УДК 378
Kondrakhina N.G., Cand. of Sciences (Philology), Professor, Department of English for Professional Communication, Financial University under the Government
of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Yuzhakova N.E., senior teacher, Department of English for Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE STUDY OF THE SPECIFICS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL CREATIVITY OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER WITHIN THE FRAMEWORK OF HIGHER EDUCATION. The article considers problems of formation of professional creativity of a foreign language teacher in the framework of higher education. Analysis and generalization of existing approaches to the study of professional creativity and professionally important qualities of a teacher allow to clarify the concept of professional creativity. Professional creativity can be considered as the highest stage of development of creative abilities in professional activity or as the highest stage of development of creative competence of the teacher. Before realizing the activity for the development and formation of creative competence of another individual of foreign language education, the teacher himself should realize the integrity and accuracy in the formation of creativity. The authors consider art-pedagogical technology as a flexible and variable sequence of stages and intrapsychic phases of creative ability. The authors propose to consider a model for the formation of creative abilities of foreign language teachers through the implementation of training programs and art technologies. The study of teacher's creativity and its impact on the effectiveness of the educational process in the framework of additional professional education was carried out in the Financial University. The authors conclude that an integral condition for the development of creativity should be involved in activities, in professionally oriented situations. Defining and clarifying factors contributing to the development of professional creativity are the results of the research.
Key words: creative abilities, creativity, teacher's creativity, professional creativity, higher education, English language teaching
Н.Г. Кондрахина, канд. филол. наук, доц., проф., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва,
E-mail: [email protected]@fa.ru
Н.Е. Южакоеа, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В статье рассматривается проблематика формирования профессиональной креативности преподавателя иностранного языка в рамках высшей школы. Анализ и обобщение существующих подходов к изучению профессиональной креативности и профессионально важных качеств педагога позволяют нам уточнить понятие профессиональной креативности. Под арт-педагогической технологией мы предлагаем понимать гибкую и вариативную последовательность этапов и интрапсихических фаз творческой деятельности. Авторами разработана модель формирования творческих способностей преподавателей иностранного языка через программы иноязычного образования за счет реализации тренинговых программ и арт-технологий. Исследование креативности педагогов и ее влияния на эффективность образовательного процесса в рамках дополнительного профессионального образования осуществлялось на базе Финуниверситета. Мы предполагаем, что интегральным условием развития креативности должна выступать включенность в деятельность, в профессионально ориентированные ситуации. Определение и уточнение факторов, способствующих развитию профессиональной креативности, является одним из направлений проведенного нами экспериментального исследования.
Ключевые слова: творческие способности, креативность, креативность педагога, профессиональная креативность, высшее образование, преподавание английского языка
Актуальность исследования связана с тем, что творческий потенциал личности педагога оказывает огромное влияние на результативное обучение специалистов, способствуя осуществлению креативной стратегии обучения творчеству при выстраивании готовности обучаемого к непрерывной работе с информационной средой.
Труд педагога является творческим по самой своей сути, что обусловлено уникальностью имеющихся условий, а также неповторимостью личности каждого учащегося и того, кто отвечает за его интеллектуально-нравственный облик. Любое решение, принимаемое преподавателем, должно базироваться на этих «непостоянных величинах». Он может (способен и имеет право) обучать, воспитывать и развивать других только в той степени, в какой обучен, воспитан и развит он сам. Высокий результат в этой области возможен лишь при условии непрерывного совершенствования собственных педагогических навыков и умений, своего профессионального мастерства.
Обучение иностранному языку в отечественных вузах должно благоприятствовать формированию актуальных компетенций, необходимых для подготовки грамотных специалистов, востребованных в соответствующей области. Данное требование зафиксировано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Национальной доктрине образования Российской Федерации, федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, в национальном проекте «Образование», позиционируемом в качестве одного из приоритетных. В соответствии с официальным содержанием национального проекта «Образование» и федерального проекта «Экспорт образования» до 2024 года, интернационализация отечественного образования трактуется как создание условий для существенного повышения конкурентоспособности учебных заведений, предоставляющих высшее образование, посредством разработки и реализации международных англоязычных программ, а также через обмен студентами с зарубежными вузами (академическая мобильность).
Изучение трудов зарубежных и отечественных ученых [1-7], посвященных креативности педагога, позволяет сделать вывод об отсутствии четкого представления о влиянии креативности преподавателя иностранного языка на эффективность образовательного процесса в условиях высшего образования.
Цель нашей статьи заключается в исследовании комплексного анализа специфики формирования креативности педагога, преподающего иностранный язык.
Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, выглядят следующим образом:
- привести сущностную характеристику термина «креативность преподавателя», обучающего иностранному языку;
- определить ключевые принципы профессиональной креативности;
- раскрыть суть комплексного предметно-вербального подхода к преподаванию; показать, как могут решаться подобные задачи, на примере Финуниверси-тета.
В ходе исследования автором активно применялись следующие методы:
- изучение специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику;
- методологическая основа исследования представлена комплексным предметно-вербальным подходом к преподаванию, социально-конструктивистской концепцией освоения иностранного языка, а также компетентностной методикой, применяемой в современных российских вузах.
Научная новизна статьи заключается в том, что на её страницах мы предлагаем модель формирования творческих способностей преподавателей иностранного языка через программы иноязычного образования за счет реализации тренинговых программ и арт-технологий.
Теоретическая значимость заключается в определении дидактических задач, каковые должны быть решены в ходе воплощения данных принципов на практике.
Практическая значимость состоит в комплексном анализе специфики формирования креативности педагога, преподающего иностранный язык. В ходе экспериментального исследования был реализован ряд задач по диагностике и качественному анализу полученных результатов.
Методологическая основа исследования представлена комплексным предметно-вербальным подходом к преподаванию, социально-конструктивистской концепцией освоения иностранного языка, а также компетентностной методикой, применяемой в современных российских вузах.
В результате проведенного анализа научно-методической литературы по вопросам креативности выявлено, что большинство предлагаемых методик развития креативности в вузе касается в первую очередь специальных предметов. Кроме того, для развития креативности в высшей школе характерно преобладание интеллектуальных методов. Прежде чем реализовать свою деятельность по развитию и формированию креативной компетенции у субъекта иноязычного образования, педагог сам должен знать и осознавать всю целостность и точность в формировании креативности, что диктует необходимость высокой степени ее сформированности у педагога.
Мы предлагаем модель развития творческих способностей преподавателей иностранного языка через программы иноязычного образования за счет реализации тренинговых программ и арт-технологий. Под арт-педагогической технологией мы предлагаем понимать относительно гибкую и вариативную последовательность этапов и интрапсихических фаз творческой деятельности, на каждой из которых предполагается использование арт-педагогических средств и осуществление действий преподавателя и обучающихся, направленных на творческое решение учебных задач.
Исследование креативности педагогов и ее влияния на эффективность образовательного процесса в рамках дополнительного профессионального образования осуществлялось на базе Финуниверситета. Были сформированы экспериментальная и контрольная группы. Каждая группа состояла из 60 человек. Выборка однородна по возрастным и гендерным признакам.
На контрольном этапе экспериментального исследования был реализован ряд задач по диагностике и качественному анализу полученных результатов. В контрольной и экспериментальной группах были осуществлены:
1) диагностика структурных компонентов креативности педагога: интеллектуальной, индивидуальной, социальной и эмоциональной креативности и сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов;
2) диагностика структурных компонентов профессионально важных качеств педагога: социального интеллекта, вербальной-невербальной креативности, личностного, рефлексивного, эмпатического, мотивационного компонентов и сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов;
3) диагностика эффективности решения профессиональных задач педагогов и сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов;
4) корреляционный анализ взаимосвязей компонентов креативности педагогов и сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов;
5) корреляционный анализ взаимосвязей креативности профессионально-педагогические качества (ПК) и профессионально важных качеств (ПВК) пе-дагоговисравнительный анализрезультатов констатирующегои контрольного этапов;
6) норретатионнаН аниантвноиинтвяитИ ак и нффеттовриста нршаоея профессиональных задач и сравнительный анализ результатов констатирующего ьконтролиногоинапев;
7) факторный анализ и ранжирование по значимости компонентов креатив-ьо6тивПB0 иеоовога.Олведелонариьамтка ивтоненоё иинaтилоcнофрзтoиао до и после формирующего этапа эксперимента.
Ииагностика проводилась по методикам, использованным на констатирую-щонернрр эиин6трмрьн^.
Результаты диагностики креативности представлены на рис. 1.
Эмоциональная креативность констатирующий этап
Социальная креативность констатирующий этап
Индивидуальная креативность констатирующий этап
Ителлектуальная креативность констатирующий этап
Эмоциональная креативность контрольный этап
Социальная креативность контрольный этап
Индивидуальная креативность контрольный этап
Интеллектуальная креативность контрольный этап
Полученные результаты свидетельствуют об очень высоком уровне сфор-мированности всех компонентов креативности в экспериментальной группе и среднем уровне сформированности в контрольной группе. Следует заметить, что у испытуемых контрольной группы только интеллектуальная креативность достигла высокого уровня сформированности.
В экспериментальной группе показатели диагностики интеллектуальной креативности увеличились на 35,5%, индивидуальной креативности - на 23%, социальной - на 57,2% и эмоциональной - на 46,5% по сравнению с результатами диагностики на констатирующем этапе эксперимента.
В контрольной группе показатели диагностики интеллектуальной креативности увеличились на 24,5%, индивидуальной креативности - на 4%, социальной - на 6% и эмоциональной - на 5,7% по сравнению с результатами диагностики на констатирующем этапе эксперимента.
Исходя из полученных данных, мы видим, что динамика развития структурных компонентов креативности в экспериментальной группе существенно выше, чем в контрольной. Примерно сопоставимы лишь показатели динамики развития интеллектуальной креативности в обеих группах испытуемых, что, на наш взгляд, связано с акцентом образовательного процесса на приоритетное развитие когнитивной сферы обучающихся.
Результаты диагностики структурных компонентов профессионально важных качеств представлены на рис. 2.
Эмпатический компонент констатирующий этап
Рефлексивный компонент ко нстатирующий эта п
Мотива ционный омпонент констатирующий этап
Личностный компонент констатирующий этап
Когнитивный компонент констатирующий этап
Эмпатический компонент контрольный этап
Рефлексивный компонент контрольный этап
Мотивационный компоне нт контрольный эта п
Личностный компонент контрольный этап
Когнитивный компонент контрольный этап
Контрольная группа
50 100
Экспериментальная группа
I Контрольная группа ■ Экспериментальная группа
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Рис. 1. Результаты диагностики структурных компонентов креативности на контрольном этапе эксперимента
Рис. 2. Результаты диагностики структурных компонентов профессионально важных качеств на контрольном этапе эксперимента
Полученные данные свидетельствуют о высоком и очень высоком уровнях сформированности профессионально важных качеств педагога в экспериментальной группе испытуемых. В экспериментальной группе уровень сфор-мированности личностного, мотивационного, рефлексивного и эмпатического компонентов ПВК педагога поднялся до высокого, уровень сформированности когнитивного компонента ПВК - до очень высокого. В контрольной группе испытуемых уровень сформированности когнитивного компонента ПВК педагога поднялся до высокого, уровень сформированности личностного, мотивацион-ного, рефлексивного и эмпатического компонентов ПВК остался на среднем уровне.
дует отметить, что в целом уровень эффективности решения профессиональных задач (ЭРПЗ) значительно возрос в обеих группах испытуемых. На констатирующем этапе уровень сформированности ЭРПЗ в контрольной и эксперименталь-нойгруппахбылнизким.
Как показал анализ результатов диагностики структурных компонентов профессиональной креативности, структурных компонентов ПВК педагога и эффективности решения профессиональных задач в экспериментальной и контрольной группах, уровень сформированности всех диагностируемых параметров и динамика их развития в экспериментальной группе испытуемых значительно выше, чем в контрольной.
Для более детального анализа и выявления силы и глубины взаимосвязей нами был проведен интеркорреляционный анализ компонентов креативности (табл. 1, 2).
Анализ результатов данной матрицы (табл. 1) позволяет сделать вывод о том, что в экспериментальной группе имеются значимые, сильные и глубокие интеркорреляционные взаимосвязи между структурными компонентами профессиональной креативности.
Наибольшую глубину взаимосвязей показывают следующие параметры: оригинальность, сложность, разработанность, гибкость, любознательность, воображение, пластичность, аутентичность, новизна, эффективность, чувствительность. Наименьшую глубину взаимосвязей показывают следующие параметры: название, беглость, рискованность. Следует отметить, что в отличие от констатирующего этапа на контрольном этапе нет незначимых групп параметров в силу того, что количество взаимосвязей значительно увеличилось.
Параметры, отвечающие за ментальную активность (гибкость, беглость), значительно расширили глубину своих взаимосвязей, как и параметры, отвечающие за осмысленность творческого процесса (название, гибкость, сложность, экспрессивность, эффективность). При этом параметры, связанные с уникальностью и разнообразием творческих решений (оригинальность, пластичность, аутентичность, сложность) и самореализацией в творчестве (любознательность, воображение), также усилили глубину взаимосвязей с компонентами профессиональной креативности. Данные группы параметров демонстрируют равноценную значимость, что обеспечивает большую включенность креативности в творческий процесс, а также увеличение его результативности. Это связано с взаимозависимостью групп параметров, отвечающих за уникальность и разнообразие творческих решений и за их осмысленность.
Как говорил Дж. Гилфорд, «равнозначность данных параметров в ходе творческого акта обеспечивает значительно более высокое качество результатов, так как происходит отсев решений» [4].
Появившиеся взаимосвязи констатируют увеличение глубины взаимосвязей между компонентами интеллектуальной креативности и компонентами индивидуальной, социальной и эмоциональной креативности в экспериментальной группе испытуемых. Особенно стоит обратить внимание на динамику глубины взаимосвязей таких параметров, как беглость и разработанность. Увеличение их взаимосвязи с компонентами социальной и эмоциональной креативности позволяет заявить о большей ментальной активности испытуемых и осмысленности
Таблица 1
Матрица интеркорреляционных взаимосвязей структурных компонентов креативности испытуемых экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента
Интеллектуальная креативность Индивидуальная креативность Социальная креативность Эмоциональная креативность
Назв. Ориг. Бегл. Гибк. Разраб. Любозн. Вообр. Слож. Риск. Эксп. Пласт Чувс. Эфф. Нов. Аут.
Интеллектуальная креативность Название 0,87 0,84 0,91 0,77 0,70 0,74
Оригинальность 0,79 0,94 0,80 0,73 0,84 0,69 0,83 0,82 0,88
Беглость 0,59 0,87 0,59 0,84 0,55
Гибкость 0,72 0,81 0,75 0,75 0,82 0,81 0,81
Разработанность 0,89 0,92 0,68 0,70 0,62 0,76 0,76 0,72 0,60 0,70
Индивидуальная креативность Любознательность 0,87 0,79 0,59 0,72 0,89 0,69 0,80 0,92
Воображение 0,84 0,94 0,81 0,92 0,65 0,63 0,73 0,87 0,79
Сложность 0,91 0,80 0,87 0,75 0,68 0,79 0,70 0,77 0,74 0,91
Рискованность 0,73 0,75 0,70 0,69 0,62 0,61
Социальная креативность Экспрессивность 0,84 0,59 0,62 0,65 0,79 0,72 0,89 0,73
Пластичность 0,77 0,69 0,82 0,76 0,63 0,69 0,81 0,85 0,84
Чувствительность 0,83 0,84 0,76 0,69 0,73 0,70 0,62 0,67 0,86 0,89
Эмоциональная креативность Эффективность 0,70 0,82 0,55 0,72 0,87 0,77 0,72 0,81 0,67
Новизна 0,88 0,81 0,60 0,80 0,74 0,61 0,89 0,85 0,86
Аутентичность 0,74 0,81 0,70 0,92 0,79 0,91 0,73 0,84 0,89
p<0,05
Результаты диагностики структурных компонентов ПВК педагога экспериментальной группы испытуемых свидетельствуют о высокой динамике развития всех компонентов. Показатель динамики развития когнитивного компонента -26%, личностного компонента - 23%, мотивационного компонента - 24,5%, рефлексивного компонента - 47%, эмпатического компонента - 44%. Такие результаты позволяют заявить о высоком качественном росте уровня сформи-рованности компонентов ПВК педагога, что, на наш взгляд, обусловлено ростом уровня сформированности креативности педагога.
Результаты диагностики контрольной группы свидетельствуют о высокой динамике развития когнитивного компонента ПВК педагога - 19%, остальные компоненты демонстрируют показатель динамики развития менее 9%, что не является значительным.
Результаты диагностики эффективности решения профессиональных задач представлены в виде среднегрупповых значений на рис. 3.
I Экспериментальная группа
I Контрольная группа
ЭРПЗ КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП
ЭРПЗ КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП
Рис. 3. Результаты диагностики эффективности решения профессиональных задачнаконтрольном этапеэксперимента
Полученные результаты выявили высокий уровень сформированности эффективности решения профессиональных задач в экспериментальной группе испытуемых и средний уровень сформированности в контрольной группе. Сле-
Таблица 2
Матрица интеркорреляционных взаимосвязей компонентов креативности испытуемых контрольной группы
на контрольном этапе эксперимента
Параметры Интеллектуальная креативность Индивидуальная креативность Социальная креативность Эмоциональная креативность
Назв. Ориг Бегл. Гибк. Разраб. Любозн. Вообр. Слож. Риск. Эксп. Пласт Чувс. Эфф. Нов. Аут.
Интеллекту- Название 0,62
альная креативность Оригинальность 0,73 0,69 0,51 0,50
Беглость 0,67
Гибкость 0,55
Разработанность 0,67 0,71
Индивиду- Любознательность 0,67 0,72 0,65
альная креативность Воображение 0,62 0,73 0,65 0,69
Сложность 0,69 0,68 0,66 0,56
Рискованность
Социальная Экспрессивность 0,51 0,64
креативность Пластичность 0,50 0,55 0,65 0,68 0,69
Чувствительность 0,66
Эмоцио- Эффективность 0,69
нальная креативность Новизна 0,72 0,56 0,64
Аутентичность 0.71 0,65 0,69
р < 0,05
креативного процесса, равномерной представленности в креативном процессе всех компонентов профессиональной креативности.
Следует также отметить, что появившиеся взаимосвязи между компонентами интеллектуальной и индивидуальной креативности свидетельствуют о возросшем желании испытуемых реализовать себя в творчестве, что показывает динамика глубины параметров «любознательность» и «воображение».
Появление взаимосвязей между разработанностью, сложностью и воображением позволяет сделать вывод о большей взвешенности включенных в креативный процесс личностных проявлений [1, с. 277-297].
Исходя из анализа данной матрицы (табл. 2), можно сделать вывод, что интеркорреляционные взаимосвязи между компонентами креативности в контрольной группе испытуемых во многом утратили свою глубину по сравнению с констатирующим этапом эксперимента. Взаимосвязь интеллектуальной и индивидуальной креативности утратила свою глубину, что означает невключенность личностных проявлений в креативный процесс, утрату желания самореализоваться в творчестве. Данная тенденция свидетельствует о фактической утрате мотивации к творчеству что самым пагубным образом сказывается на результативности творческого процесса.
Следует отметить потерю взаимосвязи компонентов интеллектуальной креативности интеркорреляционной взаимосвязи с компонентами эмоциональной креативности. Для психологической деятельности, где важна роль эмоциональной сферы, это существенное упущение, т. к. отсутствие эмоционального компонента в творческом акте не позволяет учитывать эмоциональную сферу в его результатах, следовательно, дальнейшая картина творческих проявлений будет однобокой и неполной [5, с. 344].
В целом следует отметить, интеллектуальная креативность фактически утратила глубину взаимосвязей между компонентами креативности в контрольной группе испытуемых, что свидетельствует о ведущей роли исключительно интеллектуальной креативности в структуре профессиональной креативности.
Учитывая данную тенденцию, можно сделать вывод о том, что данный процесс будет во многом основан на неверных предпосылках и малорезультативен, так как психологическая деятельность подразумевает работу с явлениями социальной и эмоциональной природы, которые не будут оптимально осмыслены субъектом творческого акта ввиду непредставленности социальной и эмоциональной креативности в нем [4].
По результатам корреляционного анализа суммарных показателей компонентов креативности и их интеркорреляционного анализа можно сделать следующие выводы:
- профессиональная креативность в контрольной группе представляет собой структуру с развитой, доминирующей интеллектуальной креативностью при парциальности других компонентов профессиональной креативности;
- профессиональная креативность в экспериментальной группе сформирована на высоком уровне и представляет собой интегральное качество;
- программа развития профессиональной креативности, реализуемая на формирующем этапе эксперимента, эффективна в формировании профессиональной креативности.
С целью установления силы и глубины взаимосвязей, а также эмпирического доказательства принадлежности креативности к системе профессионально важных качеств педагога и определения ее места в данной структуре нами был проведен корреляционный анализ взаимосвязей креативности и профессионально важных качеств педагога.
О роли мотивации в процессе творчества говорят такие исследователи, как Д.Б. Богоявленская, Е. Торренс, Д. Кейфер, отмечая, что мотивация является одним из краеугольных камней творчества, и от нее напрямую зависят его результаты [6, с. 344].
Учитывая особенности профессиональной деятельности педагога, можно говорить о правомерности ведущей роли социальной и эмоциональной креативности, т. к. большинство профессиональных задач педагога связано именно с социальными и эмоциональными явлениями [7].
Принимая во внимание глубину и силу взаимосвязей креативности с другими компонентами структуры ПВК педагога, можно сделать вывод о том, что на контрольном этапе профессиональная креативность является одним из важнейших элементов данной структуры в экспериментальной группе испытуемых.
В целом можно заявить, что профессиональная креативность в контрольной группе на контрольном этапе эксперимента фактически представлена только интеллектуальной креативностью при парциальности остальных ее компонентов. На наш взгляд, это связано с особенностями образовательного процесса, который не направлен на формирование таких компонентов профессиональной креативности, как индивидуальная креативность, социальная креативность и эмоциональная креативность.
Доминирование одного параметра над другим не позволяет реализовывать взаимосвязи между ними, доминирующий параметр влияет на подчиненный, обратного влияния не происходит [2, с. 220]. Также здесь играют роль особенности образовательного процесса, который не направлен на формирование таких компонентов профессиональной креативности, как индивидуальная креативность, социальная креативность и эмоциональная креативность, а также не акцентируется внимание на развитии личностного, рефлексивного и эмпатического компонентов ПВК педагога. Формирование мотивационного компонента в принципе невозможно без целенаправленных усилий [3, с. 183].
С целью определения взаимозависимости и ранжирования по значимости компонентов креативности и профессионально важных качеств педагога был проведен факторный анализ иерархий креативности и ПВК педагога и их влияние на эффективность профессиональной деятельности педагога.
Ранжирование компонентов креативности (по значимости от высшего к низшему) на констатирующем этапе: интеллектуальная креативность, индивидуальная креативность, социальная креативность, эмоциональная креативность.
Ранжирование компонентов ПВК педагога (по значимости от высшего к низшему) на констатирующем этапе: когнитивный, эмпатический, личностный, моти-вационный, рефлексивный компоненты.
Результаты ранжирования по значимости компонентов ПК и ПВК педагога идентичны для контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе эксперимента.
На контрольном этапе для экспериментальной группы испытуемых значимыми являются четыре фактора:
- профессиональная креативность и мотивационный компонент ПВК педагога;
- когнитивный компонент ПВК;
- рефлексивный компонент ПВК;
- эмпатический компонент ПВК.
Также следует заметить, что профессиональная креативность обусловливает включенность мотивационного компонента ПВК педагога в профессиональную деятельность, что позволяет оценить ее уровень в иерархии выше, чем уровень мотивационного компонента. Подобная связь констатирует ведущую роль креативности в процессе самореализации специалиста в профессии, а также говорит о взаимозависимости между включенностью мотивационного фактора в процесс профессиональной деятельности
Можно сделать вывод о том, что уровень развития когнитивного, эмпатиче-ского и рефлексивного компонентов ПВК дает возможность оценивать и уровень сформированности профессиональной креативности. Факторный анализ позволяет констатировать: профессиональная креативность занимает одно из ведущих мест в структуре ПВК педагога.
На контрольном этапе для контрольной группы испытуемых значимым является один фактор - интеллектуальная креативность и когнитивный компонент ПВК педагога.
Исходя из результатов контрольного этапа эксперимента, можно сделать вывод о значительной эффективности программы формирования креативности
Библиографический список
педагога. Тренинговые занятия оказали положительное влияние на формирование креативности и ее структурных компонентов, силу и глубину взаимосвязи между ними, креативности и ПВК педагога, а также креативности и эффективности решения профессиональных задач. Полученные результаты говорят о высокой эффективности представленной модели.
Полученные данные анализа взаимосвязей профессиональной креативности и ПВК педагога позволяют утверждать, что профессиональная креативность является профессионально важным качеством (исходя из сильных, значимых взаимосвязей, выявленных на контрольном и констатирующем этапах эксперимента в обеих группах испытуемых) и занимает одно из ключевых мест в структуре ПВК педагога.
Профессиональная креативность при достаточном уровне сформиро-ванности представляет собой единый фактор, входящий в структуру профессионально важных качеств педагога и занимающий одно из ведущих мест в их иерархии.
Результаты контрольного этапа эксперимента позволяют сделать вывод о значительной эффективности программы формирования профессиональной креативности педагога. Мы предполагаем, что интегральным условием развития креативности должна выступать включенность в деятельность, в профессионально ориентированные ситуации. Определение и уточнение факторов, способствующих развитию профессиональной креативности, является одним из направлений проведенного нами экспериментального исследования. Одним из важных аспектов развития творческих способностей является тренинговая деятельность, а также арт-технологии.
1. Богоявленская Д.Б. К проблеме соотнесения общих, специальных и творческих способностей (на примере математической одаренности). Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017; Т. 14, № 2: 277-297.
2. Казикин А.В. Воспитание коммуникативной креативности у будущих педагогов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Магнитогорск, 2017.
3. Мороз В.В. Развитие креативности студентов: монография. Оренбург: ОГУ, 2011.
4. Мороз В.В. Креативный подход к преподаванию профессионально-ориентированного иностранного языка. Вестник ОГУ. 2017; № 2 (202).
5. Boden M.A. The creative mind: myths and mechanisms. New York: Sage, 2016.
6. Runco A. Creativity Theories and Themes: Research, Development, and Practice Mark. San Diego: Elsevier Inc., 2015.
7. Egah M.G. Creativity and Invention in Teaching and Learning of English Language in the Department of English Language College of Education, Akwanga. Journal of Teacher Perspective. 2015; Vol. 10, № 1.
References
1. Bogoyavlenskaya D.B. K probleme sootneseniya obschih, special'nyh i tvorcheskih sposobnostej (na primere matematicheskoj odarennocti). Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly 'ekonomiki. 2017; T. 14, № 2: 277-297.
2. Kazikin A.V. Vospitanie kommunikativnoj kreativnosti u buduschih pedagogov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk, 2017.
3. Moroz V.V. Razvitie kreativnostistudentov: monografiya. Orenburg: OGU, 2011.
4. Moroz V.V. Kreativnyj podhod k prepodavaniyu professional'no-orientirovannogo inostrannogo yazyka. Vestnik OGU. 2017; № 2 (202).
5. Boden M.A. The creative mind: myths and mechanisms. New York: Sage, 2016.
6. Runco A. Creativity Theories and Themes: Research, Development, and Practice Mark. San Diego: Elsevier Inc., 2015.
7. Egah M.G. Creativity and Invention in Teaching and Learning of English Language in the Department of English Language College of Education, Akwanga. Journal of Teacher Perspective. 2015; Vol. 10, № 1.
Статья поступила в редакцию 15.06.24
УДК 371
Kotieva F.R., Head, "Child Development Center - Kindergarten 'Little Genius"', Honored Teacher of the Republic of Ingushetia (Magas, Russia), E-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF INTERACTION BETWEEN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND PARENTS OF PRESCHOOL CHILDREN. The paper highlights a problem of interaction between parents and kindergarten in raising children. The author provides reasons for parents' self-removal from the upbringing process. Ways how to increase effectiveness of pedagogical education of parents are shown that would contribute to improvement of the general pedagogical culture of society. The family and kindergarten are considered as public educational institutions that lay foundations for raising children. The necessity of interaction between these two institutions to improve the effectiveness of education is substantiated. The necessity of organizing interaction with parents of preschool children in preschool educational institutions is theoretically substantiated. A differentiated approach to organizing work with parents is described and conditions for its implementation are identified. Traditional and non-traditional forms of interaction are presented, and the degree of optimality of their alternation to improve the pedagogical culture of parents is substantiated. The necessity of such combined impact on children to increase effectiveness of the process of pedagogical interaction is substantiated.
Key words: preschoolers, parents, family, preschool educational institution, upbringing, education, pedagogy, culture, interaction, pedagogical culture, forms of interaction
Ф.Р. Котиева, рук. ГБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Маленький гений»», Заслуженный учитель РИ, г. Магас, E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена проблеме взаимодействия родителей и детского сада в воспитании детей. Выявлены причины самоустранения родителей от процесса воспитания. Показаны пути повышения эффективности педагогического просвещения родителей, способствующие росту общей педагогической культуры общества. Семья и детский сад рассматриваются как общественные институты воспитания, закладывающие основы воспитания детей. Обосновывается необходимость взаимодействия этих двух институтов для повышения эффективности воспитания. Теоретически обосновывается необходимость организации взаимодействия с родителями дошкольников в условиях ДОУ. Описан дифференцированный подход в организации работы с родителями и выявлены условия его реализации. Представлены традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия, обоснована степень оптимальности их чередования для повышения педагогической культуры родителей. Обоснована необходимость такого комбинированного воздействия на детей для повышения эффективности процесса педагогического взаимодействия.
Ключевые слова: дошкольники, родители, семья, ДОУ, воспитание, образование, педагогика, культура, взаимодействие, педагогическая культура, формы взаимодействия