Научная статья на тему 'PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DETERMINANTS AND FACTORS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF A STUDENT AS A CREATIVE PERSONALITY.'

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DETERMINANTS AND FACTORS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF A STUDENT AS A CREATIVE PERSONALITY. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
educational process / creative personality / creative development / creative abilities / creative orientation / artistic and educational space / образовательный процесс / творческая личность / творческое развитие / творческие способности / творческая направленность / художественно-образовательное пространство

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С С. Ильин, С В. Бобрышов

The article studies the complex influence of factors of various nature on the development of creative orientation and creative abilities of students. The authors present a theoretical analysis of works on the problem of creative development of the personality of students, concretized the essence and orientation of this process in conditions of professional training of a future teacher. In accordance with the spheres of personality – the sphere of cognitive processes, abilities and skills, the sphere of personality orientation and the sphere of activity and behavior – a set of psychological and pedagogical characteristics of a personality is defined, acting as determinants of its creativity and manifestation of creative abilities. Conditions for the organization and implementation of the educational process are formulated, designed to ensure the formation of the creative personality of the future teacher. Recommendations for teachers on interaction with students, their motivation and creative thinking in specialized art educational institutions are analyzed and structured. Factors influencing upbringing, cultural and educational environment, approaches and methods of teaching, features and dynamics of the creative development of the future teacher are highlighted. The results of the research can be used for the complex formation and creative development of artistic and aesthetic qualities of a student (a future teacher of fine arts), as well as contributing to a favorable psychological and pedagogical climate during the educational process and practical classes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА КАК ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Статья посвящена исследованию комплексного влияния факторов различной природы на развитие творческой направленности и творческих способностей у студентов. Авторами представлен и подробно рассмотрен теоретический анализ работ по вопросам творческого становления личности студентов, уточнены его сущность и направление в контексте подготовки будущих педагогов. Принимая за основу деятельности человека сферу когнитивных знаний, умений и навыков, необходимо определить важные психолого-педагогические компоненты личности в индивидуально-художественном осмыслении образовательного процесса, выступающих детерминантами её творческости и проявления творческих способностей. Cформулированы условия организации и реализации образовательного процесса, призванные обеспечить формирование творческой личности будущего педагога. Проанализированы и структурированы рекомендации для преподавателей по взаимодействию со студентами, их мотивацией и креативным мышлением в профильных художественных учебных заведениях. Выделены факторы, влияющие на воспитание, культурно-образовательную среду, подходы и методы обучения, особенности и динамику творческого развития будущего учителя. Результаты исследования могут быть использованы для комплексного становления и творческого развития художественно-эстетических качеств личности студента-будущего преподавателя изобразительного искусства, а также могут способствовать благоприятному психолого-педагогическому климату во время учебного процесса и практических занятий.

Текст научной работы на тему «PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DETERMINANTS AND FACTORS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF A STUDENT AS A CREATIVE PERSONALITY.»

15. Kotlyar P.S. Mediagramotnost' v usloviyah razvitiya cifrovyh tehnologij. Vestnik VyatGU. 2017; № 8: 26-31.

16. Cheney D. Fuzzy logic: Why students need news and information literacy skills. Youth Media Reporter, 2010. Available at: http://www.youthmediareporter.org/2010/06/24/fuzzy-logic-why-students-need-news-and-informationliteracy-skills

17. Eseshkin K.I. Tehnologiya integracii formal'nogo i neformal'nogo obrazovaniya v professional'nom samorazvitii studentov: uchebno-metodicheskoe posobie. Omsk: Omskaya gumanitarnaya akademiya, 2022.

18. Levickaya A.A., Fedorov A.V. Mediaobrazovanie studentov pedagogicheskih vuzov i fakultetov kak instrument, protivostoyaschij medijnym manipulyacionnym vozdejstviyam. Moskva: OOO "Direktmedia Pablishing", 2022.

19. Dzyaloshinskij I.M. Manipulyativnye tehnologii v SMI: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: «Gumanitarnyj institut», 2006.

20. X - XXIII Gorodskie 'eticheskie chteniya. Available at: https://conf.omsu.ru/eticreader23

Статья поступила в редакцию 17.09.24

УДК 378.159.99

Ilyin S.S., postgraduate, Stavropol State Pedagogical Institute, (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Bobryshov S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theory, History of General Pedagogy and Social Practices, Stavropol State Pedagogical

Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DETERMINANTS AND FACTORS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF A STUDENT AS A CREATIVE PERSONALITY. The article studies the complex influence of factors of various nature on the development of creative orientation and creative abilities of students. The authors present a theoretical analysis of works on the problem of creative development of the personality of students, concretized the essence and orientation of this process in conditions of professional training of a future teacher. In accordance with the spheres of personality - the sphere of cognitive processes, abilities and skills, the sphere of personality orientation and the sphere of activity and behavior - a set of psychological and pedagogical characteristics of a personality is defined, acting as determinants of its creativity and manifestation of creative abilities. Conditions for the organization and implementation of the educational process are formulated, designed to ensure the formation of the creative personality of the future teacher. Recommendations for teachers on interaction with students, their motivation and creative thinking in specialized art educational institutions are analyzed and structured. Factors influencing upbringing, cultural and educational environment, approaches and methods of teaching, features and dynamics of the creative development of the future teacher are highlighted. The results of the research can be used for the complex formation and creative development of artistic and aesthetic qualities of a student (a future teacher of fine arts), as well as contributing to a favorable psychological and pedagogical climate during the educational process and practical classes.

Key words: educational process, creative personality, creative development, creative abilities, creative orientation, artistic and educational space

С.С. Ильин, аспирант ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь, E-mail: [email protected]

С.В. Бобрышов, д-р пед. наук, проф., проф. кафедры теории, истории общей педагогики и социальных практик ГБОУ ВО «Ставропольский

государственный педагогический институт, Ставрополь, E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА КАК ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Статья посвящена исследованию комплексного влияния факторов различной природы на развитие творческой направленности и творческих способностей у студентов. Авторами представлен и подробно рассмотрен теоретический анализ работ по вопросам творческого становления личности студентов, уточнены его сущность и направление в контексте подготовки будущих педагогов. Принимая за основу деятельности человека сферу когнитивных знаний, умений и навыков, необходимо определить важные психолого-педагогические компоненты личности в индивидуально-художественном осмыслении образовательного процесса, выступающих детерминантами её творческости и проявления творческих способностей. Сформулированы условия организации и реализации образовательного процесса, призванные обеспечить формирование творческой личности будущего педагога. Проанализированы и структурированы рекомендации для преподавателей по взаимодействию со студентами, их мотивацией и креативным мышлением в профильных художественных учебных заведениях. Выделены факторы, влияющие на воспитание, культурно-образовательную среду, подходы и методы обучения, особенности и динамику творческого развития будущего учителя. Результаты исследования могут быть использованы для комплексного становления и творческого развития художественно-эстетических качеств личности студента-будущего преподавателя изобразительного искусства, а также могут способствовать благоприятному психолого-педагогическому климату во время учебного процесса и практических занятий.

Ключевые слова: образовательный процесс, творческая личность, творческое развитие, творческие способности, творческая направленность, художественно-образовательное пространство

В основе актуальности исследования лежит понимание, что современный этап развития общества характеризуется активным прогрессом науки и технологий, интенсификацией и валообразным усложнением социальных взаимодействий, что требует от человека не просто пластичной адаптации к изменяющимся условиям, а буквально перенастройки и перестройки его ключевых психологических структур. При этом исследователи отмечают, что всё более отчетливо фиксируемые глобальные перемены в сущности человека вызывают кризис во многих социальных сферах, которые зачастую развиваются на противоречивой основе: с одной стороны, турбулентность социальных процессов и взаимодействий оказывает в определенной степени негативное воздействие на формирование личности, предопределяя её конфликтность в обществе и неустойчивость в личных исканиях и предпочтениях, с другой - создает среду, стимулирующую индивидуальный рост и активное личностное развитие [1, с. 43]. Среди параметров этого личностного развития, призванного обеспечить человеку возможность жить в гармонии с самим собой и другими, быть двигателем прогресса, на первый план выходят такие личностные качества, как ценностно-смысловая рефлексивность, поведенческая конструктивность, отношенческая гибкость, мотивацион-ная устойчивость, субъектная целеустремленность, творческость. Учитывая же, что на этапе обучения в вузе речь идет не просто о личностном, но и о профессиональном развитии, упомянутые качества должны дополняться и насыщаться профессионально ориентированным содержанием. А если, к тому же, вести речь о профессии педагога, то формирование этих качеств должно безусловно присутствовать в ядре целевого компонента процесса подготовки будущего специалиста.

Обозначенный процесс в отечественной профессиональной педагогике принято рассматривать в рамках двух концептуальных подходов - профес-

сионально ориентированного и личностно ориентированного, каждый из которых предполагает свою нюансировку В рамках данной статьи мы будем исходить из позиции, что объединяющим началом для этих подходов является то, что они выступают как главенствующая, психолого-педагогическая роль стремительного совершенствования духовно-нравственных качеств личности, направленных на преобразование и осмысление новых социальных взаимодействий и профессиональных компетенций в виде применения учебных знаний на практике, уже выступая молодым специалистом-учителем с индивидуально-творческим подходом к преподаванию [2, с. 10].

При таком подходе ключевой задачей и особенностью профессионального становления личности, как отмечают исследователи (И.И. Бурлакова, ГС. Коры-това, Н.А. Никифорова, Н.В. Харина и др.), является формирование личности как профессионала-созидателя. Отталкиваясь от этимологии понятия «созидать» (создать, изобрести, построить, произвести, основать, организовать, творить и т.п.), можно заключить, что на первый план выходит такой параметр взаимосвязанного личностного и профессионального развития, как способность к нестандартному, творческому восприятию мира. Для студентов-художников особенно важно иметь индивидуальный подход к пониманию и реализации своей профессиональной творческой деятельности при социально-значимых процессах. Креативные аспекты личности необходимы во всех сферах современного мироустройства подготовки студентов.

Целью нашего исследования стало выявление основных психолого-педагогических детерминант и факторов, влияющих на формирование и развитие студента как творческой личности; определение эффективных подходов, правил и методов формирования и развития творческого потенциала в образовательном процессе у студентов-педагогов.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- определить ведущие индивидуальные качества личности как системообразующие детерминанты комплексной профессиональной характеристики студента-педагога;

- определить необходимые условия, формирующие из студента - творчески-ориентированного специалиста

- проанализировать и структурировать первичные факторы, которые влияют на динамику становления творческой индивидуальности личности будущего преподавателя изящных наук

Новизна научного исследования заключается в определении психолого-педагогических факторов, анализе и структурировании профессионально-важных детерминант, влияющих на творческое развитие студентов. В результате работы будет осуществлено системное упорядочение собранных данных, что позволит выявить определяющие факторы и параметры образовательного процесса, способствующие формированию творческой индивидуальности у будущих педагогов.

Теоретическая значимость данного исследования состоит в анализе совокупного воздействия различных факторов на развитие художественно-творческих навыков у студентов, которые готовятся к педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения проанализированных и систематизированных результатов исследования с целью комплексного психолого-педагогического развития, сопровождения и становления индивидуально-профессиональных компетенций студентов в аспекте формирования творческой направленности личности. Материалы могут способствовать разработке рекомендаций, направленных на развитие у студентов творческой культуры и профессиональных педагогических умений. Они ориентированы на процесс обучения и подготовку старшеклассников, будущих абитуриентов, а также студентов специализированных учебных заведений к будущей профессиональной деятельности.

Принимая во внимание фиксируемую учеными всё большую «многомерность, многоплановость, многоуровневость, множественность детерминант психики» [3, с. 80], возрастает степень сложности организационного, технологического, содержательного построения и обеспечения образовательного процесса, в рамках которого происходит профессионально-личностное становление будущего специалиста. В этом плане от каждого, кто причастен к организации и реализации образовательного процесса в вузе, требуется ориентироваться на индивидуальные психологические характеристики студентов как представителей уникальной социальной группы, учитывать их проявления в деятельности и общении, фиксировать и анализировать нюансы развития мотивационно-ценностной сферы, ориентироваться на те или иные подвижки в личностных устремлениях. Ключевым моментом является опора на значимую методологическую концепцию внутренней детерминации, а также на единство личностного и профессионального развития, которое выступает как взаимодополняемое, взаимовлиятельное и взаимозависимое явление. Эти процессы чередуются, проявляясь либо в роли средства, либо фактора, либо результата на различных этапах формирования профессионально-личной идентичности. [3, с. 81].

Необходимость в реализации социальной идентичности при постоянно меняющихся общественных мнениях, потребность в определении жизненных перспектив и построении планов на профессию, в преобразовании себя как личности нестандартной, непохожей на других в каждом из аспектов самопроявления становится одним из ключевых психологических компонентов личности в студенчестве. Этот компонент влияет на личностную и профессиональную успешность, помогает формировать спектр ценностных ориентиров личности, развивает её творческий потенциал.

Известно, что ценностные ориентиры студентов, их представления о нестандартности, необычности, творчестве формируются под воздействием множества факторов - школы и вуза, семьи, ближайшего окружения, культурных норм и традиций и др. Эти факторы задают систему личностно и профессионально значимых ценностей и идеалов, разнообразных жизненных и профессиональных постулатов, определяют каждодневное поведение студента в его активностях. Мощным катализатором среди них по праву выступает образование.

В формировании учебного процесса, направленного на развитие студента, который станет будущим педагогом, как креативной личности, важно учитывать множество исходных и развиваемых психолого-педагогических качеств в личностном профиле, выступающих детерминантами творческости как целостной характеристики. Проанализировав работы психологов и педагогов [4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12] стоит выделить 3 сферы характеристик будущей личности педагога:

сфера когнитивных творческих умений, навыков и способностей: формирование проектировочных и гностических способностей, а также навыков в области креативной и проектной деятельности; развитие рефлексивных и перцептивных умений; наблюдательность, гибкость и широта мышления; склонность к абстрактному, нешаблонному, нестандартному мышлению, определяющая способность создавать оригинальные идеи и преодолевать традиционные рамки; умение выделять альтернативу очевидному; вербальная и невербальная сен-зитивность и социальное воображение; разнонаправленность мышления, определяющая умение в конструктивном ключе анализировать множество альтернативных вариантов и мнений; связность мышления, определяющая способность устанавливать неожиданные ассоциации между разными предметами, объекта-

ми, процессами и явлениями, концептуальными и теоретическими положениями; беглость как способность к быстрой выработке большого количества вариантов решения задач и проблем, а также созданию новых образцов;

сфера направленности личности: активный и творческий подход к жизни; любознательность; эмоциональность; эрудированность и наличие чувства нового; мотивация на деятельность, имеющую активное творческое начало; наличие творческих компонентов в доминантных и периферийных интересах и хобби; свобода от стереотипов и внешнего влияния; готовность к риску и открытость к новому, способность и желание покидать зону комфорта, экспериментировать и не опасаться ошибок;

сфера деятельности и поведения: потребность, привычка и умелость в творческом самовыражении в деятельности; самостоятельность в деятельности и поведении; эмоциональная, интеллектуальная и поведенческая гибкость и др.

Учитывая сказанное, при организации образовательного процесса, нацеленного на формирование творческой личности, необходимо создавать определённые условия, ориентируясь на вариации и нюансы личностного профиля каждого студента. Опираясь на результаты исследований [7, с. 75], зафиксируем, что основу этих условий создает ориентация на три взаимодействующих детер-минационных фактора:

- общий уровень развития науки и техники в целом и в конкретных областях деятельности в частности;

- культурная среда, социальные условия, в рамках которых происходит формирование личности;

- психологические условия, самым важным звеном которых выступает личность человека, комплекс его психологических характеристик.

Анализ работ по проблеме формирования и развития творческой личности [13; 14; 15] с опорой на указанные факторы позволяет сформулировать следующий перечень условий, призванных обеспечить формирование творческой личности будущего педагога [16; 17; 18; 19]:

- формирование вдохновляющей творческой образовательной среды, что предусматривает предоставление доступа учащихся к ресурсам, призванным поддерживать творческую активность (библиотеки, художественные мастерские, творческие лаборатории и студии и др.);

- поощрение креативного подхода в каждом компоненте и виде деятельности, создание творческого климата и психологически безопасной атмосферы, в которой студенты чувствуют свободу, испытывают отсутствие страха перед компрометацией, могут свободно экспериментировать с новыми идеями, допуская умеренный риск, делиться своими инновационными мыслями, не опасаясь критики;

- способность уметь объективно воспринимать свои достижения, навыки и результаты в процессе педагогической, учебной деятельности и внеучебных мероприятий;

- организация учебного процесса должна быть ориентирована на проблемно-исследовательский подход, который побуждает студентов к изучению и осваиванию опыта в творческой (креативной) деятельности. Это должно соответствовать основным этапам решения творческой задачи, таким как формулирование идеи, планирование, реализация, оценка и улучшение. Кроме того, важно применять методы организации учебной деятельности, которые создают сложные (усложненные) условия и стимулируют использование проблемно-ассоциативного мышления;

- помощь студентам, налаживание диалога и доверительных отношений с преподавателями, проявление и отстаивание индивидуальной творческой позиции, креативного мышления в нестандартных задачах, одобрение профессиональных способностей при творческой реализации творческих идей, создание как профильных, так и общевузовских площадок для научно-практического взаимодействия между обучающимися;

- целеполагание всего контекста образования на принципах гуманной педагогики и личностно-ориентированного подхода, выступающих фундаментом творческого решения профессиональных задач;

- постановка проблемной ситуации для стимулирования самостоятельного или группового поиска комплексных подходов для решения задачи, поддержка оригинальных предложений, коллективное обсуждение удачных находок; проведение конкурсов и олимпиад; развитие у студентов системного мышления и т.д.;

- опора на интегративный подход, ориентирующий на конгруэнтное сочетание знаний и умений из разных дисциплин для поощрения творческого мышления и самореализации;

- вооружение студентов актуальными методами, приемами и моделями обучения и воспитания для дальнейшего применения на практике в образовательных учреждениях с позиции нетривиальности действий и отношений, ценности индивидуального подхода и др.;

- организация и внедрение методической поддержки при затруднительных ситуациях, а также общение с учителями в виде тьютерства и наставничества для психолого-педагогической консультации по интересующим вопросам для открытого и свободного взаимодействия студентов с креативными преподавателями и инновационно мыслящими экспертами в своей области.

Это общий подход, исходящий из того, что педагогическая деятельность -это творческая деятельность, способная быть таковой только при её реализации творческой личностью. При этом учтём, что профилей педагогической деятель-

ности много, и каждый из них востребует какую-то нюансировку творческости личности педагога. Один из таких профилей - это преподавание творческих дисциплин (изобразительное искусство, музыка, сценическое искусство, хореография и др.). И здесь следует ориентироваться на дополнительный комплекс характеристик творческой личности.

Возьмем, к примеру, учителя изобразительного искусства. В работах психологов и педагогов Б.М. Неменского, А.М. Аль-Рикаби, Е.В. Шорохова, А.А. Мелик-Пашаева, А.С. Петелина, Н.Н. Ростовцева и других специалистов показывается, что для такого учителя важно наличие творческой направленности личности, сформированной и представленной в виде художественно-эстетических знаний, умений, навыков и мотивов.

Данный подход позволяет студентам отойти от формального и обыденного восприятия действительности и задач, стоящих перед ними, для воплощения творческих идей в реальность, способствуя мотивации к дальнейшему художественному обучению. Такая многогранная структура способствует «приобретению» студентами компетенций и умений в сфере художественной педагогики, а также является важным фактором в развитии значимых профессиональных личностных качеств у будущих учителей [20, с. 129].

Исследователи выделили и обосновали ряд факторов, оказывающих влияние на характеристики и развитие как профессиональных, так и творческих навыков будущих преподавателей изобразительного искусства. Эти условия играют ключевую роль в формировании их карьерного пути и креативного потенциала. Можно обозначить 5 главенствующих условий становления студента как компетентного профессионала:

- обеспечение благоприятной художественно-эстетической, а также научной среды вуза для развития студентов с творческим потенциалом;

- характерное для художественного профиля обучения условие - проявление творческих способностей и энтузиазма в образовательном процессе;

- благодаря креативной коммуникации и сотрудничеству между студентами-художниками и преподавателями за весь период обучения образуется субъект-субъектный психолого-педагогический диалог художественной направленности;

- психолого-педагогическая помощь от преподавателей в сложных моментах образовательного процесса;

- влияние на успешное развитие художественных навыков, творческого самовыражения и выверенных профессиональных компетенций для дальнейшего верного становления студента как преподавателя изобразительного искусства.

Для гармоничного и целостного становления студента как будущего учителя и формирования его профессионально-личностных компетенций необходимо

Библиографический список

организовать комплексное сочетание внешних и внутренних факторов, а также влияние ближнего круга общения и социума.

Если обратить внимание на педагогическую преемственность, то ключевым аспектом выступает взаимообмен опытом и анализ своих собственных комплексных результатов. Во внешней среде доминирующие влияние на образование и педагогический процесс оказывают социокультурные факторы, а также быстро-развивающаяся информационно-технологическая среда [21, с. 200]. И наиболее значимая роль достается внутренней среде. Здесь психолого-педагогические и художественные детерминанты собираются воедино и образуют интегративную форму образовательного процесса подготовки молодого специалиста.

В заключение отметим, что формирование творческих способностей у студентов - это комплексная и многослойная задача, которая требует внимания ко многим психологическим и педагогическим аспектам образовательного процесса. Следует учитывать особенности креативного мышления и поведения каждого студента, создавать условия, стимулирующие их творческое самовыражение. В свою очередь, преподаватели могут способствовать этому процессу, формируя поддерживающую и вдохновляющую образовательную атмосферу, поощряя риск в творческой деятельности, используя подходы, ориентированные на решение проблем, а также предоставляя наставническую помощь. В построении образования, ориентированного на обеспечение становления студента-будущего педагога как творческой личности (креативной личности), важно учитывать множество исходных и приобретаемых психолого-педагогических характеристик в личностном профиле (в сфере когнитивных процессов, способностей и умений; сфере направленности личности; сфере деятельности и поведения), выступающих детерминантами творческости как комплексной характеристики личности. Применение различных методов развития креативности с опорой на эти характеристики даст возможность студентам максимально раскрыть свои таланты и добиться успеха как в профессии, так и в личной жизни [22, с. 11].

Формирование личности педагога, творческой личности в частности - это бесконечный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни. Тем не менее, именно высшее образование создает базу для развития навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности в творческом режиме. Эта база будет поддерживать человека в переходе к новым условиям и видам работ, способствуя его дальнейшему развитию. При этом следует учитывать, что профилей педагогической деятельности много, и каждый из них востребует какую-то нюансировку творческости личности педагога. Соответственно, обеспечение формирования творческой личности студентов-будущих педагогов предусматривает организацию образовательного процесса с учетом ряда организационно-педагогических, программных, технологических и психолого-педагогических условий.

1. Сунхалыров А.А., Базарова Т.С. Развитие социального творчества учащейся молодежи в деятельности образовательных организаций. Педагогика. Психология. Философия. 2023; № 2 (30): 41-48.

2. Корытова Г.С., Никифорова Н.А. Профессиональное становление личности педагога: проблемное поле и концептуальные модели. Вестник Томского государственного педагогического университета (ТГПУ). 2015; № 1 (153): 9-15.

3. Митина Л.М. Психология личностного и профессионального развития человека в современном социокультурном пространстве. Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2015; № 3 (15): 79-86.

4. Банюхова А.Е. Психологические аспекты развития социальной креативности студентов. Вестник Томского государственного педагогического университета (ТГПУ). 2011; № 6: 199-203.

5. Банюхова А.Е., Шемелина О.С. Личностные аспекты креативности. Ярославский педагогический вестник. 2010; № 4: 205-211.

6. Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

7. Бушуева В.В., Лощилин А.Н., Тихомирова Е.А. Некоторые особенности творческой личности. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020; № 4 (837): 71-79.

8. Гавриченко О.В. Связь креативности и индивидуально-личностных особенностей студентов. Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2019; № 1: 105-126.

9. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. Москва: Педагогика, 1987.

10. Ильиных А.Е. Социальная креативность личности: психологическая структура // Известия Саратовского университета. 2011; Т. 11. Серия Философия. Психология. Педагогика, № 3: 74-77.

11. Лотова Н.К., Андросова М.И., Сергеева К.К. Психологические особенности личности студента вуза. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 70-3: 27-31.

12. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие. Москва: Академия, 2004.

13. Андрюхина Л.М., Ожиганова Д.А. Креативный потенциал будущих педагогов: диагностика и преодоление барьеров развития. ИНСАЙТ. 2022; № 4 (12): 75-91.

14. Бичева И.Б. Готовность к творческой деятельности как условие профессионального становления, развития и совершенствования личности педагога. Проблемы Науки. 2017; № 15 (97): 90-93.

15. Бичева И.Б., Десятова С.В., Царева И.А. Развитие педагогического творчества будущего педагога. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017; № 1 (25): 73-77.

16. Дондокова РБ., Посходиева Д.В. Развитие творческого потенциала студентов в процессе обучения в педагогическом вузе. Историческая и социально-образовательная мысль. 2015; Т. 7, № 6, Ч.1: 277-280.

17. Желтухин Д.Н. Творчество как условие и способ развития личности. Вестник Самарского юридического института. 2021; № 1 (42): 111-118.

18. Никольская О.Л. Концепция актуализации творческого потенциала студентов и учителей и ее реализация в образовательном процессе. Вестник Томского государственного педагогического университета (ТГПУ). 2011; № 10 (112): 24-28.

19. Тенетилова В.С., Правдюк В.Н., Никульников В.С., Корнеев А.Э. Психолого-педагогические аспекты социального развития личности студента. Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018; № 1 (78): 324-326.

20. Мещеряков А.С., Зюзина А.А., Мещерякова О.В., Нестеров С.А. Развитие профессионально-творческого потенциала студентов в условиях творческой образовательной среды вуза. Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015; № 2 (34): 127-136.

21. Банюхова А.Е. Психологические аспекты развития социальной креативности студентов. Вестник Томского государственного педагогического университета (ТГПУ). 2011; № 6: 199-203.

22. Корытова ГС., Никифорова Н.А. Профессиональное становление личности педагога: проблемное поле и концептуальные модели. Вестник Томского государственного педагогического университета (ТГПУ). 2015; № 1 (153): 9-15.

References

1. Sunhalyrov A.A., Bazarova T.S. Razvitie social'nogo tvorchestva uchaschejsya molodezhi v deyatel'nosti obrazovatel'nyh organizacij. Pedagogika. Psihologiya. Filosofiya. 2023; № 2 (30): 41-48.

2. Korytova G.S., Nikiforova N.A. Professional'noe stanovlenie lichnosti pedagoga: problemnoe pole i konceptual'nyemodeli. VestnikTomskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta (TGPU). 2015; № 1 (153): 9-15.

3. Mitina L.M. Psihologiya lichnostnogo i professional'nogo razvitiya cheloveka v sovremennom sociokul'turnom prostranstve. Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L.N. Tolstogo. 2015; № 3 (15): 79-86.

4. Banyuhova A.E. Psihologicheskie aspekty razvitiya social'noj kreativnosti studentov. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (TGPU). 2011; № 6: 199-203.

5. Banyuhova A.E., Shemelina O.S. Lichnostnye aspekty kreativnosti. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2010; № 4: 205-211.

6. Barysheva T.A. Kreativnost'. Diagnostika i razvitie. Spb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2002.

7. Bushueva V.V., Loschilin A.N., Tihomirova E.A. Nekotorye osobennosti tvorcheskoj lichnosti. VestnikMoskovskogogosudarstvennogolingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2020; № 4 (837): 71-79.

8. Gavrichenko O.V. Svyaz' kreativnosti i individual'no-lichnostnyh osobennostej studentov. VestnikRGGU. Seriya «Psihologiya. Pedagogika. Obrazovanie». 2019; № 1: 105-126.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Zagvyazinskij V.I. Pedagogicheskoe tvorchestvo uchitelya. Moskva: Pedagogika, 1987.

10. Il'inyh A.E. Social'naya kreativnost' lichnosti: psihologicheskaya struktura // Izvestiya Saratovskogo universiteta. 2011; T. 11. Seriya Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika, № 3: 74-77.

11. Lotova N.K., Androsova M.I., Sergeeva K.K. Psihologicheskie osobennosti lichnosti studenta vuza. Problemy sovremennogopedagogicheskogoobrazovaniya. 2021; № 70-3: 27-31.

12. Mitina L.M. Psihologiya truda i professional'nogo razvitiya uchitelya: ucheb. posobie. Moskva: Akademiya, 2004.

13. Andryuhina L.M., Ozhiganova D.A. Kreativnyj potencial buduschih pedagogov: diagnostika i preodolenie bar'erov razvitiya. INSAJT. 2022; № 4 (12): 75-91.

14. Bicheva I.B. Gotovnost' k tvorcheskoj deyatel'nosti kak uslovie professional'nogo stanovleniya, razvitiya i sovershenstvovaniya lichnosti pedagoga. Problemy Nauki. 2017; № 15 (97): 90-93.

15. Bicheva I.B., Desyatova S.V., Careva I.A. Razvitie pedagogicheskogo tvorchestva buduschego pedagoga. Professional'noe obrazovanie v Rossiiiza rubezhom. 2017; № 1 (25): 73-77.

16. Dondokova R.B., Poshodieva D.V. Razvitie tvorcheskogo potenciala studentov v processe obucheniya v pedagogicheskom vuze. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2015; T. 7, № 6, Ch.1: 277-280.

17. Zheltuhin D.N. Tvorchestvo kak uslovie i sposob razvitiya lichnosti. VestnikSamarskogoyuridicheskogo instituta. 2021; № 1 (42): 111-118.

18. Nikol'skaya O.L. Koncepciya aktualizacii tvorcheskogo potenciala studentov i uchitelej i ee realizaciya v obrazovatel'nom processe. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (TGPU). 2011; № 10 (112): 24-28.

19. Tenetilova V.S., Pravdyuk V.N., Nikul'nikov V.S., Korneev A.'E. Psihologo-pedagogicheskie aspekty social'nogo razvitiya lichnosti studenta. Uchenye zapiski OGU. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2018; № 1 (78): 324-326.

20. Mescheryakov A.S., Zyuzina A.A., Mescheryakova O.V., Nesterov S.A. Razvitie professional'no-tvorcheskogo potenciala studentov v usloviyah tvorcheskoj obrazovatel'noj sredy vuza. Izvestiya VUZov. Povolzhskij region. Gumanitarnye nauki. 2015; № 2 (34): 127-136.

21. Banyuhova A.E. Psihologicheskie aspekty razvitiya social'noj kreativnosti studentov. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (TGPU). 2011; № 6: 199-203.

22. Korytova G.S., Nikiforova N.A. Professional'noe stanovlenie lichnosti pedagoga: problemnoe pole i konceptual'nye modeli. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (TGPU). 2015; № 1 (153): 9-15.

Статья поступила в редакцию 19.09.24

УДК 373.24

Kazaeva E.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Ural Federal University n.a. the first President of Russia B.N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russia),

E-mail: [email protected]

Lashkova L.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Surgut State Pedagogical University (Surgut, Russia), E-mail: [email protected]

Savva L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Magnitogorsk State Technical University n.a. G.I. Nosov (Magnitogorsk, Russia), E-mail: [email protected]

FORMATION OF IDEAS ABOUT THE NATURE OF RUSSIA IN PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF FICTION. The article raises an issue of forming ideas about the nature of Russia in older preschool children. The relevance of this area of research is substantiated. Results of the analysis of scientific literature on the problem under consideration are presented. The importance of using children's fiction in forming ideas about the nature of Russia in preschoolers is especially emphasized. The work considers the key aspects of how fiction contributes to the enrichment of knowledge about the nature of Russia, including its flora, fauna, natural zones and ecosystems. The theoretical foundations of using children's books to create a positive image of nature, develop interest in ecology and foster a sense of responsibility for the conservation of natural resources are considered. Methodological recommendations for teachers and parents on the integration of fiction into the educational process are also proposed, which contributes not only to environmental, but also to patriotic education. The results of the study are of practical importance for educational institutions and family education, providing effective methods for forming ideas about nature in older preschool children.

Key words: idea, ideas about nature, formation of ideas, children's fiction, preschool age

Е.А. Казаева, д-р пед. наук, проф. Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург,

E-mail: [email protected]

Л.Л. Пашкова, д-р пед. наук, проф. Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут, E-mail: [email protected]

Л.И. Савва, д-р пед. наук, проф. Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ РОССИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В статье поднимается вопрос формирования представлений о природе России у детей старшего дошкольного возраста. Подчёркивается значимость данного направления исследования. Описаны результаты обзора научных источников, посвящённых изучаемой теме. Особо подчеркивается важность использования детской художественной литературы в формировании представлений о природе России у дошкольников. В работе рассмотрены ключевые аспекты, как художественная литература способствует обогащению знаний о природе России, включая её флору, фауну, природные зоны и экосистемы. Рассматриваются теоретические основы использования детских книг для создания позитивного образа природы, развития интереса к экологии и воспитания чувства ответственности за сохранение природных ресурсов. Также предложены методические рекомендации для педагогов и родителей по интеграции художественной литературы в образовательный процесс, что способствует не только экологическому, но и патриотическому воспитанию. Результаты исследования имеют практическое значение для образовательных учреждений и семейного воспитания, обеспечивая эффективные методы формирования представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: представление, представления о природе, формирование представлений, детская художественная литература, дошкольный возраст

Экологическое образование в дошкольном возрасте представляет собой основополагающий аспект формирования всестороннего развития ребенка. Важнейшая задача на этом этапе - помочь детям осознать значимость природы и её ресурсов для жизни на планете, что критически важно для формирования кон-

структивного взгляда на мир природы. Дошкольный возраст является оптимальным периодом для закладки основ экологического сознания, поэтому необходимо активно использовать этот момент для внедрения принципов экологического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.