримечательности, посетить виртуальную экскурсию в разные исторические периоды. При этом если технологии дополняют вокруг вас пространство в музее разного рода артефакты из определенного исторического периода (арена, храм, доспехи, скульптура, фараон, пирамида и т. д.), то это является AR-технологией, где происходит интеграция в выставочное пространство оборудования, направленного на вовлечение зрителя в процесс выставки, превращающего посетителя в соучастника. В том случае если вас в музее перемешают в древний город вместе с людьми, с происходящими событиями, с его архитектурой и т. д., то это является технологией дополненной виртуальности (далее - AV), где создается определённая целостная атмосфера специфического художественного образа всего выставочного пространства музея.
Технологии виртуальной и дополненной реальности в последнее время получили большой спрос в области высшего образования. Эти технологии активно внедряют в учебный процесс в зарубежной и отечественной высшей школе. Американский академик, исследователь университета Вашингтон, J. Herron подчеркивает, что дополненная реальность имеет большой спрос и применяется в медицинском образовании через Google Glass и HoloLens от Microsoft [2].
Эти приложения помогают студентам быстро обучаться и проходить адаптацию в медицинских учреждениях, благодаря своей возможности повышать медицинскую подготовку. К примеру, описывается технология проекционного картографирования в модели дополненной реальности, которая позволит отобразить функции движения и подвижности, включая функции суставов, костей, мышц человеческого тела в режиме реального времени.
Результаты пилотного исследования показали, что аудитории, оснащённые технологиями виртуальной и дополненной реальности, очень привлекательны и способствуют эффективной коммуникации между преподавателем и обучающимися [2].
Российские исследователи Ролич А.Ю., Дерябина К.А. и Ковалев А.В. утверждают, что внедрение систем виртуальной и дополненной реальности в высших учебных заведениях для подготовки специалистов в разной сфере деятельности
не только повышает качество высшего профессионального образования, но и позволяет повысить научно-исследовательский потенциал [4, с. 283-288].
А.А. Щербаков приводит пример, как значима и востребована разработка образовательных технологий игрового движка Unity и платформы Vuforia. Автор анализирует использование технологии виртуальной и дополненной реальности на различных этапах жизненного цикла в образовании, говорит о том, что технологии виртуальной и дополненной реальности являются одним из примеров, когда технологии, которые разработаны в период научно-исследовательской работы, становятся конечным продуктом [4, с. 363-365].
Е.В. Воробьев в своем исследовании демонстирует возможность внедрения дополненной реальности как один из способов взаимодействия с абитуриентами. Абитуриенту предоставляется интерактивная модель, которая расширяет его представление о направлениях сферы деятельности в целом и сориентирует на послевузовскую деятельность [4, с. 81-85].
Таким образом, система высшего образования России проходит этап активного внедрения новейших инновационных технологий в образовательный процесс. Учитывая появившиеся ситуации на рынке образовательных услуг, высшие учебные заведения вынуждены быстро реагировать на экономические и социальные изменения и внедрять технологии виртуальной и дополненной реальности [5, с. 7-11]. Внедрение этих технологий позволит учреждениям высшего образования находить общий язык с будущими абитуриентами, поможет им при выборе будущей профессии.
Использование технологий виртуальной и дополненной реальности в образовательной сфере дает возможность обучающимся вовлечься в процесс и фокусироваться на объекте, полностью погружая в сферу интересов на все 360°. Обучающиеся из-за неограниченной наглядности, т. е. объект можно продемонстрировать в любой степени детализации, а также безопасности программ при обучении профессиональным специальностям, связанным с угрозой жизнедеятельности человека, еще больше заинтересованы технологиями виртуальной и дополненной реальности.
В процессе исследования рынка использования технологий виртуальной и дополненной реальности прибыль от продаж для общеобразовательных школ и высших учебных заведений была оценена в 300 миллионов долларов в 2020 году и в 700 миллионов долларов к 2025 году [6].
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что реализация и распространение технологий виртуальной и дополненной реальности в высших учебных заведениях нашей страны носит активный характер в широкий спектр реализации.
Кроме того, внедрение технологий виртуальной и дополненной реальности придает инновационный характер образовательным программам и намного укрепляет позицию вуза на рынке образовательных услуг, включая их в передовые и высокотехнологичные образовательные учреждения.
В рамках научной работы в ДГПУ им. Р Гамзатова была проведена работа со студентами исторического факультета во время изучения учебных дисци-
Библиографический список
плин «Цифровизация образования», «История государства и права зарубежных стран».
В завершении прохождения темы «История государства и права Древнего мира и Средних веков» дисциплины «История государства и права зарубежных стран» был проведен опрос среди бакалавров педагогического образования относительно того, как они воспринимали использование технологий виртуальной и дополненной реальности на практике.
Проведенное исследование показало отношение обучающихся к использованию технологий виртуальной и дополненной реальности, выявило, что уровень стремления изучить новые темы, используя новые технологии, намного выше среднего (90,5%). Это свидетельствует о том, что большая часть опрошенных считают, что с использованием виртуальной и дополненной реальности учебный процесс становится более увлекательным, занимательным, и интерес к изучению в целом всего предмета увеличивается. Обучающиеся осознанно делают выбор, с помощью каких технологий лучше воспринимается информация при изучении тем по дисциплинам.
В перспективе обучающиеся уже при прохождении практики в школах будут уметь пользоваться технологиями виртуальной и дополненной реальности в соответствии с ФГОС.
Проведенное исследование показывает высокую востребованность применения инновационных технологий (виртуальная и дополненная реальность) в сфере высшего образования. Применение этих технологий связано еще с небывалой скоростью развития и внедрения инновационных технологий во все сферы человеческой деятельности.
Новые условия в образовании требуют внедрения новых методик, модернизации образовательного процесса для повышения качества усвоения получаемых знаний обучающимися. Уход от традиционных способов обучения в пользу активных и инновационных способов позволит повысить профессиональные компетенции выпускника, тем самым повышая его конкурентоспособность в профессиональной деятельности [17].
Процесс внедрения новых инновационных методов обучения представляется не только востребованным, но и взаимообусловленным, так как, с одной стороны, обучающиеся заинтересованно относятся к любым инновационным технологиям в обучении, и в рамках обучения сами имеют возможность внести предложения для коммуникации в рамках «преподаватель - студент», а с другой стороны - преподаватели имеют опыт работы с технологиями виртуальной и дополненной реальности и готовы их внедрять в образовательный процесс высшего профессионального образования.
Таким образом, особенности применения технологий виртуальной и дополненной реальности будущими бакалаврами педагогического образования открывают массу новых уникальных перспектив в области применения их в дальнейшей профессиональной деятельности. Стремительное развитие цифровых новых технологий сможет значительно улучшить качество нашей жизни, облегчает работу и приводит к новому этапу развития человечества.
1. Herron J. Augmented Reality in Medical Education and Training. Journal of Electronic Resources in Medical Libraries. 2016; Vol. 13, Issue 2: 51-55.
2. Kelly D., Hoang T.N., Reinoso M., Joukhadar Z., Clements T., Vetere F. Augmented reality learning environment for physiotherapy education. Physical Therapy Reviews. 2018; Vol. 23, Issue 1: 21-28.
3. Андрушко Д.Ю. Применение технологий виртуальной и дополненной реальности в образовательном процессе: проблемы и перспективы. Научное обозрение. Педагогические науки. 2018; № 6: 5-10.
4. Виртуальная и дополненная реальность-2016: состояние и перспективы: сборник научно-методических материалов, тезисов и статей конференции. Москва: Издательство ГПБОУ МГОК, 2016.
5. Владыка М.В. Иерархия системы сбалансированных показателей в организационной стратегии университета. Современные проблемы социально-экономических систем в условиях глобализации: сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции. Белгород: ИД Белгород, 2014: 7-11.
6. Анализ рынка виртуальной реальности. Available at: www.vc.ru/flood/13837-vr-use
7. Иванова А.В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018; № 3 (108): 88-107.
8. Milgram P., Kishino F. A taxonomy of mixed reality visual displays. IEICE TRANSACTIONS on Information and Systems. 1994; Vol. E77-D, № 12: 1321-1329.
9. Полевода И.И., Иваницкий А.Г., Миканович А.С., Пастухов С.М. и др. Технологии виртуальной и дополненной реальности в образовательном процессе. Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. 2022; Т. 6, № 1: 119-142.
10. Бутов РА., Григорьев И.С. Технологии виртуальной и дополненной реальности для образования. Available at: http://prodod.moscow/archives/6428
11. Летков В.В., Ефремов С.А. Взаимодействие пользователя с дополненной реальностью. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. 2020; № 1: 107-110.
12. Гербеков Х.А., Байчорова С.К. Информационные технологии в области технологий. Вестник РУДН. 2017; № 2: 19.
13. Григорьев С.Г, Родионов М.А., Кочеткова О.А. Образовательные возможности технологий дополненной и виртуальной реальности. Информатика и образование. 2021; № 36 (10): 43-56.
14. Славин О.А. Прикладные аспекты применения технологий виртуальной и дополненной реальности в образовании. Известия ТулГУ. Технические науки. 2022; Выпуск 9: 34-38.
15. Славин О.А., Гринь Е.С. Обзор технологий виртуальной и дополненной реальности. Труды Института системного анализа Российской академии наук. 2019; Т. 69, № 3: 42-54
References
1. Herron J. Augmented Reality in Medical Education and Training. Journal of Electronic Resources in Medical Libraries. 2016; Vol. 13, Issue 2: 51-55.
2. Kelly D., Hoang T.N., Reinoso M., Joukhadar Z., Clements T., Vetere F. Augmented reality learning environment for physiotherapy education. Physical Therapy Reviews. 2018; Vol. 23, Issue 1: 21-28.
3. Andrushko D.Yu. Primenenie tehnologij virtual'noj i dopolnennoj real'nosti v obrazovatel'nom processe: problemy i perspektivy. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2018; № 6: 5-10.
4. Virtual'naya i dopolnennaya real'nost'-2016: sostoyanie i perspektivy: sbornik nauchno-metodicheskih materialov, tezisov i statej konferencii. Moskva: Izdatel'stvo GPBOU MGOK, 2016.
5. Vladyka M.V. lerarhiya sistemy sbalansirovannyh pokazatelej v organizacionnoj strategii universiteta. Sovremennye problemy social'no-'ekonomicheskih sistem v usloviyah globalizacii: sbornik nauchnyh trudov po materialam VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Belgorod: ID Belgorod, 2014: 7-11.
6. Analiz rynka virtual'noj real'nosti. Available at: www.vc.ru/flood/13837-vr-use
7. Ivanova A.V. Tehnologii virtual'noj i dopolnennoj real'nosti: vozmozhnosti i prepyatstviya primeneniya. Strategicheskieresheniya irisk-menedzhment. 2018; № 3 (108): 88-107.
8. Milgram P., Kishino F. A taxonomy of mixed reality visual displays. IEICE TRANSACTIONS on Information and Systems. 1994; Vol. E77-D, № 12: 1321-1329.
9. Polevoda I.I., Ivanickij A.G., Mikanovich A.S., Pastuhov S.M. i dr. Tehnologii virtual'noj i dopolnennoj real'nosti v obrazovatel'nom processe. Vestnik Universiteta grazhdanskoj zaschity MChS Belarusi. 2022; T. 6, № 1: 119-142.
10. Butov R.A., Grigor'ev I.S. Tehnologii virtual'noj i dopolnennoj real'nosti dlya obrazovaniya. Available at: http://prodod.moscow/archives/6428
11. Letkov V.V., Efremov S.A. Vzaimodejstvie pol'zovatelya s dopolnennoj real'nost'yu. Sovremennaya nauka: aktual'nyeproblemy teoriiipraktiki. Seriya: Estestvennye i tehnicheskie nauki. 2020; № 1: 107-110.
12. Gerbekov H.A., Bajchorova S.K. Informacionnye tehnologii v oblasti tehnologij. VestnikRUDN. 2017; № 2: 19.
13. Grigor'ev S.G., Rodionov M.A., Kochetkova O.A. Obrazovatel'nye vozmozhnosti tehnologij dopolnennoj i virtual'noj real'nosti. Informatika iobrazovanie. 2021; № 36 (10): 43-56.
14. Slavin O.A. Prikladnye aspekty primeneniya tehnologij virtual'noj i dopolnennoj real'nosti v obrazovanii. Izvestiya TulGU. Tehnicheskie nauki. 2022; Vypusk 9: 34-38.
15. Slavin O.A., Grin' E.S. Obzor tehnologij virtual'noj i dopolnennoj real'nosti. Trudy Instituta sistemnogo analiza Rossijskojakademiinauk. 2019; T. 69, № 3: 42-54
Статья поступила в редакцию 28.09.24
УДК 37.013.78
Alipkhanova F.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor of the Department of Information Technology, Artificial Intelligence and Socio-Social Technologies of the
Digital Society, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education"Russian State Social University", (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
COGNITIVE CAPABILITIES OF ELECTRONIC ICTS IN THE FORMATION OF ENVIRONMENTAL COMPETENCE AMONG STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL COLLEGE. The article actualizes a pedagogical problem associated with the use of cognitive capabilities of ICT in the educational environment of a pedagogical college to improve environmental competence. In the process of studying modern pedagogical approaches and solutions, it is revealed that the perspectives and tools offered by researchers and teachers can be adapted in the system of secondary vocational education, including in pedagogical colleges. A comparison of theoretical results and practical possibilities of using cognitive-oriented iCt has made it possible to identify components of potential teaching methods that can be used by teachers of the colleges in question on the territory of the state in the formation of author's environmentally oriented approaches. The author has identified and justified these components, which can simplify the activities of teachers of the colleges in question and expand the potential of cognitive competence among students in the field of ecology. Such components are a normative approach to instilling values in students in the formation of an environmentally oriented culture, the adaptation of electronic and digital solutions in problem-based learning and in-depth study of the environmental agenda by students, a focus on non-linear thinking to enhance cognitive abilities, and the implementation of ICT tools.
Key words: cognitive ability, ICT, student, teacher training college, environmental competence, training profile, educational environment, value
Ф.Н. Алипханова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» г. Москва, E-mail: [email protected]
КОГНИТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
В статье актуализируется педагогическая проблема, связанная с применением когнитивных возможностей ИКТ в образовательной среде педагогического колледжа для повышения экологической компетентности. В процессе изучения современных педагогических подходов и решений было выявлено, что предлагаемые исследователями и педагогами ракурсы и инструменты возможно адаптировать в системе среднего профессионального образования, в том числе в педагогических колледжах. Сопоставление теоретических результатов и практических возможностей применения ИКТ когнитивной направленности позволило выявить компоненты потенциальных методик обучения, которые могут быть использованы педагогами рассматриваемых колледжей на территории государства при формировании авторских экологически направленных подходов. Автором были выявлены и обоснованы данные компоненты, которые могут упростить деятельность педагогов рассматриваемых колледжей и расширить потенциал когнитивной компетенции среди студентов в сфере экологии.
Ключевые слова: когнитивная возможность, ИКТ, студент, педагогический колледж, экологическая компетентность, профиль подготовки, образовательная среда, ценность
Актуальность заключается в том, что когнитивные способности и их развитие среди обучаемых относятся к основным задачам профессионального сообщества. Система педагогических колледжей сконцентрирована на интенсивной подготовке будущих специалистов сферы образования, что обусловливает необходимость применения разнообразных приемов для достижения когнитивной компетентности среди будущих выпускников. Когнитивную способность зачастую принято рассматривать как общий образовательный навык. Заметно реже в педагогическом сообществе рассматривается проблема развития когнитивных способностей в узком смысле, к примеру, в сфере экологии. Причина связана со стремлением обобщить педагогический опыт на различной профессиональной платформе образовательных организаций. В данном случае экологическая компетентность фактически лишена обособленной совокупности приемов и инструментов ввиду специфики экологического образования и цифрового нарратива, преследующего цель модернизировать систему образования, а не обеспечить соответствие внедряемых информационных ресурсов задачам отдельного образовательного направления.
Целью настоящего исследования является поиск и обнаружение компонентов использования ИКТ в процессе формирования экологической компетентности среди студентов педагогического колледжа. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
- изучить сущность когнитивных способностей и влияние на них сторонних образовательных ресурсов;
- определить возможность адаптации имеющихся педагогических подходов для формирования экологической компетентности в условиях колледжа;
- сопоставить существующие педагогические подходы с когнитивными возможностями ИКТ при формировании экологической компетентности среди студентов;
- определить степень вероятности и педагогические возможности для адаптации когнитивных возможностей ИКТ в условиях педагогического колледжа при формировании экологической компетентности.
Методами для проведения исследования и достижения поставленной цели путем реализации сформированных задач являются индукция для раскрытия каждого аспекта изучаемой педагогической проблемы; анализ предпосылок для осуществления поиска и обнаружения компонентов при формировании экологической компетентности; дедукция для достижения обозначенной цели, а также метод обобщения для формирования совокупности когнитивных компонентов при использовании ИКТ в условиях педагогического колледжа в процессе усиления экологической компетентности.
Научная новизна состоит в обнаружении компонентов когнитивной структуры при совершенствовании экологической компетентности в условиях педагогического колледжа, которые впоследствии каждым педагогом могут быть использованы при формировании собственной методики обучения.
Теоретическая значимость состоит в подтверждении возможности реализации на практике существующего теоретического вклада в образовательный процесс педагогического колледжа при формировании у студентов когнитивных способностей и экологической компетентности.
Практическая значимость состоит в выявлении компонентов применения когнитивных возможностей ИКТ для повышения экологической компетентности студентов педагогических колледжей, которые могут быть реализованы педагогами идентичных образовательных учреждений в процессе развития когнитивных способностей студентов в соответствии с актуальной педагогической задачей.
Педагогическое сообщество не могло игнорировать изыскания психологов в сфере структуры и последовательности освоения обучаемыми новых знаний. Для педагогики оказались полезными выводы о том, как устроен мозг обучаемого, а также по каким принципам усваивается образовательная информация. Возрастной диапазон является определяющим фактором при развитии общих и профессиональных компетенций. Данный аспект влияет на объем знаний, допустимый для соответствующего уровня образования и ожиданий при окончании образовательного учреждения.