Научная статья на тему 'THE DEVELOPMENT OF LINGUISTIC CREATIVITY AMONG UNDERGRADUATE STUDENTS OF FOREIGN LANGUAGE MAJOR IN THE COURSE OF ENGLISH.'

THE DEVELOPMENT OF LINGUISTIC CREATIVITY AMONG UNDERGRADUATE STUDENTS OF FOREIGN LANGUAGE MAJOR IN THE COURSE OF ENGLISH. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
linguistic creativity / English language / language-training university / undergraduate students / лингвистическая креативность / английский язык / языковой вуз / бакалавриат

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д С. Захарова

Acceleration of internationalization and globalization and as well as the constant growth of competition causes a growing need for highly qualified personnel. In this regard, creativity is becoming one of the key skills of future university graduates, including future linguists. The development of linguistic creativity is of particular importance in teaching language disciplines. This study contains an analysis of the components of linguistic creativity and suggests methods for its activation in foreign language classes for students of language specialities. The considered set of methods and techniques will ensure a more successful formation of creativity among students of language universities. The learning process based on the goals that require developed creative skills, combining cultural, social, linguistic and other knowledge, simultaneously with the introduction of non-trivial methods, will increase the competitiveness of modern specialists. The complex of methods and techniques considered in the article will ensure a more successful formation of creativity in students of language universities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

РАЗВИТИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В КУРСЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Ускорение процессов интернационализации и глобализации, а также постоянный рост конкуренции обусловливает растущую потребность в высококвалифицированных кадрах. В этой связи креативность становится одним из ключевых умений будущих выпускников университета, в том числе и для будущих лингвистов. Развитие лингвистической креативности имеет особое значение в процессе обучения студентов языковых дисциплин. Процесс обучения, сочетающий культурные, социальные, лингвистические и др. знания одновременно с внедрением нетривиальных методик, с опорой на требующие развитых креативных навыков цели повысит конкурентоспособность современных специалистов. Рассмотренный в статье комплекс методов и приемов обеспечит более успешное формирование креативности у обучающихся языковых вузов.

Текст научной работы на тему «THE DEVELOPMENT OF LINGUISTIC CREATIVITY AMONG UNDERGRADUATE STUDENTS OF FOREIGN LANGUAGE MAJOR IN THE COURSE OF ENGLISH.»

- регулярный мониторинг сформированности мотивационных установок у студентов, находящихся на различных этапах освоения образовательных программ.

Подводя итоги рассмотрению процесса формирования профессиональной мотивации у студентов по ходу освоения вузовских программ, прежде всего отметим необходимость развития данной характеристики в современных условиях. Её складывание может быть действительно эффективным в случае придания образовательному процессу ориентированности на решение тех задач, которые могут возникнуть по ходу осуществления выпускником профессиональной деятельности в пространстве организаций, действующих сегодня на территории РФ. В свою очередь, в число ключевых составляющих такого процесса входят различные практики.

Библиографический список

В процессе формирования профессиональной мотивации у студентов возможно возникновение различных затруднений, способствующих снижению мотивации. Минимизировать вероятность такового можно, если прибегнуть к организации следующих мероприятий: оказание психолого-педагогической помощи студентам, испытывающим трудности в ходе реализации практико-ориентиро-ванного обучения и демонстрирующим связанное с ними снижение профессиональной направленности; тренинги и иные формы занятий, направленные на сохранение и повышение мотивационных установок к дальнейшей профессиональной деятельности; регулярный мониторинг сформированности мотивацион-ных установок у студентов, находящихся на различных этапах освоения образовательных программ.

1. Бажук О.В. Междисциплинарный кластер практической подготовки как фактор повышения мотивационного потенциала студентов к профессиональной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 154-157.

2. Борзова Т.А. Особенности воспитательного процесса в современной образовательной системе вуза. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022; Т. 14; № 2: 177-185.

3. Борзова Т.А. Мотивация студентов к обучению в современном вузе. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 5 (102): 11-13.

4. Уайт М.М., Олсон С.Дж., Каннинг Э.А. Анализ влияния мышления и манеры поведения преподавателя на опыт учащихся. Наука о мотивации. 2024; № 10 (1): 83-87.

5. Нечина Е.Н. Развитие мышления роста у студентов вузов как способ повышения мотивации к процессу обучения. Мир науки, культуры, образования. 2024; № 3 (106): 105-108.

6. Махмудова Д.Б. Проблема формирования профессиональной мотивации студентов в процессе обучения в вузе. Экономика и социум. 2023; № 12 (115): 868-875.

7. Умаров Т.Н., Кошонова С.Ш., Бегматов С.И. Особенности формирования профессиональной мотивации студентов педагогических специальностей в образовательном процессе в вузе. Бюллетень науки и практики. 2023; Т. 9, № 3: 312-319.

8. Байханов И.Б., Ажиев А.В., Гадаборшева З.И. Возрастная психология: учебное пособие. Махачкала, 2020.

References

1. Bazhuk O.V. Mezhdisciplinarnyj klaster prakticheskoj podgotovki kak faktor povysheniya motivacionnogo potenciala studentov k professional'noj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 154-157.

2. Borzova T.A. Osobennosti vospitatel'nogo processa v sovremennoj obrazovatel'noj sisteme vuza. Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta 'ekonomiki i servisa. 2022; T. 14; № 2: 177-185.

3. Borzova T.A. Motivaciya studentov k obucheniyu v sovremennom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 5 (102): 11-13.

4. Uajt M.M., Olson S.Dzh., Kanning 'E.A. Analiz vliyaniya myshleniya i manery povedeniya prepodavatelya na opyt uchaschihsya. Nauka o motivacii. 2024; № 10 (1): 83-87.

5. Nechina E.N. Razvitie myshleniya rosta u studentov vuzov kak sposob povysheniya motivacii k processu obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; № 3 (106): 105-108.

6. Mahmudova D.B. Problema formirovaniya professional'noj motivacii studentov v processe obucheniya v vuze. 'Ekonomika i socium. 2023; № 12 (115): 868-875.

7. Umarov T.N., Koshonova S.Sh., Begmatov S.I. Osobennosti formirovaniya professional'noj motivacii studentov pedagogicheskih special'nostej v obrazovatel'nom processe v vuze. Byulleten' nauki ipraktiki. 2023; T. 9, № 3: 312-319.

8. Bajhanov I.B., Azhiev A.V., Gadaborsheva Z.I. Vozrastnaya psihologiya: uchebnoe posobie. Mahachkala, 2020.

Статья поступила в редакцию 14.08.24

УДК 372

Zakharova D.S., teacher, Faculty of Foreign Languages and Regional Studies Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

THE DEVELOPMENT OF LINGUISTIC CREATIVITY AMONG UNDERGRADUATE STUDENTS OF FOREIGN LANGUAGE MAJOR IN THE COURSE OF ENGLISH. Acceleration of internationalization and globalization and as well as the constant growth of competition causes a growing need for highly qualified personnel. In this regard, creativity is becoming one of the key skills of future university graduates, including future linguists. The development of linguistic creativity is of particular importance in teaching language disciplines. This study contains an analysis of the components of linguistic creativity and suggests methods for its activation in foreign language classes for students of language specialities. The considered set of methods and techniques will ensure a more successful formation of creativity among students of language universities. The learning process based on the goals that require developed creative skills, combining cultural, social, linguistic and other knowledge, simultaneously with the introduction of non-trivial methods, will increase the competitiveness of modern specialists. The complex of methods and techniques considered in the article will ensure a more successful formation of creativity in students of language universities.

Key words: linguistic creativity, English language, language-training university, undergraduate students

Д.С. Захарова, преп., Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Е-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В КУРСЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Ускорение процессов интернационализации и глобализации, а также постоянный рост конкуренции обусловливает растущую потребность в высококвалифицированных кадрах. В этой связи креативность становится одним из ключевых умений будущих выпускников университета, в том числе и для будущих лингвистов. Развитие лингвистической креативности имеет особое значение в процессе обучения студентов языковых дисциплин. Процесс обучения, сочетающий культурные, социальные, лингвистические и др. знания одновременно с внедрением нетривиальных методик, с опорой на требующие развитых креативных навыков цели повысит конкурентоспособность современных специалистов. Рассмотренный в статье комплекс методов и приемов обеспечит более успешное формирование креативности у обучающихся языковых вузов.

Ключевые слова: лингвистическая креативность, английский язык, языковой вуз, бакалавриат

На сегодняшний день неуклонно растет потребность в высококвалифицированных специалистах в области лингвистики. Этому способствуют процессы интернационализации и глобализации, а также постоянное развитие международных отношений. В современном мире конкурентоспособным специалистам также предъявляются требования к наличию таких личностных особенностей, которые позволяют им самостоятельно выдвигать проблемы профессионального характера, порождать разнообразные коммуникативные решения с опорой на оригинальные идеи и нешаблонно их решать [1] в процессе делового общения на родном и английском языках. Совокупность указанных личностных особенностей характеризует креативность современного специалиста, которая начинает фор-

мироваться и развиваться в процессе профессиональной подготовки студентов языковых вузов [2-22]. Перечисленные факторы обусловливают актуальность данной работы.

Целью представленной статьи является рассмотрение понятия «лингвистическая креативность», необходимых педагогических условий и методов ее развития, а также выявление наиболее оптимальных критериев для ее оценивания.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития креативности у студентов языковых направлений подготовки.

- определить содержание и структуру креативности.

- рассмотреть комплекс методов и приемов, направленных на формирование креативности у обучающихся студентов бакалавриата языковых вузов.

Научная новизна нашего исследования заключается в рассмотрении процесса развития творческих способностей у студентов педагогического вуза. Кроме того, анализируются актуальные методы развития творческих способностей.

Теоритическая значимость работы состоит в освещении отличий понятий «креативность», «лингвистическая креативность» и «творчество». Результаты исследовательской части могут быть использованы в дальнейшем изучении важности развития креативности в процессе обучения иностранному языку студентов языковых направлений подготовки.

Практическая значимость данного исследования обусловливается тем, что представленный комплекс методов и приемов, направленный на развитие у креативности студентов языковых направлений подготовки, можно применять на занятиях по иностранному языку в вузе.

Важность развития креативности (creative thinking) отражается в ряде нормативных документов, в частности документы СЕ содержат перечень навыков, необходимых для повседневной жизни и обучения, среди которых указываются сотрудничество, коммуникация, социальная ответственность, умение учиться, креативность и критическое мышление. Эти же документы раскрывают «компоненты креативного мышления: подготовка к творческому процессу (участие в творческих заданиях, изучение проблем и концептов, рассмотрение разных точек зрения, умение находить связи), генерация идей (разработка идей и их комбинирование, поиск альтернатив), реализация идей (экспериментирование и уточнение идеи, использование идей на практике, их представление и объяснение, решение проблемы)».

Креативность является значимым навыком с точки зрения цифровизации сферы образования. В ОС МГУ также упомянута такая компетенция, как стремление обучающегося к самообразованию (продолжению образования) на протяжении жизни, способность продуктивного применения творческого потенциала, творческой реализации в профессии, а также осознание социальной роли своего развития в качестве перспективного специалиста, стремление к максимально качественной реализации профессиональных обязанностей, способность формулировать новые идеи и стратегии деятельности, решать проблемы в бытовых и разнообразных профессиональных ситуациях.

Рассуждая о важности креативности в процессе обучения студентов бакалавриата лингвистических направлений подготовки, необходимо детально рассмотреть понятие креативности.

Под креативностью следует понимать творческий потенциал человека, выражающийся в ощущениях, мышлении, видах деятельности и др., позволяющий дать характеристику личности в целом, а также продуктов ее деятельности.

Это понятие впервые появилось в работе Дж. Симпсона в прошлом веке [3].

Тема творчества интересовала средневековых и античных исследователей. Аристотель, Сократ и Платон отмечали тесную связь бессознательного вдохновения и интуиции с творчеством.

Позднее Д. Беркли предпринял первую попытку проанализировать творческий процесс. Исследователь разработал знаменитую концепцию креативного восприятия, под которым понимал восприятие человека, в силу наличия которого он познает разнообразные явления (предметы), создает воображаемые или фантастические объекты.

В историогенезе креативности первым в научном мире признан труд Д. Гилфорда 1950 г. [4], где ученый определил креативность в качестве процесса, связанного с направленным на предложение нетривиальных способов решения задач дивергентным мышлением.

Нередко в научных исследованиях креативность сопоставляется с творчеством. Тем не менее подходы к их сравнению разнятся: «творчество онтологично, креативность технологична» [5, с. 23]; творчество обладает предметно-результативной характеристикой, креативность - процессуально-субъективной.

Под креативностью, согласно исследованиям зарубежных ученых, имеется в виду способность к реализации творческой деятельности.

Следует отметить, что отечественные ученые определяют креативность как элемент содержания творческого потенциала личности. Для креативности характерно «выполнение функции массовой культуры» [8, с. 17], когда в приоритете не создание новых идей, а демонстрация намерений студентов формировать и развивать данные идеи относительно коммуникационных решений. Соответственно, креативность не предполагает личностную составляющую и эмоциональный контекст, которые в процессе профессиональной подготовки проявляются в творчестве.

Креативность имеет особое значение для студентов языковых направлений подготовки. Анализ учебных планов студентов бакалавриата ведущих российских вузов по направлению «Лингвистика» (МГУ, МГИМО, КФУ, СПБУ и др.) позволяет отметить, что изучение иностранного языка начинается с первого семестра.

Далее углубление знаний обучающихся реализуется в рамках дисциплин по выбору, начиная с 3-го курса, таких как «Стратегии делового общения», «Язык средств массовой информации» и других.

В рабочих программах данных курсов указываются следующие компетенции:

- М-ПК-4 (способность как создавать, так и модифицировать аутентичные тексты разных жанров, реферировать письменные и устные произведения, применяя их с целью решения основных профессиональных задач);

- СК-1 (способность к генерации инновационных идей, творчеству а также выдвижению гипотез).

Кроме того, студентам предлагаются такие формы учебной деятельности, как написание творческих работ (эссе, статьи, плана-сценария), проведение дебатов, дискуссий и мини-конференций.

Ряд современных исследователей (ГА. Халюшова, Т.В. Тюленева, А.В. Галкина) в своих работах подчеркивают важность наличия высокого уровня креативности у студентов языковых факультетов.

Исследователи определяют лингвистическую креативность (ЛК) как способность к внедрению лингвистических механизмов отражения идей.

С точки зрения А.В. Галкиной [8], ЛК на семантическом уровне - это готовность занимающегося к внедрению эффективных инструментов вербальной коммуникации.

ЛК на другом, мотивационном уровне выражается как способность к изменению вербального контента.

А.В. Галкина [8] перечисляет ряд критериев, позволяющих охарактеризовать феномен ЛК:

1) оригинальность;

2) соответствие;

3) результативность.

Приемлемость представляет собой соответствие конкретным социальным и культурным условиям и потребностям участников процесса коммуникации.

Под оригинальностью следует понимать нетривиальное оформление высказывания. Соответствие - препятствующее правильному пониманию отклонение от нормы, результативность - достижение лингвистической цели.

С точки зрения ГА. Халюшовой [10], ЛК представляет собой способность личности к применению, накоплению и др. содействующих эффективной самореализации знаний в области ИЯ. Ученым разработана классификация составляющих лингвистической креативности: когнитивная; деятельностная; эмоциональная [10].

Тюленева Т.В. [11] под лингвистической креативностью понимает способности человека к разработке качественно новых продуктов посредством языковых инструментов, а также продуцированию высказываний с опорой на дивергентное мышление. Тюленева Т.В. [11] выделяет способности, которые относятся к исследуемому виду креативности, а именно: предложение идей; гибкость; хорошо развитое мышление вербального типа; формирование новых лексем; работа с аутентичными продуктами ИЯ.

А.В. Галкина [8] сформулировала условия, значимые для эффективного формирования лингвистической креативности: использование креативных заданий; соединение социально-культурных, лингвистических и психолого-педагогических компетенций.

В свою очередь, ГА. Халюшовой [10] выделены определенные педагогические условия формирования лингвистической креативности: взаимодействие; формирование иноязычной среды; моделирование проективных ситуаций.

Далее рассмотрим положительные аспекты применения различных творческих заданий и упражнений: формирование способности к автономной деятельности; активизация мыслительных процессов и др.

Изучая средства и инструменты развития у студентов языковых факультетов лингвистической креативности, необходимо отметить, что наиболее эффективно при работе с текстами применять приемы эвристики: смена функций; ассоциирование; эмпатия; формирование рассказа; креативное изложение.

По мнению Роговой, импровизации - самый эффективный инструмент освоения навыка говорения, повышающий мотивацию и способствующий формированию разнообразных вербальных ситуаций [15].

Упражнение, при выполнении которого педагог сочиняет рассказ с применением лексем из учебного пособия, способствует совершенствованию иноязычных коммуникативных компетенций современных студентов.

После этого они в сформированных группах сочиняют собственные рассказы с применением тех же лексем. Как следствие, наблюдается повторение новых лексических единиц с целью их дальнейшего запоминания.

Зарубежные ученые акцентируют внимание на актуальности внедрения методик активизации креативной деятельности педагогами на занятиях ИЯ.

Также эффективными являются следующие методы: дискуссии; имитационные игры; проекты; самопрезентации.

Опыт зарубежных и российских ученых подтверждает высокую эффективность применения метода проектов в рамках развития когниций.

Проектный метод подразумевает использование проблемных задач, способствующих развитию навыка определять проблемы, формулировать гипотезы и задачи для разрешения разнообразных проблемных ситуаций [16].

Этот метод также повышает интерес к профессиональной деятельности.

Не менее эффективным способом развития креативности и познавательной сферы обучающихся являются имитационно-моделирующие игры [18; 19]. Такой вид заданий предоставляет ученикам возможность принимать автономные решения, а также отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

Метод дискуссии способствует развитию абстрактного мышления, способности к порождению оригинальных идей, самостоятельному выдвижению гипотез [20]. В рамках данного метода обучающиеся учатся выдвигать и отстаивать свою точку зрения, слышать оппонента и/ или идти на компромисс.

Метод самопрезентации ставит своей целью развить креативный, нестандартный подход к подготовке выступлений [21]. Этот метод позволяет студентам реализовать свой творческий потенциал, проявить готовность к саморазвитию и самореализации.

Не менее важным представляется выделение критериев для оценки развития креативности. Разные авторы предлагают различный набор критериев.

Так, Гилфордом выделен ряд критериев креативности:

- оригинальность;

- высокая адаптивность;

- способности к генерации идей и нетривиальным способам решения проблем;

хорошо развитые аналитические и синтетические способности и др.

П. Торранс сформулировал ряд следующих показателей креативности:

- юмор;

- цвет;

- фантазия;

- движение;

- метаморфическое чувство;

- литературное чувство [21].

Далее рассмотрим критерии креативности, предложенные Е.Е. Туник: навык синтеза; дивергентность мышления; способность выявления различий и сходств; способность прогнозирования (воссоздания отсутствующих деталей) и др. [22].

Библиографический список

Основываясь на концепции креативности Дж. Гилфорда и проецируя выдвинутые им характеристики дивергентного мышления, рассмотрим измеримые показатели сформированности ЛК: вариативность вербальных решений широкого спектра творческих задач; темп продуцирования идей (число вариантов решения проблемы за выбранный интервал времени); уникальность вербальных решений (оригинальность, для оценивания которой необходимо подсчитать количество решений или ответов, не повторяющихся в выборке).

Таким образом, в рамках данного исследования были рассмотрены понятия «креативность и «лингвистическая креативность», проанализирована нормативная база, включая закон об образовании, образовательные стандарты и другие нормативные акты. Кроме того, данное исследование содержит анализ компонентов лингвистической креативности и предлагает методы ее активизации на занятиях по иностранному языку у студентов языковых направлений подготовки. Выявлено, что креативность становится одним из ключевых умений будущих выпускников вузов, в том числе для будущих лингвистов. Вследствие этого развитие лингвистической креативности приобретает особую важность в процессе обучения студентов языковых направлений подготовки. Рассмотренный комплекс методов и приемов обеспечит более успешное формирование креативности у обучающихся языковых вузов. Также данная работа может способствовать развитию креативности студентов в сфере их будущей профессии, позволит легче вовлекаться в информационно-исследовательскую деятельность на иностранном языке, успешно применять свои знания иностранного языка в профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Лапин Н.М. Креативность как инновационный ресурс развития экономики. Тамбов, 2008.

2. Голованова A.A. Коммуникативная креативность субъекта как фактор эффективности группового решения задач. Научная библиотека диссертаций и авторефератов. Available at: disserCat.http://kommunikativnaya-kreativnost-subekta-kak-faktor-effektivnosti-gruppovogo- resheniya

3. Мещеряков Б. Большой психологический словарь. Москва: Прайм-Еврознак, 2003.

4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Санкт-Петербург, 2011.

5. Aзарова Н.М. Эволюция понятий творчество и рождение в русской поэзии и философии 20-21 в. Языковое творчество и речевая креативность. Язык как медиатор между знанием и искусством. Москва, 2009: 19.

6. Еремина Л.И. Развитие креативности личности: психологический аспект. Общество: социология, психология, педагогика. 2014; № 1: 45.

7. Шубович М.М. Развитие креативности в условиях современного личностно-ориентированного образования. Вестник Казанского технологического университета. 2010; № 3: 18.

8. Галкина AE. Овладение лингвистической креативностью в контексте овладения иностранным языком. Вестник ТГУ. 2011; № 10: 164.

9. Gardner H. Creating minds. New York: Basic Books, 1993.

10. Халюшова ГЛ. Развитие лингвистической креативности студента университета. Оренбург, 2005.

11. Тюленева Т.В. Формирование лингвистической креативности студентов неязыковых специальностей. Волгоград, 2012.

12. Морозова И.О. Развитие творческих способностей студентов вузов на занятиях по иностранному языку.

13. Кизрина Н.Г Развитие креативного мышления студентов языковых профилей подготовки в процессе работы с художественными текстами. Филологические науки. Вопросы теории и практики: в 4 ч. Тамбов: Грамота, 2017; Ч. 2, № 12 (78): 202.

14. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Москва, 1991.

15. Aлександров Е.Л. Ретроспективный анализ использования развивающих образовательных технологий в зарубежной высшей школе. Мир образования - образование в мире. 2018; № 69: 37-53.

16. Кузнецова НА Использование коучингового подхода при формировании компетентностной матрицы студента. Перспективы развития науки и образования. Москва: ИП Туголуков, 2017: 119-124.

17. Воскресенская Н.Г «Немгновенный инсайт» в дискуссиях на нравственные темы. Творчество: наука, искусство, жизнь. Москва: РAH, 2015: 79-96.

18. Зеер Э.Ф. Методологические основания реализации процессного и проектного подходов в профессиональном образовании. Образование и наука. 2016; № 7: 40-46.

19. Дробышева Н.Н. Выбор подходов и принципов обучения при учете запросов будущих политологов в процессе иноязычной подготовки в вузе. Проблемы современного педагогического образования. 2017; № 57: 86-99.

20. Камалов М.Н. Техники переговоров. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

21. Torrance E. Guiding creative talent. Prentice Hall, 1964.

22. Туник Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей. Санкт-Петербург, 1992. References

1. Lapin N.M. Kreativnost'kakinnovacionnyjresurs razvitiya 'ekonomiki. Tambov, 2008.

2. Golovanova A.A. Kommunikativnaya kreativnost' sub'ekta kak faktor 'effektivnosti gruppovogo resheniya zadach. Nauchnaya biblioteka dissertaciT i avtoreferatov. Available at: disserCat.http://kommunikativnaya-kreativnost-subekta-kak-faktor-effektivnosti-gruppovogo- resheniya

3. Mescheryakov B. Bol'shojpsihologicheskij slovar'. Moskva: Prajm-Evroznak, 2003.

4. Il'in E.P. Psihologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. Sankt-Peterburg, 2011.

5. Azarova N.M. 'Evolyuciya ponyatij tvorchestvo i rozhdenie v russkoj po ezii i filosofii 20-21 v. Yazykovoe tvorchestvo i rechevaya kreativnosf. Yazyk kak mediator mezhdu znaniem i iskusstvom. Moskva, 2009: 19.

6. Eremina L.I. Razvitie kreativnosti lichnosti: psihologicheskij aspekt. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2014; № 1: 45.

7. Shubovich M.M. Razvitie kreativnosti v usloviyah sovremennogo lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2010; № 3: 18.

8. Galkina A.V. Ovladenie lingvisticheskoj kreativnost'yu v kontekste ovladeniya inostrannym yazykom. Vestnik TGU. 2011; № 10: 164.

9. Gardner H. Creating minds. New York: Basic Books, 1993.

10. Halyushova G.A. Razvitie lingvisticheskoj kreativnosti studenta universiteta. Orenburg, 2005.

11. Tyuleneva T.V. Formirovanie lingvisticheskoj kreativnosti studentov neyazykovyh special'nostej. Volgograd, 2012.

12. Morozova I.O. Razvitie tvorcheskih sposobnostej studentov vuzov na zanyatiyah po inostrannomu yazyku.

13. Kizrina N.G. Razvitie kreativnogo myshleniya studentov yazykovyh profilej podgotovki v processe raboty s hudozhestvennymi tekstami. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki: v 4 ch. Tambov: Gramota, 2017; Ch. 2, № 12 (78): 202.

14. Rogova G.V. i dr. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v srednej shkole. Moskva, 1991.

15. Aleksandrov E.L. Retrospektivnyi analiz ispol'zovaniya razvivayuschih obrazovatel'nyh tehnologiT v zarubezhnoj vysshej shkole. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2018; № 69: 37-53.

16. Kuznecova N.A. Ispol'zovanie kouchingovogo podhoda pri formirovanii kompetentnostnoj matricy studenta. Perspektivy razvitiya nauki i obrazovaniya. Moskva: IP Tugolukov, 2017: 119-124.

17. Voskresenskaya N.G. «Nemgnovennyí insaít» v diskussiyah na nravstvennye temy. Tvorchestvo: nauka, iskusstvo, zhizn'. Moskva: RAN, 2015: 79-96.

18. Zeer 'E.F. Metodologicheskie osnovaniya realizacii processnogo i proektnogo podhodov v professional'nom obrazovanii. Obrazovanie i nauka. 2016; № 7: 40-46.

19. Drobysheva N.N. Vybor podhodov i principov obucheniya pri uchete zaprosov buduschih politologov v processe inoyazychnoí podgotovki v vuze. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017; № 57: 86-99.

20. Kamalov M.N. Tehnikiperegovorov. Rostov-na-Donu: Feniks, 2009.

21. Torrance E. Guiding creative talent. Prentice Hall, 1964.

22. Tunik E.E. Priroda i diagnostika tvorcheskih sposobnostej. Sankt-Peterburg, 1992.

Статья поступила в редакцию 18.08.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.