Научная статья на тему 'THE BACHELOR’S WILLINGNESS TO IMPROVE THE INFORMATION LITERACY OF THE POPULATION'

THE BACHELOR’S WILLINGNESS TO IMPROVE THE INFORMATION LITERACY OF THE POPULATION Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
bachelor’s degree / information literacy / population / digital product / competence / media literacy / elective course / technology company / бакалавр / информационная грамотность / население / цифровой продукт / компетентность / медиаграмотность / элективный курс / технологическая компания

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Х Х. Джовтханова

The article pays attention to pedagogical conditions proposed by various researchers for the educational process of bachelors who would become computer science teachers. The proposed approaches are mainly based on the development of students’ competence and media literacy, which are further designed to improve the information literacy of differential categories of the population. Results of observation of students of two universities of the Chechen Republic undergoing specialized training under the bachelor’s degree program contributed to the identification of a specific pedagogical condition necessary for the development of expected competence and media literacy. The basics of the identified condition consists in the unique competence of teachers of a pedagogical university, which can be acquired by them in elective courses organized by technology companies at the state level. The understanding by university teachers of the mechanism of creating digital products and their adaptation to the intuitive perception of various users after completing elective courses will contribute to the achievement by the teacher of educational results related to the high willingness of the bachelor to interact with various categories of the population.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ГОТОВНОСТЬ БАКАЛАВРА ПОВЫШАТЬ ИНФОРМАЦИОННУЮ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

В статье уделено внимание педагогическим условиям, предлагаемых различными исследователями для образовательного процесса бакалавров из числа будущих учителей информатики. Разработанные подходы в основном базируются на развитии компетентности и медиаграмотности студентов, которые в дальнейшем призваны повысить информационную грамотность дифференциальных категорий населения. Результаты наблюдения за студентами двух вузов Чеченской Республики, проходящими профильную подготовку по программе бакалавриата, способствовали выявлению конкретизированного педагогического условия, необходимого для развития ожидаемых компетентности и медиаграмотности. Сущность выявленного условия состоит в уникальной компетентности преподавателей педагогического вуза, которая может быть обретена ими на элективных курсах, организуемых технологическими компаниями на государственном уровне. Понимание преподавателями вузов механизма создания цифровых продуктов и их адаптации интуитивного восприятия различными пользователями после прохождения элективных курсов будет способствовать достижению преподавателем образовательных результатов, связанных с высокой готовностью бакалавра взаимодействовать с различными категориями населения.

Текст научной работы на тему «THE BACHELOR’S WILLINGNESS TO IMPROVE THE INFORMATION LITERACY OF THE POPULATION»

12) imprisonment l. a body of people (typically twelve in number) sworn to give

a verdict in a legal case on the basis of evidence submitted to them in court

13) joyriding m. an act that threatens physical harm to a person, whether or

not actual harm is done

14) murder n. the practice of obtaining something, especially money,

through force or threats

15) theft o. the institution and conducting of legal proceedings against

someone in respect of a criminal charge

Подводя итог рассмотрению специфики процесса диагностики лексических навыков на занятиях по иностранному языку, проводимых со студентами современного неязыкового вуза, в первую очередь отметим важность развития указанной категории компетенций в процессе успешного изучения соответствующих дисциплин. Действительно, подобные навыки оказывают влияние на все виды иноязычной речевой деятельности. Вместе с тем, однако, современные учащиеся нередко характеризуются недостаточной мотивацией к их формированию и слабым знакомством со способами реализации такового. Ликвидировать подобные недостатки поможет обращение к инновационным образовательным стратегиям.

В свою очередь, реализация таких стратегий подразумевает интенсивную диагностику хода и результатов учебно-воспитательного процесса. На сегодняшний день оптимальной формой представления диагностических заданий является лингводидактическое тестирование. Оно имеет ряд преимуществ перед иными формами и при этом может быть легко осуществлено в организационно-педагогических условиях, характерных для большинства современных вузов.

Библиографический список

1. Габдуллина А.Ш. Развитие спонтанной иноязычной речи студентов высшей школы посредством геймификации: психологические аспекты. Мир науки, культуры, образования. 2024; № 2 (105): 33-35.

2. Потапова Н.В., Сергеева H.H. Стратегии и тактики формирования иноязычных лексических навыков у студентов среднего профессионального образования. Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2023; № 3: 133-144.

3. Коваль О.И. Мотивационные стратегии при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза. Всероссийские педагогические чтения 2023: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Петрозаводск: Новая наука, 2023: 10-14.

4. Соколова Н.И. Цифровые ресурсы для организации дистанционного обучения английскому языку. Дистанционное обучение: актуальные вопросы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: БУ Чр ДПО «Чувашский республиканский институт образования», 2020: 80-83.

5. Абалян Ж.А., Пивнева С.В. Потенциал и риски использования искусственного интеллекта в высшей школе при обучении иностранному языку в профессиональной сфере. Мир науки, культуры, образования. 2024; № 3 (106): 5-7.

References

1. Gabdullina A.Sh. Razvitie spontannoj inoyazychnoj rechi studentov vysshej shkoly posredstvom gejmifikacii: psihologicheskie aspekty. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; № 2 (105): 33-35.

2. Potapova N.V., Sergeeva N.N. Strategii i taktiki formirovaniya inoyazychnyh leksicheskih navykov u studentov srednego professional'nogo obrazovaniya. Vestnik PNIPU. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki. 2023; № 3: 133-144.

3. Koval' O.I. Motivacionnye strategii pri obuchenii inostrannomu yazyku studentov neyazykovogo vuza. Vserossijskie pedagogicheskie chteniya 2023: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Petrozavodsk: Novaya nauka, 2023: 10-14.

4. Sokolova N.I. Cifrovye resursy dlya organizacii distancionnogo obucheniya anglijskomu yazyku. Distancionnoe obuchenie: aktual'nye voprosy: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary: BU ChR DPO «Chuvashskij respublikanskij institut obrazovaniya», 2020: 80-83.

5. Abalyan Zh.A., Pivneva S.V. Potencial i riski ispol'zovaniya iskusstvennogo intellekta v vysshej shkole pri obuchenii inostrannomu yazyku v professional'noj sfere. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; № 3 (106): 5-7.

Статья поступила в редакцию 04.05.24

УДК 37.013.78

Djovthanova Kh.Kh., postgraduate, Institute of Mathematics, Physics and Information Technology, Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected]

THE BACHELOR'S WILLINGNESS TO IMPROVE THE INFORMATION LITERACY OF THE POPULATION. The article pays attention to pedagogical conditions proposed by various researchers for the educational process of bachelors who would become computer science teachers. The proposed approaches are mainly based on the development of students' competence and media literacy, which are further designed to improve the information literacy of differential categories of the population. Results of observation of students of two universities of the Chechen Republic undergoing specialized training under the bachelor's degree program contributed to the identification of a specific pedagogical condition necessary for the development of expected competence and media literacy. The basics of the identified condition consists in the unique competence of teachers of a pedagogical university, which can be acquired by them in elective courses organized by technology companies at the state level. The understanding by university teachers of the mechanism of creating digital products and their adaptation to the intuitive perception of various users after completing elective courses will contribute to the achievement by the teacher of educational results related to the high willingness of the bachelor to interact with various categories of the population.

Key words: bachelor's degree, information literacy, population, digital product, competence, media literacy, elective course, technology company

Х.Х. Джоетханоеа. соискатель, Институт математики, физики и информационных технологий, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный

университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: [email protected]

ГОТОВНОСТЬ БАКАЛАВРА ПОВЫШАТЬ ИНФОРМАЦИОННУЮ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

В статье уделено внимание педагогическим условиям, предлагаемых различными исследователями для образовательного процесса бакалавров из числа будущих учителей информатики. Разработанные подходы в основном базируются на развитии компетентности и медиаграмотности студентов, которые в дальнейшем призваны повысить информационную грамотность дифференциальных категорий населения. Результаты наблюдения за студентами двух вузов Чеченской Республики, проходящими профильную подготовку по программе бакалавриата, способствовали выявлению конкретизированного педа-

Теперь продемонстрируем возможный вариант теста языкового. Match the words or word combinations to their definitions:

1) kidnapping a. a person who commits an illegal act

2) prosecution b. the infliction of unlawful personal violence on another person, even where the contact does no physical harm

3) phishing c. is the act of offering someone money or something valuable in order to persuade them to do something for you

4) jury d. physical punishment, such as caning or flogging

5) offender e. the action of forging a copy or imitation of a document, signature, banknote, or work of art

6) assault f. the state of being imprisoned; captivity

7) battery g. the action or crime of stealing

8) bribery h. the fraudulent practice of sending emails purporting to be from reputable companies in order to induce individuals to reveal personal information, such as passwords and credit card numbers, online

9) corporal punishment i. an act of abducting someone and holding them captive

10) extortion j. the action or practice of driving fast and dangerously in a stolen car for enjoyment

11) forgery k. the unlawful premeditated killing of one human being by another

готического условия, необходимого для развития ожидаемых компетентности и медиаграмотности. Сущность выявленного условия состоит в уникальной компетентности преподавателей педагогического вуза, которая может быть обретена ими на элективных курсах, организуемых технологическими компаниями на государственном уровне. Понимание преподавателями вузов механизма создания цифровых продуктов и их адаптации интуитивного восприятия различными пользователями после прохождения элективных курсов будет способствовать достижению преподавателем образовательных результатов, связанных с высокой готовностью бакалавра взаимодействовать с различными категориями населения.

Ключевые слова: бакалавр, информационная грамотность, население, цифровой продукт, компетентность, медиаграмотность, элективный курс, технологическая компания

Актуальность настоящей статьи вызвана ускоряющейся информатизацией государственной системы и популяризацией электронных услуг среди населения. На данный период времени назрела потребность овладения каждым гражданином базовыми навыками компьютерной грамотности, так как сформировано понятие электронных документов, к примеру, паспорта гражданина. Многие общественные процессы уже переведены в интернет-пространство, что отвечает скорости мировых тенденций, а не специфике адаптации поколений общества к технологическим инновациям. Решением проблемы служит подготовка специалистов, которые выполняют посреднические образовательные функции и обеспечивают доступ отдельных категорий населения к возможностям государственных информационных услуг Потребность в специалистах вызвана также образом жизни, к примеру, пожилых людей, для которых коммуникация является центральной частью их повседневного функционирования. Обучение пожилых граждан использованию информационных технологий в личных целях на государственном уровне способно решить ряд социальных проблем. Понимая актуальность специалистов по обучению, к примеру, пожилого населения инструментом информатизации, педагоги в настоящее время дискутируют о сопутствующих проблемах и вызовах, формирующихся в результате подготовки преимущественно бакалавров к выполнению обозначенной профессиональной роли. Среди проблем и вызовов педагоги называют уровень готовности студента взаимодействовать с населением, что требует создание уникальных педагогических условий.

Целью настоящей статьи выступает определение уникальных педагогических условий, необходимых для обеспечения бакалавров высоким уровнем готовности взаимодействия с населением в рамках общей тенденции информатизации жизни. На основе поставленной цели предлагается решить следующие сопутствующие задачи:

- изучить теоретические подходы к принятию педагогических решений по внедрению образовательных условий для бакалавров в сфере информатизации населения;

- выявить комплекс педагогических условий на современном этапе для достижения выраженной готовности среди бакалавров взаимодействовать с населением при предоставлении им возможности пользования информационными технологиями;

- сопоставить результаты практической апробации педагогических условий с взглядами ученых-теоретиков на предмет обнаружения результативных уникальных педагогических условий;

- предложить системообразующие педагогические условия для сохранения существующих результативных образовательных компонентов при обеспечении бакалавров высоким уровнем готовности взаимодействовать с населением.

Методами для поэтапного достижения указанных задач и поставленной цели выступают индукция, дедукция, сравнение, а также обобщение.

Научная новизна состоит в предложении проведения элективных курсов для преподавателей педагогических вузов, призванных на основе цифровых знаний от технологичных компаний впоследствии обеспечить высокую готовность бакалавров повышения информационной грамотности населения.

Теоретическая значимость заключается в анализе предлагаемых педагогических условий современными исследователями, которые усиливают компетенции студентов в условиях компьютеризации.

Практическая значимость состоит в выявлении взаимосвязанной структуры теоретических выводов и результатов наблюдения за студентами из числа будущих учителей информатики, которая способствовала формированию вывода относительно необходимости уникальной компетентности преподавателей вузов, влияющих на их степень готовности повышать информационную грамотность среди широких слоев населения.

Проблема повышения компьютерной грамотности населения среди педагогов дискутируется с регулярностью и последовательностью, которая зачастую вызвана законодательными и исполнительными инициативами. Некоторые инициативы представляют общественный интерес, так как затрагивают информатизацию диалога гражданина с государственными структурами. Вопрос компьютерной грамотности и его актуальность не обсуждается в научной среде как направление временного характера, предполагающее переход общества от одного состояния к другому

Как население, так и представители науки и педагогики одинаково понимают и признают, что информатизация является неизбежной новой реальностью, которая с десятилетиями будет лишь увеличивать свое присутствие в жизни каждого человека. Непосредственно педагогов в последние годы беспокоит профессиональное становление будущих специалистов в условиях технологий, так как научные школы на протяжении многих веков базировались на личном взаимодействии специалиста с обществом.

Отныне посредником между специалистом и обществом становятся не научные идеи и разработки, а техническое устройство, с которым одновременно взаимодействуют две стороны для достижения общей цели. Уникальность ситуации при подготовке бакалавров состоит в том, что такие специалисты одновременно будут работать с человеком и техническим устройством. Тройственный диалог по схеме человек - устройство - человек в понимании роли бакалавра, призванного обучить другого человека компьютерной грамотности, обсуждается в педагогической науке нечасто. Однако специфику обозначенного диалога по схеме тройного взаимодействия представляется возможным определить путем тех педагогических условий, которые предусмотрены в научных публикациях для специалиста при работе с человеком и для специалиста при работе с элементами информатизации.

Педагог Т.В. Карпачева отмечает, что подготовка будущих специалистов, в том числе по программе бакалавриата, для упрощения ряда процессов должна проводиться на основе концепции. Как в отношении работы с другим человеком, так и относительно технических устройств концепции могут отличаться друг от друга, но включать идентичные педагогические условия. Общими условиями Т.В. Карпачева считает наглядные формы обучения, что актуально для работы бакалавров с гражданами в рамках приобщения к компьютерной грамотности [1].

Такие педагоги, как А.П. Еремина и А.В. Леденева, справедливо отмечают, что приоритетным педагогическим условием остается высокая компетентность педагога, которая обеспечивает образовательный процесс корректной траекторией и благоприятными результатами [2]. Научный взгляд указанных авторов соотносится с понятием готовности бакалавра повышать информационную грамотность населения, так как если такой специалист обладает выраженной компетентностью, то условия для взаимодействия с гражданами будут созданы естественным путем. Для преподавателей вузов вопрос компетентности сигнализирует о приоритетности углубления познавательной компетенции, в том числе на фоне коммуникативных навыков.

Многие уникальные педагогические условия на этапе освоения студентом программы бакалавриата изначально заложены в концепции профиля подготовки. Соответствующей точки зрения придерживаются В.В. Гриншкун и Т.Н. Суворова, которые поясняют специфику научных воззрений фундаментальной траекторией профессионального становления студента при помощи набора подходов и инструментов, применяемых преподавателями вуза на совместной основе. Вопрос персональной ответственности преподавателя вуза заслуживает дополнительного раскрытия ввиду того, что рассматриваемое личностное качество также характеризует степень готовности бакалавра повысить компьютерную грамотность населения [3]. Авторы В.В. Гриншкун и Т.В. Суворова не предлагают каких-либо педагогических условий для развития ключевого компонента когнитивной компетенции студента, однако ориентируют на самостоятельный поиск и осмысление педагогического решения, содействующего укреплению ответственности как качества для бакалавра. С высокой вероятностью научный труд авторов указывает на комбинацию методических подходов, которые уже зарекомендовали себя в структуре профессионального образования.

Е.Ю. Руденко, В.М. Гребенникова, Н.И. Никитина и С.Н. Вольхина на примере гражданского воспитания в условиях активной компьютеризации разъясняют целесообразность привлечения бакалавров к профессиональному комбинированию педагогических технологий. Данные авторы уточняют, что содержательная структура обучения с течением времени изменяется, однако для сохранения функциональности бакалаврам предпочтительно обладать базовыми педагогическими инструментами. В качестве основного довода исследователи приводят незыблемость образования как системы в случае, если педагог внедряет установленные на начальном этапе набор ресурсов профессионального значения [4].

Такие авторы, как В.И. Колыхматов [5], В.В. Шилов [6], Н.А. Хлебникова и Т.И. Оконникова [7], уделяют заметное внимание медиаграмотности будущего специалиста в качестве обязательного условия. Педагогические вузы могут помочь обучить других, однако сфера медиаграмотности не всегда входит в приоритет профессионального образования. Предпосылками для обозначенного навыка как условия такие авторы называют мероприятия по усилению рефлексивной компетенции. Их логика состоит в том, что бакалавр должен превратить элементы компьютеризации в ресурсы для получения профессионального образования и усиления функциональности собственной жизни. Вопреки мнению в педагогическом сообществе о том, что медиаграмотность является ИКТ-компетенцией, все указанные авторы индивидуально акцентируют внимание на существенно большей значимости медиаграмотности, которая превосходит набор навыков ИКТ-компетенции. Если учитывать научный вклад с учетом ракурса обучения отдельных категорий граждан элементам информатизации, то можно обнаружить, что педагогические условия заметно отличаются. Примером может выступить научная работа Н.В. Столяровой, которая предлагает обучать пожилых граждан

в идентичной степени цифровой компетенции, в какой она наблюдается при подготовке бакалавров [8]. Автор считает, что для будущего специалиста реализация подходов в отношении граждан, совпадающая с теми подходами, которые позволили ему освоить программу бакалавриата, создаст ситуацию знакомой образовательной обстановки, что будет способствовать проявлению педагогических способностей после завершения обучения.

Авторы А.А. Ефанов, М.А. Буданова и Е.Н. Юдина противоречат позиции предыдущего исследователя и в то же время подтверждают справедливость сторонников навыка медиаграмотности среди бакалавров. Они напоминают, что основным педагогическим условием, гарантирующим готовность бакалавра обучать население, является медиакомпетентность. Новизна идеи таких авторов состоит в целесообразности пересмотра самостоятельных видов работ в рамках программы бакалавриата. Результативность выполнения практических заданий на основе индивидуальных изысканий развивает в студенте цифровую компетентность и раскрепощает его перед ответственностью за потенциальные образовательные результаты населения в процессе осуществляемой компьютеризации [9].

На практике изучение результативных педагогических условий для помощи бакалаврам проявить готовность к обучению населения компьютерной грамотности представилась возможность путем изучения будущих учителей информатики в ФГБОУ ВО ЧГУ им. А.А. Кадырова и ФГБОУ ВО ЧГПУ. Наблюдение за студентами в течение 2019-2022 годов и спецификой внедряемого комплекса педагогических подходов показало, что арсенал преподавателей вузов, состоящий из методов и методик обучения, не является проявлением необходимых условий. Инфраструктура вуза может характеризоваться как образовательные условия, однако к педагогической составляющей она имеет косвенное отношение. Выяснилось, что степень готовности бакалавров повысить информационную грамотность населения оказывает влияние на компетентность преподавателей вуза, которые демонстрируют уникальность подходов при помощи элективных курсов. Таким образом, уникальная компетенция преподавателя на практике оказалась одним из немногих ключевых педагогических условий, которые достаточны для исключительной готовности бакалавра применить свои знания и умения в рамках обнаруживаемых тенденций информатизации общества. Форма проявления индивидуальной компетентности преподавателя посредством элективного курса доказала тесную взаимосвязь между готовностью преподавателя обучить бакалавра выполнению государственной задачи и его готовностью принять активное участие в повышении компьютерной грамотности различных категорий населения.

Обобщая теоретический вклад в раскрытие сущности педагогических условий и результаты наблюдения за студентами в процессе их участия в основной образовательной программе и элективных курсов, возможно предположить, что ядро готовности бакалавра обнаруживается в уникальной компетентности преподавателя. Сущность подобной компетентности заключается в обладании преподавателем вуза индивидуального жизненного и педагогического опыта, который передается преимущественно на элективных курсах и способствует укреплению познавательной, рефлексивной и ИКТ-компетенции. Результатом демонстрации преподавателем вуза уникальной компетентности как педагогического условия с высокой вероятностью становится медиакомпетентность и медиаграмотность, выступающие предметом научных дискуссий среди современных исследователей. В качестве системообразующего педагогического условия с учетом обнаруженных компонентов предлагается внедрение на государственном уровне элективных курсов для преподавателей вузов, которые призваны раскрыть индивидуальный потенциал для дальнейшей трансляции бакалаврам.

Элективные курсы могут быть организованы в рамках повышения квалификации, однако их отличительной особенностью должно явиться активное участие в качестве тьюторов ведущих представителей технологических компаний и их

Библиографический список

учебных центров. Потенциал таких коммерческих организаций для педагогических вузов очевиден ввиду накопления ими практического опыта разрабатывать цифровые продукты, интуитивно понятные широким слоям населения. Продолжительность элективных курсов может совпадать с другими образовательными инициативами в рамках повышения квалификации, однако специфика участия преподавателей должна состоять в их присутствии в технологических лабораториях и учебных центрах для погружения в предметную сущность цифровой компетенции.

Отсутствие на элективных курсах педагогического компонента объясняется достаточностью профессиональных компетенций преподавателей вузов, которые они могут применить после завершения курса при подготовке бакалавров к результативному взаимодействию с населением в рамках компьютеризации. Подходы в ИТ-индустрии отличаются от подходов в педагогической науке изначально практикоориентированностью и минимизацией теоретических предпосылок к разработке цифровых продуктов для дальнейшего использования населением.

Преподавателем вуза в целях формирования и углубления уникальной компетентности необходимо понять механизм функционирования цифрового продукта и подходы для его использования отдельными категориями населения. Обозначенные знания дополнят процесс формирования готовности бакалавров элементами рефлексивной компетенции, что, в сущности, является решением рассматриваемой педагогической проблемы в условиях компьютеризации общества. Соответственно, ни один из упомянутых авторов не противоречит результатам практического наблюдения за студентами анализируемых вузов Чеченской Республики, а выявленное педагогическое условие в процессе длительного наблюдения реализуемо лишь в случае наличия в образовательном процессе компонентов, указанных в настоящем исследовании. Готовность бакалавра принять участие в повышении цифровой грамотности населения трансформируется под влиянием качества коммуникативных процессов, особенно с преподавателями вузов, обладающих уникальной компетентностью. Данным качеством могут владеть и развить в себе все преподаватели педагогического вуза, что указывает на целесообразность организации элективных курсов без отрыва профессорско-преподавательского состава от профессиональной активности. Участие в технологических лабораториях и в учебных центрах возможно, в том числе на дистанционной основе, так как объем необходимых знаний по механизму разработки цифровых продуктов и их адаптации для интуитивного восприятия пользователями может демонстрироваться при помощи дистанционных технологий. В целях одновременного обеспечения процесса формирования предпочтительной готовности бакалавра и экономии бюджетных средств предлагается также разделить содержательную структуру элективных курсов на две части. В базовую часть могут быть включены основные тематические блоки технологических компаний, которые позволят преподавателям вузов при помощи педагогического инструментария обучить бакалавров взаимодействию с социально уязвимыми категориями населения, к примеру, с пожилыми гражданами.

Педагогические условия, предлагаемые различными современными авторами в научных работах, в основном группируются вокруг компетентности и медиаграмотности. Наблюдение за будущими учителями информатики, проходящими обучение по программе бакалавриата, показало, что теоретический аспект может быть реализован при наличии уникальной компетентности среди преподавателей вуза. Целевое назначение подобной компетентности состоит в возможности обеспечить предпочтительную готовность бакалавров к обучению разных слоев населения компьютерной грамотности. Решение педагогической проблемы при помощи элективных курсов для преподавателей вузов позволит распределить специализацию студентов посредством гарантии формирования выраженной готовности принять участие в помощи социально уязвимым слоям населения.

1. Карпачева Т.В. Подготовка студентов к профессиональной педагогической деятельности в условиях информатизации образования. Наука и образование. 2022; № 1: 132-134.

2. Еремина А.П., Леденева А.В. Современные проблемы развития информационно-коммуникационной компетентности педагога. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 79-4: 38-41.

3. Гриншкун В.В., Суворова Т.Н. Особенности подготовки педагогов в условиях цифровой трансформации системы образования. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2024; № 1: 95-110.

4. Руденко Е.Ю., Гребенникова В.М., Никитина Н.И., Вольхин С.Н. Моделирование процесса формирования профессиональной готовности учителей к гражданскому воспитанию подростков в информационном обществе. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 5 (102): 142-145.

5. Колыхматов В.И. Цифровая грамотность и навыки современного педагога. Ученые записки университета Лесгафта. 2020; № 8 (186): 156-160.

6. Шилов В.В. Социально-политические и педагогические аспекты формирования интернет-культуры. Власть. 2019; № 3: 73-81.

7. Хлебникова Н.А., Оконникова Т.И. Оценка и анализ цифровой грамотности педагогов и студентов вуза как фактора готовности к использованию дистанционных образовательных технологий. Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020; № 4: 390-406.

8. Столярова Н.Б. Аспекты развития цифровых навыков у людей старшего поколения. Проблемы современного педагогического образования. 2022; №76-4: 312-315.

9. Ефанов А.А., Буданова М.А., Юдина Е.Н. Уровень цифровой грамотности школьника и педагога: компаративистский анализ. ВестникРУДН. Серия: Социология. 2020; № 2: 382-393.

References

1. Karpacheva T.V. Podgotovka studentov k professional'noj pedagogicheskoj deyatel'nosti v usloviyah informatizacii obrazovaniya. Nauka i obrazovanie. 2022; № 1: 132-134.

2. Eremina A.P., Ledeneva A.V. Sovremennye problemy razvitiya informacionno-kommunikacionnoj kompetentnosti pedagoga. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 79-4: 38-41.

3. Grinshkun V.V., Suvorova T.N. Osobennosti podgotovki pedagogov v usloviyah cifrovoj transformacii sistemy obrazovaniya. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2024; № 1: 95-110.

4. Rudenko E.Yu., Grebennikova V.M., Nikitina N.I., Vol'hin S.N. Modelirovanie processa formirovaniya professional'noj gotovnosti uchitelej k grazhdanskomu vospitaniyu podrostkov v informacionnom obschestve. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 5 (102): 142-145.

5. Kolyhmatov V.I. Cifrovaya gramotnost' i navyki sovremennogo pedagoga. Uchenye zapiski universiteta Lesgafta. 2020; № 8 (186): 156-160.

6. Shilov V.V. Social'no-politicheskie i pedagogicheskie aspekty formirovaniya internet-kul'tury. Vlast'. 2019; № 3: 73-81.

7. Hlebnikova N.A., Okonnikova T.I. Ocenka i analiz cifrovoj gramotnosti pedagogov i studentov vuza kak faktora gotovnosti k ispol'zovaniyu distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2020; № 4: 390-406.

8. Stolyarova N.B. Aspekty razvitiya cifrovyh navykov u lyudej starshego pokoleniya. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2022; №76-4: 312-315.

9. Efanov A.A., Budanova M.A., Yudina E.N. Uroven' cifrovoj gramotnosti shkol'nika i pedagoga: komparativistskij analiz. VestnikRUDN. Seriya: Sociologiya. 2020; № 2: 382-393.

Статья поступила в редакцию 20.08.24

УДК 372.881.111.1

Episheva O.S., senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

THE NECESSITY OF FOLLOWING READING PRINCIPLES IN TEACHING A SPECIALITY LANGUAGE AT NON-LANGUAGE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS. The article deals with some peculiarities of foreign language training with students of non-linguistic higher education institutions based on the using texts of works in fiction literature that are issued by American and British publishers. There are some principles of teaching reading in a foreign language and text selection criteria which promote the interest of the students and expand their cognitive abilities and aims, encourage independent learning. They are also presented in the article. As the example of teaching reading literature on the discipline of "Economics", the list of English-speaking authors (classics and contemporaries), whose works are in demand and arouse students' interest, is provided. The conclusion is following: while developing textbooks on the discipline "Foreign language in professional sphere" the authors have to take into account cognitive value, comprehensiveness of the text and its subject peculiarities. Students will perceive working with text as a pleasure rather than as a speech activity if their attention is focused on the narrative rather than on complex collocations and grammatical structures.

Key words: reading, foreign language training, university students, special language

О.С. Епишева, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ г. Москва, E-mail: [email protected]

НЕОБХОДИМОСТЬ СОБЛЮДЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ЧТЕНИЯ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматриваются некоторые особенности иноязычной подготовки студентов неязыкового вуза на основе использования текстов художественных произведений, которые были опубликованы американскими и британскими издательствами. Представлены принципы обучения чтению на иностранном языке и критерии отбора текстов для учебных пособий, которые способствуют заинтересованности обучаемых и расширению границ их познания, преследуют воспитательные цели, стимулируют самостоятельную учебную деятельность. На примере обучения чтению литературы по специальности по дисциплине «Экономика» представлен список англоязычных авторов (классиков и современников), чьи произведения пользуются спросом и вызывают интерес у студентов. Делается вывод о том, что при составлении учебных пособий по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере» авторам необходимо учитывать познавательную ценность, посильность текста и его тематические особенности.

Ключевые слова: чтение, иноязычная подготовка, студенты вуза, язык специальности

Подготовка специалистов, владеющих иностранным языком на уровне, достаточном для решения стоящих перед ними профессиональные задач, остается приоритетной для многих вузов России. ФГОС ВО последнего поколения по-прежнему включает владение иностранным языком как обязательный компонент системы высшего образования [1]. Экономические субъекты также заинтересованы в специалистах, которые могут осуществлять часть своих должностных обязанностей на иностранном языке, включая переписку с поставщиками, клиентами из-за рубежа и прочими стейкхолдерами [2]. Проведенный ВЦИОМ опрос отражает желание молодежи учиться или работать за рубежом (51% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет и 31% в возрасте от 25 до 34 лет) [3]. Таким образом, актуальность данной темы обусловлена поиском наиболее востребованных методических приемов в ходе изучения иностранного языка в неязыковом вузе. Цель статьи - определить принципы и критерии отбора текстового материала для использования во время обучения языку специальности. Задачи по достижению данной цели: проанализировать существующие принципы и критерии, актуальные для формирования текстового портфеля по изучаемой дисциплине; показать важность использования аутентичных текстов; выработать рекомендации по использованию текстовых материалов при обучении языку в неязыковом вузе.

Научная новизна статьи определяется выявлением дополнительных критериев в ходе обучения бакалавров языку специальности с применением текстов из художественных произведений англоязычных авторов (носителей языка), а также в описании противоречий между аутентичными материалами классического характера и реалиями повседневного речевого общения на иностранном языке (на примере английского языка). Теоретическая значимость статьи отражается в расширении знаний о методах использования учебных материалов в ходе освоения студентами дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере». Практическая значимость включает конкретные примеры и рекомендации по использованию отдельных глав художественных произведений на английском языке во время подготовки учебников и учебных пособий для неязыковых вузов и в ходе проведения практических занятий во время подготовки специалистов сферы экономики и управления.

Методы исследования: теоретические основы (анализ литературных источников в области методики профессионального образования); эмпирические исследования (беседы с преподавателями Департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета); анализ отзывов студентов, принявших участие в опросе по теме «Профессионально ориентированное чтение».

В настоящее время все чаще педагоги средней и высшей школы отмечают повсеместный спад интереса учащейся молодежи к чтению, а ведь именно этот вид рецептивной деятельности является самым доступным для развития ментальных способностей [4; 5]. Подобно физическим упражнениям, которые укрепляют мышцы, чтение тренирует мозг человека и улучшает его когнитивные функции при правильной организации работы с книгой [6]. Во время чтения происходит постоянная обработка информации, устанавливаются связи между идеями и прошлым опытом человека, расширяется его словарный запас. Данный вид умственной деятельности помогает улучшить память, концентрацию и навыки критического мышления. Последние исследования нейробиологов доказывают, что чтение может даже замедлить процесс когнитивного спада у пожилых людей. Кроме того, чтение может оказать положительное влияние на эмоциональное состояние индивида. Оно может уменьшить стресс, повысить эмпатию и повлиять на способность понимать точку зрения других людей. Чтение также может быть формой эскапизма, позволяя личности исследовать различные миры и опыт других людей, не покидая пределов собственного дома. При этом разные виды чтения преследуют разные цели, которые ставит перед собой как читатель, так и педагог [7]. Несмотря на все эти преимущества, многие студенты во время опроса и бесед сетуют на то, что с трудом находят время для чтения в своем напряженном графике. Однако даже 15-30 минут чтения в день могут существенно изменить ситуацию. В этой связи педагогу важно предложить такие виды заданий на чтение, чтобы стимулировать его, подогревая интерес не только к литературе и печатному слову вообще, но и делая это с целью обогащения знаниями на основе изучения иностранного языка [8]. В этом может помочь четкое понимание принципов обучения чтению на иностранном языке, которые были сформулированы еще в прошлом веке, но не утратили своей значимости и актуальности [9]. Во-первых, чтение - это речевая деятельность, сопряженная с декодированием информации, представленной в виде символов (букв), и осознанием смысла прочитанного. Во-вторых, это - познавательный процесс, поскольку любая прочитанная информация дает пищу для размышлений, расширяя (в идеале) горизонты познания личности. Отсюда берет начало третий принцип обучения чтению на иностранном языке о том, что чтение - это одновременно и рецептивная, и репродуктивная деятельность. В-четвертых, понимание прочитанного должно опираться на структуру языка. Комиксы, популярные у детей и подростков, которые иногда не содержат вообще никакого текста, мы преднамеренно не относим к виду чтения. Опора на умение читать на родном языке при обучении иностранного языка - это пятый принцип. В-шестых, функционирование чтения как вида речевой деятельности требует выработки автоматизации (условно гово-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.