Научная статья на тему '“IT CANNOT BE FORBIDDEN SECURE”: IS THE FUTURE TEACHER READY TO FORM INFORMATION IMMUNITY IN THE YOUNGER GENERATION?'

“IT CANNOT BE FORBIDDEN SECURE”: IS THE FUTURE TEACHER READY TO FORM INFORMATION IMMUNITY IN THE YOUNGER GENERATION? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
information immunity / media competence / pedagogical education / formation of media competence / информационный иммунитет / медиакомпетенции / педагогическое образование / формирование медиакомпетенции

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О А. Шамигулова

The article reveals some aspects of the research devoted to the development of media competence among teachers as a component of professional readiness to form the necessary skills for the younger generation to live in an information society and technologization of the media environment. The discussed aspects reflect the context of the study related to the risks of information impact on young people and the role of media competence in strengthening information immunity, the possibility of identifying educational deficits in the field of media competence among students – future teachers based on specially developed diagnostic tools and the search for effective approaches to overcome them by realizing the didactic potential of humanities. The developed diagnostic tools have been tested in the educational process of the pedagogical university and within the framework of this article an analysis of the educational deficits available to students in the field of media competence is presented, which allows a targeted approach to the design of work programs of humanitarian disciplines and the organization of the training process of a future teacher as a whole. The presented material allows to conclude that it is necessary to include media competence in the list of results of training a future teacher at a university, while assigning a significant role to the content and technologies of humanitarian education, the use of modern didactic tools in working with various sources of information.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ ОБЕЗОПАСИТЬ»: ГОТОВ ЛИ БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ИММУНИТЕТА У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ?

В статье раскрываются некоторые аспекты исследования, посвященного развитию медиакомпетенции у педагогов как составляющей профессиональной готовности к формированию у подрастающего поколения необходимых умений для жизни в условиях информационного общества и технологизации медиасреды. Затрагиваемые аспекты отражают контекст исследования, связанный с рисками информационного воздействия на молодежь и роль медиакомпетенции в укреплении информационного иммунитета, возможности выявления у студентов – будущих педагогов образовательных дефицитов в области применения медиакомпетенции на основе специально разработанного диагностического инструментария и поиск эффективных подходов для их преодоления с помощью реализации дидактического потенциала гуманитарных дисциплин. Разработанный диагностический инструментарий апробирован в учебном процессе педвуза. В рамках данной статьи представлен анализ имеющихся у студентов образовательных дефицитов в области медиакомпетенции, позволяющий адресно подойти к проектированию рабочих программ дисциплин гуманитарной направленности и организации процесса подготовки будущего педагога в целом. Представленный материал позволяет сделать вывод о необходимости включения медиакомпетенции в перечень результатов подготовки будущего педагога в вузе, отводя при этом значительную роль содержанию и технологиям гуманитарного образования, использованию современных дидактических инструментов в работе с различными источниками информации.

Текст научной работы на тему «“IT CANNOT BE FORBIDDEN SECURE”: IS THE FUTURE TEACHER READY TO FORM INFORMATION IMMUNITY IN THE YOUNGER GENERATION?»

УДК 378

Shamigulova O.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Director of Institute of Historical, Legal and Socio-Humanitarian Education,

Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]

"IT CANNOT BE FORBIDDEN SECURE": IS THE FUTURE TEACHER READY TO FORM INFORMATION IMMUNITY IN THE YOUNGER GENERATION? The

article reveals some aspects of the research devoted to the development of media competence among teachers as a component of professional readiness to form the necessary skills for the younger generation to live in an information society and technologization of the media environment. The discussed aspects reflect the context of the study related to the risks of information impact on young people and the role of media competence in strengthening information immunity, the possibility of identifying educational deficits in the field of media competence among students - future teachers based on specially developed diagnostic tools and the search for effective approaches to overcome them by realizing the didactic potential of humanities. The developed diagnostic tools have been tested in the educational process of the pedagogical university and within the framework of this article an analysis of the educational deficits available to students in the field of media competence is presented, which allows a targeted approach to the design of work programs of humanitarian disciplines and the organization of the training process of a future teacher as a whole. The presented material allows to conclude that it is necessary to include media competence in the list of results of training a future teacher at a university, while assigning a significant role to the content and technologies of humanitarian education, the use of modern didactic tools in working with various sources of information.

Key words: information immunity, media competence, pedagogical education, formation of media competence

О.А. Шамигулова, канд. пед. наук, доц., директор Института исторического, правового и социально-гуманитарного образования Башкирского

государственного педагогического университета имени М. Акмуллы, г. Уфа, E-mail: [email protected]

«ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ ОБЕЗОПАСИТЬ»: ГОТОВ ЛИ БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ИММУНИТЕТА У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ?

В статье раскрываются некоторые аспекты исследования, посвященного развитию медиакомпетенции у педагогов как составляющей профессиональной готовности к формированию у подрастающего поколения необходимых умений для жизни в условиях информационного общества и технологизации медиасреды. Затрагиваемые аспекты отражают контекст исследования, связанный с рисками информационного воздействия на молодежь и роль ме-диакомпетенции в укреплении информационного иммунитета, возможности выявления у студентов - будущих педагогов образовательных дефицитов в области применения медиакомпетенции на основе специально разработанного диагностического инструментария и поиск эффективных подходов для их преодоления с помощью реализации дидактического потенциала гуманитарных дисциплин. Разработанный диагностический инструментарий апробирован в учебном процессе педвуза. В рамках данной статьи представлен анализ имеющихся у студентов образовательных дефицитов в области медиакомпе-тенции, позволяющий адресно подойти к проектированию рабочих программ дисциплин гуманитарной направленности и организации процесса подготовки будущего педагога в целом. Представленный материал позволяет сделать вывод о необходимости включения медиакомпетенции в перечень результатов подготовки будущего педагога в вузе, отводя при этом значительную роль содержанию и технологиям гуманитарного образования, использованию современных дидактических инструментов в работе с различными источниками информации.

Ключевые слова: информационный иммунитет, медиакомпетенции, педагогическое образование, формирование медиакомпетенции

Актуальность исследования связана с необходимостью постоянного анализа и корректировки требований к результатам профессиональной подготовки учителя в условиях развития информационного общества, внедрения цифровых технологий во все сферы жизни человека. В рамках статьи мы обратились к проблеме формирования медиакомпетенции как составляющей результата современного образования, рассматриваемой в нашем исследовании в одном ключе с вопросами развития информационного иммунитета человека и обеспечения духовной безопасности личности. Основное внимание в поиске решения мы обращаем на образовательный потенциал гуманитарных дисциплин на этапе подготовки будущего учителя, роль учебных предметов истории и обществознания в развитии умений работать с информацией и различными медиаисточниками, применение эффективных подходов в изучении гуманитарных знаний. При этом медиакомпетенция понимается нами как способность работать с информацией в различных медиа, включающая процессы понимания и интерпретации, критический анализ и верификацию, создание медиатекстов, а также ценностно-смысловое отношение к информации и различным видам медиа [1, с. 181].

Обращаясь к понятиям «духовная безопасность» и «информационный иммунитет», необходимо сфокусировать внимание на вопросе сохранения и защиты традиционных ценностей, составляющих культурный код и духовный стержень человека, позволяющий не сбиться с пути в информационном шторме, применить защитные механизмы и быть менее уязвимым от воздействия деструктивной информации. В российском законодательстве понятие «духовная безопасность» определено как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в духовной сфере от внешних и внутренних духовных угроз» [2]. Осознание и предвидение рисков, защита от факторов, угрожающих ценностному становлению подрастающего поколения, духовному развитию детей и молодежи, становятся профессиональными задачами педагога в современной школе.

Одним из таких факторов, по нашему мнению, является информационно-психологическое воздействие, которое приобретает в цифровом мире широкое развитие. Российские исследователи в 2016 году представили глубокий анализ таких понятий, как «информационная война», «психологическая борьба», «информационное противоборство» [3]. Цель распространения данных явлений заключается в воздействии на массовое сознание. Для практики педагогического образования особый интерес представляют методы и инструменты воздействия, основу которых составляют средства массовой информации. К таким методам относят психологическую борьбу, информационные операции влияния, отдельные направления информационной войны, такие как «война культур», предпо-

лагающие навязывание стороне мировоззренческих и культурных ценностей, и другие [3, с. 96].

С появлением в 80-е годы ХХ века в массовой коммерческой эксплуатации глобальной компьютерной сети ARPANET, получившей в будущем название World Wide Web («всемирная паутина»), ученые стали говорить об «информационном взрыве» и революционных изменениях в социальной и экономической жизни общества [4, с. 13].

Современные исследователи, характеризуя риски информационного воздействия на человека в современных условиях, выделяют несколько проблем, усугубляющих сохранение духовной безопасности личности и нормальное интеллектуальное развитие человека. К ним относят «постоянное воздействие на сознание личности; критический уровень возможности манипулирования сознанием личности; отсутствие инструментов противодействия манипулированию, которое может приводить к осреднению индивидуальных особенностей личности, его «оболваниванию» и формированию из населения «серой массы»» [5, с. 108-110].

Цель исследования состоит в рассмотрении опыта выявления сформированное необходимых умений в области медиакомпетенции у студентов педагогических вузов - будущих учителей для эффективного восполнения образовательных дефицитов на этапе подготовки в контексте содержания задач профессиональной деятельности педагога, связанных с защитой подрастающего поколения от негативного информационного воздействия, развитием у обучающихся информационного иммунитета. Основными задачами в достижении поставленной цели являлись анализ интерпретации понятия «информационный иммунитет» в современных исследованиях и его взаимосвязи с образованием подрастающего поколения; рассмотрение места медиакомпетенции в системе подготовки будущего учителя; определение взаимосвязи выбираемого профиля подготовки студентов и исходного владения необходимыми умениями в области медиакомпетенции как отправной точки для подготовки будущего учителя к формированию информационного иммунитета у обучающихся.

Научная новизна заключается в необходимости включения медиакомпе-тенции в перечень результатов подготовки будущего педагога в вузе как условия формирования у обучающихся информационного иммунитета и обеспечения духовной безопасности личности, отводя при этом значительную роль содержанию и технологиям гуманитарного образования, использованию современных дидактических инструментов в работе с различными источниками информации.

Теоретическая значимость результатов исследования связана с уточнением содержания понятия «медиакомпетенция» в контексте реализации образова-

тельного потенциала гуманитарного знания для формирования у подрастающего поколения информационного иммунитета, выявлением и научным обоснованием роли изучения гуманитарных дисциплин в восполнении образовательных дефицитов, связанных с областью медиакомпетенции в процессе подготовки будущего педагога.

Практическая значимость результатов исследования заключается ввоз-можности использования в процессе профессиональной подготовки буд ущезо учителя предлагаемых диагностических инструментов, разработанных с учетом требований к результатам высшего педагогического образования и дальнейшего развития системы преподавания гуманитарных дисциплин в вузе для формирования жизненно необходимых компетенций человека информационного общества.

Поиску механизмов противодействия информационному воздействию умез ляют внимание представители различных областей научного знания, в том числе философии, социологии, социальной психологии, педагогики. В решениях, уред-лагаемых современными исследователями, можно условно выделить два аспекта: духовный и технологический.

Первый аспект связан с понятиями ценностных установок, нравственных убеждений и личного информационного иммунитета личности. Современные исследователи подчеркивают ведущую роль нравственных установок личное--и сформированности духовных ценностей в способности к отражению информан ционного воздействия [6; 7]. По мнению Э. Абдулвохидова, «информационные иммунитет формируется благодаря наращиванию духовного мира личности поч средством чтения и познания национальных и общечеловеческих ценносоей, своей ответственности перед природой» [7].

В технологическом аспекте проблема преодоления негативного информационного воздействия на личность и развития умений эффективно работать с информационными потоками рассматривается в современных исследованиях в одном ключе с формированием специальных навыков, компетенций, грамотно-стей, критического мышления, позволяющих отличать фейки от фактов, улавливать и находить главные факты в информационных источниках, формулировать цель создания медиа, сортировать и верифицировать информацию, понимать и распознавать методы и приемы информационного воздействия [8; 9].

Для нашего исследования большой интерес представляет определение понятия «информационный иммунитет», которое сформулировали ученые Лагун A.B. и Строев H.H. По их мнению, - это «способность личности формировать навыки, направленные на снижение уязвимости от информационного воздействия и укрепление способности личности к преодолению их негативных последствий в условиях постоянного информационного воздействия. Это выражается в умении личности при восприятии информационного потока различной модальности ориентироваться на собственные убеждения и установки в зависимости от степени нравственного развития, интериоризируя только ту информацию, которая кажется верной и совпадающей с её внутренними установками, в том числе путе мпоо-верки информации на актуальность и достоверность» [5, с. 110].

Как видим из определения, авторы интегрируют духовную и технологическую составляющие информационного иммунитета личности, подчеркивая совокупность установок личности как результата нравственного развития и технологических информационных умений, являющихся результатом обучения. В данной позиции мы солидарны с исследователями и подчеркиваем неотъемлемую роль современной системы образования в формировании информационного иммунитета подрастающего поколения, поэтому обращаем внимание на проблему сфор-мированности необходимых компетенций у будущего учителя, возможность проектирования процесса формирования компетенций, включающего корректировку содержания и методики подготовки, диагностику и оценку результатов.

Исходя из понимания информационного иммунитета, становится понятным, что речь должна идти о профессиональных педагогических компетенциях, связанных с формированием ценностных установок личности, нравственным воспитанием подрастающего поколения и медиакомпетенции, связанной с развитием у обучающихся умений работать с информацией, включающих поиск, интерпретацию, переработку, критический анализ и самостоятельное создание медиа [1].

Встраивание процесса формирования медиакомпетенции в систему подготовки будущего педагога потребовало изучения имеющихся в педагогической науке и практике образования диагностических методик, существующих подходов к выявлению уровня искомой компетенции у студентов и образовательных дефицитов, связанных с данной областью. Результаты анализа отечественных и зарубежных исследований в области медиакомпетенции, в том числе медиа-компетенции у педагогов, описаны нами подробно в предыдущих публикациях [10, с. 50]. В ходе исследования научных работ и практики высшего образования было обнаружено увлечение использованием анкетных методов диагностики и методов опроса, которые преимущественно основаны на самодиагностике студентов. В данной связи нами разработан и апробирован диагностический инструментарий, позволяющий определить образовательные дефициты студентов в области медиакомпетенции с целью дальнейшего адресного проектирования процесса формирования искомой компетенции [11].

На описываемом этапе эмпирического исследования к выполнению диагностической работы было привлечено 232 студента Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, обучающихся на первом курсе по

программам бакалавриата «Педагогическое образование». Первая группа участников включала сто двадцать восемь студентов-первокурсников, обучающихся по профилям «История и обществознание», «История». Вторую группу респондентов составили сто четыре студента профилей «Информатика», «Начальное образование». Для данного исследования мы уточнили гипотезу, согласно которой студенты-историки(обучающиеся по профилю«История иобществоз нани е») лучше слрысвоиыт о слиолкпелыми каданпями, чем респостенты иторой фпппы, питкольку предчолсыкиорлычо, удиляли нолишп иаиминия лзучеспвв ^мыкива^ кис виоиипипн чпроцеысо пoдгoтокеиипpoфильчиlл пыпуешым авзтмтнвмдло тоступлепнов в-н.

ОблтОоркарезулстаысю волacкнoмeртдвтeaвтoмaтвикpoнaвнoй проиерп кинвыюееепна ■^бр^л^и^^^т^^п^ьнылдефлцитор но сие-^ельно^нформт^онной псатфсвкт. Xееетыениететр тиоюнocgлчeсисю ^рта, ак содержаные к поcиотoв к аиепизу ы вцeкисaпнючезyлптртопоoнтрбно иклтлeнынaдкв Рплеа ранной пибликaцииЫ1Ипoлтолy воемвмо ыепчо й cолоиисcлюнокrм сянасеонпителв ном лнвлизт лeзyльтaыти опух гpуппеилиоуЫопчoв. олpaжaющиxкoдтвоишдопнттa-боче й гипотезы и позволивших нам получить конкретные основания для дальней-сооголрюе ктирования процесса подготовки будущего учителя к решению задач илефолечииaлgлоы ыаюыeльпgсти н oTынетл дылиaкы5мнолспдки п фopюннoвaния ипЫоpмaрчопчoroиммyиилeтa у oбсиоющиллоы

Mптдыпзl<gм оыл ллeллoжоa один си иооылах налнонтоа тле1чocтиgоуl<оЛ Л^оса!. п канадом ночиаыто зaмтлиоPыоч пдечтичгы пи урылню сллжнссти. В логнпе иcaлeдoиликлnpoцeзтgыeичaчeчияпычoлчоиплзтыaчийеecпoилтилa( м и обеих групп представлены на рис. 1 и 2.

Рис. 1. Доля участников, набравших максимальное количество баллов за кидаикы диюннлптиклпкoк paЫоевl ГпрыФидн «Истоппя и обществознание»)

Рис. 2. Доля участников, набравших максимальное количество баллов за задания диагностической работы (другие профили)

Сравнивая результаты выполнения заданий респондентами первой и второй групп, мы обнаружили затруднения, испытываемые участниками обеих групп, а также устойчиво низкие результаты за выполнение одних и тех же заданий (2, 3, 4, 5, 6, 8 и 11). Это послужило базовым основанием в определении и последующей коррекции имеющихся дефицитов в области медиакомпетенции. Рассмотрим некоторые примеры:

Первая часть заданий (1, 2, 3) связана с поиском и интерпретацией информации. Для выполнения каждого задания от участника требовалась демонстрация конкретного умения: задание 1 - различать типы источников и находить особенности предоставления информации в них, понимать основные идеи

текста, дифференцировать главные и второстепенные единицы содержания; задание 2 - находить, анализировать и систематизировать информацию из различных видов источников, устанавливать смысловые взаимосвязи между единицами содержания; задание 3 - различать факты, находить аргументы и контраргументы, суждения и умозаключения. Как видим из диаграммы, ниже оказались результаты выполнения первого и второго заданий у участников второй группы, но в целом задания первой части вызвали затруднения у обеих групп.

Вторая часть заданий (4-8) связана с демонстрацией комплекса умений по критерию «Критический анализ информации», необходимых для оценивания получаемой информации из различных типов источников, представленной в различных знаковых системах. Так, в задании 4 верно определить способы и приемы подачи информации, влияющей на ее восприятие, в первой группе смогли только 17,2% участников, а во второй группе - 30,8%. В пятом задании верифицировать информацию и выявить противоречия в текстовых и визуальных источниках получилось правильно в первой группе у 12,5% респондентов, во второй - у 17,3% участников. В шестом задании участники должны были продемонстрировать умение дифференцировать информацию, определив цели и назначение медиа. Респонденты первой группы справились с заданием лучше (37,5%), чем участники второй группы (26,9%), но очевидно, что кейсы, требующие комплексных умений для оценки информационных источников и их содержания, могут служить хорошей дидактической базой для дальнейшего развития медиакомпетенции и подготовки студентов в области работы с информацией.

Сделать выводы о легитимности медиатекстов, их назначения, опираясь на приемы внешнего и внутреннего анализа источника, респондентам было предложено на основе задания 8. Выполнение задания, на наш взгляд, связано с одним из важнейших умений для работы в современном потоке информационных источников и требует внимательного отношения к авторству анализируемого источника, контексту его создания (цели создания, особенности адресата и другие характеристики). Участники первой группы, так же, как и с предыдущими заданиями второй части, с данным заданием справились лучше (20,3%), чем студенты второй группы (5,8%), но в целом результаты выполнения позволяют констатировать имеющиеся образовательные дефициты в области медиакомпе-тенции.

Особый интерес представляют полученные результаты выполнения третьей части заданий, отражающие образовательные дефициты в области создания медиатекстов. Самым сложным для участников обеих групп оказалось задание 11, которое требовало демонстрации умения выбирать оптимальную форму представления и визуализации информации при формировании медиатекстов, опираясь на знания особенностей жанров медиатекстов и средств их создания

Библиографический список

[11]. В первой группе на максимальный балл задание выполнили 37,54% участников, тогда как во второй группе - только 19,2%.

Анализируя полученные результаты, мы предположили, что одной из возможных причин полученных различий и более высоких результатов у группы ре-спондентов-«историков» в выполнении заданий диагностической работы могут являться предшествующие поступлению в вуз систематические занятия по гуманитарным учебным предметам, в частности по истории и обществознанию. Проведя дополнительный опрос среди участников первой группы, мы получили необходимую для нашего предположения информацию об изучении гуманитарных предметов в школе. Так, 88% опрошенных считают, что среди учебных предметов в школе, которым они уделяли значительное внимание, были дисциплины «История» и «Обществознание». 61% участников опроса подтвердили, что занимались историей и обществознанием дополнительно в 10-11 классах.

В заключение отметим, что полученные результаты позволяют не только подтвердить положительное значение гуманитарных предметов в формировании комплекса умений, составляющих основу медиакомпетенции, но и обратить внимание на перечень требований ФГОС общего образования к образовательным результатам предметной области «Общественно-научные предметы», которые потенциально составляют базовую основу для дальнейшего развития необходимых информационных умений и информационного иммунитета у обучающихся.

На наш взгляд, в условиях возрастания возможностей передачи и распространения информации с помощью цифровых технологий проблема информационного иммунитета является краеугольным камнем в преподавании и изучении гуманитарных дисциплин, в частности истории. Доступность материалов о «сенсационных исторических фактах», «открытиях века», «небывалых находках» требует от современного читателя и ученика вдумчивого, грамотного, критического анализа, умения находить и верифицировать информацию о событиях в различных источниках, приходить к самостоятельным суждениям и умозаключениям по распространяемым и распространенным толкованиям, нарративам, претендующим на «новый» рассказ о прошлом и прогнозируемом будущем. В данной связи невозможно переоценить роль учителя в овладении обучающимися инструментами духовной безопасности.

Актуализируя внимание на формировании информационного иммунитета у подрастающего поколения, необходимо подчеркнуть важность развертывания в процессе профессиональной подготовки будущего педагога целенаправленной системы развития медиакомпетенции, при этом отводя значительную роль гуманитарным дисциплинам, технологиям гуманитарного образования, использованию современных дидактических инструментов в работе с различными источниками информации. Информационный иммунитет не представляется в отрыве от социально-гуманитарного знания и познавательной деятельности как способа сохранения ценности исследовательской культуры в постижении мира.

1. Шамигулова О.А. Диагностика медиакомпетенции как метапредметного результата подготовки будущих педагогов. Педагогическое образование в России. 2023; № 5: 178-190.

2. О безопасности. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3, 2023. Available at: https://www.consultant.ru>document/cons_doc_LAW_108546/

3. Вакцинация от фальсификации. Хабаровск: ЦИМО АТР Издательский дом «Частная коллекция», 2016.

4. Смирнова В.Р, Шарыпова Т.Н. Понятие информационного общества. Его основные характеристики. Colloquium-journal. 2021; Т. 99, № 12: 13-15.

5. Лагун А.В., Строев Н.Н. Формирование личного информационного иммунитета в условиях постоянного информационного воздействия. Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018; Т. 67, № 3: 108-110.

6. Евстафьев В.А., Соколова С.Н. Современное общество: духовные аспекты информационой безопасности личности. Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2016; № 1: 49-55.

7. Абдулвохидов Э., Акрамхонова М. Духовные ценности как педагогический инструмент формирования. Научный импульс. 2023; Т. 100, № 9: 121-128.

8. Приступа Е.Н. Формирование и развитие медиакомптентности будущих педагогических работников. Преподаватель XXI век. 2022; № 2-1: 46-53.

9. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. Москва: Информация для всех, 2007.

10. Шамигулова О.А., Василина Д.С. Формирование медиакомпетентности в условиях вуза: анализ мнений студентов - будущих педагогов. Перспективы науки и образования. 2023; № 3: 50-70.

11. Шамигулова О.А., Василина Д.С., Григорьева М.Д. Диагностические работы для оценки сформированности медиакомпетенции как составляющей метапредмет-ных результатов подготовки студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Свидетельство о регистрации базы данных 2023622704, 08.08.2023. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=54337324

References

1. Shamigulova O.A. Diagnostika mediakompetencii kak metapredmetnogo rezul'tata podgotovki buduschih pedagogov. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2023; № 5: 178-190.

2. O bezopasnosti. Federal'nyj zakon ot 28.12.2010 № 390-FZ, 2023. Available at: https://www.consultant.ru>document/cons_docJ-AWJ08546/

3. Vakcinaciya ot fal'sifikacii. Habarovsk: CIMO ATR. Izdatel'skii dom «Chastnaya kollekciya», 2016.

4. Smirnova V.R., Sharypova T.N. Ponyatie informacionnogo obschestva. Ego osnovnye harakteristiki. Colloquium-journal. 2021; T. 99, № 12: 13-15.

5. Lagun A.V., Stroev N.N. Formirovanie lichnogo informacionnogo immuniteta v usloviyah postoyannogo informacionnogo vozdeistviya. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V.B. Bobkova filiala Rossiiskoi tamozhennoi akademii. 2018; T. 67, № 3: 108-110.

6. Evstaf'ev V.A., Sokolova S.N. Sovremennoe obschestvo: duhovnye aspekty informacionoj bezopasnosti lichnosti. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya obschestvennyh i gumanitarnyh nauk. 2016; № 1: 49-55.

7. Abdulvohidov 'E., Akramhonova M. Duhovnye cennosti kak pedagogicheskii instrument formirovaniya. Nauchnyi impul's. 2023; T. 100, № 9: 121-128.

8. Pristupa E.N. Formirovanie i razvitie mediakomptentnosti buduschih pedagogicheskih rabotnikov. Prepodavatel'XXI vek. 2022; № 2-1: 46-53.

9. Fedorov A.V. Razvitie mediakompetentnosti i kriticheskogo myshleniya studentov pedagogicheskogo vuza. Moskva: Informaciya dlya vseh, 2007.

10. Shamigulova O.A., Vasilina D.S. Formirovanie mediakompetentnosti v usloviyah vuza: analiz mnenij studentov - buduschih pedagogov. Perspektivynaukiiobrazovaniya. 2023; № 3: 50-70.

11. Shamigulova O.A., Vasilina D.S., Grigor'eva M.D. Diagnosticheskie raboty dlya ocenki sformirovannosti mediakompetencii kak sostavlyayuschej metapredmetnyh rezul'tatov podgotovki studentov bakalavriata, obuchayuschihsya po napravleniyu «Pedagogicheskoe obrazovanie». Svidetel'stvo o registracii bazy dannyh 2023622704, 08.08.2023. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=54337324

Статья поступила в редакцию 20.08.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.