Научная статья на тему 'ON THE FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE DURING EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES'

ON THE FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE DURING EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
pedagogical technology / foreign language communicative competence / extracurricular activities / information and communication technologies (ICT) / students of non-linguistic specialties / педагогическая технология / иноязычная коммуникативная компетенция / внеаудиторная деятельность / информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) / студенты нелингвистических специальностей

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н В. Картушина

The article considers pedagogical technologies used to form foreign language communicative competence of students of non-linguistic specialties at technical universities, and implemented by means of extracurricular activities of students. The article reflects the need to develop self-educational competence and increase students’ motivation in mastering educational material, as well as the use of innovative learning models. Along with this, the article proposes a model for assessing the results of achieving the goals of the educational process, as well as methodological techniques for the step-by-step assessment of learning outcomes for midterm and midterm control of the process of mastering educational material by students in the “teacher–student” format. One of the ways to form the main competencies of a specialist in terms of meeting the challenges of modern society is the growth of students’ activity in the format of extracurricular activities, including in terms of mastering a foreign language, implemented in parallel with the classroom educational process

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

О ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ХОДЕ ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ У СТУДЕНТОВ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В статье рассматриваются педагогические технологии, применяемые для формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов нелингвистических специальностей университетов технической направленности и реализуемые средствами внеаудиторной деятельности обучающихся. Свое отражение нашла в статье тема необходимости развития самообразовательной компетенции и повышения мотивации студентов при овладении учебным материалом, а также применения инновационных моделей обучения. Наряду с этим в статье предлагается модель оценки результатов достижении целей образовательного процесса, а также методические приемы поэтапной оценки результатов обучения для промежуточного и рубежного контроля процесса овладения учебным материалом студентами в формате «преподаватель – студент».

Текст научной работы на тему «ON THE FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE DURING EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES»

гументировать свою позицию, применяя на себя роли. Обучающиеся делились на три группы: «Журналисты 1», «Читатели», «Журналисты 2». Задачей группы «Журналисты 1» было придумать название своей газеты или журнала, а также подготовить правдивую статью, используя при написании факты и слова свидетелей. Группа «Журналисты 2» выступали антагонистами для первой группы, ведь они готовили фейковую новость, в правдивости которой должны убедить третью группу. Группа читателей просматривала выступления каждой группы и определяла, какой бы газете она доверилась, при этом аргументируя свой выбор. На круглом столе обучающиеся обсуждали вопросы, касающиеся фотоснимков в Сети, а именно - как фотографии могут помочь при решении споров и конфликтов, и могут ли снимки помешать. В конце занятия старшие подростки определяли то, как им это пригодится в жизни. Следующий этап - это этап осмысления. Осмысление содержания заключалось в изучении нового материала. Обучающиеся вступали в контакт с новой информацией. Происходила ее систематизация. Для данного этапа мы подготовили мероприятия, непосредственно связанные с созданием мультимедийного продукта: мастер-класс «Основы создания мультимедийной публикации»; занятие «Правила создания фотомонтажа»; дискуссия «ТикТок помощник или вредитель?»; мастер-класс «Создание видео в ТикТок»; занятие «Лонгрид и его роль в мультимедиа»; мозговой штурм «Как создать удачный лонгрид?»; творческая мастерская «Мой лонгрид». Заключительным этапом нашей работы являлся этап рефлексии. На данном этапе обучающимся необходимо было проанализировать проделанную работу на первых двух этапах. Характеризовался этот этап тем, что обучающиеся закрепляли новые знания и активно перестраивали собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Для этой фазы мы спроектировали и реализовали следующие мероприятия: «Две звезды и желание»: защита авторских видеороликов; рефлексивный диалог «Прошу слова: «Я и Интернет»; создание Живой

газеты «Безопасность в Интернет-пространстве». При демонстрации аудиторией авторских роликов для социальной сети «ТикТок», которые обучающиеся готовили по алгоритму, изученному ранее на занятии, старшие подростки не только презентовали свои творческие образовательные продукты, но и давали экспертную оценку творческим образовательным продуктам своих одноклассников, определяя смысл ролика, его полезность и правильность оформления в контексте использования цифровых инструментов. Рефлексивный диалог послужил проверкой усвоенного материала. Младшие подростки сами определили тему диалога, свое место в мире Интернет, а также то, как они могут повлиять на информацию в Сети. Одной из поднятых тем было «Использование животных для тестирования косметики». Обучающиеся посчитали, что они также имеют отношения к данной проблеме и могут повлиять на ее решение. При создании Живой газеты, обучающиеся систематизировали всю полученную информацию и выделили важные аспекты, оформив в виде небольшого выступления, акцентировав внимание на используемые поисковые системы при создании содержания газеты. Обнаруженные наблюдения, опросы и анализ продуктов образовательной деятельности показали, что в области цифрового потребления, цифровой безопасности и вопросов цифровой этики наблюдается положительная динамика.

Таким образом, теоретические и методические ориентации, на базе которых следует создавать общую концепцию формирования цифровой грамотности старших подростков, нуждаются в осмыслении и дополнении. Создавая условия для формирования у обучающихся компонентов цифровой грамотности, в первую очередь необходимо развивать навыки использования различных ресурсов, а также теоретические умения в области поиска информации, оценки ресурсов, нахождения достоверной информации, использования социальных сетей, мобильных приложений, цифровых инструментов и всех предоставленных ими возможностей.

Библиографический список

1. Бороненко Т.А. Ресурсный потенциал цифровой грамотности в формировании у школьников карьерных компетенций. Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: материалы V Международной научной конференции. Красноярск, 2021; Т. 2, Ч. 2: 432-436.

2. Бороненко Т.А Концептуальная модель понятия цифровой грамотности. Перспективы науки и образования. 2020; № 4 (46): 47-73.

3. Берман Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности. Russian Journal of Education and Psychology. 2017; № 8 (6-2): 35-38.

4. Digital 2024: основные выводы из ежегодного отчета Datareporta. Available at: https://www.byyd.me/

5. Стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 18 октября 2023 г № 2894-р. Available at: htpp://consultant.ru/document

6. Грин Н.В. Цифровая грамотность. Современные технологии и научно-технический прогресс. 2021; № 8: 285-286.

7. Калинина Н.В., Кузьмина Ю.В. Видеоблогинг как средство творческого самовыражения старших подростков. Международный научно-исследовательский журнал. INTERNATIONAL RESEARCH JOURNAL. 2022; № 8 (122).

References

1. Boronenko T.A. Resursnyj potencial cifrovoj gramotnosti v formirovanii u shkol'nikov kar'ernyh kompetencij. Informatizaciya obrazovaniya i metodika 'elektronnogo obucheniya: cifrovye tehnologii v obrazovanii: materialy V Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Krasnoyarsk, 2021; T. 2, Ch. 2: 432-436.

2. Boronenko T.A Konceptual'naya model' ponyatiya cifrovoj gramotnosti. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2020; № 4 (46): 47-73.

3. Berman N.D. K voprosu o cifrovoj gramotnosti. Russian Journal of Education and Psychology. 2017; № 8 (6-2): 35-38.

4. Digital 2024: osnovnye vyvody iz ezhegodnogo otcheta Datareporta. Available at: https://www.byyd.me/

5. Strategicheskoe napravlenie voblasticifrovoj transformaciiobrazovaniya, otnosyaschejsya ksfere deyatel'nosti Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 18 oktyabrya 2023 g. № 2894-r. Available at: htpp://consultant.ru/document

6. Grin N.V. Cifrovaya gramotnost'. Sovremennye tehnologii i nauchno-tehnicheskijprogress. 2021; № 8: 285-286.

7. Kalinina N.V., Kuz'mina Yu.V. Videobloging kak sredstvo tvorcheskogo samovyrazheniya starshih podrostkov. Mezhdunarodnyjnauchno-issledovatel'skijzhurnal. INTERNATIONAL RESEARCH JOURNAL. 2022; № 8 (122).

Статья поступила в редакцию 28.08.24

УДК 372

Kartushina N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Deputy Director of the Institute of Foreign Languages R&D, Moscow Aviation Institute (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

ON THE FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE DURING EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES. The article considers pedagogical technologies used to form foreign language communicative competence of students of non-linguistic specialties at technical universities, and implemented by means of extracurricular activities of students. The article reflects the need to develop self-educational competence and increase students' motivation in mastering educational material, as well as the use of innovative learning models. Along with this, the article proposes a model for assessing the results of achieving the goals of the educational process, as well as methodological techniques for the step-by-step assessment of learning outcomes for midterm and midterm control of the process of mastering educational material by students in the "teacher-student" format. One of the ways to form the main competencies of a specialist in terms of meeting the challenges of modern society is the growth of students' activity in the format of extracurricular activities, including in terms of mastering a foreign language, implemented in parallel with the classroom educational process.

Key words: pedagogical technology, foreign language communicative competence, extracurricular activities, information and communication technologies (ICT), students of non-linguistic specialties

Н.В. Картушина, канд. пед. наук, доц., зам. директора Дирекции Института иностранных языков МАИ (НИУ) по научно-исследовательской

деятельности, г. Москва, E-mail: [email protected]

О ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ХОДЕ ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ У СТУДЕНТОВ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В статье рассматриваются педагогические технологии, применяемые для формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов нелингвистических специальностей университетов технической направленности и реализуемые средствами внеаудиторной деятельности обучающихся. Свое отражение нашла в статье тема необходимости развития самообразовательной компетенции и повышения мотивации студентов при овладении учебным

материалом, а также применения инновационных моделей обучения. Наряду с этим в статье предлагается модель оценки результатов достижении целей образовательного процесса, а также методические приемы поэтапной оценки результатов обучения для промежуточного и рубежного контроля процесса овладения учебным материалом студентами в формате «преподаватель - студент».

Ключевые слова: педагогическая технология, иноязычная коммуникативная компетенция, внеаудиторная деятельность, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), студенты нелингвистических специальностей

Необходимость формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов нелингвистических специальностей средствами внеаудиторной деятельности обусловлена спецификой преподавания иностранного языка в технических университетах, а именно: в существующих условиях университета технической направленности овладение иностранным языком в сфере профессионально ориентированной коммуникации являет собой довольно трудоемкий процесс. Количество аудиторных часов, отведенных на изучение данной дисциплины, ограничено, однако рост спроса на специалистов, владеющих коммуникативной иноязычной компетенцией, с учетом происходящих в мире процессов глобализации и возникновением вызовов, связанных с соблюдением требований международных норм и стандартов, становится все больше.

Целью исследования является оценка степени влияния внеаудиторной деятельности на качество изучения иностранного языка в университетах технической направленности.

Задачи исследования: раскрыть понятие «внеаудиторной деятельности» студентов нелингвистических специальностей; изучить и проанализировать виды внеаудиторной работы студентов; сформулировать и обосновать основные элементы модели иноязычной коммуникативной компетенции студентов нелингвистических специальностей средствами внеаудиторной деятельности; провести эксперимент с целью оценки степени влияния внеаудиторной деятельности на качество изучения иностранного языка в университетах технической направленности.

Научная новина заключается в выявлении особенностей внеаудиторной деятельности и ее влиянии на качество изучения иностранного языка.

Теоретическая значимость состоит в уточнении содержания термина «внеаудиторная деятельность» в контексте повышения качества изучения иностранного языка студентами нелингвистических специальностей.

Практическая значимость заключается в применении различных видов внеаудиторной деятельности студентов как средства формирования основных компетенций будущего специалиста в ходе учебного процесса, реализуемых в неязыковом учебном заведении.

Теоретической базой исследования послужили работы И.Л. Белых, Е.К. Гитман, Е.В. Думиной, Н.Е. Иоффе, Н.Ф. Коряковцевой, К.Д. Музыченко, ГА. Петровой и др. Основными методами данного исследования были анализ научной литературы, методы формальной логики, эксперимент.

И.Л. Белых отмечает следующую специфику изучения иностранного языка в неязыковом университете, которая сводится к двум основным моментам: фокусирование учебного материала на профессионально ориентированных тематических аспектах и формирование компетенции профессионально ориентированной межкультурной коммуникации [1].

Коммуникативный подход определяет основополагающие компоненты системного обучения иностранным языкам, базируясь на том неоспоримом факте, что овладение языком как средством человеческого общения реализуется в процессе формирования коммуникативной компетенции для последующего межкультурного взаимодействия [2; 3].

Нередко уровень знаний иностранного языка значительного количества студентов-выпускников неязыковых университетов не соответствует требованиям государственного образовательного стандарта для беспрепятственного межкультурного профессионального общения. Это обстоятельство объясняет мотивацию обучающихся в получении дополнительных курсов профессионально ориентированного образования, в рамках которого технология формирования коммуникативной компетенции, в частности в формате внеаудиторной деятельности, базируется, как правило, на моделировании учебного процесса, его поэтапном планировании, синергии сотрудничества преподавателя и обучающихся, формировании мотивационной и познавательной активности обучающихся [4; 5].

В процессе будущей профессиональной деятельности большинству специалистов необходимо практиковать регулярное чтение профильной литературы, заниматься подготовкой докладов и презентаций, искать необходимую информацию на зарубежных онлайн-ресурсах [6; 7; 8].

В связи с этим целесообразно сочетать теорию с практикой, чтобы обеспечить необходимую профессиональную подготовку обучающихся. С этой же целью в университете нелингвистического профиля свое решение должны найти:

- обеспечение требуемого качества образовательного процесса;

- разработка и использование методик обучения, соответствующих целям и условиям коммуникативной подготовки специалистов нелингвистического профиля;

- систематическое развитие и внедрение инновационных моделей обучения иностранному языку.

Решению проблемы ограниченного времени изучения иностранного языка в нелингвистическом университете может способствовать интенсивная внеаудиторная деятельность обучающихся [9].

Что конкретно включает в себя понятие «внеаудиторная деятельность»? Так, исследователь С.А. Чичиланова считает, что внеаудиторная деятельность

означает такую деятельность студентов, алгоритм реализации которой обучающиеся выбирают самостоятельно за рамками учебного процесса [10].

Представляет интерес подход Н.М. Симеоновой в отношении типизации значимых и взаимосвязанных компонентов внеаудиторной деятельности студентов в техническом или ином нелингвистическом университете. В частности, речь идет о следующих организационно-дидактических аспектах внеаудиторной деятельности:

- оценка уровня сформированности коммуникативной компетенции у студентов на каждом этапе;

- процесс обучения;

- систематическое повышение интеллектуального уровня студентов, познавательной активности и т. д.;

- развитие у обучающихся мотивации к изучению иностранного языка;

- менеджмент дидактического процесса;

- оценка результатов обучения в ходе внеаудиторной работы [11].

Поскольку учебные планы отводят значительное количество аудиторных

часов образовательного процесса на самостоятельную работу студентов, формирование самообразовательной компетенции, т.е. «самоменеджмента» студентов, приобретает чрезвычайно большое значение при условии, что формирование такой компетенции предполагает наличие положительных мотивационных установок к изучению иностранного языка или конкретного учебного материала. Таким образом, речь идет о такой организации внеаудиторной работы студентов, которая учитывает также психологическую составляющую личности студента.

Необходимо сформировать способность к самообразованию, самоорганизации и к ответственности. Получение автономного опыта творческой работы и практических исследований, протекающих параллельно с аудиторными занятиями, трудно переоценить.

Сегодня существует множество видов и типов самостоятельной работы обучающихся, различных методов контроля и оценки внеаудиторной работы студентов. Речь идет не только об учебных целях как таковых, но и о проведении внеаудиторных тематических вечеров, внеаудиторном чтении аутентичной художественной литературы и т. д., связанных с углублением знаний изучаемого иностранного языка.

Условно можно выделить следующие виды внеаудиторной работы студентов, каждый из которых имеет определенные специфические черты:

- текущие задания преподавателя на базе модульного учебно-методического комплекса с условием их обязательного выполнения для всех студентов;

- внеаудиторная работа отдельных студентов, которую обучающиеся выполняют с целью устранения своих пробелов в усвоении учебного материала или исправления грамматических и/или лексических ошибок;

- внеаудиторная работа обучающихся с новым учебным материалом; несмотря на индивидуальный характер, эта задача является обязательной для выполнения всеми студентами и имеет установленные временные рамки;

- индивидуальная внеаудиторная работа, при которой преподаватель определяет объем учебного материала для аудирования, просмотра и комментирования содержания видеофайлов или чтения аутентичных текстов на изучаемом языке с определенными сроками выполнения этой работы.

Отдельно следует подчеркнуть важность внеаудиторной работы студента, инициированной им самим. Здесь нет связи с какими-либо учебными материалами. Такую инициативу студента надо обязательно поощрять и всячески стимулировать, так как она способствует формированию у студентов «картины мира», необходимой для последующего применения знаний иностранного языка, например, в межкультурном общении с носителями языка личного характера или с коллегами из других стран.

Внеаудиторная деятельность студента творческого характера включает традиционные виды работ: реферат, доклад-выступление, подготовка ролевых игр или круглого стола, исследовательский проект, презентация, рецензия, дискуссии на профессионально-ориентированные темы.

Самообразовательная деятельность в области иностранного языка может осуществляться индивидуально, в парах или в группах.

Так, Н.Ф. Коряковцева отмечает следующие основные характеристики учебного процесса, с помощью которого обеспечивается развитие языковой личности в рамках внеаудиторной деятельности студентов: аутентичность образовательного контекста; постановка и решение проблемных задач; управляемое изменение личностных установок обучающегося [12].

Использование инновационных технологий как неотъемлемого компонента внеаудиторной деятельности студентов-«технарей» все чаще становится излюбленным предметом внеаудиторной работы студентов. Целесообразность внедрения информационно-коммуникационных технологий при обучении специалистов технического профиля продиктована появлением множества новых технологических возможностей для формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции в области знаний иностранного языка.

Таблица 1

Модель педагогической технологии поэтапного формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового университета средствами внеаудиторной деятельности

Этапы Деятельность преподавателя Деятельность студента

Диагностика Оценка уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции: - контроль степени развитости фонетических, грамматических и других умений (образец - трехуровневая модель освоения иностранного языка Ю.Н. Карауловой) Оценка своего статуса: - самостоятельное выполнение поставленных преподавателем задач рутинного или творческого характера (выполнение письменных или устных упражнений по закреплению грамматического или лексического учебного материала); - самостоятельный контроль объема выполненных внеаудиторных заданий

Технология Подбор учебного материала: - поиск литературы и онлайн-ресурсов, необходимых для постановки учебных задач; - отбор учебно-методических материалов, соответствующих профессиональной направленности обучающихся; - разработка плана учебного процесса; - организация учебного процесса и поиск новых дидактических приемов Усвоение необходимого учебного материала: - активность познавательной деятельности; - реализация творческого подхода к выполнению заданий; - самоменеджмент и самореализация; - развитие умения самостоятельного решения возникающих проблем в освоении иностранного языка

Оценка менеджмент процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции: - определение степени сформированности иноязычной коммуникативной - оценка неудач и проблем; - выполнение работ по исправлению выявленных преподавателем; фонетических, грамматических и лексических ошибок; - самостоятельный анализ причин возникновения ошибок во внеауди-торно выполненных заданиях, а также возможных проблем

ИКТ позволяют искать и отбирать необходимую для учебных целей информацию с возможностью ее редактирования; развивать компетенции чтения, устной и письменной речи на иностранном языке; организовать индивидуальную и / или коллективную работу с использованием информационно-поисковых \меЬ-систем, профессиональных баз данных, автоматизированных сетевых библиотечных системам, электронных версий журналов по темам профессионального интереса; активно взаимодействовать с другими участниками учебного процесса; повышать уровень коммуникативной этики при ведении дискуссии на профессиональные темы, вести диалоги с носителями языка в сети как для учебных целей с помощью телеконференций, так в личных целях; стать частью профессионального сообщества [13].

Ниже рассмотрена (табл. 1) «Модель педагогической технологии поэтапного формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового университета средствами внеаудиторной деятельности», содержащая описание деятельности преподавателя и студентов в рамках модели и раскрывающая алгоритм достижения целей образовательного процесса внеаудиторными средствами.

С целью оценки степени влияния внеаудиторной деятельности на эффективность изучения иностранного языка в техническом университете был проведен эксперимент, в ходе которого сравнивались результаты успеваемости студентов в обычных учебных группах и группах с дополнительными внеаудиторными часами.

В табл. 2 приведены результаты модульного внеаудиторного обучения четырех групп студентов, согласно которой одна группа обучалась по стандартной программе обучения на базе грамматического модуля, в то время как для трех других групп в программу обучения в течение учебного семестра были включены дополнительные курсы при незначительном увеличении отведенных учебных часов. Таблица содержит модуль соответствующего грамматического раздела, подлежащего изучения в условиях внеаудиторной деятельности студентов неязыкового университета. Этот модуль условно разделен на отдельные грамматические темы (условные единицы). Из них:

УЕд 1 - теоретические сведения о грамматическом разделе блока.

УЕд 2 - упражнения для входного контроля знаний студентов.

УЕд 3 - упражнения и задания для повторения и закрепления пройденного материала; осуществление текущего и промежуточного контроля в конце каждой учебной единицы; проведение самоконтроля.

УЕд 4 и УЕд 5 - упражнения по переводу.

УЕд 6 и УЕд 7 - задания по переводу с русского языка на иностранный

язык.

Выходной рубежный контроль показывает степень сформированности умений и навыков. Оценки соответствуют указанным в фонде оценочных средств критериям.

Из таблицы следуют более высокие результаты при оценивании объема освоенных знаний, которые демонстрируют группы с дополнительными курсами

Таблица 2

Результаты модульного внеаудиторного обучения групп студентов

Аспект Входное тестирование Рубежный контроль Конечный результат (семестровый контроль) Группа N Стандарт Группа 1 Стандарт +доп. материал Группа 2 Стандарт +доп. материал Группа 3 Стандарт +доп. материал

Трудоемкость в семестре в учебных часах 30 40 40 40

УЕд 1 «Отл.» -45%, «Хор.» - 30% «Уд.» - 25% «Отл.» - 50%, «Хор.» - 35% «Уд.» - 15% «Отл.» - 50%, «Хор.» - 35% «Уд» - 15% «Отл.» - 50%, «Хор.» - 35%, «Уд.» - 15% «Отл.» - 65%, «Хор.» - 25% «Уд» - 10% «Отл.» - 70%, «Хор.» - 25% «Уд.» - 5% «Отл.» - 75%, «Хор.» - 20% «Уд.» - 5%

УЕд2 «Отл.» -45%, «Хор.» - 30%, «Уд.» - 25% «Отл.» - 50%, «Хор.» - 35%, «Уд.» - 15% «Отл.» - 50%, «Хор.» - 35%, «Уд.» - 15% «Отл.» - 5%, «Хор.» - 35%, «Уд.» - 15% «Отл.» - 65%, «Хор.» - 25%, «Уд.» - 10% «Отл.» - 70%, «Хор.» - 25%, «Уд.» - 5% «Отл.» - 75%, «Хор.» - 20%, «Уд.» - 5%

УЕд 3 «Отл.» - 45%, «Хор.» - 30%, «Уд.» - 25% «Отл.» - 50%, «Хор.» - 35%, «Уд.» - 15% «Отл.» - 50%, «Хор.» - 35%, «Уд.» - 15% «Отл.» - 50%, «Хор.» - 35%, «Уд.» - 15% «Отл.» - 65%, «Хор.» 25%, «Уд.» - 10% «Отл.» - 70%, «Хор.» - 25%, «Уд.» - 5% «Отл.» - 75%, «Хор.» - 20%, «Уд.» - 5%

УЕд 4 «Отл.» -45%, «Хор.» - 30%, «Уд.» - 25% «Отл.» - 50%, «Хор.» - 35%, «Уд.» - 15% «Отл.» - 50%, «Хор.» - 35%, «Уд.» - 15% «Отл.» - 50%, «Хор.» - 35%, «Уд.» - 15% «Отл.» - 65%, «Хор.» 2%, «Уд.» - 10% «Отл.» - 70%, «Хор.» - 25%, «Уд.» - 5% «Отл.» - 75%, «Хор.» - 20%, «Уд.» - 5%

УЕд 5 «Отл.» - 45%, «Хор.» - 30%, «Уд.» - 25% «Отл.» - 50%, «Хор.» - 35%, «Уд.» - 15% «Отл.» - 50%, «Хор.» - 35%, «Уд.» - 15% «Отл.» - 50%, «Хор.» - 35 %, «Уд.» -- 15%, «Отл.» - 65%, «Хор.» - 25%, «Уд.» - 10% «Отл.» - 70%, «Хор.» - 25%, «Уд.» - 5% «Отл.» - 75%, «Хор.» - 20%, «Уд.» - 5%

УЕд 6, УЕд 7 «Отл.» - 45%, «Хор.» - 30%, «Уд.» - 25% «Отл.» - 50%, «Хор.» - 35%, «Уд.» - 15% «Отл.» - 50%, «Хор.» - 35%, «Уд.» - 15% «Отл.» - 50%, «Хор.» - 35%, «Уд.» - 15% «Отл.» - 65%, «Хор.» 25%, «Уд.» - 10% «Отл.» - 70%, «Хор.» - 25%, «Уд.» - 5% «Отл.» - 75%, «Хор.» - 20%, «Уд.» - 5%

при незначительном превышении отведенных учебных часов на изучение модуля, содержащего грамматические темы соответствующего семестр, что свидетельствует о повышении эффективности обучения при сочетании обычных и внеучебных форм занятий.

Выводы:

1. В рамках современной образовательной парадигмы результаты образования оцениваются по степени сформированности иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов технического профиля для успешного осуществления профессиональной деятельности за пределами образовательных учреждений системы высшего образования. Одним из способов формирования основных компетенций специалиста с точки зрения соответствия вызовам со-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

временного общества становится рост активности студентов в формате внеаудиторной деятельности, в том числе в части овладевания иностранным языком, реализуемой параллельно с аудиторным учебным процессом.

2. Использование данного подхода к процессу обучения в системе высшего образования наилучшим способом решает проблему сокращения количества аудиторных часов, выделяемых на изучение иностранного языка, при одновременном возрастании объема учебного материала для внеаудиторного изучения.

3. Для реализации внеаудиторной деятельности студентов технических университетов наряду с традиционными обучающими средствами освоения учебного материала рекомендуется использовать также инновационные цифровые технологии.

1. Белых И.Л. Формирование мотивации учения студентов в процессе профессионально-ориентированного дополнительного изучения иностранного языка. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Красноярск, 2004.

2. Картушина Н.В. Применение коммуникативного метода при обучении студентов английскому языку. Научно-практическая конференция в рамках «Неделя науки» ФИЯ МАИ-НИУ. Москва, 2016: 64-71.

3. Музыченко К.Д., Гузева А.И. Методические трудности применения коммуникативного подхода при обучении английской грамматики. Актуальные проблемы лингвистики и методики. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022: 362-368.

4. Иоффе Н.Е., Абайдуллина О.С., Миролюбова Н.А. К вопросу о классической методике преподавания иностранных языков в современном техническом вузе. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2022.; № 2 (83): 5-9.

5. Петрова Г.А. Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов экономического профиля. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Новокузнецк, 2008.

6. Агапова А.А., Ошкова В.А. К вопросу о путях повышения качества обучения иностранного языка студентов технических специальностей. XXVI Туполевские чтения. Казань, 2023: 3769-3772.

7. Багатеева А.О. Особенности подготовки лингвистов-переводчиков к профессиональной деятельности в условиях цифровизации. Глобальный научный потенциал. 2024; № 1 (154): 50-52.

8. Зяблова О.А. Новое понимание языков для специальных целей и их роли в профессиональной деятельности: познание, опыт, дискурс: монография. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2023.

9. Гитман Е.К., Долматова Н.С. Модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе блочно-модульной технологии. Фундаментальные исследования. 2014; № 12-4: 835-838.

10. Чичиланова С.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технического вуза в процессе внеаудиторной самостоятельной работы. Образование и наука. 2009; № 2 (59): 125-132.

11. Симеонова Н.М. Модель педагогической технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза средствами внеаудиторной деятельности. Образование и воспитание. 2017; № 2 (12): 94-97.

12. Коряковцева Н.Ф. Теоретические основы организации изучения иностранного языка учащимся на базе развития продуктивной учебной деятельности (общеобразовательная школа). Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2003.

13. Думина Е.В. Использование мобильных технологий для формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции студентов направления «Информационная безопасность». Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2016; № 16 (755): 30-40.

References

1. Belyh I.L. Formirovanie motivacii ucheniya studentov v processe professional'no-orientirovannogo dopolnitel'nogo izucheniya inostrannogo yazyka. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnoyarsk, 2004.

2. Kartushina N.V. Primenenie kommunikativnogo metoda pri obuchenii studentov anglijskomu yazyku. Nauchno-prakticheskaya konferenciya v ramkah «Nedelya nauki» FIYa MAI-NIU. Moskva, 2016: 64-71.

3. Muzychenko K.D., Guzeva A.I. Metodicheskie trudnosti primeneniya kommunikativnogo podhoda pri obuchenii anglijskoj grammatiki. Aktual'nye problemy lingvistiki i metodiki. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2022: 362-368.

4. loffe N.E., Abajdullina O.S., Mirolyubova N.A. K voprosu o klassicheskoj metodike prepodavaniya inostrannyh yazykov v sovremennom tehnicheskom vuze. Municipal'noe obrazovanie: innovacii i 'eksperiment. 2022.; № 2 (83): 5-9.

5. Petrova G.A. Formirovanieinoyazychnojprofessional'no-kommunikativnojkompetenciistudentov'ekonomicheskogoprofilya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novokuzneck, 2008.

6. Agapova A.A., Oshkova V.A. K voprosu o putyah povysheniya kachestva obucheniya inostrannogo yazyka studentov tehnicheskih special'nostej. XXVI Tupolevskie chteniya. Kazan', 2023: 3769-3772.

7. Bagateeva A.O. Osobennosti podgotovki lingvistov-perevodchikov k professional'noj deyatel'nosti v usloviyah cifrovizacii. Global'nyj nauchnyjpotencial. 2024; № 1 (154): 50-52.

8. Zyablova O.A. Novoe ponimanie yazykov dlya special'nyh celej i ih roli v professional'noj deyatel'nosti: poznanie, opyt, diskurs: monografiya. Moskva: Obschestvo s ogranichennoj otvetstvennosfyu "Rusajns", 2023.

9. Gitman E.K., Dolmatova N.S. Model' formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii studentov na osnove blochno-modul'noj tehnologii. Fundamental'nye issledovaniya. 2014; № 12-4: 835-838.

10. Chichilanova S.A. Formirovanie inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii studentov tehnicheskogo vuza v processe vneauditornoj samostoyatel'noj raboty. Obrazovanie i nauka. 2009; № 2 (59): 125-132.

11. Simeonova N.M. Model' pedagogicheskoj tehnologii formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii studentov neyazykovogo vuza sredstvami vneauditornoj deyatel'nosti. Obrazovanie i vospitanie. 2017; № 2 (12): 94-97.

12. Koryakovceva N.F. Teoreticheskie osnovy organizacii izucheniya inostrannogo yazyka uchaschimsya na baze razvitiya produkíivnoj uchebnoj deyatel'nosti (obscheobrazovatel'naya shkola). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.

13. Dumina E.V. Ispol'zovanie mobil'nyh tehnologij dlya formirovaniya professional'no orientirovannoj inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii studentov napravleniya «Informacionnaya bezopasnost'». Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie ipedagogicheskie nauki. 2016; № 16 (755): 30-40.

Статья поступила в редакцию 30.08.24

УДК 378

Kirikova M.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Moscow International University (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

FEATURES OF PLANNING THE EDUCATIONAL PROCESS IN MODERN CONDITIONS USING A DISTANCE LEARNING SYSTEM. The article presents a comprehensive study of the educational process, implemented with the distance learning technologies system extensive use key planning features. The work analyzes the essence of the «distance education» concept. The research concerns its strengths and weaknesses. Based on their analysis, the author gives a generalized description of the distance learning existing problems, which must be solved in the near future. The role of the implementing educational programs in distance and mixed formats process competent planning in solving these problems is demonstrated. Four interacting subsystems are analyzed, affecting its course and results. The most effective tool for the empirical assessment of the students' characteristics, allowing to optimize the educational activities planning process is determined. The optimal structure of the training course, implemented in distance and/or mixed formats, is proposed. Consideration is also being carried out of the most effective organizational forms, as well as factors of the distance education effectiveness, which should be taken into account when planning it.

Key words: educational process, distance learning model, mixed learning model, educational activity planning, digital technologies in education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.